Научная статья на тему 'ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ'

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дидактика / дидактический блок / инсценировка / презентация / процесс обучения / русский язык. / didactics / didactic block / dramatization / presentation / learning process / Russian language.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Максимова О.К.

В данной статье рассматривается дидактический материал как средство обучения русскому языку. Русский язык в вузе определяется двумя факторами: предметом обучения и целями обучения. Способности к усвоению учебных предметов в неодинаковы. Методическая литература уделяет внимание тематике, связанной с использованием дидактического материала как особый тип учебных пособий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIDACTIC MATERIAL OF TEACHING RUSSIAN LANGUAGE AT UNIVERSITY

this article examines didactic material as a means of teaching the Russian language. The Russian language at a university is determined by two factors: the subject of study and the goals of study. The ability to master academic subjects is not the same. Methodological literature pays attention to topics related to the use of didactic material as a special type of teaching aids.

Текст научной работы на тему «ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ»

Максимова О. К. преподаватель

кафедра узбекского языка и литературы, языков Андижанский государственный медицинский институт

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ

ЯЗЫКУ В ВУЗЕ

Аннотация. В данной статье рассматривается дидактический материал как средство обучения русскому языку. Русский язык в вузе определяется двумя факторами: предметом обучения и целями обучения. Способности к усвоению учебных предметов в неодинаковы. Методическая литература уделяет внимание тематике, связанной с использованием дидактического материала как особый тип учебных пособий.

Ключевые слова: дидактика, дидактический блок, инсценировка, презентация, процесс обучения, русский язык.

Maksimova O.K.

lecturer

Department of Uzbek Language and Literature

Languages Andijan State Medical Institute

DIDACTIC MATERIAL OF TEACHING RUSSIAN LANGUAGE AT

UNIVERSITY

Abstract: this article examines didactic material as a means of teaching the Russian language. The Russian language at a university is determined by two factors: the subject of study and the goals of study. The ability to master academic subjects is not the same. Methodological literature pays attention to topics related to the use of didactic material as a special type of teaching aids.

Key words: didactics, didactic block, dramatization, presentation, learning process, Russian language.

Содержание курса русского языка в вузе определяется двумя факторами: предметом обучения и целями обучения. Способности к усвоению разных учебных предметов у студентов неодинаковы: одни легко запоминают теорию, но допускают много орфографических и пунктуационных ошибок; другие - не могут объяснить правильное написание букв. В методической литературе автор уделяет особое внимание тематике, связанной с методикой преподавания с использованием дидактического материала для формирования познавательных универсальных учебных действий [1; 2]. Преодолеть трудности в изучении

языка помогают творческие задания, разнообразный дидактический материал, практические работы. Этим и определяется актуальность данной статьи.

Дидактический материал играет огромную роль в процессе обучения русскому языку, предупреждения и исправления ошибок. Поэтому использование дидактического материала на всём протяжении изучения русского языка очень важно.

Дидактика (от греч. didaktik6s - поучающий, относящийся к обучению), часть педагогики, разрабатывающая теорию образования и обучения, воспитания в процессе обучения. Термин «дидактика» применялся в педагогических сочинениях уже в 17 в. Я. А. Коменский в «Великой дидактике» разработал важнейшие вопросы дидактики: содержание образования, дидактические принципы и правила наглядности, последовательности, природосообразности и др., организацию классно-урочной системы [4].

Дидактический материал - особый тип учебных пособий, преимущественно наглядных: карты, таблицы, наборы карточек с текстом, цифрами или рисунками, реактивы, растения, животные и т.д., в том числе обеспечивает ментальное представление фактического элемента реальности, но именно с помощью чувств мы в первую очередь приближаемся к реальности. Итак, наиболее полное обучение происходит благодаря контакту с реальностью. Эти ресурсы приближают реальность, а также помогают решить проблемы отсутствия дисциплины и внимания в аудитории. Простейшими дидактическими ресурсами для обучения являются реальные объекты, которые можно использовать несколькими способами: можно написать на них их названия, использовать в качестве источника словарного запаса - улучшая произношение и орфографию, интегрируя их в определенные структуры, такие как локативные предлоги, сравнения и т.д. Также можно практиковать определения с их помощью и оперировать ими: «общая физическая реакция» [3], которая является фундаментальной помощью для легкого усвоения словарного запаса.

Другим распространенным ресурсом является классная доска, которую можно использовать в качестве телепрограммы, записав на ней дату и текущую тему. Важно спланировать то, что планируется написать, прежде чем делать это. Привлечение внимание обучаемых - одна из важнейших задач, и для этой цели учителю следует научиться делать простые рисунки, заметки на доске. Следует избегать написания на ней в течение длительного времени; целесообразно использовать цветной мел, чтобы подчеркнуть любой элемент, на котором нужно сосредоточиться, например, предлоги в предложении. Проектор обладает теми же преимуществами, что и классная доска, и некоторыми другими, такими как представление уже подготовленных слайдов, рисунков, диаграмм. Флэш -карты могут быть чрезвычайно полезны при правильном использовании;

карточки со словами, содержащие единственное слово, можно упорядочить для построения предложений и преобразования из утвердительного в отрицательное и вопросительное.

Групповую работу можно проводить с помощью таких мероприятий, как конкурс на написание самого длинного предложения. С другой стороны, с помощью карточек с картинками рекомендуем практиковать упражнения. Если карты представляют известных персонажей, мы можем практиковать физические описания или играть угадать, кого изображает карта. Они также могут быть использованы для формирования истории или для упорядочивания их в соответствии с ней. Точно так же настенные диаграммы являются полезным визуальным вводом. Одним из самых популярных ресурсов является видео, так как оно является мотивирующей силой, потому что обеспечивает более близкий подход к реальности и поддерживает активность студентов. Представление проекции с помощью предыдущего действия свяжет визуализацию с предыдущим опытом, и можно предложить некоторые упражнения для активного и всестороннего наблюдения, например, разделительный вопрос. Другими контролируемыми лингвистическими практиками могут быть повторение упражнений, попытка предсказать, что произойдет в проекции, драматизация или дублирование диалогов, или способы использования косвенной речи, краткое изложение сюжета или отработка лексики, или определенных лингвистических элементов. Эти методы также могут быть применены при просмотре театральной постановки, хотя обычно их довольно трудно найти. Инсценировки непосредственно вовлекают учеников, повышают их самооценку и заставляют их позитивно относиться к изучению предмета. Они особенно полезны для развития устного общения и отработка четырех навыков. Компьютеры становятся все более популярными благодаря своим исключительным преимуществам: они позволяют взаимодействовать с программой, а процесс обучения индивидуализирован в соответствии со способностями обучаемого. Поскольку это подразумевает активную работу, то в данном случае улучшается усвоение содержания и создает автономное обучение -студенты работают самостоятельно; кроме того, сочетание визуального, звукового и движения обеспечивает очень привлекательную презентацию.

Как отмечает В. М. Букатов, работа с компьютером может быть похожа на работу с учебником, но учитель может представить упражнение с определенной задачей и тестом в начале и конце, чтобы проверить предыдущие знания и усвоение [2].

Игры (ролевые, деловые) являются важным элементом обучения, поскольку они представляют реальные коммуникативные ситуации, а не просто симуляцию, и имеют определенные преимущества: они поощряют командную работу и практику всех навыков, творческое использование языка, они развивают коммуникативную компетентность и стимулируют

изучение русского языка. Некоторые интересные игры - это игры на слова, экшн-игры, настольные игры и логические задачи.

При подходе к образованию, ориентированному на учащихся, деятельность в аудитории сосредоточена на потребностях студентов, а не на потребностях других участников образовательного процесса. Учитель действует как посредник и проводник, а не в качестве основного источника информации. Помимо содействия общению со сверстниками, сотрудничеству и активному обучению, ориентированность на учащихся также направлена на превращение их в независимых обучаемых путем создания и развития навыков самомотивации и саморегуляции. Ориентированный на учащихся подход к преподаванию и обучению, часто называемый конструктивистским подходом, утверждает, что знания, вместо того чтобы быть объективными и фиксированными, являются в некоторой степени личными, социальными и культурными. Поэтому студентам следует предоставить навыки обучения во время дидактического процесса, чтобы они могли выработать свой собственный стиль обучения. Основными принципами обучения, ориентированного на обучающихся, являются:

- процесс обучения, являющийся «активным, волевым и внутренне опосредованным»;

- ориентированный на студента подход к преподаванию и обучению учитывает систему убеждений, ценностей, интересов, целей, ожиданий и эмоциональных состояний обучающегося, а также мотивационное влияние - которое может быть положительным или отрицательным - на процесс обучения;

- на обучение влияет внутренняя мотивация учащегося, которая проявляется в вовлеченности, любознательности, энтузиазме в понимании того, что они должны изучать;

- учебные задачи, ориентированные на обучаемых, должны привлекать и стимулировать любознательность, креативность и мышление более высокого порядка;

- социальное и культурное разнообразие рассматриваются как факторы, которые должны поддерживать взаимодействие между учащимися с целью развития навыков межличностного общения;

- предшествующее обучение учащегося действует как когнитивный фильтр, то есть как основа для построения реальности и интерпретации жизненного опыта.

Таким образом, дидактический материал как средство обучения является грамотным помощником продумывания основных этапов урока и методов работы в соответствии с предлагаемой учебником логикой в изложении материала, а также поиском эффективных педагогических условий активизации.

Использованные источники:

1. Бабаян Т.М. Дидактический материал по русскому языку в 5 классе к уроку повторения в конце учебного года: «Разделы науки о языке» // Просвещение и познание. 2021. № 1(1). С. 36-49.

2. Букатов В.М., Ершова А.П. Нескучные уроки: обстоятельное изложение социо-игровых технологий обучения школьников. Петрозаводск, VERSO, 2008. 187 с.

3. Другова И.Н., Смирнова Н.Л. Методика работы с мультимедийным региональноориентированным дидактическим материалом по русскому языку. Новокузнецк: Кузбасская государственная педагогическая академия, 2013. С. 67-71.

4. Романенко О.Н., Митрофанова О.И. Инфографика как дидактический материал на занятиях по русскому языку как иностранному // Филология и культура. 2022. № 2(68). С. 181-186.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.