Научная статья на тему 'ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ'

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
221
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛЛЕКТИВ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УЧРЕЖДЕНИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ / МАТЕМАТИКА / ЦЕЛЬ / ЗАДАЧИ / ДИДАКТИКА / ИГРА / ЛОГИКА / МЕТОДИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бурханов Курбонбой Турсунраджбович

Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра - естественный способ развития ребенка. Только в игре ребенок радостно и легко, как цветок под солнцем, раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения. Дидактические игры оправдывают в решении задач индивидуальной работы с детьми в свободное от занятий время. Систематическая работа с детьми совершенствует общие умственные способности: логики мысли, рассуждений и действий, смекалки и сообразительности, пространственных представлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бурханов Курбонбой Турсунраджбович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICAL LESSONS FOR THE FORMATION OF ELEMENTARY MATHEMATICAL REPRESENTATIONS AT PRESCHOOL INSTITUTIONS

Didactic games require perseverance, a serious attitude, the use of the thought process. The game is a natural way of developing a child. Only in the game the child joyfully and easily, like a flower under the sun, reveals his creative abilities, develops new skills and knowledge, develops dexterity, observation, imagination, memory, learns to think, analyze, overcome difficulties, while absorbing invaluable communication experience. Didactic games are justified in solving the problems of individual work with children in their free time. Systematic work with children improves general mental abilities: the logic of thought, reasoning and action, ingenuity and quick wit, spatial representations.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

АККРЕДИТАЦИЯ КАК ФАКТОР УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматриваются аккредитация как фактор управления и контроля качества образования На основании исследование и обучение материалов, автор статьи утверждает, что аккредитация играет большую роль на улучшения качества образование на всех уровнях образования, в частности в высшей профессиональных образовательных учреждения. Также он подчеркивает, что государственная аккредитация в области образования обеспечивает оценку соответствия образовательным стандартам и гарантирует устойчивость результатов, признание статуса и передачу возможностей и прав обществом и государством образовательным учреждениям.

Ключевые слова: аккредитация, качества образование, государственная аккредитация, технология аккредитации, процедура аккредитация и формы аккредитации образовательных систем

ACCREDITATION AS A FACTOR OF MANAGEMENT AND OUALITY EDUCATION

The article considers accreditation as a factor in the management and quality control of education. Based on research and training materials, the author of the article claims that accreditation plays a big role in improving the quality of education at all levels of education, in particular in higher professional educational institutions.

He also emphasizes that state accreditation in the field of education provides an assessment of compliance with educational standards and guarantees the sustainability of results, recognition of status and transfer of opportunities and rights by society and the state to educational institutions.

Keywords:. accreditation, quality education, state accreditation, accreditation technology, accreditation procedure and forms of accreditation of educational systems

Сведения об авторах:

Рахмонов Шариф Мадиномович - кандидат педагагических наук, декан факултета физики Таджикского государственного педагогического университет им. Садриддина Айни. Тел.:(+992) 918265609

Саидзода Шохин - директор Агенство по надзору в сфере образования и науки при Президента Республики Таджикистан

About the authors:

Rakhmonov Sharif Madinomovich - Candidate of Pedagagic Sciences, Dean of Physical Faculty, Tajik State Pedagogical University named after Sadriddin Ayni. Ph.: (992) 918265609

Saidzoda Shohin - Director of the Agency for supervision in education and science under the President of the Repablic Tajikistan

УДК.51(075) ББК.74.262 Б. 91

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Бурханов К.Т.

Хаджандский государственный университет имени академика Б.Гафурова

В настоящее время коллектив дошкольной образовательной организации работает над проблемой «Совершенствование педагогического процесса в сохранении и укреплении физического и психического здоровья детей, мировоззренческом и социально-личностном становлении дошкольников». Одной из основных задач, решаемых педагогами, является развитие логического мышления дошкольников на занятиях по математике посредством использования дидактических игр с логико-математическим содержанием.

Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП) у детей дошкольного возраста в современных условиях является важной частью интеллектуального и личностного развития. В соответствии с программой дошкольная образовательная организация является первой ступенью образования, поэтому детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. Успешность дальнейшего обучения ребёнка зависит от того, насколько качественно и своевременно будет он подготовлен.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их применение помогает наиболее глубокому усвоению материала, ребёнок становится активным участником познавательной деятельности.

На пути становления методики развития математических представлений у детей дошкольного возраста основу её как научной дисциплины составляло устное народное творчество: разнообразные сказки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, шутки. На первом этапе развития методики особое внимание уделялось содержанию и методам обучения дошкольников арифметике и развития представлений о размерах, мерах измерения, времени и пространстве. Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой и другие высказывали определённые предложения о содержании и методах обучения детей, в основном в семье. Методы развития у детей представлений о числе и форме нашли отражение и дальнейшее развитие в системах сенсорного воспитания немецкого педагога Ф.Фребеля, итальянского педагога М.Монтессори и других. В этих классических системах сенсорного воспитания специально рассматривались вопросы ознакомления детей с геометрическими формами и величинами; обучение счёту, измерениям, составлению рядов предметов по размеру, весу.

Итак, передовые педагоги XX века, русские и зарубежные, признавали роль и необходимость первичных математических знаний в развитии и воспитании детей до школы, выделяли при этом счёт в качестве средства умственного развития и настоятельно рекомендовали обучать детей ему как можно раньше, примерно с трёх лет .

В 20-е годы XX в. была создана принципиально новая система общественного дошкольного воспитания. В эти годы Е.И.Тихеевой, Л.В.Глаголевой, Ф.Н.Блехер разрабатывались методические пособия, программы, игры и дидактические материалы, способствующие математическому развитию дошкольников.

В 50-60-е годы XX в. вопросами развития количественных представлений у дошкольников занималась А.М.Леушина. Суть методики заключалась в следующем: усвоение ребёнком математических представлений осуществляется в процессе жизни и разнообразной деятельности. Она разработала основы дидактической системы формирования элементарных математических представлений, создав программу, содержанием которой являлись методы и приёмы работы с детьми от 3 до 6 лет.

Современное состояние теории и технологии развития математических представлений у детей дошкольного возраста сложилось в 80-90-е годы XX в. и до сегодняшнего дня под влиянием развития идей обучения детей математике, а также реорганизации всей системы образования.

Необходимо, чтобы процесс формирования элементарных математических представлений у детей был связан со всеми сторонами воспитательно-образовательной работы дошкольной организации и направлен на решение задач умственного воспитания и математического развития дошкольников. Свои знания и умения дошкольники применяют в разных видах деятельности: трудовой, продуктивной, игровой, познавательно-исследовательской, когда требуется сосчитать, пересчитать, отсчитать или измерить нужное количество предметов и материалов. Так, например, во время занятий по созданию аппликации дети убеждаются в том, что количество предметов не зависит от места их расположения (при украшении малицы ненецким орнаментом - чумаки, их количество остаётся неизменным независимо от того, как они наклеены: друг за другом, на определённом расстоянии или рядом).

На занятиях рисования, лепки, аппликации и конструирования у дошкольников закрепляются представления о геометрических фигурах и телах, о форме, размерах предметов, об их пространственном расположении, о количестве.

В познавательно-исследовательской деятельности совершенствуются представления о временных отрезках, дошкольники знакомятся со способами измерения длины, веса и объёма предметов.

На занятиях по физкультуре дети часто сталкиваются с количественным и порядковым счётом при построениях, выполнении физических упражнений, в ходе подвижных игр.

Н.А.Виноградова отметила, что вследствие возрастных особенностей детей дошкольного возраста в целях их обучения следует широко использовать дидактические игры, настольно-печатные игры, игры с предметами (сюжетно-дидактические и игры-инсценировки), словесные и игровые приёмы, дидактический материал.

Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности (В.А.Сухомлинский).

Сегодня, а, тем более, завтра, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста.

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. «Она приводит в порядок ум», т.е. наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума, но не только. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Математик лучше планирует свою деятельность, прогнозирует ситуацию, последовательнее и точнее излагает мысли, лучше умеет обосновать свою позицию.

Основная цель занятий математикой - дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека.

Надо помнить, что математика - один из наиболее трудных учебных предметов, но включение дидактических игр и упражнений позволяет чаще менять виды деятельности на занятии, и это создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.

Используя дидактические игры с целью формирования представлений, ознакомления с новыми сведениями. При этом непременным условием является применение системы игр и упражнений.

Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, - которая увлекает его.

Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры.

Их основное назначение - обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств - предметов чисел, геометрических фигур, направлений и т.д. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.

Дидактические игры включаются в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятия по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений.

Дидактические игры и игровые упражнения математического содержания - наиболее известные и часто применяемые в современной практике дошкольного воспитания виды занимательного математического материала. В процессе обучения дошкольников математике игра непосредственно включается в занятие, являясь средством формирования новых знаний, расширения, уточнения, закрепления учебного материала.

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и в первые годы их обучения в школе. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети - творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры.

Рассмотрим другие виды занимательного материала, например математические игры. Это игры, в которых смоделированы математические построения, отношения, закономерности. Для нахождения ответа (решения), как правило, необходим предварительный анализ условий, правил, содержания игры или задачи. По ходу решения требуется применение математических методов и умозаключений I510 _ 121.

Игры «Цепочка примеров"

Цель. Упражнять детей в умении производить арифметические действия.

Ход игры. Две группы участников садятся на стулья — одна против другой. Один ребенок берет мяч, называет простой арифметический пример: 3 + 2 — и бросает мяч кому-нибудь из другой группы. Тот, кому брошен мяч, дает ответ и бросает мяч игроку из первой группы. Поймавший мяч продолжает пример, в котором надо произвести действие с числом, являющимся ответом в первом примере. Участник игры, давший неверный ответ или пример, выбывает из игры. Выигрывает группа детей, у которой осталось больше игроков.

П р и м е ч а н и е. Игра предлагается для индивидуальной работы с детьми 6 — 7 лет, успешно усвоившими программный материал по развитию элементарных математических представлений.

Игры «Отгадай число»

Цель. Закрепить умение детей сравнивать числа.

Ход игры. По заданию ведущего ребенок должен быстро назвать число (числа) меньше 8, но больше 6; больше 5, но меньше 9 и т. д. Ребенок, выполнивший условия игры, получает флажок. При делении детей на 2 группы, ответивший неправильно, выбывает из игры.

Обе игры просты по содержанию и поставленной задаче: их участники должны произвести арифметические действия или назвать требуемое число на основе знания последовательности чисел и отношений между ними. Занимательность, интерес обеспечивают игровые действия (бросание мяча), игровую постановку цели, правила, приемы стимулирования умственной активности.

Разновидностью математических игр и задач являются логические игры, задачи, упражнения. Они направлены на тренировку мышления при выполнении логических операций и действий: «Найди недостающую фигуру», «Чем отличаются?», «Мельница», «Лиса и гуси», «По четыре» и др. игры «Выращивание дерева», «Чудо-мешочек», «Вычислительная машина» предполагают строгую логику действий.

Игры «Только одно свойство»

Для игры необходимо изготовить специальный набор геометрических фигур. В него входят четыре фигуры (круг, квадрат, треугольник и прямоугольник) четырех цветов, например красного, синего, желтого и белого, маленького размера. В этот же набор включается такое же количество перечисленных фигур указанных цветов, но больших по размеру. Таким образом, для игры (на одного участника) необходимо 16 маленьких геометрических фигур четырех видов и четырех цветов и столько же больших.

Цель. Закрепить знание свойств геометрических фигур, развивать умение быстро выбирать нужную фигуру, описывать ее.

Ход игры. У двоих играющих детей по полному набору фигур. Один (тот, кто начинает игру) кладет на стол любую фигуру. Второй играющий должен положить рядом фигуру, отличающуюся от нее только по одному признаку. Так, если первый положил на стол желтый большой треугольник, то второй кладет желтый большой квадрат или синий большой треугольник и т. д. Неправильным считается ход, если второй играющий положит фигуру, не отличающуюся от первой или отличающуюся от нее более чем на один признак. В этом случае фигуру у игрока забирают. Проигрывает тот, кто первый останется без фигур. (Возможны варианты.)

Игра строится по типу домино. По ходу игры требуется быстрая ориентировка играющих в цвете, форме, размере фигур, отсюда и воздействие на развитие логики, обоснованности мышления и действий.

К занимательному материалу относятся и различные дидактические игры, а также привлекательные по форме и содержанию упражнения. Они направлены на развитие у детей разного возраста логического мышления, пространственных представлений, дают возможность упражнять ребят в счете, вычислениях.

Игры «Числовой ряд»

(для детей старшего дошкольного возраста)

Цель. Закрепить знание последовательности чисел в натуральном ряду.

Ход игры. Двое детей, сидящих за одним столом, раскладывают перед собой лицевой стороной вниз карточки с цифрами от 1 до 10. При этом каждому из детей дается определенное количество карточек с цифрами (например, до 13). Некоторые из цифр встречаются в наборе дважды. Каждый играющий в порядке очередности берет карточку с цифрой, открывает ее и кладет перед собой. Затем первый играющий открывает еще одну карточку. Если обозначенное на ней число меньше числа открытой им ранее карты, ребенок кладет карточку левее первой, если больше—правее. Если же он возьмет карту с числом, уже открытым им, то возвращает ее на место, а право хода передается соседу. Выигрывает тот, кто первым выложил свой ряд.

Можно условно выделить еще 2 большие группы игр и упражнений. К первой относятся все математические задачи, игры на смекалку.

Игры «Назови число»

Цель. Упражнять детей в умения производить устные вычисления.

Ход игры. Взрослый или старший ребенок говорит: «Я могу отгадать число, которое ты задумал. Задумай число, прибавь к нему 6, от суммы отними 2, затем еще отними задуманное число, к результату прибавь 1. У тебя получилось число 5».

В этой несложной задаче на смекалку задуманное число может быть любым, но для решения ее нужно уметь устно вычислять.

Решение задач второй группы не требует специальной математической подготовки, необходимы лишь находчивость и сообразительность I620 _ 25].

Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Одним из основных предметов в школе является математика. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой - дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а следовательно, предсказуем для человека.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: вопросы теории и практики: - М.: 2003.-400с.

2. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1983.-300с.

3. Бурханов К.Т., Шукруллоева М.А. и др. Формирование представлений игровых и занимательных заданий по элементарной математике для дошкольников. - Худжанд, - 2013.-36 с.

4. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. Издательство: Мозаика-синтез, 2015.-383с.

5. Коваленко В. Дидактические игры на уроках математики.-М.: 1990.-148с.

6. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М.: Просвещение, 1990.- 120с.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра - естественный способ развития ребенка. Только в игре ребенок радостно и легко, как цветок под солнцем, раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения.

Дидактические игры оправдывают в решении задач индивидуальной работы с детьми в свободное от занятий время. Систематическая работа с детьми совершенствует общие умственные способности: логики мысли, рассуждений и действий, смекалки и сообразительности, пространственных представлений.

Ключевые слова: коллектив, дошкольное образование, учреждения, формирование, математика, цель, задачи, дидактика, игра, логика, методика.

PRACTICAL LESSONS FOR THE FORMATION OF ELEMENTARY MATHEMATICAL REPRESENTATIONS AT PRESCHOOL INSTITUTIONS

Didactic games require perseverance, a serious attitude, the use of the thought process. The game is a natural way of developing a child. Only in the game the child joyfully and easily, like a flower under the sun, reveals his creative abilities, develops new skills and knowledge, develops dexterity, observation, imagination, memory, learns to think, analyze, overcome difficulties, while absorbing invaluable communication experience.

Didactic games are justified in solving the problems of individual work with children in their free time. Systematic work with children improves general mental abilities: the logic of thought, reasoning and action, ingenuity and quick wit, spatial representations.

Keywords: collective, preschool education, institutions, formation, mathematics, goal, tasks, didactics, game, logic, methodology.

Сведения об авторе:

Бурханов Курбонбой Турсунраджбович - кандидат педагогических наук, доцент кафедры естественно -математики, эстетической воспитания и его преподавания Худжандского государственного университета им. академика Б.Гафурова (Республики Таджикистан, г. Худжанд), Тел. моб. (+992) 918909172. E-mail: kurbon1953@mail.ru

About the author:

Burhanov Kurbonboi Tursunrajabovich - Candidate of Pedagogical Sciences, Dotcent of the Chair Methods of Teaching of Primary Classes, Khujand State University named after academician B. Gafurov (Republic of Tajikistan, Khujand) E-mail: kurbon1953@mail.ru

ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПО ИНАСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗАХ РТ

Умаров А.С., Дилороми М.

Таджикский государственный педагогический университет им. С. Айни

При изучении иностранных языков высшим учебным заведенимя республики приходится преодолевать ряд трудностей объективного характера при выстраивании процесса обучения это: постоянные изменения в учебных планах, нестабильное положение дисциплин в целостном образовательном процессе, дефицит эффективной обучающей литературы, обусловленный недостаточным обеспечением по специальным иноязычным материалам обучающего характера в вузовских бибилиотеках, сокращение учебных часов и пр. Кроме того, большинство педагогических вузов характеризуются не востребованностью ознакомления с первоисточниками литературы по иностранному языку со стороны профильных кафедр, за исключением немногих, а проблемы мотивации и активизации учебно-познавательной самостоятельности решаются, как правило, на личностном уровне преподавателя, который сумел пробудить интерес к изучению иностранного языка при том, что фактические знания, умения и навыки овладения студентами языком остаются без внимания с их стороны [3, с.77-78].

В статье дается анализ результатов по констатирующему эксперименту, включающий методики, сориентированные на диагностический анализ содержания образования по иностранному языку, использовавшихся в качестве основных показателей по наличию учебно-познавательной самостоятельности к иностранному языку в вузе. Организация работы в данном направлении предполагала конкретизацию показателей учебно-познавательной самостоятельности, которые содержались в практическом личном опыте преподавателей кафедры иностранных языков Таджикского Государственного педагогического университета (ТГПУ) имени Садриддина Айни. В результате было конкретизированы 14 показателей.

Для осуществления данного среза по экспериментальной работе нами предварительно был проведен контрольноый опрос, к организации которого были приглашены 50 специалистов-лингвистов. Экспертами выступали приглашенные преподаватели вузов, имеющие высшую квалификацию по преподаванию иновтранного языка. Укомплектовка группы экспертов предусматривала ознакомление с их базовыми рекомендациями по их количественным и качественным составляющим.

Экспертные анкеты были представлены 14 пунктами по соответствующим показателям, сориентированных на выявление наличия учебно-познавательной самостоятельности по иностранному языку. Ранжирование данных показателей осуществлялось экспертами в зависимости от степени их необходимости в формировании и развитии учебно-познавательной самостоятельности при обучению иностранному языку в стенах высших учебных заведений. То есть путем ранжирования показателей конкретизировалаась наличие учебно-познавательной самостоятельности у студентов вуза по овладению иностранным языком. На основании показателей преподавателем выявлялась степень сформированности знаний, умений и навыков студентов по английскому языку и конкретизировалась их готовность к совершенствованию языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.