ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 376.33 DO110.26170/po 19-09-23
ББК Ч452.024.0 ГРНТИ 14.29.27 Код ВАК 13.00.03; 13.00.01
Руднова Ирина Владимировна,
учитель технологии высшей категории, центр психолого-медико-социального сопровождения «Эхо»; 620089, г. Екатеринбург, ул. Белинского, 163; e-mail: [email protected]
Филютина Татьяна Николаевна,
кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии, Шадринский государственный педагогический университет; 641870, г. Шадринск, ул. К. Либкнехта, 3; e-mail: [email protected]
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: технологическое образование; сурдопедагогика; нарушения слуха; дети с нарушениями слуха; коррекционные школы; метод проектов; проектная деятельность; виды компетенций; особые образовательные потребности; универсальные учебные действия.
АННОТАЦИЯ. В статье характеризуется «Концепция технологического образования в системе общего образования в Российской Федерации» и актуализируются задачи, содержание и компетенции (учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-политическая, социально-трудовая) данного документа с точки зрения их реализации на уроках технологии в коррекционной школе. Представлен опыт работы по использованию метода проектов на уроках технологии с глухими детьми в школе-интернате. У обучающихся формируется технологическое мышление по схеме: потребность - цель - способ - результат. Данный опыт соответствует Концепции технологического образования в системе общего образования Российской Федерации и требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов обучающихся с ОВЗ.
Авторы статьи считают, что использование метода проектов на уроках технологии способствует усвоению учебно-познавательных, информационных, коммуникативных, социально-политических и социально-трудовых компетентностей обучающихся. Кроме того, обучающиеся с нарушением слуха показывают высокое качество и оригинальность выполненных проектов, высокое качество сдачи государственных экзаменов и успешность в региональных олимпиадах. Метод проектов способствует не только профессиональному росту обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, но и личностному.
Rudnova Irina Vladimirovna,
Teacher of Technology of the Highest Category, Center of Psychological, Medical and Social Support "Echo", Ekaterinburg, Russia
Filyutina Tatyana Nikolaevna,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Head of the Department of Correctional Pedagogy and Special Psychology, Sha-drinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia
USING THE PROJECT METHOD AS INNOVATIVE TECHNOLOGY IN THE PROCESS OF LEARNING THE WORK OF DEEPLY STUDENTS
КEYWORDS: technological education; sign language pedagogy; hearing impairment; hearing impaired children; special schools; project method; project activities; types of competencies; special educational needs; universal learning activities.
ABSTRACT. The article comprehends "The Concept of technological education in the system of General education in the Russian Federation" and actualizes the tasks, content and competencies (educational, cognitive, information, communicative, socio-political, social and labor) of this document in terms of their implementation in the lessons of technology in the correctional school. The experience of using the project method in technology lessons with deaf children in boarding school is presented. Students form technological thinking according to the scheme: need-purpose-method-result. This experience corresponds to the Concept of technological education in the General education system of the Russian Federation and the requirements of the Federal state educational standards of students with HIA.
The authors of the article believe that the use of the project method in the lessons of technology contributes to the assimilation of educational and cognitive, information, communicative, socio-political and socio-labor competencies of students. In addition, students with hearing impairment show high quality and originality of projects, high quality of State exams and success in regional Olympiads. The method of projects promotes not only professional growth of students with disabilities, but also personal.
B1
(ведение. Последние десятилетия нологического развития любой страны ста-
^демонстрируют во всем мире быст- новится важнейшим показателем ее эконо-
ро растущие темпы смены технологий во мического состояния, места на мировых
всех сферах жизни общества. Уровень тех- рынках и качества образования. Этот уро-
© Руднова И. В., Филютина Т. Н., 2019
вень зависит от качества подготовки специалистов, способных проектировать сложные технологические процессы, управлять ими и поддерживать их. Для разработки новых технологических принципов и технологий, их эксплуатации необходимы определенные модели мышления и поведения.
В этом контексте технологическое образование является необходимым компонентом общего и специального образования всех школьников, предоставляющим им возможность применять на практике знания основ наук. Курс «Технология» отражает в своем содержании общие принципы преобразующей деятельности человека и все аспекты материальной культуры. Он направлен на овладение учащимися навыками конкретной предметно-преобразующей деятельности, создания новых ценностей, что соответствует потребностям развития личности и общества. В рамках предметной области «Технология» происходит знакомство с миром профессий и профессиональная ориентация школьников на работу в различных сферах общественного производства. Тем самым обеспечивается преемственность перехода учащихся от общего к профессиональному образованию, а в дальнейшем к трудовой деятельности, причем, согласно ст. 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», «под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья <...> понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных кор-рекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья» [10].
Специалисты всех образовательных учреждений, в том числе и учителя технологии центра «Эхо» г. Екатеринбурга, изучают методы внедрения «Концепции технологического образования в системе общего образования в Российской Федерации» [4]. Отсутствие методического обеспечения учебного процесса специальной (коррекци-онной) школы по предмету «Технология»,
психолого-педагогических рекомендаций для преподавателей, системы сопровождения непрерывного технологического образования, неэффективность итоговой аттестации - все это создает препятствия для освоения школьниками дисциплины «Технология», а также личностно-профессионального становления учащихся с нарушением слуха.
Задачей специального исследования, проведенного под руководством Т. С. Зыковой, была конкретизация цели обучения детей с нарушениями слуха в государственной системе обучения. В процессе исследования была сформулирована обобщенная цель образования детей с нарушениями слуха: введение обучающихся в культуру общества, развитие их личности на основе освоения универсальных способов деятельности, формирование жизненной компетенции.
Таким образом, в качестве основного противоречия можно выделить тот факт, что современное трудовое обучение лиц с нарушением слуха не отвечает растущим требованиям жизни, требованиям к развивающейся личности и инновационным стратегиям системы образования.
Результаты исследования. Разрешению этих противоречий будет способствовать исследование по теме «Использование метода проектов как средства технологического образования в коррекционной школе для детей с нарушением слуха».
Исходя из вышесказанного определена цель исследования, которая заключается в теоретическом обосновании, разработке и внедрении в практику работы эффективной системы технологического образования в коррекционной школе для детей с нарушением слуха на основе использования метода проектов.
Объектом исследования является технологическое образование в коррекцион-ной школе для детей с нарушением слуха.
Предметом исследования является процесс совершенствования технологического образования в коррекционной школе для детей с нарушением слуха на основе использования метода проектов.
Гипотеза исследования состоит в том, что нарушение слуха и связанные с ним психологические особенности детей осложняют процесс традиционного обучения по предмету «Технология» в специальной (коррекционной) школе; использование метода проектов как средства технологического образования в соответствии с разработанными в процессе исследования новыми подходами к его организации, содержанию и учебно-методическому обеспечению позволит качественно изменить, повысить уровень технологического образования лиц с нарушением слуха.
Задачи исследования:
1. Теоретический анализ специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, уточнение основных понятий работы.
2. Разработка и апробирование системы работы по технологическому образованию в коррекционной школе для детей с нарушением слуха на основе использования метода проектов.
3. Экспериментальная проверка эффективности использования метода проектов как средства технологического образования в коррекционной школе для детей с нарушением слуха.
Теоретико-методологические основы исследования. В основу исследования положены:
- принцип единства сознания и деятельности (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, Б. Г. Ананьев и др.),
- принцип коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса (Т. А. Власова, В. Г. Петрова, С. А. Зыков и др.),
- принцип единства диагностики и коррекции развития (Л. С. Выготский),
- положение о ведущей роли обучения в развитии (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина, Л. И. Божович и др.),
- положение теории о единстве законов развития нормальных и аномальных детей (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Ж. И. Шиф и др.).
Основные методы исследования:
- анализ нормативно-правовых документов, методической литературы;
- изучение практического опыта; педагогическое наблюдение;
- психолого-педагогическая диагностика (тестирование участников образовательного процесса);
- проектирование, моделирование педагогического процесса.
Метод проектов берет свое начало в прагматистской педагогике (от лат. Pragmatismus - дело, действие). Педагогическое прагматистское течение возникло в США в конце XIX - начале XX в. Также это течение известно под названиями прогрессивизм, или прогрессивное воспитание, инструментализм, экспериментализм. Окончательное оформление прагматистской педагогики связано с именем Джона Дьюи (1859-1952) - американского философа, социолога, психолога, педагога. Дьюи закончил Вермонтский университет в 1879 г., в 1884 г. защитил диссертацию «Психология Канта», долгие десятилетия являлся профессором ряда университетов - Мичиганского, Чикагского, Колумбийского. Дьюи имел собственный опыт работы в средней
школе, а в период заведования кафедрой философии и педагогики в Чикагском университете основал экспериментальную школу-лабораторию для практической проверки своих идей. Его научная теория отличалась рядом характеристик: педоцентризмом, опорой в обучении на интересы и инстинкты детей, широким применением труда в обучении, проблемным характером обучения. Свои взгляды на проблемы воспитания и образования Д. Дьюи изложил в работах «Школа и общество» (1899), «Школа и ребенок» (1902), «Школа будущего» (1915), «Демократия и образование» (1916), «Введение в философию воспитания», «Психология и педагогика мышления» и др. Те же идеи развивались в работах его учеников: Б. Боуда, Уильяма Херда Килпат-рика, Э. Коллингса, Х. Рагга, Д. Чайлдса. Педагогический энциклопедический словарь [7, с. 211-212] и Российская педагогическая энциклопедия [9, с. 180-181] приводят исходные положения педагогики прагматизма, важные для коррекционной (специальной) педагогики:
- представление о целесообразной деятельной сущности личности, сообразной личным интересам и личным целям, изменяющей окружающую среду на основе усвоенного практического опыта для активного приспособления к этой среде;
- принцип «обучения посредством делания» Д. Дьюи - деятельность рассматривается как любой вид созидательной работы, ученик выступает активным участником деятельности;
- сущность воспитания заключается в постоянном преобразовании расширяющегося личного опыта ребенка;
- главная цель воспитания - способствовать «самореализации» личности при удовлетворении ее прагматических интересов;
- природа человека, присущие ребенку закономерности развития, движущие им интересы и потребности являются предпосылками воспитания;
- соответствие содержания образования интересам и потребностям ребенка;
- идея комплексности в содержании образования противопоставляется предметному принципу;
- школа, отражая «общество в миниатюре», воспроизводит политические, экономические, технологические процессы, чем облегчает социализацию детей.
Данные принципы осмысливаются в современных публикациях В. Я. Барминой [1], Б. Г. Корнетова [5], Н. Трениной [13], А. В. Хуторского [15]. Все исследователи отмечают важность науки и образования в оказании помощи людям при решении их жизненных проблем, при их активности и
включенности в преобразовательную деятельность и самореализацию.
В прагматической педагогике США развиваются и дополняют друг друга два течения: собственно педоцентристское (узкометодическое) и реформистское (социал-реконструктивистское), представители которого считают, что процессы совершенствования школы повлекут за собой преобразование общества [5].
В 1910-е гг. профессор Колингс, организатор продолжительного эксперимента в сельской школе штата Миссури, предложил первую классификацию учебных проектов:
1) «проекты игр» - целью занятий является участие в разного рода групповых играх, народных танцах, драматических постановках, развлечениях;
2) «экскурсионные проекты» - предполагают целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;
3) «повествовательные проекты» - целью этих проектов является подготовка рассказа в самой разнообразной форме: устной, письменной, вокальной (песня), художественной (картина), музыкальной (игра на инструменте) и получение удовольствия от рассказа;
4) «конструктивные проекты» - целью этих проектов является создание конкретного, полезного продукта: изготовление кроличьей ловушки, приготовление какао для школьного завтрака, строительство сцены для школьного театра.
Историческое развитие метода проектов с помощью сравнительного анализа в зарубежной и отечественной педагогике представлено в исследованиях Е. А. Пень-ковских [5], Н. В. Ивановой, Д. И. Деминой. Е. А. Пеньковских выделяет 5 периодов в становлении метода проектов в зарубежной и отечественной педагогике:
1) зарождение метода (начало XX в.);
2) научное обоснование метода (19141921);
3) интенсивное внедрение метода проектов в педагогическую практику на научной основе (1920-1930-е гг.);
4) угасание интереса к методу проектов в теории и практике (1930-1950-е гг.);
5) новые направления использования метода проектов в обучении (1960-1990-е гг.).
В настоящее время выходит много журнальных публикаций по эффективному внедрению метода проектов в коррекцион-но-образовательный процесс с детьми с ОВЗ, в частности, можно назвать публикации Ю. Я. Монголиной [6], О. В. Рябовой [12].
Методологическая база исследования метода проектов осмысливается в зарубежной и отечественной науке, в работах про-
шлого столетия и трудах наших современников, например Е. Г. Речицкой, К. И. Туджа-новой [14]. В основу метода проектов положены следующие концепции:
- прогрессивистская концепция обучения, «инструментальная педагогика» (Д. Дьюи);
- ассоциативно-рефлекторная теория (И. М. Сеченов, И. П. Павлов, С. Л. Рубинштейн, Н. А. Менчинская, Д. Б. Богоявленский);
- деятельностная теория (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов);
- концепция Л. В. Занкова;
- концепция содержательного обобщения (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин);
- личностно-деятельностный подход в сурдопедагогике (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев);
- личностно ориентированный подход (Ш. А. Амонашвили);
- личностно-ролевой подход (Е. Г. Ре-чицкая);
- принцип предметно-практической деятельности в практике обучения глухих (С. А. Зыков);
- концепция интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии, учитывающая «российский» фактор (Н. Н. Ма-лофеев, Н. Д. Шматко, Э. В. Миронова, Л. И. Тигранова).
Работа по методу проектов, по мнению И. С. Сергеева, - «это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий серьезную квалификацию учителя». Автор выдвигает ряд основных требований к учебному проекту:
1. Проект создается для решения социально значимой задачи (проблемы) - исследовательской, информационной, практической. Заказчиками проекта могут быть руководители внешних образовательных учреждений, учитель, обучающиеся. Поиск социально значимых проблем, трудная организационная задача.
2. Планирование действий по реализации проекта: пооперационная разработка проекта, определение сроков, продуктов, порядка презентации.
3. Поиск информации для реализации проекта, которая будет обработана, осмыслена, представлена участниками проекта.
4. Продукт проекта - это результат работы над проектом.
На занятия предметной области «Технология» приходится значительная часть деятельности образовательного учреждения по формированию универсальных учебных действий, в равной мере применимых в учебных и жизненных ситуациях. Реализация предмета «Технология» опирается на ресурсы организаций дополнительного об-
разования детей, профессионального образования и реальной экономики региона проживания учащихся. Возможность достижения необходимого уровня технологического образования поддерживается использованием специальных сред для проектирования, моделирования и конструирования, электронного обучения и дистанционных технологий. Реализуя ФГОС в курсе «Технология» в коррекционной школе для детей с нарушением слуха, мы должны были ответить на ряд принципиально важных вопросов:
• Как научить детей, несмотря на то, что у них нарушен слух и ограничен речевой запас, технологическому мышлению, повысить их компетентность?
• Какие технологии наиболее эффективны для детей с нарушением слуха?
• Как включить в практику преподавания данного курса принципы доступности и дифференцированного подхода к обучению?
Коррекционная педагогика находится в постоянном творческом поиске ответа на эти вопросы.
При преподавании курса «Технология» в государственном бюджетном общеобразовательном учреждении Свердловской области, реализующем адаптированные основные общеобразовательные программы, центре психолого-медико-социального сопровождения «Эхо» вот уже несколько лет применяется метод проектов, который хорошо зарекомендовал себя как одно из средств в технологическом образовании. Данный метод позволил учитывать ряд особенностей обучающихся: нарушение слуха, ограниченный словарный запас, недостаточно развитую диалогическую и монологическую речь, рассеянное внимание, слабую память, ограниченное воображение, неадекватную самооценку, слабую мотивацию к учебной деятельности. Швейные проекты выполняются с 6-го по 11-й класс в соответствии со схемой технологического мышления (потребность - цель - способ -результат).
В ходе работы над проектами идет совершенствование учебно-познавательных, информационных, коммуникативных, социально-политических и социально-трудовых компетенций учащихся.
Учебно-познавательная компетенция представляет собой самостоятельную познавательную деятельность обучающихся, которая совершенствуется при создании реальных объектов, что и требуется проектами. В рамках этой компетенции дети с нарушением слуха учатся целеполага-нию, планированию, анализу, самооценке, что ведет к совершенствованию их логического мышления. Они овладевают навыка-
ми продуктивной деятельности, в ходе которой идет развитие не только мелкой моторики рук, но и образного мышления.
Ученики приобретают способность видеть и решать проблемы, развивается их творческое воображение. Это может происходить и в процессе создания одежды - ночной сорочки (8 класс) или при изготовлении платья для демонстрации моделей (9-11 классы). Учащимся нравится выполнять такого рода «проекты», они делают это охотно, с удовольствием. Именно этим ключевая компетентность отличается от просто способности: здесь акцент делается на стабильность положительной мотивации, на наличие определенной ценностной установки.
Информационная компетенция характеризуется умением самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую для проекта информацию, умением преобразовывать, сохранять и передавать ее. Примером этого можно назвать поиск обучающимися в Интернете моделей современной одежды, направлений моды, а также материалов по истории костюма; работу учащихся по созданию презентаций, печать пояснительных записок для проектов. Все это ведет к расширению словарного запаса, а выступление с презентацией способствует также развитию речи глухих учащихся.
Коммуникативная компетенция учащихся развивается в ходе работы над проектом путем приобретения навыков взаимодействия с окружающими, овладения различными социальными ролями. Общение с учителями, родителями, одноклассниками активизирует познавательную деятельность, обогащает словарный запас, улучшает диалогическую речь. В ходе выполнения проекта учащимся приходится выступать в разных ролях: покупателя, модельера, закройщика, швеи, модели на показе. Это ведет к раскрепощению поведения обучающихся, свободе общения, повышению самооценки.
Социально-политическая компетенция - это готовность к решению проблем социального характера. Речь идет и о реальной эффективности принимаемых решений, и о психологической готовности брать на себя ответственность за эти решения. Примером может служить решение старшеклассниц сшить самостоятельно выпускное платье, при этом налицо экономия бюджета семьи. Этот факт указывает на рост самосознания обучающихся, их уверенности в себе и личной инициативы.
Социально-трудовая компетенция
совершенствуется в ходе работы над проектом, так как учащиеся приобретают навыки в социально-трудовой сфере, в вопросах экономики и профессионального самоопре-
деления. Это способствует формированию у неслышащих обучающихся адекватной самооценки, развитию умений находить творческие решения.
Наглядной демонстрацией уровня компетенции каждого учащегося являются выпускные экзамены. В положении о государственной (итоговой) аттестации выпускников говорится о разнообразии форм проведения устных экзаменов по выбору. Защита реферата или проекта, портфолио, собеседование, тестирование - это те формы, которые помогают учащимся наиболее полно продемонстрировать свои знания, умения, способности.
Учителями трудового обучения разработан пакет экзаменационных документов ко всем формам проведения экзаменов [2; 11]. На педсовете школы утверждаются темы индивидуальных проектов для каждого ученика. Для проведения экзамена в виде защиты проекта обучающиеся изготавливают проекты (изделие), пишут пояснительные записки, создают мультимедийные презентации с докладом, представляют портфолио.
Предложение различных форм проведения экзамена позволило учащимся сознательно выбрать вариант итоговой аттестации. Предпочтения были отданы защите проекта.
В условиях коррекционной школы подготовка учащихся к экзаменам в форме защиты проекта имеет свои отличительные особенности, вытекающие из первичных и вторичных дефектов наших воспитанников:
• отсутствие слуха требует закрепления знаний учащихся на зрительной основе с опорой на наглядно-иллюстративные средства и методы;
• ограниченный словарный запас подразумевает адаптацию учебного материала для повышения процента его усвоения;
• недостаточно развитая диалогическая и монологическая речь влечет за собой использование таких методов, как рассказ, пересказ, ответы на вопросы для озвучивания доклада в процессе подготовки к экзаменам;
• отсутствие долговременной памяти требует многократного повторения учебного материала.
При защите проекта в качестве дополнительных технических средств для улучшения усвоения материала широко применяются презентации, рисунки, плакаты.
Заключение. Подводя итоги работы по методу проектов в коррекционной школе,
мы отметили положительные результаты:
- высокое качество сдачи государственных экзаменов за курс основной школы (в 2017 г. успешная сдача экзаменов составила 100%);
- хорошая внятность произношения, отмеченная экзаменационной комиссией;
- широкое использование учащимися компьютера и Интернета при создании пояснительных записок, презентаций;
- высокое качество и оригинальность выполненных проектов, отмеченные дипломами конкурсов российского и международного уровней;
- демонстрация хороших знаний на интернет-олимпиадах «Родник знаний»;
- 1 и 2 места в первой региональной олимпиаде по технологии «От маленьких умений к вершинам мастерства» в г. Екатеринбурге 25 октября 2018 г.;
- участие в областной олимпиаде по компетенции «Портной», г. Екатеринбург, 25 апреля 2019 г.;
- 1 и 3 места в региональном чемпионате по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс» по компетенции «Портной», который состоялся в Екатеринбурге 11-12 сентября 2019 г.;
- участие в 5-м федеральном чемпионате по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс» по компетенции «Портной», который состоится в Москве 20 ноября 2019 г.
После успешной сдачи экзаменов учащиеся продолжают обучение по специальностям «Швея» и «Дизайн одежды» в системе НПО и СПО.
Таким образом, работа по методу проектов особое влияние оказала на повышение мотивации обучения, творческой активности, самосознания учащихся, формирование эстетического вкуса, целеустремленности в решении проблем - всего того, что относится к понятию «компетентности». Работа над проектом формирует у глухих учащихся адекватную самооценку, стремление ставить перед собой достаточно высокие цели, но с учетом своих реальных возможностей. Обучающиеся включаются в процесс активной деятельности. Они приобретают опыт практической работы с тем, чтобы полученные знания на основе личного опыта превратились в систему мировоззренческих принципов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бармина В. Я. Педагогическое проектирование деятельности учителя по формированию универсальных учебных действий // Школа и производство. - 2016. - № 3. - С. 3-8.
2. Зацепин А. В. Повышение эффективности восприятия и качества усвоения учебного материала неслышащими школьниками на уроках трудового обучения в школе 1 вида // Система взаимодействия
специалистов в образовательном пространстве как фактор психолого-педагогического обеспечения становления личности : материалы. Междунар. науч.-практ. конф. (Шадринск, 28 нояб. 2008 г.). - Шад-ринск, 2008. - С. 547-550.
3. Зыкова Т. С. Учебник как компонент системы обучения детей с нарушениями слуха : сообщение l // Дефектология. - 20ll. - № 4. - С. l3-28.
4. Концепция технологического образования в системе общего образования в Российской Федерации [Электронный ресурс] : проект. - Режим доступа: http://www.predmetconcept.ru/public/f48/download/ Koncepcija_Tehnologija_02_09_l6.pdf (дата обращения: l2.l0.20l9).
5. Корнетов Б. Г. Прогрессивистская педагогика Джона Дьюи // Школьные технологии. - 2007. -№ 6. - С. 54-63.
6. Монголина Ю. А. К вопросу об эффективности проектной деятельности обучающихся коррекци-онной школы // Школа и производство. - 20l5. - № 7. - С. 48-49.
7. Педагогический энциклопедический словарь / Э. Б. Абдуллин [и др.]. - М. : Большая науч. эн-цикл., 2003. - 528 с.
8. Пеньковских Е. А. Метод проектов в отечественной и зарубежной педагогической теории и практике (на основе сравнительного анализа) : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2007. - 24 с.
9. Российская педагогическая энциклопедия : в 2 т. / ред. В. В. Давыдов. - М. : Большая рос. энцикл., l999. - Т. 2 : М - Я. - 670 с.
10. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон : от 29 дек. 20l2 г. № 273-ФЗ. - М. : Проспект, 20l5. - l60 с.
11. Руднова И. В. Метод проектов в коррекционной школе // Система взаимодействия специалистов в образовательном пространстве как фактор психолого-педагогического обеспечения становления личности : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Шадринск, 28 нояб. 2008 г.). - Шадринск, 2008. - С. 547-550.
12. Рябова О. В. Кукла как объект проектной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья // Школа и производство. - 20l8. - № 2. - С. 23-25.
13. Тренина H. Первая школа проектов // ^чальная школа : метод. журн. для учителей нач. шк. -20ll. - № l5. - С. 62-63.
14. Туджанова К. И. Методологические основы проектно-исследовательской деятельности в обучении лиц с нарушениями слуха // Преподаватель XXI век. - 20l3. - № 2. - Ч. l. - С. 82-90.
15. Хуторской А. В. Дидактика прогрессивистов // Школьные технологии. - 20l3. - № l. - С. 82-85.
REFERENCES
1. Barmina V. Ya. Pedagogicheskoe proektirovanie deyatel'nosti uchitelya po formirovaniyu universal'nykh uchebnykh deystviy // Shkola i proizvodstvo. - 20l6. - № 3. - S. 3-8.
2. Zatsepin A. V. Povyshenie effektivnosti vospriyatiya i kachestva usvoeniya uchebnogo materiala neslyshash-chimi shkol'nikami na urokakh trudovogo obucheniya v shkole l vida // Sistema vzaimodeystviya spetsialistov v obrazovatel'nom prostranstve kak faktor psikhologo-pedagogicheskogo obespecheniya stanovleniya lichnosti : mate-rialy. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Shadrinsk, 28 noyab. 2008 g.). - Shadrinsk, 2008. - S. 547-550.
3. Zykova T. S. Uchebnik kak komponent sistemy obucheniya detey s narusheniyami slukha : soobshchenie l // Defektologiya. - 20ll. - № 4. - S. l3-28.
4. Kontseptsiya tekhnologicheskogo obrazovaniya v sisteme obshchego obrazovaniya v Rossiyskoy Feder-atsii [Elektronnyy resurs] : proekt. - Rezhim dostupa: http://www.predmetconcept.ru/public/f48/download/ Koncepcija_Tehnologija_02_09_l6.pdf (data obrashcheniya: l2.l0.20l9).
5. Kornetov B. G. Progressivistskaya pedagogika Dzhona D'yui // Shkol'nye tekhnologii. - 2007. - № 6. -S. 54-63.
6. Mongolina Yu. A. K voprosu ob effektivnosti proektnoy deyatel'nosti obuchayushchikhsya korrektsionnoy shkoly // Shkola i proizvodstvo. - 20l5. - № 7. - S. 48-49.
7. Pedagogicheskiy entsiklopedicheskiy slovar' / E. B. Abdullin [i dr.]. - M. : Bol'shaya nauch. entsikl., 2003. - 528 s.
8. Pen'kovskikh E. A. Metod proektov v otechestvennoy i zarubezhnoy pedagogicheskoy teorii i praktike (na osnove sravnitel'nogo analiza) : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Ekaterinburg, 2007. - 24 s.
9. Rossiyskaya pedagogicheskaya entsiklopediya : v 2 t. / red. V. V. Davydov. - M. : Bol'shaya ros. entsikl., l999. - T. 2 : M - Ya. - 670 s.
10. Rossiyskaya Federatsiya. Zakony. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii : feder. zakon : ot 29 dek. 20l2 g. № 273-FZ. - M. : Prospekt, 20l5. - l60 s.
11. Rudnova I. V. Metod proektov v korrektsionnoy shkole // Sistema vzaimodeystviya spetsialistov v obra-zovatel'nom prostranstve kak faktor psikhologo-pedagogicheskogo obespecheniya stanovleniya lichnosti : materi-aly Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Shadrinsk, 28 noyab. 2008 g.). - Shadrinsk, 2008. - S. 547-550.
12. Ryabova O. V. Kukla kak ob"ekt proektnoy deyatel'nosti detey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdo-rov'ya // Shkola i proizvodstvo. - 20l8. - № 2. - S. 23-25.
13. Trenina N. Pervaya shkola proektov // Nachal'naya shkola : metod. zhurn. dlya uchiteley nach. shk. -20ll. - № l5. - S. 62-63.
14. Tudzhanova K. I. Metodologicheskie osnovy proektno-issledovatel'skoy deyatel'nosti v obuchenii lits s narusheniyami slukha // Prepodavatel' XXI vek. - 20l3. - № 2. - Ch. l. - S. 82-90.
15. Khutorskoy A. V. Didaktika progressivistov // Shkol'nye tekhnologii. - 20l3. - № l. - S. 82-85.