Научная статья на тему 'Дидактический арсенал учителя'

Дидактический арсенал учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
177
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДИДАКТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ / ЗАКОНЫ УЧЕНИЯ / КЛАССЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / СВОБОДНЫЕ ТЕКСТЫ / DIDACTIC SYSTEMS / EDUCATIONAL PROGRAM / LEARNING LAWS / INDIVIDUAL TRAINING CLASSES / FREE TEXTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хуторской Андрей Викторович

Школа завтрашнего дня Д. Ховарда. Классы индивидуального обучения. Акцент на индивидуальную деятельность с приоритетом самообразования. Новая школа С. Френе. Свободные тексты на учебную тему. Школьная типография. Система карточек. Обучающие ленты. Индивидуальный недельный план.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дидактический арсенал учителя»

Гехнология л практика ОБУЧЕНИЯ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ АРСЕНАЛ УЧИТЕЛЯ

Андрей Викторович Хуторской,

член-корреспондент Российской академии образования, директор Института образования человека, доктор педагогических наук

Продолжаем серию статей A.B. Хуторского, посвящённую системам обучения, которые оказали влияние на образование во многих странах, в том числе и в России. Каждая из этих систем обучения по-своему уникальна. Знакомство с ними обогащает учителя многообразием техник и технологий, помогает научиться выявлять философские, религиозные и общечеловеческие основы той или иной системы.

• дидактические системы • программа обучения • законы учения

• классы индивидуального обучения • свободные тексты

Школа завтрашнего дня Д. Ховарда1

Школа завтрашнего дня создана Дональдом Ховардом в Луисвилле

1 См.: Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998; Ховард Д.Р. Школа завтрашнего дня // Частная школа. 1997. № 1. С. 96-115.

(штат Техас, США). В её основе — библейские принципы, индивидуализация и компьютеризация обучения. Другое название этой системы обучения — АСЕ (Accelerated Christian Education). Программа обучения ориентирована как на учащихся с высоким

уровнем познавательных возможностей, так и со средним и низким уровнями.

Школа имеет международную сеть, которая насчитывает около 30 тыс. малых школ, из которых около 2000 являются школьными центрами. Школы действуют в США, Австралии, Англии, Азии, Европе и России.

Понимая реформу школы как ре-формирование, то есть возвращение к исходной форме, основатель школы предложил следующие её принципы:

1. Возвращение к Богу. Бог дал нам великое основание для построения нашего характера. Речь идёт не о религии, но о личности Бога и о характере Бога как образце для формирования характера наших детей.

2. Возврат к родителям. Мы должны заново вовлечь родителей в учебный процесс — сделать так, чтобы они стали ближе к своим детям и к школе.

3. Возврат к индивидуальному обучению. Индивидуальный темп обучения для каждого ребёнка по каждому предмету.

4. Интеграция школьного содержания обучения с вузовским программным обеспечением, с неограниченными возможностями всемирной информационной сети.

Обучение разбито на 12 ступеней (классов, или лет обучения). Содержание образования представлено куррикулумом, в котором каждый предмет разбит на 12 порций, рассчитанных на один год. Каждая порция ставит перед учеником некую достижимую цель. Обучение ведётся посредством «пэйсов» — красочных учебных пособий, выдаваемых каждому ученику. На каждый год обучения даётся 12 пэйсов по каждому предмету. То есть один учебник, например по математике, делится на 12 порций, каждая из которых ставит перед учеником достижимую цель. Закончив один пэйс, ребёнок получает следующий.

Всего на время обучения в школе по каждому предмету приходится 144 отдельных единицы печатных материалов (брошюр). Для педагогов разработаны руководства (мануалы) с подробным планом каждодневных уроков.

Ученик имеет своё рабочее место, называемое «офис», где перед ним всегда находятся карта его продвижения (успехов) и карта целей (заданий), с которыми он работает каждый день. Приходя утром на своё рабочее место, ученик проверяет, какие цели он поставил себе на сегодня, и начинает работать самостоятельно. Закончив выполнять запланированные на сегодня задания, он идёт к столу подсчёта баллов, где находит ответы на все упражнения, содержащиеся в его пэйсе, при необходимости сразу сам исправляет ошибки. Перед окончанием занятий ученик ставит себе цели на следующий день.

Ребёнок выполняет куррикулум на уровне той ступени, которая соответствует его подготовленности и потребности. Например, ученик может быть одновременно на уровне 7-го класса по математике, 8-го класса естествознания и 6-го класса социальных наук — в любом сочетании в зависимости от того, что этому ребёнку нужно.

Куррикулум интегрирован в компьютерную сеть, управляемую учителем. Приходя на рабочее место, ученик сам проверяет, какие цели он себе ставит на сегодня, и начинает работать с учебным материалом, не ожидая команды учителя. Если возникают затруднения, ученик выставляет флажок и учитель подходит к нему. Учитель не отвечает на вопросы ученика, а помогает ему найти ответ. Ребёнок сам несёт ответственность за своё учение. На занятиях используется учебное видео, самотестирование. За счёт отличной успеваемости ученик может заработать дополнительное свободное время и играть в различные игры.

Продвижение в собственном темпе не предполагает серьёзного отставания по

предметам у учащихся с низким уровнем познавательных возможностей. Академический баланс регулируется преподавателем (супер-вайзером) и его помощником (монитором) через систему непрерывного контроля (мониторинга) учебного процесса и стимулирования учащегося в соответствии с его индивидуальными интересами.

Программа Школы завтрашнего дня опирается на пять законов учения:

1. Учащийся должен находиться на том уровне сложности материала, на котором он может понимать и усваивать этот материал.

2. Учащийся должен ставить разумные цели, которые он может выполнить в предписанный промежуток времени.

3. Учащийся должен находиться под контролем и иметь стимулы для усвоения и практического использования изученного материала.

4. Учение учащегося должно быть измеримо.

5. Учение учащегося должно вознаграждаться.

В российских общеобразовательных школах

Здесь иногда применяются отдельные методики Ховарда, например, создаются классы индивидуального обучения. Каждому ребёнку предоставляется возможность изучать такое количество учебного материала, какое он сможет усвоить в соответствии с его способностями и выбираемым темпом. После того, как в первом классе начальной школы ребёнок научился читать и писать по-английски, он переходит к основной программе, в которую входят пять основных предметов: математика, английский язык, общественные науки, естественные науки, словообразование, русский язык и литература. Эти предметы ведутся на английском языке в первой половине дня. Вторая половина дня — русская.

Одна из проблем этой системы обучения в том, что акцент на индивидуальную деятельность с приоритетом самообразования ограничивает возможности детей по выбору различных стилей и форм обучения. Подробно разработанные учебные материалы обеспечивают в большей степени индивидуальный темп их изучения, но не индивидуальное содержание образования и творчество детей.

Другая проблема связана с переносом этой системы обучения в российскую среду, которая имеет свои образовательные традиции и особенности. Например, эта система критикуется православными организациями, которые относят её технологию к сектантской, в частности за то, что Христос здесь рассматривается не в качестве Бога, а в качестве идеального человека, 60 основных черт характера которого оказывают жизненно-формирующее влияние на каждого ученика школы. В то же время имеется опыт приспособления этой системы в частных отечественных школах.

Фрагмент обсуждения на форуме официального сайта Министерства образования Украины

Автор: Yelena Дата: 27.09.2006 г.

Тема: Религия и частная школа

«У меня такой вопрос. Моя дочь — ученица одной из частных школ г. Харькова. С этого года директор (и владелица) нашей школы вводит новую программу обучения — по американской системе ACE (Accelerated Christian Education). Поиск, проведённый родителями в поисковых системах в Интернет, выводит на некую баптистскую секту (так её именуют в Министерстве образования США), создатель которой разработал систему ACE. Эта система обучения не прошла аккредитацию ни одним правительственным органом в США (либо в любой другой стране мира); она не аккредитована даже Ассоциацией христианских школ США (как противоречащая духу христианства).

Мы, родители, резко против введения в нашей школе баптистской программы обучения (в учебниках по этой программе, которые нам выдали сейчас за наши же деньги, картинки с изображениями физических наказаний, например, порки ребёнка якобы за то, что он «одержим Сатаной»). Мы попросили директора школы отменить эту программу и позволить

нашим детям заниматься по прежней методике, соответствующей государственным стандартам. Однако директор школы отвечает, что это её школа, и она может исповедовать в ней любую религию любой конфессии, а те, кто с ней не согласен, могут «прямо сейчас забирать документы и уходить в другую школу».

Школа нас во всех отношениях устраивает — прекрасный педагогический состав. И уходить нам не хочется. В этой связи хотелось бы узнать следующее: действительно ли в частных школах (наша школа сейчас — «частный учебно-воспитательный комплекс») разрешается «исповедовать любую религию»? Есть ли какие-то законодательные акты, разрешающие (или запрещающие) это?».

Автор: Костя Дата: 28.09.2006 г.

«Найдите себе другую школу. Если так же сделает ещё хотя бы часть родителей, вопрос об обучении по «ненормальной» программе отпадёт сам собой (учить будет некого, прибыли не будет. Это очень эффективно включает у руководства тормозящие логические цепи (так называемую причинно-следственную связь). Не бойтесь. В других школах (лицеях, гимназиях) тоже есть хорошие преподаватели. Кроме того, если программа обучения негосударственная (не утверждённая Министерством образования), то аттестата о среднем образовании вы рискуете не получить, следовательно, могут возникнуть проблемы с поступлением в вуз (любой формы собственности, аккредитованный МО). Подумайте».

Фрагмент обсуждения на форуме одной из школ г. Екатеринбурга

Автор: неизвестен Дата: 19.06.2007 г.

«Очень плохо, что сняли директора. Теперь неизвестно, что будет со школой. При ней школа была сильная и учиться в ней было интересно. Постоянно внедрялось что-то новое и прогрессивное. Да, уроков много,

но ведь и знания хорошие. Сколько раз побеждали на олимпиадах в Москве, Праге, Лондоне! Это уже показатель. А английский язык по системе Ховарда ни с какими спецшколами с углублённым изучением языков даже в сравнение не идёт. Здесь не только английский изучался, но и математика, биология и т.д. на английском языке. В классах по 10—15 человек. В школе для детей всё делалось. А что будет сейчас, неизвестно».

Новая школа С. Френе2

Селестен Френе (1896—1966) — французский педагог, создавший оригинальную систему школьного обучения, основанную на природоестественной, трудовой и самоорганизующей деятельности детей.

С. Френе разработал 30 педагогических инвариантов, выполняющих роль принципов школьной системы. К примеру:

Инвариант 1. Природа ребёнка такая же, как и природа взрослого.

Инвариант 7. Любой человек предпочитает сам выбирать себе работу, даже если этот выбор ему невыгоден.

Инвариант 11. Наиболее эффективный путь усвоения знаний — не наблюдение, не объяснение и не демонстрация, составляющие основные приёмы традиционной школы, а экспериментальное нащупывание — естественный и универсальный метод познания.

Инвариант 13. Знания добываются опытным путём, а не изучением правил и законов, как иногда думают. Браться в первую

2 См.: Вульфсон Б.Л. Выдающийся французский педагог-гуманист // Педагогика. 1996. № 3; Степихова В. Педагогика Френе в швейцарии // Частная школа. 1995. № 3; Френе С. Избранные педагогические сочинения: Пер. с франц. М.: Прогресс, 1990; Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебное пособие. 2-е издание, переработанное. М.: Высшая школа, 2007.

очередь за правила и законы — всё равно что ставить повозку впереди лошади.

Инвариант 19. Выставление отметок успеваемости и классификация учеников в принципе ошибочны.

Инвариант 20. Учителю нужно как можно меньше говорить.

Основа учебного процесса в школе Френе — создание учениками так называемых свободных текстов на учебную тему, которую они выбрали. Это небольшие сочинения, в которых дети описывают свои впечатления от экскурсий, рассказывают о своих делах, друзьях, планах. Лучшие из свободных текстов обсуждаются на занятиях, распечатываются и отдаются всем детям; те подшивают их в специальную тетрадку, играющую роль учебных пособий.

Для того чтобы организовать публикацию и размножение текстов, действует школьная типография — главное техническое средство этой системы обучения. Работают в типографии сами школьники.

Создавая свободные тексты, ученик не только обучается родному языку, но и ощущает себя творческой личностью. Детские тексты являют собой социально-педагогический тест, обнаруживающий отношения ребёнка с окружающим миром, помогающий ему осознавать свои образовательные результаты.

Традиционные учебники в этой школе отсутствуют. Вместо них — система карточек, содержащих математические задачи, грамматические упражнения, рассказы, иные тексты и задания по различным наукам и дисциплинам. На базе карточек создаются обучающие ленты, которые вкладываются для передвижения в специальную машину (прообраз программированного обучения). На одном кадре даётся условие задачи или вопрос, на следующем может находиться рациональный способ решения или ответ. Такие пособия позволяют ребёнку изучать материал в индивидуальном темпе и ритме.

Учебный процесс в школе Френе чётко планируется. Учитель составляет месячный план работы для каждого класса с перечнем тем, под лежащих изучению согласно государственным

стандартам. В соответствии с этим планом каждый ученик составляет свой индивидуальный недельный план, в котором отражаются все основные виды его деятельности: указывается, сколько свободных текстов он составит и на какие темы, отмечаются номера карточек, задания из которых будут выполнены, определяются виды трудовой деятельности (работа в мастерской, в саду, на скотном дворе).

Учебный день в школе делится на две части. Первую половину дня старшие ученики обычно занимаются самостоятельно по своему плану: одни составляют свободные тексты, другие выполняют задания по карточкам, третьи готовят материал для типографского набора. Учитель в это время большее внимание уделяет младшим школьникам: организует их занятия по чтению, письму, рисованию. Попутно старается не упускать из поля зрения старших учеников, помогая им разобраться с учебной картотекой или типографским станком.

Во второй половине дня в типографии печатается то, что сделано детьми утром; подводятся итоги работы: ученики делают доклады, читают изданные тексты. Авторы лучших работ поощряются.

Чтобы не травмировать психику детей, отметки в школе Френе не выставляются. Взамен существует система оценивания с различными формами поощрений (лучших учеников могли, например, награждать специальными орденами, возлагать на голову венки и показывать в театре, печатать их имена в газетах).

Природосообразным методическим подходом в школе Френе является естественный метод обучения языку:

1. Учитель заинтересовывает детей творческой работой.

2. Затем выслушивает ученические рассказы, направляя их в нужное русло.

3. После этого записывает основное содержание детских высказываний на доске, иллюстрируя его рисунками, например лучшими рисунками детей.

4. Текст оказывается концентрированной фиксацией важного для детей среза жизни, поэтому привлекает их внимание. Они соотносят устные слова с их письменным отображением.

5. На определённом этапе развития дети начинают не только рисовать, но и интересоваться письменными обозначениями букв. В это время учитель предлагает им просто перерисовывать написанный и значимый для них текст. Ребёнок пишет буквы, ещё не зная их.

6. Письмо приобретает для детей особый смысл тогда, когда у них есть желание,

но нет возможности пообщаться устно, например, с учениками из других детских садов или школ. Для этого дети в 5—6 лет с помощью учителя или старшеклассников воспроизводят текст, написанный учителем на доске (о ситуации из их жизни), оформляют его в газету, которую передают своим родителям, друзьям или посылают в дружественную школу.

7. Естественный процесс овладения языком предполагает следующую последовательность: от устной речи к письму и далее — к чтению. Ребёнок говорит, затем видит, как его речь фиксируется на доске в новой для него форме, сравнивает эту форму со сказанным. Затем он может сам превратить этот рукописный текст в печатную страницу и послать её далёким друзьям. Он постоянно сравнивает написанное слово с произнесённым; написанное им самим с образцом на доске; узнаёт изображения слов из полученных им от друзей текстов. Узнавание и понимание происходят параллельно. Это и есть «познание на ощупь».

Специфические элементы школы Френе — школьный кооператив и общешкольная газета. Ученики изготавливают различные предметы для нужд школы, а также на про-

дажу. Каждую субботу проводится общее собрание кооператива, где организуется выставка лучших работ, обсуждаются материалы школьной газеты.

Школьная газета здесь своеобразна. Каждый понедельник в коридоре вывешивается большой лист бумаги, разделённый на четыре колонки: «Я критикую», «Я хвалю», «Я хотел бы», «Я сделал». Рядом привязан карандаш, и любой ученик может в любое время сделать свою запись, обязательно подписавшись. Стирать или снимать записи не разрешается.

Школа Френе отличается от традиционной тем, что здесь к каждому ученику имеется индивидуальный подход. Главное то, что у детей есть возможность творчески развиваться, работая самостоятельно и экспериментально подкрепляя свои знания и умения.

В основе педагогики Френе три определяющих признака: светскость, социальность и здоровье.

Требование светскости было одним из самых важных для педагогики Френе. В 1965 году он писал, что не может допустить другую педагогическую идеологию, кроме уважения и защиты светскости. В этом проявился отказ ломать дух ребёнка любыми наперёд заданными и привнесёнными извне догмами: религиозными, идеологическими, теоретическими. Этим утверждалась необходимость борьбы за светское образование.

Френе приезжал в Россию, встречался с А.С. Макаренко, вёл полемику с Блон-ским и Шацким по поводу трудовой школы. Подобные факты свидетельствуют о социалистическом характере педагогики Френе или, по крайней мере, её социальной направленности.

Френе проповедовал гармонизацию отношений с природой. За увлечение проблемами здоровья, методиками натуральной медицины, его называли «педагог-вегетарианец».

Эту систему критикуют за отсутствие последовательности в изучении материала учениками, которые сами выбирают себе темы для изучения. В то же время отдельные элементы педагогической системы Френе действуют в сегодняшних школах, например, система карточек. Современная компьютерная техника может с успехом заменить громоздкую типографию и оперативно выполнять те творческие задачи, которые на неё возлагаются в школе Френе.

Послесловие к системе Френе

Анастасия Руднер, Елена Пономаренко, студентки Московского педагогического университета

«В этой системе больше всего нас заинтересовало то, каким образом оценивается работа детей. Оценки здесь не выставляются. Ученики сами выбирают лучшие работы, печатая их в школьной типографии. Мы считаем, что такая система контроля является стимулом к дальнейшему обучению, то есть авторы лучших работ будут удерживаться на том же уровне, а остальные — стремиться к нему. Детей не травмируют низкими оценками.

Ещё нам понравилось то, что ребёнок сам строит план своей работы.

Несогласие вызвал тот факт, что ребёнок в основном работает самостоятельно, не получая объяснения учителя.

По этой системе возник вопрос: не совсем понятно, что такое школьный кооператив, как он действует и для чего нужен.

В наших традиционных школах всё-таки существуют отдельные элементы педагогической системы Френе. Например, система карточек, школьная газета, эксперименты».

Ольга Нестеренко, студентка Московского педагогического университета

«Созвучным себе я считаю идею создания «свободных текстов». То есть ученики представляют своё понимание темы. Помимо текстов используется система карточек, и этими

карточками они дополняют свой недельный план. Этот недельный план каждый ученик создаёт себе сам, рассчитывая свои силы. В школе Френе используется созданная им школьная типография. Это тоже имеет большое значение, так как здесь проводится творческая работа учеников. А вообще, я считаю эту систему очень ценной потому, что она учит детей самостоятельности и умению мыслить».

* * *

Читателям, которых заинтересовала система обучения Селестена Френе, предлагаю несколько вопросов для обсуждения, а также практические задания.

Вопросы:

1. Выскажите своё отношение к инвариантам и принципам организации обучения в школе Френе с точки зрения их личностной ориентации. Приведите примеры своих инвариантов, которые,

на ваш взгляд, могут быть присущи школе С.Френе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Принцип «познания на ощупь» предполагает, что узнавание и понимание учеником происходят параллельно. Как этот принцип должен сочетаться с другими дидактическими принципами?

3. Инвариант 11 Селестена Френе гласит: «Наиболее эффективный путь усвоения знаний — не наблюдение, не объяснение и не демонстрация, составляющие основные приёмы традиционной школы, а экспериментальное нащупывание — естественный и универсальный метод познания». Может ли «экспериментальное нащупывание» включать

в себя наблюдение, объяснение, демонстрацию?

4. Каким образом предупредить возможное отсутствие последовательности в рассмотрении материала учениками, которые сами выбирают себе темы для изучения?

5. Естественный процесс овладения языком

в школе Френе предполагает следующую последовательность: от устной речи к письму и далее к чтению. Каковы должны быть аналогичные подходы к естественному обучению другим предметам?

6. Существуют ли границы применимости

в современной школе метода свободных текстов? Есть ли учебные предметы или темы, в которых он неприменим?

7. Как с помощью современной компьютерной техники заменить громоздкую типографию и оперативно выполнять те творческие задачи, которые на неё возлагаются в школе Френе?

Практические задания:

1. Составьте:

а) фрагмент месячного плана учителя по одному из учебных предметов;

б) пример индивидуального недельного плана занятий, составленного одним из учеников на основе учительского плана. План учителя должен задавать обязательные направления для занятий при возможности выбора учениками способов и форм их реализации. План ученика должен отражать его самобытность, увлечения, уровень обученности и личностную значимость изучаемой темы.

2. Традиционные учебники, как отмечалось, в школе Френе отсутствуют, вместо них — система карточек. Разработайте 2—3 карточки на одну тему, которые могут быть выбраны учениками для самостоятельного изучения. Описание карточек выполните следующим образом:

• Название темы, учебный предмет, возраст учеников.

• Цель изучения темы (по отношению к деятельности ученика).

• Содержание каждой карточки: название, вводная фраза, задание, условия или рекомендации по его выполнению, дальнейшие указания.

3. Предложите набор заданий для учеников 5-го класса по созданию ими свободных текстов по нескольким предметам: математика, родной язык, естествознание, искусство. Задания должны быть детализированы, соответствовать возрасту детей, отражать специфику предмета и отвечать концепции школы Френе.

4. Составьте задания для учеников 1-го класса, основанные на естественном методе обучения языку. Для этого сформулируйте:

1) творческое задание, включая условия его выполнения детьми;

2) задание по рисованию детьми того, что и как они делали;

3) задание по составлению рассказа о происшедшем;

4) задание по соотношению устных рассказов с их письменным отображением учителем на доске;

5) задание по перерисовыванию написанного на доске;

6) рефлексивное задание.

5. Проведите работу в группах по моделированию и обсуждению фрагментов индивидуальных занятий учеников. Работа организуется на основе предварительно подготовленных студентами карточек (задание 2). Все подготовленные карточки предлагаются для выбора и выполнения. Каждый член группы выбирает для себя карточки по одной из тем, выполняет изложенные там задания. После этого

в группах происходит обсуждение разработанных заданий. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.