ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ОБУЧЕНИЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Хакимов Ж.О.1, Хасанова С.Т.2
1Хакимов Жамшид Октямович - доцент, заведующий кафедрой, кафедра энергомашиностроения и профессионального
образования;
2Хасанова Сурайёхон Тулкин - магистрант, машиностроительный факультет, Ташкентский государственный технический университет
им. Ислама Каримова, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в данной статье раскрываются организационно-педагогические условия обучения будущих учителей самостоятельной работе с применением средств информационных и коммуникационных технологий. Ключевые слова: самостоятельная работа, самообучения, информационно-коммуникационная технология, ключевые компетенции, средства обучения.
В настоящее время можно констатировать наличие существенных изменений условий организации обучения в образовательных учреждениях: осуществляется переход от обучения в закрытой образовательной среде к системе открытого и непрерывного образования; информационно -коммуникационные технологии становятся неотъемлемой частью информационного образовательного пространства; самообразование, самообучение утверждаются в качестве ведущих форм образования.
Опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучаемых приобретает особую значимость в системе ключевых компетенций, определяющих качество современного образования.
В высшем образовании происходит изменение требований к профессиональной компетентности учителя, к процессу формирования его инновационных профессиональных умений. Современный учитель информатики должен быть готовым осуществлять обучение и воспитание обучающихся в условиях формирующегося информационного образовательного пространства на основе информационно -коммуникационных технологий (ИКТ), использовать приемы, методы и средства обучения, мотивирующие учащихся к самостоятельно инициируемому опережающему обучению с использованием ИКТ.
Решение этих задач невозможно без повышения роли самостоятельной работы студентов над учебным материалом, развития у них навыков организации самостоятельной учебной деятельности в современных условиях [1].
Но информатизация социума предопределяет, с одной стороны, появление новых требований к организации самостоятельной работы студентов в вузе, с другой стороны, открывает перед ней новые возможности, связанные с реализацией дидактического потенциала информационных и коммуникационных технологий.
В этой связи отметим, что вопросы, связанные с обучением студентов самостоятельной работе с применением средств информационных и коммуникационных технологий, не были предметом специального исследования. К ряду нерешенных относятся вопросы о содержании и структуре готовности будущего учителя к самостоятельной работе в условиях информатизации образования, об организационно -педагогических условиях обучения студентов самостоятельной работе средствами информационных и коммуникационных технологий.
К числу таких условий также относятся личностный подход к организации самостоятельной работы студентов. Он предполагает:
1) ориентацию на формирование готовности студента к самостоятельной работе;
2) организацию индивидуальной образовательной траектории в образовательной среде, обеспечивающей максимально возможное автономное самоуправление самостоятельной работой субъекта учения;
3) в рамках совместного целеполагания и планирования определение обучаемым и обучающим содержательного контента [2].
В рамках самостоятельной работы студента дидактический потенциал информационных и коммуникационных технологий определяется возможностью их эффективного применения в рамках таких педагогических ситуаций, как предъявление учебного материала, оценка результатов самообучения в интерактивной развивающей среде, интенсивный тренинг, ролевая игра, поиск информации, коммуникативная деятельность, проектная деятельность, экспериментальная деятельность, самопрезентация. Реализация в полной мере этого потенциала - одно из важнейших организационно-педагогических условий обучения студентов методам самостоятельной работы.
В процессе самостоятельной работы существенные изменения наблюдаются в изменении таких свойств и качеств личности студента, как:
• «стремление к успеху»;
• «интерес к самостоятельной познавательной деятельности»;
• «критичность мышления»;
• «склонность к инновациям»;
• «уверенность в себе»;
• «инициативность» [2].
Организация самостоятельной работы средствами информационных и коммуникационных технологий способствует улучшению результатов обучения.
Список литературы
1. Ермолович Елена Владимировна. Методика организации самостоятельной работы будущих учителей информатики в процессе изучения дисциплины "Программное обеспечение ЭВМ": Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. Красноярск, 2003. 157 с.
2. Старцева Наталья Валерьевна. Организационно-педагогические условия обучения будущих учителей самостоятельной работе с применением средств информационных и коммуникационных технологий: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Самара, 2007. 222 с.