ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 378:070
DOI 10.17150/2308-6203.2016.5(1).113-122 Владимирова Татьяна Николаевна
доктор педагогических наук, доцент, директор института журналистики, коммуникации и медиаобразования, Московский педагогический государственный университет, 119435, Российская Федерация, г. Москва, ул. Малая Пироговская, 1/1, e-mail: [email protected]
Tatyana N. Vladimirova
Dr. in Pedagog., Associate Professor, Director of the Institute of Journalism, Communication and Media Education, Moscow State Pedagogical Univesritety, 1/1 M. Pirogovskaya St., 119991, Moscow, Russian Federation, e-mail: [email protected]
ДИДАКТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ЖУРНАЛИСТОВ
В ВУЗАХ
Аннотация. В статье обоснован процесс дидактического моделирования профессиональной подготовки журналистов в высшей школе. Рассмотрено содержание процесса профессиональной подготовки журналистов, включающее в себя четыре блока: 1) целевой блок; 2) содержательно-процессуальный; 3) деятельностно-творческий; 4) результативно-оценочный. Уточнена структура процесса профессиональной подготовки журналистов, предполагающая наличие: субъект-субъектных отношений; четко поставленных целей и задач. Сформулированы новые принципы функционирования системы профессиональной подготовки журналистов.
Ключевые слова. Дидактическая концепция, журналистское образование, моделирование, принципы функционирования, система профессиональной подготовки.
Информация о статье. Дата поступления 11 января 2015 г.; дата принятия к печати 22 января 2015 г.; дата онлайн-размещения 29 января 2016 г.
DIDACTIC MODELING OF THE TRAINING OF JOURNALISTS IN UNIVERSITIES
Abstract. The article proves the process of didactic modeling of journalists' professional training in high school. It considered the content of the training of journalists, which includes four parts: 1) the target block; 2) meaningful procedure; 3) activity-creativity; 4) Impact-evaluation. It refines the structure of the training of journalists, which implies the presence of: the subject-subject relationships; clear goals and objectives; formulated new principles of functioning of the system of professional training of journalists.
Keywords. Didactic concept, journalism education, modeling, principles of operation, the system of vocational training.
Article info. Received January 11, 2015; accepted January 22, 2015; available online January 29, 2016.
Для разработки эффективной целевой педагогической программы профессиональной подготовки журналистов в высшей школе необходимо проанализировать содержательную сущность и функциональную принадлежность понятия моделирования. Современные исследователи [1—5] считают, что моделирование — это системный, открытый и базовый концепт, который возможно рассматривать в общепринятой трактовке: 1) как метод исследования объектов познания на их моделях; 2) как построение моделей реально существующих и проектируемых предметов и явлений (общественных систем, процессов профессиональной деятельности, систем профессионального обучения и т. д.).
Первый аспект базового понятия концепта «моделирование» фиксирует необходимость его рассмотрения как процесса моделирования и как модель1 в контексте объекта, т. е. моделирование выступает как процесс исследования любых явлений, процессов, системы объектов посредством конструирования и анализа созданных на их базе моделей. К тому же моделирование в данном случае является основным критерием познания какого-либо объекта через его сравнение с эталоном, который может быть, как теоретическим, так и экспериментальным (прикладным).
Моделирование — это материальное или абстрактное представление какого-либо предмета исследования, способное заменить изучаемый объект-оригинал, при
' Модель (франц. modele, от лат. modulus — мера, образец) — в широком смысле — любой образ (мысленный или условный: изображение, описание, схема, чертеж, график, план, карта и т. п.) какого-либо объекта, процесса или явления («оригинала» данной модели), используемый в качестве его «заместителя», «представителя».
условии сохранения наиболее значимых для него параметрических характеристик и особенных свойств.
Кроме того, моделирование включает понятие имитация (от лат. ^йайо) — подражание кому-нибудь, чему-нибудь, воспроизведение [6, с. 25].
Моделирование новой концепции профессиональной подготовки журналистских кадров — выборка системообразующих принципов ее структурирования и определение системных функций. С целью чего проведем системный анализ журналистского образования и уточним его миссию, а также основные понятия в контексте обозначенной задачи.
Начнем с уточнения концепта «системный анализ», который выявляет и формулирует задачи из проблемной области и поэтапно уточняет первопричины возникновения проблемы и причинно-следственные связи всех ее элементов. Другими словами, система подготовки журналистов — это организованные в пространстве и времени, взаимосвязанные между собой элементы, необходимые и достаточные для выполнения требуемых функций.
Главными признаками такой системы являются:
1. Функциональность. Созданная для определенных целей и задач, для выполнения определенных действий, система строится для функционирования полезного назначения.
2. Поскольку система — совокупность взаимосвязанных элементов, еще одним признаком является структура.
3. Многовекторные связи элементов системы, их взаимодействие определенным образом организовано. Поэтому еще одним признаком системы является организация.
4. Каждая система в целом обладает особым качеством, которое не
равно простому сложению свойств составляющих ее элементов. Этот концепт называется «системное качество» [7, с. 45—51].
Все приведенные признаки полностью соотносятся и к образовательной журналистской среде, что позволяет нам считать журналистское образование сложной образовательной системой. Поэтому рассмотрим методологию разработки новой концепции подготовки журналистов по всем системным компонентам: целям, задачам, предназначении, объектам и субъектам, а также структуре, организации внутри структуры, соответствующее системное качество и др. В результате чего возможно определить проблемы и противоречия, причины их возникновения и выявить способы их устранения. Полученные при этом знания важны как основа, обусловливающая логику разработки новой концепции профессиональной подготовки журналиста в современных условиях.
Определяя цели, задачу и миссию нашей новой концепции, выявим цели, задачи, функции, объекты и субъекты журналистского образования.
Цель журналистского образования — это обеспечение эффективного воспроизводства и адекватной подготовки к работе журналистских кадров.
Главные задачи журналистского образования — это обеспечение подготовки журналиста к множеству должностных функций, так как профессия журналиста включает в себя множество разноплановой профессиональной деятельности: фотограф, оператор, диктор, ведущий, контент-менеджер, редактор, корреспондент, сценарист, шоумен и др.
Осмысление данных положений объясняет наши действия по разработке основной образовательной
программы с целью получения определенного результата — подготовка универсального специалиста широкого профиля.
Проанализируем смысл понятия «функция», которое определяет способность системы проявлять свое свойство при определенных условиях и преобразовывать объект воздействия в требуемую форму и величину. Для определения сущности функции следует ответить на следующие вопросы: «Для чего создана и что выполняет эта система?» или «Для чего создается и что должна делать эта система?». Данный анализ, по нашему мнению, целесообразно осуществлять на основе сопоставления функции журналистского образования с основными функциями профессионального образования в целом.
Выделим ряд основных и вполне определенных социальных, экономических и культурных функций журналистского образования.
1. Социальные функции, заключающиеся в воспроизводстве, изменении социальной структуры общества, кроме того, в содействии сохранения в обществе социальной мобильности. При реализации данных функций непосредственно или опосредованно воспроизводятся слои журналистских кадров, через которые непосредственно или опосредованно собирается, обрабатывается, хранится и периодически распространяется актуальная общественно-значимая информация.
Журналистское образование способствует сохранению в обществе социальной мобильности, которая охватывает как самих работников системы образования, так и журналистские кадры, подготавливаемые в рамках данной системы. Последнее особенно важно удовлетворение все возрастающей потребности в высококвалифицированных работниках и
специалистах данной сферы деятельности, причем потенциала традиционного журналистского образования становится явно недостаточно.
2. Экономические функции заключаются в насыщении профессиональной структуры общества и в подготовке журналистских кадров соответствующей квалификации и компетентности.
3. Культурные функции заключаются в стимулировании процессов поддержки стремлений и потребностей личности к соприкосновению с культурным наследием, получению своевременной культурно-значимой информации, которые передаются определенной категорией журналистских кадров, деятельность которых направлена на процессы воспроизводства и развития материальной и духовной культуры в обществе. При этом журналистское образование (как и другие виды профессионального образования) стремится к созданию необходимых и достаточных условий для формирования и развития творческой личности, профессионально-творческой деятельности, высокого культурного уровня будущих журналистов, воспроизводства материальной и духовной культуры обучающихся.
Выделение этих функций показывает, что существуют ошибочные мнения о журналистском образовании лишь как средстве удовлетворения общественных потребностей. С точки зрения современных представлений о педагогике сотрудничества исследователям системы необходимо обращать внимание не только на социальную ориентацию журналистского образования. Качественная реализация этих потребностей возможна лишь тогда, когда журналистское образование будет удовлетворять потребности обучающихся и педагогов.
В стратегическом направлении, согласно концепции В. И. Загвязин-ского о социально-личностной ориентации образования и всех образовательных программ и проектов [8, с. 8-15], журналистское образование должно быть направлено на развитие и приобретение качества социальной и личностной привлекательности. Для журналистского образования такое развитие надсистем-ных связей, т. е. отношений между ним, человеком, обществом и государством, имеет особое значение.
Выделенные значимости функции социальной, экономической и культурной направленности в деятельности журналистских кадров определяет и их учет при структурировании новой концепции их подготовки, что как отдаленный результат решает проблемы общества посредством компетентности выпускника журналиста.
Выявление системных функций журналистского образования, приведет к тому, что его структура должна соответствовать принятым нормативно-правовой базой настоящей модернизации высшего образования квалификационно-образовательным уровням и включать все ступени образования.
В соответствии с определенной структуризацией функций системы журналистского образования ее предметы возможно распределить на надсистемные, системные, межсистемные и подсистемные.
Далее рассмотрим структуру журналистского образования как совокупность элементов ее системы и связей между ними, направленных на осуществление требуемых функций [7, с. 50-51]. Структура журналистского образования имеет следующие законодательно закрепленные составляющие (элементы): 1) образовательные программы, государ-
ственные образовательные и профессиональные стандарты; 2) сеть реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов; 3) органы управления.
В контексте нашего исследования основными объектами системы журналистского образования являются объекты и виды профессиональной журналистского деятельности, а также общекультурные и профессиональные компетенции студентов-журналистов в соответствии с направлением подготовки и требованиями ФГОС.
Субъектами системы журналистского образования выступают участники и средства его осуществления как целостного профессионально-педагогического процесса.
К тому же на каждом этапе профессиональной подготовки в системе журналистского образования доминирует одна из основных парадигм образования: на первом этапе — когнитивно ориентированная, на втором — деятельностно ориентированная и на заключительном этапе — личностно ориентированная.
Моделирование вариативной архитектуры новой концепции актуализирует поиск инновационной методологии ее разработки и структурирование содержания. Исходя из многочисленных научных исследований по методологии, рассматриваем методологию как систему «принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности» [9, с. 42—45]. В контексте данного исследования основополагающим методологическим является компетентностный подход, который рассматривается нами как один из доминирующих компонентов обновления условий подготовки журналистов.
Согласимся с мнением Е. Н. Князевой, которая отмечает, что «при-
знавая ценность инноваций, необходимо отдавать себе отчет в том, что инновация невозможна без возобновления старых смыслов, без возвращения к утраченному современным обществом. <...> Тот, кто обрезает свои корни, не может двигаться в будущее <...> Умение включать элементы исторической и культурной памяти — это нетривиальное умение синтеза, по сути — креативная способность» [10, с. 250].
Конкретизируем факт того, что в подготовке журналистских кадров большую роль играет создание особой творческой атмосферы, не отрицая ее важность при подготовке специалиста любого профиля. Однако в журналистике творческую атмосферу правомерно рассматривать как обязательное условие развития творческой индивидуальности будущего журналиста. При этом речь идет не только о творческих семинарах, мастер-классах и т. д., проблема шире — это скорее среда, где каждая составляющая включает элементы творчества, содействует формированию инновационной культуры. На развитие творчества, креативного мышления оказывает влияние образовательное пространство вуза как в целом, так и на макро-, так и микроуровне, включающее образовательную, научную, воспитательную и развивающую деятельность, которая в целом представляет собой проектную деятельность вуза.
Способность образовательного учреждения к инновационной деятельности, как показывают исследования, резко возрастают, когда создана единая инновационная образовательная среда, которая направлена на выполнение его миссии, выраженной в стратегическом плане развития[11].
Все идеи, связанные с развитием инновационного потенциала в самоо-
бучающихся организациях, в полной мере относятся как к журналистским коллективам, так и к образовательным организациям, готовящим журналистов. Данный вывод подтверждается высказыванием С. И. Дука, что «система образования — консервативный социальный институт, и во многом благодаря своей консервативности образование может осу-
ществлять свои основные функции, что означает, что при сохранении наиболее его ценных качеств, в то же время необходимо наличие возможностей к изменениям и развитию» [12, с. 73].
Рассмотрим основные параметры образовательного процесса по журналистике, определяющие его сущность и содержание (табл.).
Основные параметры образовательного процесса по журналистике
Параметры системы Содержание параметра
Цель Обеспечение эффективной и адекватной подготовки к работе журналистских кадров
Задачи Обеспечение подготовки журналистов к работе как акту опосредованного общения с аудиторией по всей совокупности профессий, требующихся для функционирования полноценной системы СМИ
Объекты Объекты и виды профессиональной журналистской деятельности, а также общекультурные и профессиональные компетенции в соответствия с требованиями ФГОС и профессиональных стандартов
Субъекты Участники и средства осуществления журналистского образования
Надси- стемные функции Социальные функции заключаются в воспроизводстве, изменении социальной структуры общества и содействии сохранению в обществе социальной мобильности. Экономические функции заключаются в насыщении профессиональной структуры общества и подготовке журналистских кадров соответствующей квалификации и компетентности. Культурные функции заключаются в стимулировании процессов поддержки стремлений и потребностей личности к соприкосновению с культурным наследием, получению своевременной культурно-значимой информации, которые передаются определенной категорией журналистских кадров, деятельность которых направлена на процессы воспроизводства и развития материальной и духовной культуры в обществе. При этом журналистское образование (как и другие виды профессионального образования) стремится к созданию необходимых и достаточных условий для формирования и развития творческой личности, профессионально-творческой деятельности, высокого культурного уровня будущих журналистов, воспроизводства и развития, материальной и духовной культуры обучающихся
Системные функции Формальные (получаемые на факультетах, в университетах и институтах). Неформальные (получаемые непосредственно в редакциях или в других структурах; пример — школа тележурналистики, рекламы и PR при Центральном доме журналиста и др.). Неформальные как самообразование
Подси- стемные функции Кадровое обеспечение обозначенной системы. Развитие технологий и организационно-управленческих основ профессионального и журналистского образования на основе научных результатов филологических, психолого-педагогических и научно-методологических исследований. Дополнительное журналистское образование для профессионально-педагогических работников, его не имеющих. Привлечение к педагогической деятельности хорошо зарекомендовавших себя практиков в области журналистики
Окончание таблицы
Параметры системы Содержание параметра
Структура Структурные элементы системы журналистского образования: образовательные программы, государственные образовательные и профессиональные стандарты различного уровня и направленности; сеть реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов; государственные, общественные и иные органы управления
Организация Организационно-педагогические основы функционирования и развития системы журналистского образования — это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих учебно-методических, научно-педагогических, структурно-управленческих и содержательно-технологических идей, принципов, условий, обеспечивающих достижение образовательных идей и реализацию потребностей личности, общества и государства в повышении эффективности профессиональной подготовки журналистов. Они обеспечивают внутренние и внешние связи системы журналистского образования с социальным окружением, упорядочивают систему управления в организационном плане (кадры, финансы, материально-техническая база и др.), создают условия для реализации педагогической и управленческой деятельности, научного обоснования оптимального содержания обучения, соотношения содержания, форм и методов, теории и практики, учета индивидуальных потребностей и запросов студентов
Управление Государственное управление системой профессиональной подготовки журналистов на федеральном уровне осуществляется Министерством образования РФ. Государственно-общественное управление системой реализуется через УМО
Системное качество Качественным результатом функционирования системы журналистского образования в России является подготовленный журналист, сочетающего в себе следующие уровни, качества и способности: духовно-нравственные качества, образовательный уровень, филологический уровень, творческие способности, коммуникативные качества, культурологический уровень, личностные качества, уровень деловой активности, технологический уровень
Отметим основные принципы построения дидактической концепции профессиональной подготовки журналистов:
— принцип контекстного обучения: относится к ведущим принципам организационно-образовательной направленности и основан на соединении теоретических вопросов обучения в интеграции с производством (А. А. Вербицкий, В. П. Беспалько, Ю. Г. Татур, Н. Н. Палтышев и др.).
— принцип культурологичности предполагает понимание образования как культурного процесса, осуществляющегося в культуро-раз-вивающей образовательной среде [13], где личность является связующим между культурой и образова-
нием, а также хранителем данных планетарных ценностей (А. Г. Ас-молов, Г. А. Бордовский, В. П. Зин-ченко). По словам М. М. Зинов-киной, «культура, образование, творчество — триединая основа развития общечеловеческих ценностей» [14];
— принцип акмеологичности, определяющий направление развития социально-значимых и духовно-нравственных личностных качества будущего специалиста, его социальной зрелости;
— принцип обратной связи, предполагающий наличие послевузовского общения с выпускниками и работодателями с целью уточнения содержания обучения в соответствии
с реальными производственными потребностями;
— принцип декомпозиции и принцип развивающего, опережающего характера обучения на всех его уровнях, которые определяют, что при относительной независимости уровней обучения.
— принцип темпоральности, обозначающий «переоткрытие времени» — предопределение, предвидение результата своей творческой деятельности, так как в журналистике, как и в медицинской отрасли, принцип «не навреди» должен быть основополагающим, а главное, действующим;
— принцип социокультурного соответствия, характеризующий соответствие содержания образования содержанию культурных ценностей общества;
— принцип созидательно-творческой рефлексии, определяющий особенность развития творческого мышления средствами личностно-ориентированных образовательных технологий;
— принцип студенческой мотивации и самоменеджмента, представляющий собой интеграционный процесс, с помощью которого студенты формируют личностную установку на высокие цели обучения и проектируют способы их достижения.
В добавлении к вышеуказанным принципам выделим ключевой принцип — принцип инновационности, который целенаправленно определяет основное содержание и направленность инновационной концепции.
Дидактическая концепция профессиональной подготовки журнали-
стов в вузах представлена основными укрупненными блоками, которые способны обеспечить реализацию основных положений данной концепции:
— целевой блок представлен современными требованиями к подготовке журналистских кадров;
— содержательно-процессуальный блок дает алгоритм реализации эффективного образовательного процесса, включая его педагогические условия;
— деятельностно-творческий блок состоит из научно-образовательных мероприятий, связанных с подготовкой журналистских кадров с доминантой на развитие их созидательно-творческой индивидуальности;
— результативно-оценочный блок включает в себя комплексную методику диагностики, критерии и показатели сформированности профессиональных и общекультурных компетенций будущего журналиста, а также социально-значимых качеств его личности.
Таким образом, сущность процесса профессиональной подготовки журналистов заключается в сочетании универсальной фундаментально-теоретической и многофункциональной профессионально-прикладной составляющих их образования в контексте государственного заказа, способствующего углублению формирования требуемых им профессиональных компетенций, с использованием классических и инновационных педагогических технологий, модульного принципа построения изучения учебных дисциплин, а также расширения спектра возможностей для творческой работы студентов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бондаренко Н. А. Лекция № 1.1. Философско-педагогические идеи «Французской группы нового образования» GFEN — основа педагогической технологии мастерских (исто-рико-педагогический аспект) [Электронный ресурс] / Н. А. Бондаренко. — Режим доступа : http: http://refdb.ru/look/2035922.html.
2. Викентьев И. Л. Программа-консультант «EXPO: 1001 Рекламоноситель» [Электронный ресурс] / И. Л. Викентьев, Г. Б. Соколов. — Режим доступа : http://www.triz-chance. ru/expo1001.html.
3. Владимирова Т. Н. Проблемы профессиональной подготовки современного специалиста / Т. Н. Владимирова // Проблемы профессиональной подготовки современного специалиста : материалы науч.-практ. конф. — М., 2008. — С. 4—11.
4. Владимирова Т. Н. Технология «Мастерские» как форма организации медиа-образовательной деятельности факультета журналистики МГГУ им. М. А. Шолохова [Электронный ресурс] / Т. Н. Владимирова // Медиа. Информация. Коммуникация. — 2013. — № 6. — Режим доступа : http://mic.org.ru/new/202-tekhnologiya-masterskie-kak-forma-organizatsii-mediaobrazovatelnoj-deyatelnosti-fakulteta-zhurnalistiki-mggu-im-m-a-sholokhova.
5. Гуслова М. Н. Инновационные педагогические технологии / М. Н. Гуслова. — М. : Академия, 2010. — 288 с.
6. Панфилова А. П. Игровое моделирование в деятельности педагога / А. П. Панфилова ; под общ. ред. В. А. Сластёнина, И. А. Колесниковой. — 3-е изд. — М. : Академия, 2006. — 368 с.
7. Зиновкина М. М. Решение творческих управленческих задач с применением ТРИЗ в инновационном менеджменте. Инновационные и технические системы / М. М. Зиновкина, С. П. Андреев, Р. Т. Гареев. — М. : Моск. гос. индустр. ун-т, 2004. — 368 с.
8. Загвязинский В. И. Основные контуры развития российского образования в начале XXI века и региональные образовательные проекты / В. И. Загвязинский // Образование и наука. — 2000. — № 2 (4). — С. 8-15.
9. Владимирова Т. Н. Кризисные тенденции профессионального развития специалиста / Т. Н. Владимирова // С. Социальные инновации: новые методы и подходы : материалы науч.-практ. конф. — М., 2007. — С. 42-45.
10. Основные контуры концепции общества знания : в 3 ч. / под ред. В. В. Васильковой, Л. А. Вербицкой. — СПб. : Скифия-принт, 2008. — Ч. 1. — 248 с.
11. Сенге П. Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации : пер. с англ / П. Сенге. — М. : Олимп-Бизнес, 2003. — 384 с.
12. Дука С. И. Эволюция систем образования в контексте цивилизационных изменений / С. И. Дука // Вестник Санкт-Петербургского университета. — 2004. — Вып. 3. — С. 24.
13. Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е. В. Бондаревская. — Ростов-н/Д. : Изд-во Рост. пед. ун-та, 2000. — 531 с.
14. Зиновкина М. М. Педагогическое творчество / М. М. Зиновкина. — М. : Моск. гос. индустр. ун-т, 2007. — 258 с.
REFERENCES
1. Bondarenko N. A. Lektsiya № 1.1. Filosofsko-pedagogicheskie idei «Frantsuzskoi grup-py novogo obrazovaniya» GFEN — osnova pedagogicheskoi tekhnologii masterskikh (isto-riko-pedagogicheskii aspekt) [Lecture № 1.1. The philosophical and pedagogical ideas «the French group of the new education» GFEN — the foundation of educational technology workshops (historical and pedagogical aspect)]. Available at: http: http://refdb.ru/look/2035922. html. (In Russian).
2. Vikent'ev I. L., Sokolov G. B. Programma-konsul'tant «EXPO: 1001 Reklamonositel'» [The program Consultant «EXPO: The advertisement 1001 »]. Available at: http://www.triz-chance.ru/expo1001.html. (In Russian).
3. Vladimirova T. N. Problems with training of modern specialists. Problemy professional'noi podgotovki sovremennogo spetsialista. Materialy nauchno-prakticheskoi konferentsii [Problems with training of modern specialists. Materials Research Conference]. Moscow, 2008, pp. 4-11. (In Russian).
4. Vladimirova T. N.Technology «workshop» as a form of media education of the Faculty of Journalism of MGGU them. M.A. Sholohova. Media. Informatsiya. Kommunikatsiya = Media. Information. Communication, 2013, no, 6. Available at: http://mic.org.ru/new/202-tekh-
nologiya-masterskie-kak-forma-organizatsii-mediaobrazovatelnoj-deyatelnosti-fakulteta-zhur-nalistiki-mggu-im-m-a-sholokhova. (In Russian).
5. Guslova M. N. Innovatsionnye pedagogicheskie tekhnologii [Innovative educational technologies]. Moscow, Akademiya Publ., 2010. 288 p.
6. Panfilova A. P.; Slastenin V. A. Kolesnikova I. A. (eds). Igrovoe modelirovanie v deyatel'nosti pedagoga [Game modeling of the teacher]. 3rd ed. Moscow, Akademiya Publ., 2006. 368 p.
7. Zinovkina M. M., Andreev S. P., Gareev R. T. Reshenie tvorcheskikh upravlencheskikh zadach s primeneniem TRIZ v innovatsionnom menedzhmente. Innovatsionnye i tekhnicheskie sistemy [Decision of creative management tasks using TRIZ in innovation management. Innovation and technical systems]. Moscow State Industrial University Publ., 2004. 368 p.
8. Zagvyazinskii V. I. The main outlines of the development of education in Russia at the beginning of the XXI century and the regional educational projects. Obrazovanie i nauka = Education and Science, 2000, no. 2(4), pp. 8-15. (In Russian).
9. Vladimirova T. N. Crisis tendencies professional development specialist. Sotsial'nye inno-vatsii: novye metody i podkhody. Materialy nauchno-prakticheskoi konferentsii [Social innovation: new tools and approaches. Materials Research Conference]. Moscow, 2007, pp. 42-45. (In Russian).
10. Vasil'kova V. V. Verbitskaya L. A. (eds). Osnovnye kontury kontseptsii obshchestva znaniya [The main outlines of the concept of knowledge societies]. Saint Petersburg, Skifiya-print Publ., 2008. Pr. 1. 248 p.
11. Senge P. Pyataya distsiplina: iskusstvo i praktika samoobuchayushcheisya organizatsii [The fifth discipline: the art and practice of the learning organization]. Moscow, Olimp-Biznes Publ., 2003. 384 p.
12. Duka S. I. The evolution of education systems in the context of civilizational changes. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta = Vestnik of Saint-Petersburg University, 2004, iss. 3 p. 24. (In Russian).
13. Bondarevskaya E. V. Teoriya i praktika lichnostno-orientirovannogo obrazovaniya [Theory and practice of student-centered education]. Rostov-on-Don, Rostov Pedagogical University Publ., 2000. 531 p.
14. Zinovkina M. M. Pedagogicheskoe tvorchestvo [Pedagogical work]. Moscow State Industrial University Publ., 2007. 258 p.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Владимирова Т. Н. Дидактическое моделирование процесса профессиональной подготовки журналистов в вузах / Т. Н. Владимирова // Вопросы теории и практики журналистики. — 2016. — Т. 5, № 1. — С. 113-122 — DOI : 10.17150/2308-6203.2016.5(1).1 13-122.
REFERENCE TO ARTICLE
Vladimirova T. N. Didactic modeling of the training of journalists in universities. Voprosy teo-rii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2016, vol. 5, no. 1, pp. 113-122. DOI: 10.17150/2308-6203.2016.5(1). 113-122. (In Russian).