МОТИВЫ ДЛЯ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ Кадырова Ф.Р.
Кадырова Фатима Рашидовна - доктор педагогических наук, профессор, академик, Международная академия наук педагогического образования, кафедра теории и методики дошкольного образования, Институт по переподготовке и повышению квалификации руководителей и специалистов дошкольных образовательных учреждений, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье показаны мотивы в профессиональной деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений. Названы виды мотивов, стимулирующих деятельность воспитателей.
Ключевые слова: переподготовка и повышение квалификации, дошкольное образование, цифровизация образования, педагог, ребенок.
Повышение квалификации руководителей и специалистов дошкольных образовательных учреждений в современных условиях претерпело значительные изменения в связи с цифровизацией образования. На это была нацелена Государственная программа «Года развития науки, просвещения и цифровой экономики» [1]. В условиях постоянного реформирования образования для улучшения профессиональных качеств педагогов дошкольных образовательных учреждений обеспечивается непрерывное обновление профессиональных знаний и навыков.
Профессиональная деятельность педагога системы дошкольного образования связана с инновационным обновлением образовательной среды, что требует от него актуализации собственных способностей к профессиональному росту. Саморазвитие в мотивационной сфере связывает его со стремлением к полной реализации собственного потенциала. Сущность и особенности содержания обучения и воспитания обучающихся стимулируют воспитателей к постоянному саморазвитию. Воспитатель, во-первых, должен быть заинтересован не только в общем развитии детей, но и в их личностном развитии, а для этого сам должен активно развиваться в познавательном и в социально-личностном плане. Во-вторых, современные педагоги системы дошкольного образования должны постоянно повышать свой профессиональный уровень, чтобы соответствовать требованиям системы образования, содержанию государственного образовательного стандарта, а значит новому поколению детей и обществу в целом. Мотивационная сфера личности - это объединение движущих сил поведения личности, открывающихся субъекту в виде совокупности потребностей, мотивов, интересов, влечений, целей, идеалов, которые непосредственно детерминируют человеческую деятельность. Это стержень личности, к которому «стягиваются» такие ее свойства, как направленность, ценностные ориентации, установки, социальные ожидания, притязания, эмоции, волевые качества и другие социально-психологические характеристики.
Под мотивацией личности понимается динамический процесс непрерывного выбора и принятия решений, который объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, выступает как побуждение к действию определенным мотивом. Мотивацию разделяют на внешнюю и внутреннюю. Внешняя мотивация обусловлена внешними для человека стимулами или обстоятельствами. Внутренняя мотивация непосредственно связана с самой личностью и ее отношением к деятельности, которую она выполняет. При этом сопутствующим мотивом выступает внутренний мотив, который связан с таким основным профессиональным качеством как любовь к детям. Далее этот список дополняют мотив самоуважения и творческой самореализации. Воспитатели максимально творчески самореализуются в своей профессии, порой создавая собственные креативные формы и виды работы. Важным мотивом является
внутренний мотив, связанный с ценностным отношением к детству, желанием воспитывать и развивать детей, а также отслеживать их достижения. Также в профессиональной деятельности воспитателей весомым является познавательный мотив и мотив достижения успеха. Это связано с тем, что в условиях дошкольного образования, педагогу необходимо осваивать новые формы и методы работы с детьми, а также уметь их применять для получения видимого результата развития детей. В структуре профессиональной мотивации педагогических работников дошкольных образовательных учреждений ведущим мотивом стал познавательный мотив, который запускает процесс профессионального саморазвития.
Сопутствующими мотивами стали - мотив самоуважения и творческой самореализации. Профессиональное саморазвитие педагогических работников системы дошкольного образования связано с отслеживанием динамики изменений в иерархии мотивов. Это позволит своевременно включать их в работу по повышению эффективности профессионального развития и самореализации: формирование познавательных мотивов, стимулирование познавательной и творческой активности, удовлетворение мотивов самовыражения и самоуважения.
Системная реализация программы «Илк кадам» («Первый шаг») оказывает продуктивное влияние на профессиональное саморазвитие педагогов, а также качественное повышение уровня их профессиональной деятельности.
Список литературы
1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://uza.uz/rn/documents/o-gosudarstvenmy-programme-po-realizatsii-strategii-deystvi-03-03-2020/ (дата обращения: 12.06.2020).
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ КОМПЕТЕНТНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ
Мусурманова А.
Мусурманова Айниса - доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой, кафедра педагогики и психологии,
Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье показана роль педагогики сотрудничества в подготовке компетентных кадров. Названы технологии сотрудничества.
Ключевые слова: педагогика, квалифицированные кадры, обучение, воспитание, развитие, вуз, преподаватель, студент, компетентность.
Современный мир постоянно меняется и открывает ежедневно для всех что-то новое. В ногу со временем идёт и педагогика. Внедряются в систему вузовского образования усовершенствованные государственные образовательные стандарты и требования. Для того чтобы добиться поставленных целей в процессе обучения и воспитания учащейся молодёжи, необходимо сотрудничество студента и преподавателя.
Согласно основным постулатам педагогики сотрудничества учитель и ученик должны выстраивать образовательный процесс таким образом, чтобы интерес к обучению и изучению сохранялся постоянно [1, с. 5]. Значит, педагог, обучая, учится сам. Ключевым фактором в сфере вузовского образования является развитие компетентности у студентов.
Возрастает интерес к педагогике сотрудничества как к ресурсу культивирования рефлексивности и креативности у всех обучающихся. Для педагога это означает кропотливую работу по изменению профессионально-личностных установок, требующую способности к рефлексии, к разнообразному сочетанию индивидуальной и групповой работы. Сотруднические технологии сегодня представляют особый интерес,