Научная статья на тему 'Дидактические компоненты образовательной среды в системе средств обучения'

Дидактические компоненты образовательной среды в системе средств обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2751
303
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
принципы наглядности / система средств обучения / информационно-образовательная среда / группы средств обучения / дидактические функции / методические задачи / the principles of clarity / system of training tools / information and educational environment / groups of training tools / didactic function / methodical tasks

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тихомирова К.М., Кудина И.Ю.

Дидактические компоненты образовательной среды в системе средств обучения В статье рассматривается современная классификационная система средств обучения как часть образовательной среды, её дидактические функции, методические возможности для эффективного решения учебно-воспитательных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIDACTIC COMPONENTS OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN THE SYSTEM OF LEARNING TOOLS

The article deals with the modern classification of learning tools as part of educational environment and its didactic function, the methodological possibilities for an effective solution of educational problems.

Текст научной работы на тему «Дидактические компоненты образовательной среды в системе средств обучения»

ДИДАКТИКА И МЕТОДИКИ ОБРАЗОВАНИЯ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В СИСТЕМЕ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

В статье рассматривается современная классификационная система средств обучения как часть образовательной среды, её дидактические функции, методические возможности для эффективного решения учебно-воспитательных задач.

Ключевые слова: принципы наглядности, система средств обучения, информационно-образовательная среда, группы средств обучения, дидактические функции, методические задачи.

Опубликованная в журнале «Отечественная и зарубежная педагогика» (2016, №3) статья В.Г. Безрогова и Ю.Г. Куровской «Западноевропейские учебники для начального обучения в XVII веке: инварианты и особенности» подвигла нас на расширение и углубление темы «Роль иллюстрации (наглядности) в учебном процессе» с позиций уже сегодняшнего времени.

Подробный анализ иллюстративной части учебников XVII века авторы завершают утверждением: «Учебная книга все более обретает способность и возможность быть постоянно зримой не только духовными, но и материальными очами - находясь под взглядом ученика. Этот иной визуальный режим

Тихомирова К.М., Кудина И.Ю. Дидактические компонеты образовательной среды в системе средств обучения [Текст] / К.М. Тихомирова, И.Ю. Кудина // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2016. - № 6. - С. 45-55.

В 24 2

К.М. Тихомирова

Кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» E-mail: kmt2501@mail.ru

И.Ю. Кудина

Кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» E-mail: bkudin@yandex.ru

учебника (как в домашнем, так и в школьном использовании) приводит к возможности широкого дополнения реального и текстуального миров еще одним миром - визуальным, вернее, его оформленным в картинках образом» [1, 87].

В учебнике иллюстрация, начиная с азбуки, не утратила своего значения и в наши дни.

Обучение грамоте всегда начинается со знакомства с буквами алфавита, с азбуки. Первые азбуки на Руси были рукописными. И только в 1574 году «москвитянин» Иван Федоров, известный нам под именем первопечатника Ивана Федорова, напечатал во Львове первую славянскую «Азбуку». Она была напечатана старославянскими буквами.

Трижды в «Азбуке» И.Федорова был повторен славянский алфавит. На первой странице книги расположены 45 строчных букв старославянского алфавита (кириллицы). Затем буквы алфавита были повторены в обратном порядке (это так называемое «впятословие»). Далее знаки алфавита располагались вразбивку восемью колонками. Это трехкратное повторение азбуки должно было содействовать более твердому усвоению обучающимися каждой буквы алфавита. В этом можно усматривать и своеобразные методические приемы в работе с азбукой.

Необходимо учитывать, что любая азбука (рукописная или печатная) имеет в своей основе символическую знаковую наглядность.

Со времен выхода «Азбуки» Ивана Федорова прошло более четырехсот лет. В России за это время были составлены и выпущены в свет сотни различных букварей и азбук. Постепенно происходил переход от старославянской азбуки к гражданской, в которой написание букв приближалось к современным нормам. Впервые «Азбуку церковную и гражданскую» выпустил в 1768 году А.А.Барсов. Среди прежних азбук наиболее известными являются «Азбука» и «Новая азбука» Л.Н.Толстого, «Русская азбука» Н.Греча, «Родное слово» К.Ушинского и т.д.

Выпускались и иллюстрированные азбуки. Некоторые из иллюстрированных русских азбук прошлого столетия являются настоящими художественными альбомами (например, «Великолепная русская азбука. Подарок для добрых детей» - художник В.Тимм, 1844г., «Азбука в картинках» А.Бенуа, 1904г., которая в репринтном варианте издана в 2012г., «Сказочная азбука» Т.Мавриной, 1969г.).

В 1974 году издательство «Просвещение» выпустило книгу «От азбуки Ивана Федорова до современного букваря». На страницах этой книги рассказано о 129 азбуках и букварях, которые были изданы в России, начиная с

«Азбуки» Ивана Федорова [6].

И сейчас издаются азбуки в картинках, выпускаются таблицы алфавитов (русского, иностранного языков) в картинках.

Но визуальный мир, по мере развития науки, техники, технологий, безмерно разнообразит жанры и виды своего проникновения в мир образования.

Наглядность не только связана с иллюстративными картинками (с единичными объектами изображения). Она воздействует на все органы чувств человека (и ребенка в особенности).

Наглядность, возведенная в принцип в ХУПв., получила развитие и широкую интерпретацию в истории педагогики и до сих пор остается важнейшим дидактическим принципом. Как же этот принцип реализуется на практике? Чтобы ответить на этот вопрос, придется вспомнить, что существуют различные виды наглядности: зрительная и слуховая, кинестетическая. В 1941г. профессор В.А.Артемов, исследуя психологические особенности обучения языкам, ввел понятие языковой наглядности. Кроме того, именно психологические исследования природы наглядности (И.А.Зимняя, Б.А.Бенедиктов) определили ее разные формы: внешнюю и внутреннюю (представления памяти). У разных людей доминирующим может быть тот или иной вид наглядности в зависимости от их индивидуальных особенностей, хотя преобладающим видом является зрительная наглядность. Однако многочисленные исследования как психологов, так и дидактов вполне убедительно показали, что наиболее эффективной для дидактических целей является опора на различные «анализаторы» коры головного мозга, т.е. комплексное использование различных видов и форм наглядности.

Следующий вопрос, неизбежно возникающий, когда речь идет о дидактическом принципе наглядности: каким образом и с помощью каких средств указанные виды наглядности могут быть реализованы на практике? И таких способов великое множество. Так способами выражения зрительной наглядности могут быть графическая, иллюстративная, вербальная, экранная наглядность. В свою очередь, например, иллюстративная зрительная наглядность может быть предметной, ситуативной, сюжетной и т.д. С появлением новых информационных технологий основным способом реализации принципа наглядности стал комплексный, где мультимедийность -обычный способ выражения принципа наглядности.

Таким образом, говоря о материальных средствах обучения, носителях учебной информации, важно определиться с видом и формой наглядности, используемыми при проектировании того или иного средства обучения,

что, в свою очередь, в немалой степени зависит от его природных качеств, дидактических свойств.

Окружающая образовательная среда, как известно, не является неизменно застывшей. Она изменяется постоянно, предметно и информационно пополняясь и видоизменяясь.

Особая роль в создании среды, определяющей эффективность образовательного процесса, принадлежит своеобразным предметам-посредникам. Они выступают, как пишет Э.В.Ильенков [2, 183-210], структурно-образующими компонентами познания. «Предметы-посредники, - как определяет их роль В.А.Лекторский, - используются в процессе познания, представляют ценность не сами по себе, а лишь как носители знаний о других объектах. Творчество и познание, следовательно, связаны самым теснейшим образом и предполагают друг друга» [4, 40].

Информационно-образовательная среда обеспечивает:

• личностно ориентированный подход к обучению,

• достижение преемственности в разных уровнях обучения,

• выбор индивидуального темпа и траектории обучения,

• свободное обращение к дидактическому и игровому инструментарию,

• постижение возможностей новой техники, позволяющее активизировать обучение за счет работы в интерактивном режиме [5; 131].

Научно сформированная информационно-образовательная среда позволит четко соблюдать этапы (подготовительный, организационный, исполнительный, результативно-корректирующий) в процессе деятельности обучающихся.

Учебная предметная информационно-образовательная среда составляет лишь часть окружающего нас мира, поэтому ее нельзя рассматривать изолированно от него. В образовательном процессе имеет место взаимодействие различных информационных сред, и в основе каждой составляющей среды образовательного процесса лежит информация.

Идеальная модель информационно-образовательной среды создается при условии ее материально-технического обеспечения, но при этом не может формироваться без широкого диапазона общения учителя и обучающихся.

В связи с этим важно подчеркнуть «многослойную» роль среды и ее отдельных составляющих компонентов, выступающих в качестве источников формирования базового знания, средств познания и проявления объектов окружающего мира.

Такими составляющими компонентами окружающей информацион-

но-образовательной среды, в первую очередь, являются разнообразные средства обучения (СО).

Развитие различных видов средств обучения происходит в современном мире стремительными темпами. В систему образования входят все новые и новые виды средств, которые зачастую не изучены педагогической наукой, не изучены их дидактические возможности, не определены психологические факторы их воздействия на детей, не выявлены особенности их бифункциональности как средства обучения и как произведения искусства. Но они уже находят применение в учебном процессе. Так, окружающая действительность с ее научным, техническим прогрессом определяет опережающую функцию средств обучения в сравнении с учебниками и программами. Тем не менее необходимо четко представлять картину соответствия содержания образования и его оснащенности системой средств обучения. Сегодня есть все основания говорить именно о системе средств обучения, классифицируя ее по видам. Классификация средств обучения является одним из важнейших методологических инструментов разработки и развития этой системы.

Система средств обучения, сопровождающая учебно-воспитательный процесс, участвует в создании образовательной среды, конструируя определенный предметный мир, с одной стороны, а с другой - помогает в его анализе и познании.

Произведенный мониторинг действующих средств обучения на современном этапе показал, что предложенная еще в 1965г. академиком С.Г.Шаповаленко система классификации средств обучения не претерпела принципиальных коренных изменений. Речь идет в основном о расширении той или иной группы средств обучения за счет развития, технического усовершенствования аппаратуры, приспособлений, обслуживающих учебный процесс. Введена большая конкретика в виды средств обучения, входящих в каждую группу. В обобщающем виде классификацию средств обучения можно представить следующим образом.

Первую группу, в которую входят гербарии, коллекции, составляют натуральные объекты. Поэтому в название первой группы «Натуральные средства» вводится уточнение - природные.

Вторую группу составляют модели разных видов.

Третья группа - «печатные средства». Эта группа считается в историческом аспекте основополагающей в области применения наглядных средств обучения в учебном процессе. Исторически сложилось, что наглядный иллюстративный материал был первым пособием в школе. В современной

школе он преобразован в достаточно сложную открытую систему печатных средств обучения.

Анализ этого вида средств обучения указывает на его доминантность по сравнению с другими. Такое преимущество обусловлено следующими факторами:

- быстрое воплощение любых изменений и дополнений, вносимых в программу;

- доступность технологических (полиграфических) возможностей их создания и тиражирования;

- создание статичных изображений, являющихся основой всех развитых и развивающихся изобразительных форм, особенно, по мнению психологов (как отечественных, так и зарубежных), для детей младшего возраста;

- возможность непосредственного общения с предметами окружающего мира в том темпе и временном диапазоне, который свойствен каждому отдельному школьнику.

В общем виде современную систему печатных средств можно представить в следующей классификационной форме.

• Демонстрационные:

- таблицы,

- плакаты,

- репродукции (портреты, картины, иллюстрации),

- ленты-символы,

- карты,

- карточки-символы,

- альбомы демонстрационного материала.

• Раздаточные:

- дидактические карточки,

- кассы-символы,

- рабочие тетради,

- пакеты-комплекты документального материала.

Четвертая группа - комбинаторные:

- интерактивный наглядный комплекс,

- альбом демонстрационного материала с электронным приложением,

- слайд-комплекты с электронным приложением,

- альбом раздаточного материала с электронным приложением,

- мультимедийное наглядное пособие,

- бенты + дидактические карты.

Комбинаторные средства обучения - средства обучения, базирующиеся

на предъявлении информации в печатном, экранном, звуковом форматах, материалы которых предполагают сочетание, перестановку, дополнение, взаимозаменяемость имеющихся в них компонентов.

Пятая группа - экранно-звуковые (традиционные) средства обучения.

Экранно-звуковые пособия - обширная группа средств обучения, различных по содержанию, способам подачи информации, видам восприятия, на которое она ориентирована.

К средствам обучения этой группы относятся:

1. Экранные пособия:

1.1. Слайды (диапозитивы).

1.2. Транспаранты (большеформатные диапозитивы).

Слайды и транспаранты представляют собой статичные экранные

пособия.

2. Звуковые пособия (аудитивные):

2.1. Фонохрестоматии.

2.2. Аудиокниги.

2.3. Радиопередачи.

3. Экранно-звуковые пособия (аудиовизуальные):

3.1.Видеофильмы.

3.2. Телепередачи.

Видеофильмы и телепередачи являются динамичными экранно-звуко-выми пособиями.

Электронные обучающие средства (ЭОС) являются особым видом экранно-звуковых средств обучения. ЭОС содержат информацию, которая передается с помощью программно-аппаратных средств на электронный экран.

Электронные обучающие средства делятся на следующие группы:

1. Электронные библиотеки наглядных пособий.

2. Электронные хрестоматии.

3. Электронные учебники.

4. Электронные образовательные ресурсы.

5. Электронные репетиторы (электронные тестовые материалы).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Электронные коллекции.

7. Электронные документальные материалы.

8. Электронные карты.

По своему составу эта группа средств обучения постоянно меняется (дополняется, расширяется), что связано как с развитием электронных технологий, так и с их педагогическим осмыслением, ориентированным

на решение методических задач.

В непосредственной связи с пятой группой экранно-звуковых и электронных находятся технические средства, которые рассматриваются отдельным комплектом, не входящим в классификацию. Через них идет предъявление, трансляция информации ЭЗС. Развитие техники за последние десятилетия значительно расширило парк технических устройств. Конечно, в первую очередь это касается компьютерной группы средств: персональный компьютер; интерактивная (смарт-) доска; экран для проектора; DVD-плеер; телевизор; музыкальный центр.

Современное техническое оснащение учебных кабинетов немыслимо без еще одной группы технических вспомогательных средств. Именно они помогают обеспечить организацию и использование в процессе обучения новейших педагогических технологий и современных форм обучения. Подготовка презентации, организация проектной деятельности школьников, творчество детей по созданию видеофильмов и слайд-комплектов невозможны, если в оснащении кабинетов будут отсутствовать данные средства: сканер, принтер (цветной), видеокамера, веб-камера с микрофоном, фотоаппарат, музыкальные колонки и сабвуфер, внешний жесткий диск.

Для начальных классов из классификации исключен графопроектор, потому что в фонде современных экранных средств отсутствуют транспаранты (большеформатные диапозитивы).

Шестая группа - «Средства натурного фонда» - новая в сравнении с классификацией 1965г. В эту группу включены, на первый взгляд, достаточно разнородные средства. Но их объединяет один признак: они связаны и предназначены для отработки у обучающихся определенных практических навыков и инструментальных действий. В анализируемой группе можно выделить минимум две подгруппы.

1. Коллекции: промышленных материалов, изделий народных промыслов.

2. Инструменты: инструменты для трудового обучения, музыкальные инструменты, оборудование для занятий физической культурой, наборы для экспериментов, лабораторное оборудование.

Чтобы учебная информация, заложенная в средствах обучения, была максимально понята, воспринята и усвоена обучающимися, каждое средство обучения должно реализовывать определенные дидактические функции, которые надо рассматривать в качестве еще одной концептуальной основы системы средств обучения.

Дидактические функции, характеризуя сущностные свойства и возмож-

ности средств обучения, составляют основу критерия оценок качества и эффективности применения пособий.

Сложность и многофакторность этого критерия предопределяется рядом обстоятельств и прежде всего тем, что СО, являясь компонентом учебно-воспитательной системы, взаимосвязаны с целями, содержанием, методами и организационными формами обучения. Вместе с тем они являются компонентами учебно-воспитательного процесса, и, следовательно, их влияние на конечный результат процесса не может быть абстрагировано от реальных условий, в которых этот процесс протекает, от дидактических задач, способов деятельности учителя и обучающихся. Ими, по сути, очерчивается круг тех дидактических функций, для реализации которых разрабатываются, создаются и применяются средства обучения с их заранее заданными дидактическими свойствами и возможностями. Следует отметить, что нередко дидактические свойства средств позволяют расширить перечень тех дидактических функций, для осуществления которых они были созданы, и это бывает подсказано не только условиями реального учебного процесса, но и особенностями избранных технологий обучения.

Дидактические функции средств обучения - это внешнее проявление свойств материальных объектов, используемых в учебно-воспитательном процессе для реализации его целей.

Дидактические свойства - признаки, стороны средств обучения, отличающие их от других, особенности, проявляющиеся в дидактических функциях, которые отражают потенциальные возможности, имплицитно присущие СО. Дидактические возможности, рассматриваемые как объективные тенденции применения средств в учебно-воспитательном процессе, представляют собой связующее звено между дидактическими свойствами и дидактическими функциями. Вследствие близости понятий «дидактическое свойство» и «дидактическая возможность» их в педагогической литературе зачастую не разводят [3].

Классификация функций СО различна в зависимости от положенного в основу признака. Однако вне зависимости от вида все средства обучения обладают общей функцией компенсаторности, облегчая процесс обучения, способствуя достижению цели с наименьшими затратами сил, здоровья и времени обучаемого.

Системе средств обучения присущи следующие функции.

1. Информационная: обеспечение предъявления, поиска, отбора и структурирования информации.

2. Демонстрационная: обеспечение аудитивной, визуальной и аудио-

визуальной наглядности. Для СНИТ: мультимедийное содержание, которое при помощи компьютера способно заменить традиционные демонстрационные устройства: магнитофон, киноаппарат, графо-проектор и др.

3. Интегративная: обеспечение изучения предмета в контексте с другими предметами (областями знаний).

4. Аналитическая: обеспечение возможностей для аналитической деятельности (выделение цветом, шрифтом, знаковая символика). Для СНИТ: анимация, гиперссылки, всплывающие окна и т.д.).

5. Эстетическая: художественное обеспечение восприятия средств обучения.

6. Мотивационная: пробуждение интереса и желания к познавательной деятельности.

7. Координационная: координация функционального применения различных источников обучения.

8. Развивающе-воспитывающая: реализация духовно-ценностного влияния содержания средств обучения на обучающихся, развитие их созидательных возможностей, воспитание высоких гражданских и нравственных качеств.

Реализация обозначенных функций позволяет решать следующие методические задачи:

- формирование представлений о предметах и явлениях объективной действительности;

- получение представлений о структуре предметов и явлений мира, их сложном составе, связи компонентов между собой;

- создание условий для изучения необходимых, существенных и закономерных связей и отношений между объектами;

- формирование и усвоение конкретных научных понятий, законов и пр.;

- формирование навыков и умений познавательной и предметно преобразующей деятельности;

- формирование целостного мировоззрения.

Рассмотренная классификация средств обучения и присущие им дидактические функции не являются строго замкнутой системой. Развитие педагогической науки и современных технологий постоянно видоизменяют состав компонентов образовательной среды, что влияет на образовательный процесс: его содержание, формы и методы обучения.

Литература

1. Безрогов В.Г., Куровская Ю.Г. Западно-европейские учебники для начальной школы в XVII веке: инварианты и особенности // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2016. - №3.

2. Ильенков Э.В. Диалектическая логика. М.: Наука, 1979.

3. Инструментальная дидактика: перспективные средства, среды и технологии обучения/ ФГБНУ «Институт содержания и методов обучения РАО» / Под ред.Т.С.Назаровой. М.; СПб.: Нестор-История, 2012.

4. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М.: Наука, 1980.

5. Назарова Т.С., Тихомирова К.М. Информационно-образовательная среда новой школы и проблемы ее материально-технического обеспечения/ Образовательные технологии XXI века: информационная культура и медиаобразование. ОТ'13 // Сб. статей междунар. научно-практ. конф./ Под ред.С.И. Гудилиной, К.М.Тихомировой. М., 2013.

6. Тихомирова К.М. Методические рекомендации к серии демонстрационных таблиц «Русский алфавит». М.: СП «Интерсигнал», 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.