ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ КАК КОМПОНЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА Туликова С.К.
Туликова Саида Камалбековна - магистрант, факультет машиностроительных технологий, Ташкентский государственный технический университет им. Ислама Каримова, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье речь идет о роли, видах и выборе средств обучения, о том, что внедрение в учебный процесс современных средств обучения даёт возможность организовать учебную и познавательную деятельность на более высоком уровне. Ключевые слова: методы обучения, средства обучения, учебное оборудование, учебные пособия, материальные средства обучения.
Методы обучения применяются в единстве с определенными средствами обучения (дидактические средства). Под ними чаще всего понимаются учебные и наглядные пособия, демонстрационные устройства, технические средства и др. Однако нужно иметь в виду, что "средства обучения" имеют и более широкий смысл. В этом случае это все то, что способствует достижению целей образования, т.е. вся совокупность методов, форм, содержания, а также специальных средств обучения. Мы остановимся на первом значении. Дидактическими средствами служат предметы, являющиеся сенсомоторными стимулами, воздействующими на органы чувств учащихся и облегчающими им непосредственное и косвенное познание мира. Они, как и методы, выполняют обучающую, воспитывающую и развивающую функции, а также выступают средством побуждения, учебнопознавательной деятельности учащихся, а также управления и контроля. Западногерманские ученые Р. Фуш и К. Кроль считают, что дидактические средства, в частности аудиовизуальные, выполняют такие функции, как мотивационная, информационная (передают информацию), управления процессом обучения, оптимизационная [2].
Средства обучения - обязательный элемент оснащения учебных кабинетов и их информационно-предметной среды, а также важнейший компонент учебно-материальной базы школ различных типов и уровней. К средствам обучения относят различные материальные объекты, в том числе объекты, искусственно созданные специально для учебных целей и вовлекаемые в воспитательно -образовательный процесс в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и учащихся. Термину «средства обучения» соответствуют эквиваленты: «учебное оборудование», «учебно-наглядные и учебные пособия», «дидактические средства» [1].
По составу объектов средства обучения делятся на две группы.
1. Материальные средства обучения. Это учебники, пособия, таблицы, макеты, модели, учебно-технические средства, помещения, мебель, учебно-лабораторное оборудование, расписание, средства наглядности и т. п.
2. Идеальные средства обучения. Это чертежи, условные схемы, диаграммы, произведения искусства, речь, письмо и т. п. Материализация - средства представлены в виде абстрактных символов. Вербализация - средства представлены в виде речевого изложения.
Материальные и идеальные средства обучения дополняют друг друга. Материальные средства обучения иначе называют дидактическими средствами. Дидактические средства чаще всего классифицируются по чувственной модальности (в зависимости от того, через какие органы чувств и способы подачи информации происходит их влияние на учебный процесс). По этому признаку дидактические
средства можно подразделить на визуальные, аудиальные, аудиовизуальные, тренажёры и универсальные.
По субъекту деятельности средства обучения делятся на две группы.
1. Средства преподавания. Например, оборудование демонстрационного эксперимента. Такими средствами пользуется учитель для объяснения и закрепления учебного материала.
2. Средства учения. Например, оборудование лабораторного практикума. Такими средствами пользуется учащийся для усвоения новых знаний [2].
Средства обучения дают возможность описать объект изучения, выделить предмет изучения и предъявить его для усвоения. Ими являются учебник, слово учителя, средства наглядности, технические средства обучения компьютер, и раздаточный учебный материал. Используя названные средства так, чтобы один дополнял другой, можно достичь высокого результата обучения.
Список литературы
1. Беспалько В.П. Педагогика и перспективные технологии обучения. М.: ИРПО, 1995. 332 с.
2. Сластенина В.А. Педагогика. М.: Издательский центр Академия, 2002. 576 с.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Хакимова С.Х.
Хакимова Севара Хамдамовна - магистрант, факультет машиностроительных технологий, Ташкентский государственный технический университет им. Ислама Каримова, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматриваются задачи обеспечения преемственности в профессиональном образовании обучающихся профессиональных колледжей и вузов на примере направления образования машиностроение.
Ключевые слова: преемственность, многоаспектность, принцип преемственности, средства обучения, форма обучения.
В Философском энциклопедическом словаре преемственность рассматривается как необходимый атрибут развития духовной культуры общества, выражается в относительной устойчивости основных принципов разрешения фундаментальных проблем онтологии, гносеологии, социологии, этики и эстетики. В педагогике преемственность означает связь между различными ступенями (этапами, педагогическими воздействиями) воспитательной системы [3].
В дидактике преемственность в обучении выступает в качестве сложной системы взаимосвязанных компонентов: преемственности в содержании; преемственности в методах, формах и дидактических приемах обучения; преемственности в средствах обучения. Среди этих компонентов преемственность в методах, формах и дидактических приемах обучения занимает особое место. Преемственность теснейшим образом связана с решением сложной проблемы по совершенствованию методов и организационных форм обучения.
Кроме того, характерной особенностью преемственности в методах, формах и дидактических приемах обучения является ее многофакторность (воздействие разнообразных факторов, влияющих на реализацию данной дидактической