ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ И УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ВУЗА
Гурбан Светлана Семеновна,
старший преподаватель Актюбинский региональный университет им.К.Жубанова,
Актобе, Казахстан Жиембаев Асан Шерденович, старший преподаватель, Актюбинский региональный университет им.К.Жубанова,
Актобе, Казахстан Зейбель Виктор Иванович, старший преподаватель, Актюбинский региональный университет им.К.Жубанова,
Актобе, Казахстан
PHYSICAL ACTIVITY AND EDUCATIONAL PROCESS OF THE UNIVERSITY
Gurban Svetlana Semyonovna,
Senior Lecturer,
Aktobe Regional University named after K. Zhubanov,
Aktobe, Kazakhstan; Zhiembaev Asan Sherdenovich,
Senior Lecturer,
Aktobe Regional University named after K. Zhubanov,
Aktobe, Kazakhstan Zeybel Viktor Ivanovich,
Senior Lecturer,
Aktobe Regional University named after K. Zhubanov,
Aktobe, Kazakhstan.
АННОТАЦИЯ
В представленной статье освещаются результаты педагогического исследования по усилению работы по физической активности в университете. Исследование было проведено на кафедре физической культуры и спорта Актюбинского регионального университета им.К.Жубанова в период 2019-2020 годы с участием студентов специальности 5В010800- «Физическая культура и спорт» в количестве 283 человек и 17 преподавателей кафедры.
ABSTRACT
The presented article highlights the results of a pedagogical research on strengthening work on physical activity at the university. The study was conducted at the Department of Physical Culture and Sports of the Aktobe Regional University named after K. Zhubanov in the period 2019-2020 with the participation of students of the specialty 5B010800- "Physical culture and sports" in the amount of 283 people and 17 teachers of the department.
Ключевые слова: физическая активность, спорт, пандемия, студенты, жизнедеятельность, популяризация, интеграция.
Keywords: physical activity, sports, pandemic, students, livelihoods, popularization, integration.
С марта 2020 года внимание всего мирового сообщества было привлечено к пандемии Корона-вируса и ее модификационных штаммов («британский», «южноафриканский», «бразильский», «японский», «индийский»). Это послужило веским основанием для рассмотрения замещающих возможностей привычных жизненных навыков на дистанционные и информационные. Проводимые длительные карантинные локдауны еще больше подчеркнули значимость физической активности. Как показывает статистика, период пандемии поставил под угрозу физиологическую безопасность населения мира и Казахстана, в частности. Вместе с тем переживание страха человеком и группой неоднозначно сказалось на психологической безопасности, а длительное пребывание дома - к увеличению веса и ограниченности движения.
Как мы знаем, основой здорового образа жизни человека является его уровень физической активности, где ее формы и методы носят активный двигательно-деятельностный характер. Однако следует различать понятие «физическая активность» от понятия «физические упражнения». Наиболее значимой из них является физическая активность, где физические упражнения выступают ее подкатегорией. Как мы знаем, физические упражнения выступают как систематически повторяющийся комплекс постоянно повторяющихся физических действий человека, которые усиливают и поддерживают их физическую форму [1]. По определению ВОЗ, физическая активность представляет собой определенное выполнение активных движений тела, выполняемые скелетными мышцами и
расходуя внутреннюю энергию. Понятие «физическая активность» носит более широкий характер, который можно выполнять как в специально оборудованных местах, также и во время отдыха, поездок, даже во время выполнения основной работы [2]. К популярным видам физической активности
Плавание
Езда
Мытье
Теоретическую основу физической активности составляет праксеологический и дифференцированный подходы. В основе праксеологического подхода лежат человеческие умения, которые представляют собой определенное выполнение комплекса активных действий, ведущих к определенным успехам и обеспечивающих результативность физического и умственного труда в разных жизненных ситуациях [3].
Представленный краткий обзор теоретических основ физической активности позволил нам выстроить основные концептуальные линии педа-
можно отнести езду на велосипеде, посещение спортивной секции, ходьба и ее виды, катание на коньках и роликах, активный отдых.
Рассмотрим основные виды физической активности, при выполнении которых идет расход энергии 150 ккал в разрезе временного периода.
гогического эксперимента, в котором приняли участие студенты специальности 5В010800- «Физическая культура и спорт» в количестве - 283 человек и 17 преподавателей кафедры физической культуры и спорта Актюбинского регионального университета им. К.Жубанова.
По методике «Ваш стиль жизни» (автор В. П. Войтенко) обозначены следующие критерии: значение менее 20 баллов - низкий уровень здравосо-зидающей деятельности; 21-28 баллов - допустимый; 29 баллов и более - оптимальный уровень [4]. В Диаграмме 3 нами указано процентное соотношение уровней.
на дистанцию Ходьба Быстрые танцы на велосипеде гра в волейбол окон или пола
0
40
50
60
10 20 30 ■ Минуты
Рисунок 1. Виды физической активности и выделенное время
60
70
Рисунок 2. Методика «Ваш стиль жизни» (В. П. Войтенко)
Результаты данной диагностики показали, что большая часть студентов приоритетом ставят занятие спортом, что составляет 70% от общего числа респондентов. Однако другая половина -30% - не придают этому значения, несмотря на профессиональное самоопределение. К этой категории относятся студенты 1 курса, которые еще полностью не
проникли учебным процессом университета и требуют дополнительной специальной работы с ними.
По опроснику «Каков ваш уровень физической активности?» (автор Р.А.Потемкина) позвляют студентам взглянуть на систему физической активности с профилактической стороны. Данная информация также важна и для врача, у которого наблюдается испытуемый.
У меня имеется интенсивная физическая нагрузка 3 или более раз в неделю в течение...
У меня имеется интенсивная физическая нагрузка 3 или более раз в неделю в течение.
У меня имеется умеренная физическая нагрузка по 30 минут в день 5 дней в неделю.
У меня имеется умеренная физическая нагрузка по 30 минут в день 5 дней в неделю.
У меня имеется физическая нагрузка на интенсивном уровне менее 3-х раз в неделю.
Я пытаюсь увеличить уровень своей физической активности до умеренного или.
Я не занимаюсь ни умеренными, ни интенсивными видами физической.
Я не занимаюсь ни умеренными, ни интенсивными видами физической.
0%
10%
20%
30%
Рисунок 3. Опросник «Каков ваш уровень физической активности?» (Р.А.Потемкина).
Полученные данные свидетельствуют, что не все студенты уделяют должного внимания физической активности, несмотря на выбранную ими специальность. Это составляет 20% от общего числа опрошенных студентов. Для нас, специалистов физической культуры и спорта, данный показатель
значительный, ставя нашей приоритетной целью уменьшить его.
Рассмотрим результаты социологического опроса преподавателей кафедры физической культуры и спорта, которые они предпочитают при выполнении физической активности.
воспитательные программы по ЗОЖ
активный домашний труд. Уход за скотом
Пеший ход 20
самостоятельные занятия по Интернету
физкультурные паузы на уроках
организация спортивных секций
Рисунок 5. Предпочитаемые визы ФА преподавателями кафедры в количественном соотношении
Полученные данные свидетельствуют о заявленной готовности и реальном представлении о возможности применения видов и форм физической активности студентов специальности 5В010800- «Физическая культура и спорт», также об активной спортивной позиции преподавателей
кафедры физической культуры и спорта. Это является основанием для усиления пропаганды, профилактики и интеграции физической активности в целостный педагогический процесс университета. Для этого нами была определена системная комплексная работа со студентами специальности
5В010800- «Физическая культура и спорт». В основе реализации его в систему университетского обучения входит три подхода: аксиологический, системно-деятельностный, развивающий [5].
- Аксиологический подход является определяющим, он направлен на формирование социальной, культурной, личностной составляющей при выборе форм для студентов, педагогов и родителей.
-Системно-деятельностный подход является определяющим для основной образовательной про-
граммы по физической культуре. Также он позволяет понять, что представляют собой воспитание и социализация в структурно-методологическом плане.
- Развивающий подход дает принципиальное понимание системно-деятельностной технологии духовно-нравственного развития обучающегося.
Вся профилактическая работа строилась согласно системы мероприятий, указанных в таблице 1.
Таблица 1.
Система проводимых по вопросу популяризации физической активности» со студентами специаль-
Раздел Содержание
Организационно -диагно -стический - планирование работы по физической активности; -проведение мини-опроса с целью определения и понимания общей картины практического применения видов физической активности в АРУ им. К. Жубанова.
Формирующий - внедрение специальных тем и спецкурсов в учебный процесс; -учебная практика студентов и учет видов физической активности в ней; -активизация форм и видов физической активности в университете в педагогическом коллективе и среди студентов; -пропаганда умеренной формы физической активности как обязательного ежедневного упражнения для всех, ее варианты.
Обобщающий, пропагандирующий - результаты учебных достижений студентов; -пропаганда физической активности как перспективный учебный продукт университета; -распространение педагогического опыта по формам и видам физической активности у студентов АРУ им. К. Жубанова в научных публикационных изданиях.
Полученные результаты позволили систематизировать работу по усилению пропаганды физической активности в учебный процесс университета с целью дальнейшего внедрения студентами в образовательный процесс малокомплектной школы. Это привело к существенным результатам.
Таким образом, переход к инновационным моделям подготовки специалистов в области физической культуры и спорта - одна из важнейших задач развития не только Актюбинского регионального университета им. К. Жубанова, но и всех организаций высшего образования, готовящих специалистов в этой сфере.
Практическая значимость многогранна, выходит за рамки учебного процесса, охватывает физические возможности студентов и профессорско-преподавательский состав университета. Как результат проведенного анализа, физическая активность как методическая форма учебной работы. Это не требует специальных материально-технических снаряжений.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Михайлова Д. А. Спорт высших достижений как сфера творческой деятельности: учебное пособие./ Михайлова Д. А. - СанктПетербург: НГУ им. П. Ф. Лесгафта, 2014. - 244 с.
2. EU physical activity guidelines - recommended policy actions in support of healthenhancing physical activity. Brussels: European Union; 2008. Режим доступа:
http ://ec.europa. eu/assets/eac/sport/library/policy_doc uments/eu-physical-activity-guidelines-2008_en.pdf. (по состоянию на 30. 12. 2018 г)
3. Девятловский, Д. Н. Дефиниция понятия «праксиологические умения будущего специалиста» // Фундаментальные исследования. - 2012. - N° 6-3. - С. 581-586. Режим доступа: https://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=30078 (28.07.2017).
4. Психолого-педагогическая диагностика: учебно-методическое пособие/ Сост.: А. И. Артюхина, В. И. Чумаков - Волгоград: Изд-во ВолгГМУ. - 2014. - 115 с.
5.Боген М.М. Современные теоретико-методические основы обучения двигательным действиям: Автореф. дис. на соискание уч. степени док. пед. наук.: 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования / Боген М.М. — М., 1989. - 52 с.