Научная статья на тему 'НОВЫЕ КОНЦЕПЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТНЫМ ЗНАНИЯМ И НЕОБХОДИМОСТЬ ИХ УЧЕТА В СОДЕРЖАНИИ УЧЕБНИКОВ'

НОВЫЕ КОНЦЕПЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТНЫМ ЗНАНИЯМ И НЕОБХОДИМОСТЬ ИХ УЧЕТА В СОДЕРЖАНИИ УЧЕБНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
240
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / КРЕДИТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНОГО ОБУЧЕНИЯ / ЛИЧНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / NATIONAL EDUCATION SYSTEM / CREDIT TECHNOLOGY / INDIVIDUALIZATION OF SUBJECT TEACHING / PERSONALITY / PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мукамбетова Айгуль Садырбаевна

Целью данной статьи является описание новых социальных требований, поставленных перед преподавателями и учителями в образовании обучающихся предметным знаниям. Представлена правовая основа изменений в системе образования Кыргызской Республики и описаны новые требования, предъявляемые к системе образования страны. Объект исследования - современная ситуация в школах и вузах республики, предмет - процесс формирования новых технологий обучения с учетом создания учебной литературы в Кыргызстане. В систему образования Кыргызской Республики вошли две большие концепции. Одна из них - обновление содержания предметных знаний, соответствующих требуемым компетенциям. Во второй концепции на главное место ставится индивидуализация предметного знания, которая направлена на удовлетворение интересов каждой личности. Эти концепции важны в рамках принятого в 2011 г. Закона Кыргызской Республики «Об эпосе "Манас"». Анализ ситуации в системе образования Кыргызстана определяет научную новизну статьи. Ранее содержание образования основывалось на уровне требований к молодому поколению и определялось Правительством Кыргызской Республики, где тематические планы обучения предоставлялись всем учебным заведениям в готовом виде и выполнялись согласно единым правилам для всей молодежи страны. Предметное обучение обязывает учителя и преподавателя изменять материалы для освоения, учитывая социальные и интеллектуальные интересы личности. В статье поставлены приоритетные задачи, которые создают необходимые условия для познания личности обучающихся. Для того чтобы достичь поставленной цели, в Кыргызской Республике выделены средства из государственного бюджета. Требуется рациональное использование кредитной технологии в обучении, которую только начинают вводить в процесс педагогической деятельности. Задачи, поставленные перед образовательными учреждениями, обязывают разработать такие технологии, чтобы выделенные на каждый предмет средства обеспечивали потребности обучаемых страны для получения качественного образования. Образовательное сообщество должно учесть ряд апробированных в России технологий обучения, к практическому применению которых относится создание новой учебной литературы. Среди них: технология развития критического мышления; технология развивающего обучения; здоровьесберегающие технологии; технология проблемного обучения; игровые технологии; технология мастерских; кейс-технология; технология интегрированного обучения при сохранении классно-урочной системы. Обновление учебной литературы в связи с введением ключевых требований к освоению необходимых знаний - область ответственности преподавателей. Раскрытие этих технологий в аспекте предметных знаний поможет учителям и преподавателям однозначно понимать проблемы, стоящие перед системой образования, которые появились из-за новых потребностей общества, и правильно их решать.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мукамбетова Айгуль Садырбаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW CONCEPTS OF TEACHING SUBJECT KNOWLEDGE AND THE NEED FOR THEIR CONSIDERATION IN THE CONTENT OF TEXTBOOKS

The research featured the new social requirements for subject teachers, as well as the legal basis for the changes that have occurred in the education system of the Republic of Kyrgyzstan. The study focused on the current situation in Kyrgyz schools and universities, the development of new teaching technologies, and the new educational literature. The education system of Kyrgyzstan includes two large concepts. One of them is updating the content of subject knowledge corresponding to the required competencies. The second concept is the individualization of subject knowledge. These concepts are important in the framework of the Law of the Republic of Kyrgyzstan "On the Manas Epic" adopted in 2011. Previously, the content of education was based on the level of requirements for the young generation and was determined by the Government of the Kyrgyz Republic that developed curricula for all educational institutions. However, subject teachers have to change their materials, taking into account the social and intellectual interests of the individual. The article introduces priority tasks that create the necessary conditions for the development of learners' personality. This goal was financed by the state budget in the Republic of Kyrgyzstan. The author believes that the new credit technology is to be adopted with caution, and that the Kyrgyz educational system can use some educational technologies tested in Russia, e.g. critical thinking development; developmental education; health saving technologies; problem learning; gaming; workshop technology; case method; integrated learning in class, etc. Subject teachers are responsible for updating the educational literature in connection with the new requirements.

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ КОНЦЕПЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТНЫМ ЗНАНИЯМ И НЕОБХОДИМОСТЬ ИХ УЧЕТА В СОДЕРЖАНИИ УЧЕБНИКОВ»

DOI: 10.21603/2542-1840-2020-4-2-117-125

оригинальная статья УДК 378.046.4

Новые концепции обучения предметным знаниям и необходимость их учета в содержании учебников

Айгуль С. Мукамбетова а @

а Кыргызский государственный университет им. И. Арабаева, Кыргызская Республика, г. Бишкек @ nazik131090@gmail.com

Поступила в редакцию 08.04.2020. Принята к печати 12.05.2020.

Аннотация: Целью данной статьи является описание новых социальных требований, поставленных перед преподавателями и учителями в образовании обучающихся предметным знаниям. Представлена правовая основа изменений в системе образования Кыргызской Республики и описаны новые требования, предъявляемые к системе образования страны. Объект исследования - современная ситуация в школах и вузах республики, предмет - процесс формирования новых технологий обучения с учетом создания учебной литературы в Кыргызстане. В систему образования Кыргызской Республики вошли две большие концепции. Одна из них - обновление содержания предметных знаний, соответствующих требуемым компетенциям. Во второй концепции на главное место ставится индивидуализация предметного знания, которая направлена на удовлетворение интересов каждой личности. Эти концепции важны в рамках принятого в 2011 г. Закона Кыргызской Республики «Об эпосе "Манас"». Анализ ситуации в системе образования Кыргызстана определяет научную новизну статьи. Ранее содержание образования основывалось на уровне требований к молодому поколению и определялось Правительством Кыргызской Республики, где тематические планы обучения предоставлялись всем учебным заведениям в готовом виде и выполнялись согласно единым правилам для всей молодежи страны. Предметное обучение обязывает учителя и преподавателя изменять материалы для освоения, учитывая социальные и интеллектуальные интересы личности. В статье поставлены приоритетные задачи, которые создают необходимые условия для познания личности обучающихся. Для того чтобы достичь поставленной цели, в Кыргызской Республике выделены средства из государственного бюджета. Требуется рациональное использование кредитной технологии в обучении, которую только начинают вводить в процесс педагогической деятельности. Задачи, поставленные перед образовательными учреждениями, обязывают разработать такие технологии, чтобы выделенные на каждый предмет средства обеспечивали потребности обучаемых страны для получения качественного образования. Образовательное сообщество должно учесть ряд апробированных в России технологий обучения, к практическому применению которых относится создание новой учебной литературы. Среди них: технология развития критического мышления; технология развивающего обучения; здоровьесберегающие технологии; технология проблемного обучения; игровые технологии; технология мастерских; кейс-технология; технология интегрированного обучения при сохранении классно-урочной системы. Обновление учебной литературы в связи с введением ключевых требований к освоению необходимых знаний - область ответственности преподавателей. Раскрытие этих технологий в аспекте предметных знаний поможет учителям и преподавателям однозначно понимать проблемы, стоящие перед системой образования, которые появились из-за новых потребностей общества, и правильно их решать.

Ключевые слова: национальная система образования, кредитная технология, индивидуализация предметного обучения, личность, профессиональное образование

Для цитирования: Мукамбетова А. С. Новые концепции обучения предметным знаниям и необходимость их учета в содержании учебников // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2020. Т. 4. № 2. С. 117-125. БО1: https://doi.org/10.21603/2542-1840-2020-4-2-117-125

Введение

Кыргызская Республика вышла на новый путь в области модернизации образования, и одним из приоритетных направлений государственной политики страны выступает обновление предметного содержания. Для решения поставленных перед образовательным сообществом задач необходимо создание теоретической концепции построения новых учебников. Чтобы учесть национальную специфику учебных изданий, необходимо пересмотреть формат учебников, содержание учебных текстов, вопросы и задания к каждой теме.

Конец ХХ в. принес изменения не только в экономику, но и в систему образования на постсоветском пространстве. Педагогическая общественность в разных странах, прежде всего в России, активно решает вопросы концепции инновационных учебных изданий и создания учебников по новому государственному образовательному стандарту.

В России проводятся научные конференции, посвященные этой теме [1-4], издаются монографии [5-8], защищаются диссертации по темам создания и апробации учебников нового типа [9; 10], работают научные коллективы, темами исследования которых являются концепции

нового образования1. Правительство РФ утверждает разработанные этими научными коллективами концепции2. Школьные учителя и методисты пишут методические рекомендации и учебно-методические пособия [11-17]. Научная общественность активно обсуждает процесс создания учебников нового типа в публикациях [18-24]. Наконец, создаются сами учебники нового типа, учитывающие реалии современности [25]. Этот процесс коснулся и других стран - как в Европе, так и в Америке3. На базе вузов разных государств апробируются первые результаты в этом направлении.

Новые концепции развития системы образования Кыргызской Республики

В Кыргызской Республики (КР) был принят закон «Об образовании» № 92 30 апреля 2003 г.4 В этом законе утверждаются принципы государственной политики в области образования, осуществления образовательного процесса, деятельности образовательных организаций, получения образования в КР. Этот закон служит правовой базой их реализации. КР ищет свои пути в образовательном пространстве. Учитывая опыт разных стран в этом вопросе, власти Республики обращают внимание и на те традиции, которые свойственны народу Кыргызстана.

Опыт действия системы образования в КР по этому закону показал, что не все пункты в нем соответствуют новым реалиям. С приходом нового президента страны 2 мая 2019 г. были внесены изменения в Закон «Об образовании» КР. В рамках этих изменений, в частности, ст. 21, 22, 24, 25, 32 были дополнены уточнениями: в них вписана строка «в соответствии с национальной системой квалификаций»5. Национальная система квалификаций становится инструментом для согласования спроса на требуемые с позиций рынка труда квалификации работников и предложения квалификаций со стороны системы образования страны.

Сейчас национальная система образования Кыргызстана находится в тяжелом состоянии. Все понимают, что образовательная среда государства требует коренного обновления. Несмотря на провозглашаемое бесплатное образование, наблюдается постепенное увеличение платных учреждений и организаций, которые превращают образовательный процесс в источник дохода. Такое явление показывает, что есть альтернативные варианты, которые противоречат системе бесплатного обучения прошлого века.

Современное общество основано на экономических отношениях. Возникло выражение образовательный рынок,

DOI: 10.21603/2542-1840-2020-4-2-117-125

означающее ситуацию, когда интеллектуальное развитие становится предметом образовательных услуг [26]. И это подтверждает тот факт, что образование в настоящее время становится товаром, стоимость которого определяется по рыночной цене [27]. А цена образовательных услуг на рынке труда зависит от спроса на них.

На наших глазах наступило обновление эпохи, которое состоит в объединении противоречий: мы находимся на стыке двух эпох, где старая система образования отживает свой срок, отмирает и уступает свое место новым тенденциям. В каждом государстве создаются условия для развития интеллектуальных возможностей, сопутствующие или противоречащие процессу глобализации [28; 29]. Каждое государство в мире, ориентируясь на такие тенденции, ускоренным темпом вливается в социальную сферу общечеловеческой системы образования, стремясь не отставать от других государств по всем другим отраслям. Каждая страна использует свои силы, чтобы защитить национальные интересы от процесса глобализации, которая в скрытой форме начинает захватывать и вовлекать в себя практически все государства.

Особенно важную роль играет импорт образования наравне с другими товарами и услугами, возникающими на рынке труда. Для Кыргызстана, который только начинает свое развитие в этом направлении, такая ситуация имеет большое значение. Если рассмотреть ситуацию в республиканском масштабе, то сейчас мы берем готовые формы положений, разработанных развитыми странами. Отмечен ряд случаев, когда для урегулирования таких вопросов финансируются работы на грантовые деньги тех же развитых стран. За пределами таких ситуаций не остается и национальное образование Кыргызстана.

За счет средств грантов ведется подготовка к переходу среднего образования на двенадцатилетнее обучение. Высшие учебные заведения (бакалавриат и магистратура) полностью перешли на двухуровневое профессиональное образование. Бесспорно, что в условиях ускоренного проникновения образовательных технологий люди считают правильным, что нужно пойти по тому пути, которым прошли другие. Но готовые концепции в местных условиях не адаптированы, это еще больше усугубило и без того тяжелое состояние системы образования Кыргызстана. Другими словами, переход на кредитную технологию обучения, которая в развитых странах превратилась в товар на образовательных торгах, в педагогическом сообществе вызвала ряд рассогласований и непонимание, и проблемы

1 Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования. Приказ Минобразования РФ № 2783 от 18.07.2002 // Официальные документы в образовании. 2002. № 27. С. 12-34.

2 Концепция преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных организациях РФ. Утв. распоряжением Правительства РФ № 637-р от 09.04.2016.

3 Education for Sustainable Development Goals: learning objectives. Regional Technical Workshop for Eastern Africa (July 4-7, 2017, Nairobi, Kenya). 77 р. Режим доступа: http://unesdoc.unesco.org/images/0024/002474/247444e.pdf (дата обращения: 03.04.2020); Horrigan J. B. Lifelong learning

and technology // Pew Research Center. 22.03.2016. Режим доступа: https://www.pewresearch.org/internet/2016/03/22/lifelong-learning-and-technology/ (дата обращения: 03.04.2020).

4 Об образовании. Закон КР № 92 от 30.04.2003. Режим доступа: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/1216 (дата обращения: 08.04.2020).

5 О внесении изменений в Закон КР «Об образовании». Закон КР № 71 от 14.06.2019. Режим доступа: http://cbd.minjust.gov.kg/ act/view/ru-ru/111918 (дата обращения: 08.04.2020).

DOI: 10.21603/2542-1840-2020-4-2-117-125

внутри страны заметны для всех. Сейчас кредитные технологии по всем преподаваемым предметам, эффективно используемые во всем мире, позволяют внедрить их наравне с овладением всеми обучаемыми преподаваемых знаний. Предлагаемые учебные материалы предназначены для систем образования в отдельных странах.

Принятое направление государственного стандарта в средних и высших учебных заведениях страны тоже указывает на предпочтение данного требования Болонского соглашения. Однако результаты проведенных практических работ показывают, что ожидаемых результатов нет, как нет и освоенных знаний после изучения предметов. Мы видим, что возникла острая необходимость вновь пересмотреть содержание предметов, которые вошли в государственный образовательный стандарт, и их наполнение.

Эта необходимость объясняется фактом принятия в системе образования двух концепций. Первая концепция связана с изменением содержания (что должно быть в современном образовании), а вторая - с технологией образования, с реализацией принципа индивидуализации (данный принцип был всегда в педагогике, в основе его реализации лежит знание психологии личности, ее возрастных особенностей). Раньше содержание образования основывалось на уровне требований к молодому поколению и определялось Правительством Республики. Все тематические планы обучения были разработаны и утверждены Министерством образования; они использовались всеми учебными заведениями как единый образовательный стандарт. Индивидуализация предметного обучения обязывает каждого учителя школы и преподавателя вуза изменять содержание для освоения обучаемыми, учитывая социальные и интеллектуальные интересы личности.

Учебный процесс направлен на развитие личности, и требования образования по отношению к обучаемым в средних и высших учебных заведениях должны быть отличны, а также необходимо учитывать местность, где обучается и проживает обучаемый (в городской или сельской школе, в провинциальном вузе или столице). В таких условиях, бесспорно, основная нагрузка ложится на плечи учителя или преподавателя.

Становится ясно, что какой бы предмет ни преподавался, трудно ожидать от деятельности каждого учителя и преподавателя одинакового доведения полного объема знаний до учащихся на уровне указанных компетенций, который требует государственный образовательный стандарт. Но для целевого использования на каждый предмет кредитных часов, которые были распределены в учебном процессе, кроме материалов, предложенных как рекомендуемые к исполнению, каждый творчески настроенный преподаватель в образовательной деятельности на базе своего предмета должен применять те умения и навыки, которые обучаемые должны знать и использовать в личных жизненных обстоятельствах.

Сейчас из числа проблем, стоящих перед учебным процессом, данная проблема остается самой актуальной. В статье мы пытаемся обобщить сведения о проблемах внутри

страны, касающихся преподавания предметов с учетом прикладного характера. В среднем образовании Республики сохраняется традиция, сформированная в образовательном процессе Советского Союза. В школе существует система запоминания знаний. Сама система построена в соответствии с внутренними общественно-политическими интересами страны. Это определяет сохранившийся ресурс школьной системы. Хотя и в ней появляются новшества: учитываются новые направления, концепции в мировой учебной практике. С другой стороны, для сохранения своего суверенитета КР критически смотрит на все чужие ценности, которые приходят извне, из других государств и регионов мира. Такое столкновение интересов сказалось на качестве образования, которое отрицательно влияет на развитие национального самосознания, как показала ситуация в системе образования после объявления независимости страны.

Не заметны результаты применения инновационных технологий в учебной деятельности, отмечен ряд проблем, связанных с утверждением готовой формы нового образовательного стандарта. На необходимость принятия к сведению и учета интересов нового поколения указывает педагогический опыт, который был апробирован в стране за период независимости КР.

Учет интересов молодого поколения стал благоприятным условием для принятия в систему кыргызского образования этого новшества в качестве философского подхода, который был рекомендован развитыми странами. Такая сложившаяся ситуация в национальном образовании показала невозможность решения возникающих проблем на уровне деятельности отдельных учителей и преподавателей в образовательном процессе. Анализ выполненных работ, принятые замечания, некоторые достигнутые успехи позволяют говорить о накопленном опыте, который необходимо обобщить, довести до общественности и двигаться дальше. Разумеется, необходимо проведение всестороннего анализа накопленных практических работ в системе образовании в КР. Действительно, учитывая настоящее положение, нам ясно, что мы не сможем разработать такую концепцию учебной деятельности, которая противостояла бы образовательным концепциям, распространенным в развитых странах. В этом направлении стало привычным обращение к опыту России. Не следует торопиться применять привычные для разных стран технологии. Для нас важно поставить приоритетные задачи, которые помогут создать необходимые условия для усвоения знаний и развития личности обучающихся в нашей стране.

Если взять ситуацию индивидуальных интересов конкретного человека, то сейчас в Кыргызстане в плане общественно-политической ситуации в образовательной системе государства становится все сложнее и сложнее вписываться в стремительно изменяющиеся условия. Национальное образование внутри страны не может полностью удовлетворить социальные потребности граждан в образовательных услугах. Эта ситуация может способствовать стремлению молодежи получить образование за рубежом. Несмотря

DOI: 10.21603/2542-1840-2020-4-2-117-125

на существующие недостатки, мы должны отметить, что национальное образование постепенно начинает учитывать интеллектуальные потребности молодежи и национальную систему квалификаций. Другими словами, система национального образования должна определять развитие такого направления в новых образовательных технологиях, как концепция обучения, направленная на личность.

В настоящее время ученые, беря во внимание данную проблему, рассматривают ее как объект исследования, однако открытым остается вопрос о технологии обучения, направленной на развитие личности. Обучаемые имеют равный возраст, учатся в одном классе или одной группе, но они отличаются в плане социальной реализации. Эти особые признаки определяют критерии, показывающие, что интерес обучаемого в знаниях определяется прагматическим фактором использования их в жизни.

Мы должны принять к сведению, что общеобразовательные стандарты прошлого века уже не подходят к нынешней системе, которая основывается на концепции обучения, направленной на личность. Поэтому не случайно, что обучаемые в общеобразовательных учреждениях получают необходимые знания на дополнительных курсах и факультативах. Даже если образование доступно для них в средних и высших учебных заведениях, предполагающее определенный уровень знаний, то это еще не означает, что объем этих знаний может удовлетворить все интересы конкретного обучаемого. Потребности детей, которые находятся в одном классе в среднеобразовательных учреждениях, отличаются, как сами дети отличаются друг от друга: у них разные пути реализации в обществе. Движение в жизнь ребенка начинается со школы. И при разработке новой концепции образовательных технологий нужно начинать именно со школьного образования.

Чтобы внедрить в практику учебный процесс, нацеленный на реализацию общественных и интеллектуальных интересов каждого ученика, мы должны разработать учебно-методический комплекс, регулирующий социальные и интеллектуальные потребности учащихся на нескольких уровнях.

На данном этапе в образовательном сообществе нет единого мнения по поводу содержания и предметного наполнения такого учебно-методического комплекса. Каждый родитель желает, чтобы его ребенок в своем развитии мог получить те знания, которые необходимы ему в дальнейшей жизни. Знание - это не только цель, а прежде всего средство развития личности (памяти, мышления, восприятия, воображения), а профильная ориентации на будущую специальность -необходимое условие качественного образования в стране.

Целью нынешнего образования, предлагаемого молодому поколению, является не только освоение информации по тем или иным предметам, но и создание стимула к использованию в дальнейшем этих знаний в жизни. Ограничение преподавателя рамками своего предмета без учета межпредметных связей и внеурочной деятельности в образовательных учреждениях приводит как к ухудшению воспитательной

работы, так и к невозможности определить способности и наклонности подрастающего поколения. Процесс обучения включает не только передачу специальных знаний, но и воспитание обучаемых.

Несмотря на то, что с каждым годом наблюдаются сложности в наполнении государственного бюджета, в КР сохраняется политика бесплатного образования для подрастающего поколения. Чтобы достичь нужной цели в правильном использовании финансовых средств, выделенных со стороны государства, следует тщательно и детально разработать кредитную технологию в системе образования, которая только начинает вводиться в стране. Сам факт кредитной технологии соответствует интересам рационального использования выделенных средств на получение качественного образования каждым обучающимся.

Нужно дифференцировать содержание предметов, определяющих средний уровень обучаемого, который обеспечивается бюджетными средствами, выделяемыми государством, от того предметного образования, которое обучаемый может получить вне рамок обязательного образования для своего интеллектуального развития. И все же по возможности государство должно оплатить соответствующее образование, которое удовлетворяет общественным и интеллектуальным потребностям каждого обучаемого.

Если общеобразовательные учреждения ограничиваются только рамками обеспечения информационной базы по всем направлениям, то нужно задуматься о том, где и когда можно будет подготовить профессиональных специалистов, которые могли бы развивать страну. Если все образовательные направления, которые обеспечиваются государством, свою образовательную миссию ограничивают только средним уровнем, то есть страх, что мы можем потерять специалистов, которые могли бы конкурировать на мировом уровне. Также становится ясно, что деньги, выделенные государством в сфере просвещения, могут использоваться необоснованно.

Возникла потребность пересмотреть систему бесплатного образования, существующую в Кыргызстане. Чтобы достичь нужной цели при выделении из бюджета средств на образование молодежи, необходимо рациональное использование кредитной технологии в обучении, которую только начинают вводить в процесс организации образования. Кроме того, система образования республики обратилась к национальной культуре. 28 июня 2011 г. в КР был принят Закон № 59 «Об эпосе "Манас"». В Законе определяются его цели: «определение мер и специальных положений по сохранению, развитию, популяризации, защите и охране трилогии эпоса "Манас" в соответствии с законодательством КР; регламентацию прав и обязанностей государственных органов, физических и юридических лиц перед обществом в сфере охраны и использования трилогии эпоса "Манас"; закрепление правового статуса трилогии эпоса "Манас"; принятие мер идейно-воспитательного и историко-культурного характера для широкой пропаганды трилогии эпоса "Манас"»6.

6 Об эпосе «Манас». Закон КР № 59 от 28.06.2011. Режим доступа: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=45393 (дата обращения: 26.04.2020). 120 Статья распространяется на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0

DOI: 10.21603/2542-1840-2020-4-2-117-125 Технологии обучения

Поставленные Правительством Республики цели образования определяют творческий подход в каждом образовательном учреждении страны. Это обязывает разработать такие, которые способствовали бы обеспечению индивидуальных потребностей обучаемых и соответствовали бы выделенным средствам на каждый предмет.

Учитывая в том числе и опыт России, в КР рассматривается несколько технологий в школьном и вузовском образовании. Технология развития критического мышления была разработана американскими педагогами Чарльзом Темплом, Джинни Стилом и Куртисом Мередитом в конце XX в. Эта технология появилась в результате синтеза идей и концепций предшественников - ученых из разных стран. Основу технологии составляют: диалогическая концепция культур М. М. Бахтина -В. Библера, работы по психологии Л. С. Выготского, Ж. Пиаже, педагогика сотрудничества, разработанная Ш. Амонашвили. Основная цель этой технологии - научить ученика самостоятельно работать с учебным материалом и другими источниками информации. В результате применения этой технологии у обучаемого формируется свободное, независимое, оценочное и аналитическое мышление. В первую очередь, эта технология рекомендуется на занятиях по гуманитарным дисциплинам, например в дисциплине Манасоведение.

Технология развивающего обучения опирается на труды Иоганна Генриха Песталоцци, Адольфа Дистервега, К. Д. Ушинского, которые были дополнены Л. С. Выготским: в его концепции знания определяются не как конечная цель обучения, а как среда развития учащихся. Эта концепция поддерживается психологической теорией деятельности А. Н. Леонтьева и П. Я. Гальперина. Она помогает формировать из обучаемого самостоятельно взаимодействующего с окружающей средой субъекта. Для этого определены этапы его развития: целеполагание, планирование и организация действий, реализация целей, анализ результатов деятельности. Технология направлена на креативно-ориентированное обучение [27].

Здоровьесберегающие технологии представляют собой не наносящие вреда здоровью обучаемых несколько программ, приемов, методов организации учебно-воспитательного процесса. Термин здоровьесберегающие технологии предложил Н. К. Смирнов. Эта технология объединяет в себе несколько видов деятельности педагогов: медико-профилактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; здоровьесбережение и здоровьеобо-гащение педагогов; здоровьесберегающие образовательные технологии в образовательных учреждениях; технологии валеологического просвещения родителей.

Технология прагматично-проблемного обучения была разработана американским философом, психологом и педагогом Джоном Дьюи. Создание педагогом проблемной ситуации на учебном занятии и активная самостоятельная деятельность обучаемых по ее разрешению составляют суть этой технологии.

7 Там же.

В результате ее применения происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие когнитивных способностей. Цель данной технологии - развитие и усвоение способов самостоятельной деятельности, умения подходить к проблеме творчески.

Игровые технологии предполагают совокупность средств и приемов педагогической игры. Под педагогической игрой понимается особый вид деятельности, в которой четко поставлена цель обучения и соответствующие ей педагогические результаты, учебно-познавательная направленность. К использованию рекомендуются проблемно-игровые игро-треннинги, игротерапия, коммуникативные игры, арт-терапия, сказко- или мифотерапия, технологии музыкального воздействия. Гуманитарный цикл дисциплин может активно обращаться к героическому эпосу «Манас» в ее реализации.

Технология мастерских была предложена объединением французских педагогов, именуемых «Французская группа нового воспитания» (А. Бассис, А. Валлон, П. Ланжевен, Ж. Пиаже). Ее еще называют технологией педагогических мастерских (по-французски букв. ателье). Педагогические мастерские бывают нескольких типов: проектные мастерские, мастерские конструирования, мастерские письма, мастерские сотрудничества, мастерские отношений, мастерские ценностных ориентаций и др. В Законе «Об эпосе "Манас"» в ст. 1 п. 2 говорится: «Трилогия эпоса "Манас" является жемчужиной мировой культуры, уникальным эпическим наследием кыргызского народа, утверждающим идеи толерантности всех этносов и межнационального согласия, охватывающим историю, философию, мировоззрение и духовную культуру кыргызов, воспевающим патриотизм, дружбу, свободу духа и сыгравшим созидательную роль в становлении и укреплении кыргызской государственности»7. С этих позиций мастерская ценностных ориентаций может смело обращаться к национальному эпосу.

Кейс-технология (case study) состоит в осмыслении, критическом анализе и решении задач или случаев (cases). Кейс - это описание практической ситуации, которая содержит в себе требующую разрешения проблему. Разработчиками метода являются американские преподаватели - Dr. Copeland, J. A. Erskine, M. R. Leenders, L. A. Mauffette-Leenders, R. Merry. Существуют две школы Case-Study - американская (Гарвардская) и европейская (Манчестерская). Цель Гарвардской школы - поиск единственно верного решения, Манчестерская школа предполагает многовариантность решения проблемы. Источниками кейсов могут быть художественная и публицистическая литература. Для Кыргызстана источником кейсов может стать местный эпический материал: Манас, Семетей, Сейтек, рекомендуемый Правительством страны к внедрению в учебный процесс в рамках Манасоведения.

Технология интегрированного обучения основана на формировании межпредметных связей, помогающих объединить получаемые знания в целостную картину мира (лат. integration восстановление, восполнение).

Эта технология внедряется на уроках, а также рекомендуется к применению во внеурочной деятельности (это могут быть межпредметные проекты, театральные постановки, школьные / студенческие спектакли). Технология интегрированного обучения чрезвычайно важна для обеспечения действия Закона «Об эпосе "Манас"» в системе образования страны, т. к. основными целями данной технологии являются воспитание культуры ценностной ориентации обучаемых и развитие их интеллектуальных способностей, среди которых - синтез, обобщение, сопоставление и установление межпредметных и универсальных связей.

Безусловно, образовательная общественность КР не должна отказываться от традиционных технологий, используемых в классно-урочной системе. Эта система показала себя с лучшей стороны, ее сохранение обеспечивает освоение необходимых знаний.

Совокупность указанных технологий направлена на удовлетворение интересов способных обучаемых при получении образования выше пределов среднего уровня. Хотя принятый термин подразумевает общее образование, тем не менее учебный процесс, в котором на первое место ставят признание ребенка как личности, требует разработки методического сопровождения, где раскрыты пути решения качественной реализации и контроль индивидуального отношения для полного обеспечения потребностей в получении образования обучаемых, у которых проявляются способности и есть талант.

Индивидуальный подход к личности молодого человека сопровождается определением его способностей, психологических свойств и уровня интеллекта, а учебная литература должна этому соответствовать несколькими уровнями разработанных заданий. Если мы сейчас в качестве нормы всех обучаемых будем соизмерять со средним уровнем, рекомендуемым со стороны государства, то кредитная технология, направленная на рациональное использование государственного финансирования, не сможет достичь своей цели.

DOI: 10.21603/2542-1840-2020-4-2-117-125

Заключение

Мы не можем игнорировать те тенденции, которые наблюдаются в образовательном процессе в развитых странах. Для решения описанной проблемы в Кыргызстане необходимо учитывать научные и практические материалы, используемые в системе образования в развитых странах, в первую очередь на постсоветском пространстве, которые определяются несколькими уровнями в соответствии с многоступенчатой системой обучения. Внутренний рынок страны может сопротивляться экономической конкуренции только с помощью новой системы образования. Нужна правильная оценка тех компетенций, которые конкурируют, способствуют правильному распределению содержания предметных дисциплин на несколько ступеней в средних и высших учебных заведениях.

Чтобы все преподаватели могли одинаково решать проблемы образования, которые появились вследствие изменений в государстве, а также с учетом общественно-политических потребностей наших граждан, необходимо показать правильное направление в обновлении учебной литературы с учетом введения важных критериев образовательных технологий, необходимых при передаче знаний обучаемым. К внедрению рекомендуются следующие технологии в системе образования: технология развития критического мышления, технология развивающего обучения, здоровьесберегающие технологии, технология проблемного обучения, игровые технологии, технология мастерских, кейс-технология, технология интегрированного обучения, традиционные технологии (классно-урочная система). К настоящему моменту в КР сложились все объективные предпосылки для введения многоступенчатой системы образования. Она может предложить обществу адекватную форму обучения. Эта система необходима для функционирования рынка дополнительных образовательных услуг с обязательным участием государства как регулятора этого сектора. Только государство способно стимулировать активность такого сектора и существенно снизить стоимость образовательных услуг для подрастающего поколения. Формирование системы ценностей ориентируется на ту духовную основу, которая передана нам от наших предков.

Литература

1. Илюшин Л. С., Азбель А. А. Эмоциональное монологическое высказывание (Storytelling) как ресурс подготовки школьников к сочинению // Сочинение на современном этапе развития системы образования в Российской Федерации (Теория и практика преподавания русского языка и литературы в школе): сб. мат-лов науч.-практ. конф. (Москва, 6-9 апреля 2015 г.) М.: РОПРЯЛ, 2015. С. 113-118.

2. Илюшин Л. С., Азбель А. А. Влияние позитивной образовательной среды школы на качество образовательной траектории студентов // XVII апрельская Междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества. (Москва, 19-22 апреля 2016 г.) Режим доступа: https://www.hse.ru/org/persons/61512286#sci (дата обращения: 04.04.2020).

3. Пугач В. Е. Система творческих заданий в учебном пособии нового типа // Развитие творческих способностей учителя и учащихся в процессе языкового и литературного образования: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. Челябинск: ЧИППКРО, 2015. С. 141-148.

4. Проблемы школьного учебника. XX век. Итоги / сост., авт. вступ. ст. Д. Д. Зуев. М.: Просвещение, 2004. 384 с.

5. Беспалько В. П. Учебник. Теория создания и применения. М.: НИИ школьных технологий, 2006. 192 с.

6. Бордовская Н. В. Гуманитарные технологии в вузовской образовательной практике: теория и методология проектирования. СПб.: Книжный дом, 2007. 407 с.

DOI: 10.21603/2542-1840-2020-4-2-117-125

7. Гельфман Э. Г., Холодная М. А. Психодидактика школьного учебника: интеллектуальное воспитание учащихся. СПб.: Питер, 2006. 384 с.

8. Петрищева Г. С. Школьный учебник как средство развития компетентностей. Бийск: БГПУ им. В. М. Шукшина, 2008. 116 с.

9. Журавлева О. Н. Дидактическая концепция гуманитаризации содержания современного школьного учебника: дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2013. 388 с.

10. Мартемьянова Т. Ю. Логико-дидактический подход к конструированию школьного учебника: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2004. 157 с.

11. Долинина Т. А., Алексеева М. А. Потенциал уроков литературы в духовно-нравственном развитии личности. Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2017. 58 с.

12. Кочергина П. А., Илюшин Л. С. Дидактический потенциал мобильных приложений в формировании лексической компетенции подростков // На путях к новой школе. 2015. № 1. С. 72-76.

13. Машарова Т. В., Крестинина И. А., Салтыкова М. А. Теоретические и практические аспекты развития инклюзивного образования. Киров: Радуга-ПРЕСС, 2015. 204 с.

14. Машарова Т. В., Зыкина И. В., Крестинина И. А., Салтыкова М. А., Смирнова С. А., Пивоваров А. А., Скурихина Ю. А., Малова Т. В., Щеклеина С. Н. Современный урок в условиях федерального государственного образовательного стандарта. Киров: Типография «Старая Вятка», 2015. 108 с.

15. Цыбулько И. П., Бузина Е. В., Васильевых И. П., Гостева Ю. Н., Иванов С. Л. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2015 года по русскому языку. М.: ФИПИ, 2015. 30 с.

16. Современный урок литературы. «Читаем. Думаем. Спорим» / сост. Н. А. Тупицына, Т. К. Косолапова. Киров, 2016.

17. Галактионова Т. Г., Гринева М. И., Данилова Г. В., Илюшин Л. С., Казакова Е. И., Пугач В. Е. Школьный энциклопедический словарь «Русский язык». Опыт построения открытой педагогической системы. СПб.: Лик, 2015. 160 с.

18. Бродская К. М. Методология, теория, техника гуманитарного проектирования носителей содержания образования // Образование и общество. 2011. № 1. С. 17-21.

19. Волков А. Е., Кузьминов Я. И., Реморенко И. М., Рудник Б. Л., Фрумин И. Д., Якобсон Л. И. Российское образование - 2020: модель образования для инновационной экономики: материал для обсуждения // Вопросы образования. 2008. № 1. С. 32-64.

20. Лебедев О. Е. Конец системы обязательного образования? // Вопросы образования. 2017. № 1. С. 230-259. DOI: 10.17323/1814-9545-2017-1-230-259

21. Писарева С. А. Исследование соответствия школьных учебников запросам современного общества // Современная учебная книга: мат-лы науч.-практ. конф. (Санкт-Петербург, 24-25 апреля 2006 г.) СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. С. 4-18.

22. Пугач В. Е. О содержании школьного литературного образования // Педагогика. 2016. № 2. С. 40-47.

23. Давыдова О. В. Современный учебник для вузов: компетентностный подход // Вестник университета. 2013. № 15. С. 166-174.

24. Панов В. И. Одаренные дети: выявление - обучение - развитие // Педагогика. 2001. № 4. С. 30-44.

25. Коршунов И. А., Гапонова О. С., Пешкова В. М. Век живи - век учись. Непрерывное образование в России. М.: Изд. Дом ВШЭ, 2019. 310 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26. Görlitz K., Tamm M. The returns to voucher-financed training on wages, employment and job tasks // Economics of Education Review. 2016. Vol. 52. Р. 51-62. DOI: 10.1016/j.econedurev.2016.01.004

27. Larrotta C. Immigrants to the United States and Adult Education Services // New Directions for Adult and Continuing Education. 2017. № 155. P. 61-69. DOI: 10.1002/ace.20241

28. Hardy W., Keister R., Lewandowski P. Educational upgrading, structural change and the task composition of jobs in Europe // Economics of Transition. 2018. Vol. 26. № 2. Р. 201-231. DOI: 10.1111/ecot.12145

29. Ивахнюк И. В. Предложения к миграционной стратегии России до 2035 г. М.: Российский совет по международным делам, 2017. 82 с.

DOI: 10.21603/2542-1840-2020-4-2-117-125 original article

New Concepts of Teaching Subject Knowledge and the Need for Their Consideration in the Content of Textbooks

Aigul S. Mukambetova a @

a Arabaev Kyrgyz State University, Kyrgyz Republic, Bishkek @ nazik131090@gmail.com

Received 08.04.2020. Accepted 12.05.2020.

Abstract: The research featured the new social requirements for subject teachers, as well as the legal basis for the changes that have occurred in the education system of the Republic of Kyrgyzstan. The study focused on the current situation in Kyrgyz schools and universities, the development of new teaching technologies, and the new educational literature. The education system of Kyrgyzstan includes two large concepts. One of them is updating the content of subject knowledge corresponding to the required competencies. The second concept is the individualization of subject knowledge. These concepts are important in the framework of the Law of the Republic of Kyrgyzstan "On the Manas Epic" adopted in 2011. Previously, the content of education was based on the level of requirements for the young generation and was determined by the Government of the Kyrgyz Republic that developed curricula for all educational institutions. However, subject teachers have to change their materials, taking into account the social and intellectual interests of the individual. The article introduces priority tasks that create the necessary conditions for the development of learners' personality. This goal was financed by the state budget in the Republic of Kyrgyzstan. The author believes that the new credit technology is to be adopted with caution, and that the Kyrgyz educational system can use some educational technologies tested in Russia, e.g. critical thinking development; developmental education; health saving technologies; problem learning; gaming; workshop technology; case method; integrated learning in class, etc. Subject teachers are responsible for updating the educational literature in connection with the new requirements.

Keywords: national education system, credit technology, individualization of subject teaching, personality, professional education

For citation: Mukambetova A. S. New Concepts of Teaching Subject Knowledge and the Need for Their Consideration in the Content of Textbooks. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Gumanitarnye i obshchestvennye nauki, 2020, 4(2): 117-125. (In Russ.) DOI: https://doi.org/10.21603/2542-1840-2020-4-2-117-125

References

1. Ilyushin L. S., Azbel A. A. Emotional monological statement (Storytelling) as a resource for preparing students for composition. Composition at the present stage of development of the educational system in the Russian Federation (Theory and Practice of Teaching the Russian Language and Literature at School): Proc. Sci.-Prac. Conf., Moscow, April 6-9, 2015. Moscow: ROPRIaL, 2015, 113-118. (In Russ.)

2. Ilyushin L. S., Azbel A. A. The effect of the positive educational environment of the school on the quality of the educational trajectory of students. XVII April Intern. Sci. Conf. on the problems of economic and social development, Moscow, April 19-22, 2016. Available at: https://www.hse.ru/org/persons/61512286#sci (accessed 04.04.2020). (In Russ.)

3. Pugach V. E. The system of creative tasks in a new type of teaching aid. Development of the creative abilities of teachers and students in the process of language and literary education: Proc. All-Russian Sci.-Prac. Conf. Chelyabinsk: ChIPPKRO, 2015, 141-148. (In Russ.)

4. Problems of the school textbook. XX century. Results, comp. Zuev D. D. Moscow: Prosveshchenie, 2004, 384. (In Russ.)

5. Bespalko V. P. Textbook. Theory of creation and application. Moscow: NII shkolnykh tekhnologii, 2006, 192. (In Russ.)

6. Bordovskaya N. V. Humanitarian technologies in university educational practice: theory and design methodology. St. Petersburg: Knizhnyi dom, 2007, 407. (In Russ.)

7. Gelfman E. G., Kholodnaya M. A. Psychodidactics of a school textbook: intellectual education of students. St. Petersburg: Piter, 2006, 384. (In Russ.)

8. Petrishcheva G. S. A school textbook as a means of developing competencies. Biysk: BGPU im. V. M. Shukshina, 2008, 116. (In Russ.)

9. Zhuravleva O. N. The didactic concept of the humanization of the content of a modern school textbook. Dr. Ped. Sci. Diss. St. Petersburg, 2013, 388. (In Russ.)

10. Martemianova T. Y. The logical and didactic approach to the design of a school textbook. Cand. Ped. Sci. Diss. St. Petersburg, 2004, 157. (In Russ.)

11. Dolinina T. A., Alekseeva M. A. The potential of literature lessons in the spiritual and moral development of the individual. Ekaterinburg: GAOU DPO SO "IRO", 2017, 58. (In Russ.)

DOI: 10.21603/2542-1840-2020-4-2-117-125

12. Kochergina P. A., Ilushin L. S. Didactic potential of mobile applications in forming of adolescents' lexical competence. Naputiakh k novoi shkole, 2015, (1): 72-76. (In Russ.)

13. Masharova T. V., Krestinina I. A., Saltykova M. A. Theoretical and practical aspects of the development of inclusive education. Kirov: Raduga-PRESS, 2015, 204. (In Russ.)

14. Masharova T. V., Zykina I. V., Krestinina I. A., Saltykova M. A., Smirnova S. A., Pivovarov A. A., Skurikhina Yu. A., Malova T. V., Shchekleina S. N. Modern lesson in the terms of Federal State Educational Standard. Kirov: Tipografiia "Staraia Viatka", 2015, 108. (In Russ.)

15. Tsybulko I. P., Buzina E. V., Vasiliev I. P., Gosteva Iu. N., Ivanov S. L. Methodological recommendations for teachers, prepared on the basis of the analysis of typical mistakes of participants in the Unified State Examination of 2015 in the Russian language. Moscow: FIPI, 2015, 30. (In Russ.)

16. A modern lesson in literature. "We read. We think. We argue", comps. Tupitsyna O. N., Kosolapova T. K. Kirov, 2016. (In Russ.)

17. Galaktionova T. G., Grineva M. I., Danilova G. V., Ilyushin L. S., Kazakova E. I., Pugach V. E. School encyclopedic dictionary "Russian language". The experience of building an open pedagogical system. St. Petersburg: Lik, 2015, 160. (In Russ.)

18. Brodskaya K. M. Methodology, theory, technology of humanitarian design of educational media carriers. Obrazovanie i obshchestvo, 2011, (1): 17-21. (In Russ.)

19. Volkov A. E., Kuzminov Yu. I., Remorenko I. M., Rudnik B. L., Frumin I. D., Jacobson L. I. Russian education - 2020: a model of education for an innovative economy: discussion material. Voprosy obrazovaniya / Educational Studies Moscow, 2008, (1): 32-64. (In Russ.)

20. Lebedev O. E. The end of compulsory education? Voprosy obrazovaniya / Educational Studies Moscow, 2017, (1): 230-259. (In Russ.) DOI: 10.17323/1814-9545-2017-1-230-259

21. Pisareva S. A. A study of the conformity of school textbooks with the demands of modern society. Modern textbook: Proc. Sci.-Prac. Conf., St. Petersburg, April 24-25, 2006. St. Petersburg: RGPU im. A. I. Gertsena, 2006, 4-18. (In Russ.)

22. Pugach V. E. About the content of school literary education. Pedagogika, 2016, (2): 40-47. (In Russ.)

23. Davydova O. V. A modern textbook for universities: a competency-based approach. Vestnik universiteta, 2013, (15): 166-174. (In Russ.)

24. Panov V. I. Gifted children: identification - training - development. Pedagogika, 2001, (4): 30-44. (In Russ.)

25. Korshunov I. A., Gaponova O. S., Peshkova V. M. Live and learn. Continuing education in Russia. Moscow: Izd. Dom VShE, 2019, 310. (In Russ.)

26. Görlitz K., Tamm M. The returns to voucher-financed training on wages, employment and job tasks. Economics of Education Review, 2016, 52: 51-62. DOI: 10.1016/j.econedurev.2016.01.004

27. Larrotta C. Immigrants to the United States and Adult Education Services. New Directions for Adult and Continuing Education, 2017, (155): 61-69. DOI: 10.1002/ace.20241

28. Hardy W., Keister R., Lewandowski P. Educational upgrading, structural change and the task composition ofjobs in Europe. Economics of Transition, 2018, 26(2): 201-231. DOI: 10.1111/ecot.12145

29. Ivakhnyuk I. V. Proposals for Russia's migration strategy through 2035. Moscow: Rossiiskii sovet po mezhdunarodnym delam, 2017, 82. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.