ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ INNOVATIVE TEACHING METHODS
УДК 373.1.02
Ш.Т. ТАУБАЕВА, С.Н. ЛАКТИОНОВА, А.А. БУЛАТБАЕВА ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ
Статья освещает основные концептуальные положения проектирования педагогических технологий. Специфика педагогической технологии состоит в том, что она должна гарантировать достижение поставленных целей. Основой последовательной ориентации обучения на цели является оперативная обратная связь, которая пронизывает весь учебный процесс. В этой связи авторы рассматривают содержание педагогической деятельности и педагогического взаимодействия.
Ключевые слова: технологическая направленность образования, педагогическая технология, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие
Педагогическую технологию характеризуют два принципиальных момента: гарантированность конечного результата и проектирование будущего учебного процесса. Педагогическая технология - это упорядоченная система процедур, неукоснительное выполнение которых приведёт к достижению определённого планируемого результата, то есть в данном случае - государственного образовательного стандарта. Из этих соображений вытекает вывод: педагогическая технология - набор процедур, обновляющих профессиональную деятельность учителя и гарантирующих конечный планируемый результат. Беспалько В.П. четко сформулировал истоки методологии педагогической технологии, представив педагогическую систему в виде двух основных частей: дидактической задачи (ее ежедневно решают сотни тысяч учителей) и технологии решения данной задачи. «Каждая дидактическая задача, - писал он, разрешима с помощью адекватной технологии обучения, целостность, которой обеспечивается взаимосвязанной разработкой и использованием трех ее компонентов: организационной формы, дидактического процесса и квалификации учителя. Главная мысль: необходимо превратить учебно-воспитательную работу школы из малоупорядоченной совокупности действий разных учителей в целенаправленный процесс работы педагогического коллектива» [1].
Использование педагогической технологии требует определенного концептуального подхода к образованию, поэтому желательно для сравнения разных технологий разработать по возможности универсальный методологический подход к их проектированию и экспертизе.
В педагогической науке глубинный смысл технологической направленности педагогических исследований разработок, а, следовательно, и педагогической технологии в целом объясняется следующим образом.
Во-первых, посредством педагогической технологии педагоги стремятся свести к минимуму педагогические экспромты в практическом преподавании и перевести последнее на путь предварительного проектирования учебно-воспитательного процесса и последующего воспроизведения проекта в классе. Это может быть успешно сделано только в указанном выше контексте -на языке понятий «дидактическая задача» и «технология обучения».
Во-вторых, в отличие ранее использовавшихся методических поурочных разработок, предназначенных,
для учителя педагогическая технология предполагает проект учебно-воспитательного процесса,
определяющий структуру и содержание учебно-воспитательной деятельности самого учащегося. Если методическая поурочная разработка не может быть воспроизведена однозначно каждым учителем, то, как показал опыт программированного обучения, проектирование учебно-познавательной деятельности ведет к высокой стабильности успехов практически любого числа учащихся. В современных условиях, когда компьютеризация педагогического процесса стала реальностью педагогическое проектирование -единственное условие его эффективной реализации. В-третьих, существенная черта педагогической технологии - процесс целеобразования. В традиционной педагогике проблема целей не особенно волновала теоретиков и практиков, они (цели) задаются весьма нечетко, как и степень их достижения,то в педагогической технологии эта центральная проблема, рассматривается в двух аспектах: 1) диагностичного целеобразования и объективного контроля качества усвоения учащимися учебного материала и 2) развития личности в целом.
Наконец, в-четвертых, благодаря представлению о предмете педагогической технологии как проекте определенной педагогической системы можно сформулировать важный принцип разработки педагогической технологии и ее реализации на практике - принцип структурной и содержательной целостности, всего учебно-воспитательного процесса. Принцип целостности означает, что при разработке проекта будущей педагогической системы любого из видов образования необходимо достичь гармоничного взаимодействия всех элементов педагогической системы как по горизонтали (в рамках одного периода обучения-четверти, семестра учебного года), так и по вертикали -на весь период обучения [2, 12-13]. Исследователи Ж. Караев, Ж. Кобдикова предлагают новую методику оценки деятельности обучающихся в условиях применения технологии обучения [3, 82-88 ]. В отличие от них, Кларин ставит своей целью конструировать учебный процесс, отправляясь от заданных исходных установок (образовательные ориентиры, цели и содержание обучения). Специфика педагогической технологии состоит в том, что в ней конструируется и осуществляется такой учебный процесс, который должен гарантировать достижение поставленных целей. Основой последовательной ориентации обучения на цели является оперативная
обратная связь, которая пронизывает весь учебный процесс. В соответствии с этим в технологическом подходе к обучению выделяются постановка целей и их максимальное уточнение (этому этапу работы учителя придается первоочередное значение); строгая ориентация всего хода обучения на учебные цели; ориентация учебных целей, а вместе с ними и всего хода обучения на гарантированное достижение результатов; оценка текущих результатов. Коррекция обучения, направленная на достижение поставленных целей; заключительная оценка результатов. Ключом к пониманию технологического построения учебного процесса является последовательная ориентация на четко определенные цели [4, 13-14 ]. Современная технология обучения - это продукт длительного исторического развития. На этом пути были искания и глубокая убежденность, долгие годы труда и подражание и, наконец, самая обыкновенная привычка. Среди основных качеств современных педагогических технологий разработки выделяют структуру, методологические качества, научные основы, классификацию, описание и позиции анализа. (Г.К. Селевко и др.) Учитывая основные качества педагогических технологий, попытаемся определить педагогические технологии, обеспечивающие успешное выполнение задач обучения, воспитания и развития. При отборе и использовании адекватных педагогических технологий учителю необходимы знания об уровнях, методологических качествах, научных основах педагогических технологий, умения их выбора соответственно определенным критериям, что составляет содержание его исследовательской культуры. Осмысление ценностного аспекта исследовательской культуры учителя позволяет рассмотреть ее как средство освоения педагогической технологии. Следовательно, педагогическая технология -это педагогическое знание о
Таблица 1 - Характеристика педагогической деятельности
педагогическом воздействии, так как можно в самом общем виде представить как результат интеграции внешнего воздействия и соответствующих им форм и направлений внутренней активности [5]. Специальными задачами педагогической теории профессионально- педагогической деятельности являются ее нормативная концептуализация, выяснение условий ее эффективного функционирования, выявления факторов , влияющих на ее становление. В педагогической литературе имеется два подхода к характеристике профессионально- педагогической деятельности: профессиографический и эргологический (В.И. Гинецинский) [6].
В рамках первого подхода исследователь может руководствоваться следующей общей схемой описания профессиональной деятельности:
- ценностные ориентации и профессиональная этика;
- общие и специальные способности;
- профессионально значимые качества личности;
- профессионально необходимые знания;
- сфера профессиональной компетентности;
- профессиональные навыки и умения, профессиональная техника.
Эргологический подход характеризует педагогическую деятельность на основе введения представления о педагогической системе (Н.В. Кузьмина). Педагогическая система включает в себя пять компонентов: цель, субъект, объект-субъект, содержание и средства педагогического воздействия. Описание педагогической деятельности строится путем разграничения также пяти функциональных компонентов - аспектов: проектировочного, конструктивного, организаторского, коммуникативного, гностического. Учение при этом раскрывает соответствие между двумя структурами (см. таблицу 1).
Компоненты педагогической деятельности как педагогической системы Соответствующие функциональные компоненты -аспекты педагогической деятельности
Цель педагогического воздействия Проектировочный
Субъект педагогического воздействия Гностический
Объект-субъект педагогического воздействия Коммуникативный
Содержание педагогического воздействия Конструктивный
Средства педагогического воздействия Организаторский
В рамках эргологического подхода педагогическое воздействие есть реализованное во времени единство замысла (проекта) и его осуществления (результата исполнения). Центральное место в характеристике педагогического воздействия должно быть отведено категории «знание». Педагог выступает носителем социально-удостоверенного и санкционированного знания, которое он должен сделать достоянием
учащегося. Поэтому знание есть цель, средство и результат педагогического воздействия. Мы берем за основу определение технологии как знание о деятельности, как средства осуществления педагогического воздействия. При характеристике инновационных технологий мы руководствовались принципами педагогического воздействия,
сформулированными В.И. Гинецинским (см. таблицу 2).
Таблица 2 - Характеристика принципов педагогического воздействия
Наименование принципов Характеристика принципов
Принцип результативности Педагогическое воздействие имеет место постольку, поскольку достигнут предварительно намеченный результат
Принцип эффективности Педагогическое воздействие должно осуществляться таким образом, чтобы намеченный результат достигался с наименьшими усилиями и в кратчайшее время
Принцип объективной ориентированности содержания Знание всегда предметно есть знание о чем-то учебно-познавательная деятельность должна быть организована как изучение накопленного
педагогического воздействия предметного многообразия
Принцип личностной ориентированности В качестве конечного эффекта педагогического воздействия всегда должна рассматриваться личность. Педагогическое воздействие должно выражать определенную позицию личности
Принцип императивности Объективно ориентированное содержание педагогического воздействия, т.е. знание об объекте должно выражать определенную позицию личности.
Принцип рефлексивности Педагог должен рассматривать самого себя, свои знания, ценностные ориентации, способности как существенный фактор эффективности педагогического воздействия
Принцип гармоничности Единое педагогическое воздействие так должно быть включено в систему (совокупность) других педагогических воздействий, чтобы способ-ствовать достижению общего эффекта - формированию личности.
Педагогическая деятельность, основанная на этих принципах, является разновидностью исполнительской деятельности. На первой ее стадии осуществляется конструктивное оформление цели -замысла (знание), на
второй осуществляется реализация замысла - проекта. В целом учебный процесс можно представить как совместную деятельность, предметом которой является знание [7; 8].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика.-1989. -192с.
2 Монахов В.М. Аксиоматический подход к проектированию педагогической технологии. // Педагогика.-1997.-№ 6.-С.26-31.
3 Караев Ж., Кобдикова Ж. Оценка деятельности учащихся в условиях применения педагогической технологии обучения. // Вестник высшей школы Казахстана.-1998.-№ 5.-С.82-88.
4 Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. Пособие к спецкурсу для высших педагогических учебных заведений, институтов усовершенствования учителей, повышения квалификации работников образования. - М.: Арена, 1994. -221с.
5 Сейдимбек А. Казак алемГ Этномадени пайымдау. - Алматы: Санат, 1997. - 464 б.
6 Гинецинский В.И. Знание как категория педагогики. -М.: Педагогика, 1989. -144 с. Хмель Н.Д. Теоретические основы профессиональной подготовки учителя. - Алматы: 1998. - 320 с.
7 Оконь В. Введение в общую дидактику. - М.: Высшая школа, 1990. - 382 с.
tY^h: Макала педагогикалык технологияларды жобалаудын тужырымдамалык непздерш сипаттайды. Педагогикалык технологиялардыц ерекешелт олардыц белпленген максатка кол жетюзуше кепт болатындыгында. Окытудыц максатка багдарлануы букт оку Yдеpiсiнiц барысындагы оперативт ^pi байланыс непзЫде жузеге асырылады. Осыган орай, авторлар педагогикалык ic-эрекет жэне педагогикалык аракатынас мазмунын карастырады. ТYйiндi сездер: бЫм берудщ технологиялык багыттылыгы, педагогикалык технология, педагогикалык te-эрекет, педагогикалык аракатынас
SH.T. TAUBAEVA, S.N. LAKTIONOVA, A.A. BULATBAEVA
DIDACTIC PREDICTION OF TRAINING TECHNOLOGY
Resume: The article covers the main conceptual points of designing educational technology. The specificity of educational technology is that it should guarantee the achievement of the goals. The basis consistent orientation training objectives are to provide operational feedback, that permeates the entire educational process. In this regard, the authors examine the content of educational activities and teacher interaction.
Keywords: technological orientation of education, educational technology, teaching activities, teacher interaction