которая ведет к формированию общественного сознания и обмену научными
знаниями и информацией между людьми.
Список литературы
1. Бархударов Л.С. Уровни языковой иерархии и перевод. // Тетради переводчика. М., 1969. № 6. С. 10.
2. Вишняускене Д. и Лечицкая Ж. Концепция формирования переводческой компетенции при обучении переводу технической литературы // Studies about language, 2009. № 15. С. 94-103.
3. Лосева О.М. Мертвая метафора в современном научно-техническом тексте. // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 12. Ч. 3. С. 121.
4. Миньяр-Белоручев Р.К. Общая теория перевода и устный перевод. М. Изд-во «Воениздат», 1980. С. 12-13.
5. Носович Е.В., Мильруд Р.П. Параметры аутентичного учебного текста // Иностранный язык в школе, 1999. № 1. С. 11-18.
6. Рецкер Я.И. Теория перевода и переводческая практика. // Очерки лингвистической теории перевода (Серия «Наше наследие»): М. Изд-во Р. Валент, 2010. С. 32-35.
7. Фуфурина Т.А. Изучение иностранного языка для профессиональных целей как успех будущей карьеры студентов технических вузов. // Наука, техника и образование, 2015. № 2 (8). С. 98-103.
8. Фуфурина Т.А. Лексические трудности перевода «ложных друзей переводчика» с английского языка на русский // Проблемы педагогики, 2015. № 10 (11). С. 66 -72.
9. Швейцер А.Д. Теория перевода: статус, проблемы, аспекты. М., 1988. С. 95-96.
10. Yen Pan Davis. Digital Audio Compression. Digital Technical Journal, 1993 Spring. Vol. 5. № 2. P. 1-4.
О ЗНАЧЕНИИ ВИЗУАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ
1 2 Федосова О.А. , Соколина Е.Н.
1Федосова Ольга Анатольевна - кандидат педагогических наук, доцент; 2Соколина Елена Николаевна - старший преподаватель, кафедра психологии, педагогики и информационно-коммуникационных технологий, факультет дополнительного профессионального образования, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Рязанский государственный медицинский университет им. академика И.П. Павлова Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Рязань
Аннотация: в статье анализируются вопросы повышения эффективности учебного процесса за счет использования дидактических визуальных средств, которые способствуют активизации мыслительной и познавательной деятельности учащихся. Визуальная учебная информация не должна сводиться просто к демонстрации, а должна активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся. Это требует от педагогов нового понимания роли визуальных средств обучения, освоения новых методов и инструментов их создания и использования. Современными средствами визуализации учебной информации являются информационно-коммуникационные технологии, которые позволяют сделать учебный контент мультимедийным и интерактивным. В статье обоснована необходимость освоения преподавателями методов и инструментов визуализации учебного материала и применения их на практике.
Ключевые слова: визуализация, мультимедийные технологии, интерактивность, познавательная деятельность студентов, наглядные средства обучения.
В современном мире значительно возросла скорость информационного обмена, появились новые способы передачи визуальной информации. Развитие информационных технологий, формирование новой визуальной культуры предъявляет особые требования к деятельности педагогов. Информационная насыщенность современного мира предполагает специальную подготовку учебного материала перед тем, как предъявить его учащимся. Для решения этих задач преподаватель должен владеть не только навыками поиска, анализа, обработки, но и грамотного представления информации. Одним из необходимых качеств педагогов, способных к педагогическим инновациям, является умение визуализации учебной информации. Визуализация учебной информации признается важнейшим направлением совершенствования дидактических средств. Дидактическая значимость процессов мультимедиа-визуализации проявляется, прежде всего, в реализации принципа наглядности в обучении. В настоящее время решение задачи визуализации учебной информации должно осуществляться на качественно новом уровне. Необходимо использовать такие дидактические визуальные средства, которые не просто иллюстрируют учебный материал, но способствуют активизации мыслительной и познавательной деятельности учащихся.
Термин «визуализация» происходит от латинского слова visualis -воспринимаемый зрительно, наглядно, то есть подразумевает представление числовой и текстовой информации в виде графиков, диаграмм, схем, таблиц, карт и т.д. Такое понимание визуализации как процесса наблюдения предполагает минимальную познавательную активность обучающихся, а дидактические средства в этом случае выполняют лишь демонстрационную функцию. А в современной педагогике визуализация информации представляется как вынесение в процессе познавательной деятельности образов, форма которых определяется ассоциативно. В связи с этим возрастает роль визуальных моделей изучаемых объектов, требующих концентрации знаний обучающихся и расширения их учебно-познавательных действий .
Согласно многочисленным исследованиям педагогов и психологов новая информация усваивается лучше тогда, когда учебный материал представлен в структурированном виде. Это помогает учащимся легче усваивать новые системы понятий и способы действий. Существует множество методов визуального структурирования, обусловленное существенными различиями в природе, особенностях и свойствах знаний различных предметных областей. Согласно достижениям нейропсихологии обучение эффективно тогда, когда потенциал мозга человека развивается через преодоление интеллектуальных трудностей в условиях поиска смысла через установление закономерностей [1, с.307].
При визуализации учебного материала каждому педагогу следует учитывать, что наглядные образы позволяют значительно сократить словесное описание объекта, явления, процесса без утраты качества восприятия новой информации. Определение оптимального соотношения наглядных образов и словесной, символьной информации является важным аспектом использования визуальных учебных материалов.
Понятийное и визуальное мышление находятся в постоянном взаимодействии, раскрывают различные стороны изучаемого понятия, процесса или явления. Словесно-логическое мышление дает более точное и обобщенное отражение действительности, но это отражение абстрактно. А визуальное мышление помогает сформировать образы и сделать их целостными и полными. При разработке учебно -методических материалов педагог должен постоянно контролировать степень обобщения содержания обучения, а при проведении занятий дублировать вербальную информацию образной и наоборот.
При использовании методов визуализации происходит образное представление знаний и учебных действий, следовательно, у обучающихся возникает необходимость распознавания образов. Визуальная передача знаний способствует формированию и развитию визуального мышления и зрительного восприятия. Таким образом, визуальные методы представления учебной информации, если не сводятся к простому иллюстрированию, позволяют обеспечить интенсификацию обучения и активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся. Такой подход требует от педагогов изменения традиционных наглядных средств обучения.
Современным средством является визуализация учебной информации с помощью информационных технологий. Компьютер дает возможность демонстрации на экране объектов и процессов во времени, в пространстве, в движении. Мультимедийные технологии позволяют включать в учебный процесс текст, графику, звук, анимации, видеоизображения, презентации, интерактивные карты, анимированные опорные конспекты и пр. Традиционные наглядные пособия - таблицы, схемы, картины, иллюстрации - остаются актуальными, но при использовании компьютера требуют новых видов наглядности, основанных на интерактивности, мультимедийное™ и динамизме.
В обучении с применением информационно-коммуникационных технологий интерактивность наглядных средств на основе мультимедиа обеспечивает студентам и преподавателям возможность активно взаимодействовать, управлять представлением информации, определять последовательность использования фрагментов информации, изменять, дополнять или же уменьшать объем содержательной информации. Следовательно, интерактивность улучшает когнитивные свойства учебного процесса, вносит игровые и исследовательские компоненты в учебную работу, побуждает учащихся к всестороннему анализу свойств изучаемых объектов и процессов [2, с.361].
Технология анимации позволяет изменять цвет, размер объектов, создавать мультипликационные фрагменты, выделять один или несколько объектов. Для этого применяют подчеркивания, рамки, заливки и пр. С помощью анимации может быть создана иллюзия движения, изменения, развития, что делает наглядность еще более яркой и образной. Анимация может дать наглядное представление о динамике какого-либо события, закономерностях изучаемых явлений и процессов. Таким образом, динамика компьютерной анимации может использоваться для активизации познавательной деятельности.
Мультимедиа - неотъемлемая часть современных информационных технологий, основанная на одновременном использовании различных средств представления информации разного типа. Это совокупность приемов, методов и средств сбора, накопления, обработки, хранения, передачи, различной информации в условиях интерактивного взаимодействия пользователя с информационной системой. Технологии мультимедиа позволяют представить на экране аудиовизуальную информацию. Благодаря этому технологии мультимедиа используют при разработке и создании наглядных средств обучения, компонентами которых являются статические и анимированные изображения, а также текстовая и видеоинформация со звуковым сопровождением.
С развитием трехмерной графики научная визуализация сформировалась в самостоятельную отрасль науки. Переход на 3D-технологии превратил графику из средства представления в мощный метод решения научных проблем и визуализации учебного материала. Трехмерная визуализация может широко применяться для образовательных систем в различных областях науки, техники, медицины. Обучение с использованием трехмерных моделей очень наглядно и позволяет разнообразить формы подачи материала и повышать интерес учащегося [3, с. 102].
В настоящее время использование наглядных средств обучения, созданных на основе современных информационных технологий, пока еще вызывает у многих
98
преподавателей трудности, связанные с отбором средств наглядности для решения конкретных педагогических задач и форм организации учебной деятельности.
Специалистам, преподавателям, использующим аудио и визуальные технологии в своей профессиональной деятельности, необходимо постоянное повышение квалификации. Методика преподавания с использованием компьютерной графики и аудиовизуальных средств должна ориентироваться на современные технологии и на тенденции развития способов использования информационно-компьютерных средств и технологий. Изучение новых технологий, методик использования новых программных продуктов и решений может быть реализовано через дистанционные формы обучения, веб-конференции, различные формы удаленного тестирования и аттестации. Обучение в этих и других форматах позволит преподавателю повысить квалификацию, освоить методы и инструменты визуализации учебного материала и успешно применять их на практике.
Список литературы
1. Бабаева В.В. Реализация инновационных технологий в процессе подготовки будущих преподавателей профессионального образования // Молодой ученый, 2012. № 8. С. 306-308. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/43/5169/ (дата обращения: 14.04.2018).
2. Калиниченко А.В. Интерактивные электронные дидактические средства с когнитивной визуализацией/Научно -технический вестник информационных технологий, механики и оптики. 2017. Т.17, № 2, С. 359-364. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://cyberlemnka.m/artide/n/interaktivnye-elektronnye-didakticheskie-sredstva-s-kognitivnoy-vizualizatsiey/ (дата обращения: 14.04.2018).
3. Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б., Неудахина Н.А. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов // Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б., Неудахина Н.А. Ч.2. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2002. 185 с.
КАТЕГОРИЯ ЗНАЧЕНИЯ И ЕГО СУЩНОСТЬ В СЕМАНТИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЕ Алиева А.Э.
Алиева Айше Эдемовна - преподаватель, кафедра английского языка и литературы, факультет филологии, Гулистанский государственный университет, г. Гулистан, Республика Узбекистан
Аннотация: понятие «значение» имеет разные аспекты и определяется по разному применительно к отдельным сферам человеческой деятельности. Общежитейское понимание «значения» определяется, например, следующим образом: «Значение - то, чем данный объект является для людей, находящихся в процессе житейской, эстетической, научной, производственной, общественно-политической и другой деятельности». В математической логике понятие «значение» относится к символу, который обозначает как конкретные величины, так и определенные операции с величинами. Данная статья посвящена изучению специфики понятия «значения». Ключевые слова: категории, лексика, дефиниция, семантика, значение.
Для выяснения сущности категории значения языковых единиц в чисто лингвистическом плане может и не нужно было бы останавливаться на интерпретации понятия «значение». В логической семантике, если бы некоторые ее понятия не были перенесены в лингвистику, особенно в современные работы по семантике и