ДИДАКТИЧЕСКИЕ И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГО-ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ЮРИДИЧЕСКОМ ВУЗЕ (В ЧЕТЫРЕХ ВЫПУСКАХ).
ВЫПУСК ЧЕТВЕРТЫЙ (ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ):
РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И УЧЕБНИКОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
В ТЕХНОЛОГО-ЮРИДИЧЕСКОМ ОБУЧЕНИИ В ВУЗЕ
В.И. ЧЕРВОНЮК,
доктор юридических наук, профессор (Московский университет МВД России)
e-mail: [email protected] Специальность: 13.00.08 - Теорияиметодикапрофессиональногообразования
DIDACTIC AND SCIENTIFIC METHODICAL PROBLEMS OF FORMATION OF TECHNOLOGICAL AND LEGAL CULTURE IN LEGAL HIGH SCHOOL (IN FOUR RELEASES). RELEASE THE FOURTH (INSTEAD OF AN EPILOGUE): the role of lecturers and textbooks of the new generation
of technological and legal education at the university
V.I. CHERVONJUK,
doctor of law sciences, professor Moscow university ofthe Ministry of Internal Affairs of Russia
Annotation. In article a role of textbooks of new generation for the decision of problems of formation of technological and legal culture in legal high school are considered.
Key words: the teacher, the person ofthe teacher, the textbook, quality of teaching, the educational standard ofnew generation.
Технолого-юридическое обучение в вузе не исчерпывается привлечением в процессе преподавания нового методического инструментария. Какими бы совершенными ни были технологии современного юридического обучения, существуют два фактора, от которых в значительной мере, если не сказать, в определяющей, зависит их (технологий) действенность. Эти факторы выступают в обучении какдоминанты.
Первый из них касается качества корпуса преподавателей юридических вузов1. То обстоятельство, что личность преподавателя в современном образовательном процессе по-прежнему остается важнейшей составляющей результативного обучения, не должно подвергаться сомнению. Хотя, конечно, применение современных технологий обучения предъявляет к квалификациям педагога дополнительные требования.
1 Алексеенко В.А. Система управления качеством образовательной деятельности вузов Российской Федерации: содержание, моделирование, оптимизация (социально-философский анализ). М., 2008. С. 369.
Считается, что одним из обязательных требований (квалификаций), предъявляемых к преподавателю юридических дисциплин, должно стать как минимум наличие у него специального профессионального (высшего юридического) образования и опыта работы в юридических или иных учреждениях (организациях), связанных с характером юридической деятельности. Думается, речь не всегда и не обязательно должна идти о безусловном преимуществе юридического образования. Между тем именно такой подход на одном из представительных юридических форумов обозначен приоритетным2, что может воплотиться в нормативных решениях, обязательных для всех юридических вузов. Так, очевидно, что в обучении ораторскому искусству (риторике), составлению юридических документов и т.п. лингвисты имеют предпочтение, в том числе перед правове-
2 О первоочередных мерах повышения качества высшего
юридического образования : стеногр. Всерос. конф.
Ассоциации юристов России, Минобрнауки России, Минюста
России (Москва, 26 мая 2009 г. URL: www.alrf34.ru.
дами, не занимающимися этими проблемами в практической или исследовательской деятельности3. Следователи, дознаватели не способны разобраться в сути психиатрической или иной медицинской экспертизы, у них отсутствует навык составления документа по поводу назначения таких экспертиз (особенно медико-юридическая корректность, допустимость и точность постановки вопросов для назначения экспертизы или заключения, необходимых в связи с расследуемым делом). Это в равной мере касается прокурорских работников, судей и адвокатов, которым приходится анализировать и постановление следователя (органа дознания) о назначении экспертизы, и результаты самой экспертизы. Понятно, что преподавание судебной медицины и судебной экспертизы — прерогатива не юристов. Точно так же преподаванием правовой информатики, разработкой правовых инфотехнологий занимаются представители естествознания (чаще всего математики по образованию)4, или по меньшей мере не обходится без их участия. В разработке правовых технологий предупреждения и борьбы с финансовыми правонарушениями наряду с юристами активное участие принимают специалисты в области финансов5.
Примеры можно множить, но при этом вывод очевиден: в современных условиях привлечение к научным исследованиям и практическому преподаванию в юридических вузах группы юридических дисциплин специалистов с неюридическим образованием, но обладающих необходимыми для оценки правовых ситуаций специальными познаниями принципиально важно. Примерный перечень таких желательных специальностей мог бы стать предметом совместного рекомендательного акта Минобрнауки России, Минюста России и Ассоциации юристов России.
В то же время преподавание теории государства и права, базовых юридических дисциплин, от которых в определяющей мере зависит формирование юридического мировоззрения личности обучаемых, их профессионально-юридической культуры, осознания ими истинного предназначения роли права в современном обществе, привития каждому из них глубокого уважения к закону, правам и свободам человека и гражданина, развитого чувства законности, желания и го-
3 Ивакина H.H. Основы судебного красноречия (риторика для юристов); 2-е изд., перераб. и доп. М., 2007; ее же. Профессиональная речь юриста: Учеб. пособие. М., 2008.
4 Овчинский A.C. Правоохранительные инфотехнологии: технологии безопасности, взаимодействия, профилактики и пр. : науч. доклад. М., 2009.
5 Правонарушения на финансовом рынке: выявление, анализ и оценка ущерба: справочник для сотрудников правоохранительных органов / Я.М. Маркин [и др.] / Под ред. Г.С. Полтавченко. М., 2007.
товности (убежденности) правовыми средствами утверждать идеалы законности и справедливости, выработки стойкого иммунитета против правового нигилизма, указывают на то, что классическое высшее юридическое образование преподавателя должно стать мандатом для его пропуска в учебную аудиторию вуза. Это и есть тот самый компе-тентностный подход — методология современного обучения в высшей школе, с реализацией которого связывают качество высшего образования и качество специалистов с высшим образованием6.
Второе фундаментальное обстоятельство касается научно-методического обеспечения технико-юридического обучения или подготовки и издания специальной литературы, ориентированной на обучение студентов правовым технологиям. Речь идет не только о качественно новых формах и методах преподавания, но и о подготовке принципиально новой научно-методической литературы. Соответственно методология и методика подготовки такой литературы должна быть иной. Это касается прежде всего подготовки учебников по дисциплинам, преподаваемых в юридическом вузе. В дидактике учебник — это «массовая учебная книга, излагающая предметное содержание образования и определяющая виды деятельности усвоения учащимися с учетом их возрастных или иных особенностей»7. В «...учебнике не может быть ничего случайного, того, что целенаправленно не служило бы решению педагогических задач»8.
Существенные признаки учебника: • представленность в тексте и внетекстовых компонентах совокупности редуцированных и систематизированных знаний в определенной области науки и сфере деятельности, а также аппарате организации усвоения знаний, практических умений и навыков, опыт познава-
6 Наблюдаемая в последние годы чрезмерная философичность работ по праву, особенно по теории государства и права, свидетельствует о воинствующем (если не сказать о «враждебном») отношении к познанию того, что составляет самое «вещество» науки права — ее догме, или аналитической юриспруденции. Следствием этого является обилие диссертаций, публикаций, почему-то относимых к общей теории права, которые даже у самых «демократичных» оппонентов вызывают недоумение. Хуже того, на головы только что ставших студентами юридического вуза молодых людей обрушивается вал учебников и учебных пособий (многие из которых снабжены грифами разного достоинства), в которых право выступает лишь фоном, иллюстрацией к основному содержанию работы. При таком подходе борьбу с правовым нигилизмом (приобретшего форму пренебрежительного отношения к праву) даже в среде будущих юристов придется отложить до полного его искоренения в среде тех, кто получает место за кафедрой юридического вуза. Хочется надеется, что Корпорация юристов к этой проблеме не останется безучастной.
7 Зуев Л.Д. Школьный учебник. М., 1983. С. 12.
8 Парминова Л.М., Федоров Б.И. Наука обучать. СПб., 2000. С. 121.
тельной деятельности, формирование эмоционально-ценностных отношений;
• соответствие его содержания образовательным потребностям обучающихся, а стиля и логики построения — их возможностям и целям обучения;
• наличие структурно-содержательных элементов, обеспечивающих деятельность преподавания и учения, контроль и самоконтроль;
• отражение системы познавательной и практической деятельности9.
Учебник выполняет двойственную функцию, являясь главной формой фиксации содержания, а также средством обучения, служащим проектом целостной деятельности обучения, в котором запрограммированы деятельность педагога и обучаемых10.
По направленности принято различать следующие типы учебников:
• информационные — последовательно раскрывается содержание образования по предмету;
• проблемные — раскрытие содержания основывается на основе разрешения важнейших проблем курса, предмета;
• интегрированные — содержание раскрывается на основе междисциплинарной интеграции содержания, программированные (основаны на обучении по системе «стимул — реакция»);
• комбинированные — содержат отдельные компоненты вышеперечисленных типов11.
Задачам технолого-юридического обучения обычные («традиционные») учебники, учебные пособия не вполне «подходят». Справедливости ради, обратим внимание на то, что движение в направлении технологизации научно-методического обеспечения юридического обучения все же обозначилось. Для цикла криминалистических дисциплин отмеченная проблема, несмотря на ее сложность, все же не является такой острой, о чем, в частности, свидетельствуют представленные на рынок учебники и учебные пособия12. Для дисциплин общетеоретического и отраслевого блока
9 Смирнов В.И. Учитель и книга: книга как источник и средство подготовки российского учителя (X — начало XX в.). М., 2003.
10 Краевский В.В. Определение функций учебника как методическая проблема дидактики. Проблемы школьного учебника. М., 1976. Вып. 4.
11 Загрекова Л.В., Николина В.В. Дидактика: Учеб пособие. М., 2007. С. 283—284.
12 Ищенко Е.П., Образцов В.А. Криминалистика: Учебник. М., 2007; Еникеев М.И., Образцов В.А., Эминов В.Е. Следственные действия: психология, тактика, технология: Учеб. пособие. М., 2008; Криминалистика: информационные технологии доказывания: Учебник / Под ред. В.Я. Колдина. М., 2007; Криминалистика: Учебник / Т.В. Аверьянова[и др.] ; 3-е изд., перераб. идоп. М., 2008.
для переориентации, видимо, потребуется какое-то время, хотя некоторые издания в той или иной мере этому требованию отвечают.
В качестве иллюстрации можно было бы обратить внимание на работу с несколько необычным на первый взгляд названием «Комментарий судебных ошибок в практике применения АПК РФ. Как не должен толковаться и применяться арбитражно-процессуальный закон». Подготовленная на основе анализа практики Арбитражного Суда Свердловской области по анализу причин отмены и изменения судебных актов ввиду неправильного применения АПК за 2004—2008 гг., работа, несомненно, представляет интерес для формирования технолого-юридической культуры судей13. Представляет интерес объемный труд по проблемам правотворческих ошибок14. Технологичную направленность имеют и ряд других крупных работ, в основном по судебному15 и уголовному праву16.
В то же время издание комплексных работ, одновременно учитывающих разноотраслевое действие норм права, материально-правовую и процессуально-правовую составляющую, что, собственно, специфично для технологического подхода, пока остается нереализованным проектом. С этой позиции актуальна подготовка учебных изданий по отдельным темам преподаваемых в вузах учебных курсов. Иллюстрацией может служить труд Ч. Фокса (оригинальное название книги — «Working With Contracts: What Law School Doesn't Teach You»). Лейтмотив книги — обучение студентов (практикующих юристов) технологии применения такого важнейшего юридического инструмента в сфере частноправового регулирования, как договор. Понятно, что составление текста договора, участие в переговорах и контроль над исполнением достигнутых договоренностей, равно как и умение обращать мысли и пожелания своих клиентов в кон-
13 Решетников И.В., Чуковина Т.В. Комментарий судебных ошибок в практике применения АПК РФ. Как не должен толковаться и применяться арбитражно-процессуальный закон; 2-е изд., перераб. М., 2009.
Ведищев Н.П. Ошибки правосудия и их устранение (из досье адвоката): Моногр. М., 2006.
14 Правотворческие ошибки: понятие, виды. Практика и техника устранения в постсоветских государствах : мат-лы Междунар. науч.-практ. круглого стола (29—30 мая 2008 г.) / Под ред. В.М. Баранова, И.М. Мацкевича. М., 2009.
15 Попондопуло В.В., Слепченко Е.В. Производство по делам о банкротстве в арбитражном суде. СПб., 2004; Червоткин A.C. Апелляция и кассация: Пособие для судей. М., 2010.
16 Михайлов В.И. Противодействие легализации доходов от преступной деятельности: правовое регулирование, уголовная ответственность, оперативно-розыскные мероприятия и международное сотрудничество. СПб., 2002. С. 118—165; Косарев С.Ю. Преступления, связанные с сильнодействующими иядовитыми веществами: криминалистическая характеристика и особенности расследования. СПб., 2004.
кретные договорные формулировки, составляют суть таких технологий и элемент профессиональной состоятельности юриста. Однако современные юридические вузы (в том числе в зарубежных странах) не всегда выпускают специалистов, готовых к подобной работе.
Цель книги — обучить студентов технологиям «юридического письма» применительно к договорно-правовой работе. Технологическая направленность книги в том, что речь в ней идет не о природе договора и правовом регулировании тех или иных договорных отношений, а о том, как составлять контракты, как согласовывать позиции сторон, находить эффективные решения возникающих разногласий, а также как отразить их в положениях договора. Акцент сделан на технологической стороне проблемы. Привлекает своей неординарностью структура книги, состоящая из 10-и глав, в которых представлено детальное описание того, из каких элементов состоит контракт, какие возможности открываются перед юристом при проведении переговоров и формулировании договорных условий, на что нужно обратить внимание при проверке договора и как правильно внести в него изменения. Для юристов циви-листической направленности, причем как практикующих, так и цивилистов-правоведов, эта рабо-
та представляет несомненный практический интерес17.
С точки зрения технологизации юридического обучения, подобные книги — редкость. Между тем создание такой учебной литературы является условием для решения более общей проблемы технолого-юридического обучения — создание по всем юридическим дисциплинам обучающих программ, которые в одинаковой мере важны как для обучающихся в вузе, так и в системе повышения квалификации.
17 Фокс Ч. Составление договоров: Чему не учат студентов / Пер. с англ. 3-е изд., М.: Альпина Бизнес Паблишерз, 2010. Необычна и поучительная для технолого- юридического обучения композиция работы: после главы, имеющей вводный характер, следует вторая глава «Кирпичики», разбитая на параграфы, имеющих свою рубрикацию, в которых детально (пооперационно) описана технология договорной работы в ее начальной стадии. При этом студент имеет возможность одновременно освоить материал, характеризующий и материально-правовые, и процессуальные аспекты проблемы. Третья глава посвящена поведению юриста при составлении договора, его обязанностям (по сути, представляющим технологические операции на этап этапе заключения договора); четвертая — принципам успешного составления договоров; пятая — методам составления договоров; шестая — анализу и толкованию договоров; седьмая
— изменению документа об отказе от права и о согласии; восьмая
— формам и формальностям. Девятая глава вновь обращает читателя к «Кирпичикам». Последняя, десятая, глава содержит «Заключительные положения».