#
Дидактика прогрессивистов
Андрей Викторович Хуторской,
директор Института образования человека, доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования
• традиционная дидактическая система • «прогрессивистская» концепция • алгоритм процесса мышления • обучение «<путём делания» • стадии развития ребёнка •
2010. №
6. С. 69-73.
В начале XX века действующая в школах традиционная дидактическая система была подвергнута повсеместной массированной критике за авторитарность, односторонний интеллектуализм и отрыв от жизни. Наиболее радикальным и последовательным сторонником обновления школы в направлении активизации деятельности учащихся выступил американский философ, психолог и педагог Джон Дьюи (1859-1952). Он предложил реформу школьной системы, главной дидактической целью которой должна стать не передача знаний, а обучение «деланию». Для этого Дьюи разработал теорию образования, согласно которой знание является не основным, а побочным продуктом деятельности.
Концепция, которую вместе со своими сторонниками разработал Дьюи, в противоположность традиционной системе обучения стала называться «прогрессивистской». Прогрессивизм у Дьюи означает рост, прогресс, развитие, совершенствование.
Дидактика прогрессивистов во многом опиралась на идеи свободного природосообраз-ного воспитания, выдвинутые французским философом-просветителем Жан-Жаком Руссо1 (1712-1778), немецким педагогом Ф.А. Дистервергом (1790-1866), и сопрягалась с идеями
1 См.: Хуторской А.В. Естественное воспитание И обучение Ж.-Ж. Руссо // Школьные технологии. 2010. № 1. С. 75-83.
2 См.: Хуторской, А.В. Свободная школа Л.Н. Толстого // Школьные технологии.
3 Дьюи Дж. Демократия и образование / Пер. с англ. М., 2000. С. 11.
других прогрессивных педагогов того времени, к числу которых относится русский писатель, мыслитель и педагог Л.Н. Толстой2 (1828-1910), реализовавший идеи свободного развития детей в Яснополянской школе. Можно сказать, что в основе педагогической системы Дьюи лежит руссоизм, приспособленный к условиям индустриальной эпохи и оснащённый понятиями прагматист-ской философии.
Ядро философии Дьюи — идея жизни как непрерывно развивающегося опыта взаимодействия человека с окружающей средой. Человек приспосабливается к окружающему, одновременно воздействуя на него и испытывая его влияние. Так возникает опыт, который осуществляется в общении людей с миром и вне общения невозможен. Чтобы человеческое общество могло развиваться, этот опыт должен передаваться, для чего его нужно сформулировать, а для этого «необходимо от него отдалиться, взглянуть на него глазами другого человека. Чтобы выразить его в такой форме, которая позволит другому оценить значение этого опыта, нужно найти точки соприкосновения с жизнью этого другого»3.
Концептуальные основания педагогической теории Дьюи в сжатом виде выглядят следующим образом:
• Ребёнок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании.
• Усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс.
82
ХУТОРСКОЙ А.В. ДИДАКТИКА ПРОГРЕССИВИСТОВ
• Ребёнок усваивает материал не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.
Дьюи сформулировал и обосновал мысль о тождестве акта мышления и процесса обучения. Он создал пятиступенчатый онтологический алгоритм процесса мыш-ления4:
1) чувство затруднения;
2) определение затруднения и определение его границ;
3) представление о возможном решении (формулировка гипотезы);
4) развитие путём рассуждения об отношениях представления (проверка гипотезы);
5) дальнейшие наблюдения, приводящие к признанию или отклонению, т.е. заключение уверенности и неуверенности.
Перечисленные этапы были воплощены учёным в конкретной педагогической практике. В 1895 г. Дьюи основал в Чикаго экспериментальную школу, особенностью которой были практические занятия, воплощавшие концепцию «учения через деятельность».
Основными принципами его дидактической системы стали следующие:
— учёт интересов учащихся;
— учение через деятельность (обучение мысли и действию);
— познание и знание — следствие преодоления трудностей;
— свободная творческая работа и сотрудничество.
Традиционной дидактической системе, основанной на приобретении и усвоении знаний, Дьюи противопоставил обучение «путём делания», т.е. такое обучение, при котором все знания извлекались из практической самодеятельности и личного опыта ребёнка. Внешнюю учебную информацию ученик получал лишь тогда, когда она была ему необходима для решения практических задач. Цель обучения по Дьюи — не подготовка к профессии или усвоение определённых знаний, а развитие деятельной активности ученика. Условиями успешности такого обучения являются:
• проблематизация учебного материала;
• активность ребёнка;
• связь обучения с жизнью ребёнка, игрой, трудом.
Средоточие всей учебно-воспитательной работы в школе Дьюи — труд. Выполняя разнообразные виды труда и приобретая необходимые для трудовой деятельности навыки, дети тем самым готовятся к предстоящей профессиональной жизни.
В школе Дьюи огромное внимание уделялось занятиям ручным трудом, имеющим непосредственное отношение к повседневной жизни учащихся: работа в мастерских — слесарное дело и обработка дерева; кулинария и работа с тканью (шитьё и прядение). В этих занятиях принимали участие как девочки, так и мальчики. С помощью вопросов и предложений учителя ученики как бы заново изобретали простейшие орудия для прядения шерсти; эксперименты и открытия продолжались до тех пор, пока ученик не осознавал принцип работы современного ткацкого станка.
Наряду с трудовыми процессами в данной методике большое место занимали игры, импровизации, экскурсии, художественная самодеятельность, домоводство. Большое значение Дьюи придавал семейному воспитанию и вовлечению родителей в решение педагогических задач.
В школе, работающей по системе Дьюи, не было постоянной программы с последовательной системой изучаемых предметов, а отбирались только знания, необходимые для жизненного опыта учащихся. Роль учителя сводилась к руководству самодеятельностью учащихся и пробуждению их любознательности. Например, предлагались следующие методические приёмы организации учебных ситуаций:
• учитель подводит детей к противоречию и предлагает им самим найти решение;
• сталкивает противоречия практической деятельности;
• излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
• предлагает рас- _
смотреть явление с различных позиций;
1 Дьюи Дж. Психология и педагогика мыш
ления / Пер. с англ.; Под ред. Н.Д. дова. М., 1997. С. 72.
Виногра-
ШКОЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 1'2013
83
#
• побуждает делать сравнения, обобщения, выводы;
• ставит конкретные вопросы;
• ставит проблемные задачи.
Дьюи обозначил три стадии развития ребёнка, согласно которым должен выстраиваться учебный процесс. Первая — от 4 до 8 лет характеризуется моторной активностью и требует прямой связи между идеей и действием ребёнка. Предметное содержание на этой ступени не должно быть в виде уроков, а осваивается в ходе различных конструктивных активностей. На второй стадии — от 8 до 11-12 лет, когда ребёнок ищет объяснения многим фактам и идеям, его деятельность должна становиться скорее исследовательской, нежели направленной на конечный продукт деятельности. Ребёнок тянется к книгам в поисках интеллектуальной пищи. Изучение различных профессий и научных изобретений человека заставляет, по мнению Дьюи, использовать чтение, письмо и математику. На третьей стадии — к 13 годам ребёнок уже может специализироваться с целью реализации своих технических и интеллектуальных возможностей как в определённых научных областях, так и в искусстве.
Учебный план экспериментальной школы Дьюи содержал два измерения: различные виды деятельности ребёнка и логически организованные учителем единицы предметного содержания — химия, физика, биология, математика, история, иностранный язык, литература, музыка, физкультура. Этот факт опровергает утверждение о том, что Дьюи полностью отошёл от предметного принципа и сосредоточился на программе, состоящей целиком из проектов.
Дьюи признавал, что детям присущи все виды интереса — хорошие и плохие, временные и постоянные. В его Лабораторной школе виды деятельности, осваиваемые детьми, касались отношений человека к миру, в котором он живёт: изучение пищи, которую человек добывает, одежды, которую он использует, жилища, которое он строит для себя.
Чтобы ориентироваться в окружающем социуме, ученику необходимо уметь критически подходить к анализу и оценке встречающихся явлений. Дьюи называет следую-
щие принципы развивающего критического мышления.
• Нужно владеть многозначностью, т.е. уметь передавать содержание понятий и теорий с помощью слов, рисунков и математических выражений. Необходимо уметь точно передать любую концепцию своими словами или символами.
• Уметь сжимать и обобщать информацию. Эффективное обобщение подобно картинке, которая может быть описана с помощью 10 000 слов. Следует учить студентов создавать свои собственные экономные структуры, концептуальные карты и схемы.
• Уметь мыслить абстрактно, отвлекаясь от конкретного.
• Находить главные, ведущие принципы любого явления.
Под содержанием образования Дж. Дьюи видел всю окружающую ученика социальную действительность, которая переживается учеником путём его личного «делания» в специально организованном опыте. Знание о природе вещей и о способах их изготовления — вот конкретное содержание образования, которое присваивается учащимся в ходе своей деятельности. Причём не эти знания выступают целью обучения, а конкретный практический результат, получаемый учеником. Знание необходимо ради самой деятельности, а не наоборот, считал педагог.
Подобный подход к знаниям и содержанию образования полностью противоположен теориям учебного материала, который предназначался для усвоения учениками. Традиционные системы обучения, ярким представителем которых являлся Гербарт, подразумевали представление учителем новых знаний для учеников, и никак не коррелировали зависимость этих знаний от личного опыта учащихся. Дьюи предложил революционный подход к сочетанию знаний и опыта в обучении. Данный подход повлёк за собой разработку и внедрение самых разных деятельностных форм и методов обучения — от метода проектов, до технологий коллективного обучения через производство (А.С. Макаренко).
Отдавая должное своим великим предшественникам — Руссо и Песталоцци, Дьюи показывает ошибки теории Руссо. Напри-
84
ХУТОРСКОЙ А.В. ДИДАКТИКА ПРОГРЕССИВИСТОВ
мер, Руссо отрицал современные ему формы человеческого общежития и пришёл к отрицанию общественного воспитания вообще. В противовес этому Дьюи убеждён в том, что «в действительности врождённые способности развиваются не посредством случайных и непроизвольных проявлений, а в процессе осмысленного применения, которое они получают»5. А осмысленным это применение может быть только в общей с другими людьми и общественно значимой деятельности. Природа обучения и воспитания у Дьюи лежит в общении. Именно через общение происходит передача опыта.
Дьюи не разделяет и другую позицию Руссо, что «всё выходит хорошим из рук Творца, всё вырождается в руках человека». По отношению к теории Руссо Дьюи считает, что «эту теорию можно сделать вполне адекватной, признав, что социальная эффективность достигается посредством позитивного использования, а не негативного ограничения врождённых способностей человека в значимых для общества занятиях»6. Что же означает социальная эффективность, по Дьюи? Прежде всего компетентность в работе. Любой человек должен быть способен заработать на жизнь себе и своим детям, он должен уметь правильно распорядиться тем, что производит промышленность.
Критике подверглись и воззрения самого Дьюи. Например, оппоненты прогрессивиз-ма называли и называют такие недостатки его системы: отсутствие системности образования, пренебрежение аксиоматическими методами наук, отсутствие закрепления и повторения в обучении, переоценка спонтанности в учебной деятельности детей.
Несмотря на критику, «инструментальная педагогика» Дж. Дьюи развивалась и в результате оказала огромное влияние на всю систему образования ХХ столетия. Использование наглядности, лабораторных и практических работ, поисковых и проблемных методов обучения теперь стало общепризнанным теоретическим положением и методическим требованием современной дидактики.
Свой принцип «делания» Дьюи воплотил не только в теории, но и в собственной жиз-
ни. Прожив почти 100 лет, он оставил после себя около 40 книг и 900 статей с изложением своих идей и теорий.
История дидактики свидетельствует о наличии, по крайней мере, двух различных подходов к обучению. В основе различий лежит понимание роли ученика и учителя в обучении. Авторитарная дидактика (И.Ф. Гербарт) основное внимание уделяет деятельности учителя по передаче ученикам систематизированных знаний, возлагая на учащихся необходимость их усвоения, закрепления и применения. Природосообразная личност-но-ориентированная дидактика (Дж.Дьюи, Л.Н. Толстой и др.), наоборот, выдвигает на первый план активность ученика, развитие его природной сущности и освоение способов деятельности в изучаемых областях. Диалог представителей двух данных подходов можно обнаружить и в современном обществе. □
5 Дьюи Дж. Демократия и образование / Пер. с англ. М., 2000. С. 110.
6 Там же. С. 115.
ШКОЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 1'2013
85