Научная статья на тему 'Дидактика Ушинского К.Д. и её приложение в новом мире'

Дидактика Ушинского К.Д. и её приложение в новом мире Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
134
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
обучение / мышление / развитие / воспитание / научность / наглядность обучения / learning / thinking / development / education / scientific / visual learning

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Лань Ян

Проблемы обучения и споры о том, как должно быть организовано обучение, это общественно значимый вопрос, актуальность которого только возрастает при ускорении изменения общественной формации [5]. Творческое и научное наследие К.Д. Ушинского несомненно представляет собой, актуальнейший источник идей, методов, способов обучения, которые требует глубоко научного осмысления. Объектом исследования является педагогика. Предметом исследования выступает дидактика, как раздел педагогики и теории образования. Цель исследования теоретически осмыслить содержание дидактики Ушинского К.Д. в приложении к современной общественной формации. Выявлено, что содержание дидактики Ушинского К.Д. базируется на нескольких принципах, основным из которых является – научность. Представлена графическая иллюстрация принципов дидактики Ушинского К.Д. и теоретическое описание этих принципов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ushinsky K.D. didactics and its application in the new world

Problems of education and disputes about how education should be organized are a socially significant issue, the relevance of which only increases with the acceleration of changes in social formation. The creative and scientific heritage of K.D. Ushinsky undoubtedly represents an up-to-date source of ideas, methods, and ways of teaching that require deep scientific understanding. The object of the study is pedagogy. The subject of the study is didactics as a branch of pedagogy and theory of education. The purpose of the study is to theoretically comprehend the content of Ushinsky K.D. didactics. in the appendix to the modern social formation. It is revealed that the content of Ushinsky K.D.’s didactics is based on several principles, the main of which is scientific. A graphic illustration of the principles of Ushinsky K.D. didactics and a theoretical description of these principles are presented.

Текст научной работы на тему «Дидактика Ушинского К.Д. и её приложение в новом мире»

История геополитики,

международных отношений и всеобщей истории 132

Лань Ян

Аспирант, Московский государственный институт культуры.

Дидактика ушинского К.Д. и её приложение в новом мире*

Дидактика, как предметная область педагогики ответственна за крайне важный аспект педагогической деятельности - обучение. В современном информационном мире, когда роль науки и техники размывается в информационном шуме, качественное обучение, основанное на научном подходе, как никогда актуально: « Следствием этого возник устойчивый неопределённо низкий социальный статус субъекта - носителя упомянутых феноменов (учёный, преподаватель, учитель, изобретатель, научный сотрудник и другие представители академической среды). И причиной этого является то, что наука, научное знание, научная деятельность представляет собой НЕОПРЕДЕЛЁННУЮ ЦЕННОСТЬ в поле опыта индивидуального, социального и общественного пространства» [1, с. 19]. Действительно, если не предпринимать никаких активных действий по сохранению культурных, образовательных и исторических традиций уровень образованности общества будет неуклонно снижаться. Идеи Ушинского К.Д., ко-

Систематичность

Научность обучения Природосообразность

Наглядность

НАУКА НАРОДНОСТЬ ХРИСТИАНСТВО

Рисунок 1. Основания дидактики и основные положения Ушинского К.Д.

Источник: составлено автором.

торый всегда выступал за непрекращающееся образование людей, могут быть использованы в настоящее время, как и его дидактическая система: «Дидактика Ушинского является теорией организации учителем познавательной деятельности детей, в которой первостепенное внимание уделяется развитию трудолюбия, интереса к науке и физическому труду, возбуждению активности и самостоятельности детей в процессе сознательного учения» [2, с. 68]. Представим на рисунке 1 основания дидактики Ушинского К.Д. и основные положения.

Тремя основаниями дидактической системы Ушинского являются: христи-

© Лань Ян, 2023.

History of geopolitics, international relations and world history

анство (религия), народность, наука.

Веру и религию Ушинский ставил главнее всего, он считал, что вера народа, это то, что свойственно не просто отдельно взятому человеку, а именно нации: «...склоняются все народности, воспитание должно прежде всего и в основу всего» укоренить вечные истины христианства...» [2, с. 67], то есть религия и вера закладывает основы ценностей, которые остаются неизменными на протяжении жизни человека, определяя его культурный, нравственный и моральный облик.

Народность, это единый социальный организм, общий уровень развития которого определяется умственным, нравственным, культурным уровнем большинства людей. Народность, это то, что позволяет человеку идентифицировать свою принадлежность, свою нацию.

Наука, последнее основание, это то, на чём должно строится воспитание и обучение человека, если религией обучение определяется, народность заполняет духовную пустоту, то наука заполняет необходимое содержание для умственного развития.

Три основания: христианство, народность и наука являются фундаментом педагогической системы, определяя систему обучения молодого поколения, при этом, очевидно, что все три основания должны быть цельными и связанными, находясь в постоянно развитии и дополнять друг друга, стимулируя совместный рост.

Также выделяются несколько основных положений дидактики Ушин-ского:

1. Наглядность - обучение должно быть должно быть не отвлечённым, не оторванным от действительности: «это такое ученье, которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком: будут ли эти образы восприняты при самом ученье, под руководством наставника, или прежде, самостоятельным наблюдением ребенка».

2. Природосообразность - подразумевает, что обучение доступно, доступно как с позиции того, что оно есть и того, что система обучения не перегружает физическое здоровье, умственное здоровье. То есть, это полная доступность всех ресурсов и возможностей системы обучения, которая должна развивать, а не ограничивать воспитанника.

3. Научность обучения - вся система обучения должна пройти рецензию практикой и испытанием временем через инструменты научного познания. Научность также подразумевает единение обучения с воспитанием, то есть они неотрывны друг от друга и должны дополнять друг друга. Отсутствие воспитания ограничит обучение, как и отсутствие полноценного обучения не сделает человека воспитанным.

4. Систематичность - нельзя обучаться время от времени или когда воз-

геополитики,

V V

никает потребность. Обучение должно строиться последовательно не частями, которые не связаны между собой, а иметь взаимосвязь: причинно - следственную, логическую. Систематичность крайне важно для организации полноты обучения, разносторонности.

К,Д. Ушинский строил свою дидактическую систему на том, что человек и его жизнь должны определяться им самим, но в рамках понимания необходимости развития: «Как оказалось, самыми востребованными практикой педагогического образования в рассматриваемый период стали идеи К.Д. Ушинского. Даже не законченный автором третий том великого произведения «Человек как предмет воспитания» не остановил процесса его освоения практикой образования будущих учителей» [3, с. 150]. Развитие человека, это историческая необходимость и Ушинский понимал эту необходимость: «...он проанализировал достижения дидактики и представил ее как единственную науку обучения, направленную на развитие психики ребенка, а также его умственных способностей; подготовку его к настоящей и будущей жизни; на воспитание его мировоззрения и моральных убеждений» [4, с. 30].

Научное наследие К.Д. Ушинского является актуальнейшим вопросом развития человека и общества даже по истечению сотни лет, дидактика Ушинского, которая показала прикладную историческую эффективность не должна быть отброшена и должна быть переосмыслена применительно к современным условиям.

[1] Хайруллин В.А. Критический экономико-правовой анализ сверхъестественного и других проявлений

лженауки в современной России / В.А. Хайруллин, С.В. Макар, Э.Н. Ямалова // Дискуссия. 2022. № 4 (113). С. 6-30. - DOI 10.46320/2077-7639-2022-4-113-6-30.

[2] Хуторской А.В. Дидактическая система К.Д. Ушинского // Школьные технологии. 2010. № 5. С. 67-70.

[3] Захарищева М.А. Ушинский К.Д. о подготовке учителей: аксиологическая модель // Историко-педагоги-

ческий журнал. 2019. № 3. С. 145-153.

[4] Ильясова Э.И. Феномен педагогического наследия К.Д. Ушинского // 2019. № 5 (9). С. 26-33.

[5] Канокова Л.Ю. К вопросу о философии педагогической науки: вчера, сегодня, завтра // Евразийский

юридический журнал. 2021. № 3 (154). С. 406-407.

[1] Khairullin V.A. Critical economic and legal analysis of the supernatural and other manifestations of pseudosci-

ence in modern Russia / V.A. Khairullin, S.V. Makar, E.N. Yamalova // Discussion. 2022. № 4 (113). P. 6-30. - DOI 10.46320/2077-7639-2022-4-113-6-30.

[2] Khutorskoy A.V. Didactic system of K.D. Ushinsky // School technologies. 2010. № 5. P. 67-70.

[3] Zaharishcheva M.A. Ushinsky K.D. on teacher training: an axiological model // Istoriko-pedagogical zhurnal.

2019. № 3. P. 145-153.

[4] Ilyasova E.I. The phenomenon of K.D. Ushinsky // 2019. № 5 (9). P. 26-33.

[5] Kanokova L.Yu. To the question of the philosophy of pedagogical science: yesterday, today, tomorrow //

Eurasian legal journal. 2021. № 3 (154). P. 406-407.

Библиографический список:

Reference

History of geopolitics, international relations and world history

Лань Ян

Аспирант, Московский государственный институт культуры.

Дидактика ушинского К.Д. и её приложение в новом мире Аннотация. Проблемы обучения и споры о том, как должно быть организовано обучение, это общественно значимый вопрос, актуальность которого только возрастает при ускорении изменения общественной формации [5]. Творческое и научное наследие К.Д. Ушинского несомненно представляет собой, актуальнейший источник идей, методов, способов обучения, которые требует глубоко научного осмысления. Объектом исследования является педагогика. Предметом исследования выступает дидактика, как раздел педагогики и теории образования. Цель исследования теоретически осмыслить содержание дидактики Ушинского К.Д. в приложении к современной общественной формации. Выявлено, что содержание дидактики Ушинского К.Д. базируется на нескольких принципах, основным из которых является - научность. Представлена графическая иллюстрация принципов дидактики Ушинского К.Д. и теоретическое описание этих принципов.

Ключевые слова: обучение, мышление, развитие, воспитание, научность, наглядность обучения.

LanYang

Graduate student, Moscow State Institute (University) of Culture.

Ushinsky K.D. didactics and its application in the new world Abstract. Problems of education and disputes about how education should be organized are a socially significant issue, the relevance of which only increases with the acceleration of changes in social formation. The creative and scientific heritage of K.D. Ushinsky undoubtedly represents an up-to-date source of ideas, methods, and ways of teaching that require deep scientific understanding. The object of the study is pedagogy. The subject of the study is didactics as a branch of pedagogy and theory of education. The purpose of the study is to theoretically comprehend the content of Ushinsky K.D. didactics. in the appendix to the modern social formation. It is revealed that the content of Ushinsky K.D.'s didactics is based on several principles, the main of which is scientific. A graphic illustration of the principles of Ushinsky K.D. didactics and a theoretical description of these principles are presented.

Key words: learning, thinking, development, education, scientific, visual learning.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.