Список литературы
1. Пчела С.А. Обеспечение преемственности подготовки специалистов электротехнического профиля в базовой профессиональной школе: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.08 Казань, 2007. 186 с.
2. Рахмонова В.К. Обеспечение преемственности в системе непрерывного профессионального образования // Молодой ученый, 2013. № 3. С. 494-495.
3. Философский энциклопедический словарь. М: «Советская энциклопедия», 1983. 840 с.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ Эшкурбонов А.А.
Эшкурбонов Анвар Абдикайимович - магистрант, факультет машиностроительных технологий, Ташкентский государственный технический университет им. Ислама Каримова, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматриваются условия формирования профессиональных умений и навыков учащихся на уроках производственного обучения. Ключевые слова: профессиональных умений и навыков, производственное обучение, процесс формирования, условия труда.
Производственное обучение формирование у учащихся профессиональных умений и навыков; применение знаний на практике. Производственное обучение практическое и теоретическое обучение по избранной профессии в процессе производственной деятельности, на которое отводится 50% всего учебного времени. Оно является частью учебного процесса и включает деятельность мастера и деятельность учащихся. В деятельность мастера производственного обучения входит: создание у учащихся полного представления о задачах предстоящего трудового процесса, условиях, средствах, способах выполнения и контроля трудовых действий руководство деятельностью учащихся при выполнении ими трудовых действий контроль и анализ учебных достижений учащихся, проверка и оценка их знаний, умений и навыков. Деятельность учащихся заключается в учении: систематический сознательный и целенаправленный учебный труд по усвоению умений и навыков [3].
Цель урока производственного обучения заключается в том, что учащиеся на основе полученных технологических знаний освоили движения, приемы и способы выполнения действий и операций, необходимые для последующего формирования у них навыков и умений выполнения производственных работ по определенной профессии. Учащимся недостаточно просто запомнить и изучить учебный материал; они должны его понять, переработать и воспроизвести при выполнении задания [1].
Процесс формирования любого навыка имеет некоторые общие признаки:
Первый признак - объединение многих элементарных движений в единое целое. Объединяют элементы действий в целостное образование на основании закона формирования временных нервных связей, которые открыл И.П. Павлов. Навык означает создания и функционирования в коре больших полушарий устойчивой системы временных нервных связей, которые называются динамическим стереотипом. Выработка динамического стереотипа создает условия, при которых
одновременно с автоматизированным актом может выполняться сложнее аналитико-синтетическая деятельность.
Второй признак - постепенное устранение лишних движений (или элементов действий) и уменьшение напряженности.
Третий признак - перенос внимания с процесса на результат труда. Например, овладев навыки написания слов, человек переносит внимание с того, как писать, на то, что нужно зафиксировать на бумаге.
Четвертый признак - формирование ритма выполнения действий. Благодаря ритмичности человека, который обладает навыком, может работать долгое время без усталости.
Пятый признак заключается в приобретении широких возможностей произвольно менять темпы работы, осознанно ускорять или замедлять их [2].
Процесс формирования трудового навыка охватывает следующие основные этапы предшествующий этап, на котором человек получает знания о составе действия, орудия и условия труда, создается ориентировочная основа действий; аналитический -этап освоения отдельными элементами действий; синтетический - этап, на котором элементы объединяются в единое целое; этап закрепления и автоматизации действия, на котором стремятся переключить внимание с процесса на результат труда и произвольно регулировать темп работы [1].
Важнейшим условием формирования навыков является многократное повторение. В результате многократных повторений действия трансформируются, утрачивают сознательную целенаправленность, способ их выполнения автоматизируется и они превращаются в навык.
Список литературы
1. Катханов К.Н. Педагогические основы производительного труда. М.: Высшая школа, 1997. 359 с.
2. Мошкова И.Н., Малое С.Л. Психология производственного обучения. M.: Высшая школа, 1990. 207 с.
3. Скакун В.А. Преподавание курса "Организация и методика производственного обучения". М., 1990. 253 с.