Научная статья на тему 'ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ КОМПЬЮТЕРНОЙ ИГРЫ В ПРЕОДОЛЕНИИ ДИСГРАФИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ С ЗПР'

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ КОМПЬЮТЕРНОЙ ИГРЫ В ПРЕОДОЛЕНИИ ДИСГРАФИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ С ЗПР Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
67
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗПР / ПРЕОДОЛЕНИЕ ДИСГРАФИИ / ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Розинкевич В.С., Филиппова К.Т.

В статье рассматриваются особенности воздействия компьютерной игры на предотвращение дисграфических ошибок на письме у первоклассников с задержкой психического развития. Учитываются особенности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на первом году обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIDACTIC POTENTIAL OF COMPUTER GAME IN OVERCOMING DYSGRAPHY OF FIRST GRADERS WITH ZPR

The article examines the peculiarities of the impact of a computer game on the prevention of dysgraphic errors on writing in first-graders with a delay in mental development. Special features of students with disabilities in the first year of study are taken into account.

Текст научной работы на тему «ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ КОМПЬЮТЕРНОЙ ИГРЫ В ПРЕОДОЛЕНИИ ДИСГРАФИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ С ЗПР»

УДК 376.4

Розинкевич В. С. студент магистратуры

Филиппова К. Т. студент магистратуры институт социально-гуманитарных технологий

КГПУ им. В.П. Астафьева Россия, г. Красноярск

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ КОМПЬЮТЕРНОЙ ИГРЫ В ПРЕОДОЛЕНИИ ДИСГРАФИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ С ЗПР

Аннотация: в статье рассматриваются особенности воздействия компьютерной игры на предотвращение дисграфических ошибок на письме у первоклассников с задержкой психического развития. Учитываются особенности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на первом году обучения.

Ключевые слова: ЗПР, преодоление дисграфии, дидактическая игра.

Rozinkevich V.S.

master Filippova K. T. master

Institute of Social and Human Technologies KSPU named after V.P. Astafiev Russia, Krasnoyarsk

DIDACTIC POTENTIAL OF COMPUTER GAME IN OVERCOMING DYSGRAPHY OF FIRST GRADERS WITH ZPR

Abstract: The article examines the peculiarities of the impact of a computer game on the prevention of dysgraphic errors on writing in first-graders with a delay in mental development. Special features of students with disabilities in the first year of study are taken into account.

Key words: DMD, overcoming dysgraphy, didactic game.

Нарушение письма являются основной проблемой не только обучающихся первого класса, но и ведущих педагогов. По данным Г.В. Литвиновой 10-20% младших школьников с нормальным интеллектом не имеют должной сформированности навыка письма, что приводит к снижению успеваемости. Навыки письма являются одним из базовых звеньев в процессе обучения. Именно навыки письма помогают детям реализовать полученные знания и использовать их на письме, стимулирует

психическое развитие, влияет на формирование личности ребенка. В акте письма большое значение имеют: правильная хватка и держание ручки/карандаша, реализация движения кончика пишущего инструмента по поверхности бумаги вдоль диагональных линеек.

Л.С. Цветкова в своих работах выделила пять предпосылок формирования письменной речи. Рассмотрим каждый из них.

Первая предпосылка- полноценное и качественное владение устной речью и развитые умения аналитико-синтетической деятельности.

Вторая предпосылка - сформированность видов восприятия, ощущения. В выделенную предпосылку включены зрительно-пространственные, слухо-пространственные представления и сомато-пространственные ощущения.

Третья предпосылка - сформированность в полной мере двигательными навыками, необходимыми для развития навыка письма.

Четвертая предпосылка - формирование абстрактных способов деятельности.

Пятая предпосылка - сформированность поведения: контроль над своими действиями, саморегуляция и т.д.

Следует отметить, что данные предпосылки имеют большую значимость. Если одна из предпосылок не сформирована, то это приводит к ошибкам на письме и в дальнейшем приводит к дисграфии.

Правильное формирование навыков письма в онтогенезе играет важную роль. Стоит придерживаться эталонов развития всех сторон речи, для того, чтобы у младшего школьника не возникало проблем с письменной речью.

Дисграфия у детей с ЗПР, за редкими исключениями, не является специфическим языковым расстройством. Структура нарушения письма у данной группы детей в большинстве случаев представляет собой комплексную, с разной степенью выраженности недостаточность ряда вербальных и невербальных психических функций, отвечающих за обеспечение процесса письма, сочетания и степень недоразвития которых индивидуальны в каждом конкретном случае.

В письме детей с ЗПР, страдающих дисграфией, встречаются те же виды ошибок, что и у учащихся с дисграфией, обучающихся в общеобразовательных школах. Однако в их письменных работах сложнее выделить преобладание какого-либо одного вида ошибок (и определить его механизмы), в то время как у детей из массовой или даже речевой школы такое преобладание выражено точнее.

Перед проведением эксперимента нами были просмотрены тетради обучающихся 1-х классов по русскому языку. Были выбраны учащиеся, у которых имеются трудности усвоения навыка письма.

Диагностические задания включали в себя:

Обследование активной речи, связной речи, грамматического строя речи, активного словаря, слоговой структуры, фонематического слуха и звукового анализа и синтеза. Так же обследование навыка письма.

Ниже представлены результаты обучающихся при выполнении заданий на исследование устной речи.

90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

75%

85%

60%

65%

Я 25% 15%

15% 5%

0%

25%

а

15%

0%

75%

70%

20% 20% 10%

0% 0%

/ / / / / ^

Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

Рисунок 1. Выполнение заданий на исследование устной речи

Из рисунка 1, мы можем увидеть результаты выполнения диагностических заданий, которые направлены на исследование устной речи у обучающихся 1-го класса 7-9 лет (20 человек) с задержкой психического развития.

Следующий этап работы — это анализ результатов навыков письма у обучающихся принявших участие в эксперименте.

100% 50% 0%

75%

0%

Навык письма

Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

Рисунок 2. Выполнение заданий, на исследование письма

Из рисунка 2 можно увидеть, что высокий уровень не набрал никто из обучающихся.

Анализируя полученные данные можно выделить следующие особенности развития навыков письма у обучающихся, принявших участие в эксперименте.

Особенности

Письмо Пропуск букв словах; Замена букв в словах; Печатные буквы не переходят в прописные; Не дописывание элементов букв; Зеркальное написание букв; Не дописывание слов; Ориентировка в тетради; Написание лишнего элемента буквы.

Таким образом, проанализировав результаты исследования письма можно сделать вывод, что навыки в должном образе не сформированы и требуют коррекционной помощи.

Так же было выявлено, что у детей часто встречаются дисграфические ошибки оптического и аграмматического характера. Среди ошибок на письме были выявлены оптические нарушения, такие как зеркальное написание букв, нарушение ориентировки на листе тетради, написание лишних элементов, не дописывание элементов букв. Аграмматические нарушения проявлялись в следующем: нарушение согласования и управления слов в предложении, пропуск слова в предложении, так же пропуск предложения в тексте.

Проанализировав, что могло бы заинтересовать даже самого непоседливого или безынициативного ребенка в современном мире, мы пришли к выводу, что будет успешным вариантом разработать компьютерную игру «Веселые буквы». С помощью различных методик преодоления дисграфии мы подобрали материалы, которые в цифровом виде заинтересуют ребенка и помогу ему превратить коррекционное занятие с логопедом в интересную игру с красочным дизайном на компьютере.

Направленность компьютерной игры - преодоление дисграфических ошибок у детей младшего школьного возраста (1 -ого класса).

Новизна компьютерной игры. Она легка и доступна в использовании педагогами. Также интересна для младших школьников (1 -го класса) с ЗПР.

Актуальность. По статистическим данным мы можем увидеть высокие показатели возникновения дисграфических ошибок у обучающихся младшего школьного возраста. В традиционных методах обучения детей используются наглядные материалы, которые у первоклассников не вызывают интерес, так как в наше время дети проявляют большую заинтересованность к компьютерным технологиям. Учитывая интересы младших школьников, связанные с информационными технологиями, мы разработали актуальную игру по преодолению нарушения навыка письма, которая используется на компьютере.

Цель: преодоление нарушений письма, с использованием компьютерной игры «Я читаю и пишу».

Задачи:

Познавательная деятельность:

• развивать: образное и пространственное мышление, воображение, память, внимание, положительные эмоции и волевые качества, моторику

рук;

Воспитательные:

• обеспечить заинтересованность ребенка в занятиях коррекционной направленности;

• ознакомить обучающегося с компьютерной технологией;

Логопедической направленности:

• устранить множественные ошибки на письме у младших школьников с ЗПР;

• корректировать и развивать навыки письма;

В основу разработки программы заложены дифференцированный, деятельностный и системный подходы. Дифференцированный подход для обучающихся с ЗПР реализуется в организации коррекционных занятий с учетом возрастных особенностей, в создании оптимальных условий для эффективной деятельности всех детей.

Деятельностный подход позволяет детям с ЗПР, с учетом специфики развития, проявлять свои учебные способности.

Системный подход заключается в том, что чтение и письмо рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов.

Компьютерная игра рассчитана на детей с ЗПР младшего школьного возраста (7 - 9 лет).

Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность занятий 40 минут, перемена - 10 минут. Занятия проводятся индивидуально с каждым ребенком.

После открытия игры Вас встречает главное меню, которое своим дизайном сможет привлечь внимание, даже непоседливого ребенка. Выйти с приложения возможно только нажав на «красный крест» в правом углу, что в свою очередь удобно в использовании при занятии с ребенком, для избегания «бессмысленных» нажиманий ребенком. Также в главном меню представлены разделы, в которых находятся задания.

Данная игра включает в себя разделы:

Преодоление аграмматической дисграфии. Направления коррекционно-развивающей работы

Виды работы:

I этап

1. Обучение связности высказывания:

• соблюдение порядка слов в предложениях;

1. овладение навыком дифференциации связного текста от набора слов, словосочетаний, предложений и т.д.

2. построение высказывания без пропуска членов предложения и излишних повторений;

3. составление высказывания из 2-3 фраз, соединенных между собой цепным способом с использованием в качестве «скрепов» лексических повторов, личных местоимений, наречий (раньше, потом, там).

2. Закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей:

• образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами: -к-, -ик-, -чик-

• образование и дифференциация возвратных и невозвратных глаголов;

• образование притяжательных прилагательных с суффиксом -

ин-.

3. Формирование наиболее продуктивных и простых по семантике

форм:

• дифференциация именительного падежа единственного и множественного числа имен существительных;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• отработка беспредложных конструкций существительных единственного числа;

• согласование существительного и глагола настоящего времени 3-го лица в числе.

В данном разделе предложены задания с картинками, на которых текст и в нем зашифрованы слова с помощью картинок. Ребенку предлагается инструкция «Посмотри внимательно на картинку и ответь, что в ней необычного? Самостоятельно составь и напиши рассказ».

Преодоление артикуляторно-акустическая дисграфии, данный раздел включает в себя такие задания как «Выбери правильный ответ и заполни пропуск». На экране ребенок видит слово, в котором отсутствует буква, внизу экрана предложены варианты ответа. Ребенок выбирает ответ, если ответ ребенка будет не верным, то ячейка с буквой загорит красным цветом и ребенок не сможет перейти на следующее задание. При правильном выборе ответа ячейка загорит зеленым цветом и тогда будет возможно перейти на следующее задание.

Преодоление нарушений анализа и синтеза. В разделе задания к которым дается инструкция «Посмотри внимательно на предложение, прочти его и исправь ошибку». На экране предложение с ошибкой, под текстом даны варианты ответов. При верно выбранном варианте ячейка приобретает зеленый цвет, и ребенок может перейти на следующее задание. При неправильно выбранном варианте ответа, ячейка станет красным цветом и не будет возможно перейти за следующее задание.

Преодоление акустической дисграфии. В разделе предложены такие задания, как «Укажите сколько звуков в слове». Ребенку на экране показано слово, а под словом даются варианты ответа с разными цифрами. При неверно выбранном варианте ответа ячейка с цифрой станет красным цветом, и ребенок не сможет перейти на следующее задание. А при верно выбранном варианте ответа ячейка станет зеленой и будет возможно перейти на следующее задание.

Преодоление оптической дисграфии. Основные направления коррекционно-развивающей работы по предупреждению оптической дисграфии у первоклассников с ЗПР:

• Развитие зрительно-пространственной ориентировки,

• Развитие мелкой моторики и координации движений.

• Развитие зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса).

• Развитие зрительного мнезиса (памяти).

• Развитие буквенного гнозиса, дифференциации зрительных образов букв.

В данном раздел в свою очередь разделяется на подпункты такие как 1) Дорисуй букву и 2) Найди спрятанное. В первом подпункте «Дорисуй букву», на экране появляется картинка с элементами какой-либо буквы. От ребенка требуется определить какая это буква и дописать недостающий элемент на отдельном листе, для получения полного рисунка буквы. Во втором подпункте «Найти спрятанное», есть два варианта заданий 1) Найти букву, а 2) Найти предмет. В первом варианте заданий «Найти буквы» ребенку на экране предоставлены зашумленные, заштрихованные буквы, нужно будет назвать все буквы, которые есть на картинки. В задании «Найти предмет», представлены картинки с наложенными предметами. Ребенку нужно назвать предметы и обобщить их.

Перед вами представлено главное меню компьютерной игры «Я читаю и пишу».

Перед началом проведения контрольного эксперимента нами были просмотрены тетради обучающихся 1-го класса по русскому языку. Из просмотра тетрадей были выявлены трудности усвоения навыка письма у учащихся. При проведении контрольного эксперимента было проведено исследование лишь навыка письма у учащихся первого класса с задержкой психического развития.

Ниже представлены результаты при выполнении заданий на исследование навыка письма у обучающихся 1-х классов.

80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

75%

55%

Исследование навыка письма (констатирующий эксперимент)

Исследование навыка письма (контрольный эксперимент)

Высокий

уровень

Средний

уровень

Низкий

уровень

Рисунок 3. Выполнение заданий на исследование навыка письма

В работе с данной игрой учащиеся показали улучшение своих результатов. Что может говорить о том, что компьютерная игра является эффективной для преодоления нарушений навыка письма у обучающихся первого класса с задержкой психического развития.

Результаты исследования навыка письма показали, что часто встречаемые ошибки на письме были скорректированы, например, такие как зеркальное написание букв, нарушение согласования слов в предложении, не правильное соединение элементов букв в слове, замены букв в слове, нарушение ориентировки на листе тетради, печатные буквы не переходят в письменные, не дописывание слов в предложении, написание лишнего элемента буквы.

Результат проведенной работы показал, что актуальность компьютерной игры «Я читаю и пишу» на логопедических занятиях имеет место быть. Потому что, в ходе проведения контрольного эксперимента, были выявлены высокие результаты улучшения навыка письма у учащихся.

Использованные источники: 1. Глаголева, Е.А. Преодоление трудностей при обучении младших школьников чтению и письму / Е.А. Глаголева // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. - 2013. - №4. - С.2

2. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. - СПб.: Гиппократ, 1995, 225 с.

3. Литвинова Г.В., Нейропсихологическое обоснование анализа нарушений письменной речи у младших школьников.

4. Садовникова И.Н. Дисграфия, дислексия: технология преодоления. - М.: Парадигма, 2011, 278 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.