Научная статья на тему 'Теоретические предпосылки и особенности использования современных информационных технологий в вузе'

Теоретические предпосылки и особенности использования современных информационных технологий в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
494
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / INFORMATION / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGIES / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / INFORMATIZATION OF EDUCATION / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / TECHNOLOGIES OF TRAINING / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / INFORMATION TECHNOLOGIES OF TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Олесова С.А.

Статья посвящена рассмотрению теоретических подходов к проблеме информатизации образования. В ней предложена модель организации учебного процесса с использованием информационных технологий, освещаются проблемы дидактической сущности и назначения педагогической технологии, показываются виды обучающих программ, рассматриваются интерпретации понятия «информация», поднимается вопрос о роли и месте компьютеров в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the study of theoretical approach to the problem of informatization of education and offers the model of forming the educational process using information technologies It also covers the concepts of didactic essence and purposes of pedagogical technology, describes kinds of training programs, interprets the concept information and considers the part and the place of computers in educational process.

Текст научной работы на тему «Теоретические предпосылки и особенности использования современных информационных технологий в вузе»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВУЗЕ

С.А. Олесова

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению теоретических подходов к проблеме информатизации образования. В ней предложена модель организации учебного процесса с использованием информационных технологий, освещаются проблемы дидактической сущности и назначения педагогической технологии, показываются виды обучающих программ, рассматриваются интерпретации понятия «информация», поднимается вопрос о роли и месте компьютеров в учебном процессе.

Ключевые слова: информация, информационные технологии, информатизация образования, педагогические технологии, технологии обучения, информационные технологии обучения.

70

Keywords: information, information technologies, informatization of education, pedagogical technologies, technologies of training, information technologies of training.

Summary. The article is devoted to the study of theoretical approach to the problem of informatization of education and offers the model of forming the educational process using information technologies It also covers the concepts of didactic essence and purposes of pedagogical technology, describes kinds of training programs, interprets the concept "information" and considers the part and the place of computers in educational process.

Одним из приоритетных направлений информатизации общества является использование современных информационных технологий, методов и средств информатики для повышения уровня образовательного процесса, эффективности и качества подготовки будущих специалистов. Сегодня как нельзя актуально звучат слова В.Г. Трайнева о том, что «информационное невежество в наши дни ведет к технологическому бан-

кротству и национальному унижению, к превращению страны в сырьевую колонию или свалку устаревшей технологии» [1, с 11].

Для получения информации необходимо знать свойства информации и информационных ресурсов, закономерности распространения информации и способы доступа к указанным информационным ресурсам. Следовательно, будущего специалиста необходимо научить получать информацию

об информации. Именно в системе образования должно происходить формирование мировоззрения информационного общества, так как образование является основой социально-экономического и духовного развития любого общества. Активное внедрение и обеспечение образования теорией и практикой разработки и использования информационных технологий стало одним из важнейших направлений процесса информатизации образования.

Многие исследователи дают разные толкования понятиям «информационная технология» и «информационная технология обучения». На наш взгляд, наиболее полным является определение М.И. Жалдак. Он рассматривает информационную технологию как «совокупность методов и технических средств сбора, организации, хранения, обработки, передачи и представления информации, расширяющая знания людей и развивающая их возможности по управлению техническими и социальными процессами» [2, с. 48]. А В.Ф. Шолохович определяет информационную технологию обучения как отрасль дидактики, занимающуюся изучением организованного процесса обучения и усвоения знаний, в которых находят применение средства информатизации образования [3, с. 45].

Также необходимо пересмотреть содержание понятия «педагогическая технология» в связи с поиском новых форм организации учебного процесса, изменением построения и содержания деятельности преподавателя и студентов. Так, например, В.П. Бес-палько связывает педагогическую технологию с проектом дидактического процесса, определяющего структуру и

содержание учебно-познавательной деятельности обучаемого с последующим воспроизведением в аудитории в контексте «дидактическая задача» и «технология обучения» [4, с. 92]. Анализ научной литературы позволяет сделать вывод о том, что технология обучения - это поэтапное выполнение действий, направленных на достижение искомого результата.

Выделяются три взаимосвязанные между собой области применения информационных технологий в образовании: обеспечение аудиторных занятий, электронные библиотеки, Интернет [5, с. 37]. Широкое использование информационных образовательных технологий позволило значительно увеличить объемы потребляемой информации, развивать мышление, активизировать исследовательскую, познавательную и творческую деятельность. В ходе лекционных и семинарских занятий наиболее успешно реализуется потенциал лич-ностно-ориентированного обучения -выполнение студентами самостоятельных заданий для освоения различных программных средств и выполнение проектов, получая при необходимости помощь преподавателя. В этом видится один из способов формирования готовности студентов к развитию творческой активности и самообразованию. В ходе учебного процесса для формирования у студентов творческой активности важно сочетать различные методы обучения - от традиционных до работы в малых группах по методу проектов, индивидуальных заданий и т.д. При этом происходит переход от иллюстративно-объяснительного метода к поисково-исследовательскому, обращенному к способностям студента перестраивать

71

72

свои действия через осмысление учебной деятельности, и формированию стремления к самообразованию. Для улучшения качества обучения необходимо решение следующих задач: формирование информационной культуры у слушателей всех возрастов; психологически грамотное введение преподавателем в процесс обучения инновационных форм преподавания с применением информационных технологий [6, с. 101].

С помощью новых информационных технологий, по нашему мнению, повысилась возможность: вовлечения каждого студента в активный познавательный процесс; применения им на практике полученных знаний; возможность работать коллективно при решении разнообразных проблем; свободного доступа к информации с целью формирования собственного независимого и аргументированного мнения по той или иной проблеме.

Из вышесказанного можно выделить следующие этапы в технологии обучения: постановка целей и их максимальное уточнение, формулировка учебных целей с ориентацией на достижение результатов; подготовка учебных материалов и организация всего хода обучения в соответствии с учебными целями; оценка текущих результатов, коррекция обучения, направленная на достижение поставленных целей; заключительная оценка результатов.

Исходя из этого, технология обучения рассматривается как системная категория, ориентированная на дидактическое применение научного знания, научные подходы к анализу и организации учебного процесса, как дидактический инструмент, обеспечи-

вающий наиболее рациональное достижение поставленных целей с учетом эмпирических инноваций преподавателей и направленности на достижение высоких результатов в развитии личности. По мере совершенствования технических характеристик самого компьютера и его программного обеспечения, расширения его дидактических возможностей утвердилась идея о принципиально новых свойствах компьютера как средства обучения. В настоящее время в вузах в электронном виде накоплены обширные информационные ресурсы: учебные пособия, элективные курсы, методические пособия, сборники научных трудов и т.д. При работе с компьютерными системами обеспечивается студентам свобода выбора способа обучения, возможность самостоятельно оценить уровень своих знаний. Роль преподавателя на занятиях с применением информационных технологий переходит в новое качество руководителя-консультанта.

Для успешного усвоения учебного материала с использованием информационных технологий необходимо решить следующие задачи: определение начального уровня обучения; учет индивидуальных особенностей студентов; определение места и функций информационных технологий в процессе их использования на занятиях; определение методической типологии учебного материала по уровням сложности с целью расположения его в определенной последовательности; отбор и структурирование дидактического материала.

Таким образом, модель организации учебного процесса с использованием информационных технологий состоит:

• компьютеры в обучении должны использоваться в ситуациях, когда они обеспечивают получение знаний, которые в противном случае получить невозможно или достаточно сложно;

• для усиления активной роли обучающегося максимальное приближение к потребностям, возможностям, особенностям студентов;

• в целях повышения мотивации обучения необходимо использовать на занятиях созданные студентами продукты учебной деятельности;

• создание и использование в учебном процессе электронных информационно-справочных ресурсов регионального материала;

• увеличение количества занятий с применением интерактивных и мультимедийных форм для создания творческой атмосферы, что будет способствовать эффективности обучения.

Думается, что преподавателю необходимо знать возможности компьютерной техники и систем в своей предметной области и уметь писать собственные или в сотрудничестве с программистами обучающие программы;

уметь разумно сочетать использование современных образовательных технологий с другими видами учебной деятельности.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Трайнев В. Россия в грядущем информационном мире // Высшее образование в России. - 1996. - № 6. - С. 11-19.

2. Жалдак М.И. Система подготовки учителя к использованию информационных технологий в учебном процессе: Дис. ... д-ра пед. наук в форме научного доклада: 13.00.02 / АПН СССР НИИ. - М., 1989. - 48 с.

3. Шолохович В.Ф. Дидактические основы информационных технологий обучения в образовательных учреждениях: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Екатеринбург: УГППУ, 1995. - 45 с.

4. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.

5. Сергеев А.Н. Обучение в сообществах в контексте возможностей Интернета // Педагогика. - 2009. - № 5. - С. 36-40.

6. Скрябина Н.Ю. Педагогические и психофизиологические особенности применения информационных технологий в образовании // Известия Южного Федерально- 73

го Университета. - Педагогические науки. - 2008. - № 10. - С. 96-102. Щ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.