Научная статья на тему 'Дидактические иллюстрации XVIII века как инструмент создания новой коммуникативной стратегии(на примере педагогических текстов по проблемам безопасности)'

Дидактические иллюстрации XVIII века как инструмент создания новой коммуникативной стратегии(на примере педагогических текстов по проблемам безопасности) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
208
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / НАСТАВЛЕНИЕ / КОММУНИКАТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТЕКСТ / БЕЗОПАСНОСТЬ / НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / DIDACTIC ILLUSTRATION OF AN EDUCATIONAL PROJECT / INSTRUCTION / COMMUNICATION STRATEGY / PEDAGOGICAL TEXT / SECURITY / NON-VERBAL COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Федотова Ольга Дмитриевна, Латун Владимир Владимирович, Пивненко Сергей Николаевич

Статья посвящена проблеме становления и развития дидактических иллюстраций в педагогических текстах, рассматривающих вопросы государственной и личной безопасности в XVIII веке. Выявлены и охарактеризованы основные виды угроз безопасности: государственная измена, угроза здоровью, укусы и болезни животных, пожары, действие стихийных погодных факторов. Выделены две группы текстов (образовательные проекты и наставления), авторы которых использовали элементы невербальной коммуникации. Показано, что создатели дидактических текстов применяли различные элементы параграфематики (рисунки, таблицы и др.). Они были использованы в целях решения следующих задач: показа перспективы и целесообразности реализации образовательных проектов и стимулирования познавательной активности широких слоев населения в деле использования достижений науки и техники в повседневной жизни. В статье показано, что дидактическая иллюстрация XVIII века является адресной, учитывающей уровень образованности потенциального читателя и его статусную позицию. Выбор определенного типа дидактического рисунка побуждает подготовленного адресата к рефлексии, направленной на анализ аллегоричности и символизма художественных изображений. Дидактическая иллюстрация придает динамизм интеллектуальному общению партнеров по коммуникации, стимулирует их познавательную активность, развивает воображение, побуждает к принятию решений и действию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Федотова Ольга Дмитриевна, Латун Владимир Владимирович, Пивненко Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the formation and development of didactic illustrations. The article describes the pedagogical texts devoted to the public and personal safety in the XVIII century. Identified and characterized the main types of security threats: treason, health threat, bites and animal diseases, fires, natural effect of weather factors. Researchers have identified two groups of pedagogical texts educational projects and instructions. They were used elements of nonverbal communication. It is shown that the creators of didactic texts used different paragraphematic elements (pictures, tables, etc.). These semiotic units used in order to perform the following tasks: show prospects and feasibility of educational projects, stimulate cognitive activity of the general population in the use of science and technology in everyday life. In article it is shown that the didactic illustration of the XVIII century has its addressee. Authors of illustrated texts consider level of education of the potential reader and its status position. Selection of the specific type of didactic illustration encourages readers for reflection aimed at analysis of allegory and symbolism of art images. Didactic illustration gives dynamism of intellectual communication of authors and readers, stimulates their cognitive activity, develops imagination, encourages decision-making and action.

Текст научной работы на тему «Дидактические иллюстрации XVIII века как инструмент создания новой коммуникативной стратегии(на примере педагогических текстов по проблемам безопасности)»

УДК 37.026.4; 371.64/.69

Федотова Ольга Дмитриевна

Южный федеральный университет Россия, Ростов-на-Дону1 Зав. кафедрой психологии и педагогики высшего образования

Доктор педагогических наук, профессор E-Mail: fod1953@yandex.ru

Латун Владимир Владимирович

Южный федеральный университет Россия, Ростов-на-Дону Доцент кафедры социально-экономической географии Кандидат географических наук, доцент E-Mail: vlatun@yandex.ru

Пивненко Сергей Николаевич

Южный федеральный университет Россия, Ростов-на-Дону Аспирант кафедры психологии и педагогики высшего образования

E-Mail: sergeypivnenko@gmail.com

Дидактические иллюстрации XVIII века как инструмент создания новой коммуникативной стратегии (на примере педагогических текстов по проблемам безопасности)

Аннотация. Статья посвящена проблеме становления и развития дидактических иллюстраций в педагогических текстах, рассматривающих вопросы государственной и личной безопасности в XVIII веке. Выявлены и охарактеризованы основные виды угроз безопасности: государственная измена, угроза здоровью, укусы и болезни животных, пожары, действие стихийных погодных факторов.

Выделены две группы текстов (образовательные проекты и наставления), авторы которых использовали элементы невербальной коммуникации. Показано, что создатели дидактических текстов применяли различные элементы параграфематики (рисунки, таблицы и др.). Они были использованы в целях решения следующих задач: показа перспективы и целесообразности реализации образовательных проектов и стимулирования познавательной активности широких слоев населения в деле использования достижений науки и техники в повседневной жизни. В статье показано, что дидактическая иллюстрация XVIII века является адресной, учитывающей уровень образованности потенциального читателя и его статусную позицию. Выбор определенного типа дидактического рисунка побуждает подготовленного адресата к рефлексии, направленной на анализ аллегоричности и символизма художественных изображений.

Дидактическая иллюстрация придает динамизм интеллектуальному общению партнеров по коммуникации, стимулирует их познавательную активность, развивает воображение, побуждает к принятию решений и действию.

Ключевые слова: дидактическая иллюстрация; образовательный проект; наставление; коммуникативная стратегия; педагогический текст; безопасность; невербальная коммуникация.

Идентификационный номер статьи в журнале 83РУЫ314

В настоящее время такие понятия, как «угроза», «риск», «безопасность», «защищенность», применяются ко всем сферам жизни. Современный мир является высокотехнологичным и динамично развивающимся. Он таит в себе многочисленные опасности, которые еще не ведомы молодому поколению. В настоящее время спектр угроз для жизни как взрослых, так и детей весьма широк. Государственная политика в сфере безопасности ориентирована на то, чтобы минимизировать их влияние в повседневной жизни, обеспечить спокойствие граждан и поступательное развитие страны, научить население безопасному образу жизни.

В российском законодательстве вопросы, связанные с безопасностью и угрозами различного типа, регулируются федеральными законами. В Федеральном законе Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 390-Ф3 «О безопасности» [1], который действует вместо утратившего силу Закона Российской Федерации от 5 марта 1992 года N 2446-1 «О безопасности» [2], определяются основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности. Безопасность понимается как состояние защищенности личности, государства и общества от внешних и внутренних угроз. В законе используется также категория «жизненно важные интересы», под которыми понимается совокупность потребностей. Их удовлетворение надежно обеспечивает существование государства и создает благоприятные предпосылки развития и отдельной личности, и всех членов общества. В Законе обозначены основные направления деятельности по обеспечению безопасности. Приоритет принадлежит прогнозированию, выявлению, анализу и оценке угроз безопасности. В перечне направлений деятельности по обеспечению безопасности важное место отводится организации научной деятельности в области обеспечения безопасности, которое наряду с международным сотрудничеством в сфере безопасности выделено в самостоятельное направление. Законодательство по проблемам обеспечения безопасности постоянно пополняется. В Федеральном законе № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» от 23 февраля 2013 года, принятого в соответствии с Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака, прописаны меры по обеспечению безопасности граждан от последствий влияния табачного дыма и никотина [3]. Это свидетельствует о том, что осуществляется систематическое и жесткое государственное регулирование многих аспектов безопасности граждан, в том числе в сфере охраны здоровья.

Проблемы безопасности населения всегда находились в центре внимания государственной власти. В России, начиная со свода законов «Русская Правда», написанного в XII веке, были предприняты неоднократные попытки законодательно установить правила поведения, гарантирующие безопасность. Эти требования были зафиксированы в различных правовых актах - указах, распоряжениях и установлениях. Анализ документов той эпохи показывает, что большое внимание уделялось предотвращению государственных измен, пожаров, падежа скота, эпидемий, а также мерам по защите от разбойников.

Вопросы упрочения государственной власти всегда находились в центре внимания лиц, составлявших ближайшее окружение царствующего дома. Приближенные предлагали свои проекты воспитания верноподданных, которые бы посвящали свою жизнь династии и связывали свое благополучие с милостью «Императорского Величества», царствующей особы. К числу таких проектов относится проект личного секретаря Екатерины II Ивана Ивановича Бецкого (1704 - 1795) об учреждении Воспитательного дома для сирот, написанный в 1763 г. Проект получил название «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества, конфирмированное Ея Императорским Величеством 1764 года марта дня» [4]. В этом проекте, который впоследствии был реализован за счет государственной казны, предлагается создать воспитательные училища для детей-сирот не старше шести лет.

Каждого ребенка планировалось воспитывать сначала как «доброго и прямого гражданина», беззаветно преданного императрице, а затем вывести «новую породу или новых отцов и матерей, которые могли бы детям своим те же прямые и основательные воспитания правила в сердце вселить, которые получили они сами» [4]. Обращаясь к императрице, И.И. Бецкой не ограничивается словесным пояснением важности воспитания нового поколения верноподданных, не способных на государственную измену. В проекте он приводит два рисунка, которые должны убедить Екатерину II в важности, привлекательности и своевременности его идеи (Рисунок 1).

Рис. 1. Иллюстрации в проекте И.И. Бецкого «Генеральное учреждение о воспитании обоего

пола юношества» (1763)

Рисунки, использованные в образовательном проекте И.И. Бецкого, являются художественно выполненными иллюстрациями и имеют аллегорический характер. На Рисунке 1 а изображен малютка, который в будущем станет опорой державы. Он свободно, но прочно восседает на кресте из гусиного пера и ножа для его заточки. Он держит на коленях символ просвещенности - раскрытую книгу - и жестом указывает на важность содержащегося в книге текста. На Рисунке 1б изображена сама императрица в образе пеликана, который, простирая крылья над птенцами, выкармливает в гнезде своих детей. Образ пеликана избран не случайно - в европейской христианской культуре пеликан являлся символом самоотверженной любви родителей к своему потомству. Согласно европейским легендам, пеликан способен разорвать свою грудь и накормить птенцов собственной кровью в том случае, если ему не удается принести им другой пищи. Гнездо с птенцами с двух сторон опирается на два рога изобилия, наполненных цветами и фруктами, что является намеком на последующую отдачу от благодарного выросшего потомства. Гнездо с пеликаном помещено в центр изображения лаврового венка - символа славы и мира, награды победителю. Рисунки объединяет наличие геральдической ленты, символизирующей принадлежность к единому венценосному владельцу.

Таким образом, использование иллюстративного ряда подкрепляло идею И.И. Бецкого о необходимости учреждения воспитательного дома, выпускники которого будут беззаветно преданы своей августейшей учредительнице. Рисунки имели намерение убедить Екатерину II в целесообразности вложения государственных средств в воспитание нового поколения, не знающего своих корней и благодарного благодетельнице за проявленную милость. Кроме того, рисунки намекали на высокий статус и благородство императрицы, несли идею воздаяния по добрым делам. Резолюция «Быть по сему», наложенная рукой императрицы

Екатерины II в конце документа, свидетельствует о том, что аллегорический аргумент в виде иллюстративного ряда был понят и оценен по достоинству.

В середине XVIII века появляются первые массовые печатные руководства для населения, имеющие просветительский характер. Они представляют собой учебные книги, объединенные общим названием «Наставление». В данном виде дидактической литературы излагаются советы по всем аспектам организации жизни. Во многих из наставлений затрагиваются вопросы безопасности. Наиболее известными являются наставления в области медицины. Они посвящены мерам обхождения с людьми, не проявляющими признаков жизни [5] предупреждению населения о признаках бешенства собак, о симптомах отравления ядами и укусами [6, 7, 8,]. Большое внимание уделяется проблеме предохранения здоровья человека во время падежа скота [9]. Некоторые из наставлений, например, «Наставление каким образом предохранить себя от прилипчивых полезней» были написаны собственноручно императрицей Екатериной II [10].

Вышеназванные наставления написаны назидательно, сухо, в форме инструкций, подлежащих точному выполнению. Однако авторы некоторых из произведений данного жанра стремятся преодолеть вербализм, характерный для наставлений, и вводят в текст различные элементы параграфематики, облегчающие понимание сути изложенного. К числу таких наставлений относятся книги, принадлежащие перу штаб-лекаря Данило Самойловича Самойловича [11] и артиллерии майору Михаилу Васильевичу Данилову [12]. В наставлении Д.С. Самойловича «Нынешний способ лечения», посвященном способам лечения от укусов бешеной собаки или змеи, имеется характерный подзаголовок: «С показанием на таблице гридировальными фигурами, чем, когда и как змея уязвляет, где яд у нее бывает и проч.» [11]. Факт выноса невербальных компонентов (в данном случае - таблиц и фрагментов гравюр) в название книги свидетельствует о новизне данного приема для наставительной литературы XVIII века, а также о желании автора вызвать интерес к его советам и тем самым расширить рамки коммуникативного пространства.

Наблюдающееся со времен Петра I увлечение российской знати «огненными забавами» - фейерверками - вызвало необходимость усиления мер безопасности при производстве декоративных пороховых залпов. Артиллерийский майор Михаил Васильевич Данилов написал популярное наставление-инструкцию, следуя которой население получало возможность изготовить фейерверки в домашних условиях и любоваться огненной забавой. В своем наставлении «Довольное и ясное показание, по которому всякой может приготовлять и делать всякие фейерверки и разныя иллюминации», написанном в 1779 году, автор не только раскрыл секреты технологии изготовления приспособлений для запуска декоративных огней, но и определил меры безопасности при изготовлении и запуске этих пиротехнических изделий [12].

Государственный цензор, подписавший «Одобрение», «коллежский советник, красноречия профессор и цензор печатаемых в университетской типографии книг Антон Барсов» отмечал, что, несмотря на возможность произведения взрыва во время запуска фейерверка, он не нашел ничего недозволенного, и поэтому данная книга «печатать быть может» [12, с. 2]. Будучи, как и наставление Д.С. Самойловича «Нынешний способ лечения», наставительной книгой нового типа, данное издание содержало дидактические иллюстрации, помогающие всем желающим освоить производство фейерверков по предлагаемым рисункам, схемам, чертежам и рецептам.

Наставление М.В. Данилова имеет следующую структуру: «Одобрение» цензора, «Предуведомление» автора книги, Часть 1, содержащую информацию технического характера, Часть 2, содержащую пояснения по мерам безопасности. Эти меры затрагивали вопросы огнезащиты при производстве специальных корпусов, изготавливаемых для

различных видов фейерверков. В книге даны советы по безопасному составлению пиротехнических смесей, используемых для начинки данных корпусов. Соотношение частей книги представлено на Рисунке 2, где единицей счета каждого раздела является полная и неполная страница.

Часть 2 ■ 7

Часть 1 | 41

"Предуведомление" автора 1 "

0 10 20 30 40 50

Рис. 2. Соотношение страниц книги М.В. Данилова, содержащих инженерную составляющую (Часть 1) и наставления по мерам безопасности при производстве

фейерверков (Часть 2)

Наставление, помимо текста инструктивного характера, содержит значительное число таблиц, рецептов, рисунков. На основе подсчета единиц средств параграфематики нами были систематизированы данные по иллюстрациям, таблицам и рецептурным разделам, графически выделенными автором и названными им собирательным термином «Состав». Контент-анализ двух частей книги (категория анализа - понятие «параграфематическая наглядность», единица счета - семиотическая единица) позволил графически представить данные на основе использования инструментария программы БХБЬ. Результаты контент-анализа представлены на Рисунке 3.

И Часть 1 □ Часть 2

Рис. 3. Распределение средств параграфематики в наставлении М.В. Данилова «Довольное и ясное показание, по которому всякой может приготовлять и делать всякие фейерверки и

разныя иллюминации» (1779)

Как показывает рисунок, основной массив использованных средств параграфематики приходится на первую, техническую часть книги. Рисунки содержат изображения этапов изготовления специфических приспособлений, при помощи которых каждый может производить «декоративные огни» - фейерверки. Приведено значительное число рецептов смесей, изготовляемых на основе селитры, которая использовалась при производстве залпов и

при смешивании с древесным углем и серой давала требуемый декоративный эффект долгого красочного горения. Тексты рецептов поданы в стиле своеобразной графической аранжировки.

Гистограмма дает представление о том, что вторая часть книги значительно меньше по объему и не содержит большого количества рисунков. Однако она имеет ярко выраженную поучительную направленность и подробно повествует о том, как надо заботиться о мерах противопожарной безопасности, какое оборудование для тушения огня необходимо иметь наготове. Некоторые изображения противопожарного инвентаря (багор, ведра, насос) приведены на одном «сборном» дидактическом рисунке. При этом обращает на себя внимание тот факт, что М.В. Данилов являлся военным, в сферу профессиональной деятельности которого не входило решение педагогических вопросов. Выведение раздела по безопасности и обеспечение данного раздела дидактическими рисунками можно оценить как акт доброй воли автора, свидетельство его предусмотрительности, благоразумия и желание донести опасения по поводу потенциальной безопасности при помощи доступных средств изобразительной наглядности.

Наставление М.В. Данилова «Довольное и ясное показание, по которому всякой может приготовлять и делать всякие фейерверки и разныя иллюминации» имела большую популярность у мастеровых, которые по имеющимся картинкам и чертежам самостоятельно изготавливали оборудование для производства фейерверков. Следует отметить, что проблемы безопасности всегда волновали артиллеристов, имеющих дело с огнем и порохом. Так, генерал-лейтенант от артиллерии Иван Григорьевич Гогель написал наставление о мерах безопасности при изготовлении и употреблении огнестрельного оружия, содержащее шесть чертежей и рисунки [13].

В России пользовались популярностью не только наставления, написанные русскими авторами, специалистами в своей профессиональной сфере деятельности, но и переводная литература, популярная в европейских странах. В этом плане вызвала большой интерес книга немецкого специалиста Августа Вицмана (August Witzmann), которая в 1800 году была издана в Санкт-Петербурге [14]. В этом издании автор обратился к проблеме создания специальных технических средств, которые помогают избежать удара молнии и тем самым сохранить жизнь человека. Август Вицман дал достаточно подробное описание, рисунок и чертежи молниеотвода. В терминологии автора молниеотвод называется «громовой отвод». Автор настоятельно рекомендует всем состоятельным людям, кто имеет средства, заказать это устройство «кузнецам, слесарям и другим металлическою работою занимающимся рукоделам» (равно как и мастеровым, способным самостоятельно изготовить это приспособление по чертежам) использовать его «на строениях всякого рода, так и на башнях, пороховых магазинах и кораблях» [14]. Предложенные им конструкции свидетельствуют о том, что автор был знаком с изобретением Бенджамина Франклина, которому приписывается изобретение данной инженерной конструкции.

Особенностью книги А. Вицмана, носившей заголовок «Краткое и ясное наставление», являлось то, что помимо технической стороны борьбы с пожарами, возникающими в результате удара молнии, он подробно описал правила, которые должны соблюдать жители при появлении грозовых разрядов. В приложении к технической части даны рекомендации по вопросу о том, как «приводить себя в безопасность» в случае грозового ливня, наличия сильных разрядов молнии и шквалистого ветра.

Таким образом, проблема безопасности находилась в поле зрения как государственных органов, призванных осуществлять политику предотвращения от бедствий различного рода, но и специалистов, создававших рекомендации для населения по спасению жизни и имущества. Появление новых знаний о физической картине мира потребовало новых

способов их представления. Как отмечают О.Д. Федотова и Н.А. Богданова, появление дидактической иллюстрации знаменовало собой новый этап развития учебной книги [15]. Анализируя иллюстрации Я.А. Коменского, авторы устанавливают, что «в дидактическом аппарате учебной книги, которая является средством развития познавательной активности ребенка, значительную роль играют структурные компоненты, позволяющие использовать элементы занимательности при реализации требований дидактического принципа наглядности» [15]. Если дидактические иллюстрации Я.А. Коменского беспристрастно регистрируют наличие определенных феноменов окружающего мира, то иллюстрации российских авторов выступают в качестве инструментов создания коммуникативной ситуации. В их работах система элементов невербальной коммуникации, включенная в ткань текстов образовательных проектов и наставлений для народа, стала дополнительным источником, создающим наглядный образ в учебном познании. Независимо от социального статуса адресата дидактическая иллюстрация увеличила информационную насыщенность образовательных проектов и наставлений, показывая эскиз желаемого результата. Введение средств параграфематики повысило познавательную ценность текстов за счет активизации наглядных образов и сокращения вербальных элементов. Поэтому дидактическую иллюстрацию, расширяющую смысловой потенциал элементов содержания, изложенного автором, можно считать важной инструментальной системой в организации педагогического текста. Он используется российскими и зарубежными авторами XVIII века в целях создания новой коммуникативной стратегии, открывающей перспективы взаимодействия создателей текстов проектной и просветительской направленности с читателями. Дидактическая иллюстрация придает динамизм интеллектуальному общению партнеров по коммуникации, стимулирует их познавательную активность, развивает воображение, побуждает к принятию решений и действию.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон РФ «О безопасности» // http://www.rg.ru/2010/12/29/bezopasnost-dok.html

2. Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992. N 15, ст. 769.

3. Федеральный закон Российской Федерации от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» // http://www.rg.ru/2013/02/26/zakon-dok.html

4. Бецкой И.И. Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества, конфирмированное Ея Императорским Величеством 1764 года марта дня» // http://www.strana-oz.ru/2004/3/generalnoe-uchrezhdenie-o-vospitanii-oboego-pola-yunoshestva

5. Вицман А. Краткая для народа книжка, содержащая легкое и удобонятное наставление, как с усопшими, замерзшими, удавившимися, упавшими в обморок, повесившимися или кажущимися быть мертвыми поступать надлежит там, где нет по близости врача. Санкт-Петербург: Тип. Брейткопфа, 1799. - 60 с.

6. О причинах и признаках бешенства собак и о средствах к отвращению онаго. С наставлением как использовать людей от угрызения бешеных собак. Санкт-Петербург: типография Императорского Воспитательного дома, 1820. - 22 с.

7. Собрание разных наставлений и предохранительных средств от скотского падежа с состоявшимися в предосторожность того указами: изданное в пользу деревенским жителям. Санкт-Петербург: Тип. Академии наук, 1763. - 64 с.

8. Осипов Н.П. Краткое наставление деревенским жителям о воспитывании и содержании всякого рода домашней скотины; о предохранении от болезней и о пользовании от оных самыми простыми и по большей части домашними лекарствами. Санкт-Петербург: Тип. Шнорра И.К., 1792. - 192 с.

9. Шафонский А.Ф. Краткое наставление, каким образом скотский падеж отвращать, сочиненное от Комиссии для предохранения и врачевания от моровой заразительной язвы в Москве 1774 года. Санкт-Петербург: Сенатская типография, 1774. - 6 с.

10. Россия. Императрица Екатерина II (1762-1796). Наставление каким образом предохранить себя от прилипчивых полезней. Б.м., 1771. - 1 с.

11. Самойлович Д.С. Нынешний способ лечения: с наставлением, как можно простому народу лечиться от угрызения бешеной собаки и от уязвления змеи. С показанием на таблице гридировальными фигурами, чем, когда и как змея уязвляет, где яд у нее бывает и проч. Москва: Унив. тип. [у Н. Новикова], 1780. - 96 с.

12. Данилов, М.В. Довольное и ясное показание, по которому всякой может приготовлять и делать всякие фейерверки и разныя иллюминации / Сочинил артиллерии майор Михайло Данилов. 1777 году. Москва: Унив. тип. [у Н. Новикова], 1779. - 52 с.

13. Гогель, И. Г. Подробное наставление о изготовлении, употреблении и сбережении, огнестрельнаго и белаго солдатскаго оружия. С 6-ю чертежами / С высочайшаго соизволения изданное бывшим инспектором Сестрорецкаго

оружейнаго завода артиллерии генерал-лейтенантом Гогелем. Санктпетербург: В типографии Медицинскаго департамента Министерства внутренних дел, 1825. - 580 с.

14. Вицман, А. Краткое и ясное наставление, Служащее в пользу каждаго, каким образом всяк или сам собою или заказывая кузнецам, слесарям и другим металлическою работою занимающимся рукоделам, может делать с весьма небольшими издержками громовые отводы, как на строениях всякаго рода, так и на башнях, пороховых магазинах и кораблях: C присовокуплением правил, как должно поступать, когда гроза бывает близко и купно средств приводить себя в безопасность от гибельных действий молнии / С гравированными фигурами/ Издание Августа Вицмана. Санкт- Петербург, 1800. - 71 с.

15. Федотова О.Д., Богданова Н.А. Формирующий потенциал наставительного и учебного текста в истории европейской образовательной практики. // Интернет-журнал «Науковедение», 2014, № 1 (20) [Электронный ресурс] - М.: Науковедение, 2-14. Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/107PVN114.pdf, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. Рус., англ.

Рецензент: Джанерьян Светлана Тиграновна, доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии личности Южного федерального университета.

Olga Fedotova

Southern Federal University Rostov on Don, Russian Federation E-Mail: fod1953@yandex.ru

Vladimir Latun

Southern Federal University Rostov on Don, Russian Federation E-Mail: vlatun@yandex.ru

Sergey Pivnenko

Southern Federal University Rostov on Don, Russian Federation E-Mail: sergeypivnenko@gmail.com

Didactic illustration of the XVIII century as a tool for the creation of a new communication strategy (on example of pedagogical texts devoted security issues)

Abstract. The article deals with the formation and development of didactic illustrations. The article describes the pedagogical texts devoted to the public and personal safety in the XVIII century. Identified and characterized the main types of security threats: treason, health threat, bites and animal diseases, fires, natural effect of weather factors.

Researchers have identified two groups of pedagogical texts educational projects and instructions. They were used elements of nonverbal communication . It is shown that the creators of didactic texts used different paragraphematic elements (pictures, tables, etc.). These semiotic units used in order to perform the following tasks: show prospects and feasibility of educational projects, stimulate cognitive activity of the general population in the use of science and technology in everyday life.

In article it is shown that the didactic illustration of the XVIII century has its addressee. Authors of illustrated texts consider level of education of the potential reader and its status position.

Selection of the specific type of didactic illustration encourages readers for reflection aimed at analysis of allegory and symbolism of art images.

Didactic illustration gives dynamism of intellectual communication of authors and readers, stimulates their cognitive activity, develops imagination, encourages decision-making and action.

Keywords: didactic illustration of an educational project; instruction; communication strategy; pedagogical text; security; non-verbal communication.

Identification number of article 83PVN314

REFERENCES

1. Federal'nyi zakon RF «O bezopasnosti» // http://www.rg.ru/2010/12/29/bezopasnost-dok.html

2. Vedomosti Sezda narodnyh deputatov Rossiiskoj Federacii i Verhovnogo Soveta Rossiiskoj Federacii, 1992. N 15, st. 769.

3. Federal'nyi zakon Rossiiskoj Federacii ot 23 fevralya 2013 g. N 15-FZ «Ob ohrane zdorov'ya grazhdan ot vozdejstviya okruzhayushchego tabachnogo dyma i posledstvii potrebleniya tabaka» // http://www.rg.ru/2013/02/26/zakon-dok.html

4. Beckoj I.I. General'noe uchrezhdenie o vospitanii oboego pola yunoshestva, konfirmirovannoe Eya Imperatorskim Velichestvom 1764 goda marta dnya» // http://www.strana-oz.ru/2004/3/generalnoe-uchrezhdenie-o-vospitanii-oboego-pola-yunoshestva

5. Vicman A. Kratkaya dlya naroda knizhka, soderzhashchaya legkoe i udo-bonyatnoe nastavlenie, kak s usopshimi, zamerzshimi, udavivshimi-sya, upavshimi v obmorok, povesivshimisya ili kazhushchimisya byt' mertvymi postupat' nadlezhit tam, gde neti poblizosti vracha. Sankt-Peterburg: Tip. Brejtkopfa, 1799. - 60 s.

6. O prichinah i priznakah beshenstva sobak i o sredstvah k otvra-shcheniyu onago. S nastavleniem kak ispol'zovat' lyudej ot ugryze-niya beshenyh sobak. Sankt-Peterburg: tipografiya Imperatorskogo Vospitatel'nogo doma, 1820. - 22 s.

7. Sobranie raznyh nastavlenii i predohranitel'nyh sredstv ot skotskogo padezha s sostoyavshimisya v predostorozhnost' togo uka-zami: izdannoe v pol'zu derevenskim zhitelyam. Sankt-Peterburg: Tip. Akademii nauk, 1763. - 64 s.

8. Osipov N.P. Kratkoe nastavlenie derevenskim zhitelyam o vospi-tyvanii i soderzhanii vsyakogo roda domashnej skotiny; o predo-hranenii ot boleznej i o pol'zovanii ot onyh samymi prostymi i po bol'shej chasti domashnimi lekarstvami. Sankt-Peterburg: Tip. SHnorra I.K., 1792. - 192 s.

9. SHafonskii A.F. Kratkoe nastavlenie, kakim obrazom skotskii padezh otvrashchat', sochinennoe ot Komissii dlya predohraneniya i vrachevaniya ot morovoj zarazitel'noj yazvy v Moskve 1774 goda. Sankt-Peterburg: Senatskaya tipografiya, 1774. - 6 s.

10. Rossiya. Imperatrica Ekaterina II (1762-1796). Nastavlenie kakim obrazom predohranit' sebya ot prilipchivyh poleznej. B.m., 1771. - 1 s.

11. Samojlovich D.S. Nyneshnii sposob lecheniya: s nastavleniem, kak mozhno prostomu narodu lechit'sya ot ugryzeniya beshenoj sobaki i ot uyazvleniya zmei. S pokazaniem na tablice gridiroval'nymi fi-gurami, chem, kogda i kak zmeya uyazvlyaet, gde yad u nee byvaet i proch. Moskva: Univ. tip. [u N. Novikova], 1780. - 96 s.

12. Danilov, M.V. Dovol'noe i yasnoe pokazanie, po kotoromu vsyakoj mozhet prigotovlyat' i delat' vsyakie fejerverki i raznyya illyu-minacii / Sochinil artillerii major Mihajlo Danilov. 1777 go-du. Moskva: Univ. tip. [u N. Novikova], 1779. - 52 s.

13. Gogel', I. G. Podrobnoe nastavlenie o izgotovlenii, upotreble-nii i sberezhenii, ognestrel'nago i belago soldatskago oruzhiya S 6-yu chertezhami / S vysochajshago soizvoleniya izdannoe byvshim inspektorom Sestroreckago oruzhejnago zavoda artillerii gene-ral-lejtenantom Gogelem. Sanktpeterburg: V tipografii Medi-cinskago departamenta Ministerstva vnutrennih del, 1825. - 580 s.

14. Vicman, A. Kratkoe i yasnoe nastavlenie, Sluzhashchee v pol'zu kazh-dago, kakim obrazom vsyak ili sam soboyu ili zakazyvaya kuznecam, slesaryam i drugim metallicheskoyu rabotoyu zanimayushchimsya ruko-delam, mozhet delat' s ves'ma nebol'shimi izderzhkami gromovye otvody, kak na stroeniyah vsyakago roda, tak i na bashnyah, porohovyh magazinah i korablyah: C prisovokupleniem pravil, kak dolzhno postupat', kogda groza byvaet blizko i kupno sredstv privodit' sebya v bezopasnost' ot gibel'nyh dejstvii molnii / S graviro-vannymi figurami/ Izdanie Avgusta Vicmana. Sankt- Peter-burg, 1800. - 71 s.

15. Fedotova O.D., Bogdanova N.A. Formiruyushchii potencial nasta-vitel'nogo i uchebnogo teksta v istorii evropejskoj obrazova-tel'noj praktiki. // Internet-zhurnal «Naukovedenie», 2014, № 1 (20) [E'lektronnyi resurs] - M.: Naukovedenie, 2-14. Rezhim dostu-pa: http://naukovedenie.ru/PDF/107PVN114.pdf, svobodnyi. - Zagl. s e'krana. - YAz. Rus., angl.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.