Научная статья на тему 'ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ'

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2432
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИДАКТИКА / ДИДАКТИЧЕСКИЙ БЛОК / ИНСЦЕНИРОВКА / ПРЕЗЕНТАЦИЯ / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / РУССКИЙ ЯЗЫК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бахаева Л.М., Джанаралиева З.К.

В данной статье рассматривается дидактический материал как средства обучения русскому языку. Русский язык в школе определяется двумя факторами: предметом обучения и целями обучения. Способности к усвоению учебных предметов в неодинаковы. Методическая литература уделяют внимание к тематике, связанной с использованием дидактического материала как особый тип учебных пособий (карты, таблицы, наборы карточек с текстом, и т.д.). Дидактический материал - это необходимое средство обучения и помощник для проведения уроков в соответствии с предлагаемой учебником логикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIDACTIC MATERIAL AS A MEANS OF TEACHING THE RUSSIAN LANGUAGE

This article discusses didactic material as a means of teaching the Russian language. The Russian language at school is determined by two factors: the subject of instruction and the objectives of training. The ability to assimilate academic subjects varies. Methodological literature pays attention to the topics related to the use of didactic material as a special type of teaching aids (maps, tables, sets of cards with text, etc.). Didactic material is a necessary teaching tool and assistant for conducting lessons in accordance with the logic proposed by the textbook.

Текст научной работы на тему «ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ»

Дидактический материал как средство обучения русскому языку Лейла Мухарбековна Бахаева

кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и МПРЯ Чеченский государственный педагогический университет Грозный, Россия blm.99@mail.ru 0000-0000-0000-0000

Зульфия Килабовна Джанаралиева

преподаватель Межфакультетской языковой кафедры

Грозненский государственный нефтяной технический университет им. акад. М. Д. Миллионщикова Грозный, Россия mariza.d@mail.ru 0000-0000-0000-0000

Поступила в редакцию 14.07.2022 Принята 20.08.2022 Опубликована 15.09.2022

« 10.25726)]0515-1365-4527-1

Аннотация

В данной статье рассматривается дидактический материал как средства обучения русскому языку. Русский язык в школе определяется двумя факторами: предметом обучения и целями обучения. Способности к усвоению учебных предметов в неодинаковы. Методическая литература уделяют внимание к тематике, связанной с использованием дидактического материала как особый тип учебных пособий (карты, таблицы, наборы карточек с текстом, и т.д.). Дидактический материал - это необходимое средство обучения и помощник для проведения уроков в соответствии с предлагаемой учебником логикой.

Ключевые слова

дидактика, дидактический блок, инсценировка, презентация, процесс обучения, русский язык.

Введение

«Ведущей целью образования становится не накопление конкретных знаний и становление отдельных умений, а формирование универсальных учебных умений и на их основе усвоение базовых знаний, а главное - умения самостоятельно обновлять и совершенствовать свое образование в условиях быстро меняющейся социокультурной ситуации» (Смирнов, 2018).

Содержание курса русского языка в школе определяется двумя факторами: предметом обучения и целями обучения. Способности к усвоению разных учебных предметов у школьников неодинаковы: одни ученики легко запоминают теорию, но допускают много орфографических и пунктуационных ошибок; другие - не могут объяснить правильное написание букв.

В методической литературе автор уделяют особое внимание к тематике, связанной методике преподавания с использованием дидактического материала для формирования познавательных универсальных учебных действий (Бабаян, 2021; Другова , 2013; Романенко , 2022; Смирнов , 2018; Турсунбаева, 2019).

Преодолеть трудности в изучении языка помогают творческие задания, разнообразный дидактический материал, практические работы. Этим и определяется актуальность данной статьи.

Материалы и методы исследования

Дидактический материал играет огромную роль в процессе обучения русскому языку, предупреждения и исправления ошибок. Поэтому использование дидактического материала на всём протяжении изучения русского языка очень важно.

Дидактика (от греч. - поучающий, относящийся к обучению), часть педагогики,

разрабатывающая теорию образования и обучения, воспитания в процессе обучения.

Термин «дидактика» применялся в педагогических сочинениях уже в 17 в. Я. А. Коменский в «Великой дидактике» (1657) разработал важнейшие вопросы дидактики: содержание образования, дидактические принципы и правила наглядности, последовательности, природосообразности и др., организацию классно-урочной системы.

Дидактический материал - особый тип учебных пособий, преимущественно наглядных: карты, таблицы, наборы карточек с текстом, цифрами или рисунками, реактивы, растения, животные и т.д., в том числе обеспечивает ментальное представление фактического элемента реальности, но именно с помощью чувств мы в первую очередь приближаемся к реальности.

Итак, наиболее полное обучение происходит благодаря контакту с реальностью. Эти ресурсы приближают эту реальность, а также помогают решить проблемы отсутствия дисциплины и внимания в классе.

Простейшими дидактическими ресурсами для обучения являются реальные объекты, которые можно использовать несколькими способами; мы можем написать на них их названия, использовать их в качестве источника словарного запаса - улучшая произношение и орфографию, интегрируя их в определенные структуры, такие как локативные предлоги, сравнения и т.д.

Мы также можем практиковать определения с их помощью и оперировать ими: «общая физическая реакция», которая является фундаментальной помощью для легкого усвоения словарного запаса.

Любой вспомогательный материал также может быть использован для таких мероприятий, как ролевые игры, например, маскарадные костюмы. Люди также являются основным ресурсом; физические описания могут быть применены на практике и могут повысить интерес учеников.

Результаты и обсуждение

Другим распространенным ресурсом является, конечно же, классная доска, которую можно использовать в качестве телепрограммы, записав на ней дату и текущую тему. Важно спланировать то, что мы собираемся написать, прежде чем делать это.

Привлечение внимания обучаемых - одна из важнейших задач, и для этой цели учителю следует научиться делать простые рисунки доске. Следует избегать написания на ней в течение длительного времени; мы можем попросить учеников принять участие, повторив написанное, и очень важно не разговаривать «с доской», а обратиться к ученикам, чтобы сделать это.

Мы также должны использовать ластик вместо того, чтобы писать с небольшими пробелами -для большей ясности. Еще один совет - использовать цветной мел, чтобы подчеркнуть любой элемент, на котором мы хотим сосредоточиться, например, предлоги в предложении. Написание ответов на задания полезно, так как поощряет использование нашей зрительной памяти - и затем его также можно прочитать больше раз, и, наконец, учеников можно попросить использовать его, вводя некоторые различия.

Проектор обладает теми же преимуществами, что и классная доска, и некоторыми другими, такими как представление уже подготовленных рисунков или диаграмм, не теряя времени на это в классе. Также полезно, чтобы можно было воспроизводить части книг или заметок, а также использовать бумагу для сохранения фокуса или скрытия ответов.

Флэш-карты могут быть чрезвычайно полезны при правильном использовании; карточки со словами, содержащие одно-единственное слово, можно упорядочить для построения предложений и преобразования из утвердительного в отрицательное и вопросительное.

Групповую работу также можно продвигать с помощью таких мероприятий, как конкурс на написание самого длинного предложения. С другой стороны, с помощью карточек с картинками мы можем практиковать упражнения. Если карты представляют известных персонажей, мы можем практиковать физические описания или играть угадать, кого изображает карта. Они также могут быть использованы для формирования истории или для упорядочивания их в соответствии с ней. Точно так же настенные диаграммы являются полезным визуальным вводом.

Слайды, хотя и не столь популярные, также являются хорошими устройствами для их легкой смены и хранения. Они особенно полезны для демонстрации упражнений или даже для демонстрации рисунков, о которых можно писать.

Одним из самых популярных ресурсов является видео, так как оно является хорошей мотивирующей силой, потому что обеспечивает более близкий подход к реальности и поддерживает активность учащихся. Представление проекции с помощью предыдущего действия свяжет визуализацию с предыдущим опытом, и можно предложить некоторые упражнения для активного и всестороннего наблюдения, например, разделительный вопрос.

Другими контролируемыми лингвистическими практиками могут быть повторение упражнений, попытка предсказать, что произойдет в проекции, драматизация или дублирование диалогов, или способы использования косвенной речи, краткое изложение сюжета или отработка лексики, или определенных лингвистических элементов. Эти методы также могут быть применены при просмотре театральной постановки, хотя обычно их довольно трудно найти.

Инсценировки непосредственно вовлекают учеников, повышают их самооценку и заставляют их позитивно относиться к изучению предмета. Они особенно полезны для развития устного общения и отработка четырех навыков.

Компьютеры становятся все более популярными благодаря своим исключительным преимуществам: они позволяют взаимодействовать с программой, а процесс обучения индивидуализирован в соответствии со способностями обучаемого. Поскольку это подразумевает активную работу, то в данном случае улучшается усвоение содержания и создает автономное обучение - ученики учатся учиться самостоятельно; кроме того, сочетание визуального, звукового и движения обеспечивает очень привлекательную презентацию.

Как отмечает В. М. Букатова, работа с компьютером может быть похоже на работу с учебником, но мы можем представить упражнение с определенной задачей и тестом в начале и конце, чтобы проверить предыдущие знания и усвоение (Букатов, 2008).

Дипломированные книги для чтения также очень подходят, так как они обеспечивают индивидуальный

Игры также являются важным контекстом для обучения, поскольку они представляют реальные коммуникативные ситуации, а не просто симуляцию, и имеют определенные преимущества: они поощряют командную работу и практику всех навыков, творческое использование языка, они развивают коммуникативную компетентность и стимулируют изучение русского языка.

Тем не менее, игра должна быть интегрирована в дидактический блок, а поставленные цели должны соответствовать: классной комнате и количеству учеников, их предыдущим знаниям и интересам, а также необходимо учитывать доступное время и материалы.

Некоторые интересные игры - это игры на слова, экшн-игры, настольные игры и логические

задачи.

Наконец, песни являются одним из наиболее успешных ресурсов, но должны быть тщательно отобраны в соответствии с интересами, потребностями, уровнем сложности и мотивацией ученика. Презентация должна быть сделана заранее, посвященная теме песни, группе и т.д. И после этого можно провести некоторые дополнительные мероприятия, выяснив отношения между учеником и содержанием, их мнение и их рассказ о подобных ситуациях. Обсуждение темы может быть мотивирующим, и можно выполнить некоторые упражнения по словарному запасу.

При подходе к образованию, ориентированному на учащихся, деятельность в классе сосредоточена на потребностях учащихся, а не на потребностях других участников образовательного

процесса, вовлекая учащихся, особенно в групповую работу, а также поощряя инициативу и принятие решений со стороны учащегося. Учитель действует как посредник и проводник, а не в качестве основного источника информации. Помимо содействия общению со сверстниками, сотрудничеству и активному обучению, ориентированность на учащихся также направлена на превращение их в независимых, автономных учащихся путем создания и развития навыков самомотивации и саморегуляции.

Ориентированный на учащихся подход к преподаванию и обучению, часто называемый конструктивистским подходом к преподаванию и обучению, утверждает, что знания, вместо того, чтобы быть объективными и фиксированными, являются в некоторой степени личными, социальными и культурными. Поэтому школьникам следует предоставить навыки обучения во время дидактического процесса, чтобы они могли выработать свой собственный стиль обучения.

Основными принципами обучения, ориентированного на учащихся, являются:

- процесс обучения, являющийся «активным, волевым и внутренне опосредованным»; значение раскрывается и строится на основе информации и опыта, «фильтруется через уникальное восприятие, мысли и чувства учащегося»;

- цель процесса обучения состоит в том, чтобы создать «значимые и последовательные представления знаний независимо от количества и качества доступных данных»;

- учащийся осваивают новые знания на основе уже существующих знаний, прошлого опыта и практики уникальным и значимым способом;

- учащиеся должны приобрести навыки мышления более высокого порядка, которые могут позволить им проявлять творческое и критическое мышление, а также гибкость в реагировании на новые ситуации в качестве основы для обучения на протяжении всей жизни;

- ориентированный на учащегося подход к преподаванию и обучению учитывает систему убеждений, ценностей, интересов, целей, ожиданий и эмоциональных состояний учащегося, а также мотивационное влияние - которое может быть положительным или отрицательным - на процесс обучения;

- на обучение влияет внутренняя мотивация учащегося, которая проявляется в вовлеченности, любознательности, энтузиазме в понимании того, что они должны изучать;

- учебные задачи, ориентированные на учащихся, должны привлекать и стимулировать любознательность, креативность и мышление более высокого порядка;

- подход, ориентированный на учащихся, к преподаванию и обучению учитывает тот факт, что каждый ученик уникален с точки зрения физического, интеллектуального, эмоционального и социального развития, которое определяет то, как они учатся, запоминают, понимают и делают что-то;

- социальное и культурное разнообразие рассматриваются как факторы, которые должны поддерживать взаимодействие между учащимися с целью развития навыков межличностного общения;

- учебная среда должна способствовать социальному признанию и самоуважению: обучение улучшается, когда учащиеся чувствуют, что их ценят и принимают в обществе;

- учащиеся имеют и развивают различные и уникальные стили обучения в результате их различного биологического, культурного и социального происхождения;

- предшествующее обучение учащегося действует как когнитивный фильтр, то есть как основа для построения реальности и интерпретации жизненного опыта.

Заключение

Все вышесказанное позволяет сделать вывод:

2) дидактический материал как средство обучения является грамотным помощникам продумывания основных этапов урока и методов работы в соответствии с предлагаемой учебником логикой в изложении материала, а также поиском эффективных педагогических условий активизации;

3) наглядные иллюстративные средства используются на уроках в качестве средства, способствующего познанию окружающей действительности, что является по мнению методистов более

эффективной формой обучения, так она строится на непосредственном наблюдении и изучении предметов, явлений или событий;

4) принцип наглядности обучения строится на особенностях мышления учащихся, процесс формирования и развития которого протекает от конкретного к абстрактному;

5) использование на уроках иллюстративного материала способствует развитию у школьников мотивации к изучению того, или иного учебного материала и полагает облегчить таким образом его усвоение.

Список литературы

1. Бабаян Т.М. Дидактический материал по русскому языку в 5 классе к уроку повторения в конце учебного года: «Разделы науки о языке» // Просвещение и познание. 2021. № 1(1). С. 36-49.

2. Букатов В.М., Ершова А.П. Нескучные уроки: обстоятельное изложение социо-игровых технологий обучения школьников. Петрозаводск, VERSO, 2008. 187 с.

3. Другова И.Н., Смирнова Н.Л. Методика работы с мультимедийным регионально-ориентированным дидактическим материалом по русскому языку // Теория и практика формирования коммуникативной культуры: традиции и инновации: Материалы III Международной научно-практической конференции, Новокузнецк, 18 апреля 2013 года. Новокузнецк: Кузбасская государственная педагогическая академия, 2013. С. 67-71.

4. Романенко О.Н., Митрофанова О.И. Инфографика как дидактический материал на занятиях по русскому языку как иностранному // Филология и культура. 2022. № 2(68). С. 181-186.

5. Смирнов В.Ю. Дидактические возможности учебников по русскому языку для формирования познавательных универсальных учебных действий // Вестник Марийского государственного университета. 2018. Т. 12. № 3(31). С. 91-97.

6. Турсунбаева С.Э., Щетинина А.В. Использование жаргонизмов при разработке дидактических материалов по русскому языку как неродному // Социокультурное пространство России и зарубежья: общество, образование, язык. 2019. № 8. С. 152-158.

Didactic material as a means of teaching the Russian language

Leila M. Bakhayeva

Candidate of Philological Sciences, Associate Professor of the Department of Russian Language and MPRA Chechen State Pedagogical University Grozny, Russia blm.99@mail.ru 0000-0000-0000-0000

Zulfiya K. Dzhanaralieva

teacher of the Interfacult language Department

Grozny State Petroleum Technical University named after academician M. D. Millionshchikova Grozny, Russia mariza.d@mail.ru 0000-0000-0000-0000

Received 14.07.2022 Accepted 20.08.2022 Published 15.09.2022

< 10.25726/j0515-1365-4527-t

Abstract

This article discusses didactic material as a means of teaching the Russian language. The Russian language at school is determined by two factors: the subject of instruction and the objectives of training. The ability to assimilate academic subjects varies. Methodological literature pays attention to the topics related to the use of didactic material as a special type of teaching aids (maps, tables, sets of cards with text, etc.). Didactic material is a necessary teaching tool and assistant for conducting lessons in accordance with the logic proposed by the textbook.

Keywords

didactics, didactic block, staging, presentation, learning process, Russian language.

References

1. Babajan T.M. Didakticheskij material po russkomu jazyku v 5 klasse k uroku povtorenija v konce uchebnogo goda: «Razdely nauki o jazyke» // Prosveshhenie i poznanie. 2021. № 1(1). S. 36-49.

2. Bukatov V.M., Ershova A.P. Neskuchnye uroki: obstojatel'noe izlozhenie socio-igrovyh tehnologij obuchenija shkol'nikov. Petrozavodsk, VERSO, 2008. 187 s.

3. Drugova I.N., Smirnova N.L. Metodika raboty s mul'timedijnym regional'no-orientirovannym didakticheskim materialom po russkomu jazyku // Teorija i praktika formirovanija kommunikativnoj kul'tury: tradicii i innovacii: Materialy III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Novokuzneck, 18 aprelja 2013 goda. Novokuzneck: Kuzbasskaja gosudarstvennaja pedagogicheskaja akademija, 2013. S. 67-71.

4. Romanenko O.N., Mitrofanova O.I. Infografika kak didakticheskij material na zanjatijah po russkomu jazyku kak inostrannomu // Filologija i kul'tura. 2022. № 2(68). S. 181-186.

5. Smirnov V.Ju. Didakticheskie vozmozhnosti uchebnikov po russkomu jazyku dlja formirovanija poznavatel'nyh universal'nyh uchebnyh dejstvij // Vestnik Marijskogo gosudarstvennogo universiteta. 2018. T. 12. № 3(31). S. 91-97.

6. Tursunbaeva S.Je., Shhetinina A.V. Ispol'zovanie zhargonizmov pri razrabotke didakticheskih materialov po russkomu jazyku kak nerodnomu // Sociokul'turnoe prostranstvo Rossii i zarubezh'ja: obshhestvo, obrazovanie, jazyk. 2019. № 8. S. 152-158.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.