ДИДАКТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ IT-
ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ 1 2 Исмоилова М.Н. , Кобилов К.Х.
1Исмоилова Махсума Нарзпкуловна - преподаватель;
2Кобилов Комилжон Хамидович - преподаватель, кафедра прикладной математики и технологии программирования, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: информатизация образования предполагает использование определенного понятийного аппарата, который, в основном, можно считать устоявшимся. Поскольку в процессе информатизации основным продуктом потребления становится информация, знания, то технологии, направленные на обработку, передачу и преобразование информации, называются элементами информационно-коммуникационными технологий. В данной статье речь идет о дидактических свойствах эффективного использования ИК-технологий в образовании.
Ключевые слова: средства информатизации, процесс информатизации, средства информатизации образования, дидактические свойства, технология представления, технология передачи.
DIDACTIC PROPERTIES OF THE EFFECTIVE USE OF IR TECHNOLOGIES IN
EDUCATION Ismoilova M.N.1, ^bilov КН.2
1Ismoilova Mahsuma Narziqulovna - Lecturer; 2Kobilov Komiljon Hamidovich - Lecturer, DEPARTMENT OF APPLIED MATHEMATICS AND PROGRAMMING TECHNOLOGY, BUKHARA STATE UNIVERSITY, BUKHARA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: informatization of education involves the use of a certain conceptual apparatus, which, in general, can be considered well-established. Since in the process of informatization information, knowledge becomes the main product of consumption, the technologies aimed at processing, transmitting and transforming information are called elements of information and communication technologies. This article deals with the didactic properties of the effective use of IR technologies in education.
Keywords: means of informatization, process of informatization, means of informatization of education, didactic properties, presentation technology, transmission technology.
УДК 378.147
Особая роль в информатизации общества принадлежит системе образования, поскольку образование выступает, с одной стороны, как потребитель информации, с другой, как создатель новых информационных технологий. Поскольку умение работать с информацией становится одним из приоритетных для современного человека, то система образования призвана формировать у студентов способность к критическому мышлению, начиная с высшего образования (для критического мышления характерны знания, осмысление, применение, анализ, синтез, оценка).
Образованность, гибкость мышления, умение ориентироваться в огромном потоке информации становятся значимыми ценностями для человека на протяжении всей его жизни. Эти же ценности значимы и для общества, так как стремительное развитие технологий во всех областях науки, культуры, производства предполагает использование творческого потенциала образованных людей не только в сфере управления, но и для обслуживания технологий. Поэтому информатизация образования рассматривается как одно из приоритетных направлений информатизации общества.
Не следует считать, что использование средств информатизации оправдано во всех областях образовательной деятельности. Во многих случаях это действительно так. Вместе с тем информатизация образования имеет и негативные аспекты. Позитивные и негативные факторы информатизации образования необходимо знать и учитывать в практической работе каждому учителю.
Процесс информатизации актуализирует разработку подходов к использованию возможностей IT для развития личности студентов и повышает уровень активности и реактивности обучаемых. На практике такие средства обязательно должны быть дополнены идеологической базой информатизации образования, а также деятельностью специалистов в различных областях знаний, чье участие необходимо для достижения целей информатизации.
Для эффективного использования IT-технологий в образовании необходимо знать их свойства и функции, чтобы четко определить, для решения каких дидактических задач целесообразно воспользоваться той или иной из них. ИК-технологии рассматриваются именно как средства организации познавательной деятельности учащихся.
Под дидактическими свойствами того или иного средства обучения, в том числе и ИК-технологий, понимают природные, технические, технологические качества объекта, те его стороны, аспекты, которые могут использоваться с дидактическими целями в учебно-воспитательном процессе. Можно выделить три группы дидактических свойств.
1) Дидактические свойства технологий представления учебной информации: отображение и передача информации в текстовом, графическом, звуковом, видео- и анимационном формате посредством электронных образовательных ресурсов; возможность поиска интересующей информации; возможность закрепления знаний и обработки полученных навыков; возможность оценивания знаний, умений, навыков; организация общения с преподавателем.
2) Дидактические свойства технологий передачи учебной информации: подготовка, редактирование и обработка учебной, учебно-методической, научной информации; хранение и резервирование информации; систематизация информации; распространение информации в различной форме; обеспечение доступа к информации с использованием электронных банков и баз данныхдля получения нужной информации.
3) Дидактические свойства технологий организации учебного процесса:
а) электронной почты: передача сообщений одновременно большому числу обучающихся; асинхронный обмен информацией (текстовой, графической, звуковой) между педагогом и учащимися; возможность организации консультаций, контроля и тому подобное;
б) телеконференций: обеспечение синхронной и асинхронной коммуникации, что позволяет участникам конференций пересылать свою информацию в любое удобное время, а также получать ее от других участников; участники имеют возможность хорошо подумать, прежде чем отправлять сообщения; возможность организации обсуждения предложенной темы, консультации и другие формы учебной деятельности;
в) видеоконференции: возможность демонстрации учебной информации в мультимедийной, графической форме; проведение экспериментов, постановка опытов; возможность организации группового участия в обсуждении и интерпретации информации; синхронный обмен информацией.
Именно дидактические свойства позволяют ИКТ выполнять дидактические функции, направленные на реализацию тех или иных аспектов учебно-воспитательного процесса. Они предоставляют педагогам эффективные вспомогательные средства, которые, если они обоснованно и гармонично интегрируются в учебный процесс, обеспечивают новые возможности и преподавателям и учащимся.
Список литературы /References
1. Исмоилова М.Н., Тураева Г.Х. (2021) Методы обучения на основе мобильных технологий для изложения новых учебных материалов // Вестник Науки и образования. Стр. 65-67.
2. Арашова Д.Р., Исмоилова М.Н. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗАХ// Теория и практика современной науки. № 12(30), 2017. C. 39-42.
3. ИсмоиловаМ.Н., Султонова З.Ш. Требования к методике обучения // Ученый XXI века. № 3-2 (38), 2018. C. 84-88.
4. Исмоилова М.Н. THE ROLE OF MODERN TECHNOLOGY IN TEACHING FOREIGN LANGUAGES// Ученый XXI века. № 11 (46), 2018. C. 55-58.