Научная статья на тему 'ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО СИЛОВОМУ ПРЕСЕЧЕНИЮ ПРАВОНАРУШЕНИЙ'

ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО СИЛОВОМУ ПРЕСЕЧЕНИЮ ПРАВОНАРУШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональные компетенции / пресечение правонарушений / дидактические средства / professional competence / suppression of offenses / didactic means

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никоноров Евгений Анатольевич, Кулиничев Андрей Николаевич, Воротник Александр Николаевич

Статья посвящена анализу дидактических средств формирования профессиональных компетенций по силовому пресечению правонарушений. Авторы заключают, что профессиональные компетенции сотрудников органов внутренних дел позволяют им осуществлять действия по силовому пресечению правонарушений, задержанию и сопровождению правонарушителей. А подбор наиболее эффективных средств и методов для организации учебных занятий позволяет профессорско-преподавательскому составу кафедр качественно формировать профессионально значимые двигательные навыки, которые в служебной деятельности полиции будут играть решающую роль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никоноров Евгений Анатольевич, Кулиничев Андрей Николаевич, Воротник Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIDACTIC MEANS OF FORMING PROFESSIONAL COMPETENCIES FOR THE FORCEFUL SUPPRESSION OF OFFENSES

The article is devoted to the analysis of didactic means of forming professional competencies for the forcible suppression of offenses. The authors conclude that the professional competence of employees of the internal Affairs bodies allows them to carry out actions for the forcible suppression of offenses, detention and escort of offenders. And the selection of the most effective tools and methods for organizing training sessions allows the teaching staff of departments to qualitatively form professionally significant motor skills that will play a crucial role in the police service.

Текст научной работы на тему «ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО СИЛОВОМУ ПРЕСЕЧЕНИЮ ПРАВОНАРУШЕНИЙ»

УДК 378; ББК 74

DOI 10.24411/2658-638Х-2020-10089

© Никоноров Е.А., Кулиничев А.Н., Воротник А.Н. 2020

DIDACTIC MEANS OF FORMING PROFESSIONAL COMPETENCIES FOR THE FORCEFUL SUPPRESSION OF OFFENSES

ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО СИЛОВОМУ ПРЕСЕЧЕНИЮ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Evgeniy A. Nikonorov,

Fead of the Department of Administrative Law and Administrative Activities of the Police of the Moscow regional branch of the Moscow University of the MIA of Russia named after VYa. Kikot, Doctor of Pedagogical Sciences;

Andrey N. Kulinichev,

Deputy Head of Department of Physical Preparation of the

Belgorod law Institute of MIA of Russia

name I. D. Putilin, Candidate of Pedagogical Sciences;

Alexandr N. Vorotnik,

Deputy Head of Department of Fire Training of the Belgorod law Institute of the MIA of Russia named after I. D. Putilin, Candidate of Pedagogical Sciences

Евгений Анатольевич Никоноров,

начальник кафедры административного права и административной деятельности полиции Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор педагогических наук;

Андрей Николаевич Кулиничев,

заместитель начальника кафедры физической подготовки Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина, кандидат педагогических наук;

Александр Николаевич Воротник,

заместитель начальника кафедры огневой подготовки Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина, кандидат педагогических наук

Для цитирования: Никоноров Е.А., Кулиничев А.Н., Воротник А.Н. Дидактические средства формирования профессиональных компетенций по силовому пресечению правонарушений. Психология и педагогика служебной деятельности. 3/2020. С. 121-123.

Научная специальность: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования.

Материалы III Международной конференции «Профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел. Педагогика и психология служебной деятельности: состояние и перспективы», проходившей на базе Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, 19-20 июня 2019 г.

Abstract. The article is devoted to the analysis of didactic means of forming professional competencies for the forcible suppression of offenses. The authors conclude that the professional competence of employees of the internal Affairs bodies allows them to carry out actions for the forcible suppression of offenses, detention and escort of offenders. And the selection of the most effective tools and methods for organizing training sessions allows the teaching staff of departments to qualitatively form professionally significant motor skills that will play a crucial role in the police service.

Keywords: professional competence, suppression of offenses, didactic means.

Аннотация. Статья посвящена анализу дидактических средств формирования профессиональных компетенций по силовому пресечению правонарушений. Авторы заключают, что профессиональные компетенции сотрудников органов внутренних дел позволяют им осуществлять действия по силовому пресечению правонарушений, задержанию и сопровождению правонарушителей. А подбор наиболее эффективных средств и методов для организации учебных занятий позволяет профессорско-преподавательскому составу кафедр качественно формировать профессионально значимые двигательные навыки, которые в служебной деятельности полиции будут играть решающую роль.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, пресечение правонарушений, дидактические средства.

Отношение граждан России к деятельности полиции зависит от уверенности в том, что их права и законные интересы будут защищены. 28 февраля 2019 года, подводя итоги деятельности

МВД Российской Федерации за 2018 год В.В. Путин заключил: «Среди положительных тенденций 2018 года, прежде всего, хочу отметить сокращение общего количества преступлений, включая

PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICS IN OFFICIAL ACTIVITY

тяжкие, укрепление общественного правопорядка. Кстати, социологические опросы тоже показывают, что в последние годы растет доля граждан, которые считают, что полиция оказывает существенную помощь в решении их проблем».

Эффективность борьбы сотрудников органов внутренних дел с правонарушителями базируется на формировании у полицейских профессиональных компетенций в области противодействия преступности. Положительные результаты социологических опросов свидетельствуют о качественной работе проводимой МВД России по обучению сотрудников полиции.

Министерство внутренних дел Российской Федерации осуществляет свою деятельность в области подготовки сотрудников органов внутренних дел через кадровые подразделения, включая подразделения профессиональной подготовки. На сегодняшний день подготовку основной части сотрудников органов внутренних дел осуществляют образовательные организации, входящие в систему МВД России. Обучающиеся курсанты и слушатели осваивают программы профессиональной подготовки, основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования и высшего образования. Кроме того, они проходят специальную подготовку к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, а также к участию в мероприятиях по обеспечению общественной безопасности и охране общественного порядка.

В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность (уровень специалитета), одной из профессиональных компетенций определена способность осуществления действий по силовому пресечению правонарушений, задержанию и сопровождению правонарушителей, правомерно и эффективно применять и использовать табельное оружие, специальные средства, применяемые в деятельности правоохранительного органа, по линии которого осуществляется подготовка отдельных специалистов. Данные профессиональные навыки преимущественно формируются у обучающихся во время учебных занятий по таким дисциплинам как: «Физическая подготовка», «Огневая подготовка» и «Тактико-специальная подготовка».

Анализ научных трудов отечественных ученых в данной сфере Ю.Ф. Подлипняка, В.В. Яншина убедительно доказывает нам о необходимости непрерывного совершенствования существующих средств и методов обучения.

Рассмотрим современные средства, применяемые профессорско-преподавательским составом кафедр физической подготовки образовательных организаций системы МВД России для формирования профессиональных компетенций.

Основными дидактическими средствами, направленными на воспитание основных физических качеств и формирования двигательных навыков выступают упражнения общей физической подготовки и служебно-прикладные упражнения. Известно, что содержание учебных занятий по физической подготовке включает в себя значительный комплекс «упражнений прикладной гимнастики и атлетической подготовки, легкоатлетических видов спорта, лыжного спорта, плавания и боевых единоборств».

Содержание прикладной гимнастики и атлетической подготовки сотрудников полиции заключается в выполнении таких физических упражнений как: сгибании и разгибании рук в упоре лежа; подтягивание на высокой перекладине; в выполнении упражнений для развития мышц брюшного пресса; в жиме гири; ввыполнении силовых комплексных упражнений. Также при необходимости, обучающимся предлагаются и иные упражнения (на брусьях, шведской стенке, полу (ковре), тренажерах и т. д.).

Легкая атлетика включает комплекс учебных занятий содержащий следующие упражнения: челночный бег различных видов исполнения, кросс на определенные дистанции, марш-броски, прыжки, метание предметов и ряд иных упражнений, направленных на развитие основных двигательных навыков.

Кроме того учебные занятия по преодолению препятствий содержат упражнения на преодоление различных искусственных и естественных, горизонтальных вертикальных препятствий, в том числе в средствах индивидуальной бронезащиты и с оружием. Такие занятия проводятся с сотрудниками органов внутренних дел особой категории.

Лыжная подготовка обучающихся включает в себя бег на лыжах на 5 км, а также тренировка в беге на лыжах на различные дистанции.

Преодоление дистанции 100 м составляет содержание учебных занятий по плаванию. Также на практических занятиях сотрудники органов внутренних дел обучаются наиболее «рациональным» в служебно-прикладном отношении способам плавания. На таких занятиях с сотрудниками отрабатываются минимально необходимые навыки для выполнения обязанностей: элементарные прыжки в воду, техника ныряния, отрабатываются способы оказания помощи терпящим бедствия

на воде, а также формируются двигательные навыки приемов борьбы в воде.

Практические занятия по изучению боевых приемов борьбы заключают в себя упражнения технико-тактических действий из следующих видов единоборств: бокса, дзюдо, самбо и рукопашного боя. Они организуются и проводятся в специально оборудованных залах, на местности, а также в условиях, моделирующих оперативно-служебную обстановку (улица, квартира, вагон поезда и другие).

Как показывает практика современные условия, в которых сотрудники полиции выполняют задачи, связанные с преследованием и силовым задержанием правонарушителей, требуют от них высокой физической и технико-тактической подготовленности. Это выражается в способности быстро реагировать на меняющуюся оперативную обстановку и эффективности принятия правильных двигательных решений. Профессиональные компетенции сотрудников органов внутренних дел позволяют им осуществлять действия по силовому пресечению правонарушений, задержанию и сопровождению правонарушителей. Подбор наиболее эффективных средств и методов для организации учебных занятий позволяет профессорско-преподавательскому составу кафедр качественно формировать профессионально значимые двигательные навыки, которые в служебной деятельности полиции будут играть решающую роль.

Библиографический список

1. Приказ МВД России от 5 мая 2018 г. № 275 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 28.06.2018.

2. Приказ МВД России от 1 июля 2017 г. № 450 «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www. pravo.gov.ru, 18.08.2017.

3. Гросс И.Л. К вопросу совершенствования методик преподавания дисциплин специальной подготовки в образовательных учреждениях МВД России / И.Л. Гросс, А.М. Старцев // Вестник экономической безопасности. - 2018. - № 1. - С. 285288.

4. Подлипняк Ю.Ф., Яншин В.В. Профессионально-прикладная физическая подготовка в вузах МВД России / Ю.Ф. Подлипняк, В.В. Яншин // Ученые, научные школы и идеи : юбилейный сборник научных трудов. - М. : МЮИ МВД России, 1995.- С. 188-191.

5. Путин В. В. Расширенное заседание коллегии МВД России [Электронный ресурс] / В. В. Путин // - 2019. - Режим доступа: http://www.kremlin. ru/events/president/news/5 9913.

Социальная психология организованной преступности : монография / А. Н. Сухов. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 159 с. Гриф НИИ образования и науки.

Монография посвящена изложению социально-психологических аспектов организованной преступности. Раскрыта социально-психологическая природа организованной преступности.

Книга содержит не только основы социально-психологических теорий организованной преступности, но и конкретную ее характеристику на транснациональном, национальном, региональном, корпоративном, групповом и личностном уровнях.

Для психологов, социологов, юристов, преподавателей, студентов, сотрудников правоохранительных органов и государственных служащих.

Социальная ПСИХОЛС-1 ня оргвнизрванной преступности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.