УДК 373.24
Орлова И.А.
воспитатель,
ГБДОУ «Детский сад №5 комбинированного вида» Красносельского района (г. Санкт-Петербург, Россия)
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК ИНСТРУМЕНТ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация: в статье анализируется роль и место дидактической игры в процессе сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста. В рамках статьи осмысливаются виды дидактических игр, предложена методика их проведения.
Ключевые слова: дошкольная педагогика, младший дошкольный возраст, сенсорное развитие, дидактические игры, игровые методы.
Раннее детство - особый период становления органов и систем организма. В частности, функции мозга. Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного развития, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребёнка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Для гармоничного развития ребёнка необходимо особое внимание уделять сенсорному развитию детей 2-3 лет.
Как известно, основной формой и содержанием организации жизни детей является игра. Это самая любимая и естественная деятельность детей младшего дошкольного возраста. Играя, ребёнок учится осязанию, восприятию, учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение, развивается и познаёт мир. Сенсорное развитие
ребёнка через дидактические игры занимает основное место в познании мира. Такие методики позволяют в игровой форме донести до каждой крохи знания о разнообразии большого мира вокруг [3].
Как отмечает С. А. Перышкова, на этапе младшего дошкольного возраста основные задачи сенсорного воспитания будут заключаться в формировании навыков восприятия предметов и явлений окружающей среды, которые будут поэтапно развиваться в различных видах конструктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование), занятиях по развитию речи (речезвуковой анализ слов), экологическому развитию и т.д. Поэтому, учитывая деятельностный принцип развития психики, сенсорное развитие необходимо организовывать в четкой взаимосвязи с ведущим видом деятельности младших дошкольников [3].
Т. Г. Харитоновой выделяются следующие виды и типы дидактических
игр:
- игры - забавы;
- настольно-печатные;
- словесные;
- музыкальные [5].
Обязательные элементы дидактических игр:
- выделение игровых задач;
- наличие правил;
- действия играющих;
- подведение итогов игры [5].
Классификация игр:
1. Игры, возникающие по инициативе младших дошкольников -самостоятельные: режиссерские.
2. Игры, возникающие по инициативе взрослого или старших младших дошкольников - организованные игры.
3. Игры, идущие от исторически сложившихся традиций народа -народные [5].
Применение дидактических игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста позволяет решать следующие значимые задачи:
- научить детей различать основные цвета;
- познакомить детей с величиной и формой предметов;
- сформировать навыки самостоятельной деятельности;
- повысить самооценку детей, их уверенность в себе;
- развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;
- сплотить детский коллектив.
- развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
- совершенствовать движения рук, развивая психические процессы: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память, речь детей [2].
Организация дидактических игр осуществляется педагогом в трех основных направлениях подготовка к проведению дидактической игры, ее применение и анализ.
Подготовка:
- определение наиболее удобного времени проведения дидактической
игры;
- выбор места;
- определение количества играющих;
- подготовка необходимого дидактического материала;
- подготовка к игре самого воспитателя;
- подготовка к игре младших дошкольников [3].
Проведение игры:
- ознакомление младших дошкольников с содержанием игры;
- объяснение хода и правил игры [4].
Правила игры:
- основная цель правил игры - организовать действия, поведения младших дошкольников;
- правила могут запрещать, разрешать, предписывать что - то детям в игре [1].
От младших дошкольников требуется умение обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за неудачного результата.
Мотивом осуществления дидактической задачи выступает естественное для дошкольника стремление играть, желание достигнуть игровой цели, выиграть. Именно это принуждает дошкольников внимательнее всматриваться, вслушиваться, стремительнее ориентироваться на необходимое свойство, подбирать и классифицировать предметы, как это нужно по условиям и правилам игры.
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети - эмоциями. Познавательная активность ребёнка 2-3 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности.
Использование дидактических игр в сенсорном развитии младших дошкольников актуально, т. к. их использование позволяет расширить кругозор каждого ребёнка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности.
Можно подвести итог, что с содействием применения дидактических игр в воспитательно-образовательном процессе, реализовывается сенсорное развитие младших дошкольников, формируются познавательные процессы: мышление, речь, воображение, память, расширяются и закрепляются суждения об окружающей действительности.
Дети играют, не думая, что приобретают новые знания, закрепляют навыки действий с всевозможными предметами, учатся контактировать со своими ровесниками и со старшими, учатся побеждать негативные эмоции, изъявляющийся из-за злополучного результат.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Глава 1. Что нужно знать воспитателю о психологии детей раннего и дошкольного возраста // Психология дошкольного образования. - Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2021. - С. 7-53.
2. Мурадагаева, З. Дидактическая игра как средство развития ребенка /
3. Мурадагаева, Н. Абдиева // Интеграционные процессы в науке в современных условиях: сборник статей международной научно-практической конференции, Казань, 20 сентября 2016 года. Vol. Часть 1. - Казань: Общество с ограниченной ответственностью «Аэтерна», 2016. - P. 171-173.
3. Перышкова, С. А. Психологические особенности сенсорного развития младших дошкольников / С. А. Перышкова, А. М. Сушкова // Наука и Образование. - 2020. - Т. 3. - № 3. - С. 201.
4. Потапова, Т. В. Детский сад по системе М. Монтессори: Программа курса / Т. В. Потапова. - М.: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Инженерно-техническая школа имени дважды Героя Советского Союза П.Р. Поповича», 2019. - 88 с.
5. Харитонова, Т. Г. Роль дидактической игры в сенсорном развитии младших дошкольников / Т. Г. Харитонова // Ступень в педагогическую науку: Материалы I Международного форума работников образования: сборник научных трудов, Таганрог, 30 ноября 2013 года / Центр научной мысли; Научный редактор Г. Ф. Гребенщиков. - Таганрог: Издательство «Перо», 2013. - С. 47-50.
Orlova I.A.
Educator, Kindergarten No. 5 of combined type (St. Petersburg, Russia)
DIDACTIC GAMES AS TOOL FOR SENSORY DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN
Abstract: the article analyzes the role and place of didactic play in the process of sensory development of preschool children. Within the framework of the article, the types of didactic games are comprehended, the methodology of their implementation is proposed.
Keywords: preschool pedagogy, younger preschool age, sensory development, didactic games, game methods.