Научная статья на тему 'ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕГРАЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ КЫРГЫЗСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И КЫРГЫЗСКОМУ ЯЗЫКУ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ'

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕГРАЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ КЫРГЫЗСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И КЫРГЫЗСКОМУ ЯЗЫКУ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / обучение / литература / язык / интеграция / education / training / literature / language / integration

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.А. Парпиева, Жакып Кызы А.

В данной работе речь идет о переходе обучения кыргызской литературе и кыргызскому языку на новый уровень в соответствии с современными требованиями и разработке результативных технологий обучения и их применения в образовательном процессе в вузах Кыргызстана. Цель исследования – определение дидактических условий и требований интегрированного обучения кыргызской литературе и кыргызского языка. Автор сделал попытку определить некоторые новые парадигмы обучения кыргызской литературы, основанного на интеграции, компетентности, направленного на личность, многоуровневое обучение и дает рекомендации для их использования. В статье рассматриваются подходы и модели реализации междисциплинарных связей в преподавании профильных дисциплин и кыргызской литературы и оценивается их эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIDACTIC FOUNDATIONS OF INTEGRATED TEACHING OF KYRGYZ LITERATURE AND THE KYRGYZ LANGUAGE FOR FUTURE TEACHERS

This work is about the transition of teaching Kyrgyz literature and the Kyrgyz language to a new level in accordance with modern requirements and the development of effective teaching technologies and their application in the educational process in universities of Kyrgyzstan. The purpose of the study is to determine the didactic conditions and requirements for integrated teaching of Kyrgyz literature and the Kyrgyz language. The author has attempted to identify some new paradigms for teaching Kyrgyz literature, competency-based, personality-focused, multi-level learning and provides recommendations for their use. The article examines examples of approaches and models for implementing interdisciplinary connections in the teaching of specialized disciplines and foreign languages in Russian higher education and evaluates their effectiveness.

Текст научной работы на тему «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕГРАЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ КЫРГЫЗСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И КЫРГЫЗСКОМУ ЯЗЫКУ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ»

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕГРАЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ КЫРГЫЗСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И КЫРГЫЗСКОМУ ЯЗЫКУ БУДУЩИХ

ПЕДАГОГОВ

А.А. Парпиева, старший преподаватель Жакып кызы А., преподаватель Ошский государственный университет (Кыргызстан, г. Ош)

Б01:10.24412/2500-1000-2024-1-2-14-17

Аннотация. В данной работе речь идет о переходе обучения кыргызской литературе и кыргызскому языку на новый уровень в соответствии с современными требованиями и разработке результативных технологий обучения и их применения в образовательном процессе в вузах Кыргызстана. Цель исследования - определение дидактических условий и требований интегрированного обучения кыргызской литературе и кыргызского языка. Автор сделал попытку определить некоторые новые парадигмы обучения кыргызской литературы, основанного на интеграции, компетентности, направленного на личность, многоуровневое обучение и дает рекомендации для их использования. В статье рассматриваются подходы и модели реализации междисциплинарных связей в преподавании профильных дисциплин и кыргызской литературы и оценивается их эффективность.

Ключевые слова: образование, обучение, литература, язык, интеграция.

В последнее десятилетие в европейских странах очень активно развивается интегрированное преподавание профессиональных дисциплин с языковыми предметами, то есть предметно-языковое интегрированное обучение. В российских вузах этот метод преподавания также развивается и стремится занять достойное место в программах лучших учебных заведений. В вузах Кыргызстана этот метод пока находится в стадии становления и стремится занять достойное место в учебных программах вузов страны. Одно из главных преимуществ, о котором заявляют сторонники этого подхода, заключается в том, что после участия в таких программах у студентов повышается мотивация. Поскольку мотивация является одной из личностных переменных, оказывающих наибольшее влияние на процесс обучения, преимущества такого подхода кажутся очевидными.

В соответствии с основной задачей высшего педагогического образования главной целью вузов является, прежде всего, удовлетворение потребностей школы в квалифицированных учителях и воспитателях, способных использовать в своей

профессиональной деятельности новые результаты научных исследований, которые стали достоверными и общепризнанными, но еще не получили активного внедрения в школьную практику. Тем более, что на фоне стремительного развития общества и изменения порядка обучения выпускников вузов образовательные учреждения и университеты должны учитывать ожидание того, что учителя должны быть подготовлены не только для настоящего, но и для нужд будущих школ. В связи с этим интеграция в сфере образования, обусловленная логикой развития науки, является одним из наиболее продуктивных и перспективных направлений, поскольку связана с позитивными проявлениями тенденции к интеграции научного знания на современном этапе.

Можно обоснованно отметить, что в первую очередь «необходимо провести реформы, направленные на расширение содержания педагогического образования, подготовку студентов к научно-творческой практике, воспитание будущих учителей и решение проблемы повышения качества образовательного процесса в высшей школе» [1].

С момента принятия и введения в действие Закона «О государственном языке» в Кыргызстане прошло более 30 лет. Однако, несмотря на различные мероприятия, проводимые на национальном уровне для реализации целей и задач, поставленных в Законе, кыргызский язык как государственный не обеспечивает одинаковый уровень обслуживания всех слоев общества. Проблема развития национального языка остается чрезвычайно серьезной в языковой политике современного Кыргызстана. Для решения данной проблемы сегодня разработаны и начинают применяться на практике инновационные, интерактивные и другие методы преподавания кыргызского языка как родного, второго и иностранного. Развиваются и новые педагогические парадигмы, такие как компе-тентностно-ориентированное обучение кыргызскому языку.

Для того чтобы продолжить наше исследование , скажем несколько слов об интегрированном дисциплинарном обучении.

Интеграция в сфере образования обусловлена логикой развития науки и связана с активным выражением научного знания на современном этапе. Слово «интеграция» произошло в переводе с латинского языка означает «восстановление», «восполнение», «дополнение» [2]. Если при обучении будем интегрировать предметы, один предмет будет дополнять второй предмет, это может быть интереснее для учеников. Интегрированные уроки дадут стимул ученикам для самовоспитания, и помогут в дальнейшем использовать на практике полученные знания.

Идеи интегрирования научных знаний изучались еще древнегреческими мыслителями Платоном, Аристотелем и др. при изучении ряда наук и их взаимодействии. Эти усилия были продолжены, и такие знаменитые ученые, как И. Кант, Г. Гегель, Д.И. Менделеев, Т. Павлов, Н.И. Вавилов и др. свои изыскания проводили в интеграции с различными науками.

В дидактике Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, А. Дистерверг, позднее В.С. Безрукова, И.И. Берулова,

В.Н. Максимова, Д.И. Зверев и др. подвергли исследованию теоретические во-

просы интегрированного обучения в системе образования. Этим и другим проблемам посвящены труды кыргызских ученых-методистов Б. Акматова,

К. Биялиева, К. Добаева, А. Мукамбето-вой, У. Култаевой, У. Камбаралиевой, С. Рысбаева, В. Мусаевой, Ж. Чыманова и др.

Интеграционное обучение - большой труд, требующий огромных усилий. Оно требует глубину методического образования и способности преподавателя. Возникшая сотни лет назад идея о необходимости интеграции содержания различных дисциплин для обеспечения студентов комплексными знаниями плодотворно развивается и сегодня. Одним из перспективных направлений современного высшего образования является разработка и внедрение интеграции в преподавание традиционных дисциплин, что обусловливает комплексный подход к изучению смежных дисциплин, прежде всего русского языка и литературы, кыргзыского языка и литературы, иностранного языка и литературы изучаемого языка.

Для развития интеграционного обучения кыргзыской литературы и кыргызского языка, в первую очередь, важно, чтобы преподаватель знал свою специальность, потому что при интеграции одного или двух предметов нужно определить его программное содержание, материалы, информации, технические средства, с какими темами и в какое время они могут быть интегрированы. И только после конкретных плановых разработок и уточнений данные дисциплины интегрируются. Главное - кыргызский язык и литературу ведет один и тот же учитель, и в этом есть определенная закономерность.

В настоящее время образовательными дидактическими требованиями в интеграции кыргызской литературы и кыргызского языка следует считать следующие критерии:

1) связывание теоретических материалов данных дисциплин с практикой и реальностью (экология, география, технология и т.д.);

2) увеличение интереса учеников путем активизации их речевой и письменной де-

ятельности (вопросы-ответы, обсуждение, дискуссия, высказывание, письменные работы);

3) построение структуры урока. связанного с творчеством писателя, согласно теме, цели и содержанию урока;

4) связь каждого интегрированного урока с реалиями и обществом, в котором живет обучающийся;

5) заинтересованное отношение учителя, стимулирование им студента и создание условий для достижения целей урока;

6) учет уровня знаний студентов;

7) развитие письменной и устной речи студента;

8) учитывание лингвистических и экстралингвистических факторов;

9) отношение к студентам в соответствии с их возрастом, культурой, знаниями, психологией;

10) использование художественных текстов кыргызской, русской и мировой литературы в целях духовно-нравственного воспитания [3].

Здесь имеет значение то, что при педагогической деятельности учителей кыргызского языка и кыргызской литературы выполнялись два условия. Первое условие - отличное знание учителем значения филологических понятий (литературы и языка) в нынешнем этапе развития науки. Второе условие - знание учителем требований, поставленных для освоения понятий дисциплин. К примеру, при изучении какого-либо литературного текста на уроках кыргызской литературы, анализируя художественные особенности произведения, не обойтись без грамматических категорий. Можно предложить для работы над грамматикой фрагменты текстов художественных произведений, попутно говорить об их авторе, содержании и т.п. Согласно теме урока, через индивидуальную или групповую работу определяем уровень знания учеников, затем на основе этого можем выбрать формы урока.

Формы интеграционного обучения: традиционный урок, круглый стол, пресс-конференция, диспут, сцена (ролевые игры), письменные работы.

Методы и средства, используемые при интеграционном обучении кыргызской ли-

тературе с кыргызским языком: объяснение, иллюстрация, репродуктивный, исследовательский, интерактивный, упражнение, тренировка, анализ текста (филологический, лингвистический), составление текста, анализ конкретной ситуации, написание сочинения и эссе.

Рекомендуется также коллективно готовить короткие рассказы на основе рисунков. Эти рассказы обязательно должны включать все типы предложений.

С.И. Львова в программе по русскому языку отмечает: «...многоаспектная языковая работа с литературными текстами позволяет не только совершенствовать важнейшие речевые умения, но и сформировать элементарные навыки лингвистического анализа и выразительного чтения художественного произведения.» [4]

Интеграция наиболее продуктивна в педагогической области. Государственный образовательный стандарт по

кыргызскому языку высшего

профессионального образования 550000, педагогическое направление (2021) ориентирован не только и не столько на обучение орфографии и пунктуации, сколько на формирование языковой и духовной культуры, гражданских и патриотических убеждений, толерантности, культурного многообразия, социальных прав в демократическом обществе; умение грамотно думать и хорошо говорить и писать в разных условиях общения. И опыт показывает, что интегрированные уроки развивают потенциал студентов, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

Подводя итог проделанной работе, хочется сказать, надо задуматься над тем, что интеграция предметов в современном университете - реальная потребность времени, необходимая всем тем, кто заинтересован в формировании всесторонне развитой личности, а также всем, кто занимается вопросами базового педагогического образования.

Библиографический список

1. Гликман И. Высшее педагогическое образование сегодня // Народное образование. -2006. - № 1.

2. Жеребило Т.В. Словарь лингвистических терминов: Изд. 5-е, испр-е и дополн. -Назрань: Изд-во «Пилигрим». 2010.

3. Халилова, Т.Т. Дидактические требования при интеграции кыргызского языка и кыргызской литературы / Т.Т. Халилова // Наука, техника и образование. - 2019. - № 8 (61). -С. 53-56. - EDN DGDZDQ.

4. Боровлева Н.Е. реализация Стандарта по русскому языку. Из опыта работы учителей по программе и учебникам С.И. Львовой: пособие для слушателей. - Ульяновск: УИПК ПРО, 2006.

5. Государственный образовательный стандарти Высшего профессионального образования 550000 педагогическое направление 550300 филологическое образование. Академическая степень: бакалавр. - Бишкек, 2021.

DIDACTIC FOUNDATIONS OF INTEGRATED TEACHING OF KYRGYZ LITERATURE AND THE KYRGYZ LANGUAGE FOR FUTURE TEACHERS

A.A. Parpieva, Senior Lecturer Zhakyp kyzy A., Lecturer Osh State University (Kyrgyzstan, Osh)

Abstract. This work is about the transition of teaching Kyrgyz literature and the Kyrgyz language to a new level in accordance with modern requirements and the development of effective teaching technologies and their application in the educational process in universities of Kyrgyzstan. The purpose of the study is to determine the didactic conditions and requirements for integrated teaching of Kyrgyz literature and the Kyrgyz language. The author has attempted to identify some new paradigms for teaching Kyrgyz literature, competency-based, personality-focused, multi-level learning and provides recommendations for their use. The article examines examples of approaches and models for implementing interdisciplinary connections in the teaching of specialized disciplines and foreign languages in Russian higher education and evaluates their effectiveness.

Keywords: education, training, literature, language, integration.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.