Научная статья на тему 'Дидактические основы формирования профессиональной компетентности будущих специалистов туристского профиля в условиях информационной образовательной среды'

Дидактические основы формирования профессиональной компетентности будущих специалистов туристского профиля в условиях информационной образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СПЕЦИАЛИСТ ТУРИСТСКОГО ПРОФИЛЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Матафонова Татьяна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дидактические основы формирования профессиональной компетентности будущих специалистов туристского профиля в условиях информационной образовательной среды»

Итак, перечисленные компетенции и профессионально важные качества начальника поезда, высокое развитие которых обеспечивает эффективность его деятельности, должны стать основой для выбора методов их оценки для включения в систему аттестации в условиях перехода к инновационной экономике.

Библиографический список

1. Безручко П., Иванова Ю. Корпоративный университет «РЖД». От концепции до первого выпуска // The Human Resourses Times. - 2012. - № 21-22. - С. 25-30.

2. Грязнова Т.В. Психологические механизмы готовности к социальному риску в профессиональной деятельности руководителя: на примере руководителей высшего звена ЖД транспорта: автореф. дис. ... канд. псих. наук. - Хабаровск: Дальневост. гос. ун-т путей сообщ. - 2007. - 24 с.

3. Кадровое прогнозирование и планирование на железнодорожном транспорте « : монография / В. А. Антропов и др. - М.: Учеб.-метод. центр по образованию на ж.-д. трансп., 2010. - 187 с.

4. Психология профессионального развития: методология, теория, практика : коллективная монография / Под ред. Э.Ф. Зеера. - Екатеринбург: РГППУ, 2011. - 158 с.

5. Рыбакова А.А. Сущность понятий «компетенция» и «компетентность»: от количественного измерения к качественному наполнению // Вестник Ставропольского государственного университета. - 2009. - № 61. - С. 51-57.

6. Токарева Г.А. Психологическая характеристика фактора нравственности в деятельности менеджера: автореф. дис. ... канд. псих. наук: 19.00.03. - СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 2004. - 25 с.

Т.А. Матафонова

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ТУРИСТСКОГО ПРОФИЛЯ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Ключевые слова: профессиональная компетентность, специалист туристского профиля, информационная образовательная среда.

Туризм как сфера деятельности человека выполняет важные функции в обществе -социальные, психологические, экономические. Данные функции реализуются в процессе взаимодействия работников туризма с потребителями туристских услуг. Туризм как сфера сервисной деятельности формирует спрос на качественные туристские, санаторно-курортные, гостиничные, туристско-экскурсионные, актуальные информационные услуги.

Глобализация фактически ликвидировала границы для свободного перемещения капитала, товаров и информации, создала возможность беспрепятственного посещения большинства стран мира. Новые проблемы стоят и перед туристским образованием. Например, рост туристских потоков предполагает наличие единых профессиональных квалификаций туристской деятельности, т.е. знание языка, культуры, экономики, правовой и социальной систем стран-партнеров, соблюдение единых правовых, технологических и гуманитарных норм.

© Матафонова Т.А., 2013

Высокий уровень профессиональной компетентности является важнейшим качеством для выпускников высших учебных заведений туристского профиля, обеспечивающим успешную профессиональную деятельность. В условиях жесткой конкуренции на рынке туризма специалисту с традиционной социокультурной подготовкой, без сформированной базы профессиональной компетентности, становится все труднее найти себя в современном профессиональном сообществе. Проблема формирования профессиональной компетентности будущих специалистов туристского профиля в педагогической науке слабо раскрыта.

Основными факторами этого являются:

- отсутствие структуры профессиональной компетентности будущих специалистов туристского профиля;

- недостаточная разработанность теоретико-педагогических основ, отражающих необходимость и возможность совершенствования процесса формирования профессиональной компетентности будущих специалистов туристского профиля в условиях информационно-образовательной среды;

- нереализованность возможностей, методов и организационных форм обучения для формирования профессиональной компетентности будущих специалистов туристского профиля;

- недостаточная разработанность технологии измерения и диагностирования результатов формирования профессиональной компетентности будущих специалистов туристского профиля.

Несмотря на теоретические и практические исследования и возрастающий интерес исследователей, современные конкурентные требования к специалисту туристского профиля требуют разработки методологических и методических подходов к формированию профессиональной компетентности будущего специалиста туристского профиля в условиях информационно-образовательной среды и адаптации его в реальной трудовой деятельности, которая реализуется в процессах управления, профессиональной уверенности, конкурентоспособности, психологической готовности на основе сложного информационного взаимодействия с клиентами-потребителями туристских услуг.

Теоретическое исследование и опыт практической работы показали, что с целью определения дидактических основ формирования профессиональной компетентности будущих специалистов туристского профиля необходимо проанализировать внешние и внутренние предпосылки ее формирования, рассмотреть теоретические основы моделирования процесса формирования профессиональной компетентности будущих специалистов туристского профиля в условиях информационной образовательной среды вуза, а также выявить педагогические условия активизации данного процесса.

Одним из новшеств Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) является понятие информационной образовательной среды. В настоящее время идет его осмысление, отражающее и задающее сегодняшнюю специфику образовательного процесса [1; 3]. Из ФГОС ВПО ясно, что информационная образовательная среда образовательного учреждения должна включать в себя совокупность технологических средств: компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты и др.

Объектом профессиональной деятельности специалиста по сервису и туризму является удовлетворение потребностей человека в социально-культурных и туристских услугах [2]. Деятельность специалиста по сервису и туризму направлена на систематическое приобретение знаний по созданию условий формирования рынка услуг социально-культурного сервиса

и туризма с учетом применения прогрессивных технологий и выбор стратегии и тактики деятельности предприятий, на обеспечение комплексного обследования потребителей услуг и системы мер по повышению качества оказываемых услуг. К числу такого рода услуг относятся услуги культуры, туристско-экскурсионное обслуживание, санаторно-курортные и оздоровительные услуги и др.

Обеспечение качества туристских услуг напрямую связано с профессионализмом специалистов, оказывающих эти услуги, знанием туристских ресурсов и их качеством. Перечисленные виды деятельности требуют от специалиста по сервису и туризму наличия компетенций, способствующих информационному обеспечению их профессиональной деятельности, в совокупности образующих профессиональную компетентность. Профессиональная компетентность специалистов туристского профиля в условиях информационной образовательной среды - интегративная динамичная характеристика личности, основанная на совокупности специальных знаний, практических умений, навыков в области информационных и коммуникационных технологий, его личностных качествах, обеспечивающая выполнение им собственных профессиональных обязанностей при работе в информационной образовательной среде.

Обобщая литературные данные и мнения специалистов о том, что такое профессиональная компетентность, мы пришли к выводу, что под профессиональной компетентностью следует понимать готовность и возможность повышения и эффективной реализации качественной стороны профессиональных знаний в условиях информационной образовательной среды, включающей в себя пять компонентов: профессиональный, информационный, когнитивный, операционно-технологический и личностный, характеризующиеся критериями и показателями сформированности. Формирование профессиональной компетентности в условиях информационной образовательной среды невозможно без применения информационных и коммуникационных технологий в обучении спецдисциплинам. Под ними будем понимать совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей. В ходе подготовки студентов к профессиональной деятельности в условиях информационной образовательной среды вуза необходимо научить будущих специалистов действовать с внедрением и модернизацией средств информационных технологий и к овладению новыми областями их применения, готовности самостоятельно углублять и расширять обучение для получения обновляющихся знаний и предотвращения их старения. В этих условиях перед вузами туристского профиля стоит задача подготовки специалистов к профессиональной деятельности с учетом активного внедрения современных средств информационных и коммуникационных технологий в учебный процесс, создания таких педагогических условий их использования, которые способствовали бы оптимальному формированию профессиональной компетентности будущих специалистов туристского профиля.

Поскольку основными положениями, на которых строится процесс формирования профессиональной компетентности будущих специалистов туристского профиля являются принципы, мы посчитали целесообразным выделить следующую систему принципов: системности, интегративности, профессиональной направленности и открытости. Эти принципы носят как общепедагогический, так и специфический характер, отражающий направленность нашего исследования на разработку модели формирования профессиональной компетентности будущих специалистов туристского профиля в условиях информационной образовательной среды.

С целью создания программно-методического обеспечения интегрированного курса в соответствии с разработанной содержательной моделью необходимо рассмотреть его содержание на уровне общего теоретического и методического наполнения, исходя из места и функций профессиональной компетентности будущего специалиста туристского профиля. С этих позиций актуальным будет являться поиск наиболее эффективных методов формирования профессиональной компетентности в условиях информационной образовательной среды. Среди многообразия новых технологий обучения наиболее продуктивными являются профессионально-ориентированные образовательные технологии, позволяющие организовать учебный процесс с учетом профессиональной направленности обучения, а также с ориентацией на личность обучаемого, его интересы, склонности и способности.

Одним из методов, который нами используется в исследовании, является метод модульного обучения, обладающий следующими особенностями:

1) обеспечивает обязательную проработку каждого компонента дидактической системы и наглядное его представление в модульной программе и модулях;

2) предполагает четкую структуризацию содержания обучения, последовательное изложение теоретического материала;

3) предусматривает вариативность обучения, адаптацию учебного процесса к индивидуальным возможностям и запросам обучающихся.

Библиографический список

1. Везиров Т.Г. Информационные и коммуникационные технологии в формировании проектной компетенции магистров педагогического образования // Вестник Университета (Государственный университет управления). - М.: ГУУ, 2012. - № 10. - С. 10-15.

2. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 230500-«Социально-культурный сервис и туризм». - М.: Министерство образования и науки РФ, 2000.

3. Гусенбекова Н.А., Везиров Т.Г. Информационная образовательная среда в профессионально направленной математической подготовке инженеров в техническом вузе // Мир науки, культуры, образования. - № 3 (40). - Горно-Алтайск, 2013. - С. 45-46.

А.В. Соломатин

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

В ПЕРИОД ГЛОБАЛИЗАЦИИ1

Ключевые слова: человеческий капитал, конкурентоспособность.

Конкурентоспособность человеческого капитала - сложная, многоаспектная экономическая категория и форма функционирования субъектов рыночных отношений в условиях глобализации экономики. В наиболее общем виде конкурентоспособность человеческого капитала можно рассматривать в качестве способности человеческого капитала эффективно функционировать в условиях глобального рынка. В целом конкурентоспособность можно рассматривать в трех основных направлениях:

© Соломатин А.В., 2013

1 Работа выполнена по результатам исследования 5051-13 «Разработка методологических основ формирования качественного человеческого капитала как базиса национальной инновационной системы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.