Научная статья на тему 'ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ'

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
11
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Endless light in science
Область наук
Ключевые слова
познавательное развитие / игра / познавательная активность / дидактическая игра / воспитание / дошкольное образование.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Кырбасова Мадина Алмасовна, Ханина Н.Н

статье рассматривается сущность применения и эффективность дидактических игр при формировании у старших дошкольников познавательных навыков. Целью исследования являлось сравнение использования традиционных методов и дидактических игр с правилами, и их влияние на познавательное развитие детей. Были использованы дидактические игры «Четвертый лишний» О.М.Дьяченко и Е.Л.Агаевой, «Чем похожи?» С.А.Козловой, «Узнай предмет» Л.Ф.Тихомировой, направленные на активизацию и формирование интеллектуальных навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по Гуманитарные науки , автор научной работы — Кырбасова Мадина Алмасовна, Ханина Н.Н

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

УДК 372, 372.3

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

ДОШКОЛЬНИКОВ

КЫРБАСОВА МАДИНА АЛМАСОВНА

магистрант факультета «Педагогики и психологии» Жетысуского университета имени

Ильяса Жансугурова

Аннотация: В статье рассматривается сущность применения и эффективность дидактических игр при формировании у старших дошкольников познавательных навыков. Целью исследования являлось сравнение использования традиционных методов и дидактических игр с правилами, и их влияние на познавательное развитие детей. Были использованы дидактические игры «Четвертый лишний» О.М.Дьяченко и Е.Л.Агаевой, «Чем похожи?» С.А.Козловой, «Узнай предмет» Л.Ф.Тихомировой, направленные на активизацию и формирование интеллектуальных навыков.

Ключевые слова: познавательное развитие, игра, познавательная активность, дидактическая игра, воспитание, дошкольное образование.

Познавательное развитие ребенка осуществляется при создании условий для расширения знаний об окружающем мире. Одним из средств умственного развития является дидактическая игра, главная особенность которой - представление задачи в творческой и игровой форме. По мнению Л.Ф.Тихомировой[1], дидактическая игра способствует эффективному вступлению ребенка в учебную деятельность, но ее применение должно быть вариативным, постепенно усложняться. Игра, как основной вид деятельности детей дошкольного возраста, готовит дошкольников к дальнейшей жизни в обществе, позволяет не ограничивать свои возможности, познать особенности трудовой деятельности, правилах общения, культуре и спорте.

Л.С. Выготский[2] утверждал, что игра играет ключевую роль в развитии ребенка, позволяя ему проявить свои способности и раскрыть зону ближайшего развития. Стимулирование когнитивных способностей у детей и формирование образного мышления являются основными направлениями интеллектуального развития дошкольников.

В области дошкольного воспитания, как утверждает Аванесова В.Н.[3], происходят значительные изменения, связанные с укреплением дидактических аспектов, активным направленным воздействием педагогов на детей и освоением методов проведения занятий. Основной учебный эффект достигается за счет использования дидактического материала, игровых моментов и правил, которые органично направляют учебный процесс, ориентируя детей на определенные задачи. Использование игровых приемов стимулирует интерес детей к учебе, способствует развитию концентрации внимания, управлению действиями согласно указаниям воспитателя, а также обеспечивает лучшее усвоение учебного материала всеми детьми. Дидактическая игра признается ключевым инструментом образовательной работы с дошкольниками и занимает важное место в организации учебного процесса. Дидактические игры интегрируются в структуру учебных занятий. Аванесова В.Н. отмечает, что занятия, в которых используются дидактические игры (а также дидактический материал), представляют собой основную форму организации обучения в детском саду.

Детство - это время открытий, а игра - это магическое зеркало, в котором отражается многогранный мир взрослых. В играх дети примеряют на себя разные роли, проживают разнообразные ситуации, постигая суть человеческих отношений и расширяя свой кругозор.

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: ХАНИНА Н.Н

Казахстан, г.Талдыкорган

Игра становится не просто развлечением, а инструментом познания, позволяющим детям исследовать окружающую действительность. Это не просто детская забава, это сложный психологический феномен, который способствует всестороннему развитию личности. В игре ребенок проживает свою маленькую жизнь, оставляющую более глубокий след, чем события реальной жизни. Участвуя в играх, дети учатся подчиняться правилам, постигают тонкости общения, развивают свои умственные способности и познавательные интересы, закладывая фундамент для успешного обучения в школе. Игра для ребенка - это серьезная работа, формирующая его личность.

Педагоги-практики, опираясь на опыт поколений, разработали принципы, содержание и методы умственного воспитания детей, которые легли в основу дидактической игры. Эта форма обучения, направленная на развитие интеллектуальных способностей дошкольников, уходит своими корнями в глубокую древность. Традиция использования дидактических игр, сложившаяся в народной педагогике, нашла своё развитие в трудах учёных и практической деятельности многих педагогов прошлого. В каждой педагогической системе дошкольного воспитания дидактические игры занимают особое место, выступая как эффективный инструмент обучения и развития.

Дидактические игры - это не просто развлечение, это мощный стимул для развития детского интеллекта. Они помогают усваивать новые знания, обобщать и закреплять уже имеющиеся, учат применять их в различных ситуациях. В процессе игры сложные явления распадаются на простые составляющие, а единичные факты складываются в общую картину, развивая аналитическое и синтетическое мышление. Дети учатся сравнивать, классифицировать, делать выводы и отстаивать свою точку зрения. Дидактическая игра - это незаменимый инструмент для преодоления трудностей в умственной деятельности и раскрытия потенциала каждого ребенка.

Дидактические игры способствуют не только умственному, но и социально-нравственному, и художественному развитию ребенка. В игре дети учатся взаимодействовать друг с другом, проявлять чуткость и заботу, быть справедливыми и помогать тем, кто в беде. Ребенок учится ценить красоту, следит за выразительностью своей речи, развивает творческую фантазию, ярко и проникновенно передавая художественные образы. Стремление познать окружающий мир - это движущая сила развития ребенка. Познавательная активность дошкольников проявляется в их заинтересованности в деятельности и достигнутых результатах. Дидактическая игра становится катализатором этого процесса, помогая детям получать новые знания, применять их на практике и развивать свои умственные способности. Она становится незаменимым помощником в преодолении трудностей, способствует развитию речи, учит детей мыслить творчески и находить нестандартные решения.

Дидактическая игра - это не просто развлечение, это мощный инструмент развития, который помогает ребенку раскрыть свой потенциал и подготовиться к успешному обучению в школе.

Дидактическая игра для детей эффективна по следующим причинам:

- Интерес и мотивация: Игра зачастую более интересна детям, чем обычные упражнения или задания. Дети вовлечены в игровой процесс, что стимулирует их мотивацию к учению.

- Активное участие: В игре дети активно участвуют, принимая решения, решая задачи и взаимодействуя с другими участниками игры. Это способствует более глубокому усвоению материала.

- Развитие навыков: Через игру дети развивают различные навыки, такие как коммуникация, сотрудничество, логическое мышление, творческое мышление и другие. Эти навыки могут быть сложнее развить через простые упражнения.

- Эмоциональная составляющая: Игра позволяет детям выражать свои эмоции, развивать социальные навыки и учиться контролировать свои чувства.

- Запоминание и усвоение информации: Играющие дети лучше запоминают информацию, так как она ассоциируется с положительными эмоциями и воспринимается как часть увлекательного процесса.

Таким образом, дидактическая игра для детей является эффективным инструментом обучения, который способствует не только усвоению знаний, но и развитию различных навыков и качеств личности.

Цель исследования заключалась в сравнении использования традиционных методов и дидактических игр, а также анализ их влияния на познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста. Были использованы дидактические игры «Четвертый лишний» О.М.Дьяченко и Е.Л.Агаевой[4], «Чем похожи?» С.А.Козловой[5], «Узнай предмет» Л.Ф.Тихомировой, направленные на активизацию и формирование интеллектуальных навыков.

Исследовательская работа проводилась в г.Талдыкорган, ГККП детский сад №42 в старшей группе «Солнышко».

Во время первого сеанса с детьми проводилась беседа с использованием наглядного материала, но без включения игровой ситуации. Были задействованы картинки с изображением посуды, мебели, животных и птиц, названы их особенности и отличительные черты. Дети охотно отвечали на следующие вопросы: «Для чего используется посуда?», «Почему кровать не относится к посуде?», «Чем отличаются птицы и животные?», и т.д., однако быстро теряли интерес или не были увлечены беседой. В начале беседы дети были вовлечены в процесс, каждый хотел ответить на заданный вопрос, рассматривали иллюстрационный материал, но по мере течения занятия интерес постепенно спадал, дошкольники отвлекались и не слушали воспитателя. К концу беседы только 7 детей из 23 проявляли заинтересованность, что составляет 30% детей. При работе по данному методу наблюдаем такие проблемы, как быстрая потеря интереса, отсутствие сосредоточенности и внимания, нежелание отвечать на вопросы.

Во время второго сеанса с дошкольниками была проведена игра «Четвертый лишний» О.М.Дьяченко и Е.Л.Агаевой, цель которой заключалась в развитии способности устанавливать логические взаимосвязи и производить необходимые обобщения. Для проведения дидактической игры был использован набор различных предметных картинок. Детям предлагаются 4 картинки с изображением предметов, 3 из которых относятся к одному общему понятию. Определив «лишнюю», т.е. неподходящую ко всем остальным картинку, ребенок получает фишку. В игре активно желали принять участие все дети, 18 из 23 детей, что составляет 78%, правильно определили лишнюю картинку, назвав признак, по которому происходит классификация.

Следующая игра «Чем похожи?» С.А.Козловой, ставит целью развитие мыслительных процессов у детей старшего возраста. В качестве материала были использованы парные картинки (корова - лошадь, ворона - воробей, кружка-тарелка и др.) Детям было предложено найти в данной паре картинок как можно больше сходства и обосновать свои доводы. За каждое правильное обоснованное сходство ребенок получает фишку. 16 из 23 детей, что составляет 60%, сумели объяснить сходства предметов, изображенных на картинках, однако поучаствовать в игре желали все. В процессе ответа одного ребенка, другие изъявляли желание назвать сходства, которые нашли сами.

Цель третьей дидактической игры «Узнай предмет» Л.Ф.Тихомировой, заключалась в обучении детей сравнивать предметы между собой, способствовать развитию восприятия. Материалом для проведения игры был выбран мешочек с различными мелкими предметами (пуговицы, конфета, ручка, шарик, кубик и др.). Детям были предложено помочь кукле Маше определить на ощупь, что это за вещи. 82% детей с большим интересом участвовали и пытались по описанию помочь ребенку угадать, что за предмет находится в мешочке.

Таким образом, сопоставляя первый сеанс, где дети проявляли слабое желание участвовать в процессе, быстро утомлялись, теряли интерес и отвлекались со вторым, где дети

увлеченно следили за ходом игры, активно и с удовольствием принимали в ней участие, делаем вывод, что игра является неотъемлемым условием развития познавательной деятельности детей, активизирует мыслительный процесс, способствует когнитивному развитию детей старшего дошкольного возраста и доставляет эмоциональную радость дошкольникам.

1. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей: популярное пособие для родителей и педагогов / Л.Ф. Тихомирова. - Ярославль : Академия развития, 2012. - 227 с.

2. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский ; под ред. В. В. Давыдова. - М. : АСТ ; Астрель, 2010. - 672 с. - Библиогр. : с. 660-663.

3. Аванесова, В. Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду / В. Н. Аванесова. - Москва. : Просвещение, 2013. - 176. с.

4. Дьяченко, О. М. Чего на свете не бывает? / О. М. Дьяченко, Е. Л. Агаева под ред. О. М. Дьякова. - М.: Просвещение, 2001. - 140 с.

5. Козлова, С.А. Мой мир: Приобщение ребенка к соц. миру / С.А. Козлова. - Москва : ЛИНКА-Пресс, 2000. - 223 с.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.