внутренний мотив, связанный с ценностным отношением к детству, желанием воспитывать и развивать детей, а также отслеживать их достижения. Также в профессиональной деятельности воспитателей весомым является познавательный мотив и мотив достижения успеха. Это связано с тем, что в условиях дошкольного образования, педагогу необходимо осваивать новые формы и методы работы с детьми, а также уметь их применять для получения видимого результата развития детей. В структуре профессиональной мотивации педагогических работников дошкольных образовательных учреждений ведущим мотивом стал познавательный мотив, который запускает процесс профессионального саморазвития.
Сопутствующими мотивами стали - мотив самоуважения и творческой самореализации. Профессиональное саморазвитие педагогических работников системы дошкольного образования связано с отслеживанием динамики изменений в иерархии мотивов. Это позволит своевременно включать их в работу по повышению эффективности профессионального развития и самореализации: формирование познавательных мотивов, стимулирование познавательной и творческой активности, удовлетворение мотивов самовыражения и самоуважения.
Системная реализация программы «Илк кадам» («Первый шаг») оказывает продуктивное влияние на профессиональное саморазвитие педагогов, а также качественное повышение уровня их профессиональной деятельности.
Список литературы
1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://uza.uz/rn/documents/o-gosudarstvenmy-programme-po-realizatsii-strategii-deystvi-03-03-2020/ (дата обращения: 12.06.2020).
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ КОМПЕТЕНТНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ
Мусурманова А.
Мусурманова Айниса - доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой, кафедра педагогики и психологии,
Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье показана роль педагогики сотрудничества в подготовке компетентных кадров. Названы технологии сотрудничества.
Ключевые слова: педагогика, квалифицированные кадры, обучение, воспитание, развитие, вуз, преподаватель, студент, компетентность.
Современный мир постоянно меняется и открывает ежедневно для всех что-то новое. В ногу со временем идёт и педагогика. Внедряются в систему вузовского образования усовершенствованные государственные образовательные стандарты и требования. Для того чтобы добиться поставленных целей в процессе обучения и воспитания учащейся молодёжи, необходимо сотрудничество студента и преподавателя.
Согласно основным постулатам педагогики сотрудничества учитель и ученик должны выстраивать образовательный процесс таким образом, чтобы интерес к обучению и изучению сохранялся постоянно [1, с. 5]. Значит, педагог, обучая, учится сам. Ключевым фактором в сфере вузовского образования является развитие компетентности у студентов.
Возрастает интерес к педагогике сотрудничества как к ресурсу культивирования рефлексивности и креативности у всех обучающихся. Для педагога это означает кропотливую работу по изменению профессионально-личностных установок, требующую способности к рефлексии, к разнообразному сочетанию индивидуальной и групповой работы. Сотруднические технологии сегодня представляют особый интерес,
так как в процессе их реализации происходит взаимно обогащающее развитие, как студента, так и преподавателя.
Процесс обучения рассматривается как усвоение, запоминание, воспроизведение, общение, увлекательного познания и сотруднического взаимного развития. Поэтапное внедрение сотруднических технологий: образно-символической рефлексии, позициональной дискуссии, коктейлирования и других позволяют осуществлять педагогику сотрудничества на основе конструкторских компетенций (творческие, технологические, игротехники), коммуникативных компетенций (эффективная педагогическая коммуникация), регулятивных компетенций (саморегуляции, эмоциональный интеллект) и рефлексивных компетенций.
В науке приведены следующие методы педагогики сотрудничества: «позициональная дискуссия», «проектный полипленум», «символические и образно-ролевые инверсии», «аукцион идей», «социо- и психо-графирование», «композиция проблемно-смыслового поля», «социо- и психоимпровизация», «символизация и версификация идей и образов», «рефлексивная диагностика ценностных установок и отношений» [2, с. 42]. Эти и другие формы работы со студентами позволяют конструировать учебные занятия в вузе на основе сотруднических приемов.
Процесс сотрудничества обусловлен эмоциональными связями, которые возникают между субъектами образования в контексте основных принципов рефлексивно-сотруднического бытия: уникальности и открытости. Педагог доброжелательно относится к студентам на основе вдохновляющего общения. Рефлексия компетенций педагога позволяет осуществлять обратную связь, отмечать позитивные изменения и видеть проблемные ошибки студентов как точки роста и дальнейшего развития.
Профессиональная рефлексия педагога бывает ситуативной, ретроспективной или перспективной в зависимости от педагогической ситуации.
Информационно-методическая поддержка преподавателя позволяет оперативно решать любую педагогическую задачу.
Рефлексивный образовательный контент (игровой, дидактический, методический, диагностический) предназначен для многократного использования педагогами. Основное преимущество ресурса состоит в том, что методические разработки педагогов структурируются за счет использования единой модели описания значимого педагогического опыта путем предложения педагогической задачи и способов его решения. Информационный ресурс помогает преподавателю научиться описывать педагогический опыт в сотрудничестве. Значит, эффективным способом решения любой педагогической задачи является: описание проблемы, существующих подходов к его решению, обоснование предлагаемого способа решения проблемы, описание образовательных результатов.
Педагогика сотрудничества как искусство требует от преподавателя постоянной работы над самим собой, что ведёт к активизации мотивации, формированию профессиональных коммуникативных, конструкторских и рефлексивных компетенций, повышению научно-методического потенциала педагога, а также обеспечению профессионального роста педагогических кадров, владеющих умениями педагогики сотрудничества и активно внедряющих новое, прогрессивное в практику.
Список литературы
1. Мусурманова А. Концептуальные основы формирования духовной культуры молодёжи в
системе непрерывного образования // Проблемы педагогики. М., 2019. № 40. С. 5-8.
2. Степанов С.Ю. К одаривающей педагогике сотворчества // Образовательная политика.
М., 2014. № 4 (66). С. 40-48.