Научная статья на тему 'ПРИЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ МОРФОЛОГИЧЕСКОЙ НОРМЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5-6 КЛАССАХ'

ПРИЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ МОРФОЛОГИЧЕСКОЙ НОРМЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5-6 КЛАССАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
444
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЬ УЧАЩИХСЯ / МЕТОД / ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ / STUDENTS' SPEECH / METHOD / TEACHING METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ашимова А.Ф., Юсуфова Л.О.

В статье анализируются методы и приемы обучения, используемые на уроках русского языка, такие как, дидактические игры, ситуативные упражнения, работа с лингвистическими словарями, редактирование, сочинения, работа с учебниками, памятки, раздаточный материал, презентации), формы (уроки, внеклассные мероприятия, интернет - проекты, проектная деятельность). Такие методы и приемы помогают учителю повысить интерес к изучению предмета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RECEPTIONS OF THE STUDY OF THE MORPHOLOGICAL NORM IN THE RUSSIAN LANGUAGE LESSONS IN CLASSES 5-6

The article analyzes the methods and techniques of teaching used in Russian lessons, such as didactic games, situational exercises, working with linguistic dictionaries, editing, writing, working with textbooks, memos, handouts, presentations), forms (lessons, extracurricular activities, Internet projects, project activities). Such methods and techniques help the teacher to increase interest in the study of the subject.

Текст научной работы на тему «ПРИЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ МОРФОЛОГИЧЕСКОЙ НОРМЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5-6 КЛАССАХ»

ПРИЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ МОРФОЛОГИЧЕСКОЙ НОРМЫ НА УРОКАХ

РУССКОГО ЯЗЫКА В 5-6 КЛАССАХ

Ашимова А.Ф., Юсуфова Л.О.

ЧОУ ВО «Социально-педагогический институт»

Аннотация: в статье анализируются методы и приемы обучения, используемые на уроках русского языка, такие как, дидактические игры, ситуативные упражнения, работа с лингвистическими словарями, редактирование, сочинения, работа с учебниками, памятки, раздаточный материал, презентации), формы (уроки, внеклассные мероприятия, интернет -проекты, проектная деятельность). Такие методы и приемы помогают учителю повысить интерес к изучению предмета.

Ключевые слова: речь учащихся, метод, приемы обучения.

RECEPTIONS OF THE STUDY OF THE MORPHOLOGICAL NORM IN THE RUSSIAN LANGUAGE LESSONS IN CLASSES 5-6

Ashimova A.F., Yusufova L.O.

ChOU VO " Social pedagogical institute»

Annotation: the article analyzes the methods and techniques of teaching used in Russian lessons, such as didactic games, situational exercises, working with linguistic dictionaries, editing, writing, working with textbooks, memos, handouts, presentations), forms (lessons, extracurricular activities, Internet projects, project activities). Such methods and techniques help the teacher to increase interest in the study of the subject.

Keywords: students' speech, method, teaching methods.

Работа над формированием правильной и точной речи учащихся - один из самых трудных видов деятельности на уроках русского языка. От ее качества зависит уровень сформированности умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, овладение нормами русского литературного языка. Чтобы добиться правильности, точности, нужно изучать языковые нормы и много трудиться над их закреплением [2; 4].

Виды работы можно классифицировать по различным основаниям. Наиболее распространенным был источник получения знаний: слово учителя, беседы, анализ языка (например, грамматический разбор), упражнения, работа с учебником и т.д.

В понимании же известных дидактов И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина, метод определялся общим характером познавательной деятельности школьников, а приемы - конкретными действиями учителя и учащегося к

учебной цели. Если метод характеризуется как способ мыслительной деятельности, то прием служит средством реализации избранного метода. Иначе говоря, метод - это стратегия, а прием - это тактика работы над языковым материалом. Среди приемов наиболее четко выделяются в лингводидактической литературе две основные группы:

1. Дидактико-методические;

2. Предметные.

Приемы первой группы - это методические разновидности действий учителя и учащихся, ведущие к усвоению материала. Такие приемы носят общедидактический характер, поскольку могут быть использованы при усвоении любого учебного предмета.

Одни из них соответствуют различным целям, этапам и методам работы (применение наглядности, организация коллективной или индивидуальной деятельности, использование учебных алгоритмов); другие как бы реализуют, уточняют, конкретизируют определенные учебные методы (сообщение обучаемого или обучающегося, выполнение упражнений и др.).

К числу дидактико-методических следует отнести логические приемы обобщения, сопоставления, сравнения, систематизации, алгоритмизации, анализа, синтеза, организации и проведения лингвистического эксперимента и т.д. Среди методических приемов в условиях изучения русского языка особенно большое значение имеет прием сопоставления (или сравнения) явлений в языке. Неправомерным представляется утверждение, что этот прием не связан с определенными методами в силу своей универсальности: в определенной мере его востребованность проявляется в каждом из учебных методов.

Предметные методические приемы специфичны для языковых дисциплин. Они зависят, прежде всего, от характера изучаемого материала. Примерами таких приемов на языковых занятиях могут служить приемы выделения корня слова, подбора родственных слов, анализа звуков, различения наречий и существительных с предлогами, предлогов и союзов, структурирования предложений и т.д.

Среди видов работы и приемов формирования культурно-речевых умений можно выделить:

1. Игры (дидактические);

2. Различные виды диктантов;

3. Творческие работы;

4. Обучающие икт-средства: слайдовые презентации;

5. Редактирование;

6. Работа с раздаточным материалом: карточками, тестами и т.д.

7. Работа с наглядными пособиями: обобщающими таблицами, памятками и т.д.;

Ученые-практики считают, что в развитии интереса учащихся к русскому языку немаловажное значение приобретает введение на уроке элементов игры

[1,2,5,6]. Игра наряду с трудом и учением - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

Так как учёба часто строится на принуждении, игра воспринимается особенно радостно, а радость, в свою очередь, стимулирует расположение к учебному предмету, повышает интерес к нему. Разумно и уместно используя подобного рода игры, учитель увлекает детей и тем самым создает почву для лучшего восприятия большого и сложного материала. На уроках с использованием игр ученики работают более активно. Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением. Во время игры у каждого возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания [4] решает следующие задачи:

1. Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, применение ЗУНов в практической деятельности.

2. Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли, сотрудничества, коммуникативности.

3. Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей, умений сравнивать, сопоставлять, находить оптимальное решение.

4. Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, стрессовый контроль, саморегуляция, психотерапия.

Таким образом, игра на уроке помогают повышать интерес к изучению русского языка и к морфологическим нормам, вырабатывать навыки и умения, использовать знания на практике, активизирует различные виды общения. Учителю игра даёт возможность избежать дублирования заданий, по-новому преподнести уже знакомый программный материал.

Например, дидактическая игра на тему: «Употребление форм множественного числа существительных в родительном падеже».

«Один - много»

Оборудование. Набор парных картинок, с изображением одного и нескольких предметов (носок - несколько носков; яблоко - ... яблок; помидор -... помидоров; абрикос - ... абрикосов; дыня - ... дынь).

Содержание. Учитель показывает учащимся одну пару картинок и говорит: «Один носок, а много ... »

Школьник: Магомедов. Далее учащиеся отвечают сами: «Одно яблоко -много яблок и т.д.».

Диктанты различных видов помогают предотвратить ошибки при образовании таких слов, диктанты позволяют оценить уровень освоения морфологических норм.

Например, выборочный диктант предусматривает запись из текста только отдельных слов, словосочетаний или предложений в целях и задачах урока.

Нет троих цыплят, нет трое цыплят, гордиться пятерыми друзьями, гордиться пятью друзьями, мечтать о шестерых щенятах, мечтать о шести

щенятах, ждать четверых мужчин, ждать четверо мужчин, любоваться тремя бусами, любоваться троими бусами, играть с двумя медвежатами, играть с двоими медвежатами.

Творческий диктант - это упражнение, в процессе выполнения которого производятся переделка форм слов, изменения их согласно морфологической норме.

Например, можно провести диктант на употребление имен существительных вр.п, мн.ч. «Один-много». Например, одно яблоко - много яблок.

Работы творческого характера заинтересовывают обучащихся. В ходе изучения морфологических норм работа с рисунками может помочь выявить своеобразие употребления частей речи, например, при изучении имен существительных, которые употребляются только в единственном или множественном числе. При знакомстве с собирательными числительными можно предоставить ученикам составить сказку или рассказ таким образом, чтобы числительные употреблялись в согласовании с существительным. Так, в ходе создания продукта, у учащихся происходит запоминание этих слов.

Например, необходимо разделиться на команды. Каждая команда получит карточки. Команда обсуждает, как правильно ставить в словах ударение, какие окончания в словах надо вставить вместо точек. Обыграть сценку у доски.

«На вокзале».

-Добрый вечер!

-Добрый вечер!

-У вас есть билеты на поезд до Москвы?

-Только плацкартные.

-Мне нужно дв... (-е,-а) плацкарт... (-ы, -а).

-Две? Сейчас узнаю... Есть.

-Спасибо.

-Торопитесь. Поезд уже подошёл.

Ситуативное упражнения - это такое задание, которое предполагает описание жизненной ситуации, ее речевое сопровождение. Суть ситуативных упражнений заключается в свободной, конкретно-ненаправляемой с языковой точки зрения речевой реакции учащихся на комплекс воображаемых или условнореальных обстоятельств, содержащих некоторую трудность, проблему или конфликт и вовлекающих в необходимость их разрешения самих учащихся. Основу ее составляет создание микротекста (2-7 предложений).

Например, вы вернулись с отдыха, где у вас появилось много друзей. Расскажите о них, используя в предложениях притяжательные местоимения, правильно образовав их формы, и собирательные числительные, верно употребляя их с именами существительными.

Презентации, которые самостоятельно готовят ученики, в свою очередь тоже носят творческий характер. Они позволяют углубиться в определенную проблему. Кроме того, использование ИКТ на уроках выполняет функцию

наглядности, что позволяет выявить существенные признаки изучаемого явления в их конкретном проявлении.

Редактирование чужих и собственных текстов предупреждают морфологические ошибки, учит школьников находить нарушения в образовании грамматических форм.

Например, дан текст и необходимо исправить неверное употребление притяжательных местоимений.

И тогда решил я пойти к ним в гости, потому что они любят гостей и умеют с ними разговаривать. Ихние разговоры мне всегда интересные. Я причесался, сделал своёшние уроки и позвонил в ихнюю дверь. Когда я вошёл, она сказала, чтобы я не разувался. Мне это тоже нравится. В гостиной на столе стоял шикарный пирог, который они испекли, наверно, в ейной духовке. У них мне очень понравилось, и я решил почаще приходить сюда.

Раздаточный материал используется на разных этапах изучения. Специфика наглядных средств, используемых при формировании употребления морфологических единиц, обусловлена тем, что объектом изучения являются слова, то есть наглядность создает возможность распознаваемое явление среди других. Например, на собирательные числительные. Написать на доске два слова: оба и трое, а учащимся раздать карточки со словами: друг, товарищ, инженер, школа, легенда. Задача прикрепить карточку в соответствии с правилом употребления собирательных числительных под нужным словом, объяснить.

Разнообразные способы подачи теоретического и практического материала дают возможность учителю подойти к изучению любой темы творчески, выбирая для урока наиболее эффективные приемы обучения.

Обобщающие таблицы, памятки помогают систематизировать изученный материал. Учащийся выявляет связи между понятиями, сходства и различия изучаемых частей речи, что делает возможным применение на практике их на практике (табл.).

Таблица

Превосходная степень _

Форма Суффиксы и слова для образования степеней Пример

Простая -ейш-, -айш- Красивейший

Составная наиболее, наименее, самый Самый красивый

Составная Всех + ср.ст. Всех красивее

Литература:

1. Ипполитова, Н.А. Русский язык и культура речи: курс лекций / Н.А. Ипполитова, О.Ю. Князева, М. Р. Савова. - М., 2007. - 343 с

2. Ладыженская, Т.А., Баранов, М.Т., Тростенцова, Л.А. и др.Русский язык. 5 класс. Часть 1. / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова. - М.: Просвещение, 2015. - 192 с.

3. Лихачева, А. Русский язык - нам есть чем гордиться! / А. Лихачева, Е. Полякова // Воспитание школьников. - 2007. - № 8. - С. 66-71.

4. Русский язык и культура речи: учебник. /Под ред.проф. В.И. Максимова. -М.:Гардарики, 2007. - 413 с.

5. Творческие задания на уроках русского языка в 5-8 классах. / Сост. О. П. Косулина. - Мозырь: Белый Ветер, 2011. - 24 с.

6. Усачева, М.П., Милюк, А.В., Казарина, С.Г. Стилистика и культура речи / М.П. Усачева, А.В. Милюк, С.Г. Казарина. - Ростов на/Д.: Феникс, 2004. - 128 с.

References:

1. Ippolitova, N.A. Russian language and culture of speech: a course of lectures / N.A. Ippolitova, O. Yu. Knyazev, M. R. Savova. - M., 2007. - 343

2. Ladyzhenskaya, TA, Baranov, M.T., Trostentsova, L.A. and others. Russian language. Grade 5 Part 1. / T.A. Ladyzhenskaya, M.T. Baranov, L.A. Trostentsova. -M .: Education, 2015. - 192 p.

3. Likhachev, A. Russian - we have something to be proud of! / A. Likhachev, E. Polyakova // Education of schoolchildren. - 2007. - № 8. - p. 66-71.

4. Russian language and culture of speech: a textbook. / Under the ed. IN AND. Maximov. - M.: Gardariki, 2007. - 413 p.

5. Creative assignments in Russian lessons in grades 5-8. / Comp. O.P. Kosulin. -Mazyr: White Wind, 2011. - 24 p.

6. Usacheva, M.P., Milyuk, A.V., Kazarina, S.G. Style and Culture of Speech /M.P. Usacheva, A.V. Milyuk, S.G. Kazarin - Rostov on / D .: Phoenix, 2004. - 128 p.

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ КАК ФАКТОР ТРАНСФОРМАЦИИ СЕМЕЙНОЙ КУЛЬТУРЫ ДАГЕСТАНСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ПРОСТРАНСТВЕ СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИЙ И ИННОВАЦИЙ

Ахмедова Т.М. ЧОУ ВО «Социально-педагогический институт»

Анотация. В современном мире, представленном множеством культурных миров и традиций, типов семей и семейного поведения, семейная культура молодежи формируется под влиянием двух разнонаправленных факторов: с одной стороны, - это фактор традиционализации, связанные со стремлением каждого народа, общества и государства сохранить традиционные основы функционирования семейно-брачных отношений, а с другой - фактор глобализации, под влиянием которого происходит унификация ценностей, отношений, образцов поведения в семейной сфере, хотя этот процесс протекает с различной степенью интенсивности и результативности в различных регионах мира и российского общества в том числе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.