Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ В ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКЕ: ПРОБЛЕМЫ И РЕСУРСЫ'

СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ В ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКЕ: ПРОБЛЕМЫ И РЕСУРСЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дошкольная олигофренопедагогика / нарушения интеллекта / дети с нарушениями интеллекта / интеллектуальные нарушения / умственная отсталость / умственно отсталые дети / дошкольники / учебно-воспитательный процесс / достижения науки / дошкольные образовательные организации / методическое сопровождение / дидактические системы. / preschool olygophreno-pedagogy / intellectual disabilities / children with intellectual disabilities / intellectual impairment / preschoolers / education process / achievements of science / preschool education institutions / methodological support / didactic systems

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елена Антоновна Стребелева

В статье раскрываются теоретические основы исследований дошкольного воспитания детей с интеллектуальными нарушениями. Обращается внимание на современные проблемы в образовании детей изучаемой нозологической группы. Выделена одна из этих проблем — значительный количественный разрыв между дошкольными и школьными образовательными организациями для детей с интеллектуальными нарушениями. Представлен научно обоснованный подход к определению содержания обучения и воспитания дошкольников с умственной отсталостью. Подчеркивается значимость реализации психолого-педагогического подхода для обеспечения широкого развивающего эффекта в коррекции и компенсации вторичных отклонений развития у детей с умственной отсталостью. Анализируется методическое сопровождение коррекционно-воспитательного процесса с детьми изучаемой категории в дошкольных образовательных организациях: дидактические системы по формированию возрастных психологических новообразований (развитие восприятия, формирование мышления); методики по социальному развитию, формированию начальных математических представлений. Определяются педагогические условия, содержание, методы и приемы, направленные на поэтапное становление основных видов детской деятельности (предметной, игровой, изобразительной). Подчеркивается возможность использования научно обоснованного методического материала как ресурса в коррекционном обучении школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в общеобразовательных организациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Елена Антоновна Стребелева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN SCIENTIFIC ACHIEVEMENTS IN OLIGOPHRENOPEDAGOGY: PROBLEMS AND RESOURCES

The article reveals the theoretical foundations of research on preschool education of children with intel-lectual disabilities. Attention is drawn to modern problems in the education of children of the nosological group under consideration. One of these problems is highlighted — a significant quantitative gap between preschool and school education institutions for children with intellectual disabilities. The author presents a scientifically grounded approach to determining the content of education and upbringing of preschoolers with intellectual disability. The study emphasizes the importance of implementing a psycho-pedagogical approach to ensure a broad developmental effect in correction and rehabilitation of secondary developmental disorders in children with intellectual disability. The article analyzes the methodological support for the rehabilitation and educational process involving children of this category in preschool education institutions: didactic systems enhancing the formation of age-related psychological developments (development of perception, formation of thinking); methods of social development and formation of initial mathematical notions; pedagogical conditions, content, methods and techniques aimed at the gradual formation of the main types of children's activity (object-oriented, game-based, and figurative). It is stressed that there is opportunity to use scientifically grounded methods support material as a resource in special education of school-children with intellectual disability in general education institutions.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ В ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКЕ: ПРОБЛЕМЫ И РЕСУРСЫ»

Специальное образование. 2024. № 2 (74). Special Education. 2024. No 2 (74).

УДК 376.42+373.25

ББК Ч455.091 ГРНТИ 14.29.21 Код ВАК5.8.3

Елена Антоновна Стребелева Elena A. Strebeleva

СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ MODERN SCIENTIFIC

ДОСТИЖЕНИЯ ACHIEVEMENTS IN

В ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКЕ: OLIGOPHRENOPEDAGOGY:

ПРОБЛЕМЫ И РЕСУРСЫ PROBLEMS AND RESOURCES

Институт коррекционной педагогики РАО, Москва, Россия, estrebeleva@gmail.com, SPIN-код: 5341-9029

Аннотация. В статье раскрываются теоретические основы исследований дошкольного воспитания детей с интеллектуальными нарушениями. Обращается внимание на современные проблемы в образовании детей изучаемой нозологической группы. Выделена одна из этих проблем — значительный количественный разрыв между дошкольными и школьными образовательными организациями для детей с интеллектуальными нарушениями. Представлен научно обоснованный подход к определению содержания обучения и воспитания дошкольников с умственной отсталостью. Подчеркивается значимость реализации психолого-педагогического подхода для обеспечения широкого развивающего эффекта в коррекции и компенсации вторичных отклонений развития у детей с умственной отсталостью.

Анализируется методическое сопровождение коррекционно-воспитатель-ного процесса с детьми изучаемой категории в дошкольных образовательных организациях: дидактические системы по формированию возрастных психологических новообразований (развитие

© Стребелева Е. А., 2024

Institute of Special Pedagogy of RAE, Moscow, Russia, estrebeleva@gmail.com, SPIN: 5341-9029

Abstract. The article reveals the theoretical foundations of research on preschool education of children with intellectual disabilities. Attention is drawn to modern problems in the education of children of the nosological group under consideration. One of these problems is highlighted — a significant quantitative gap between preschool and school education institutions for children with intellectual disabilities. The author presents a scientifically grounded approach to determining the content of education and upbringing of preschoolers with intellectual disability. The study emphasizes the importance of implementing a psycho-pedagogical approach to ensure a broad developmental effect in correction and rehabilitation of secondary developmental disorders in children with intellectual disability.

The article analyzes the methodological support for the rehabilitation and educational process involving children of this category in preschool education institutions: didactic systems enhancing the formation of age-related psychological developments (development of per-

восприятия, формирование мышления); методики по социальному развитию, формированию начальных математических представлений. Определяются педагогические условия, содержание, методы и приемы, направленные на поэтапное становление основных видов детской деятельности (предметной, игровой, изобразительной). Подчеркивается возможность использования научно обоснованного методического материала как ресурса в коррекционном обучении школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в общеобразовательных организациях.

Ключевые слова: дошкольная олигофренопедагогика, нарушения интеллекта, дети с нарушениями интеллекта, интеллектуальные нарушения, умственная отсталость, умственно отсталые дети, дошкольники, учебно-воспитательный процесс, достижения науки, дошкольные образовательные организации, методическое сопровождение, дидактические системы.

Информация об авторе: Стребе-лева Елена Антоновна, доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории психолого-педагогических исследований и технологий специального образования лиц с интеллектуальными нарушениями, ФГБНУ «Институт коррек-ционной педагогики Российской академии образования»; адрес: 119121, Россия, г. Москва, ул. Погодинская, д. 8, корп. 1; email: estrebeleva@ gmail.com.

Для цитирования: Стребелева, Е. А. Современные научные достижения в олигофренопедагогике: проблемы и ресурсы / Е. А. Стребелева. — Текст : непосредственный // Специальное образование. — 2024. — № 2 (74). — С. 20-35.

ception, formation of thinking); methods of social development and formation of initial mathematical notions; pedagogical conditions, content, methods and techniques aimed at the gradual formation of the main types of children's activity (object-oriented, game-based, and figurative). It is stressed that there is opportunity to use scientifically grounded methods support material as a resource in special education of schoolchildren with intellectual disability in general education institutions.

Keywords: preschool olygophreno-pedagogy, intellectual disabilities, children with intellectual disabilities, intellectual impairment, preschoolers, education process, achievements of science, preschool education institutions, methodological support, didactic systems.

Author's information: Strebeleva Elena Antonovna, Doctor of Pedagogy, Professor, Chief Researcher, Laboratory for Psycho-Pedagogical Research and Technologies of Special Education of Persons with Intellectual Disabilities, FGBNU "Institute of Special Pedagogy of RAE", Moscow, Russia.

For citation: Strebeleva, E. A. (2024). Modern Scientific Achievements in Oligophrenopedagogy: Problems and Resources. Special Education, 2(74), pp. 20-35. (In Russ.).

Введение

Систематические исследования в области дошкольного воспитания детей с интеллектуальными нарушениями начались в нашей стране с середины 70-х годов прошлого столетия. Задачами этих исследований было изучить возможности коррекционного обучения детей дошкольного возраста с умственной отсталостью как ресурса личностного развития, а также определить подходы к отбору содержания обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Однако в существующей научной литературе недостаточно представлен анализ и обобщение результатов экспериментальных исследований по данной проблеме. Настоящая статья частично восполняет этот пробел, что дает основание считать ее актуальной.

Методология

Многочисленные исследования, проведенные в области олигофренопедагогики, опирались на следующие положения и теории отечественных ученых в области возрастной психологии и дефектологии:

- теорию культурно-исторического подхода к психическому развитию, а также положение о воспитании в детском коллективе как источнике развития личности умственно отсталого ребенка (Л. С. Выготский) [3; 4];

- теорию деятельностного подхода к развитию психических процессов (А. Н. Леонтьев) [20];

- теорию игры как уникальной формы усвоения и воссоздания общественного опыта (Д. Б. Эль-конин) [32];

- теорию поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин) [8].

Важным ориентиром перечисленных исследований были положения о роли специального обучения в коррекции и предупреждении вторичных отклонений развития, учитывающие общие и специфические закономерности в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья (В. И. Лубовский) [21].

Анализ результатов исследований

На современном этапе развития олигофренопедагогики как науки к достижениям следует отнести результаты, полученные в области дошкольного воспитания детей с интеллектуальными нарушениями. Исследователями доказано, что у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью с опозданием и отклонениями формируются все виды деятельности на всех этапах развития. У них не возникает своевременно ни один из видов детской деятельности, характерных для данного возраста, не формируется та ведущая деятельность, которая призвана стать опорой всего психического развития [5].

Современные проблемы

в обучении детей с интеллектуальными нарушениями

В настоящее время изучение особенностей развития детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), поступивших в образовательные учреждения, реализующие ФАОП НО для детей с ОВЗ, и инклюзивные школьные образовательные организации, показало, что у многих из них отмечается существенный разрыв между физическими и психологическими возрастными достижениями. Они не готовы к сотрудничеству с учителем, выполнению самостоятельных действий, учебному процессу, не владеют средствами общения (невербальными и вербальными) в коллективе сверстников. Таким детям требуется длительный период адаптации к школьным условиям. Анализ результатов изучения раннего развития и условий их воспитания выявил, что они с раннего возраста отставали в психофизическом развитии от своих нормотипичных сверстников, но коррекционную помощь в дошкольной образовательной организации не получали. Очевидно, что упущение сенситивного периода в коррекции вторичных отклонений в развитии детей с интеллектуальными нарушениями приводит к нарастанию выраженных отклонений в социальном и познавательном развитии.

В современной практике остро стоит вопрос об обеспечении научно обоснованным методическим сопровождением учебного процесса по всем учебным предметам в соответствии с программными задачами Федеральной адаптированной общеобразовательной программы обучающихся с ОВЗ (ФАОП ОВЗ). Особенно это актуально для проведения учебного процесса со школьниками с выраженными интеллектуальными нарушениями. Значимой является проблема разработки учебников, методических рекомендаций, дидактических материалов, видеоматериалов, рабочих тетрадей, материалов для использования на уроках цифровых образовательных средств. Важно также обеспечить методическими материалами процедуры оценивания эффективности личностных и предметных достижений обучающихся с интеллектуальными нарушениями в средних и старших классах.

В дошкольном образовании одной из серьезных современных проблем остается практическая организация внедрения современных достижений в практику воспитания детей изучаемой нозологической группы. В настоящий период очевиден явный разрыв между количеством дошкольных и школьных организаций для обучения детей с интеллектуальными нарушениями. Этот факт

свидетельствует об упущении сенситивных периодов для профилактики и сглаживания вторичных отклонений в развитии детей с умственной отсталостью.

Многолетний исследовательский и практический опыт указывает на недостаточность использования современных методических ресурсов для коррекции и компенсации вторичных отклонений развития у детей с интеллектуальными нарушениями.

Методические ресурсы

В результате длительных многочисленных исследований и научных диспутов по определению подходов к отбору программного содержания дошкольного воспитания детей с интеллектуальными нарушениями, научно обоснованным считается психолого-педагогический подход к коррек-ционному обучению и воспитанию. Основная идея этого подхода заключалась в том, что задачи обучения направлены, с одной стороны, на формирование возрастных психологических достижений, а с другой — на становление всех видов детской деятельности в процессе организованных занятий при использовании специальных методов и приемов обучения.

Отметим, что важным научным достижением явились исследования по оказанию коррекци-онной помощи детям раннего

возраста. Так, проведено исследование, посвященное разработке содержания коррекционно-педа-гогической работы с недоношенными детьми первого года жизни в стационаре [17]. Научно обоснована интеграция коррекционно-педагогической помощи в системе реабилитации больных детей. Доказано, что психолого-педагогическая диагностика психического развития и коррекционное обучение недоношенных младенцев с проблемами здоровья на основе психолого-педагогического подхода являются необходимой составляющей их комплексной реабилитации. Оказание ранней кор-рекционно-педагогической помощи, направленной на поэтапное формирование возрастных психологических новообразований, ведущей и типичных видов деятельности позволяет активизировать у недоношенных детей с проблемами здоровья процесс психического развития и предупредить появление стойких вторичных отклонений в социальном и познавательном развитии [17].

В поисках совершенствования коррекционной помощи детям раннего возраста с отклонениями в развитии, а также оказания помощи специалистом-дефектологом родителям таких детей проведено исследование по формированию сотрудничества родителей со своим ребенком. Обнаружено, что обучение родителей сотруд-

ничеству со своим ребенком требует от специалистов определенной чувствительности к возможностям и потребностям ребенка в конкретной жизненной ситуации, а также педагогических знаний и технологий. Показано, что воспитание особого ребенка в семье требует от родителей создания специальных условий для раскрытия его потенциальных познавательных возможностей и индивидуальных творческих способностей для обеспечения личностного развития в целом [22].

Представлено исследование по формированию предметной деятельности у детей раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы (ЦНС). В условиях специально организованных занятий выделены последовательные этапы обучения. Вначале формируются интерес к сотрудничеству со взрослым в процессе манипу-лятивных действий, ориентировка на оценку взрослым своих действий. Далее уделяется внимание развитию функциональных возможностей кистей и пальцев рук при действиях с предметами (раскладывание, закрывание, нанизывание и др.). Затем осуществляется формирование поисковых ориентировочно-исследовательских действий с предметами, овладение соотносящими и орудийными действиями; умения переносить сформированные дейс-

твия с предметами в новые игровые задания и новые ситуации. Доказано, что целенаправленное обучение предметным действиям детей раннего возраста с ОВЗ способствует завершенности предшествующего этапа развития — манипулятивной деятельности, поскольку обеспечивает становление предметной деятельности как ведущей, а также появлению предпосылок к игровой и продуктивным видам детской деятельности [1].

В качестве одного из инновационных исследований следует отметить методику по формированию положительного взаимодействия между детьми раннего возраста. Научно обоснованы пути коррекционного обучения: от ситуативно-делового общения ребенка со взрослым к поэтапному включению его в совместные игровые действия со сверстниками. Подчеркивается значимость музыкальных игр для раскрытия потребности у детей раннего возраста интереса к сверстнику как партнеру по совместным действиям. Эти психологические достижения способствуют появлению у детей потребности к положительному взаимодействию со сверстниками в игровых и практических жизненных ситуациях [29].

В целях методического сопровождения коррекционно-воспита-тельного процесса детей в дошкольных образовательных органи-

зациях разработана научно обоснованная дидактическая система сенсорного воспитания, направленная на развитие образов восприятия и формирование представлений о внешних свойствах и качествах предметов (форме, цвете, величине, целостном восприятии предметов). Систематические занятия по сенсорному развитию служат основой для формирования у детей с интеллектуальными нарушениями поисковых способов ориентировки (перцептивных действий — рассматривания, выслушивания, ощупывания), а также для освоения систем сенсорных эталонов. Показано, что целенаправленное сенсорное развитие способствует формированию умений у детей действовать разными методами (методом проб, практическим приме-риванием, зрительной ориентировкой и т. п.). Появление у ребенка зрительной ориентировки в практических действиях, учитывающих свойства и качества предметов, способствует подлинному сенсорному развитию и приводит к возникновению самостоятельной ориентировки в окружающем. Показано, что сформи-рованность ориентировочно-поисковых действий служит основой для становления всех видов детской деятельности (предметной, игровой, продуктивной, элементарно-трудовой) в процессе организованных занятий с детьми при

использовании специальных кор-рекционных методов и приемов обучения [14].

В целях совершенствования программного содержания дошкольного воспитания детей изучаемой категории разработана и внедрена в практику еще одна дидактическая система — формирование процессов мышления. В этой системе представлены педагогические условия, содержание, методы и приемы формирования мыслительной деятельности: наглядно-действенного, наглядно-образного и элементов логического мышления. Дано описание серии методических приемов (игр, упражнений, игровых заданий, задач, загадок, рассказов), направленных на развитие взаимосвязи между действием, словом и образом. Раскрыты возможность и перспективность специально организованной педагогической работы, направленной на коррекцию мышления дошкольников с интеллектуальными нарушениями, что обеспечивает их дальнейшее успешное обучение в школе и социализацию в целом [25; 26].

Проведены исследования по социальному развитию детей изучаемой категории, которые показали необходимость включения в содержание обучения формирования первоначальных представлений о себе, близких людях (взрослых и сверстниках). Выяв-

лено, что коррекционно-педаго-гическая работа, основанная на изучении социальной ситуации развития ребенка, реализации принципа преемственности в средствах и способах взаимодействия педагога-дефектолога и родителей с ребенком, обеспечивает формирование компонентов готовности к включению его в детский коллектив сверстников. Это, в свою очередь, способствует становлению позитивного характера взаимодействия ребенка с близкими взрослыми и сверстниками, обеспечивая тем самым социальное воспитание ребенка с умственной отсталостью [11; 13; 30].

На основе экспериментального обучения представлена методика по формированию дочисло-вых количественных представлений у дошкольников с интеллектуальными нарушениями. В пропедевтический период обучения создаются условия для выполнения детьми практических действий с предметами: группировать по определенному качественному признаку; сравнивать множества по количеству путем наложения, приложения или сопоставления пар; преобразовывать множества путем увеличения, уменьшения или уравнивания их количества. Далее у детей формируются представления о количестве как особом признаке предметов. При этом педагог показывает детям, что количественный признак предме-

тов не зависит от их внешних свойств, качеств и пространственного расположения. Этот признак требует мыслительных процессов (анализа, сравнения, обобщения и др.). Обнаружена зависимость дальнейшего успешного математического развития у детей от усвоения пропедевтического этапа дочисловых количественных представлений [31].

Следует отметить разработанную методику по ознакомлению детей со звуками окружающей действительности. Исследователями выделены теоретические аспекты развития слухового внимания и слухового восприятия для формирования познавательных процессов дошкольников изучаемой категории. Подчеркивается значимость сформированного слухового восприятия и представлений о неречевых звуках в повседневной жизни ребенка для его безопасности. Апробированы серии последовательных дидактических игр и игровых заданий по ознакомлению детей дошкольного возраста с неречевыми и речевыми звуками. Дан перечень оборудования для проведения занятий с детьми по развитию слухового восприятия [19].

В результате отдельных исследований разработана и внедрена в практику методика по обучению игре детей изучаемой категории. Определены педагогические условия в дошкольной

организации для проведения целенаправленных занятий по обучению игре. Выделены последовательные этапы становления игровой деятельности: от предметно-игровых действий по подражанию действиям взрослого до сюжетно-ролевой игры с использованием предметов-заместителей в театрализованной игре. Доказано, что в процессе организованных занятий у детей формируется игровая деятельность как ведущая [23; 24]. Кроме того, в коррекционном обучении детей старшего дошкольного возраста в дополнении к занятиям по формированию сюжетно-ролевой игры обоснована необходимость проведения целенаправленного воспитания самостоятельности в играх с правилами (подвижных и настольно-печатных). Проведенные исследования показали, что самостоятельные умения у детей формируются поэтапно: от элементарных активных проявлений к участию в игровых действиях до переноса известных способов действий в новые условия игры с правилами. В процессе сотрудничества позиция взрослого в игре меняется: от активного организатора и заинтересованного партнера до наблюдателя, что способствует переходу от игр, организованных педагогом, к самостоятельной игровой деятельности [2].

Как важное достижение следует рассматривать методику по

формированию изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью. Обучение детей изобразительной деятельности основывается на усвоении ими знаково-символических средств в процессе формирования элементов учебной деятельности. Выделены этапы и методы обучения детей выполнению заданий по лепке, аппликации и рисованию. На начальном этапе обучения проводилось организованное наблюдение детей за деятельностью педагога в целях активизации у них стремления к самостоятельному изображению. Далее большое внимание уделялось обучению детей умениям выполнять практические действия с предметами и их изображениями в лепке, аппликации, рисовании (по показу, подражанию, образцу). В процессе обучения изобразительным действиям педагог учитывал личный опыт каждого ребенка, который становился основой для обобщения его социального опыта в продуктах детской деятельности. Затем детям предлагалась серия коллективных работ совместно с педагогом и сверстниками. На завершающем этапе детей учили выполнять изображения по словесному описанию взрослого [6; 7; 9].

Наряду с этим, проведено исследование по формированию готовности к овладению навыками письма у дошкольников с ин-

теллектуальными нарушениями. Представлена методика поэтапного формирования основных компонентов письма: развитие зрительного внимания и восприятия, зрительно-моторной координации, пространственной ориентировки; слухо-моторной координации; становление базовых графических умений и навыков. Авторами дано описание педагогических технологий поэтапного становления у детей графических умений: от рисунка к письму [15; 16].

Многочисленные исследования показали, что в процессе формирования психологических новообразований, а также определенной деятельности речь детей спонтанно включается в практические действия, тем самым реализуется ее фиксирующая, сопровождающая и планирующая функции, что изменяет характер деятельности ребенка (игровой, продуктивной, трудовой). Исследователями подчеркивается, что коррекционно-педагогическая работа с учетом онтогенетического принципа применительно к содержанию обучения и воспитания обеспечивает широкий развивающий эффект, проявляющийся в развитии личности ребенка.

Результаты многолетних исследований явились ориентиром для разработки содержания Адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного

образования детей с интеллектуальными нарушениями [10]. В программе раскрыты задачи по использованию элементов учебной деятельности в формировании психологических достижений возраста и становлении у детей всех видов детской деятельности через организацию занятий коррекционной направленности. Подчеркивается, что ранний и дошкольный возраст являются наиболее сенситивными периодами для реализации оптимальных возможностей социального и познавательного развития у детей с интеллектуальными нарушениями. Многолетний опыт исследовательской деятельности по внедрению в практику психолого-педагогического подхода к содержанию кор-рекционно-развивающего обучения и воспитания детей изучаемой категории свидетельствует об их значительных потенциальных возможностях, которые могут реализовываться только в условиях особым образом организованного обучения. Реализация системы коррекционно-вос-питательной работы с детьми изучаемой нозологической группы позволяет сдвинуть сроки и скорректировать темп психического развития, преодолеть многие вторичные отклонения в развитии, значительно приблизить их по личностному развитию к нормотипичным сверстникам.

Важным достижением современных исследований является то, что описанные коррекционные технологии включены в медицинскую реабилитацию детей группы риска по нарушениям психического развития. Так, в многолетнем исследовании доказано, что проведение системного анализа сведений о состоянии здоровья младенцев позволяет максимально рано выявить и достаточно полно охватить группу детей с высоким риском нарушения психического развития, своевременно начать профилактическую коррекционную работу с ребенком и оказать педагогическую помощь его родителям [18].

В одном из исследований по использованию коррекционного обучения в комплексной реабилитации детей, перенесших тяжелую черепно-мозговую травму, раскрывается сущность педагогических технологий. Реализация этих технологий осуществляется последовательно в структурных блоках: диагностическое обучение, коррекционно-развивающее обучение, мониторинг (выборочное наблюдение, контроль за динамикой восстановления психофизических способностей организма ребенка), консультирование родителей [12]. Эти исследования раскрыли малоизученные вопросы порядка профессионального взаимодействия специалистов медицинского и психолого-педагогического профиля в сис-

теме комплексной реабилитации ребенка.

В целях раннего выявления отклонений в познавательном развитии исследователями разработан современный инструментарий для проведения скрининг-диагностики познавательного развития детей от 6 до 10 лет [27]. Применение этих методик позволяет выявить у обследуемого ребенка один из 3 вариантов познавательного развития: соответствующее возрастному нормативу, незначительно отстающее от возрастного норматива, значительно отстающее от возрастного норматива. Исходя из результатов обследования ребенка при втором варианте развития родителям рекомендуется организовать занятия по формированию познавательного развития, ориентируясь на поэтапное становление закономерностей нормативного развития. В случаях значительно отклоняющегося от возрастного норматива варианта развития необходимо уточнить у специалистов индивидуальную программу развития, организовать индивидуальные занятия с ребенком [27].

Кроме того, разработана диагностика социального развития детей раннего возраста (от 1 года до 3 лет), направленная на правильное воспитание детей в семьях и предупреждение отклонений в развитии. В методическом пособии представлена технология пси-

холого-педагогического обследования социального развития детей раннего возраста, включающая четыре набора диагностических заданий для оценивания социальных достижений (12, 18, 24 и 36 месяцев жизни). Методика полезна специалистам для мониторинга социального развития детей при поступлении в дошкольную образовательную организацию, а также при выявлении сложностей социальной адаптации в группе сверстников [28].

Заключение

Результаты многолетних исследований отечественных ученых способствовали совершенствованию методического ресурса дошкольного образования по обеспечению коррекционно-вос-питательного процесса с детьми изучаемой категории, открытию новых организационных форм помощи детям младенческого, раннего возраста, а также включению родителей в коррекцион-ный процесс. Внедрение этих научных достижений в дефектологическую практику способствует снятию психологической напряженности в семье, где усилия родителей направлены на создание условий для социального и личностного развития ребенка.

Таким образом, результаты современных исследований свидетельствуют о научной обоснованности и значимости организо-

ванных занятий с дошкольниками с умственной отсталостью для их социального, познавательного и личностного развития. Это достигается за счет внедрения в практику дидактических систем (развитие восприятия и мышления) по формированию возрастных психологических достижений, а также использования методик и технологий, направленных на становление основных видов детской деятельности (предметной, игровой, изобразительной). Разработанный методический материал может быть использован как ресурс личностного развития обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Обобщенный аналитический материал, представленный в настоящей статье, поможет сориентировать специалистов в применении перечисленных методик для проведения индивидуальных занятий с детьми с нарушениями интеллекта, в том числе и с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития.

Литература

1. Браткова, М. В. Ранний возраст: пути коррекционной помощи по формированию предметных действий : моногр. / М. В. Браткова. — Москва : Парадигма, 2015. — 153 с. — Текст : непосредственный.

2. Бутусова, Т. Ю. Играем вместе: воспитание самостоятельности : учеб.-метод. пособие / Т. Ю. Бутусова. — Москва : ИНФРА-М., 2019. — 148 с. — Текст : непосредственный.

3. Выготский, Л. С. Проблема возраста / Л. С. Выготский. — Текст : непосредст-

венный // Собрание сочинений. В 6 т. Т. 4. Детская психология / под ред. Д. Б. Эль-конина. — Москва : Педагогика, 1984. — С.244-268.

4. Выготский, Л. С. К вопросу о компенсаторных процессах в развитии умственно отсталого ребенка / Л. С. Выготский. — Текст : непосредственный // Собрание сочинений. В 6 т. Т. 5. Основы дефектологии / под ред. Т. А. Власовой. — Москва : Педагогика, 1983. — С.115-136.

5. Воспитание аномальных детей в дошкольных учреждениях : сборник трудов / под ред. Н. Г. Морозовой. — Москва : АПН ССР НИИ дефектологии, 1978. — 104 с. — Текст : непосредственный.

6. Гаврилушкина, О. П. Особенности формирования изобразительной деятельности умственно отсталых детей дошкольного возраста : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Гаврилушкина О. П. — Москва, 1976. — 24 с. — Текст : непосредственный.

7. Гаврилушкина, О. П. Изобразительная деятельность умственно отсталых дошкольников / О. П. Гаврилушкина. — Текст : непосредственный // Дошкольное воспитание аномальных детей : книга для учителя и воспитателя / под ред. Л. П. Носковой. — Москва : Просвещение, 1993. — С. 147-164.

8. Гальперин, П. Я. О методе поэтапного формирования умственных действий / П. Я. Гальперин. — Текст : непосредственный // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. — Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1981. — С. 97-101.

9. Екжанова, Е. А. Изобразительная деятельность в системе воспитания и обучения дошкольников с умственной недостаточностью : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Екжанова Е. А. —Москва, 2003. — 48 с. — Текст : непосредственный.

10. Екжанова, Е. А. Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребе-

лева. — Москва : Просвещение, 2019. — 349 с. — Текст : непосредственный.

11. Закрепина, А. В. Пути социального развития детей дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Закре-пина А. В. — Москва, 2003. — 24 с. — Текст : непосредственный.

12. Закрепина, А. В. Коррекционное обучение детей с тяжелой черепно-мозговой травмой в условиях стационарной реабилитации : автореф. дис. . д-ра пед. наук / Закрепина А. В. — Москва, 2014. — 51 с. — Текст : непосредственный.

13. Закрепина, А. В. Развиваем социальные умения: родителям детей с ОВЗ : учебно-практическое пособие / А. В. За-крепина. — Москва : ИНФРА-М., 2019. — 162 с. — Текст : непосредственный.

14. Катаева, А. А. Сенсорное развитие и сенсорное воспитание аномальных детей дошкольного возраста : дис. . д-ра психол. наук / Катаева А. А. — Москва, 1977. — 337 с. — Текст : непосредственный.

15. Кинаш, Е. А. Формирование готовности к овладению навыками письма у дошкольников с нарушением интеллекта : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Кинаш Е. А. — Москва, 2003. — 24 с. — Текст : непосредственный.

16. Кинаш, Е. А. Первые шаги к грамоте: от рисунка к письму : учебно-методическое пособие / Е. А. Кинаш. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 146 с. — Текст : непосредственный.

17. Лазуренко, С. Б. Коррекционно-педа-гогическая работа с недоношенными детьми первого года жизни : автореф. дис. . канд. пед. наук / Лазуренко С. Б. — Москва, 2005. — 24 с. — Текст : непосредственный.

18. Лазуренко, С. Б. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего возраста с высоким риском нарушения психического развития в педиатрической практике : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Лазуренко С. Б. — Москва, 2014. — 48 с. — Текст : непосредственный.

19. Лебедева, Е. Н. Ознакомление детей с отклонениями в умственном развитии со

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

звуками окружающей действительности : методич. пособие / Е. Н. Лебедева. — Москва : Классикс Стиль, 2007. — 96 с. — Текст : непосредственный.

20. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. — 4-е изд. — Москва : Изд-во МГУ, 1981. — 584 с. — Текст : непосредственный.

21. Лубовский, В. И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей / В. И. Лубовский. — Текст : непосредственный // Дефектология. — 1971. — № 6. — С. 15-19.

22. Мишина, Г. А. Пути формирования сотрудничества родителей с детьми раннего возраста с отклонениями в развитии : авто-реф. дис. ... канд. пед. наук / Мишина Г. А. — Москва, 1998. — 18 с. — Текст : непосредственный.

23. Соколова, Н. Д. Особенности руководства игрой умственно отсталых детей дошкольного возраста : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Соколова Н. Д. — Москва, 1973. — 18 с. — Текст : непосредственный.

24. Соколова, Н. Д. Игровая деятельность умственно отсталых дошкольников / Н. Д. Соколова. — Текст : непосредственный // Дошкольное воспитание аномальных детей : книга для учителя и воспитателя / под ред. Л. П. Носковой. — Москва : Просвещение, 1993. — С. 135-146.

25. Стребелева, Е. А. Пути формирования наглядных форм мышления у дошкольников с нарушением интеллекта : моногр. / Е. А. Стребелева. — Москва : Инфра-М, 2017. — 210 с. — Текст : непосредственный.

26. Стребелева, Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии : метод. пособие для педагога-дефектолога / Е. А. Стребелева. — Изд. 2-е, испр. и доп. — Москва : Владос, 2022. — 175 с. — Текст : непосредственный.

27. Стребелева, Е. А. Диагностика познавательного развития : комплект материалов для обследования детей в возрасте от 6 месяцев до 10 лет / Е. А. Стребелева, С. Б. Лазуренко, А. В. Закрепина. — Москва : Просвещение, 2020. — 172 с. — Текст : непосредственный.

28. Стребелева, Е. А. Диагностика социального развития: для работы с детьми раннего возраста / Е. А. Стребелева, С. Б. Лазуренко, А. В. Закрепина. — Москва : Мозаика-Синтез, 2024. — 184 с. — Текст : непосредственный.

29. Пронина, Л. В. Формирование взаимодействия со сверстниками детей раннего и младшего дошкольного возраста с отклонениями в умственном развитии : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Пронина Л. В. — Москва, 2009. — 24 с. — Текст : непосредственный.

30. Хайрдтнова, Л. Ф. Формирование первоначальных представлений о себе у дошкольников с нарушением интеллекта : автореф. дис. .. канд. пед. наук / Хайрдтно-ва Л. Ф. — Москва, 2002. — 22 с. — Текст : непосредственный.

31. Чумакова, И. В. Формирование дочи-словых количественных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта / И. В. Чумавока. — Текст : непосредственный // Книга для педагога-дефектолога. — Москва : Владос, 2001. — 88 с. — Текст : непосредственный.

32. Эльконин, Д. Б. Психология игры : моногр. / Д. Б. Эльконин. — Москва : Педагогика, 1978. — 304 с. — Текст : непосредственный.

References

1. Bratkova, M.V. (2015). Ranniy vozrast: puti korrektsionnoy pomoshchi po formirova-niyu predmetnykh deystviy [Early age: ways of correctional assistance in the formation of objective actions] [Monograph]. Moscow: Paradigma, 153 p. (In Russ.)

2. Butusova, T.Yu. (2019). Igraem vmeste: vospitanie samostoyatel'nosti [Playing together: nurturing independence] [Educational and method. manual]. Moscow: INFRA-M, 148 p. (In Russ.)

3. Vygotskiy, L.S. (1984). Problema voz-rasta [The problem of age]. In D. B. El'konin (Ed.), Collected Works (Vol. 4. Detskaya psikhologiya, pp. 244-268). Moscow: Peda-gogika, 1984. (In Russ.)

4. Vygotskiy, L.S. (1983). K voprosu o kompensatornykh protsessakh v razvitii um-stvenno otstalogo rebenka [On the issue of

compensatory processes in the development of a mentally retarded child]. In T. A. Vla-sova (Ed.), Collected Works (Vol. 5. Osnovy defektologii, pp. 115-136). Moscow: Peda-gogika. (In Russ.)

5. Morozova, N. G. (Ed.) (1978). Vospita-nie anomal'nykh detey v doshkol'nykh uch-rezhdeniyakh [Raising abnormal children in preschool institutions] [Collection of works]. Moscow: APN SSR NII defektologii, 104 p. (In Russ.)

6. Gavrilushkina, O.P. (1976). Osobennosti formirovaniya izobrazitel'noy deyatel'nosti umstvenno otstalykh detey doshkol'nogo vozrasta [Features of the formation of visual activity of mentally retarded children of preschool age] [Abstract of Dis. of Cand. of Pedagogy]. Moscow, 24 p. (In Russ.)

7. Gavrilushkina, O.P. (1993). Izobrazitel'-naya deyatel'nost' umstvenno otstalykh doshkol'nikov [Visual activity of mentally retarded preschoolers]. In L. P. Noskova (Ed.), Doshkol'noe vospitanie anomal'nykh detey : kniga dlya uchitelya i vospitatelya (pp. 147164). Moscow: Prosveshchenie. (In Russ.)

8. Gal'perin, P.Ya. (1981). O metode poetap-nogo formirovaniya umstvennykh deystviy [About the method of stage-by-stage formation of mental actions]. In I.I. Il'yasov, & V.Ya. Lyaudis (Eds.), Khrestomatiya po voz-rastnoy i pedagogicheskoy psikhologii (pp. 97101). Moscow: Izd-vo Mosk. un-ta. (In Russ.)

9. Ekzhanova, E.A. (2003). Izobrazitel'naya deyatel'nost' v sisteme vospitaniya i obucheniya doshkol'nikov s umstvennoy nedostatoch-nost'yu [Visual activity in the system of education and training of preschoolers with mental disabilities] [Abstract of Dis. of Dr. of Pedagogy]. Moscow, 48 p. (In Russ.)

10. Ekzhanova, E.A., & Strebeleva, E. A. (2019). Adaptirovannaya osnovnaya obrazo-vatel'naya programma doshkol'nogo obrazo-vaniya detey s umstvennoy otstalost'yu (intellektual'nymi narusheniyami) [Adapted basic educational program for preschool education of children with mental retardation (intellectual impairment)]. Moscow: Prosveshchenie, 349 p. (In Russ.)

11. Zakrepina, A.V. (2003). Puti sotsial'-nogo razvitiya detey doshkol'nogo vozrasta s

umerennoy umstvennoy otstalost'yu [Ways of social development of preschool children with moderate mental retardation] [Abstract of Dis. of Cand. of Pedagogy]. Moscow, 24 p. (In Russ.)

12. Zakrepina, A.V. (2014). Korrektsionnoe obuchenie detey s tyazheloy cherepno-mozgovoy travmoy v usloviyakh statsionarnoy reabilitatsii [Correctional training for children with severe traumatic brain injury in conditions of inpatient rehabilitation] [Abstract of Dis. of Dr. of Pedagogy]. Moscow, 51 p. (In Russ.)

13. Zakrepina, A.V. (2019). Razvivaem so-tsial'nye umeniya: roditelyam detey s OVZ [Developing social skills: parents of children with disabilities] [Educational and practical guide]. Moscow: INFRA-M, 162 p. (In Russ.)

14. Kataeva, A.A. (1977). Sensornoe razvi-tie i sensornoe vospitanie anomal'nykh detey doshkol'nogo vozrasta [Sensory development and sensory education of abnormal preschool children] [Dis. of Dr. of Psychology]. Moscow, 337 p. (In Russ.)

15. Kinash, E.A. (2003). Formirovanie go-tovnosti k ovladeniyu navykami pis'ma u do-shkol'nikov s narusheniem intellekta [Formation of readiness to master writing skills in preschoolers with intellectual disabilities] [Abstract of Dis. of Cand. of Pedagogy]. Moscow, 24 p. (In Russ.)

16. Kinash, E.A. (2019). Pervye shagi k gra-mote: ot risunka kpis'mu [First steps to literacy: from drawing to writing] [Educational and method. manual]. Moscow: INFRA-M, 146 p. (In Russ.)

17. Lazurenko, S.B. (2005). Korrektsionno-pedagogicheskaya rabota s nedonoshennymi det'mi pervogo goda zhizni [Correctional and pedagogical work with premature children of the first year of life] [Abstract of Dis. of Cand. of Pedagogy]. Moscow, 24 p. (In Russ.)

18. Lazurenko, S.B. (2014). Korrektsionno-pedagogicheskaya pomoshch detyam rannego vozrasta s vysokim riskom narusheniya psikhicheskogo razvitiya v pediatricheskoy praktike [Correctional and pedagogical assistance to young children with a high risk of mental development disorders in pediatric practice] [Abstract of Dis. of Dr. of Pedagogy]. Moscow, 48 p. (In Russ.)

19. Lebedeva, E.N. (2007). Oznakomlenie detey s otkloneniyami v umstvennom razvitii so zvukami okruzhayushchey deystvitel'nosti [Familiarization of children with disabilities in mental development with the sounds of the surrounding reality] [Method. manual]. Moscow: Klassiks Stil', 96 p. (In Russ.)

20. Leont'ev, A.N. (1981). Problemy razvi-tiya psikhiki [Problems of mental development] (4th ed.). Moscow: Izd-vo MGU, 584 p. (In Russ.)

21. Lubovskiy, V.I. (1971). Obshchie i spetsifi-cheskie zakonomernosti razvitiya psikhiki anomal'nykh detey [General and specific patterns of development of the psyche of abnormal children]. Defektologiya, 6, 15-19. (In Russ.)

22. Mishina, G.A. (1998). Puti formirova-niya sotrudnichestva roditeley s det'mi rannego vozrasta s otkloneniyami v razvitii [Ways to form cooperation between parents and young children with developmental disabilities] [Abstract of Dis. of Cand. of Pedagogy]. Moscow, 18 p. (In Russ.)

23. Sokolova, N.D. (1973). Osobennosti ru-kovodstva igroy umstvenno otstalykh detey doshkol'nogo vozrasta [Peculiarities of managing the play of mentally retarded preschool children] [Abstract of Dis. of Cand. of Pedagogy]. Moscow, 18 p. (In Russ.)

24. Sokolova, N.D. (1993). Igrovaya deya-tel'nost' umstvenno otstalykh doshkol'nikov [Play activity of mentally retarded preschoolers]. In L. P. Noskova 9Ed.), Do-shkol'noe vospitanie anomal'nykh detey : kni-ga dlya uchitelya i vospitatelya (pp. 135146). Moscow: Prosveshchenie. (In Russ.)

25. Strebeleva, E.A. (2017). Puti formirova-niya naglyadnykh form myshleniya u doshkol'-nikov s narusheniem intellekta [Ways of developing visual forms of thinking in preschoolers with intellectual disabilities] [Monograph]. Moscow: Infa-M, 210 p. (In Russ.)

26. Strebeleva, E.A. (2022). Formirovanie myshleniya u detey s otkloneniyami v razvitii

[Formation of thinking in children with developmental disabilities] [Method. manual]. (2nd ed., rev. and add.). Moscow: Vlados, 175 p. (In Russ.)

27. Strebeleva, E.A., Lazurenko, S. B., & Zakrepina, A.V. (2020). Diagnostika pozna-vatel'nogo razvitiya : komplekt materialov dlya obsledovaniya detey v vozraste ot 6 me-syatsev do 10 let [Diagnostics of cognitive development: a set of materials for examining children aged 6 months to 10 years]. Moscow: Prosveshchenie, 172 p. (In Russ.)

28. Strebeleva, E.A., Lazurenko, S.B., & Zakrepina, A.V. (2024). Diagnostika sotsial'-nogo razvitiya: dlya raboty s det'mi rannego vozrasta [Diagnosis of social development: for working with young children]. Moscow: Mozaika-Sintez, 184 p. (In Russ.)

29. Pronina, L.V. (2009). Formirovanie vzaimodeystviya so sverstnikami detey rannego i mladshego doshkol'nogo vozrasta s otkloneniyami v umstvennom razvitii [Formation of interaction with peers in early and early preschool children with mental disabilities] [Abstract of Dis. of Cand. of Pedagogy]. Moscow, 24 p. (In Russ.)

30. Khayrdtnova, L.F. (2002). Formirovanie pervonachal'nykh predstavleniy o sebe u do-shkol'nikov s narusheniem intellekta [Formation of initial ideas about oneself in preschoolers with intellectual disabilities] [Ab-tsract of Dis. of Cand. of Pedagogy]. Moscow, 22 p. (In Russ.)

31. Chumakova, I.V. (2001). Formirovanie dochislovykh kolichestvennykh predstavle-niy u doshkol'nikov s narusheniem intellekta [Formation of pre-numerical quantitative concepts in preschoolers with intellectual disabilities]. In Kniga dlya pedagoga-defek-tologa. Moscow: Vlados, 88 p. (In Russ.)

32. El'konin, D.B. (1978). Psikhologiya igry [Psychology of play] [Monograph]. Moscow: Pedagogika, 304 p. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.