Научная статья на тему 'Профессиональное становление студентов СПО в контексте практико-ориентированных технологий'

Профессиональное становление студентов СПО в контексте практико-ориентированных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3392
433
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КОРПОРАТИВНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / COMPETITIVENESS / CORPORATE PROFESSIONAL STANDARDS / PROFESSIONAL COMPETENCE / PROFESSIONAL AND PERSONAL QUALITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Канаева Татьяна Александровна

Актуальность темы статьи обусловлена внедрением Государственных образовательных стандартов третьего поколения в среднее профессиональное образование (СПО). Особенностью данных стандартов является учет требований заинтересованных сторон, ориентация на потребителя образовательных услуг. Научный интерес к данной теме связан с изменениями взглядов общества на выпускника, с новыми требованиями к обучению, воспитанию и формированию его профессионально-личностных качеств. Статья отражает применение практико-ориентированных технологий в формировании профессиональных компетенций студентов железнодорожного транспорта. Показаны примеры тренингов, проводимых с учащимися СПО, в результате которых выпускники смогут лучше осознать себя как личность и легче адаптироваться к возможным трудностям в рамках выбранной профессии. От того насколько выпускник будет конкурентоспособен на рынке труда, зависит не только начало его трудовой карьеры, но и будущее сферы транспорта, и в какой-то степени, социально-экономическое развитие нашей страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Канаева Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL GROWTH OF STUDETNS IN SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION IN THE CONTEXT OF PRACTICE-ORIENTED TECHNOLOGY

The topicality of the article is conditioned by the introduction of State standards of the third generation in secondary vocational education (SVE). The specific feature of these standards is consideration of the requirements of the interested parties and orientation to the consumers of educational services. The scientific interest in this theme is caused by the changes in public opinion on the graduates and new requirements to training, education and their professional and personal qualities. The work considers application of practice-oriented technologies for the development of professional competences of the students of the railway transport schools. The paper presents the examples of trainings for SVE students that may result in their better realizations as individuals and easier adaptation to possible difficulties in the chosen profession. Not only the professional career, but the future of the state transport and the entire socio-economic development of the country depend on the competitiveness of the graduates in the labor market.

Текст научной работы на тему «Профессиональное становление студентов СПО в контексте практико-ориентированных технологий»

УДК 37

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ СПО В КОНТЕКСТЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ

Канаева Т.А.

Актуальность темы статьи обусловлена внедрением Государственных образовательных стандартов третьего поколения в среднее профессиональное образование (СПО).

Особенностью данных стандартов является учет требований заинтересованных сторон, ориентация на потребителя образовательных услуг. Научный интерес к данной теме связан с изменениями взглядов общества на выпускника, с новыми требованиями к обучению, воспитанию и формированию его профессионально-личностных качеств.

Статья отражает применение практико-ориентированных технологий в формировании профессиональных компетенций студентов железнодорожного транспорта. Показаны примеры тренингов, проводимых с учащимися СПО, в результате которых выпускники смогут лучше осознать себя как личность и легче адаптироваться к возможным трудностям в рамках выбранной профессии. От того насколько выпускник будет конкурентоспособен на рынке труда, зависит не только начало его трудовой карьеры, но и будущее сферы транспорта, и в какой-то степени, социально-экономическое развитие нашей страны.

Ключевые слова: конкурентоспособность, корпоративные

профессиональные стандарты, профессиональная компетентность, профессионально-личностные качества.

PROFESSIONAL GROWTH OF STUDETNS IN SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

IN THE CONTEXT OF PRACTICE-ORIENTED TECHNOLOGY

Kanaeva T.A.

The topicality of the article is conditioned by the introduction of State standards of the third generation in secondary vocational education (SVE).

The specific feature of these standards is consideration of the requirements of the interested parties and orientation to the consumers of educational services. The scientific interest in this theme is caused by the changes in public opinion on the graduates and new requirements to training, education and their professional and personal qualities.

The work considers application of practice-oriented technologies for the development of professional competences of the students of the railway transport schools. The paper presents the examples of trainings for SVE students that may result in their better realizations as individuals and easier adaptation to possible difficulties in the chosen profession. Not only the professional career, but the future of the state transport and the entire socio-economic development of the country depend on the competitiveness of the graduates in the labor market.

Keywords: competitiveness, corporate professional standards, professional competence, professional and personal qualities.

В ХХ! в. составляющей профессионального образования является высокий уровень профессиональной компетенции выпускников, нормативно обоснованный в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020г.», «Национальной доктрине образования до 2025г.».

Профессиональное образование отвечает за качество выпускников, ориентированных на совершенствование и развитие общества на принципах гуманизма; знаний новых информационных технологий; способности самостоятельно контролировать этапы своего интеллектуального развития, соответствуя требованиям времени. Ведь от направленности и эффективности образования зависят перспективы развития человечества.

Профессиональное образование - процесс формирования и развития установок (ценностно-смысловых отношений), представлений, знаний, умений, навыков, необходимых для занятий определенной профессией. Профессиональное образование решается в процессе профессионального обучения, воспитания и профессионального становления.

Целенаправленная деятельность в профессиональном становлении студентов является важной составной частью образовательных учреждений. Период профессиональной подготовки, вхождение в профессиональную деятельность является одним из важных этапов формирования личности и характеризуется не только активным овладением профессиональных знаний, но и существенными изменениями в ценностных ориентациях учащейся молодежи [2, с. 52].

Корпоративный профессиональный стандарт задает основные требования организаций к персоналу - не только к знаниям, умениям и навыкам, но и к психофизиологическим качествам, медицинским ограничениям и другим параметрам.[6, с. 51]

Производство нуждается в самостоятельных, творческих специалистах, инициативных предприимчивых, способных приносить прибыль, предлагать и разрабатывать идеи, находить не традиционные решения и реализовывать экономически выгодные проекты.

Методологическим аспектом удовлетворения этой потребности производства и приобщения будущих специалистов к процессу социального преобразования общества является профессиональное становление студентов,

их общественная активность, самодеятельность, ответственность. Без обращения профессионального образования к практико-ориентированным технологиям обучения и воспитания студентов достаточно проблематично выполнить поставленные задачи

Профессиональное становление личности - процесс прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий, профессиональной деятельности и собственной активности, направленной на самосовершенствование и самоосуществление.

Проблема профессионального становления является ключевым аспектом понимания места и роли студенчества в контексте федерального государственного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) нового поколения.

Термин «профессиональное становление» используется достаточно широко. Профессиональное становление личности (по Э.Ф. Зееру) - это формирование профессиональной направленности, компетентности, социально значимых и профессионально важных качеств и их интеграция, готовность к постоянному профессиональному росту, поиск оптимальных приемов качественного и творческого выполнения деятельности в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями личности [1, с. 553].

В отечественных исследованиях под профессиональным становлением чаще всего понимается формирование профессиональной компетентности как процесса овладения средствами и моделями решения профессиональных задач (А.И. Мищенко, Н.В. Чекалева) [3, с. 33].

Теоретической основой концепции профессионального становления личности стали исследования личности и деятельности К.С. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, А.Г Асмолова, Б.Ф. Ломова, Н.Н. Нечаева, Г.В. Суходольского, В.Д. Шадрикова

В данном иследовании исследовании под профессиональным становлением понимается - «поэтапная» профессиональная подготовка

студентов в контексте формирования профессиональной компетентности, социально значимых и профессионально важных качеств, при усовершенствование комплекса взаимосвязанных развивающихся профессионально значимых видов деятельности и профессиональной активности студентов.

Осваивая профессиональную сферу в образовательном учреждении, студент формирует смыслы и профессионально важные качества. Профессионально важные качества будущего специалиста - это те его индивидуальные особенности, что способствуют формированию у человека положительного отношения к своей профессии и людям, с которыми он работает, стремления к личностному росту, профессиональному совершенствованию

Педагогическая практика подтверждает, что профессионально значимые качества можно и нужно развивать. Педагогический коллектив способствует поэтапному формированию профессиональных компетенций личности, которые являются ведущим фактором профессионального становления студенчества.

Первый курс - (1-ый этап - Смысловой)

Адаптация к образовательному пространству, У студентов формируются культурные запросы и потребности, понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса.

Второй курс - (2-ой этап - Ценностный.)

Начало специализации, укрепление и углубление профессиональных интересов студентов. Самостоятельность в определении задач профессионального и личностного развития.

Третий курс -3-й этап. Практический (специальный)

Непосредственное знакомство со специальностью в период прохождения учебной практики, готовность к дифференцированной оценке уровня своего профессионализма и активность позиции.

Четвертый курс - Готовность организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Реализация этих задач невозможна без применения технологий практикоориентированного обучения. Технологии практико-ориентированного обучения, реализуемые психолого-педагогической службой нашего учебного заведения, позволяют развивать и формировать у студентов данные качества.

Под программой практико-ориентированного обучения понимаем комплекс мероприятий, направленных на формирование в образовательной среде такой системы обучения будущих специалистов, которая будет отвечать требованиям современного производства.

Целью комплексного обеспечения практико-ориентированного обучения студентов в рамках образовательного учреждения, является процесс осознания студентами важности профессиональных качеств личности, знаний, умений и навыков, а также целенаправленное развитие их в учебно-воспитательном процессе и в дальнейшей профессиональной деятельности.

Программа психолого-педагогической работы со студентами нацелена в первую очередь на такие компоненты профессионального интереса как мотивационно-эмоциональный и волевой. Данные компоненты отвечают за развитие в будущем специалисте таких качеств как: настойчивость в

достижении цели, ответственность и добросовестность, дисциплинированность, потребность повышать свою квалификацию, а также способность получать радость и удовлетворение в процессе профессиональной деятельности. Психолого-педагогическая составляющая программы находит свое отражение в специально разрабатываемых тренингах, проведении «Недель специальности» со студентами третьих и четвертых курсов, а также в рекомендациях по оптимизации учебно-воспитательного процесса по итогам проведения тренинговых занятий.

Важным моментом в применении практико-ориентированных технологий становится сотрудничество с непосредственным работодателем, в нашем случае - представителями Дальневосточного отделения ОАО «РЖД». Соблюдая принцип сопровождения развития студентов, СПО приглашает на тренинги специалистов психологов, которые в дальнейшем будут курировать выпускников. Цель тренинга - подготовить студентов к возможным трудностям процесса социально-психологической адаптации на производстве.

В ходе работы со студентами, для успешного достижения цели необходимо выполнить ряд задач:

• Формирование качеств, необходимых личности для успешного

карьерного роста;

• Развитие навыков эффективного взаимодействия в новом коллективе;

• Повышение социально-психологической компетентности.

• Г отовность организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Таблица 1

этап время содержание метод раздаточный материал

1 3-5 мин Презентация занятия презентация Буклеты

2 3-5 мин Разминка «три себя» (нарисовать три себя: я -абитуриент, я - студент, я -специалист). проективный Листы, карандаши

3 3 мин Висит плакат «Качества профессионала» Раздаем бланки качеств Плакат, бланки качеств, бланки ответов

5-7 мин Работают индивидуально, заполняют бланк № 1 Специальный бланк разработанный для занятия

7-10 мин Делятся на группы и обсуждают качества важные для всей группы, заполняют бланк №2 «мозговой штурм» Специальный бланк разработанный для занятия

5-7 мин Сидят по группам, но работают индивидуально, выделяют из списка 5 важных качеств лично для них и размещают по степени важности Специальный бланк разработанный для занятия

7-10 мин Работаю совместно в группе, суммируют баллы важных качеств для всей группы; Другие студенты дописывают в бланк № 4 качества, которые есть в группе, а у них отсутствуют Специальный бланк разработанный для занятия

15 мин Подготовка и защита портрета профессионала на основании выделенных ими качеств презентация

15 мин Презентация портрета профессионала

4 15 мин «Выборы» Из присутствующих в минигруппе, выберите, за 30 сек. на должность, которую назовет ведущий (на каждую специальность по 5 должностей) деловая игра Карандаши, ручки для обозначения выбора

10 мин. Обсуждение

5-7

мин.

Обратная связь

- на сколько (от 0 до 10 б.) я узнал о ПВК, которые позволят мне стать успешным специалистом;

- на сколько ( от 0 до 10 б.) я могу осуществить свой карьерный план, на основании ПВК

Г рафик «могу-знаю»

График, цветные стикеры

Мнение приглашенных экспертов учитывается при разработке других занятий, и коррекции программы в целом по формированию профессиональных компетенций студентов.

Профессиональная компетентность отдельной личности определяет ее судьбу, возможность активного включения в новую систему общественных отношений в соответствии с современными требованиями.

Для анализа становления профессионала как формы активности с успехом могут использоваться приемы, сложившиеся в рамках концепций психологического анализа трудовой деятельности [5, с. 87].

Задачи учебно-воспитательного пространства конкретизируются в контексте профессиональных компетенций будущих специалистов, что позволяет эффективно развивать личностно-профессиональный ресурс студентов.

Раскрывая сущность внеучебной деятельности, рассмотрим данную категорию в рамках урока и организации коллективного дела.

«Профессиональное становление специалиста», открытый урок по предмету «Социальная психология». Путем дискуссии студенты выделяют (ПВК -профессионально важные качества ) в ходе практической работы .

Обратная связь урока:

- на сколько (от 0 до 10 б.) я узнал о ПВК, которые позволят мне стать успешным специалистом;

- на сколько (от 0 до 10 б.) я могу осуществить свой карьерный план, на основании формирования ПВК

Урок направляет студента проявить субъектную позицию в осуществлении выбора содержания, методов, форм самообразования в целях профессионального становления

Таблица 2

Организация коллективного дела

План действий Формирование свойств личности Обратная связь

Замысел дела Познавательная активность Выбор мероприятия

Создание инициативной группы ответственность. самостоятельность Проявление инициативы

Разработка мероприятия Планирование, активизация интеллектуальной деятельности Мозговой штурм.

Распределение обязанностей Организаторские качества, коммуникативные способности Исполнительская группа. творческая группа, группа. обеспечивающая техническое сопровождение (музыка. фотосъемка, Презентации и.т.д.)

Материально -техническое сопровождение мероприятия Практичность, деловитость ,эстетический вкус, умения и навыки в использовании информационных технологий Выбор, утверждение материала

Подготовка мероприятия Коммуникативные, организаторские способности, ответственность, дисциплинированность Репетиции, приглашение и консультации специалистов

Проведение мероприятия Инициативность, ответственность. Умение работать в коллективе Поддержка друг друга,

Анализ мероприятия Готовность и способность к аналитической деятельности, навыки адекватной оценки коллективного творчества Благодарность участникам мероприятия по номинациям («самый требовательный», « самый креативный», «самый надежный» и т.д.

Мероприятие предполагает:

- свободный выбор на основе личных интересов и склонностей студента; получать возможность углубления представлений о себе как о личности

и профессионале;

- совершенствовать способности, осуществлять рефлексию и самооценку.

Мероприятие предлагает формулу успеха:

Учиться жить вместе; Учиться познавать; Учиться делать; Учиться быть.

Подводя итог, считаю необходимым отметить, что период обучения в СПО - это важная часть жизни молодежи, заполненная, не только подготовкой к будущей работе, но и к самостоятельной жизни.

По мнению Н.Т. Рожкова, студенты ССУЗ составляют одну из самых активных социально-профессиональных групп молодежи. В сравнении со студентами вузов обладают меньшим социальным опытом и более коротким периодом этого самоопределения, но в то же время - ускоренным включением в профессионально-трудовые отношения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Задача ССУЗ-ов за короткие сроки создать необходимые условия для формирования качественно нового типа выпускников: лидеров, людей с новой ментальностью, прогрессивно мыслящих, стремящихся к развитию и построению профессиональной карьеры.

Список литературы

1. Зеер Э.Ф. Психологические основы профессиональной деятельности. Теоретические основы профессионального становления. М.:ПЕР СЭ; Логос., 2007. 855 с.

2. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: 1988. С. 52.

3. Корнеев Ю.В. Компетентностный подход в профессиональном образовании // Профессиональное образование. Столица. 2008. № 11. С. 33-34.

4. Машукова Н.Д. Принципы формирования профессиональных стандартов и их сопряженность с образовательными стандартами // Сред. проф. образование. 2002. № 1.

5.Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. М.: Изд-во УРАО, 2002. 160 с.

6. Старовойт В.А., Футин В.Н. Управления персоналом // Экономика железных дорог. 2012. №1.

References

1. Zeer E.F. Psikhologicheskie osnovy professional'noy deyatel'nosti. Teoreticheskie osnovy professional'nogo stanovleniya [Psychological Bases of Professional Activities]. Moscow: PER SE; Logos, 2007. 855 p.

2. Klimov E.A. Vvedenie v psikhologiyu truda [Introduction to Labor Psychology]. Moscow, 1988. 52 p.

3. Korneev Yu.V. Kompetentnostnyy podkhod v professionalnom obrazovanii [Competence Approach in Professional Education]. Professionalnoe obrazovanie. Stolitsa, no. 11 (2008): 33-34.

4. Mashukova N.D. Printsipy formirovaniya professional'nykh standartov i ikh sopryazhennost' s obrazovatel'nymi standartami [Principles of Forming Professional Standards and their Conjugacy with Educational Standards/ Sred. prof. obrazovanie, no. 1 (2002).

5. Povarenkov Yu.P. Psikhologicheskoe soderzhanie professional'nogo stanovleniya cheloveka [Psychological Substance of Professional Growth of a Human]. Moscow: Izd. URAO, 2002. 160 p.

6. Starovoyt V.A., Futin V.N. Upravleniya personalom [Human Resources Management]. Ekonomika zheleznykh dorog, no. 1 (2012).

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Канаева Татьяна Александровна, аспирант, заместитель начальника управления воспитательной работы ДВГУПС по СПО

Дальневосточный государственный университет путей сообщения ул. Серышева, 47, г. Хабаровск, 680021, Россия tkanaevavr@mail. ru

DATA ABOUT THE AUTHOR

Kanaeva Tatyana Aleksandrovna, Post-graduate student, Deputy Head on Secondary Vocational Education

Far Eastern State Transport University 47 Serysheva Str., Khabarovsk city, 680021, Russia tkanaevavr@mail. ru

Рецензент:

Качалова Л.П., д-р пед. наук, проф.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.