Научная статья на тему 'ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РИСОВАНИЕ (ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО)» ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ'

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РИСОВАНИЕ (ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО)» ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
олигофренопедагогика / умственная отсталость / умственно отсталые дети / интеллектуальные нарушения / нарушения интеллекта / социализация детей / формирование жизненных компетенций / жизненные компетенции / личностные результаты / учебные предметы / рисование / методика преподавания рисования / уроки рисования / изобразительное искусство / изобразительная деятельность. / olygophrenopedagogy / intellectual disability / children with intellectual disability / disability of intelligence / socialization of children / formation of life competencies / life competencies / personal results / disciplines / drawing / methods of teaching drawing / drawing lessons / visual art / fine art

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елена Анатольевна Шилова

В статье рассматриваются дидактические возможности уроков рисования для формирования жизненных компетенций у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Анализ отечественных и зарубежных исследователей свидетельствует о тесной взаимосвязи личностного раз-вития данной категории детей и формирования их жизненной компетенции в процессе овладения содержанием разных предметных областей. В статье жизненная компетенция трактуется с позиции создания специальных условий обучения умственно отсталых обучающихся для овладения умениями осуществлять коммуникацию, взаимодействовать с ближайшим социальным окружением, планировать свои учебные действия и осуществлять их контроль, проявлять интерес к новым объектам окружающего мира, понимать значение собственной активности во взаимодействии с объектам окружающего мира и социальным окружением, осмысливать чужой и транслировать личный опыт, используя разнообразные средства коммуникации. Уроки рисования, благодаря своей предметно-практической направленности, обладают значительным социализирующим ресурсом умственно отсталого ребенка. Это достигается включением на каждом этапе урока как приемов, традиционных для специальной методики (анализ образца изделия; определение последовательности выполнения изображения, поэтапность его выполнения; составление отчета о проделанной работе и др.), так и приемов, связанных с развитием жизненной компетенции умственно отсталого обучающегося, обеспечивающих усвоение норм и правил социальной жизни: «виртуальная экскурсия», беседа о возможных цветовых вариантах росписи на этапе планирования выполнения рисунка, рассказ для родителей — домашнее задание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Елена Анатольевна Шилова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIDACTIC POTENTIAL OF THE DISCIPLINE “DRAWING (VISUAL ART)” FOR THE FORMATION OF LIFE COMPETENCIES IN STUDENTS WITH INTELLECTUAL DISABILITIES

The article discusses the didactic potential of drawing lessons for the formation of life competencies in students with intellectual disabilities. Analysis of the works of domestic and foreign researchers indicates a close relationship between the personal devel-opment of this category of children and the formation of their life competencies in the process of mastering the content of different subject areas. The article interprets life competency from the perspective of creating special learning conditions for students with intellectual disabilities so that they could acquire the skills of communicating, interacting with the immediate social environment, planning their learning actions and exercising control over them, showing interest in new objects of the surrounding world, understanding the significance of their own activity in interaction with objects of the surround-ing world and the social environment, and comprehend someone else’s and convey their own personal experience using various means of communication. Drawing lessons, due to their object-practical orientation, have a significant socializing resource for a child with intellectual disability. This is achieved at each stage of the lesson by including both the techniques traditional for special pedagogy (analysis of a product sample; determining the sequence of actions while drawing an object and the stages of its implementation; writing a report on the work done, etc.), and the techniques related to the development of the life competencies of a student with intellectual disability, ensuring the ac-quisition of the norms and rules of social life: a “virtual excursion”, a talk about possible color options for painting at the stage of planning the act of drawing, a story for the parents — homework.

Текст научной работы на тему «ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РИСОВАНИЕ (ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО)» ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Специальное образование. 2023. № 4 (72). Special Education. 2023. No 4 (72).

УДК 376.42:372.874

ББК Ч455.685.1 ГРНТИ 14.29.21 Код ВАК5.8.3

Елена Анатольевна Шилова

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РИСОВАНИЕ (ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО)» ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ

ЖИЗНЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Институт коррекционной педагогики Российской академии образования, Москва, Россия, shilova.ea@yandex.ru, SPIN-код: 2189-6356

Аннотация. В статье рассматриваются дидактические возможности уроков рисования для формирования жизненных компетенций у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Анализ отечественных и зарубежных исследователей свидетельствует о тесной взаимосвязи личностного развития данной категории детей и формирования их жизненной компетенции в процессе овладения содержанием разных предметных областей.

В статье жизненная компетенция трактуется с позиции создания специальных условий обучения умственно отсталых обучающихся для овладения умениями осуществлять коммуникацию, взаимодействовать с ближайшим социальным окружением, планировать свои учебные действия и © Шилова Е. А., 2023

Elena A. Shilova

DIDACTIC POTENTIAL OF THE DISCIPLINE "DRAWING (VISUAL ART)"

FOR THE FORMATION OF LIFE COMPETENCIES IN STUDENTS WITH INTELLECTUAL DISABILITIES

Institute of Special Education of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia, shilova.ea@yandex.ru, SPIN: 2189-6356

Abstract. The article discusses the didactic potential of drawing lessons for the formation of life competencies in students with intellectual disabilities. Analysis of the works of domestic and foreign researchers indicates a close relationship between the personal development of this category of children and the formation of their life competencies in the process of mastering the content of different subject areas.

The article interprets life competency from the perspective of creating special learning conditions for students with intellectual disabilities so that they could acquire the skills of communicating, interacting with the immediate social environment, planning their learning actions and exercising control over them, showing interest in new objects of the surrounding world, understanding

осуществлять их контроль, проявлять интерес к новым объектам окружающего мира, понимать значение собственной активности во взаимодействии с объектам окружающего мира и социальным окружением, осмысливать чужой и транслировать личный опыт, используя разнообразные средства коммуникации.

Уроки рисования, благодаря своей предметно-практической направленности, обладают значительным социализирующим ресурсом умственно отсталого ребенка. Это достигается включением на каждом этапе урока как приемов, традиционных для специальной методики (анализ образца изделия; определение последовательности выполнения изображения, поэтапность его выполнения; составление отчета о проделанной работе и др.), так и приемов, связанных с развитием жизненной компетенции умственно отсталого обучающегося, обеспечивающих усвоение норм и правил социальной жизни: «виртуальная экскурсия», беседа о возможных цветовых вариантах росписи на этапе планирования выполнения рисунка, рассказ для родителей — домашнее задание.

Ключевые слова: олигофренопедагогика, умственная отсталость, умственно отсталые дети, интеллектуальные нарушения, нарушения интеллекта, социализация детей, формирование жизненных компетенций, жизненные компетенции, личностные результаты, учебные предметы, рисование, методика преподавания рисования, уроки рисования, изобразительное искусство, изобразительная деятельность.

Информация об авторе: Шилова Елена Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент, старший

the significance of their own activity in interaction with objects of the surrounding world and the social environment, and comprehend someone else's and convey their own personal experience using various means of communication.

Drawing lessons, due to their object-practical orientation, have a significant socializing resource for a child with intellectual disability. This is achieved at each stage of the lesson by including both the techniques traditional for special pedagogy (analysis of a product sample; determining the sequence of actions while drawing an object and the stages of its implementation; writing a report on the work done, etc.), and the techniques related to the development of the life competencies of a student with intellectual disability, ensuring the acquisition of the norms and rules of social life: a "virtual excursion", a talk about possible color options for painting at the stage of planning the act of drawing, a story for the parents — homework.

Keywords: olygophrenopedagogy, intellectual disability, children with intellectual disability, disability of intelligence, socialization of children, formation of life competencies, life competencies, personal results, disciplines, drawing, methods of teaching drawing, drawing lessons, visual art, fine art.

Author's information: Shilova Elena Anatol'evna, Candidate of Pedagogy, Associate Professor; Senior Researcher,

научный сотрудник Института кор-рекционной педагогики Российской академии образования, SPIN-код: 2189-6356; адрес: 19121, Москва, Погодинская ул., д.8, корп. 1; shilova.ea@yandex.ru. Для цитирования: Шилова, Е. А. Дидактический потенциал учебного предмета «Рисование (изобразительное искусство)» для формирования жизненных компетенций у умственно отсталых обучающихся / Е. А. Шилова. — Текст : непосредственный // Специальное образование. — 2023. — № 4 (72). — С. 47-57.

Современный этап развития общества характеризуют качественные трансформации образования детей с ОВЗ. В первую очередь это связано с включением обучающихся в инклюзивное образовательное пространство, конкретизацией ориентиров овладения содержанием образования — предметными и личностными достижениями данной категории детей. Одна из приоритетных задач современного воспитания и обучения обучающихся с ОВЗ определяется успешной социализацией в обществе, что ориентирует исследовательский интерес на педагогические условия формирования у них жизненной компетенции, непосредственно связанной с личностным развитием.

Взаимообусловленность жизненной компетенции детей с ОВЗ и их личностных достижений нашла научное обоснование в рамках базовых положений культурно-исторической теории раз-

Institute of Special Education of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia.

For citation: Shilova, E. A. (2023). Didactic Potential of the Discipline "Drawing (Visual Art)" for the Formation of Life Competencies in Students with Intellectual Disabilities. Special Education, 4(72), pp. 47-57. (In Russ.).

вития Л. С. Выготского о психическом развитии ребенка как процессе присвоения социально-культурного опыта во взаимодействии и общении со взрослым и детским сообществом, а также деятельностного подхода к обучению ребенка, позволяющего проектировать разные формы организации учебного процесса (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.) [6; 10; 14; 16].

Следует отметить и большой исследовательский интерес к формированию жизненных компетенций обучающихся с ОВЗ в работах отечественных и зарубежных авторов последних десятилетий (Н. Н. Малофеев, О. И. Кукушкина, Н. В. Бабкина, А. В. Закрепина, Е. А. Стребелева и др.) [3; 9; 13]1.

1 См. также: Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможно-

В исследованиях сфера жизненных компетенций детей с ОВЗ рассматривается с позиции создания специальных условий обучения (специальных приемов обучения, учебников, дидактических материалов, специализированных компьютерных инструментов, организации безбарьерной коррекционно-развивающей среды и др.), позволяющих реализовать особые образовательные потребности каждого ребенка. В этом контексте авторы раскрывают содержание специальной педагогической работы, осуществляемой специалистами (учителями-предметниками, учителями-дефектологами, учителями-логопедами), направленной на формирование у обучающихся с ОВЗ: умений решать разнообразные жизненные ситуации при использовании знаний, полученных в ходе обучения; организовывать собственную деятельность и взаимодействовать с окружающими доступными формами коммуникации; осознанно регулировать свое учебное и социальное поведение, определять личностные трудности и др. Кроме этого, исследователи подчеркивают значимость семейного

стями здоровья / Н. Н. Малофеев, О. И. Кукушкина, О. С. Никольская, Е. Л. Гончарова. — Москва : Просвещение, 2013. — 48 с. — Текст : непосредственный.

воспитания для развития жизненной компетенции обучающихся [2; 11; 12].

Результаты отдельных зарубежных исследований ориентированы на интерпретацию проблемы социализации обучающихся с позиции сформированное™ адаптивного поведения. По мнению авторов, определение уровня развития познавательной деятельности по диагностической шкале DABS позволяет конкретизировать личностный потенциал ребенка, возможности его интеграции в общество (M. J. Tassé, R. L. Schalock, G. Balboni и др.) [17].

Следует отметить и работы авторов, раскрывающих дидактический ресурс отдельных предметных областей и внеурочной деятельности для формирования жизненной компетенции обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Так, в работе Е. А. Ас-траханцевой обоснована практическая направленность содержания уроков математики для развития социализации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [1]. Об оптимизированной модели внеурочной деятельности, расширяющей опыт социальной жизни умственно отсталых подростков, говорится в работе Д. М. Шагундоко-вой, Э. Р. Литвиненко, В. С. Вла-сенко и др. [15]. О необходимости

формирования в процессе школьного обучения у обучающихся с синдромом Дауна умений социального регулирования, предшествующий овладению профессиональными действиями, свидетельствуют результаты исследования Г. Н. Бадалзаде [4].

В целях поиска социализирующего ресурса образовательного процесса был проведен анализ содержания разных предметных областей, выделенных в соответствии с ФАООП УО. В результате было определено, что учебный предмет «Рисование (изобразительное искусство)», благодаря своей предметно-практической направленности, обладает значительными дидактическими возможностями для развития жизненной компетенции умственно отсталого ребенка.

Так, в ходе проведения уроков рисования создаются благоприятные условия для реализации разных направлений развития жизненной компетенции обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):

- умения планировать свои действия в соответствии с учебной задачей, осуществлять итоговый контроль результатов работы; вносить соответствующие коррективы на основе анализа ошибок;

- осуществлять коммуникацию, делиться впечатлениями с ближайшим окружением, позитивно

взаимодействовать с учителем, одноклассниками;

- проявлять интерес к новым объектам окружающего мира и их изучению; понимать значение собственной активности во взаимодействии с объектами окружающего мира и социальным окружением;

- осмысливать опыт сверстников и транслировать личный опыт при использовании разнообразных средств коммуникации (игра, чтение, рисунок, беседа в процессе наблюдения и др.)1.

Таким образом, анализ научной литературы и нормативно-правовых документов свидетельствует о значимости учебно-воспитательной работы для формирования жизненной компетенции обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), что определяет актуальность темы исследования — поиск дидактических ресурсов уроков рисования, позволяющих развивать личностный потенциал ребенка, необходимый для его социализации в обществе.

1 Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) : Приказ Министерства просвещения РФ от 24.11.2022 № 1026. — URL: http://publication.pra vo. gov.ru/Document/View/00012022123 00059 (дата обращения: 09.09.2023). — Текст : электронный.

Для определения дидактических возможностей предметной области «Искусство» при формировании жизненной компетенции умственно отсталых школьников были проанализированы серии уроков рисования (2-5 классы) в образовательных организациях г. Москвы. Критериями анализа являлось соотношение используемых учителями методов и приемов для достижения предметных и личностных результатов развития обучающихся. Анализ показал, что деятельность учителя преимущественно сосредоточена на предметных результатах обучения (58 %) и в меньшем объеме (42 %) — на личностных.

Эти данные указывают на необходимость поиска социализирующих ресурсов учебного предмета «Рисование (изобразительное искусство)», позволяющих обучающемуся овладеть определенной жизненной компетенцией.

Общеизвестно, что наиболее сильный эмоциональный оклик у человека находит его знакомство с предметами декоративно-прикладного творчества, поскольку такие изделия всегда являются яркими и впечатляющими. В связи с вышесказанным была проведена экспериментальная работа на уроках рисования, темы которых предполагали знакомство обучающихся с предметами народного творчества: 2 класс (дымковская игрушка); 3 класс (карго-

польская игрушка); 4 класс (гжель); 5 класс (гжель. Городец. Хохлома. Богородская игрушка) (ФАООП УО (вариант 1))1.

Задачей экспериментальной работы являлось определение организационных компонентов урока и эффективных приемов обучения для формирования жизненной компетенции обучающихся. В связи с этим были конкретизированы личностные достижения умственно отсталых школьников Они предполагали формирование:

- эстетического восприятия предметов окружающей действительности и ответные речевые и эмоциональные проявления;

- положительного отношения к разнообразию окружающей действительности и умения выражать отношение к результатам чужой и собственной творческой деятельности;

- умения делиться впечатлениями и организовывать коммуникативное взаимодействие с ближайшим социальным окружением.

1 Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) : Приказ Министерства просвещения РФ от 24.11.2022 № 1026. — URL: http://publication.pra vo. gov.ru/Document/View/00012022123 00059 (дата обращения: 09.09.2023). — Текст : электронный.

Структура современного урока включает такие этапы, как организационный; усвоения новых знаний / практической деятельности обучающихся; информации о домашнем задании; рефлексии. В соответствии с замыслом исследования, на каждом этапе урока традиционные для специальной методики рисования приемы (анализ образца изделия; определение последовательности изображения, поэтапное его выполнение; составление отчета о проделанной работе) дополнялись приемами, направленными на формирование жизненной компетенции умственно отсталого обучающегося и способствующими усвоению норм и правил социальной жизни.

Так, на организационном этапе урока, связанном с мотивацией учебной деятельности обучающихся и сообщением новой информации, использовался прием «виртуальная экскурсия». Умственно отсталым школьникам предлагалось просмотреть видеоролик, который знакомил с историей возникновения и особенностями изготовления предметов промысла. Перед началом просмотра ролика учитель формулировал вопросы, позволяющие сфокусировать внимание обучающихся: на месте возникновения промысла, названиях предметов промысла, цветовом своеобразии росписи изделий. После «виртуальной экскур-

сии» учитель стимулировал обучающихся к обмену полученными впечатлениями с помощью вопросов: «Как называется местность, где возник промысел? Какие изделия относятся к народному промыслу? Понравились ли тебе изделия промысла и почему? Есть ли дома у вас изделия этого промысла? Где ты видел еще изделия этого промысла?»

На основном этапе урока, связанном с практическим выполнением задания, учитель использовал мультимедийную презентацию, которая отражала последовательность выполнения узора росписи. Перед каждым слайдом с новым элементом росписи учитель задавал вопросы: «Какой следующий элемент узора надо нарисовать? Какого он будет цвета? Можно его раскрасить в другой цвет? Почему?»

На завершающем этапе урока — информации о домашнем задании — обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предлагалось поделиться информацией о народном промысле дома. Для этого учитель раздавал детям карточки с опорными словами для составления рассказа: «Сегодня я узнал об удивительном народном промысле...»; «Его производство находится в городе ...»; «Меня впечатлили изделия промысла: ...»; «Они украшены узорами ... цветов»; «Я видел, как

мастера делают и раскрашивают ....»; «На уроке я тоже нарисовал узор из ....»; «Мне хотелось бы, чтобы ... посуда украшала наш дом».

Следующий урок рисования начинался с проверки домашнего задания. Обучающиеся сообщали, кому они рассказали о народном промысле, какое впечатление информация произвела на родных и близких.

На этапе рефлексии умственно отсталые школьники с помощью наводящих вопросов учителя делились мнениями о том, что нового они узнали о предметах окружающего мира, какие знания получили, чему научились, какие трудности испытали при выполнении узора, чему хотели бы еще научится.

Таким образом, выявленный дидактический потенциал учебного предмета «Рисование (Изобразительное искусство)», реализованный посредством специально подобранных на каждом этапе урока приемов, способствует личностному развитию обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), стимулирует к осмыслению картины мира, развитию навыков социальной коммуникации, формированию их жизненных компетенций.

Полученные результаты могут использоваться учителями образовательных организаций и спе-

циалистами психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ при проектировании содержания и организации образования данной категории обучающихся с учетом планирования их личностных достижений.

Литература

1. Астраханцева, Е. В. Практическая направленность уроков математики как средство успешной социализации обучающихся с нарушением интеллекта / Е. В. Астраханцева. — Текст: непосредственный // СБ : Профориентационная работа с обучающимися с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях : материалы научно-практических конференций / отв. редактор Т. Г. Луковенко. — Хабаровск : [б. и.], 2021. — С. 9-16.

2. Бабкина, Н. В. Роль осознанной саморегуляции в реализации когнитивных и личностных ресурсов ребенка с задержкой психического развития / Н. В. Бабкина. — Текст : электронный // Клиническая и специальная психология. — 2016. — Т. 5. — № 3. — С. 40-55. — URL: http://psy joumals.ru/psyclin/2016/п3/Бабкина^111т1 (дата обращения: 11.09.2023). — Текст : электронный.

3. Бабкина, Н. В. Жизненные компетенции как неотъемлемая составляющая содержания образования детей с задержкой психического развития / Н. В. Бабкина. — Текст : электронный // Клиническая и специальная психология. — 2017. — Т. 6. — № 1. — C. 138-156. — doi: 10.177 59/psyclin.2017060109. — URL: https://psy journals.ru/joumals/cpse/archive/2017_n1/Ba bkina (дата обращения: 11.09.2023).

4. Бадалзаде, Г. Н. Методики формирования профессиональных навыков у лиц с синдромом Дауна в условиях их социальной реабилитации / Г. Н. Бадалзаде. — Текст: непосредственный //Специальное образование. — 2021. — № 2 (62). — С. 142-158.

5. Болдырева, В. Э. Содержание коррек-ционной работы по развитию произвольного внимания на уроках декоративного рисования в специальной (коррекцион-ной) школе / В. Э. Болдырева, М. С. Маркина. — Текст : непосредственный // Современная педагогика : теория, методика, практика : сборник материалов X Между-нар. очно-заочной науч.-практ. конф. — Москва : Империя, 2019. — С. 99-103.

6. Выготский, Л. С. Основы дефектологии / Л. С. Выготский. — Санкт-Петербург : Лань, 2003. — 656 с. — Текст : непосредственный.

7. Грошенков, И. А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекцион-ной) школе VIII вида : учеб. пособие для студентов вузов / И. А. Грошенков. — Москва : Academia, 2002. — 204 с. — Текст : непосредственный.

8. Грошенков, И. А. Развитие у учащихся вспомогательной школы интереса к изобразительной деятельности / И. А. Грошен-ков. — Текст : непосредственный // Дефектология. — 2010. — № 6. — С. 45-53.

9. Закрепина, А. В. Развиваем социальные умения: родителям детей с ОВЗ : учеб.-практ. пособие / А. В Закрепина. — Москва : [б. и.], 2019. — 162 с. — (Сер.: Практическая педагогика). — Текст : непосредственный.

10. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. — Москва : Просвещение, 2005. — 304 с. — Текст : непосредственный.

11. Малофеев, Н. Н. Концепция развития образования детей с ОВЗ: основные положения / Н. Н. Малофеев. — Текст : электронный // Альманах Института кор-рекционной педагогики. — 2019. — N° 36. — URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-36/ the-concept-of-development-of-education-of-children-with-disabilities (дата обращения: 11.09.2023).

12. Малофеев, Н. Н. Дети с отклонениями в развитии в общеобразовательной школе: общие и специальные требования к результатам / Н. Н. Малофеев, О. С. Никольская, О. И. Кукушкина. — Текст : непосредственный // Воспитание и обучение

детей с нарушениями развития. — 2010. — № 5. — С. 6-11.

13. Мишина, Г. А. Структура личностных достижений школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / Г. А. Мишина, Е. А. Стребе-лева, Е. А. Шилова, Д. М. Мартышев-ская. — Текст : непосредственный // Специальное образование. — 2022. — N° 1 (65). — С. 119-133.

14. Рубинштейн, С. Л. Принципы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — Санкт-Петербург : Питер, 2002. — 720 с. — Текст : непосредственный.

15. Шагундокова, Д. М. Модель формирования жизненных компетенций у умственно отсталых школьников в рамках организации внеурочной деятельности: из опыта работы ГБОУ школы № 21 г. Краснодара / Д. М. Шагундокова, Э. Р. Литви-ненко, В. С. Власенко. — Текст: непосредственный // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. — 2020. — № 4 (48). — С. 127131.

16. Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах : избр. психол. тр. / Д. Б. Эльконин ; под ред. Д. И. Фельд-штейна. — Москва : Воронеж, 1995. — 414 с. — Текст : непосредственный.

17. Tassé, M. J. The Construct of Adaptive Behavior: Its Conceptualization, Measurement, and Use in the Field of Intellectual Disability / M. J. Tassé, R. L. Schalock, G. Balboni, H. Jr. Bersani, S. A. Borthwick-Duffy, S. Spreat, et al. // American Journal on Intellectual and Developmental Disabilities. — 2012. — Vol. 117. — Iss. 4. — P. 291-303. — DOI: https://doi.org/10.1352/ 1944-7558-117.4.29.

References

1. Astrakhantseva, E.V. (2021). Prakti-cheskaya napravlennost' urokov matematiki kak sredstvo uspeshnoy sotsializatsii obucha-yushchikhsya s narusheniem intellekta [Practical orientation of mathematics lessons as a means of successful socialization of students with intellectual disabilities]. In T.G. Lu-kovenko (Ed.), SB: Career guidance work with students with disabilities and limited

health in educational organizations (Materials of scientific and practical conferences, pp. 9-16). Khabarovsk. (In Russ.)

2. Babkina, N.V. (2016). Rol' osoznannoy samoregulyatsii v realizatsii kognitivnykh i lichnostnykh resursov rebenka s zaderzhkoy psikhicheskogo razvitiya [The role of conscious self-regulation in the implementation of cognitive and personal resources of a child with mental retardation]. Clinical and special psychology, 5(3), 40-55. Retrieved Nov. 9, 2023, from http://psyjournals.ru/psyclin/ 2016/n3/Babkina.shtml. (In Russ.)

3. Babkina, N.V. (2017). Zhiznennye kom-petentsii kak neot"emlemaya sostavlyayu-shchaya soderzhaniya obrazovaniya detey s zaderzhkoy psikhicheskogo razvitiya [Life competencies as an integral component of the content of education for children with mental retardation]. Clinical and special psychology, 6(1), 138-156. doi: 10.17759/psy clin.2017060109. Retrieved Nov. 9, 2023, from https://psyjournals.ru/journals/cpse/ar chive/2017_n 1 /Babkina. (In Russ.)

4. Badalzade, G.N. (2021). Metodiki for-mirovaniya professional'nykh navykov u lits s sindromom Dauna v usloviyakh ikh sot-sial'noy reabilitatsii [Methods of developing professional skills in persons with Down syndrome in the conditions of their social rehabilitation]. Special education, 2(62), 142-158. (In Russ.)

5. Boldyreva, V.E., & Markina, M.S. (2019). Soderzhanie korrektsionnoy raboty po razvitiyu proizvol'nogo vnimaniya na urokakh dekorativnogo risovaniya v spetsial'-noy (korrektsionnoy) shkole [Contents of correctional work on the development of voluntary attention during decorative drawing lessons in a special (correctional) school]. In Sovremennaya pedagogika : teoriya, me-todika, praktika (Collection of materials of Xth International scientific and practical conf., pp. 99-103). Moscow: Imperiya. (In Russ.)

6. Vygotsky, L.S. (2003). Osnovy defekto-logii [Fundamentals of defectology]. St. Petersburg: Lan, 656 p. (In Russ.)

7. Groshenkov, I.A. (2002). Izobrazitel'na-

ya deyatel'nost' v spetsial'noy (korrektsion-

noy) shkole VIII vida [Visual activity in a special (correctional) school of the VIII type] [teaching manual for students of universities]. Moscow: Academia, 204 p. (In Russ.)

8. Groshenkov, I.A. (2010). Razvitie u uchashchikhsya vspomogatel'noy shkoly interesa k izobrazitel'noy deyatel'nosti [Development of interest in visual arts among auxiliary school students]. Defektologiya, 6, 4553. (In Russ.)

9. Zakrepina, A.V. (2019). Razvivaem so-tsial'nye umeniya: roditelyam detey s OVZ [Developing social skills: parents of children with disabilities] [Educational and practical manual] (Ser. "Practical pedagogy"). Mos-cow,162 p. (In Russ.)

10. Leontiev, A.N. (2005). Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost' [Activity. Consciousness. Personality]. Moscow: Enlightenment, 304 p. (In Russ.)

11. Malofeev, N.N. (2019). Kontseptsiya razvitiya obrazovaniya detey s OVZ: osnovnye polozheniya [Concept of development of education for children with disabilities: main provisions]. In Al'manakh Instituta korrektsionnoy pedagogiki. (Iss. 36). Retrieved Sept. 11, 2023, from: https://alldef. ru/ru/articles/almanac-36/the-concept-of-de velopment-of-education-of-children-with-di sabilities. (In Russ.)

12. Malofeev, N.N., Nikol'skaya, O.S., & Ku-kushkina, O.I. (2010). Deti s otkloneniyami v razvitii v obshcheobrazovatel'noy shkole: ob-shchie i spetsial'nye trebovaniya k rezul'-tatam [Children with developmental disabilities in secondary schools: general and special requirements for results]. Vospitanie i obu-chenie detey s narusheniyami razvitiya, 5, 611. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Mishina, G.A., Strebeleva, E.A., Shi-lova, E.A., & Martyshevskaya, D.M. (2022). Struktura lichnostnykh dostizheniy shkol'-nikov s umstvennoy otstalost'yu (intellek-tual'nymi narusheniyami) [The structure of personal achievements of schoolchildren with mental retardation (intellectual impairments)]. Special education, 1(65), 119-133. (In Russ.)

14. Rubinstein, S.L. (2002). Printsipy ob-shchey psikhologii [Principles of general psy-

chology]. St. Petersburg: Peter, 720 p. (In Russ.)

15. Shagundokova, D.M., Litvinenko, E.R., & Vlasenko, V.S. (2020). Model' formirovaniya zhiznennykh kompetentsiy u umstvenno ot-stalykh shkol'nikov v ramkakh organizatsii vneurochnoy deyatel'nosti: iz opyta raboty GBOU shkoly № 21 g. Krasnodara [A model for the formation of life competencies in mentally retarded schoolchildren within the framework of the organization of extracurricular activities: from the experience of the State Budgetary Educational Institution of School No. 21 in Krasnodar]. Bulletin of Shadrin.sk State Pedagogical University, 4(48), 127-131. (In Russ.)

16. Elkonin, D.B. (1995). Psikhicheskoe raz-vitie v detskikh vozrastakh [Mental development in childhood] [Selected works on psychol.] (Ed. by D. I. Feldstein). Moscow: Voronezh, 414 p. (In Russ.)

17. Tassé, M.J., Schalock, R.L., Balboni, G., Bersani, H.Jr., Borthwick-Duffy, S.A., Spreat, S. et al. (2012). The Construct of Adaptive Behavior: Its Conceptualization, Measurement, and Use in the Field of Intellectual Disability. American Journal on Intellectual and Developmental Disabilities, 117(4), 291303. DOI: https://doi.org/10.1352/1944-7558-117.4.29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.