Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В СЕНСОРНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В СЕНСОРНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
617
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ / СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДЕТИ РАННЕГО ВОЗРАСТА / ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / DIDACTIC GAMES / SENSORY EDUCATION / YOUNG CHILDREN / PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белинова Наталья Владимировна, Вершинина Анна Юрьевна

В статье рассматривается проблема использования дидактических игр в сенсорном воспитании детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации. Автором приводится анализ актуальности сенсорного воспитания в свете требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Статья содержит описание организации экспериментально-исследовательской работы по изучению влияния дидактических игр в сенсорном воспитании детей раннего возраста: констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты. В статье приводится система работы по использованию дидактических игр в сенсорном воспитании, включающая развитие цвета, формы, величины, развитие речи. Система работы содержит психолого-педагогические условия применения игр в работе с детьми. Предлагаемая авторами система работы прошла апробацию на базе дошкольных образовательных организаций города Нижнего Новгорода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белинова Наталья Владимировна, Вершинина Анна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of didactic games in the sensory education of young children

The article deals with the problem of using didactic games in sensory education of young children in preschool educational organization. The author analyzes the relevance of sensory education in the light of the requirements of the Federal state educational standard of preschool education. The article describes the organization of experimental research to study the influence of didactic games in sensory education of young children: ascertaining, forming and control experiments. The article presents a system of work on the use of didactic games in sensory education, including the development of color, shape, size, speech development. The system of work contains psychological and pedagogical conditions for the use of games in working with children. The system of work proposed by the authors was tested on the basis of preschool educational organizations of Nizhny Novgorod.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В СЕНСОРНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

Педагогика

УДК 37.2

кандидат педагогических наук Белинова Наталья Владимировна

Федеральное государственное образовательное учреждение «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Вершинина Анна Юрьевна Федеральное государственное образовательное учреждение «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В СЕНСОРНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО

ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье рассматривается проблема использования дидактических игр в сенсорном воспитании детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации. Автором приводится анализ актуальности сенсорного воспитания в свете требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Статья содержит описание организации экспериментально-исследовательской работы по изучению влияния дидактических игр в сенсорном воспитании детей раннего возраста: констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты. В статье приводится система работы по использованию дидактических игр в сенсорном воспитании, включающая развитие цвета, формы, величины, развитие речи. Система работы содержит психолого-педагогические условия применения игр в работе с детьми. Предлагаемая авторами система работы прошла апробацию на базе дошкольных образовательных организаций города Нижнего Новгорода.

Ключевые слова: дидактические игры, сенсорное воспитание, дети раннего возраста, дошкольная образовательная организация, психолого-педагогические условия.

Annotation. The article deals with the problem of using didactic games in sensory education of young children in preschool educational organization. The author analyzes the relevance of sensory education in the light of the requirements of the Federal state educational standard of preschool education.

The article describes the organization of experimental research to study the influence of didactic games in sensory education of young children: ascertaining, forming and control experiments. The article presents a system of work on the use of didactic games in sensory education, including the development of color, shape, size, speech development. The system of work contains psychological and pedagogical conditions for the use of games in working with children. The system of work proposed by the authors was tested on the basis of preschool educational organizations of Nizhny Novgorod.

Keywords: didactic games, sensory education, young children, preschool educational organization, psychological and pedagogical conditions.

Введение. Чувственный опыт ребенок раннего возраста приобретает в процессе ориентировочно-исследовательской деятельности.

Известно, что психика ребенка развивается в игре. На наш взгляд, в настоящее время потенциал дидактической (обучающей) игры как одного из методов сенсорного воспитания детей раннего возраста недостаточно используется в практике дошкольного образования.

Актуальность проблемы заключается в том, что сенсорное восприятие связано со всем комплексом человеческих ощущений и является неотъемлемой частью психики, первоначальным этапом познания. Необходимо изучать возможности сенсорного воспитания детей раннего возраста для дальнейшего развития теории и практики обучения и воспитания.

Изложение основного материала статьи. Согласно ФГОС ДО, познавательное развитие среди прочего, «...предполагает ... формирование первичных представлений ... о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере.) [7].

В научных исследованиях Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, А.М. Леушиной, М.И. Лисиной, Н.М. Щелованова, Н.М. Аксариной, К.Л. Печоры, С.Л. Новоселовой, Л.Н. Павловой, Э.Г. Пилюгиной, Г.Г. Филипповой и др. раскрываются возрастные особенности познавательного развития.

Исследование проводилось на базе детских садов города Нижнего Новгорода. В экспериментальной работе приняли участие 96 детей в возрасте от 2 до 3 лет.

Исследовательская работа включала в себя три этапа: констатирующий эксперимент - анализ уровня сенсорного развития у детей раннего возраста; формирующий эксперимент - разработка и апробация системы дидактических игр, направленное на сенсорное развитие детей первой младшей группы; контрольный эксперимент - анализ результативности и эффективности использования дидактических игр, направленное на сенсорное развитие детей первой младшей группы.

На этапе констатирующего и контрольного экспериментов нами использовалась педагогическая диагностика, направленная на изучение уровня сенсорного развития детей раннего возраста нами, была взята методика Т.В. Николаевой [4]. Диагностика сенсорного развития по этой методике предполагает выявление уровня развития практической ориентировки по форме, величине; умения выделять цвет как признак предмета; уровня развития целостного образа предмета. Приведем результаты обследования уровня сенсорного развития на этапе констатирующего эксперимента.

Сравнительный анализ результатов обследования уровня сенсорного развития у детей обеих групп показал, что к уровню, соответствующему возрастную норму экспериментальной группы нет ни одного ребенка, а в контрольной -1%. К уровню, опережающему возрастной норме сенсорного развития в контрольной группе - 25%, а в экспериментальной - 39%. К уровню, отстающему от возрастной нормы сенсорного развития экспериментальной группы - 43%, а в контрольной - 54%. К уровню, значительно отстающему от возрастной нормы сенсорного развития экспериментальной группы - 18%, а в контрольной - 20%.

Сравнительный анализ результатов обследования уровня сенсорного развития у детей обеих групп показал, что одинаково большое количество детей с уровнем, отстающим от возрастной нормы сенсорного развития, и уровнем, опережающим возрастную норму сенсорного развития, а также соответствующим

возрастной норме сенсорного развития, достаточно небольшое количество детей с уровнем, и со значительным отставанием от ВН.

Таким образом, перед началом проведения формирующего эксперимента, дети экспериментальной группы показывали достаточно низкий уровень сенсорного развития, что требовало проведения системы педагогической работы - дидактических игр.

На формирующем этапе - на основании результатов работы на 1 этапе и системы формирования сенсорных представлений у детей раннего возраста Ф.Р. Елагиной, О.Н. Писковенко, Е.В. Левинской нами была разработана система дидактических игр, направленных на сенсорное развитие детей раннего возраста (2-3 лет).

Система работы по использованию дидактических игр включила в себя разработку и систематизацию игры. Каждой игре в системе был присвоен номер:

Первое число номера игры соответствует номеру этапа.

Второе число - типу игры (1 - форма, 2 - величина, 3 - цвет).

Третья часть номера представляет собой букву (А или Б) и соответствует группе игры.

Подробнее о группах игр указано далее. Номера дидактических игр, в соответствии с типами игр, представлены в Таблице 1.

Таблица 1

Дидактические игры, используемые на формирующем этапе исследования

Номер | Название игры | Тип игры

1 этап. Соотнесение по образцу

1.1.А «Домики с разными по форме окошками» форма

1.1.Б «Поворотный домик с разными по форме окошками»

1.2.А «Домики с разными по величине окошками» величина

1.2.Б «Угости зверей»

1.3.А «Прятки с куклой Катей» цвет

1.3.Б «Ягоды на полянках»

2 этап. Выбор по образцу

2.1.А «Подарок на день рожденья» форма

2.1.Б «Волк и медведь»

2.2.А «Кукла Катя идет за покупками» величина

2.2.Б «Найди сюрприз»

2.3.А «Мальчик собирается гулять» цвет

2.3.Б «Маша-растряша»

3 этап. Группировка по основному признаку

3.1.А «Медвежата» форма

3.1.Б «Волк и форма»

3.2.А «Лови бабочек» величина

3.2.Б «Волк и величина»

3.3.А «С какого дерева листочки» цвет

3.3.Б «Волк и цвет»

4 этап. Выбор по слову (с использованием персонажей по сказке «Курочка Ряба)

4.1.А «Поможем Деду» форма

4.1.Б «Поиграем с Бабой»

4.2.А «Поиграем с курочкой Рябой» величина

4.2.Б «Поиграем с мышкой»

4.3.А «Баба выбирает фартук» цвет

5 этап. Называние (с использованием персонажей по сказке «Теремок»)

5.1.А «Поиграем с мышкой» форма

5.1.Б «Поиграем с лягушкой»

5.2.А «Поиграем с зайкой» величина

5.2.Б «Поиграем с лисичкой»

5.3.А «Поиграем с волком» цвет

Цель соотнесения по образцу - вычленение определенной формы, цвета, величины на основе сопоставления объектов.

Цель выбора по образцу - сравнение, зрительное соотнесение и выбор объектов по форме, цвету, величине.

Цель группировки по основному признаку - сравнение, зрительное соотнесение и группировка объектов по форме, цвету, величине.

Цель выбора по слову - соединение предметных слов-названий с конкретной формой, цветом, величиной, введение названий в пассивный словарь.

Цель этапа «Называние» - закрепление предметных названий форм, цветов, величин, введение предметных названий в активный словарь.

Приведем примеры игр, включая дидактическую и игровую задачу.

1 этап. - Соотнесение по образцу.

1. Игра «Домики с разными по форме окошками».

Дидактическая задача: формировать умение соотносить разнородные предметы по форме: соотнесение вкладышей разной формы в соответствующих отверстиях при выборе из двух на основе преимущественно зрительного сопоставления в действиях с дидактическим материалом.

Игровая задача: уложить спать зверей и птиц.

2. Игра «Поворотный домик с разными по форме окошками».

Дидактическая задача: закреплять умение соотносить разнородные предметы по форме. Формировать навык выполнения задания вместе с другим ребенком.

Игровая задача: уложить спать зверей и птиц.

3. Игра «Домики с разными по величине окошками».

Дидактическая задача: размещение (соотнесение) вкладышей разной величины в соответствующих отверстиях при выборе из двух на основе преимущественно зрительного сопоставления в действиях с дидактическим материалом.

Игровая задача: уложить спать зверей и птиц.

4. Игра «Угости зверей».

Дидактическая задача: размещение (соотнесение) картинок трех величин на основе преимущественно зрительного сопоставления в действиях с дидактическим материалом.

Игровая задача: угостить зверей соответствующим по величине угощением.

5. Игра «Прятки с куклой Катей».

Дидактическая задача: размещение кругов 2-х цветов на дорожках соответствующего цвета при выборе из 2-х. Соотнести по цвету дорожки и мячики (круги).

Игровая задача: спрятать мячики.

6. Игра «Ягоды на полянках».

Дидактическая задача: размещение ягодок со сменой цветовых сочетаний при выборе 2 цветов из 4.

Игровая задача: спрятать ягодки на полянках.

2 этап - Выбор по образцу.

1.Игра «Подарок на день рожденья».

Дидактическая задача: сравнение, зрительное соотнесение и выбор объектов по форме, согласно образцу, исходя из двух возможных вариантов.

Игровая задача: подарить кукле такое же печенье, как и зайчику.

3. Игра «Волк и медведь».

Дидактическая задача: сравнение, зрительное соотнесение и выбор объектов по форме, согласно образцу, исходя из четырех возможных вариантов Игровая задача: собрать все Мишкины игрушки.

4. Игра «Кукла Катя идет за покупками».

Дидактическая задача: сравнение, зрительное соотнесение и выбор объектов по величине, согласно образцу, исходя из двух возможных вариантов Игровая задача: помочь Кате выбрать печенье и хлеб.

5. Игра «Найди сюрприз».

Дидактическая задача: сравнение, зрительное соотнесение и выбор объектов по величине, согласно образцу, исходя из трех возможных вариантов Игровая задача: найти сюрприз.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Игра «Мальчик собирается гулять».

Дидактическая задача: сравнение, зрительное соотнесение и выбор объектов по цвету, согласно образцу, исходя из двух возможных вариантов.

Игровая задача: обуть мальчика.

7. Игра «Маша-растряша».

Дидактическая задача: сравнение, зрительное соотнесение и выбор объектов по цвету, согласно образцу, исходя из четырех возможных вариантов Игровая задача: подобрать одинаковые варежки.

3 этап - Группировка по основному признаку.

1. Игра «Медвежата».

Дидактическая задача: раскладывание однородных предметов разной формы на 2 группы при выборе из двух.

Игровая задача: поделить игрушки между медвежатами.

2. Игра «Волк и форма».

Дидактическая задача: раскладывание однородных предметов разной формы на 2 группы при выборе из четырех.

Игровая задача: поделить игрушки между медвежатами.

3. Игра «Лови бабочек».

Дидактическая задача: раскладывание однородных предметов разной величины на 2 группы при выборе из двух.

Игровая задача: поймать и подарить бабочек лисичкам.

4. Игра «Волк и величина».

Дидактическая задача: раскладывание однородных предметов разной величины на 3 группы при выборе из трех.

Игровая задача: поймать и подарить бабочек лисичкам и волку.

5. Игра «С какого дерева листочки».

Дидактическая задача: раскладывание однородных предметов разного цвета на 2 группы при выборе из двух.

Игровая задача: определить, с какого дерева облетели листья.

6. Игра «Волк и цвет».

Дидактическая задача: раскладывание однородных предметов разного цвета на 4 группы при выборе из четырех.

Игровая задача: удивить волка.

4 этап. - Выбор по слову (с использованием персонажей сказки «Курочка Ряба).

1. Игра «Поможем Деду».

Дидактическая задача: соединение слов-названий формы с конкретной формой. Введение названий в пассивный словарь.

Игровая задача: помочь деду построить дом.

2. Игра «Поиграем с Бабой».

Дидактическая задача: соединение слов-названий формы с конкретной формой. Введение названий в пассивный словарь.

Игровая задача: помочь деду построить дом.

3. Игра «Поиграем с курочкой Рябой».

Дидактическая задача: соединение слов-названий величины с предметами. Введение слов большой, маленький пассивный словарь.

Игровая задача: показать курочке большое и аленькое яички.

4. Игра «Поиграем с мышкой».

Дидактическая задача: соединение слов-названий величины с предметами. Введение слов большой, маленький, средний в пассивный словарь.

Игровая задача: показать мышке кто большой , маленький и средний из героев сказки.

5. Игра «Баба выбирает фартук».

Дидактическая задача: соединение слов-названий цвета с цветом конкретного предмета. Введение названий в пассивный словарь.

Игровая задача: помочь бабе выбрать фартук.

5 этап - Называние (с использованием персонажей сказки «Теремок»).

1. Игра «Поиграем с мышкой».

Дидактическая задача: закрепление слов-названий формы, введение их в активный словарь.

Игровая задача: назвать игрушку по форме.

2. Игра «Поиграем с лягушкой».

Дидактическая задача: закрепление слов-названий формы, введение их в активный словарь.

Игровая задача: назвать игрушку по форме.

3. Игра «Поиграем с зайкой».

Дидактическая задача: закрепление слов-названий формы, введение их в активный словарь.

Игровая задача: назвать игрушку по величине.

4. Игра «Поиграем с лисичкой».

Дидактическая задача: закрепление слов-названий формы, введение их в активный словарь.

Игровая задача: назвать игрушку по величине.

5. Игра «Поиграем с волком».

Дидактическая задача: закрепление слов-названий четырех цветов, введение их в активный словарь.

Игровая задача: назвать цвет игрушки.

На этапе контрольного эксперимента проводилась повторная педагогическая диагностика уровня сенсорного развития детей экспериментальной и контрольной групп. Полученные данные свидетельствуют о положительной динамике в сенсорном развитии детей экспериментальной группы после апробации системы дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста.

Сравнительный анализ результатов обследования уровня сенсорного развития у детей раннего возраста экспериментальной группы, на этапе констатирующего и контрольного эксперимента показал, что к уровню, соответствующему возрастную норму было - 0%, стало - 5%. К уровню, опережающему возрастной норме сенсорного развития было- 39%, стало - 58%. К уровню, отстающему от возрастной нормы сенсорного развития было - 43%, стало - 42%. К уровню, значительно отстающему от возрастной нормы сенсорного развития было - 18%, стало - 2%.

Сравнительный анализ результатов обследования уровня сенсорного развития у детей раннего возраста контрольной группы, на этапе констатирующего и контрольного эксперимента показал, что к уровню, соответствующему возрастную норму было - 1%, стало - 2%. К уровню, опережающему возрастной норме сенсорного развития было- 25%, стало - 34%. К уровню, отстающему от возрастной нормы сенсорного развития было - 54%, стало - 45%. К уровню, значительно отстающему от возрастной нормы сенсорного развития было - 20%, стало - 11%.

Сравнительный анализ уровня сенсорного развития в экспериментальной и контрольной группах на этапе контрольного эксперимента показывает значительное преобладание в показателях экспериментальной группы.

К уровню, соответствующему возрастную норму экспериментальной группы - 5%, а в контрольной - 2%.

К уровню, опережающему возрастной норме сенсорного развития в экспериментальной группы - 58%, а в контрольной - 34%.

К уровню, отстающему от возрастной нормы сенсорного развития экспериментальной группы - 42%, а в контрольной - 45%.

К уровню, значительно отстающему от возрастной нормы сенсорного развития экспериментальной группы - 2%, а в контрольной - 18%.

Таким образом, проведенный сравнительный анализ уровня сенсорного развития у детей экспериментальной и контрольной групп до и после проведения формирующего эксперимента показал, что в экспериментальной группе наблюдается выраженная положительная динамика в изменении уровня сенсорного развития по сравнению с контрольной группой.

Выводы. Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что разработанная и апробированная система дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста оказалась эффективной и результативной.

Экспериментальное исследование доказало, что сенсорное воспитание детей в период раннего возраста имеет свою специфику, обусловленную ориентированностью на формирование перцептивных действий, основанных на использовании предметных предэталонов.

Литература:

1. Бондаренко А.К. Теория дидактических игр и практика их использования в детском саду. - М., 1985.

2. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников: кн. для воспитателей детского сада. - М., 2004.

3. Коменский Я.А. Великая дидактика - М.: Изд-во К.И. Тихомирова, 1906.

4. Николаева Т.В. Комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка раннего возраста с нарушенным слухом: Методическое пособие - М.: Экзамен, 2006.

5. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2008.

6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

7. Хохрякова Ю.М. Сенсорное воспитание детей раннего возраста: Учебно-методическое пособие. -М.: ТЦ Сфера, 2014.

8. Шамеева О.Г. Использование дидактических игр в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII международной научной конференции — Самара: Асгард, 2016. - С. 118-120.

Педагогика

УДК 378

доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Белова Светлана Владимировна

Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова (г. Элиста);

кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой технологии и менеджмента

профессионального образования Ботова Светлана Николаевна

Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова (г. Элиста);

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Хазыкова Тамара Саранговна

Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова (г. Элиста)

ОСОБЕННОСТИ ГУМАНИТАРНОЙ МОДЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация. В статье поставлена проблема профессионального образования будущих учителей предмета «Технология» с позиции принципа гуманитарности и в контексте педагогического моделирования. Раскрыты особенности исследования гуманитарной модели такой подготовки, являющейся альтернативой традиционной, предметоцентрированной, модели и направленной на становление педагога нового типа. Педагог, о котором идет речь, является не учителем-предметником, в узком смысле, и не урокодателем, а «специалистом по человеку». В статье раскрыты некоторые векторы подготовки такого специалиста с учетом трех сфер педагогической деятельности, в которых проявляется его «гуманитарность»: сознание, диалогические отношения, культуротворчество. Представлены основные характеристики гуманитарной модели профессионального образования будущего учителя технологии.

Ключевые слова: профессиональное образование, предмет «Технология», профессиональное сознание педагога, гуманитарная модель профессионального образования, текстуально-диалогическая технология.

Annotation. The article poses the problem of professional training of future teachers of the subject "Technology" from the position of the principle of humanitarianism in the context of pedagogical modeling. Features of the study of the humanitarian model of such training, which is an alternative to the traditional, subject-centered, model and aimed at the formation of a new type of teacher, are disclosed. The teacher in question is not a subject teacher, in the narrow sense, and not a teacher, but a "human specialist". The article reveals some vectors of the training of such a specialist, considering three areas of pedagogical activity in which his "humanitarianism" is manifested: consciousness, dialogic relations, and cultural creation. The main characteristics of the humanitarian model of professional education of a future technology teacher are presented.

Keywords: vocational education, subject «Technology», professional consciousness of a teacher, humanitarian model of vocational education, text-dialog technology.

Введение. Образование принято считать гуманитарной сферой. Но существующие на практике образовательные системы и процессы, в большинстве своем, не отвечают принципам гуманитарности. Их можно назвать предметоцентрированными, технократическими, механическими. Гуманитарность же, как особое качество образования, предполагает внимание к человеческой природе, поддержку «человеческого» в человеке, акцент на его сознании/самосознании. В сегодняшнюю эпоху глобальных перемен, переизбытка информации, торжества техники и искусственного интеллекта во всех сферах проблема гуманитарности встает более остро, чем когда-либо. В некотором смысле, человек перестает быть «живым», продолжая наращивать предметную информированность и не осознавая сути собственно человеческой проблематики. Об этом свидетельствуют многочисленные факты деструктивного поведения людей, рост «душевных» и «нравственных» болезней, конфликтности, агрессивности, кризистности во всех сферах. И на этом фоне все громче призывы к тому, чтобы «быть собой», «быть лидером», «быть успешным», «быть творцом своей жизни».

Очень точно определил сегодняшнее положение в мире известный духовный лидер Далай-лама XIV: «Планете не нужно большое количество «успешных людей». Планета отчаянно нуждается в миротворцах, целителях, реставраторах, сказочниках и любящих всех видов. Она нуждается в людях, рядом с которыми хорошо жить. Планета нуждается в людях с моралью и любовью, которые сделают мир живым и гуманным. А эти качества имеют мало общего с «успехом», как он определяется в нашем обществе». Чтобы уметь делать мир «живым и гуманным», людям нужна осознанность и понимание себя. Сегодня школы ждут не просто специалистов-предметников, а профессионалов, способным помочь человеку стать Человеком. А потому реализация гуманитарной модели подготовки учителя - это веление нашего времени.

Мы обращаем внимание на феномен гуманитарности, который обозначает то, что относится к природе человека и что предполагает учет этой самой природы. Речь о таком образовании, смысл которого открывается в «образовании смыслов» [4]. В данной статье рассматриваются особенности гуманитарной модели профессионального образования в высшей школе будущих учителей технологии. Именно такая модель, по нашему убеждению, обеспечивает становление учителя нового типа. В нашем исследовании мы ведем речь об учителе, который не только обладает навыками определенных видов деятельности, знает и умеет преподавать предмет «Технология», но понимает сущностные процессы растущего человека и может влиять на его целостное развитие средствами своего предмета. Здесь гуманитарность предстает как профессиональное качество, характеризующее умение педагога видеть в ученике «человека» и работать с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.