Научная статья на тему 'Разработка мультимедиа насыщенных «Zoom-презентаций» для школьного курса «Информатика и ИКТ»'

Разработка мультимедиа насыщенных «Zoom-презентаций» для школьного курса «Информатика и ИКТ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1287
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МУЛЬТИМЕДИА / ZOOM-ТЕХНОЛОГИЯ / ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бабаев Рустам

Обсуждается проблема использования в обучении новых средств структурирования и визуализации учебной информации. Рассматривается реализация и применение ZOOM технологии представления учебных материалов по курсу «Информатика и ИКТ» для средней общеобразовательной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка мультимедиа насыщенных «Zoom-презентаций» для школьного курса «Информатика и ИКТ»»

ПЕРВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ: ОПЫТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

УДК 004.9

Р. У. Бабаев

РАЗРАБОТКА МУЛЬТИМЕДИА НАСЫЩЕННЫХ «ZOOM-ПРЕЗЕНТАЦИИ» ДЛЯ ШКОЛЬНОГО КУРСА «ИНФОРМАТИКА И ИКТ»

Обсуждается проблема использования в обучении новых средств структурирования и визуализации учебной информации. Рассматривается реализация и применение ZOOM технологии представления учебных материалов по курсу «Информатика и ИКТ» для средней общеобразовательной школы.

Ключевые слова : информационно-коммуникационные технологии, мультимедиа, zoom-технология, информация, информационные процессы.

Стремительное развитие информационного общества определяет необходимость обновления практики применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в сфере образования. Использование новых средств ИКТ в обучении способствует более качественному восприятию и усвоению учебного материала, что обеспечивает в итоге формирование у учащихся системы полных и глубоких знаний.

В настоящее время является актуальным поиск новых средств структурирования и визуализации учебной информации в виртуальной информационной среде. Разработкой новых подходов к решению этой проблемы занимаются как отечественные авторы (Д.В. Баяндин, Е.А. Еремин, И.Н. Коваленко, Е.В. Оспенникова и др.), так и зарубежные (R. Mayer, R. Moreno и др. [5, 7, 9, 14]. Исследователями обсуждаются возможности применения средств ИКТ для решения этой задачи.

Под информационно-коммуникационными технологиями понимают «... совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей» [2, с. 21]. В современных системах образования широкое распространение получили различные универсальные офисные прикладные программы и средства информационно-коммуникационных технологий, к которым можно отнести всевозможные текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты и др.

В основе применения средств информационно-коммуникационных технологий лежит понятие мультимедиа. Существует несколько подходов к определению понятия мультимедиа. Согласно наиболее распространённой трактовке его содержание связывается с « ... комплексом аппаратных и программных средств, позволяющих пользователю работать в интерактивном ре-

© Бабаев Р.У., 2015

жиме с разнородными данными (текст, графика, анимация, видео, звук, речь), организованными в виде единой информационной среды» [3, с.6]. Мультимедиа технологии представляют собой «... совокупность современных средств аудио- теле-, визуальных и виртуальных коммуникаций, используемых в процессе организации, планирования и управления различных видов деятельности» [1, с.249].

Использование мультимедиа технологий в обучении является эффективным средством воздействия на качество восприятия школьниками учебного материала. Одним из наиболее значимых преимуществ мультимедиа технологий представления информации является его интерактивность: «... процесс предоставления информации в ответ на запросы пользователя» [3, с. 7]. За счет интерактивности оказывается возможным в определенных пределах управление предъявлением информации пользователю. Обучаемый может отвечать на запросы образовательной программы о конкретных предпочтениях и индивидуально менять ее настройки. Появляется возможность изучать информацию в нужной последовательности, варьировать скорость подачи материала, регулировать число повторений, удовлетворяющих индивидуальным потребностям учащегося.

Мультимедиа технологии широко применяются при разработке цифровых образовательных ресурсов учебного назначения, которые включают в себя: курсы лекций, учебные пособия, презентации, учебные фильмы, видеоуроки, электронные учебники, энциклопедии, словари, обучающие программы и др. [13].

Соединение технологий мультимедиа и возможностей применения инструментов виртуальной среды для структурирования информации позволяет эффективно решать проблему визуализации и системного представления учебного материала, а также, в ряде случаев, обучать учащихся приемам систематизации информации средствами ИКТ.

Наибольшее распространение в практике работы учителей-предметников получило такое средство представления учебной информации, как презентация МБ РР. При подготовке таких презентаций, как правило, широко используется их мультимедиа потенциал. Мультимедиа-презентации являются удобным и эффектным способом представления текстовой информации, статичной графики, динамических изображений и звука. Целесообразность применения таких презентаций в учебном процессе обусловлена, прежде всего, их специфическими дидактическими свойствами, такими как многоканальность подачи информации, наглядность, интеграль-ность, интерактивность, возможность моделирования изучаемых процессов и явлений и включения элементов игровой деятельности [8, с. 16].

Одной из главных причин активного использования мультимедийных презентаций в обучении является необходимость визуализации изучаемого материала. Однако информация должным образом не воспринимается учащимися, если не представить ее в структурно ясной, обозримой форме [4]. Использование новых форм визуально-графического отображения и структурирования учебной информации в виртуальной среде актуализирует процесс мыслительной деятельности учащихся.

Любой объект может быть зафиксирован в виде знаков, схем или рисунка. Эти графические образы применяются для усвоения и переработки информации. Исследования психологов подтверждают, что «.восприятие не является результатом простой поточечной передачей изображения из рецепторов в мозг. При восприятии некоторой картины человек группирует одни

ее части с другими частями, так что вся картина в целом воспринимается как нечто определенным образом организованное» [12, с. 129]. Педагогическая функция визуальных средств обучения «... оказывается не только в том, чтобы дать учащимся живой, красочный образ недостаточно известного им фрагмента действительности и расширить в этом направлении их чувственный опыт ... ». Важно «... раскрыть перед обучаемыми сущность изучаемых явлений, установить устойчивые связи и отношения между частями изучаемого целого и отношения последнего к более широкому кругу явлений, подвести учащихся к надлежащим научным обобщениям» [13, с.37].

Программа MS PowerPoint для создания презентаций предоставляет пользователю целый ряд инструментов для создания не только красочных, но и структурно организованных презентаций. Однако размеры рабочего поля слайда MS PowerPoint огранивают возможности разработчика в предъявлении больших объемов структурированной информации. Может быть реализовано только линейное структурирование информации (последовательно «слайд за слайдом»)

Одной из новых технологий визуализации и структурирования информации является «ZOOM-технология». Данная технология позволяет визуализировать систему знаний определенной области путем создания мультимедиа «насыщенных презентаций» [11] . Отличительной чертой визуализации знаний посредством насыщенной презентации является не только возможность их представления разнообразными мультимедиа объектами, но и то, что эти объекты являются технологически встроенными в данную среду Это способствует снижению временных затрат на организацию учебной работы учителя и учащихся с данной презентацией.

Еще одной важной особенностью презентаций, реализованных в ZOOM-технологии, является то, что структурное представление информации может быть не только линейным. Появляется возможность выстраивания сложных связей между элементами системы знаний, а также осуществления переходов (или перемещений) по данным связям между составляющими системы [6].

Zoom-презентация является одним из эффективных в применении мультимедийных продуктов учебного назначения. При ее разработке должны учитываться «принципы мультимедийного обучения». Р. Майер и И.Н. Коваленко в своих работах выделяют следующие принципы: мультимедийности; смежности; одновременности; соответствия; модальности; избыточности; сегментирования; организации; структуры [7, 14].

Целью настоящей работы являлось создание ZOOM-презентации к разделу «Информация и информационные процессы». Основу структурирования учебной информации по данному разделу составила модель «Интеллект-карты» (рис. 1.), представленная в работе Е.А. Еремина [5]. Отметим, что данная интеллект-карта является статичным визуальным объектом. Нами разработано аналогичное интерактивное приложение с применением ZOOM-технологии.

В процессе создания ZOOM-презентации последовательно решались следующие задачи:

■ подготовка и структурирование учебного материала по всем элементам «Интеллект-карты»;

■ визуализация структуры и основного содержания элементов «Интеллект-карты»;

■ разработка анимации к некоторым компонентам «Интеллект-карты»

■ объединение и структурирование всех учебных объектов в ZOOM-презентации, организация переходов между элементами.

теоретическая вычислительная алгоритмизация и прикладная искусственный

информатика техника программирование информатика интеллект

информационные технологии

их развитие и - распространение^ ведет к

информационное, общество

Рис. 1. Карта понятий главы учебника «Информатика» для 10 класса (автор ЕЛ, Еремин) [5]

£

1 о -к ¡е

0

а:

а: £

<5

РЧ

1

а о* 5

2

а:

3

а

§

о

с с Ой

о

8 о

Ой

о а ¡е г:

СО

го

0 н

1

я

£

<

М Е 5

При подготовке ZOOM-презентации отдельные ее элементы разрабатывались с применением инструментов редактора MS PP, входящего в комплект Microsoft Office. Основными элементами инструментальной среды PowerPoint, которые преимущественно использовались в рамках данной работы, стали следующие инструменты: рисунки, изображения из Интернета, фигуры, SmartArt объекты, надпись, уравнение, видео, звук (рис. 2).

ИТ

1 1 i 1 1

Степень централизации техн ол огич ее ко го процесса Тип предметной области Степень охвата задач управления Класс реализуемых технологических операций Тип пользовательского интерфейса Способ построения сети

Централизованная Бухучет Автоматизированн ая обработка данных Текстовый редактор Пакетные Локальные

Де централ изова н н ая Налоговый учет Автоматизация функций управления Табличные процессы Диалоговые Иерархические

Комбинированная Страховая деятельность и т.д. Поддержка принятия решений СУБД Сетевые Распределенные

Электронный офис Графические редакторы

Экспертная поддержка Мультимедийные системы

Рис. 2. Элементы инструментальной среды MS PowerPoint, использовавшиеся для создания презентации

К отдельным элементам «Интеллект-карты» «Информация и информационные процессы» разработаны анимации с использованием языка программирования ActionScript 2.0.

Для первой анимации была выбрана тема «Структурирование данных». В анимации демонстрируются основные виды структурирования данных: множество, линейный список, таблица, иерархия, граф (рис. 3).

Вторая анимация была подготовлена по теме «Передача данных и помехи» (рис. 4). В анимации демонстрируются общая схема передачи данных, примеры современных линий связи и механизмы защиты от помех.

Последним этапом разработки Zoom-презентации являлось добавление созданных рисунков и анимации в среду Zoom и добавление к презентации специальных эффектов [6, 11].

Итогом работы стало создание Zoom-презентации к описанной «Интеллект-карте», обеспечивающей визуализацию системы знаний по разделу «Информация и информационные процессы». В данной презентации визуализированы связи между элементами системы, по которым можно осуществлять «интерактивное перемещение». Презентация является «насыщенной» объ-

ектами мультимедиа, что позволяет сочетать абстрактный подход к описанию системы знания с его конкретизацией.

Рис. 3. Анимация «Структурирование данных»

Рис. 4. Анимация «Передача данных и помехи»

Медиаобъекты (видеофрагменты, анимации, интерактивные модели, а также звуковое сопровождение), включенные в Zoom-презентацию, не являются внешними по отношению к ней. Они технологически встроены в данную среду, что создает необходимое удобство в работе (в особенности на интерактивной доске). Отметим, что среда разработки Zoom-презентации и созданные в ней конкретные учебные материалы являются объектами глобальной сети [6, 11].

Общий вид презентации и ее отдельный фрагмент представлены на (рис. 5, 6).

Разработанная Zoom-презентация к разделу «Информация и информационные процессы» может быть использоваться для проведения занятий по курсу «Информатика и ИКТ» в средней школе (10-й класс, углубленный уровень), а также элективных курсов и факультативов П-направленности.

Автор выражает благодарность доценту кафедры мультимедийной дидактики и ИТО ПГГПУ И.В. Ильину за помощь в подготовке материалов данной статьи.

Рис. 5. Общий вид Zoom-презентации к разделу «Информация и информационные процессы»

Рис. 6. Фрагмент Zoom-презентации к разделу «Информация и информационные процессы»

Библиографический список

1. Бизнес: толковый словарь / Г. Бетс, Б. Брайндли, С. Уильяме и др. // - М.: ИНФРА-М, Изд-во «Весь Мир». - 1998.

2. Гончарова М.А., Решетникова Н.В. Образовательные технологии в школьном обучении математике: учебное пособие - Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 264 с.

3. Гордеева И.В. Мультимедиа технология [Текст]: учеб. пособие. - 2-е изд. - Новосибирск: СГГА, 2010. - 158 с.

4. Горлицына О.А. Обучение студентов педвузов визуализации знаний // NB: Педагогика и просвещение. - 2012. - № 2. - С.1-9.

5. Еремин Е.А. Карты Mind Maps для учебника информатики // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Информационные компьютерные технологии в образовании. - Пермь: ПГГПУ. - 2014. - Вып. 10. - с.22-38.

6. Ильин И.В. Направления применения ИКТ при формировании у учащихся физико-технического знания в курсе физики средней школы // Вестник ПГПУ. Серия «ИКТ в образовании». - 2013. - Вып.9. - С. 46-52.

7. Коваленко И.Н. Мультимедиа: когнитивный подход // Материалы V открытой Всероссийской конференции «Преподавание информационных технологий в Российской Федерации», Тверская область, 13-16 мая 2007 г. - URL: http://www.it-education.ru /2007/reports/Stend/Kovalenko.htm (дата обращения: 15.06.2015).

8. Маханькова Н.В., Мокрушина Л.В. Мультимедийная презентация в иноязычном образовании: учеб. пособие / под ред. Т. И. Зелениной. - Ижевск: Изд-во Удмуртского университета, 2012. - 125 с.

9. Оспенникова Е.В. Е-Дидактика. Мультимедиа: проблемы и направления исследования // Вестник ПГПУ. Серия «ИКТ в образовании». - 2005. - Вып.1. - С. 16-30.

10. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /под ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. - М.: Изд. центр «Академия», 2008. - 352 с.

11. Печеный А.П. , Ильин И.В. Проблема систематизации технического знания в учебном процессе по физике. Использование современных технологий его представления и визуализации [Текст] // Вестник ПГПУ. Серия: «ИКТ в образовании». - Пермь: ПГПУ. - 2010. - Вып.6. - С.110-114

12. Терегулов Ф.Ш., Штейнберг В.Э. Образование - новый взгляд: теория, технология, практика [Текст]. - Уфа: Изд-во БИРО, 1998. - С. 40.

13. Шалкина Т. Н., Запорожко В.В., Рычкова А.А. Электронные учебно-методические комплексы: проектирование, дизайн, инструментальные средства. - Оренбург: ОГУ, 2008. - 160 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Mayer R., Moreno R.A Cognitive Theory of Multimedia Learning: Implications for Design Principles (1998). - URL: https://gustavus.edu/education/courses/edu241/mmtheory.pdf (дата обращения: 15.06.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.