Научная статья на тему 'Дидактические средства обучения как компонент педагогического процесса'

Дидактические средства обучения как компонент педагогического процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3436
270
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ / УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ / МАТЕРИАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Туликова Саида Камалбековна

В статье речь идет о роли, видах и выборе средств обучения, о том, что внедрение в учебный процесс современных средств обучения даёт возможность организовать учебную и познавательную деятельность на более высоком уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дидактические средства обучения как компонент педагогического процесса»

ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ КАК КОМПОНЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА Туликова С.К.

Туликова Саида Камалбековна - магистрант, факультет машиностроительных технологий, Ташкентский государственный технический университет им. Ислама Каримова, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье речь идет о роли, видах и выборе средств обучения, о том, что внедрение в учебный процесс современных средств обучения даёт возможность организовать учебную и познавательную деятельность на более высоком уровне. Ключевые слова: методы обучения, средства обучения, учебное оборудование, учебные пособия, материальные средства обучения.

Методы обучения применяются в единстве с определенными средствами обучения (дидактические средства). Под ними чаще всего понимаются учебные и наглядные пособия, демонстрационные устройства, технические средства и др. Однако нужно иметь в виду, что "средства обучения" имеют и более широкий смысл. В этом случае это все то, что способствует достижению целей образования, т.е. вся совокупность методов, форм, содержания, а также специальных средств обучения. Мы остановимся на первом значении. Дидактическими средствами служат предметы, являющиеся сенсомоторными стимулами, воздействующими на органы чувств учащихся и облегчающими им непосредственное и косвенное познание мира. Они, как и методы, выполняют обучающую, воспитывающую и развивающую функции, а также выступают средством побуждения, учебнопознавательной деятельности учащихся, а также управления и контроля. Западногерманские ученые Р. Фуш и К. Кроль считают, что дидактические средства, в частности аудиовизуальные, выполняют такие функции, как мотивационная, информационная (передают информацию), управления процессом обучения, оптимизационная [2].

Средства обучения - обязательный элемент оснащения учебных кабинетов и их информационно-предметной среды, а также важнейший компонент учебно-материальной базы школ различных типов и уровней. К средствам обучения относят различные материальные объекты, в том числе объекты, искусственно созданные специально для учебных целей и вовлекаемые в воспитательно -образовательный процесс в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и учащихся. Термину «средства обучения» соответствуют эквиваленты: «учебное оборудование», «учебно-наглядные и учебные пособия», «дидактические средства» [1].

По составу объектов средства обучения делятся на две группы.

1. Материальные средства обучения. Это учебники, пособия, таблицы, макеты, модели, учебно-технические средства, помещения, мебель, учебно-лабораторное оборудование, расписание, средства наглядности и т. п.

2. Идеальные средства обучения. Это чертежи, условные схемы, диаграммы, произведения искусства, речь, письмо и т. п. Материализация - средства представлены в виде абстрактных символов. Вербализация - средства представлены в виде речевого изложения.

Материальные и идеальные средства обучения дополняют друг друга. Материальные средства обучения иначе называют дидактическими средствами. Дидактические средства чаще всего классифицируются по чувственной модальности (в зависимости от того, через какие органы чувств и способы подачи информации происходит их влияние на учебный процесс). По этому признаку дидактические

средства можно подразделить на визуальные, аудиальные, аудиовизуальные, тренажёры и универсальные.

По субъекту деятельности средства обучения делятся на две группы.

1. Средства преподавания. Например, оборудование демонстрационного эксперимента. Такими средствами пользуется учитель для объяснения и закрепления учебного материала.

2. Средства учения. Например, оборудование лабораторного практикума. Такими средствами пользуется учащийся для усвоения новых знаний [2].

Средства обучения дают возможность описать объект изучения, выделить предмет изучения и предъявить его для усвоения. Ими являются учебник, слово учителя, средства наглядности, технические средства обучения компьютер, и раздаточный учебный материал. Используя названные средства так, чтобы один дополнял другой, можно достичь высокого результата обучения.

Список литературы

1. Беспалько В.П. Педагогика и перспективные технологии обучения. М.: ИРПО, 1995. 332 с.

2. Сластенина В.А. Педагогика. М.: Издательский центр Академия, 2002. 576 с.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Хакимова С.Х.

Хакимова Севара Хамдамовна - магистрант, факультет машиностроительных технологий, Ташкентский государственный технический университет им. Ислама Каримова, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматриваются задачи обеспечения преемственности в профессиональном образовании обучающихся профессиональных колледжей и вузов на примере направления образования машиностроение.

Ключевые слова: преемственность, многоаспектность, принцип преемственности, средства обучения, форма обучения.

В Философском энциклопедическом словаре преемственность рассматривается как необходимый атрибут развития духовной культуры общества, выражается в относительной устойчивости основных принципов разрешения фундаментальных проблем онтологии, гносеологии, социологии, этики и эстетики. В педагогике преемственность означает связь между различными ступенями (этапами, педагогическими воздействиями) воспитательной системы [3].

В дидактике преемственность в обучении выступает в качестве сложной системы взаимосвязанных компонентов: преемственности в содержании; преемственности в методах, формах и дидактических приемах обучения; преемственности в средствах обучения. Среди этих компонентов преемственность в методах, формах и дидактических приемах обучения занимает особое место. Преемственность теснейшим образом связана с решением сложной проблемы по совершенствованию методов и организационных форм обучения.

Кроме того, характерной особенностью преемственности в методах, формах и дидактических приемах обучения является ее многофакторность (воздействие разнообразных факторов, влияющих на реализацию данной дидактической

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.