3. Большаков С.Н., Косицын В.Б. Качество образования в контексте стратегии «обучение в течение всей жизни» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // http://obrazovanie21. narod.ru/Files/2009-3_p180-186.pdf
4. Ван дер Венде М.К. Болонская декларация: расширение доступности и повышение конкурентоспособности высшего образования в Европе / Пер. с англ. // Высшее образование в Европе. - № 3. - 2000.
5. Гительман Л.Д. Корпоративный университет: концепция, условия и этапы создания // Управление компанией. - № 7. - 2005.
6. Качество высшего образования как ключевая цель Болонского процесса: материалы V Международной научно-методической конференции / Под общ. ред. А. С. Вострикова // Качество образования: системы управления, достижения, проблемы. - Новосибирск: Изд. НГТУ, 2003. - 184 с.
7. Лондонская декларация: К европейскому пространству высшего образования: ответ на вызовы глобализующегося мира. - Лондон, 2007 [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http://www.dfes.gov.uk/londonbologna/ uploads/documents/ LondonCommuniquefinalwithLondon-logo.pdf.
8. Многоуровневость высшего образования: различные интерпретации // Материалы Х111 Всероссийского совещания: Кн. 5. - М.: Уфа: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003.
9. Олейникова О.Н., Копенгагенский процесс / О.Н. Олейникова, А.А. Муравьева. - М.: Центр изучения проблем профессионального образования, 2006. - 132 с.
10. Олейникова О.Н., Аксёнова Н.М. Обучение в течение всей жизни как инструмент реализации Лиссабонской стратегии / О.Н. Олейникова, А. А. Муравьева, Н.М. Аксёнова. - М.: РИО ТК им. Коняева, 2009. - 131 с.
11. Тугускина Г.Н. Человеческий капитал предприятия: теория, методология, оценка: Автореф. дис. ... д-ра экон.наук. - М.: ГУУ, 2011.
12. Фитценц Я. Рентабельность инвестиций в персонал: измерение экономической ценности персонала / Пер. с англ., под общ. ред. В.И. Ярных. - М.: Вершина, 2006. - 320 с.
13. Портал федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный центр образовательного законодательства» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.lexed.ru/mpravo/razdel7/part3/7part3_13.html
14. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.noulic.ru/st1.htm
15. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:www.hrm.ru/db/hrm/4B4C805FF78E8F69C3256 C3D004693F5/category.html; http://www.corpu.com
М.В. Кочарова
КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ НАЧАЛЬНИКОВ ПОЕЗДОВ
Ключевые слова: начальник поезда, профессиональная деятельность, аттестация, профессионально важные качества (ПВК), компетенции, компетентостная модель.
Реформирование железнодорожного транспорта России при переходе к рыночным отношениям выявило не только экономические, организационные и технико-технологические, но социально-психологические проблемы руководства предприятиями отрасли. Одной из таких проблем является исследование психологических особенностей профессиональной деятельности начальников поездов, от эффективности которой во многом за© Кочарова М.В., 2013
висит безопасность пассажиров и перевозимого груза, обеспечение высокого уровня обслуживания пассажиров и содержания вагонов. Решение этой проблемы во многом зависит от формулирования требований к личностным качествам начальников поездов, которые необходимы для проведения их аттестации, то есть построению компетентностной модели начальника поезда. Этой актуальной задаче совершенствования управления персоналом предприятий железнодорожного транспорта посвящена статья.
Требования к личностным качествам работников различных должностей, необходимые для проведения их аттестации, чаще всего определяются на основе анализа условий и содержания профессиональной деятельности. В первую очередь выявляются физические, психические и личностные качества, а также уровень профессиональных знаний и навыков для эффективного выполнения функций, закрепленных за данной должностью. Важное место среди таких качеств составляют так называемые профессионально важные качества (ПВК).
Т.В. Грязнова, исследуя психологическую структуру готовности руководителей предприятий железнодорожного транспорта, определяет социальный риск как одно из важнейших личностных качеств [2, с. 19-20]. Г. А. Токарева в качестве профессионально важных качеств руководителей предприятий железнодорожного транспорта выделяет три интегральных фактора: моральную надежность, профессиональное выгорание и лидерство [6, с. 20]. В монографии «Кадровое прогнозирование и планирование на железнодорожном транспорте» указаны такие личностные качества руководителей среднего звена, как умение работать в коллективе, способность руководить, внутренняя мотивированность в отношении работы, внутренняя мотивированность к соблюдению корпоративных правил и норм трудовой дисциплины, взаимодействию с коллегами [3, с. 26-28].
Немаловажными для начальника поезда, учитывая его деятельность, являются здоровье, внешний вид, интеллект, эрудиция, включая знания в области экономики и права, работоспособность. Существенным недостатком рассмотренных выше представлений о ПВК руководителей железнодорожного транспорта является отсутствие четкого системообразующего принципа, критерия их классификации. Мы считаем, что преодолеть указанный недостаток можно, используя в качестве методологического основания компетентностный подход к пониманию и изучению личности профессионала.
Компетентностный подход - это приоритетная ориентация на цели-векторы образования: обучаемость, самоопределение (самодетерминация), самоактуализация, социализация и развитие индивидуальности. В качестве инструментальных средств достижения этих целей выступают принципиально новые метаобразовательные конструкты: компетентности, компетенции и метакачества [4]. Компетентностный подход затрагивает понятия компетентности и профессионально важных качеств. Проведенный в статье А.А. Рыбаковой анализ различных позиций по трактовке базовых категорий компетентностного подхода позволяет утверждать, что компетентность есть совокупность личностных характеристик индивида, владение определенными знаниями, умениями и навыками, способностями и мотива-ционно-ценностными установками, обеспечивающими возможность эффективного взаимодействия с окружающим миром [5, с. 56].
Понятие компетенции начальника поезда нужно рассматривать как со стороны должности (имеются в виду требования, необходимые для успешного выполнения работы), так и
стороны личности работника. Компетенции и компетентности взаимосвязаны и взаимообусловлены, ибо они друг друга стимулируют и тормозят (ограничивают), поэтому при исследовании этих феноменов очень трудно определить, первые или вторые являются ведущими для конкретного субъекта в данную минуту. Компетенция начальника поезда отражает реальную его возможность сделать работу путем продуктивного применения знаний и навыков в конкретной рабочей ситуации и поддается целенаправленному развитию. С правовой точки зрения компетенция определяется должностной инструкцией. В психологическом смысле компетенция имеет отношение к мотивационно-потребностной стороне деятельности субъекта, ибо она определяет уровень притязаний работника (то, на что он имеет смелость решиться в соответствии с его возможностями или компетентностями). Применительно к холдингу РЖД предложены корпоративные компетенции: компетентность, клиентоориентиро-ванность, корпоративность и ответственность, качество и безопасность креативность и инно-вационность [1, с. 25-30].
Компетентность начальника поезда представляет собой характеристику уровня профессионализма, а компетенции - набор более частных и доступных измерению параметров компетентности. Компетентность начальника поезда характеризуется единством знаний, умений, личностных качеств, отношений и опыта, актуализированным при выполнении функций в рамках профессиональной деятельности, и является способностью осуществлять деятельность в соответствие со стандартами профессиональной деятельности. Компетентность начальника поезда в широком смысле этого слова нужно использовать в качестве обозначения комплексной характеристики его как субъекта труда, включающей в себя знания, умения, навыки, особенности профессионального мышления и сознания, структуры профессионального опыта, особенности принятия решений в профессиональной деятельности, стратегии и тактики профессиональной деятельности в тех или иных профессиональных ситуациях, приводящей к достижению результата.
Кроме того, компетенции начальника поезда - это стандарты поведения, позволяющие эффективно реализовать ПВК в профессиональной деятельности. Для успешного решения профессиональных задач начальник поезда должен обладать системой ПВК. Причем понятия «система ПВК», «компетентность» и «профессиональная компетентность» не совпадают, а частично пересекаются по некоторому множеству характеристик человека как субъекта трудовой деятельности. Компетенции начальник поезда может приобрести в процессе обучения, а ПВК - нет, так как сфера применения компетенции - конкретное рабочее место начальника поезда в конкретной организации, а сфера применения ПВК - вообще сфера управления транспортными средствами. Главное отличие компетенций начальника поезда от его ПВК заключается в более высоком уровне зависимости компетенций от условий деятельности внутри конкретной организации, принятой корпоративной культуры, ценностей и принятых внутренних стандартов эффективности.
По мнению А. А. Рыбаковой, необходимо содержательное наполнение компетенций по трем основным, инвариантным компонентам: когнитивному, аксиологическому и прагматическому. Когнитивный компонент включает необходимые знания, на которых основана данная компетенция, аксиологический компонент предполагает сформированность ценностно-мотивационных установок на овладение профессией и дальнейшее самосовершенствование.
Прагматический компонент несет ответственность за овладение способностями и умениями, обеспечивающими методико-номенклатурную составляющую профессиональной деятельности [5].
С нашей точки зрения, предложенная А. А. Рыбаковой модель компетенций специалиста может быть существенно доработана и содержательно наполнена при использовании системного, комплексного подхода к представлению и анализу личности профессионала. С позиций системно-функционального подхода компетенции субъекта профессиональной деятельности могут быть распределены в семи основных блоках: ценностно-смысловом, когнитивном, продуктивно-результативном, динамическом, регуляторном, эмоциональном, социально-психологическом. Исходя из проведенного наблюдения за группой начальников поездов и на основе их опроса нами были выделены компетенции и профессионально важные качества начальника поезда, которые подразделены на семь блоков.
Когнитивный блок: необходимые профессиональные знания в области управления поездом, профессиональная обучаемость, открытость к профессиональному росту; профессиональное саморазвитие, умение планировать работы и поставить задачи перед подчиненными, организовать работы и контроль их выполнения, мотивировать и нести ответственность.
К ценностно-смысловому блоку относятся мотивационные характеристики личности специалиста, обеспечивающие его нацеленность на овладение профессией, самосовершенствование и развитие в ней: профессиональная успешность и удовлетворенность трудом, мотивы, цели, задачи, потребности, интересы, ценностные ориентации человека, профессиональные притязания, профессиональная самооценка, самоосознание себя как профессионала, удовлетворенность трудом, его процессом и результатом, креативность и инновационность.
Продуктивно-результативный блок: организационная культура, адаптационная мобильность, контактность, доминантность, социально-адекватный адаптивный тип межличностного общения, задатки к исполнению роли и функций неформального лидера, уровень притязаний.
Динамический блок: экстравертивность, типы темперамента, работоспособность, быстрота, выносливость, гибкость, координация.
Регулятивный блок: социальная ответственность - локус контроля, обязательность, дисциплинированность, инициативность, навыки самоменеджмента.
Эмоциональный блок: эмоциональный интеллект (EQ), то есть способность осознавать эмоции, достигать и генерировать их так, чтобы содействовать мышлению, пониманию эмоций и того, что они означают и соответственно управлять ими таким образом, чтобы способствовать своему эмоциональному и интеллектуальному росту; эмоциональное выгорание, проявляющееся нарастающим эмоциональным истощением; эмоциональная реактивность; аффектированность; эмоциональная стабильность; экспрессивность, эмоциональный тип личности; стрессоустойчивость.
Социально-психологический блок: коммуникативная компетентность, контактность, коммуникабельность или общительность, терпимость к окружающим, гармоничность ориентации в межличностных коммуникациях, самообладание в коммуникациях, типы общения, коммуникативная ориентация.
Итак, перечисленные компетенции и профессионально важные качества начальника поезда, высокое развитие которых обеспечивает эффективность его деятельности, должны стать основой для выбора методов их оценки для включения в систему аттестации в условиях перехода к инновационной экономике.
Библиографический список
1. Безручко П., Иванова Ю. Корпоративный университет «РЖД». От концепции до первого выпуска // The Human Resourses Times. - 2012. - № 21-22. - С. 25-30.
2. Грязнова Т.В. Психологические механизмы готовности к социальному риску в профессиональной деятельности руководителя: на примере руководителей высшего звена ЖД транспорта: автореф. дис. ... канд. псих. наук. - Хабаровск: Дальневост. гос. ун-т путей сообщ. - 2007. - 24 с.
3. Кадровое прогнозирование и планирование на железнодорожном транспорте « : монография / В. А. Антропов и др. - М.: Учеб.-метод. центр по образованию на ж.-д. трансп., 2010. - 187 с.
4. Психология профессионального развития: методология, теория, практика : коллективная монография / Под ред. Э.Ф. Зеера. - Екатеринбург: РГППУ, 2011. - 158 с.
5. Рыбакова А.А. Сущность понятий «компетенция» и «компетентность»: от количественного измерения к качественному наполнению // Вестник Ставропольского государственного университета. - 2009. - № 61. - С. 51-57.
6. Токарева Г.А. Психологическая характеристика фактора нравственности в деятельности менеджера: автореф. дис. ... канд. псих. наук: 19.00.03. - СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 2004. - 25 с.
Т.А. Матафонова
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ТУРИСТСКОГО ПРОФИЛЯ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Ключевые слова: профессиональная компетентность, специалист туристского профиля, информационная образовательная среда.
Туризм как сфера деятельности человека выполняет важные функции в обществе -социальные, психологические, экономические. Данные функции реализуются в процессе взаимодействия работников туризма с потребителями туристских услуг. Туризм как сфера сервисной деятельности формирует спрос на качественные туристские, санаторно-курортные, гостиничные, туристско-экскурсионные, актуальные информационные услуги.
Глобализация фактически ликвидировала границы для свободного перемещения капитала, товаров и информации, создала возможность беспрепятственного посещения большинства стран мира. Новые проблемы стоят и перед туристским образованием. Например, рост туристских потоков предполагает наличие единых профессиональных квалификаций туристской деятельности, т.е. знание языка, культуры, экономики, правовой и социальной систем стран-партнеров, соблюдение единых правовых, технологических и гуманитарных норм.
© Матафонова Т.А., 2013