ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ Останов К.1, Султанов Ж.2, Курбанова Д.Х.3, Ашурова И.Б.4
1Останов Курбон - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теории вероятностей и математической статистики, Самаркандский государственный университет, г. Самарканд; 2Курбанова Дилшода Хаётовна - учитель начальных классов;
3Ашурова Ирода Баходировна - учитель начальных классов; 4Тангирова Насиба Лапасовна - учитель, Школа № 28, Джамбайский район, Самаркандская область, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье анализируются различные подходы к содержанию и методам проведения дидактических игр на уроках математики в начальных классах. Дидактические игры служат к целям обучения, поэтому нужно их провести в занимательной форме, понятным образе, чтобы учащиеся активно тренировались в упражнениях, а также сформировались у них привычки обязательно выполнить каждое задание. Дидактические игры помогают лучше понять цель каждого урока, цели и задачи каждого упражнения. Эти игры также способствует повышению наглядности урока, включают в себя развитие речи и действий учащихся, вследствие которого у учащихся развиваются волевые качества (зрения, созерцания). Это позволяет учителю самостоятельно мыслить и формулировать своими словами пройденного материала и излагаются рекомендации по их осуществлению на практике.
Ключевые слова: технология, дидактические игры, наглядности, развитие речи, материал, задание, урок, упражнения, действия.
УДК 631.365.3
При каждой игре должна быть своя дидактическая цель, а также показа сущности содержание игры. Важное значение имеет формы проведения игр и использование игр, значительно отличающихся от других форм обучения. Эти игры также способствует повышению наглядности урока, включают в себя развитие речи и действий учащихся, вследствие которого у учащихся развиваются волевые качества (зрения, созерцания). Дети активно подключаются к игре, ждут с нетерпением начала игры. Перед началом каждой игры учащимся объясняется правилы игры, содержание, а также какие результаты должны достичь в конце игры. Учащие понимания все, на этой основе действует[1].
Игра для учащихся первого класса «Весёлые задачи». Цель игры : развитие умений устно решать задачи на одно действие. Оборудование игры: знаки «-», «+». Ход игры: учитель прочитает текст задачи. Учащиеся показывает тот «знак» по которому решается эта задача[2].
Задача. У Салима две имеется две черных и четыре красных карандаша. Каким действием используется, чтобы определить сколько всего карандашей у Салима? Учащиеся показывают знак «+». Задача решается устно.
2. Игра «Тишина». Цель игры: Развитие у учащихся знаний и умений о сложение и вычитании чисел до десяти. Игра проводится по рядам. Оборудование игры: карточки с цифрами, таблица, в котором написаны примеры. Ход игры: таблицы вывешиваются на доске и или примеры пишется на доске. Игра проводится в молчании. Учитель указкой показывает на 7 и 5. Учащиеся показывают карточку с
цифрой 2. Учащиеся могут показать результат с помощью палец. Ряды учащхся правильно и быстро ответившие на вопросы поощряются.
3. «Кто сообразительный». Цель игры: развитие умений самостоятельно мыслить. Ход игры: игра проводится в виде соревнования между рядами парт класса. Учитель скажет числа. Учащиеся отгадывают число, предшествующее или чисел, находящихся после него. Например, какое число в счете предшествует числу 10 (9), какое число после числа три (4), какое число предшествует числу 5 (4) или вопросы Насколько число 10 больше от 9», «число 9 насколько меньше числа 10»? И объясняется знаки больше, меньше, 10 > 9, 3 < 4[3].
4. Игра «Ошибки Незнайки. Цель игры: закрепление знаний учащихся о действиях сложении вычитания до десяти, развитие умений самостоятельно мыслить. Ход игры: на доску пишется числовые равенства. С каждого ряда один ученик выйдет к доске и исправляет ошибки в равенствах. 10-7=4 10-3=6 7-3=5, 3+2=6 4+3=6 4+1=6.[4]
Список литературы
1. Блехер Ф.Н. Дидактические игры и занимательные упражнения в 1 классе. М.: 2008. 220 с.
2. Жикалкина Т.К. Дидактическая игра на уроке математики. // Начальная школа. 2010. №3. С. 29-34.
3. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. М., 2010. 421 с.
ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА 1 2 Белюченко О.П. , Шаповалова Т.А.
1Белюченко Ольга Павловна - учитель изобразительного искусства;
2Шаповалова Татьяна Анатольевна - учитель музыки, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Лицей № 10, г. Белгород
В настоящее время чрезвычайно остро стоит проблема развития духовной культуры общества и в связи с этим совершенно очевидна необходимость обращения школы к искусству как одному из важнейших средств раскрытия духовного потенциала личности, стимулирования его развития [1].
Многовековой опыт и специальные исследования показали, что искусство влияет и на психику, и на физиологию человека, что оно может оказывать успокаивающее и возбуждающее воздействие, вызывать положительные и отрицательные эмоции. Именно поэтому очень важно эстетическое воспитание всех детей без исключения, для развития общих психических свойств (мышление, воображение внимание, память, воля), для воспитания эмоциональной отзывчивости, душевной чуткости, нравственно - эстетических потребностей, идеалов, т.е. для формирования всесторонне развитой, гуманной личности [2, с. 104].
Одной из задач, которые решает учитель музыки и изобразительного искусства в общеобразовательной школе - это формирование эстетической культуры личности. Что же такое эстетическая культура? Целесообразно рассмотреть этот вопрос на примере музыки.
Музыкальная культура - это синтез свойств личности, проявляющийся в интересе к музыке, в музыкальном вкусе (музыкально - эстетические критерии), в