Научная статья на тему 'Дидактико-акмеологическое преобразование процесса профессиональной переподготовки специалистов для физкультурно-спортивной сферы'

Дидактико-акмеологическое преобразование процесса профессиональной переподготовки специалистов для физкультурно-спортивной сферы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сафонова Г. В., Тютюков В. Г.

The results of research the introduction of didactic-acmeologycal technology in optimization the professional formation process of the athletic-sportive specialization specialist in accessory education (professional retraining) are presented in the article. Received experimental data indicates the achievement of higher level in special knowledge, skills and acquirements in practice by the students, learning the offering technology, than it can be peculiar to organizing educational process.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сафонова Г. В., Тютюков В. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRICULUM-ACMEOLOGIC CONVERSION PROCESS VOCATIONAL TRAINING FOR THE PROFESSIONAL PHYSICAL TRAINING AND SPORTS FIELDS

The results of research the introduction of didactic-acmeologycal technology in optimization the professional formation process of the athletic-sportive specialization specialist in accessory education (professional retraining) are presented in the article. Received experimental data indicates the achievement of higher level in special knowledge, skills and acquirements in practice by the students, learning the offering technology, than it can be peculiar to organizing educational process.

Текст научной работы на тему «Дидактико-акмеологическое преобразование процесса профессиональной переподготовки специалистов для физкультурно-спортивной сферы»

3. Моргун В.Ф., Ткачева Н.Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии. М.: Изд-во МГУ, 1981, С.80.

4. Марков В.Н. Масштаб личности и ее адаптация // Мир психологии №1 2007. - С. 100-109.

5. Мюррей Генри Александр Исследование личности (Exploration in Personality), Нью-Йорк, 1938, С. 125.

6. Панкратьева Н.В. Здоровье - социальная ценность / Н.В. Панкратьева, В.Ф. Попов, Ю.В. Шиленко. - М.: Изд-во Мысль, 1989. С.17.

7. Шепель В.М. Ортобиорика: слагаемые оптимизма / В.М. Шепель. - М.: Изд-во Авицена: ЮНИТИ, 1996. С.53.

8. Щедрина А.Г. Онтогенез и теория здоровья. - Новосибирск, 1998. С.17.

9. Е.Г.Сайганова, В.Н.Марков

10. В настоящей статье предпринята попытка рассмотреть мотивацию студентов к самостоятельным занятиям физическими упражнениями в контексте их индивидного, личностного и акмеологического развития.

11. In the present article attempt to consider motivation of students to independent employment by physical exercises in their wider context индивидного, personal and акмеологического developments is undertaken.

Г.В. Сафонова, В.Г. Тютюков

ДИДАКТИКО-АКМЕОЛОГИЧЕСКОЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ПРОЦЕССА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ

ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ СФЕРЫ

Современное общество, в котором знания становятся капиталом и главным ресурсом экономики, формирует устойчивый и долговременный запрос на личность яркую и свободную, самобытную и инициативную, интеллектуально и физически развитую, здоровую, творческую и высокопрофессиональную. В связи с чем необходимо создание сложных и разветвленных областей теоретического и практического человекознания, значение которых для будущности человечества не менее важно, чем значение фундаментальных наук о природе, с которыми связано овладение ее силами, энергетическими и пищевыми ресурсами.

Одной из таких областей следует считать акмеологию, предметом изучения которой является многомерная совокупность факторов, присущих зрелой личности, которые связаны с развитием и реализацией ее творческого потенциала средствами образования и самообразования, осуществимостью индивидуального смысла и предназначения, становлением методологии высокопродуктивной профессиональной деятельности [1, 2, 5, 6 и др.].

В современной дидактике, ориентированной на данную подструктуру образовательной сферы, существует значительное количество концептуально-теоретических и практико-ориентированных наработок, которые, однако, комплексно не охватывают проблему повышения качества процесса профессионального становления и развития специалиста, особенно на послевузовском этапе - в условиях последипломного образовательного пространства. Кроме того, в высшей физкультурной школе большинство ныне существующих моделей содержания (информационная и процессуально-методическая составляющие) образовательного процесса по реализации дополнительных образовательных программ продолжают оставаться «очищеными» от существующего многообразия жизненных профессиональных ситуаций и порождаемых ими задач, от реалий полиаспектного взаимодействия субъектов своеобразной педагогической диады (педагог - слушатель), ориентированного на мотивационное движение к обоюдному высокоценностному саморазвитию. Вследствие этого происходит неоправданная редукция жизненно значимых профессионально-познавательных задач к чисто учебным, чаще всего лишенным конкретного прикладного аспекта. Это свидетельствует о непроходящей значимости и актуальности исследований, ориентированных на решение проблем, существующих в данном образовательном сегменте высшей школы. Кроме того, в сфере современного дополнительного профессионального образования можно довольно четко увидеть проявление хронического противоречия между потребностью социума в таких специалистах, которые в процессе своей

жизнедеятельности достигали бы вершин личностной и деятельностной зрелости, социально-ценной и творческой продуктивности, и незавершенностью разработки научно-теоретических и методических основ процесса обеспечения обучающегося субъекта технологиями поиска социально-потребных алгоритмов поведения, определяющих осуществимость такого уровня профессиональной компетентности, который бы обеспечивал дальнейшее достижение высочайшего уровня профессионализма и выработку индивидуального стиля деятельности.

Сложность проблемы профессионального становления и развития физкультурных кадров обусловлена также изменением и усложнением требований современного социума к профессии, обновлением профессиональных функций. Недостаточно высокий уровень профессионализма физкультурных кадров являются одной из первопричин, препятствующих полноценному развитию физкультурно-спортивной сферы в стране, ведь именно физкультурным кадрам принадлежит главенствующая роль, как в развитии массовой физической культуры, так и подготовке высококвалифицированных спортсменов.

Вышеизложенное позволило обозначить направление исследования, ориентированного на решение научной проблемы, сформулированной в следующем виде: каким образом оптимизировать процесс дальнейшего профессионального развития специалиста физкультурно-спортивного профиля в системе последипломного образовательного пространства, чтобы он задавал вышеуказанным специалистам стратегическую ориентацию на переход в класс профессиональной элиты общества?

В этих условиях, решающее значение при реализации программ профессиональной переподготовки специалистов физкультурно-спортивного профиля приобретает дальнейшая разработка проблематики оптимизации учебного процесса с ориентацией на свободную и ответственную личность, включенную в развивающую образовательную среду и способную в ней самосовершенствоваться в целях достижения наиболее качественного состояния. На наш взгляд, обретение такой «качественности» должно обеспечить дидактико-акмеологическое преобразование последипломного образовательного пространства: модификация содержательных и процессуальных компонентов учебного процесса. В ходе данного преобразования будет достигаться повышение уровня тех характеристик и свойств будущего субъекта осваивающего новый вид трудовой деятельности - педагогической, которые во многом будут определять высокую ее эффективность и позволят инвариативно разрешать возникающие противоречия между существующими возможностями и наличными социально-значимыми потребностями.

Основываясь на вышесказанном, нами была обоснована концепция осуществимости у специалиста, включенного в процесс профессиональной переподготовки высокого уровня профессиональной компетентности на основе дидактико-акмеологического преобразования нового для него образовательного пространства решающего задачи профессиональной переподготовки. Суть данной концепции состоит в признании того, что ведущим фактором обретения профессиональной компетентности специалистом, приобретающим право на ведение профессиональной деятельности в сфере физической культуры и спорта, в рамках реализуемой программы, является содействие осуществимости его личности как целостной динамической структуры, свойственной свободному и ответственному субъекту, включенному в новую развивающую образовательную среду и способному в ней самосовершенствоваться в целях достижения наиболее качественного состояния. Исходя из сказанного, рассматриваемая конце пция предстает в виде системного дидактического новообразования, построение которого определяется структурой учебного процесса (деятельность педагога - преподавание; взаимодействие субъектов учебной деятельности - обучение; самостоятельная познавательная деятельность слушателей - учение) и основывается на расширенной акмеориентированной информационной базе и результативности специально подобранных акместимулирующих форм учебной деятельности. Оно (новообразование) призвано обеспечить ценностно-смысловое раскрытие индивидуальности слушателя в виде обретения им интегративной совокупности функциональных компонентов деятельностного вида и достижения высокого уровня интрагенной активности в процессе ее освоения.

Внедрение предложенной дидактико-акмеологической технологии в учебный процесс реализации программы профессиональной переподготовки позволяет обрести слушателям новый вид профессиональной компетентности, проявляющийся: в более качественных показателях сформированности компонентов нового вида практической деятельности; в возрастании речевой

грамотности, научно-исследовательской активности; в большей продуктивности ролевого педагогического поведения.

Общая концептуальная схема, через призму которой видны частные аспекты предпринятой акмеологизации, приведена на рис. 1.

С позиций приведенной ниже концептуальной формулировки процесс овладения новыми видами профессиональных компетенций в ходе освоения дополнительной профессионально-образовательной программы должен быть осмыслен и представлен как целенаправленное процессуальное явление осуществимости высокопрофессиональных притязаний, продуцирования творческих поведенческо-деятельностных актов и устремленности к непрерывному профессиональному росту в ином профессиональном статусе.

Представляя выдвинутую концепцию в виде своеобразной дидактической системы, мы тем самым безусловно должны были определить в качестве ее системообразующего фактора конечный результат функционирования множественности включенных в нее закономерно связанных элементов. В данной системе таковым результатом выступает профессионально состоявшийся специалист, готовый к вхождению в новую сферу общественного производства и продуктивному в них саморазвитию.

Решение основных задач предложенного концептуального подхода к организации процесса освоения содержания программы профессиональной переподготовки связано с обозначением смыслового поля актуализированной научной проблемы, практическим ее воплощением и определением системы оценок, критериев и ориентиров, позволяющих управлять дидактико-акмеологическим преобразованием.

Обеспечение высокой результативности процесса решения последней из указанных задач (практической) требовало разработки соответствующего методического инструментария и коррекционных средств, которые предотвратили бы возникновение возможных изъянов в профессиональной переподготовке специалистов и заложили бы в них такой потенциал, который мог бы гарантировать им достижение и индивидуального, и личностного, и субъектно-деятельностного «акме».

Разработанная концепция, будучи системно-теоретическим образованием, была «материализована» в технологическом процессе - дидактико-акмеологической технологии.

Принадлежность данной технологии к числу акмеологических обусловлена тем, что она представляет собой совокупность методов, средств и приемов, направленных на раскрытие внутреннего потенциала личности специалиста, развитие его свойств и качеств, способствующих достижению высокого этапного уровня личностно-профессионального развития.

В предлагаемой технологии очень важно было соединить в одно целое следующие исходные начала, задающие акмевекторную направленность в последипломной образовательной практике в рамках преподавания специальных и общепрофессиональных дисциплин: а) передовые рубежи и новейшие достижения педагогической и спортивной науки; б) лучшие образцы и приемы образовательной практики отечественной физкультурной школы; в) самый совершенный опыт деятельности организаций, являющихся потребителями кадров, которых готовит система профессионального физкультурного образования; г) личностную центрацию образовательного процесса.

Избранное направление совершенствования образовательного процесса в системе профессиональной переподготовки означало организацию новаторского поиска, стремление осуществить переход от гуманизации знаниевого содержания образования, к гуманизации сознательного действования слушателей. Здесь следует подчеркнуть и то, что современная физкультурно-образовательная практика требует не столько внедрения отдельных частных методик, сколько создания целостных образовательных концепций. При их разработке необходимо, с одной стороны, вписывать образовательную среду в механизмы развития личности обучающегося, определяя тем самым ее целевое и функциональное назначение, с другой - черпать ее истоки в предметности социума, культуре и инновационных способностях нации. Взаимодействие в образовательном процессе двух полюсов - социокультурной предметности и внутреннего предметного мира субъектов - как раз и задает единство онтологического, гносеологического и аксиологического аспектов в деятельности человека.

Гуманизация образования (через призму самоактуализации, саморазвития, самоорганизации саморегуляции и самовыражения в

учебном процессе).

О с

о К о О)

В

о Я

о

е-

о о

о §

я

щ

С К

О

в

и

о и tг я

о »

о О)

43 р

со §

о

и

tг g

»

о

TI

43 р

>

я 2 о о 43

о

5

в

й to

е-

о 43

2 р

С

§

а я

О)

Учебные академически е издания (учебники)

Учебные программы развернутого типа

Авторские пособия и разработки

Тезаурус СД

Банк проблемных ситуаций и контролирующих программ

Банк видеофильмов

Электронные учебные издания, мультимедиа

Информационные ресурсы тренажерно-исследователь-ской базы вуза

Оптимизация индивидуальной системы учебной деятельности (курс «Основы самообучения»)

Работа с текстами в режиме INSERT

Ведение творческих учебных тетрадей

Кинезиологические настройки

Интеллектуальные и коммуникативные задачи и задания. Деловые игры

Расширение учебно-практической

Занятия-эксперименты

Исследовательская и конструкторско-рационализаторская деятельность

Понятийные дискуссии Учебные конференции

Повышение речевого имиджа

о ч о со

8 Щ

н о

9

р

н

о

$

В

к »

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К р

» §

43

§

tr §

43 43 CD И С

3

43 О

е-

о о

о §

я

§

2

н о

S

о н tr

X а » «п 5

0 03

ter _ й

1 Е

= S В ®

а "в 5Г о

s I

st 3

8 g л S

s I § §

3 §

5Г> о

5 §

St

Социальная действительность, культурная и общая гуманитарная среда учебного заведения Духовно-нравственное бытие специалистов

В условиях реализации предложенного акмеологизированного технологического подхода происходило смещение педагогических ценностей последипломного образования в сторону процесса диалогизированного общения, научного поиска истины, наиболее полного осознания обучающимися своей личностной самоценности, осознания образа мира в новой профессии и образа своего положения, своей роли, своей профессиональной деятельности в нем.

Целевая ориентация технологии видится в приобретении слушателями профессионально-значимых, свойственных процессу овладения новым видом профессиональной деятельности, знаний, умений и навыков высшего порядка, в усвоении способов высокоэффективной самостоятельной деятельности и развитии профессионально-познавательных и творческих способностей.

Интегрированная технология проходила экспериментальную проверку на факультете повышения квалификации и профессиональной переподготовки Дальневосточной государственной академии физической культуры (г. Хабаровск) в процессе преподавания специальных и общепрофессиональных дисциплин в ходе профессиональной переподготовки лиц, получающих право на ведение профессиональной деятельности в сфере физической культуры и спорта. Продолжительность основного исследования составила два полных образовательных цикла объем учебной нагрузки каждого из которых составляла 1072 часа, из которых 520 - часы аудиторной работы. Слушатели квазиэкспериментальной (КЭГ) группы (п=22) проходили профессиональную переподготовку в 2007-2008 учебном году, которая была организована по устоявшимся схемам (методам и методикам) освоения нового вида профессиональной деятельности. Экспериментальная группа (ЭГ) (п=24) обучалась на протяжении 2008-2009 учебного года по разработанной дидактико-акмеологической технологии.

В качестве личностно-развивающего начала в ходе экспериментального профессионально-образовательного взаимодействия активно развертывался процесс обретения опыта субъективирования, придания личностного смысла элементам содержания образования. При этом собственно личностным процессом нами признавалось не усвоение знаний как таковых, а извлечение из массива информации своего личностного знания; не усвоение предложенных извне оценочных категорий, а построение собственного оценочного суждения; не выполнение заданной учебной деятельности, а выработка ее индивидуального стиля, способа самовыражения через эту деятельность.

Проведение научного поиска по определению эффективности реализации технологии в профессиональной переподготовке категории лиц, желающих получить право на ведение тренерско-преподавательской деятельности, предполагало и оценку сформированности таких компонентов (компетенций), которые непосредственно проявляются в практической деятельности.

В этих целях была применена методика анализа профессиональной деятельности преподавателя-тренера с использованием разработанного нами листа оценивания. При этом были учтены как результаты экспертного оценивания, проведенного высококвалифицированными тренерами, так и результаты самооценки своей деятельности слушателями, осваивающими программу профессиональной переподготовки. Оцениванию подлежала деятельность, демонстрируемая ими во время проведения открытого учебно-тренировочного занятия. Анализ результатов данного фрагмента исследования показал, что становление профессиональной состоятельности слушателей программы профессиональной переподготовки в части, касающейся их собственно прикладной профессиональной подготовленности, происходит более качественно в условиях реализации дидактико-акмеологической технологии.

Было установлено (таблица 1), что к моменту окончания обучения, уровень развитости двигательных, гностических, проектировочных, конструктивных, организаторских и коммуникативных умений и навыков у испытуемых ЭГ был значительно выше, чем у слушателей, входивших в состав КЭГ.

Проведенное усреднение показателей проявления шести перечисленных компонентов профессионально-педагогической деятельности по их достиженческим уровням (высокий, средний, низкий) свидетельствовало о том, что в экспериментальной группе число слушателей, демонстрирующих высокую результативность (качество ярко выражено), как наиболее значимую с точки зрения акмеологизации профессионально-образовательной подготовки, было наибольшим и составило 47%. В квазиэкспериментальной группе этот показатель был равен 23%.

Таблица 1.

Показатели уровней развитости компонентов педагогической деятельности у слушателей, обучающихся по различным технологиям

Компоненты педагогической деятельности Проявление уровней деятельности в %

Высокий Средний Низкий

ЭГ КЭГ ЭГ КЭГ ЭГ КЭГ

ПРОЕКТИРОВОЧНЫЕ 41,0 23,0 45,0 50,0 14,0 27,0

ГНОСТИЧЕСКИЕ 50,0 27,0 41,0 60,0 9,0 13,0

КОНСТРУКТИВНЫЕ 50,0 20,0 41,0 64,0 9,0 16,0

О РГ АНИ 3 ATO PC КИЕ 45,0 30,0 50,0 50,0 5,0 20,0

КОММУНИКАТИВНЫЕ 41,0 15,0 45,0 64,0 14,0 21,0

ДВИГАТЕЛЬНЫЕ 54,0 23,0 45,0 70,0 0 6,0

СРЕДНЕЕ ЗНАЧЕНИЕ 47 23 44 60 9 17

В качестве фактов, подтверждающих эффективность предлагаемой технологии в освоении содержания дополнительной профессионально-образовательной программы, следует привести следующие данные, поэтапно полученные нами по ходу проведения эксперимента.

Педагогический процесс, в том числе и организуемый в рамках дисциплинарной области «Физическая культура», преподаваемой в различных образовательных учреждениях, характеризуется достаточно большим числом противоречий, иногда доходящих до конфликта, через разрешение которых происходит общее поступательное движение в развитии педагогических систем и ее участников. Именно поэтому современная педагогика должна полнее и целенаправленнее использовать эффект трансситуационного научения, основанного на участии в межличностных ситуациях.

На выявление степени развития у слушателей способностей к продуцированию новых, адекватных ситуации форм регуляции межличностных отношений, был направлен один из этапов исследования. В ходе его проведения для испытуемых ЭГ нами было предусмотрено более объемное изучение тем, связанных с профессионально-педагогической подготовкой, ориентированной на регуляцию межличностных отношений. Для оценки результативности данного вида профессиональной деятельности испытуемым обеих групп после завершения всех программных обучающих мероприятий было предложено представить свой способ разрешения 6-ти конфликтных задач-ситуаций, моделирующих реальный учебно-воспитательный процесс, который они призваны организовывать в ходе своей профессиональной деятельности.

В предложенных ситуациях были смоделированы условия, когда испытуемый «подвергался» нападкам и обвинениям (суперэгоблокинговые ситуации) со стороны обучающихся, и те, в которых необходимо было сделать выбор между ролевым поведением и выходом на межличностный уровень общения.

Ориентировки на поиск личностного смысла в описаниях не представлялись, их нахождение должно было стать результатом внутренней рефлексивной деятельности слушателей. Решение конфликтных задач-ситуаций осуществлялось испытуемыми письменно, после чего их ответы анализировались и оценивались высококвалифицированными экспертами (профессора вуза, тренеры ДЮСШ высокого уровня квалификации).

Результаты экспертного оценивания вербальных письменных ответов показали, что более высокой продуктивностью в решении предложенных задач -ситуаций (наличие большего числа ответов с оценочными категориям СИ - собственное изменение; ВМ - выяснение мотивов; Р - рефлексия) обладают испытуемые экспериментальной группы. В ответах слушателей, входивших в состав контрольной группы, прослеживалось преобладание более жестких установок на сокрытие подлинного смысла происходящего (большая представленность оценочных категорий РМ - репрессивные меры и ИК - игнорирование конфликта), на вытеснение из общего объема знаний о коммуникативном взаимодействии тех, которые не согласуются с уже неверно

формирующимся у них педагогическим автопортретом. Это отражалось в намерениях применить репрессивные меры или проигнорировать конфликт. Об этом свидетельствует величина показателя РМ, который в КЭГ превышал 30%, что более чем в два раза выше этого же показателя в экспериментальной группе. Здесь же настораживают и достаточно высокие значения оценочной категории ИК в контрольной группе (20,8% против 10% в экспериментальной группе), что является свидетельством недостаточной осознаваемости рядом слушателей того многообразия ситуаций, которые сопровождают педагога на его профессиональном пути.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что испытуемые ЭГ, являясь участниками-исполнителями реализуемой инновационной технологии, пронизанной общей идеей наиболее полного раскрытия ресурсных возможностей личности спортивного педагога, приобретения более высокого уровня потенциала профессиональной компетентности, демонстрируют и более высококачественные поведенческо-коммуникативные ориентировки.

В педагогике высшей школы все более актуализируется усвоение специалистами не только готовой суммы минимально необходимых профессиональных знаний, умений и навыков, но и формирование установки на преобразование опыта профессии, усиление в ней творческих компонентов и внесение своего индивидуального вклада.

Все это тесным образом связано с проблемой мотивационных детерминант, обусловливающих процесс личностного и профессионального становления специалиста, с наличием соответствующей профессиональной мотивации и ее развитием.

По истечении периода освоения программы профессиональной переподготовки было установлено, что у испытуемых ЭГ произошли наиболее качественные изменения мотивационных параметров, приведших к оптимальному их сочетанию [3, 7], когда ВМ (внутреннее мотивирование) > ВПМ (внешнего положительного мотивирования), которое в свою очередь > ВОМ (внешнего отрицательного мотивирования). С учетом результатов ранжирования испытуемыми предложенных им на карточках мотивов учебной деятельности это выглядит (приведены групповые значения суммы рангов по трем видам мотивирования: ВМ, ВПМ, ВОМ, где меньшая сумма рангов есть признак большей значимости фактора) следующим образом: 27>32,5>60,5. Достигнуто это было за счет достоверного (на уровне Р<0,01) возрастания (по отношению к началу обучения) ВМ у испытуемых ЭГ на 28,9%. В большей степени этому способствовало снижение значимости (повышение суммы рангов) мотивов, относящихся к ВОМ на 16,3% (Р<0,01).

Положительные изменения в структуре мотивации за исследуемый этапный период произошли и у слушателей КЭГ, что проявилось в достаточно существенном и достоверном возрастании ВМ, которое по своей значимости приблизилось к ВПМ, но вместе с тем его не превзошло. В КЭГ ранговое значение величины ВМ достоверно повысилось на 13,5%. Это было в большей степени обусловлено достоверным (на уровне Р<0,05) снижением значения показателя ВПМ.

Таким образом, данный этап исследования подтвердил и факт того, что в процессе профессиональной переподготовки необходимо уделять должное внимание и оптимизации мотивационной структуры слушателей, приближения ее к оптимальному соотношению.

Далее посчитаем необходимым остановиться на рассмотрении проблемы текущего оценивания совместной деятельности педагогов и слушателей в ходе реализации тесно взаимосвязанных процессов преподавания и учения.

В ходе внедрения дидактико-акмеологической технологии освоение слушателями каждого учебного модуля сопровождалось заполнением листа экспресс-опроса с заданием оценить качество цикла проведенных занятий по 10-балльной шкале. Данные свидетельствуют о том, что слушатели ЭГ более высоко оценивали содержание и организацию учебного процесса в рамках предложенной технологии по отношению к испытуемым КЭГ, которые осваивали изучаемые дисциплины по сложившимся в вузе (традиционным) методическим подходам. Различия в значениях оценок между ЭГ и КЭГ были достоверными (Р<0,05) и составили 18,0%. Достижение более высокой оценочной результативности занятий, проводимых в условиях экспериментальной технологии, обеспечивалось устремленностью преподавателей повысить их рейтинг за счет вариативного включения методических средств дидактического обеспечения, отнесенных нами к разряду акместимулирующих.

Освоение слушателями ЭГ тематического содержания курса специальных и общепрофессиональных дисциплин в части, касающейся становления общих основ профессионально-педагогической компетентности, сопровождалось и организацией обучающей деятельности по формированию их профессионального речевого имиджа. Содержание лингвистической (грамматико-фонетической) обучающей программы предусматривало: закрепление слушателями основ литературного языка и тесно связанных с ними общекультурных норм речевого поведения; освоение навыков поиска, отбора и сознательного применения в процессе речевого общения языковых средств, адекватных конкретной коммуникативной ситуации; постановку речевой техники (логическое скелетирование, фонационное дыхание, дикция); работу над орфографическими, пунктуационными и синтаксическими ошибками, допущенными при ведении творческих учебных тетрадей.

О результативности внедрения данной обучающей программы судили по количеству редакционных правок текста письменных ответов слушателей на итоговом экзамене и по оценочному анализу специалистами-экспертами их выступлений с импровизированными докладами по темам выпускных аттестационных работ (в ходе предзащиты).

Анализ полученных данных свидетельствует о том, что испытуемые экспериментальной группы, освоившие программу по становлению речевого имиджа, были более качественно подготовлены к нормативному изложению своей письменной речи. Так, если суммарная величина всех видов правок по нормализации задокументированных ответов слушателей КЭГ составила значение равное 32,5 операции, то в ЭГ их число было практически в 2 раза меньшим (Р<0,05) и равнялось 16,4. При этом межгрупповая разница в операциях по удалению, перестановке, добавлению и исправлению слов, соответственно, составила 46,2; 49,6; 50,9 и 65,2% в пользу испытуемых ЭГ.

Более высоко (с 95-процентной доверительной вероятностью) были оценены слушатели ЭГ и по показателям техники речи - импровизации, в качестве которых были определены ее логическая перспектива и интонационно-мелодическая выразительность. Межгрупповая разница по данным показателям техники речи в среднем составила 34,6%.

Еще одним направлением, вошедшим в перечень тех, которые сопровождали процесс внедрения дидактико-акмеологической технологии, являлось оценивание эффективности включения предварительно разработанного тезауруса специальных дисциплин (ТСД) в перечень методических средств, повышающих качество их освоения.

Тезаурус является тематически сгруппированным перечнем дескрипторов (понятий) поискового языка, служащим для описания основного смыслового содержания осваиваемой информации, что отличает его от глоссария, который включает в себя всю терминологию и лексику какой-либо научной области [4]. В связи с чем тезаурус более ограничен по объему и призван наиболее адекватно отражать логико-семантическую структуру терминологии.

По результатам опроса слушателей, осваивающих экспериментальную программу, и преподавателей было установлено, что введение тезауруса в перечень средств дидактического сопровождения учебного процесса обеспечивает упорядочение и унификацию обмена информацией между субъектами образовательного взаимодействия.

Кроме того, у испытуемых ЭГ к концу исследования на более качественном уровне проявился показатель объяснения смыслового содержания предъявленных терминов, имеющихся в содержании информационного поля специальных дисциплин. С предложенным аттестационным заданием (объяснить смысловое содержание 24-х наиболее сложных профессиональных терминов) более успешно справились испытуемые экспериментальной группы. При этом число слушателей, верно объяснивших все термины, в этой группе было почти в два раза больше, чем в контрольной группе. Здесь следует сказать и о том, что в ходе проведения исследования нами был введен в оборот оценочный показатель названный коэффициентом групповой терминологической креативности (КТК), который призван отражать способности тренеров к формулированию собственно-авторской смысловой содержательности профессиональных терминов. Величина КТК является частным от деления числа верно сформулированных слушателями в собственно авторской интерпретации смысловых определений предложенных терминов, на общее число правильно указанных определений. В ЭГ значение КТК было равно 0,16, а в КЭГ 0,09 условных единиц.

Таким образом, приведенные данные позволяют заключить, что разработка и внедрение ТДС в качестве средства методического сопровождения учебного процесса обладают достаточно высокой результативностью. При этом ТДС, являя собой вполне определенную логико-лингвистическую модель специального содержания программы профессиональной переподготовки, пробуждает к жизни новый модуль профессионально-образовательной культуры - терминологической культуры.

Качество подготовки кадров в физкультурно-образовательных учреждениях в настоящее время и в будущем во многом будет зависеть от совершенствования учебного процесса, ориентированного на рост научно-исследовательского потенциала обучающихся.

Однако для того, чтобы это происходило необходимо создание специальной научно-образовательной среды, основанной на сотворческой деятельности преподавателей-ученых и слушателей - начинающих исследователей (применительно к новому виду профессиональной деятельности). Такая среда была создана при участии творческих коллективов преподавателей ряда кафедральных подразделений и получила условное название: межкафедральной тренажерно-исследовательской среды (МТИС).

В качестве генерирующей основы МТИС были определены материально-технические (в том числе и уникальные тренажерные комплексы и обучающе-тренирующие устройства).

Активное использование средств, включенных в содержание МТИС в учебном процессе слушателей ЭГ, обеспечивало им овладение более качественными исследовательскими и дидактическими навыками, способствовало совершенствованию их собственного двигательного обучения. Для достижения этого организовывались занятия-эксперименты, в ходе которых обучающиеся поочередно исполняли функции экспериментаторов и испытуемых, а затем совместно обрабатывали и анализировали полученные результаты.

Для оценки объема учебно-поисковой подготовки слушателей, организуемой в условиях МТИС, нами был введен показатель научно-исследовательской плотности учебной деятельности (НИПУД). Он представляет собой величину процентного соотношения общего времени (аудиторная работа и СРС) предусмотренного учебным планом на освоение специальных дисциплин и среднегруппового времени (данные хронометража), которое непосредственно было связано с проведением мероприятий учебно-исследовательского характера.

Анализ динамики рассматриваемого показателя в группах испытуемых свидетельствует о том, что в ЭГ он по своему значению (просчитано за год нормативной продолжительности обучения) практически в 2 раза превышал показатели КЭГ (Мэг=22%; Мюг=11,8%). Достоверность этих различий установлена на 5-процентном уровне значимости. Достижение высокого показателя НИПУД в ЭГ внесло весомый вклад в качество подготовки выпускных аттестационных работ, большая часть которых (80%) заслужила наиболее высоких оценок и была отмечена членами ГАК в плане их научной зрелости.

Таким образом, включение МТИС в специальное содержание учебного процесса слушателей отделения профессиональной переподготовки, обладая мощным инновационным потенциалом, предоставляет преподавателям возможность целенаправленно осуществлять поддержку и управление процессом развития научно-исследовательской составляющей профессиональной компетентности специалистов.

Представленные экспериментальные материалы дают право утверждать, что дидактико-акмеологическое преобразование процесса освоения содержания программы профессиональной переподготовки, реализуемое по предложенной технологии, позволяет вооружить специалистов, получающих право на ведение профессиональной деятельности в сфере ФКиС, не просто суммой специальных знаний, но и высоко развитыми умениями по их использованию в разнообразных условиях практической деятельности, создает лучшие условия для приобретения более качественного опыта новой профессиональной деятельности. Подтверждением сказанному могут служить и результаты самооценки испытуемыми уровня своей профессиональной готовности к ведению профессиональной деятельности в новой производственной сфере. В ЭГ число оценок категории «вполне готов» было на 23% больше, чем в КЭГ.

Завершая описание результатов экспериментального исследования, следует подчеркнуть значимость сочетания в учебном процессе по профессиональной переподготовке определенной обязательности учебных действий и достаточной свободы познавательного поиска, принятия

педагогами вуза занятыми в реализации программы дополнительного образования как руководства к повседневной профессиональной деятельности.

В соответствии с данным законом содержание знаний, умений и навыков прямо пропорционально научно-педагогической квалификации и педагогическому мастерству преподавателей. Эта пропорциональность требует от педагога вуза, находящегося на вершине дидактической иерархии, повседневной корректировки и анализа целого ряда учебных ситуаций, педагогической гибкости в принятии управленческих решений, сопровождающих учебно-познавательную деятельность обучающихся, глубокой и многосторонней подготовки, значительно большей, чем только знание своей дисциплины.

В содержание этой «сверхпредметности» должно входить все многообразие вопросов теории обучения, включающее знания о психофизиологии и психологии учения, о многоаспектности профессионального контекста той деятельности, к которой готовится обучающийся. Преподаватель должен не только доводить до обучающихся учебную информацию, но и стимулировать проявление активной интеллектуальной деятельности, влияющей на развитие их творческого мышления, определять пути, формы, средства и методы, ориентирующие на достижение вершинных показателей в компонентах профессионально- личностной содержательности специалистов. Он, педагог высшей школы, прежде всего должен направлять самостоятельный научный и творческий поиск слушателей и активно при этом содействовать процессу достижения ими высокого уровня профессиональной компетентности.

Литература

1. Акмеология: Учебник. Изд. 2-е, перераб./ Под общ. Ред. А.А. Деркача. - М: Изд-во РАГС, 2006. - 424 с.

2. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М.: Флинта: Наука, 1998. - 168 с.

3. Булгаков А.В. Внеаудиторные формы работы как фактор динамики учебной мотивации и успешности обучения в вузе. // Инновации в образовании. - 2002. - № 4. - С.62-76.

4. Галагузова М.А. Понятийно-терминологические проблемы педагогики и образования // Педагогика. - 1997. - № 6. - С. 15-20.

5. Деркач, А.А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований - М., 1999. - с. 392

6. Кузьмина Н.В. Предмет акмеологии. - С-Пб.: Санкт-Петербургская акмеологическая академия, 1995. - 23 с.

7. Лапкин М.М. Мотивация учебной деятельности и успешность обучения студентов в вузе // Психологический журнал. - 1996. - Т. 17. - № 4. - С.134-140.

Ю.В.Синягин, О.Ю.Переверзина, Ю.А.Яковлева, А.ВЛолякова

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ ЛИЧНОСТИ**

Жизненные стратегии прямо или косвенно являются предметом исследования целого ряда наук о человеке и обществе - психологии, акмеологии, социологии, культурной антропологии, а также философии. Однако на фоне общего увеличения числа научных и научно-популярных изданий психологического направления, работ, непосредственно касающихся проблемы жизненных стратегий личности, не так много. Можно отметить перемещение некоторой части научных материалов со страниц печатных изданий на сайты сети Интернет, что отвечает современным реалиям и расширяет границы читательской аудитории.

Проблема жизненных стратегий личности привлекает современных исследователей, помимо своей актуальности, в том числе и тем, что имеется интересный научный задел, и в то же время многое осталось неизученным. Западная психологическая мысль в качестве научной основы исследования предоставляет обширный материал для комплексного изучения жизненных стратегий личности. В

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

___

Статья написана при выполнении НИР «Исследование детерминант формирования индивидуальной жизненной стратегии личности в образовании и карьере» в рамках реализации ФЦП «Научные и научно -педагогические кадры инновационной России» на 2009 - 2013 годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.