Научная статья на тему 'Мотивы для стимулирования профессиональной деятельности педагогов системы дошкольного образования'

Мотивы для стимулирования профессиональной деятельности педагогов системы дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРЕПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГ / РЕБЕНОК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кадырова Фатима Рашидовна

В статье показаны мотивы в профессиональной деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений. Названы виды мотивов, стимулирующих деятельность воспитателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кадырова Фатима Рашидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мотивы для стимулирования профессиональной деятельности педагогов системы дошкольного образования»

МОТИВЫ ДЛЯ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ Кадырова Ф.Р.

Кадырова Фатима Рашидовна - доктор педагогических наук, профессор, академик, Международная академия наук педагогического образования, кафедра теории и методики дошкольного образования, Институт по переподготовке и повышению квалификации руководителей и специалистов дошкольных образовательных учреждений, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье показаны мотивы в профессиональной деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений. Названы виды мотивов, стимулирующих деятельность воспитателей.

Ключевые слова: переподготовка и повышение квалификации, дошкольное образование, цифровизация образования, педагог, ребенок.

Повышение квалификации руководителей и специалистов дошкольных образовательных учреждений в современных условиях претерпело значительные изменения в связи с цифровизацией образования. На это была нацелена Государственная программа «Года развития науки, просвещения и цифровой экономики» [1]. В условиях постоянного реформирования образования для улучшения профессиональных качеств педагогов дошкольных образовательных учреждений обеспечивается непрерывное обновление профессиональных знаний и навыков.

Профессиональная деятельность педагога системы дошкольного образования связана с инновационным обновлением образовательной среды, что требует от него актуализации собственных способностей к профессиональному росту. Саморазвитие в мотивационной сфере связывает его со стремлением к полной реализации собственного потенциала. Сущность и особенности содержания обучения и воспитания обучающихся стимулируют воспитателей к постоянному саморазвитию. Воспитатель, во-первых, должен быть заинтересован не только в общем развитии детей, но и в их личностном развитии, а для этого сам должен активно развиваться в познавательном и в социально-личностном плане. Во-вторых, современные педагоги системы дошкольного образования должны постоянно повышать свой профессиональный уровень, чтобы соответствовать требованиям системы образования, содержанию государственного образовательного стандарта, а значит новому поколению детей и обществу в целом. Мотивационная сфера личности - это объединение движущих сил поведения личности, открывающихся субъекту в виде совокупности потребностей, мотивов, интересов, влечений, целей, идеалов, которые непосредственно детерминируют человеческую деятельность. Это стержень личности, к которому «стягиваются» такие ее свойства, как направленность, ценностные ориентации, установки, социальные ожидания, притязания, эмоции, волевые качества и другие социально-психологические характеристики.

Под мотивацией личности понимается динамический процесс непрерывного выбора и принятия решений, который объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, выступает как побуждение к действию определенным мотивом. Мотивацию разделяют на внешнюю и внутреннюю. Внешняя мотивация обусловлена внешними для человека стимулами или обстоятельствами. Внутренняя мотивация непосредственно связана с самой личностью и ее отношением к деятельности, которую она выполняет. При этом сопутствующим мотивом выступает внутренний мотив, который связан с таким основным профессиональным качеством как любовь к детям. Далее этот список дополняют мотив самоуважения и творческой самореализации. Воспитатели максимально творчески самореализуются в своей профессии, порой создавая собственные креативные формы и виды работы. Важным мотивом является

внутренний мотив, связанный с ценностным отношением к детству, желанием воспитывать и развивать детей, а также отслеживать их достижения. Также в профессиональной деятельности воспитателей весомым является познавательный мотив и мотив достижения успеха. Это связано с тем, что в условиях дошкольного образования, педагогу необходимо осваивать новые формы и методы работы с детьми, а также уметь их применять для получения видимого результата развития детей. В структуре профессиональной мотивации педагогических работников дошкольных образовательных учреждений ведущим мотивом стал познавательный мотив, который запускает процесс профессионального саморазвития.

Сопутствующими мотивами стали - мотив самоуважения и творческой самореализации. Профессиональное саморазвитие педагогических работников системы дошкольного образования связано с отслеживанием динамики изменений в иерархии мотивов. Это позволит своевременно включать их в работу по повышению эффективности профессионального развития и самореализации: формирование познавательных мотивов, стимулирование познавательной и творческой активности, удовлетворение мотивов самовыражения и самоуважения.

Системная реализация программы «Илк кадам» («Первый шаг») оказывает продуктивное влияние на профессиональное саморазвитие педагогов, а также качественное повышение уровня их профессиональной деятельности.

Список литературы

1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://uza.uz/rn/documents/o-gosudarstvenmy-programme-po-realizatsii-strategii-deystvi-03-03-2020/ (дата обращения: 12.06.2020).

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ КОМПЕТЕНТНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

Мусурманова А.

Мусурманова Айниса - доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой, кафедра педагогики и психологии,

Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье показана роль педагогики сотрудничества в подготовке компетентных кадров. Названы технологии сотрудничества.

Ключевые слова: педагогика, квалифицированные кадры, обучение, воспитание, развитие, вуз, преподаватель, студент, компетентность.

Современный мир постоянно меняется и открывает ежедневно для всех что-то новое. В ногу со временем идёт и педагогика. Внедряются в систему вузовского образования усовершенствованные государственные образовательные стандарты и требования. Для того чтобы добиться поставленных целей в процессе обучения и воспитания учащейся молодёжи, необходимо сотрудничество студента и преподавателя.

Согласно основным постулатам педагогики сотрудничества учитель и ученик должны выстраивать образовательный процесс таким образом, чтобы интерес к обучению и изучению сохранялся постоянно [1, с. 5]. Значит, педагог, обучая, учится сам. Ключевым фактором в сфере вузовского образования является развитие компетентности у студентов.

Возрастает интерес к педагогике сотрудничества как к ресурсу культивирования рефлексивности и креативности у всех обучающихся. Для педагога это означает кропотливую работу по изменению профессионально-личностных установок, требующую способности к рефлексии, к разнообразному сочетанию индивидуальной и групповой работы. Сотруднические технологии сегодня представляют особый интерес,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.