Научная статья на тему 'Игротека в помощь учителю русского языка, литературы и регионоведения'

Игротека в помощь учителю русского языка, литературы и регионоведения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
365
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
русский язык / литература / регионоведение / russian language / literature / regional studies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеева Ольга Евгеньевна

в статье анализируются методы повышения качества знаний школьников по русскому языку, литературе, кубановедению, а также способы развития интереса учеников к родному языку. Работа состоит из нескольких модулей: 1. Статья «Повышение мотивации изучения русского языка и литературы через имитационно-игровое обучение и внеклассную деятельность учащихся»; 2. Серия конспектов уроков русского языка, литературы, кубановедения с применением элементов имитационно-игровых технологий»; 3. Дидактический материал «Кроссворды в помощь учителю русского языка, литературы, кубановедения»; 4. Виртуальные экскурсии «Занимательное краеведение».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IGROTIC TO HELP THE TEACHER OF RUSSIAN LANGUAGE, LITERATURE AND REGIONAL STUDIES

the article analyzes methods for improving the quality of students 'knowledge of the Russian language, literature, kubanovedenie, as well as ways to develop students' interest in their native language. The work consists of several modules: 1. The article "Improving the motivation for learning the Russian language and literature through simulation-game learning and extracurricular activities of students"; 2. A series of abstracts of the lessons of the Russian language, literature, cuban studies using elements of simulation-gaming technologies ”; 3. Didactic material "Crosswords to help the teacher of the Russian language, literature, cuban studies"; 4. Virtual excursions "Entertaining local history."

Текст научной работы на тему «Игротека в помощь учителю русского языка, литературы и регионоведения»

ИГРОТЕКА В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ И РЕГИОНОВЕДЕНИЯ Сергеева О.Е. Email: Sergeeva682@scientifictext.ru

Сергеева Ольга Евгеньевна - Почётный работник воспитания и просвещения РФ, учитель русского языка и литературы, регионоведения, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 24 им. кавалера ордена Мужества Е. Лазарева, с. Александровка, Ейский район, Краснодарский край

Аннотация: в статье анализируются методы повышения качества знаний школьников по русскому языку, литературе, кубановедению, а также способы развития интереса учеников к родному языку.

Работа состоит из нескольких модулей: 1. Статья «Повышение мотивации изучения русского языка и литературы через имитационно-игровое обучение и внеклассную деятельность учащихся»; 2. Серия конспектов уроков русского языка, литературы, кубановедения с применением элементов имитационно-игровых технологий»; 3. Дидактический материал «Кроссворды в помощь учителю русского языка, литературы, кубановедения»; 4. Виртуальные экскурсии «Занимательное краеведение».

Ключевые слова: русский язык, литература, регионоведение.

IGROTIC TO HELP THE TEACHER OF RUSSIAN LANGUAGE, LITERATURE AND REGIONAL STUDIES Sergeeva O.E.

Sergeeva Olga Evgenievna - Honorary Worker of Education and Enlightenment of the Russian Federation, Teacher of the Russian language and literature, regional studies,

MUNICIPAL BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION SECONDARY SCHOOL № 24 NAMED AFTER KNIGHT OF THE ORDER OF COURAGE E. LAZAREV, P. ALEKSANDROVKA, YEISKDISTRICT, KRASNODAR TERRITORY

Abstract: the article analyzes methods for improving the quality of students 'knowledge of the Russian language, literature, kubanovedenie, as well as ways to develop students' interest in their native language.

The work consists of several modules: 1. The article "Improving the motivation for learning the Russian language and literature through simulation-game learning and extracurricular activities of students"; 2. A series of abstracts of the lessons of the Russian language, literature, cuban studies using elements of simulation-gaming technologies "; 3. Didactic material "Crosswords to help the teacher of the Russian language, literature, cuban studies"; 4. Virtual excursions "Entertaining local history." Keywords: russian language, literature, regional studies.

УДК 371.321.5

Игровые технологии самые древние. Это способ передачи знаний, мудрости, житейского опыта новому поколению. Первоначально свою жизнь ребенок проигрывает в своем воображении и имитации действий: играют в куклы, в машинки, в семью. Это не просто игра во взрослую жизнь, это создание первичной картины мира, которая станет определяющей во всей последующей жизни. Корни наших представлений о добре и зле, о том, что такое хорошо и что такое плохо, связь свободы и ответственности уходят в игры далекого детства. И всю жизнь мы с удовольствием к этому возвращаемся.

Действительно, игра - важнейший вид детской деятельности. Именно игра служит как бы переходным мостиком к учению, той средой, в которой легче, интереснее проходит познавательная деятельность. Игровые действия ребенка, сопровождающиеся высоким эмоциональным подъёмом, устойчивым познавательным интересом, являются наиболее мощным стимулятором его активности в познании.

Игра способствует получению знаний не по необходимости, а по желанию самих учащихся и проходит не формально, а заинтересованно. Так как учеба часто строится на принуждении, игра воспринимается особенно радостно, а радость в свою очередь стимулирует расположение к учебному предмету, повышает интерес к нему.

Игра дает возможность учащемуся оценить себя на фоне других учеников. А умение произвести самооценку - это важная способность человека, помогающая ему в жизни: недооценка своих способностей мешает человеку быть инициативным, решительным, энергичным.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Я использую игру и как метод обучения, и как средство организации учащихся на всех этапах урока. Спокойные игры, такие, как разыгрывание диалогов, игры на образование слов, игры в «переводчика», кроссворды, возможны на любом этапе урока. Оживленные игры, связанные с какими-либо движениями, наиболее целесообразны в конце урока.

Важное условие при проведении игры - доступность для учащихся. Игра должна быть посильной, но в то же время содержать некоторые трудности, требующие напряжения внимания, памяти, анализа фактов языка или литературы. Например, игра «Вспомни все», проводимая в качестве разминки в начале урока, позволяет стимулировать умственную деятельность учащихся. Мною выполнены плакаты-схемы к различным разделам грамматики русского языка и теории литературы. В течение одной минуты детям предлагается сконцентрировать внимание на одном плакате. Затем ученики закрывают глаза и рассказывают правила, которые схематически были изображены на плакате.

Очень нравится ребятам игра «Верю - не верю». Учитель или подготовленный ученик сообщает научные сведения-утверждения, сгруппированные по одной теме. Учащиеся должны согласиться либо не согласиться с тем, что сказано. Данный вид игры развивает и тренирует мыслительную деятельность школьников.

Научность и глубина излагаемого на уроках теоретического материала, показ его практической грамотности не могут быть оторваны от увлекательной формы подачи этого материала, эмоциональности и живости преподавания. Занимательность, выступая первоначальным толчком в проявлении познавательного интереса, выступает как средство создания эмоционального фона всего урока, является опорой для развития памяти. Так сложнейший лингвистический анализ текста можно легко превратить в занимательную игру «В поисках сокровищ». Учащиеся 5-6 классов с удовольствием «отыскивают» в тексте слова по определенным признакам. А ведь это важный шаг к освоению выполнения заданий в Едином Государственном.

Игры-упражнения развивают память, сообразительность, внимание и общий кругозор. Много дидактических игр можно использовать при изучении темы «Лексика»: «Переводчик» (заменить иноязычные слова русскими, разговорные и книжные - нейтральными, устаревшие слова - неологизмами), «Профессионалы» (определить, о какой профессии идет речь), «Бестолковый словарь» (исправить ошибки в толковании слов.)

Прекрасной подготовкой к написанию словарных диктантов являются шифрограммы «Хаос букв». В учебниках С.И. Львовой и В.В. Львова «Русский язык» дан необходимый орфографический минимум. Данный вид игры помогает разнообразить работу по его освоению. При изучении раздела «Морфемика» большое

подспорье оказывает игра-упражнение «Строители». Чтобы «построить» слово, ребята должны найти «кирпичики-морфемы» в других словах.

Активизируют интерес учащихся к предмету и интегрированные уроки: урок-игра «Дело мастера боится» (русский язык, литература, трудовое обучение), «Лексика кубанского жилища» (русский язык, кубановедение), звездный час «Прекрасных женщин имена» (литература, история), «Казачьи потехи» (литература, физическая культура). Урок-игра «Лексика кубанского жилища» опубликован на сайте Всероссийского фестиваля «Открытый урок».

В рамках подготовки к ГИА создана «Игротека ОГЭ в помощь учителю и ученику». Чтобы «путешествие» по курсу подготовки к ОГЭ проходило познавательным и интересным, в состав игротеки включены кроссворды различного вида (классические, филворды, кроссворды «наоборот», крисс-кроссы) для успешного освоения заданий № 2, 3, 4, 5, 6, 8 ОГЭ по русскому языку. Кроссворды составлены как мною, так и учащимися. Составление такого вида заданий способствует развитию учащихся: нужно многое вспомнить, «пообщаться» со справочниками, проявить фантазию, сообразительность.

1. Классические кроссворды, созданные к заданию 4 («Согласование», «Управление», «Примыкание»), позволяют не только проверить умение учащихся определять виды подчинительной связи в словосочетании, но и развивают навыки правильного заполнения бланков (печатными буквами, без пробелов и знаков препинания). Правила классического кроссворда просты - он состоит из сетки ячеек, пересекающихся друг с другом. Задание состоит из достаточно развернутых вопросов-определений.

2. Филворд - это разновидность кроссворда, существенно отличающаяся от классического варианта. Составлены филворды к заданию 2. Решение кроссворда заключается в следующем: нужно в поле кроссворда, заполненном буквами, найти слова, являющиеся грамматической основой в приведенных предложениях. Все буквы найденного/ых слов/а необходимо вычеркнуть. Два раза одна и та же буква не может быть зачеркнута. Слова в этом кроссворде не пересекаются. Для верного выполнения задания учащимся необходимо повторить способы выражения подлежащего и сказуемого.

3. Кроссворды «наоборот». Цель такой работы: составить вопросы для «заполненного кроссворда», привести определения к данным в кроссворде понятиям. Решение данного вида кроссворда (задание 5 - орфографический анализ слов) проверяет знание учащимися орфограмм (список их дан в кодификаторе), умение видеть их в предложенных словах

4. Крисс-кросс (американский) - в сетку такого кроссворда необходимо вписать определённые слова, данные рядом. Крисс-кроссы составлены к заданию 8 (проверка умения подбирать стилистические нейтральные синонимы к разговорным словам из исходного текста). К сетке кроссворда с вопросами (стилистически окрашенные слова) прилагаются ответы (нейтральные синонимы). Обучающимся необходимо провести сопоставительный лексический анализ и найти верную замену.

С моей точки зрения, такие формы работы создают особое позитивное отношение школьника к учебному процессу. Создается модель "учения с увлечением", которая позволяет избежать конфликтов между учениками и педагогами, неизбежными при обучении с принуждением. Воспитание любви к русскому языку - ответственная задача, стоящая перед учителем русского языка и литературы, ибо "язык - это жизнь" и "языку мы учимся и должны учиться до последних дней своей жизни". (К.Г. Паустовский). А любовь к родному языку воспитывается прежде всего через пробуждение у школьников интереса к предмету "Русский язык", возникающего как на школьном уроке, так и во внеклассной работе. И чем выше уровень активности, самоорганизации учеников, тем эффективнее проходит процесс обучения, повышается активность и осознанность действий школьников, возрастает интерес к

предмету, интенсифицируется их интеллектуальное и речевое развитие, существенно улучшается качество их знаний, повышается уровень грамотности.

Список литературы /References

1. Бондаревский В.Г. Воспитание интереса к знаниям и потребности самообразованию. М., 1985.

2. Вопросы психологии усвоения грамматики и орфографии. Под ред. Д.Н. Богоявленского. М.: АПН РСФСР, 1958.

3. КушнирА.М. Зачем ребенок приходит в школу. Школьные технологии, 1996. № 6.

4. Ляудис В.Я. "Новая парадигма педагогической технологии и практика образования". Журнал "Психологическое обозрение". № 2, 1997.

5. Петрановская Л.В. Игра и обучение творчеству. Русский язык. № 12, 2001.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ ПО

РУССКОМУ ЯЗЫКУ Кузнецова С.Н. Email: Kuznetsova682@scientifictext.ru

Кузнецова Светлана Николаевна - учитель русского языка и литературы, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Лицей № 4 им. профессора Е.А. Котенко, г. Ейск

Аннотация: в статье представлен опыт использования элементов технологии развития критического мышления при подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Автор предлагает методические приемы и способы организации образовательного пространства с целью осуществления успешного гуманистически ориентированного обучения. Технология развития критического мышления - это целостная система, которая помогает в раскрытии таких качеств личности учащихся, как инициативность, способность творчески мыслить, находить нестандартные решения.

Ключевые слова: критическое мышление, компетенция, прием.

THE USE OF TECHNIQUES FOR THE DEVELOPMENT OF CRITICAL THINKING IN PREPARATION FOR THE EXAM IN THE RUSSIAN LANGUAGE Kuznetsova S.N.

Kuznetsova Svetlana Nikolaevna - Teacher of Russian language and literature, MUNICIPAL BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION LYCEUM № 4 NAMED AFTER PROFESSORS E.A. KOTENKO, YEYSK

Abstract: the article presents the experience of using elements of the technology for the development of critical thinking in preparing for the exam in the Russian language. The author offers teaching methods and ways of organizing educational space in order to implement successful humanistically oriented training. The technology for the development of critical thinking is a holistic system that helps in revealing such personality traits of students as initiative, the ability to think creatively, and find innovative solutions. Keywords: critical thinking, competence, technique.

УДК 811.161.1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.