Научная статья на тему 'ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПОДКАСТИНГА В УСЛОВИЯХ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА СТУПЕНИ МАГИСТРАТУРЫ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА'

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПОДКАСТИНГА В УСЛОВИЯХ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА СТУПЕНИ МАГИСТРАТУРЫ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДКАСТ / ИНТЕРНЕТ / ЛИНГВОДИДАКТИКА / МОТИВАЦИЯ / АУДИРОВАНИЕ / МАГИСТРАТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воропаева Виктория Александровна

В статье рассматривается подкастинг как один из видов учебной работы на занятиях по иностранному языку в условиях магистратуры аграрного университета. Автором отмечены дидактические принципы, этапы работы, специфика заданий при подкастинге.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воропаева Виктория Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DACTIC POTENTIAL OF PODCASTING IN LEARNING CONDITIONS A FOREIGN LANGUAGE AT THE MASTER STAGE OF A NON-LINGUISTIC UNIVERSITY

The article considers podcasting as one of the types of educational work in the classroom in a foreign language in the conditions of the magistracy of the agricultural university. The author noted the types of podcasts, the stages of work, the specifics of tasks in podcasting.

Текст научной работы на тему «ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПОДКАСТИНГА В УСЛОВИЯХ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА СТУПЕНИ МАГИСТРАТУРЫ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА»

УДК 37.013.32

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПОДКАСТИНГА В УСЛОВИЯХ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА СТУПЕНИ МАГИСТРАТУРЫ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА

Виктория Александровна Воропаева

кандидат филологических наук, доцент victoriya.voropaeva@yandex.ru Мичуринский государственный аграрный университет

Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье рассматривается подкастинг как один из видов учебной работы на занятиях по иностранному языку в условиях магистратуры аграрного университета. Автором отмечены дидактические принципы, этапы работы, специфика заданий при подкастинге.

Ключевые слова: подкаст, Интернет, лингводидактика, мотивация, аудирование, магистратура.

Использование современных информационных технологий при обучении студентов магистратуры аграрного университета иностранному языку является непременным условием эффективности учебного процесса. Преподавание иностранного языка в магистратуре ориентировано на развитие у студентов различных видов компетенций как рецептивного, так и репродуктивного характера.

Формирование навыков профессионально-ориентированной иноязычной речи предусматривает знание студентами специальной лексики, терминологии, грамматических конструкций, характерных для научных публикаций. В настоящее время эффективной технологией, обеспечивающей активизацию учебной деятельности студентов, доступ к безграничному количеству информационных ресурсов, является подкастинг.

Термин «подкастинг» предложил Бен Хаммерсли в своей статье в газете «The Guardian». Этот термин сразу включили в Оксфордский словарь New Oxford American Dictionary, где определили подкастинг как аудиофайл с записанной речью, музыкой, вещательным материалом и т.д. доступным для скачивания на компьютер [8].

В методической литературе подкастинг рассматривается как способ получения студентами аутентичной информации, активизации языкового материала [2], [4]. Теоретической базой подкастинга является концепция дидактической среды Интернет [3], [5], [6], [7] и концепция компьютерной лингводидактики [1].

Исследователи Сысоев П.В. [6], Малушко Е.Ю. [2], Салин Б.С. [4] определяют методические функции сервиса подкастов в обучении иностранному языку. Подкастингу отводят значительную роль в развитии аудитивных умений студентов. Использование подкастов позволяет оптимизировать учебный процесс, расширяет возможности выбора методов, средств и форм обучения.

Подкастинг представляет собой серию программ, которые подписчик может получить через сеть Интернет с использованием технологии RSS (с англ. Really Simple Synication-очень простое распространение).

На сайтах образовательных сетевых технологий [9], [10], [11], [12] представлены подкасты для преподавателей, справочная информация, запись аудиторных занятий, отчёты студентов по выполненным заданиям, авторские программы. Записи подкастов, публикуемые на специальных платформах в Интернете, разнообразны по темам, удобны в использовании, содержат ёмкую информацию. Эффективность использования подкастов при обучении студентов магистратуры объясняется их доступностью, актуальностью, системностью.

При работе с подкастами у преподавателей появляются большие возможности дифференцированного и индивидуального подхода к студентам благодаря разнообразному выбору тем и форм подачи материала. Большой лингводидактический потенциал подкастов обеспечивается аутентичностью материалов, что способствует формированию у студентов межкультурной коммуникации.

Важное значение имеет использование подкастов в условиях дистанционного обучения. Специальные сайты позволяют оформить подписку на подкасты и получить новые выпуски на интересующую тему, что положительно влияет на мотивацию студентов к изучению иностранного языка и развитие навыков аудирования.

Для обеспечения эффективности использования подкастов преподавателю необходимо опираться на такие критерии, как формат материала (аудио-, видео-), длительность, тематика, степень сложности языкового материала, тип и стиль речи, воспринимаемость.

Использование нами подкастов в условиях обучения магистрантов опирается на конкретные дидактические принципы: системности, индивидуализации и психофизиологичности, мотивации и стимулирования, интерактивности. Преподавателю необходимо соблюдать логичность связи всех элементов учебного материала, учитывать индивидуальные возможности восприятия аутентичного материала, обеспечивать возможность самостоятельного изучения языкового материала в удобное для студентов время.

Нами разработана система упражнений по развитию навыков аудирования с помощью подкастов в условиях самостоятельной учебной деятельности студентов магистратуры. Задания предполагается выполнять в три этапа: до прослушивания, во время прослушивания, после прослушивания. Задания первого этапа направлены на снятие лексического и грамматического барьера и на развитие лингвистического вероятностного прогнозирования: например, задания на множественный выбор, подбор синонимов, что позволяет расширить словарный запас, проследить лексико-семантические связи.

Задания второго этапа обеспечивают контроль восприятия и осмысления текста и разделены на выборочное и полное понимание. На третьем этапе задания направлены на анализ информации с использованием новой лексики аудиоматериала. Задания выполняются устно. Студенты записывают ответы на диктофон и прикрепляют файлы в комментарии.

Из опыта работы с магистрантами следует, что важными критериями при выборе подкастов являются их ориентированность на реальную коммуникацию, соответствие изучаемых Интернет-материалов специальности студентов, новизна, аутентичность, функциональность текстов подкаста.

Практика обучения студентов агроуниверситета показывает, что использование технологии подкастинга способствует большей вариативности иноязычной коммуникации, помогает преодолеть языковой барьер и значительно повышает эффективность процесса обучения иностранному языку в условиях магистратуры.

Таким образом, подкастинг является один из видов учебной работы на занятиях по иностранному языку в условиях магистратуры аграрного университета.

Список литературы

1.Бовтенко М.А. Компьютерная лингводидактика. Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Флинта: Наука, 2005. - 215 с.

2.Малушко Е.Ю. Критерии отбора подкастов для формирования иноязычной аудитивной компетенции у студентов вузов. / Е.Ю.Малушко //

Научные проблемы гуманитарных исследований. -Выпуск № 6. - 2011. -С. 146152.

3.Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. -М. Издательский центр «Академия». -1999. -224 с.

4.Салин Б.С. Некоторые аспекты использования подкастов в обучении английскому языку. /Современные проблемы науки и образования. 2010. - № 4. - С.91-93.

5.Стариченко Б.Е., Арбузов С.С. Организация учебного процесса в вузе на основе информационно-технологической модели обучения. Научно-издательский центр «Академический». North Charleston, SC, USA,2014.

6.Сысоев П.В. Направления и перспективы информатизации языкового образования. // Высшее образование в России. 2013.№ 10. С.90-97.

7.Филатова А.В. Оптимизация преподавания иностранного языка посредством блог-технологий для студентов языковых специальностей вузов: дисс. ... канд. пед. наук.М.: 2009.

8.The New Oxfort American Dictionary/Ed. F. McRean.Oxfort,2005.

9.Что такое подкастинг? URL:http: //podgm.ru/ topodcasers.

10.Checking out Podcasting in Education. URL: http: / www.emergingetech. com/ 2009/03/checing-out-podcasting-in-education.

11.http://www.bbc.co.uk

12. http : //www.tachingenglish.org.uk/

UDC 37.013.32

DIDACTIC POTENTIAL OF PODCASTING IN LEARNING

CONDITIONS

A FOREIGN LANGUAGE AT THE MASTER STAGE OF A NON-LINGUISTIC UNIVERSITY

Viktoria A. Voropaeva

Candidate of Philology, Associate Professor victoriya.voropaeva@yandex.ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Annotation. The article considers podcasting as one of the types of educational work in the classroom in a foreign language in the conditions of the magistracy of the agricultural university. The author noted the types of podcasts, the stages of work, the specifics of tasks in podcasting.

Key words: podcast, Internet, linguodidactics, motivation, listening, magistracy.

Статья поступила в редакцию 10.06.2022; одобрена после рецензирования 27.06.2022; принята к публикации 30.06.2022.

The article was submitted 10.06.2022; approved after reviewing 27.06.2022; accepted for publication 30.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.