Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ'

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
227
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ДИДАКТИЧЕСКАЯ) ИГРА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТАЦИИ: ДИДАКТИЧЕСКИЕ / ВОСПИТЫВАЮЩИЕ / РАЗВИВАЮЩИЕ / СОЦИАЛИЗИРУЮЩИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Манучарян А.С.

В настоящее время использование игровых технологий на уроках русского языка остается актуальной, так как однотипность и шаблонность уроков снижают интерес к обучению, делают учебный процесс скучным и неэффективным. Использование игровых технологий помогает в той или иной степени устранить ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, усвоением и закреплением материала на уровне эмоционального сознания, что, безусловно, способствует развитию познавательного интереса к русскому языку как предмету обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF USING THE DIDACTIC GAME IN THE PROCESS OF LEARNING THE RUSSIAN LANGUAGE

At present, the use of gaming technologies in Russian language lessons remains relevant, as the uniformity and stereotyped lessons reduce interest in learning, make the learning process boring and inefficient. The use of gaming technologies helps, to one degree or another, to eliminate a number of difficulties associated with memorizing material, assimilation and consolidation of material at the level of emotional consciousness, which, of course, contributes to the development of cognitive interest in the Russian language as a subject of study.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ»

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ

ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

А.С. Манучарян, студент

Ставропольский государственный педагогический институт, филиал в г. Ессентуки (Россия, г. Ессентуки)

DOI: 10.24412/2500-1000-2023-1-4-157-159

Аннотация. В настоящее время использование игровых технологий на уроках русского языка остается актуальной, так как однотипность и шаблонность уроков снижают интерес к обучению, делают учебный процесс скучным и неэффективным. Использование игровых технологий помогает в той или иной степени устранить ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, усвоением и закреплением материала на уровне эмоционального сознания, что, безусловно, способствует развитию познавательного интереса к русскому языку как предмету обучения.

Ключевые слова: образовательная (дидактическая) игра, педагогические технологии, познавательная деятельность, целевые ориентации: дидактические, воспитывающие, развивающие, социализирующие.

Образовательная (дидактическая) игра как форма обучения уже давно интересует ученых и специалистов. Как педагогическая технология, игра интересна тем, что создает эмоциональный подъем, а мотивы игровой деятельности ориентированы на процесс понимания смысла этой деятельности. В настоящее время в игровой форме выделяются следующие элементы: моти-вационный; ориентировочно-целевой; предметно-операциональный; ценностно-волевой; оценочный [1, 2, 4, 6].

Структура - это основные элементы, которые характеризуют игру как способ обучения и игры одновременно. Выделяются следующие структурные элементы дидактической игры: дидактическая задача; игровая задача; игровые действия; правила игры; результат (подведение итогов).

Дидактическая задача зависит от цели обучающегося и воспитательного воздействия. Она формулируется учителем и выражает его образовательную деятельность. Например, во многих дидактических играх, согласно заданиям программы соответствующих учебных предметов, устанавливается умение составлять слова из букв и т.д.

В дидактической игровой ситуации знания усваиваются лучше. Класс непреднамеренно усваивает знания, навыки и умения, приобретенные во время этого урока.

Отношения между обучаемыми и учителем определяются не образовательной ситуацией, а игрой. Цель дидактических игр и игровых форм - облегчить переход к образовательным задачам, сделать его постепенным и плавным. Спектр целевых ори-ентаций:

Дидактические: развитие речи, познавательной активности; применение и формирование знаний, навыков и умений в практической деятельности; развитие общеобразовательных навыков и умений; развитие профессиональных навыков.

Воспитывающие: воспитание независимости, силы воли; формирование определенных позиций, моральных, эстетических установок и мировоззрений; поощрение коллективного сотрудничества, формирование коммуникабельности.

Развивающие: развитие внимания, памяти, мышления, воображения, фантазии, креативности, сопереживания, рефлексии, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, оптимальные решения; развитие мотивации к учебной деятельности.

Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям окружающей среды; контроль стресса, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

Вышесказанное позволяет определить следующие особенности игровых приемов и дидактических игр:

- Функция формирования устойчивого интереса к учению и снятию напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному режиму;

- Функция формирования психических новообразований;

- Функция формирования собственно учебной деятельности;

- Функция формирования общеучебных умений, навыков учебной и функция формирования навыков самоконтроля и само-оценкисамостоятельной работы;

- Функция формирования адекватных взаимоотношений и освоения социальных ролей.

Таким образом, дидактическая игра -это сложное, многогранное явление. В дидактических играх происходит не только усвоение знаний, навыков и учебных умений, но и развитие всех психических процессов участников, их эмоционально-волевой сферы, способностей и пристрастий.

Организация и проведение дидактической игры - довольно сложная задача. Можно выделить следующие основные условия проведения игры [5]:

- Наличие у педагога определённых знаний и умений относительно дидактических игр;

- Выразительность проведения игры;

- Необходимость включения в игру педагога. Он является участником, и руководителем игры;

- Необходимо оптимально сочетать занимательность и обучение;

- Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение обучающихся к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач;

- Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания;

- Отношения в классе между детьми должны строиться на взаимопонимание, взаимоуважение, доброте и дружбе;

- Используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой и емкой.

Правильное управление игрой обеспечивается четкой организацией: учитель должен понять и сформулировать цель игры, ответить на вопросы: какими навыками и умениями овладеют обучающиеся в ходе игры, на какой момент игры следует обратить особое внимание, какие образовательные цели преследуются? Мы не должны забывать, что за игрой стоит образовательный процесс. Задача учителя -направить силы обучаемого на обучение, чтобы серьезная работа для обучаемых была приятной и продуктивной.

В современной школе, которая настраивает мышление на активизацию и углубление образовательного процесса, игровые формы используются в следующих случаях:

в качестве самостоятельной технологии для освоения понятпп,

тем п даже разделов учебного предмета

как элемент (иногда весьма существенный ) более обширной технологии

в качестве урока (занятия) плп его части (актуализация знаний,

усвоение новых знаний, закрепление, контроль, как технология внеклассной работы (игры типа «Зарница». «Орленок» II др.) рефлексия)

как технология внеклассной работы (игры типа

«Зарница», «Орленок» II др.)

Рис. 2. Использование игровых форм на активизацию и углубление учебного процесса

Поэтому использование игровых форм на уроках русского языка способствует формированию у обучающегося умения правильно и грамотно говорить, читать и

писать, что довольно важно для овладения всеми предметами общего образования.

Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально разра-

ботанными педагогикой для обучения и форм, применяемых на уроках русского воспитания обучающихся. Как упомина- языка. Без сомнения можно сказать, что лось ранее, игры направлены на решение использование игровых форм позво-конкретных образовательных задач участ- ляет углубить знания учащихся, полуников, но в то же время показывают вос- ченные на уроках, выработать навыки питательное и развивающее влияние игро- пользования богатством русского языка, вой деятельности [3]. привить любовь к нему и пробудить ин-

Невозможно перечислить всего богат- терес к дальнейшему его изучению. ства и разнообразия элементов игровых

Библиографический список

1. Аникеева Н.П. Игра в педагогическом процессе. - Новосибирск, 2019. - 170 с.

2. Балакина Л.Л. Педагогические принципы реализации коммуникативного подхода в образовании: монография. - Горно-Алтайск: РИО ГАГУ. - 2012. - 240 с.

3. Блехер Ф.Н. Дидактические игры и занимательные упражнения. - М.: Просвещение, 2018. - 454 с.

4. Кабанова Л.В. Учебные игры как средство повышения эффективности уроков. // Русский язык в школе. - 2015. - № 1. - С. 35-37.

5. Минский Е.М. От игры к знаниям: Игры для школьников. - М., 1990. - 207 с.

6. Степанова О.А. Научно-методические подходы к использованию игры в педагогической работе со школьниками // Журнал «Школа». - 2003. - № 8. - С. 28-33.

FEATURES OF USING THE DIDACTIC GAME IN THE PROCESS OF LEARNING

THE RUSSIAN LANGUAGE

A.S. Manucharyan, Student

Stavropol State Pedagogical Institute, branch in Yessentuki (Russia, Yessentuki)

Abstract. At present, the use of gaming technologies in Russian language lessons remains relevant, as the uniformity and stereotyped lessons reduce interest in learning, make the learning process boring and inefficient. The use of gaming technologies helps, to one degree or another, to eliminate a number of difficulties associated with memorizing material, assimilation and consolidation of material at the level of emotional consciousness, which, of course, contributes to the development of cognitive interest in the Russian language as a subject of study.

Keywords: educational (didactic) game, pedagogical technologies, cognitive activity, target orientations: didactic, educating, developing, socializing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.