средства можно подразделить на визуальные, аудиальные, аудиовизуальные, тренажёры и универсальные.
По субъекту деятельности средства обучения делятся на две группы.
1. Средства преподавания. Например, оборудование демонстрационного эксперимента. Такими средствами пользуется учитель для объяснения и закрепления учебного материала.
2. Средства учения. Например, оборудование лабораторного практикума. Такими средствами пользуется учащийся для усвоения новых знаний [2].
Средства обучения дают возможность описать объект изучения, выделить предмет изучения и предъявить его для усвоения. Ими являются учебник, слово учителя, средства наглядности, технические средства обучения компьютер, и раздаточный учебный материал. Используя названные средства так, чтобы один дополнял другой, можно достичь высокого результата обучения.
Список литературы
1. Беспалько В.П. Педагогика и перспективные технологии обучения. М.: ИРПО, 1995. 332 с.
2. Сластенина В.А. Педагогика. М.: Издательский центр Академия, 2002. 576 с.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Хакимова С.Х.
Хакимова Севара Хамдамовна - магистрант, факультет машиностроительных технологий, Ташкентский государственный технический университет им. Ислама Каримова, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматриваются задачи обеспечения преемственности в профессиональном образовании обучающихся профессиональных колледжей и вузов на примере направления образования машиностроение.
Ключевые слова: преемственность, многоаспектность, принцип преемственности, средства обучения, форма обучения.
В Философском энциклопедическом словаре преемственность рассматривается как необходимый атрибут развития духовной культуры общества, выражается в относительной устойчивости основных принципов разрешения фундаментальных проблем онтологии, гносеологии, социологии, этики и эстетики. В педагогике преемственность означает связь между различными ступенями (этапами, педагогическими воздействиями) воспитательной системы [3].
В дидактике преемственность в обучении выступает в качестве сложной системы взаимосвязанных компонентов: преемственности в содержании; преемственности в методах, формах и дидактических приемах обучения; преемственности в средствах обучения. Среди этих компонентов преемственность в методах, формах и дидактических приемах обучения занимает особое место. Преемственность теснейшим образом связана с решением сложной проблемы по совершенствованию методов и организационных форм обучения.
Кроме того, характерной особенностью преемственности в методах, формах и дидактических приемах обучения является ее многофакторность (воздействие разнообразных факторов, влияющих на реализацию данной дидактической
категории), многоаспектность (параллельное решение вопросов дидактического, педагогического и методического характера) и многогранность (исследование проблемы требует структурно-системного подхода к ее решению, учета возрастных особенностей и индивидуальных различий обучаемых, степени профессионального мастерства преподавателей и т.п.) [1].
Принцип преемственности, внедряемый в обеих формах, имеет огромное значение для обеспечения эффективности занятий, что предполагает разработку технологии обеспечения преемственности среднего специального и высшего образования. Дисциплины машиностроительного цикла, включенные в учебные планы, являются фундаментальными для обучаемых данного направления среднего специального и высшего образования, изучаются на базе и общеобразовательных и общепрофессиональных дисциплин. Они призваны углублять и расширять знания обучаемых по специальным предметам, служить основой для изучения данных дисциплин. Особенностью преподавания дисциплин машиностроительного цикла является направленность на производство, решение теоретических и практических проблем отрасли, тесная связь с практикой производства [2].
Обучаемые наряду с основными понятиями по машиностроительным дисциплинам как основы машиностроения, материаловедение, технология конструкционных материалов, основы стандартизации и метрологии должны овладеть профессиональными навыками и умениями. Насколько высок уровень профессиональных знаний, настолько выше квалификационная характеристика, интенсивнее процесс самосовершенствования в профессии. Однако несоответствия в нормативных документах средних специальных и высших учебных заведений, а именно не достаточность обеспечения преемственности приводит к определенным негативам в профессиональной подготовке будущих специалистов. Актуальность проблемы преемственности между профессиональным колледжем и вузом очевидна, если учитывать, что овладение профессией в вузе, в объеме, предусмотренном программой, возможна только на основе знаний, усвоенных в профессиональном колледже.
Система среднего специального профессионального образования должна оперативно и четко реагировать на потребности производства, науки и культуры, удовлетворять требования отраслей экономики в младших специалистах. Преемственность в звеньях системы непрерывного профессионального образования страны должна обеспечиваться в рамках конкретных курсов, соответствующих возрастным и психологическим особенностям будущих специалистов, содержанию образования. Вместе с тем, анализ действующих учебных программ, учебно-методической литературы и практики показал: учебный материал не всегда соответствует возрастным особенностям обучаемых; не достаточно обеспечена последовательность, учебного материала: тем, глав, т. е. не обеспечена внутри предметная преемственность; не достаточно уделено внимания преемственности между общепрофессиональными и специальными дисциплинами на теоретических и практических занятиях; не созданы инвариантные программы по направлениям образования; темы не всегда изучаются комплексно и системно, не достаточно количество выделенных часов на практические занятия и др. [2].
Решение данных проблем, устранение указанных недостатков служит не только совершенствованию учебно-воспитательного процесса, но и обеспечению преемственности в обучении на должном уровне. Целесообразным является разработка дидактических основ осуществления преемственности, разработка и внедрение технологии проектирования преемственности учебных дисциплин в среднем специальном и высшем профессиональном образовании.
Список литературы
1. Пчела С.А. Обеспечение преемственности подготовки специалистов электротехнического профиля в базовой профессиональной школе: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.08 Казань, 2007. 186 с.
2. Рахмонова В.К. Обеспечение преемственности в системе непрерывного профессионального образования // Молодой ученый, 2013. № 3. С. 494-495.
3. Философский энциклопедический словарь. М: «Советская энциклопедия», 1983. 840 с.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ Эшкурбонов А.А.
Эшкурбонов Анвар Абдикайимович - магистрант, факультет машиностроительных технологий, Ташкентский государственный технический университет им. Ислама Каримова, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматриваются условия формирования профессиональных умений и навыков учащихся на уроках производственного обучения. Ключевые слова: профессиональных умений и навыков, производственное обучение, процесс формирования, условия труда.
Производственное обучение формирование у учащихся профессиональных умений и навыков; применение знаний на практике. Производственное обучение практическое и теоретическое обучение по избранной профессии в процессе производственной деятельности, на которое отводится 50% всего учебного времени. Оно является частью учебного процесса и включает деятельность мастера и деятельность учащихся. В деятельность мастера производственного обучения входит: создание у учащихся полного представления о задачах предстоящего трудового процесса, условиях, средствах, способах выполнения и контроля трудовых действий руководство деятельностью учащихся при выполнении ими трудовых действий контроль и анализ учебных достижений учащихся, проверка и оценка их знаний, умений и навыков. Деятельность учащихся заключается в учении: систематический сознательный и целенаправленный учебный труд по усвоению умений и навыков [3].
Цель урока производственного обучения заключается в том, что учащиеся на основе полученных технологических знаний освоили движения, приемы и способы выполнения действий и операций, необходимые для последующего формирования у них навыков и умений выполнения производственных работ по определенной профессии. Учащимся недостаточно просто запомнить и изучить учебный материал; они должны его понять, переработать и воспроизвести при выполнении задания [1].
Процесс формирования любого навыка имеет некоторые общие признаки:
Первый признак - объединение многих элементарных движений в единое целое. Объединяют элементы действий в целостное образование на основании закона формирования временных нервных связей, которые открыл И.П. Павлов. Навык означает создания и функционирования в коре больших полушарий устойчивой системы временных нервных связей, которые называются динамическим стереотипом. Выработка динамического стереотипа создает условия, при которых