Научная статья на тему 'Направления развития профессионального журналистского образования и теоретических основ журналистики'

Направления развития профессионального журналистского образования и теоретических основ журналистики Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
488
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИИ / МЕТОДОЛОГИЯ / ТЕОРИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ / ФИЛОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ / ЖУРНАЛИСТСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / ЖАНР ИНТЕРВЬЮ / EDUCATION / INNOVATION / METHODOLOGY / THEORY OF JOURNALISM / LITERATURE COMMUNICATION / JOURNALISM CREATIVITY / THE GENRE OF THE INTERVIEW

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Владимирова Татьяна Николаевна, Кодола Наталья Валерьевна

Современный этап развития цивилизации связан с широким внедрением в практику жизнедеятельности людей новейших достижений науки и техники, с одной стороны, создающих условия для совершенствования деловой активности общества, а, с другой стороны, создающих условия для проявления противоречий между высоким уровнем средств профессиональной деятельности и недостаточным уровнем профессионального образования специалистов, использующих их по предназначению. В статье рассматривается проблема применения инноваций в формах и содержании профессионального образования, эффективность которых наиболее отчетливо проявляется в практической реализации познавательно-преобразовательной активности профессионалов высшего уровня квалификации. Излагаются методологические основы предмета теории журналистики и основные рекомендации для инноваций в организации профессионального журналистского образовательного процесса. Содержание рассматриваемой проблемы раскрывается на примере профессионального журналистского образования, но по своей сути может быть отнесено и к другой предметной области профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Areas for Professional Development of Journalism Education and the Theoretical Foundations of Journalism

At the modern stage of civilization development the latest achievements of science and technology are being implemented in people’s everyday life. On the one hand, this creates conditions for improving business activity, on the other hand, this creates contradictions between the high level of professional activity and the insufficient level of education of those engaged in it to arise. The article discusses the problem of application of innovation to forms and contents of professional education, the effectiveness of which is most clearly manifested in the practical implementation of cognitive-converting activity of professionals of the highest skill level. The article sets out the methodological framework of the subject of the theory of journalism and the basic guidelines for innovation in organizing professional journalism education. The contents of the problem are revealed in the framework of professional journalism education, but in fact can be applied to other subject areas of vocational education.

Текст научной работы на тему «Направления развития профессионального журналистского образования и теоретических основ журналистики»

ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ JOURNALISTIC EDUCATION

УДК 070.11

DOI 10.17150/2308-6203.2017.6(2).170-178

Владимирова Татьяна Николаевна

доктор педагогических наук, доцент, директор института журналистики, коммуникаций и медиаобразования, Московский педагогический государственный университет, 119991, г. Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1, стр. 1 e-mail: tkamv@yandex.ru

Tatyana N. Vladimirova

DPhil. in Pedagogy, Associate Professor, Director of the Institute of Journalism, Communication and Media Education, Moscow State University of Education, 1/1 M. Pirogovskaya Str., Moscow, 119991, Russian Federation, e-mail: tkamv@yandex.ru

Кодола Наталья Валерьевна

доцент кафедры журналистики и медиакоммуникаций института журналистики, коммуникаций и медиаобразования, Московский педагогический государственный университет, 119991, г. Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1, стр. 1, e-mail: nkodola@mail.ru

Natalia М. Kodola

PhD in Pedagogy, Associate Professor of Department of Journalism and Media Communications, Institute of Journalism, Communication and Media Education, Moscow State University of Education, 1/1 M. Pirogovskaya Str., Moscow, 119991, Russian Federation, e-mail: nkodola@mail.ru

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЖУРНАЛИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ ЖУРНАЛИСТИКИ

Аннотация. Современный этап развития цивилизации связан с широким внедрением в практику жизнедеятельности людей новейших достижений науки и техники, с одной стороны, создающих условия для совершенствования деловой активности общества, а, с другой стороны, создающих условия для проявления противоречий между высоким уровнем средств профессиональной деятельности и недостаточным уровнем профессионального образования специалистов, использующих их по предназначению. В статье рассматривается проблема применения инноваций в формах и содержании профессионального образования, эффективность которых наиболее отчетливо проявляется в практической реализации познавательно-преобразовательной активности профессионалов

170

© Т. Н. Владимирова, Н. В. Кодола, 2017

высшего уровня квалификации. Излагаются методологические основы предмета теории журналистики и основные рекомендации для инноваций в организации профессионального журналистского образовательного процесса. Содержание рассматриваемой проблемы раскрывается на примере профессионального журналистского образования, но по своей сути может быть отнесено и к другой предметной области профессионального образования.

Ключевые слова. Образование, инновации, методология, теория журналистики, филология общения, журналистское творчество, жанр интервью.

Информация о статье. Дата поступления 27 декабря 2016 г.; дата принятия к печати 20 января 2017 г.; дата онлайн-размещения 07 февраля 2017 г.

AREAS FOR PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF JOURNALISM EDUCATION AND THE THEORETICAL FOUNDATIONS OF JOURNALISM

Abstract. At the modern stage of civilization development the latest achievements of science and technology are being implemented in people's everyday life. On the one hand, this creates conditions for improving business activity, on the other hand, this creates contradictions between the high level of professional activity and the insufficient level of education of those engaged in it to arise. The article discusses the problem of application of innovation to forms and contents of professional education, the effectiveness of which is most clearly manifested in the practical implementation of cognitive-converting activity of professionals of the highest skill level. The article sets out the methodological framework of the subject of the theory of journalism and the basic guidelines for innovation in organizing professional journalism education. The contents of the problem are revealed in the framework of professional journalism education, but in fact can be applied to other subject areas of vocational education.

Key words. Education, innovation, methodology, theory of journalism, literature communication, journalism creativity, the genre of the interview.

Article info. Received December 27, 2016; accepted January 20, 2017; available online February 07, 2017.

В познавательно-преобразовательном процессе жизнедеятельности людей в современном обществе происходят изменения, выражающие фундаментальные отличия от тех представлений, которыми характеризовалась классическая система дидактики и на основании которых базировалось профессиональное образование в прошлом. Ведущим фактором изменений в формах и содержании современного познавательно-преобразовательного процесса дей-

ствительности можно рассматривать принципиальные изменения как в организационно-творческих, так и в научно-технических возможностях современной цивилизации. В современную эпоху жизнедеятельность образованных людей в обществе в большей мере связана с взаимодействием между людьми, как в производственной, так и в бытовой сферах общения, через посредство системы средств новейших информационных технологий, а решаемые каждой

образованной личностью задачи относятся в большей мере к стратегическому или тактическому уровню реализации, как общественных, так и личных интересов. Содержание образования каждой личности имеет возможность стать «более свободным», желания более творческими, а их осуществление более доступным, вследствие того, что научно-технический прогресс создает условия для широкого выбора системы средств, обеспечивающих активную жизнедеятельность людей, обладающих способностью к индивидуальной и общественной творческой деятельности.

Проблема, связанная с противоречиями между требованиями к способностям профессионалов высшего уровня и возможностями системы профессионального образования создать условия для их подготовки, не является новой, существует множество трудов, связанных с исследованием проблем образования, в которых обосновываются основные категории понятия образования, его форм и содержания [1, с. 111121; 2, с. 47, 66, 85; 3, с. 40-48; 4, с. 36-70], однако исследователи не обнаружили противоречия в самом направлении поиска путей разрешения этих противоречий, ограничиваясь рамками категорий классической дидактики. Судя по известным «классическим» подходам к обоснованию методологии образования, исходной ее категорией может рассматриваться цель образования, которая создает условия для обозначения границ образования тем направлением, по которому должен будет проложен путь образования. Поэтому в организации инновационных преобразований данной системы образования необходимо разрабатывать в соответствии с целью образования целый ряд его компонентов: направление

образования, задачи образования, формы образования, содержание образования, универсальный или конкретный вид образования. При этом цель образования может заключаться в создании условий для передачи и усвоения обучаемой личности такого комплекса знаний и умений, который обеспечит каждой конкретной личности возможность эффективно проявить способности к взаимодействию с конкретной или универсальной предметной средой, в границах которой ей будет предназначена реализация своей познавательно-преобразовательной активности. При этом задача образования может заключаться в создании условий для систематизации знаний и формирования способностей личности, как в конкретной, так и в универсальной предметной области проявления своей творческой деятельности.

В соответствии с изложенными фактами, необходимость создания условий для принципиальных изменений в самой методологии профессионального образования может рассматриваться достоверно доказанной. В связи с этим становятся неактуальными «жесткие» определения целей и задач образования, обосновываемые в классической дидактике, потому что современные образовательные технологии могут обеспечить возможность образования не по известному принципу «на всю жизнь», а по принципу «образование через всю жизнь».

Теоретические основы образования личности в классической педагогике базируются на психологических гипотезах теории познания, к существенным недостаткам которых можно отнести «искусственное» разделение признаков актов познавательной и преобразовательной активности личности и изучение их сути по отдельности. Причем при

более внимательном взгляде на феномены, проявляемые в процессах познавательно-преобразовательной активности людей, становится очевидным факт того, что понимание этих феноменов может стать возможным только при рассмотрении их признаков как следствие единого познавательно-преобразовательного процесса. И применительно к образовательному процессу становится очевидной необходимость его организации на основании принципа реализации актов познавательно-преобразовательной активности в едином цикле каждой фазы учебного процесса.

Раздельные представления о признаках знания и умения могут создавать условия для негативного отношения обучаемых к содержанию «теоретических» и «практических» циклов учебного процесса. Становится необходимым осознать факт того, что позитивное отношение обучаемых к содержанию циклов учебного процесса может создаваться только на основании реализации последовательно в едином цикле предъявления содержания знаний о предмете, уяснения их сути обучаемыми и последующем применении этих знаний в том виде творчески-преобразовательной активности, для приобретения умений в реализации которой осуществляется данный вид образования.

Создаются условия для обеспечения адресного индивидуального подхода к применению определенных методов и средств обучения, причем не только со стороны обучающего, но и со стороны самого обучаемого. При этом задачей обучаемого может стать определение некоторой «правильной стратегии» и «тактики» актуализации познавательно-преобразовательной активности в данном цикле учебного процесса,

а задачей обучающего может стать определение «степени этой правильности», с последующим ее подтверждением или корректировкой.

Необходимо отметить, что в современную эпоху развития цивилизации к одному из наиболее актуальных направлений проявления людьми познавательно-преобразовательной активности можно отнести журналистское творчество, произведения различных жанров которого становятся основой продукции современной медиаиндустрии, формы и содержания которой стремятся соответствовать современному уровню развития медиатехнологий, взошедшие методологически и технически на самый высокий уровень научно-технического прогресса.

При этом можно обнаружить факты проявления признаков множества противоречий, причиной которых может быть несоответствие организационно-методологических принципов существующей системы профессионального журналистского образования тем инновационным изменениям, которым интенсивно подвергается современная медиаин-дустрия. В связи с этим возникает неотложная необходимость найти пути решения проблемы инновационного развития системы профессионального журналистского образования, направленного на преобразование методологических подходов «классической дидактики» к выбору целей и задач образования в инновационные подходыдляопределения«стратегий» и «тактических приемов» адресного профессионального журналистского образования. Поэтому становится необходимым на основании стратегии «образования через всю жизнь» создавать условия для «свободного выбора» обучаемыми приемов обучения, обеспечивающих возмож-ностьдостиженияименнотакогоуров-

ня профессионализма, на котором данный конкретный будущий журналист сможет проявить свои знания и умения при создании своих произведений журналистского творчества.

Предметом теоретических знаний, составляющих основу знаний для содания произведений в каком-либо журналистском жанре, может быть методология филологии общения. Хотя, с точки зрения педагогической науки, в качестве основных аспектов исследования которой рассматриваются проблемы воспитания и обучения личности, предполагается использовать методологию создания условий для формирования способностей к применению знаний и умений в предметной области универсального журналистского творчества. Однако в условиях современной «индустриальной» формы построения системы средств массовой информации становится актуальным именно формирование системы знаний и умений будущих профессиональных журналистов с большей направленностью на некоторую определенную предметную область жанров журналистского творчества, в которой профессиональный журналист сможет обеспечить наиболее эффективное их применение в своей журналистской практике и создать условия как для повышения своего профессионального уровня, так и для повышения эффективности того средства массовой информации, для которого ему предстоит создавать произведения журналистского творчества.

В настоящее время большую актуальность приобрели такие журналистские жанры, как репортаж, комментарий и интервью, освещение содержаний произведений журналистского творчества в которых осуществляется с применением средств письменной публикации, телевизионных и радио программ и значитель-

ная часть которых перевоплощается в многочисленных формах средств «интернет-сетей». Причем, если предметами произведений жанров журналистского творчества могут быть разнообразные события политической, культурной, криминальной или обыденной жизни общества, то все эти направления могут создаваться только на основе предметной области теории журналистики, основанной на методологии филологии общения, которая проникает во все сферы общественного существования и создает условия, как для выявления сведений в процессе общения с многочисленными человеческими индивидуумами, так и для формирования их произведений, содержание которых должно легко усваиваться при потреблении их всеми категориями членов человеческого общества.

В журналистском профессиональном образовании инновацией методологического уровня можно рассматривать разработку предмета теории журналистики на основе его представления в качестве компонента дисциплины филологии общения, в которой методы представления знаний могут обеспечить более достоверное конкретное объяснение тех парадоксов и противоречий, которые проявляются при объяснении феноменов журналистики на основании психологической, социальной и политологической теории, трансформируемой в область профессионального журналистского творчества [5, с. 78-87].

В связи с этим можно рассматривать теорию журналистики как «двухуровневую»: предметом первого уровня может быть система знаний с универсальной направленность их применения (бакалавриат), а предметом второго уровня может быть система знаний конкретно-предметной направленности на

определенный жанр журналистского творчества (магистратура). Характерный пример методологии второго уровня может продемонстрировать методическое обеспечение системы знаний и умений для журналистского жанра интервью, сложившееся в настоящее время в материалах кафедры журналистики и медиакоммуни-кации в Московском педагогическом государственном университете [6, с. 168-174].

В настоящее время в сфере гуманитарного образования проявляет актуальность «игровая методология» организации образовательного процесса, основной особенностью которой может быть возможность преобразования знаний теоретического уровня представления в акты практической деятельности в реальном времени выполнения каждого конкретного учебного задания. Поэтому элементы «игровой методологии» наиболее эффективно могут применяться в образовательных процессах, направленных на закрепление теоретических знаний и практических умений по создании произведений журналистского творчества в жанре интервью. Методически несложное построение игрового фона для «розыгрыша» процессов создания произведений в жанре журналистского интервью может обеспечить закрепление теоретических основ и практических навыков в подготовке и проведении журналистских интервью, которые в процессе «розыгрыша» реализуются между обучаемыми, выполняющими задания попеременно в роли интервьюера и интервьюируемого. При этом в завершении каждого занятия может быть произведен анализ его содержания и результатов «розыгрыша», который может создать условия для выявления позитивных и негативных сторон как в признаках

проявления учебной познавательно-преобразовательной активности обучаемых, так и в организационно-методическом обеспечении образовательного процесса. Важным преимуществом данной методологии может быть обеспечение возможности актуальной корректировки организационно-методических условий образовательного процесса, а также возможность реализации индивидуального подхода в активизации познавательно-преобразовательных способностей каждой конкретной личности обучаемых.

«Игровая методология» образовательного процесса может обеспечить повышение эффективности образовательного процесса в условиях современного уровня научно-технического обеспечения и инноваций в организации образовательного процесса, которые позволяют широкое применение компьютерных технологий в учебных целях. Данная тенденция усиливает актуальность создания «сценариев» для разработки специализированного программного обеспечения в каждой конкретной предметной области профессионального образования, в которой можно было бы реализовать систему «розыгрышей», направленных на выполнение заданий по решению конкретных познавательно-преобразовательных актов, обеспечивающих для обучаемых усвоение теоретических знаний и формирование практических умений в период каждого академического часа учебного времени [7, с. 3-4].

В настоящее время существует возможность организации двух типов журналистских интервью: контактного и бесконтактного. Их особенностью является то, что при контактном типе интервью и интервьюируемый, и интервьюер включаются в непосредственный «реальный» процесс общения, при котором

существует возможность не только словесно-речевого контакта, а также эмоционально-поведенческого. При бесконтактном типе интервью позитивный момент проявляется в том, что ни интервьюеру, ни интервьюируемому недоступны признаки эмоционально-поведенческих актов друг друга, что может создавать условия для более «свободного» обсуждения задаваемых вопросов и формируемых ответов. Однако каждый тип интервью может кроме позитивных сторон проявлять также и какие-либо негативные. В связи с этим в организации образовательного процесса по «игровой методологии» «розыгрыш» интервью может не только обеспечить усвоение обучаемыми типов интервью, но также обеспечить исследование проблем в сути этих типов интервью путем «имитационного моделирования» и обработки результатов в среде новых информационных технологий.

Таким образом, как демонстрируют результаты исследования, проблему совершенствования методологии системы профессионального образования необходимо рассма-

тривать как комплексную проблему всего ряда гуманитарных, естественных и технических наук, для которых главным звеном может быть только человеческая личность, без знаний и умений которой всякое развитие и совершенствование цивилизаци-онных новаций становится бессмысленным. В этом отношении пример инноваций в методологии журналистского профессионального образования демонстрирует действительную возможность преодоления противоречий между возможностью и необходимостью повышения эффективности определенной отрасли знаний для ее влияния на решение гуманитарных и научно-технических задач современного общества. Современный мир создает условия для инноваций как в преобразовании окружающей действительности, так и в познании ее новых особенностей, поэтому исследования мира образования всегда будут актуальными.

Современное «инновационно-индустриальное» общество нуждается в профессионалах, обладающих новыми свойствами, способных осваивать инновации, создаваемые на основе новых знаний.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. Учеб.-метод, пособие. — М.: Высш. школа, 1980. — 368 с.

2. Вартанова Е., Ажгихина Н. Диалоги о журналистике. — М.: Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, 2011. — 96 с.

3. Герасимов Г. И., Илюхина Л. В. Инновации в образовании: сущность и социальные механизмы. — Ростов-на-Дону: НМД «Логос», 1999. — 136 с.

4. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. — М.: Педагогика, 1981. —186 с.

5. Кодола Н. В. Филология общения. Общественные науки. № 6 том 1/2015. — М.: Наука, 2015. — С. 78-87.

6. Кодола Н. В. Интервью. Методика обучения. Практические советы: Учеб. Пособие для студентов вузов / Н. В. Кодола. — 2-е изд. Испр., перераб. И доп. — М.: Аспект Пресс, 2011. — 174 с.

7. Владимирова Т. Н. Теоретико-методологический анализ проблемы профессиональной подготовки журналистских кадров в условиях модернизации высшего образования // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 5; URL: http://www.science-education.ru/119-15125

8. Артемова Ю. В. Формирование конкурентоспособности будущего журналиста в образовательном процессе университета: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Артемова Юлия Владимировна. — Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2012. — 22 с.

9. Баканов Р. П. Масс-медиа глазами газет: учебно-методическое пособие: практические рекомендации в помощь начинающему медийному критику / Р. П. Баканов. — Казань: Изд-во Казан гос. ун-та, 2008. — 254 с.

10. Бобров А. Путь к профессионализму: учебное пособие для курса «Основы творческой деятельности журналиста» /А. Бобров. — М.: 2011. — 169 с.

11. Дорощук Е. С. Практические основы творчества журналиста. Работа с текстами СМИ: лабораторный практикум по курсу «Основы творческой деятельности журналиста» / Е. С. Дорощук. — Набережные Челны: Лаборатория операт. полиграфии, 2006. — 22 с.

12. Дорощук Е. С. Системно-целевая индивидуализация обучения студентов-журналистов культуре творческой деятельности: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Дорощук Елена Сергеевна. — Казань: ИПиППО РАО, 2007. — 42 с.

13. Илларионова И. А. Формирование профессиональной компетентности журналистов в высших учебных заведениях: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 /Илларионова Ирина Александровна. — М., 2009. — 23 с.

14. Declaration of Principles on the Conduct of Journalists [Электронный ресурс]: Сайт IFJ (International Federation of Journalists). — Режим доступа: http://www.ifj.org/assets/ docs/060/151/2bcb53c-c641f97.doc

15. Editors' Code of Practice [Электронный ресурс]: Сайт Press Complaints Commission. — Режим доступа: http://www.pcc.org.uk/cop/practice.html

16. Internews Europe: Media Awards — Good Journalism [Электронный ресурс]: Retrieved on June-09-2009. — Режим доступа: http://media-awards.everyhumanhasrights. org/content/good-journalism.

17. RESOLUTION 1003 (1993) on the ethics of journalism [Электронный ресурс]: Сайт Parliamentary Assembly. — Режим доступа: http://assembly.coe.int//main.asp?link=http:// assembly.coe.int/documents/adoptedtext/ta93/ERES1003.HTM

18. SPJ Code of Ethics [Электронный ресурс]: Сайт Society of Professional Journalists. — Режим доступа: http://www.spj.org/ethicscode.asp

19. Statement of Ethical Principles [Электронный ресурс]: Сайт APME (Associated Press Managing Editors). — Режим доступа: http://web.archive.org/web/20100122230425/ http://www.apme.com/ethics

20. Statement of Principles [Электронный ресурс]: Сайт ASNE (American Society of Newspapers Editors). — Режим доступа: http://asne.org/kiosk/archive/principl.htm

REFERENCES

1. Arkhangel'skii S. I. Uchebnyi protsess v vysshei shkole, ego zakonomernye osnovy i metody [The Educational Process in Higher Education, its Logical Foundations and Methods]. Moscow, Vysshaya shkola Publ., 1980. 368 p.

2. Vartanova E., Azhgikhina N. Dialogi o zhurnalistike [Dialogues about journalism]. Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University Publ., 2011. 96 p.

3. Gerasimov G. I., Ilyukhina L. V. Innovatsii v obrazovanii: sushchnost' i sotsial'nye mekha-nizmy [Innovations in Education: the Main Ideas and Social Mechanisms]. Rostov-on-Don, Logos Publ., 1999. 136 p.

4. Lerner I. Ya. Didakticheskie osnovy metodov obucheniya [Didactic Grounds of Methods of Teaching]. Moscow, Pedagogika Publ., 1981. 186 p.

5. Kodola N. V. Philology Communication. Obshhestvennye nauki = Social Sciences, 2015, vol. 1, no. 6, pp. 78-87. (In Russian).

6. Kodola N. V. Interv'yu. Metodika obucheniya. Prakticheskie sovety [Interview. Methods of Teaching. Practical Advice]. 2nd ed. Moscow, Aspekt Press, 2011. 174 p.

7. Vladimirova T. N. Theoretical and Methodological Analysis of the Problem of Training Journalists in the Framework of Higher Education Modernization]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya = The Modern Problems of Science and Education, 2014, no. 5. Available at: http://www.science-education.ru/119-15125. (In Russian).

8. Artemova Yu. V. Formirovanie konkurentosposobnosti budushchego zhurnalista v obrazovatel'nom protsesse universiteta. Avtoref. Kand. Diss. [Forming the Competitive Ability of a Journalist at University]. Cand. Diss. Thesis]. Yelets, 2012. 22 p.

9. Bakanov R. P. Mass-media glazami gazet [Mass Media as Seen by Newspapers]. Kazan University Publ., 2008. 254 p.

10. Bobrov A. Put' k professionalizmu [A Way to Professionalism]. Moscow, DirectMedia Publ., 2011. 169 p.

11. Doroshchuk E. S. Prakticheskie osnovy tvorchestva zhurnalista. Rabota s tekstami SMI [Practical Grounds of Journalistic Creativity. Working with Mass Media Texts]. Naberezhnye Chelny, Laboratoriya operativnoi poligrafii Publ., 2006. 22 p.

12. Doroshchuk E. S. Sistemno-tselevaya individualizatsiya obucheniya studentov-zhur-nalistov kul'ture tvorcheskoi deyatel'nosti. Avtoref. Dokt. Diss. [Systemic and Target-Oriented Individualization of Teaching Journalistic Creativity Culture to Students Studying Journalism. Doct. Diss. Thesis]. Kazan, Institute of Pedagogy and Psychology of Professional Education of Russian Academy of Education Publ., 2007. 42 p.

13. Illarionova I. A. Formirovanie professional'noi kompetentnosti zhurnalistov v vysshikh uchebnykh zavedeniyakh. Avtoref. Kand. Diss. [Forming a Professional Competence of Students Studying. Cand. Diss. Thesis]. Moscow, 2009. 23 p.

14. Declaration of Principles on the Conduct of Journalists. IFJ (International Federation of Journalists). Available at: http://www.ifj.org/assets/docs/060/151/2bcb53c-c641f97.doc.

15. Editors' Code of Practice. Press Complaints Commission. Available at: http://www. pcc.org.uk/cop/practice.html.

16. Internews Europe: Media Awards — Good Journalism. Available at: http://media-awards.everyhumanhasrights.org/content/good-journalism.

17. RESOLUTION 1003 (1993) on the ethics of journalism. Parliamentary Assembly. Available at: http://assembly.coe.int//main.asp?link=http://assembly.coe.int/documents/adopted-text/ta93/ERES1003.HTM.

18. SPJ Code of Ethics. Society of Professional Journalists. Available at: http://www.spj. org/ethicscode.asp.

19. Statement of Ethical Principles. APME (Associated Press Managing Editors). Available at: http://web.archive.org/web/20100122230425/http://www.apme.com/ethics.

20. Statement of Principles. ASNE (American Society of Newspapers Editors). Available at: http://asne.org/kiosk/archive/principl.htm.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Владимирова Т. Н., Кодола Н. В. Направления развития профессионального журналистского образования и теоретических основ журналистики / Т. Н. Владимирова, Н. В. Кодола // Вопросы теории и практики журналистики. — 2017. — Т. 6, № 2. — С. 170-178. — DOI: 10.17150/2308-6203.2017.6(2).170-178.

REFERENCE TO ARTICLE

Vladimirova T. N., Kodola N. V. Areas for Professional Development of Journalism Education and the Theoretical Foundations of Journalism. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2017, vol. 6, no. 2, pp. 170-178. DOI: 10.17150/2308-6203.2017.6(2).170-178. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.