ДИДАКТИЧЕСКИЕ И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГО-ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ЮРИДИЧЕСКОМ ВУЗЕ (В 4-Х ВЫПУСКАХ).
ВЫПУСК ВТОРОЙ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДИКИ ТЕХНОЛОГО-ЮРИДИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
В.И. ЧЕРВОНЮК,
доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД Научная специальность: 13.00.08 — теория и методика профессионального образования
E-mail: [email protected]
Аннотация. Концептуально представлено обоснование применения дидактических принципов, современных педагогических технологий и методик технолого-юридического обучения в вузе, исследуются технологии юридико-клинического обучения, анализируется новая роль преподавателя и нового поколения учебников в формировании технолого-правовой культуры.
Ключевые слова: дидактические принципы технолого-юридического обучения, технолого-правовая культура, технологическая подготовка правоведов, интерактивная методика преподавания, технология дистанционного обучения (видеология), метод юридической клиники, научно-методическое обеспечение технологического обучения.
DIDACTIC AND SCIENTIFICALLY-METHODICAL PROBLEMS OF FORMATION OF TEHNOLOGICAL-LEGAL CULTURE IN LEGAL HIGH SCHOOL (IN FOUR RELEASES).
THE SECOND RELEASE: «MODERN TECHNOLOGIES AND TECHNIQUES OF TEHNOLOGICAL-LEGAL TRAINING IN HIGH SCHOOL»
V.I. CHERVONUK,
doctor of law sciences, professor, Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Annotation. In article the characteristic of modern technologies and a technique of tehnological-legal training in high school is given. The conclusion that technological training in legal high school demands not only qualitatively other methodology (didactic principles and training approaches), but also essentially new methodical toolkit and technologies is proved.
Keywords: preparation of the lawyer, technology of training, a training technique, technological knowledge, technological type of thinking of the lawyer.
И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ^^ -
На языке дидактики перевод предметного знания в систему управления учебной деятельностью охватывается содержанием методики, а с учетом современного развития педагогического знания и технологии обучения1. В какой мере адаптировано современное учебное производство юридических вузов для формирования технолого-юридического обучения. Речь идет об оценке традиционных форм и методов преподавания для решения вышеобозначенной проблемы. Результаты проведенного в 1980-е гг. Национальным тренинговым центром (штат Мэриленд, США) исследования, получившего название «пирамида обучения», свидетельствуют о том, что индекс эффективности применяемых в вузах форм занятий схематично выглядит следующим образом2 (рис.).
Формирование технологического типа мышления юриста, если шире, то технологического типа его профессиональной правовой культуры, требует радикального переосмысления организации учебного производства в контексте технолого-юридического обучения и с учетом этого применения новых методического инструментария и технологий. Технологическое обучение в юридическом вузе требует не только качественно иной методологии (дидактических принципов и подходов обучения), но и принципиально
лекции — 5%;
чтение — 10%;
видеоматериалы — 20%;
демонстрации — 30%;
дискуссионные группы — 50%;
практика через действие — 75%;
обучение других (немедленное применение обучения) — 90%.
Рис. «Пирамида обучения».
новых методического инструментария и технологий. Разумеется, речь идет не об отрицании классических (традиционных) форм и методов обучения; в любых системах образования они не утрачивают своего значения, но при формировании прикладных квалификаций специалиста происходит переоценка их роли; на первый план выходят иные формы, методы и технологии юридического обучения.
Современная отечественная педагогическая практика лишь начинает осваивать ранее не доступный для нее инструментарий технологической подготовки
1 В педагогической литературе эти понятия не всегда различают либо исходят из того, что в педагогическом процессе такое различие оказывается несущественным.
Понятия «технологии» и «методика» авторы учебной литературы по криминалистике, оперативно-розыскной деятельности, трактуют произвольно: то, что относится к методике, называется технологией, и напротив, предмет технологии объединяется под рубрикой «методика». Новейшая педагогическая мысль основывается на различии педагогических методик и технологий обучения. Педагогическая технология — система проектирования и практического применения адекватных данной технологии педагогических закономерностей, целей, принципов, содержания, форм, средств и методов образования, гарантирующая достаточно высокой уровень их эффективности (Анисимов В.В., Грохольская О.Г., Никандров Н.Д. Общие основы педагогики: учебник. М., 2007. С. 298). Педагогическая технология своим содержанием охватывает методику преподавания и личностные особенности педагога. Педагогическая технология квалифицируется как синтез методики и личности педагога (по этой версии, методика безучастна к личности педагога) (Педагогика: учеб. пособие / под ред. В.А. Сластелина; 5-е изд., стер. М., 2006. С. 408).
Педагогическую технологию (в отличие от методики) характеризуют целенаправленность (ясность, точность, проработанность целей), концептуальность (опора на глубоко проработанную теорию), системность (цели, средства формы, методы, условия образования проектируются и применяются в целостной системе).
От методики педагогические технологии отличаются сложной структурой, включающей в себя концептуальные основы, содержательную часть, процессуальную составляющую — технологический процесс (организация учебного процесса, методы и формы деятельности студентов и преподавателей, диагностика образовательного процесса) (Анисимов В.В., Грохольская О.Г, Никандров Н.Д. Указ. соч. С. 298).
Признаки педагогической технологии дидактика квалифицирует следующим образом: 1) технологии разрабатываются под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора; 2) технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата; 3) технология представляет взаимосвязанную деятельность обучающихся и преподавателей на договорной основе; 4) элементы педагогической технологии, с одной стороны, должны быть воспроизводимы любым педагогом, а с другой — гарантировать достижение планируемых результатов (государственного стандарта) всеми студентами; 5) органической частью педагогической технологии должны быть диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности (Воровщиков С.Г. Продуктивные деловые игры во внутришкольном управлении: Теория, технология: учебное пособие; 2-е изд. М., 2009. С. 239, 240; Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. СПб., 2008. С. 149—205).
2 ПодласыйИ.П. Педагогика: в 3 кн. Кн. 2: Теория и технология обучения: учебник; 2-е изд., испр. и доп. М., 2007. С. 167.
Среди выделяемых педагогической мыслью трех типов образовательных технологий — традиционных, инновационных и информационных: норма их распределения для гуманитарных вузов предлагается следующая: традиционные — 18%, инновационные — 50%, информационные — 32% (Воровщиков С.Г. Указ. соч. С. 239, 240).
сгегиа) 1ис.пв правове ни;. И хотя применительно к преподаванию отдельных дисциплин и отдельным юридическим вузам определенный опыт все же накоплен, достижение отмеченной задачи во многом является новой для системы юридического образования. С этой точки зрения большую научно-методическую значимость представляет обоснование тех форм и методов, с которыми связано внедрение технологической культуры.
Несомненный интерес представляет обоснованная в педагогической науке интерактивная методика обучения, включающая в себя широкий арсенал новых форм и методов обучения технологическому знанию3.
Перспективным современная педагогическая мысль считает метод проектов4 — способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться реальным, осязаемым результатом, оформленным тем или иным образом5. Обеспечивает развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать своим знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов распространен в системах образования разных стран: необходимость не столько передавать учебную сумму знаний, сколько научить приобретать их самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач. Для профессиональной юридической деятельности, особенно юрисдикционного характера, кото-
рая всегда носит репродуктивный характер (обращена в прошлое), применение такого рода методик, безусловно, представляет интерес.
В формировании технологического знания в вузе важную роль отводят в том числе социальным проектам (работа в общественной приемной, со средствами массовой информации, подготовка публикаций о делах, лично проведенных начинающими юристами, выступление в суде, участие в законотворчестве и др.), которые позволяют обучающимся применить полученные знания и навыки в практической деятельности, наблюдать и оценивать практический результат своих действий, приобретать опыт позитивного участия в решении общих дел6.
Большое значение в технолого-юридическом обучении имеют ролевые игры — участие студентов в разрешении поставленной проблемной ситуации, осуществляемой в форме деловых игр, моделирование, имитация юридических действий и др. Эти и подобные им формы призваны вооружить будущих юристов технологиями анализа уголовных, гражданских, иных юридических дел, сформировать у них правовую позицию по делу7.
К интерактивным методикам, применение которых направлено на овладение обучающимися правовыми технологиями, несомненно, следует отнести тренинги, имеющих разное назначение. Посредством тренинга будущие юристы, в частности, овладевают технологиями в процессе осуществления уголовно-процессуальной деятельности восстановления (реанимирования) картины события преступления (воспроизведения иной
3 Интерактивные методики (от англ. inteгacl — взаимодействовать, т.е. находиться во взаимодействии), есть совместное обучение (обучение в сотрудничестве), отличающееся тем, что и студенты, и преподаватель выступают субъектами обучения, при этом преподаватель играет роль более опытного организатора. Интерактивные методики позволяют задействовать не только сознание человека, но и его чувства, эмоции, волевые качества, т.е. включают в процесс обучения «целостного человека», что усиливает коэффициент усвоения (Краевский В.В., Хуторской В.В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие; 2-е изд., стер. М., 2008. С. 297; ХуторскойА.В. Педагогическая ин-новатика: учеб. пособие. М., 2008. С. 297; Педагогика: учебник / Л.П. Крившенко и др. М., 2009. С. 246—332).
4 Метод проектов основан на проектировании — процессе создания проекта, т.е. прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния, предшествующих воплощению задуманного в реальном проекте (Колесникова И.А., Горчакова-СибирскаяМ.П. Педагогическое проектирование: учеб. пособие. М., 2007. С. 15).
5 Считается, что увеличение образовательных возможностей проектирования происходит по мере формирования новой культуры — экранной, основанной на временном потоке экранных изображений, который свободно вмещает в себя поведение и устную речь персонажей, анимационное моделирование, письменные тексты. Основным признаком экранной культуры, качественно отличающей ее от книжной, является ежесекундно меняющийся диалоговый характер взаимоотношений экранного текста с партнером. Экранная культура возвращает нас к культуре личного контакта путем организации диалога между разными пользователями информации с помощью создания сетей коммуникации, позволяющих каждому общаться со всеми и всем с каждым. Между понятием «образование» и образом, изображением, отображением устанавливается непосредственная связь. Образование понимается как самостоятельное построение образа окружающего мира на основе экранных информационных представлений (Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат; 2-е изд., стер. М., 2009. С. 25).
6 Профессиональные навыки юриста: Опыт практического обучения. М., 2001; Организация и управление в юридической клинике: Опыт практической деятельности в современной России: учеб. пособие. М., 2003.
7 Профессиональные навыки юриста: Опыт практического обучения. М., 2001.
имевшей место правовой ситуации), используя с этой целью рационально выстроенную схему уголовно-процессуальных действий: допрос очевидца, постановка открытых, закрытых и наводящих вопросов и т.п.
Важным является обучение в юридическом вузе технологиям альтернативных способов разрешения правовых конфликтов — совокупности приемов и методов внесудебного урегулирования споров, в результате применения которых спорящие стороны заключают взаимоприемлемое решение. В этой связи студенты обучаются технологиям ведения переговоров между спорящими сторонами; применению медиации (переговоры сторон с участием нейтрального посредника); использованию механизма третейского разбирательства (своего рода «мини-суда»); проведению независимых экспертиз по установлению фактических обстоятельств дела8. Учитывая, что в последние годы в России ведется большая работа по внедрению программ восстановительного правосудия — о примирении жертвы и правонарушителя (ранее была распространена в дореволюционной России, ныне — находит широкое применение в юридической практике современных зарубежных стран) — овладение такими технологиями представляется актуальным и социально значимым.
Феномен ХХ1 в. — информационное общество предъявляет особые требования к информационной культуре специалистов-правоведов9. В рамках современного проекта «Настройка образовательных структур», направленного на реализацию целей Бо-лонского соглашения, сделана попытка определить набор компетенций (как результата обучения), которые были бы общими для обеих ступеней обучения
— и бакалавриата, и для магистратуры. При этом в число инструментальных компетенций включают такие, как когнитивные способности, технологические умения, умения, связанные с использованием техники, компьютеров, навыки использования информационного управления, лингвистические умения. Сюда отнесены элементарные компьютерные навыки, навыки управления информацией и др.10.
Применительно к персоналу юридических учреждений отмеченное означает, что овладение отвечающих профилю профессиональной деятельности правовыми инфотехнологиями — важнейшая квалификация их профессии. Это технологии поиска, обработки и применения правовой информации, технологии обеспечения информационной безопасности и др.
В практике обучения правовым инфотехнологиям должен найти широкое применение так называемый метод технологической разведки, позволяющий в сети Интернета находить необходимую информацию, документы, осуществлять мониторинг оценок правовых актов, действий, решений властных структур, фиксировать факты превышения ими полномочий; вести систематику типичных правотворческих, судебных и иных правоприменительных ошибок и пр. В целях решения профессиональных задач этот метод давно применяется специальными ведомствами и бизнес-структурами11.
Одной из современных технологий воздействия на человека, в том числе на педагогическом уровне, является нейролингвистическое программирование12 — область практической психологии, изучающей структуру субъективного опыта людей, занимающаяся раз-
8 Альтернативные формы разрешения правовых конфликтов. URL: www.adrr.ru; Данакие Н.С., Сперанский В.И. Конфликты и технология их предупреждения. Белгород, 1996.
9 Характер информационного общества — важнейшая доминанта в современном образовании. Отсюда главная мировая тенденция в высшем образовании: упор все больше делается на развитие и применение информационных технологий обучения с выходом за пределы учебной аудитории. Симптоматично, что 11 Международный конгресс ЮНЕСКО «Образование и информация» (1996 г) стратегическим ресурсом в образовании названы информационные технологии (Плаксий С.И. Высшее образование: желаемое и действительное. М., 2008. С. 271).
В педагогической литературе не без основания отмечается, что «наиболее эффективным техноформирующим средством обучения являются информационные технологии, они и наиболее популярны...» (Педагогика: теории, системы, технологии: учеб пособие. М., 2008. С. 312).
10 Формирование общеевропейского пространства высшего образования. Задачи для российской высшей школы: аналитический обзор. М., 2004. С. 100.
11 Баяндин Н.И. Технология безопасности бизнеса: введение в конкурентную разведку. М., 2002; ЮщукЕ.Л. Конкурентная разведка. Маркетинг рисков и возможностей. М., 2006; Его же: Интернет-разведка. Руководство к действию. М., 2007. См. также публикации журнала «Бизнес-разведка и информационный менеджмент» (www.rscip.ru/base/A 2772376-5324815.html).
12 Первый термин названия «нейро» характеризует мышление и чувственное восприятие к процессам, протекающим в нервной системе и играющим важную роль в формировании человеческого поведения (прежде всего зрение, слух, тактильный контакт, вкус, запах). Второй термин, «лингвистический», обозначает воздействие на человека с помощью языка, отражающего определенные модели поведения. И наконец, «программирование» указывает на способ, при помощи которого организовывается мышление (Головкин Р.Б. Нейролингвистическое программирование в подготовке юристов и реализации юридической техники // Юридическая техника. Спец. выпуск. 2009. № 3. С. 146).
И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
■ JÜBb, _
работкой языка его описания, раскрытием механизмов и способов моделирования опыта с целью совершенствования и передачи выявленных моделей другим людям. Нейролингвистическое программирование основывается на том, что сознание, тело и язык индивидуума определяют картину его мировосприятия, обусловливающего его поведение. Поведение меняется, если меняется восприятие картины мира. Личностную картину мира можно изменить с помощью реструктуризации личного опыта посредством разных техник. Если объектом изучения раннего ней-ролингвистического программирования были методы использования языка и техники терапевтов в области гипнотерапии, гештальттерапии и психологии семьи13, то в современных условиях предмет нейролингвисти-ческого программирования — происходящее между человеком и его собеседником информационное взаимодействие, обеспечивающие возможность неявного воздействия одного на другого.
В специальной литературе указывается на то, что обобщенные методики и технологии нейролингвисти-ческого программирования работают на практике; с их помощью можно производить в сфере сознания и подсознания конкретные (локальные) и целевые операции, направленные на изменение какой-либо привычки, установки, представления, оценки событий и т.д. При этом пределы применения технологий нейролингвисти-ческого программирования ограничиваются лишь неприкосновенностью прав человека и адекватностью знаний у обучаемых государственным образовательным стандартам и требованиям к содержанию образования. Технологии нейролингвистического программирования можно рассматривать в качестве разновидности информационных технологий, а значит, на его применение распространяется информационное законодательство.
Для целей практического обучения перспективной является получившая широкое применение в педагогике проблемно-модульная технология'4. Использование модулей как отдельных функциональных узлов
обучения делает возможным процесс достижения общей цели разбить на отдельные этапы (технологические циклы), каждый из которых имеет свою определенную цель. Это облегчает процесс усвоения учебного материала. Вместе с тем студенту предоставлена возможность познакомиться со структурой и целью всей проблемно-модульной программы, ее модулей и отдельных учебных элементов, что делает его познавательную деятельность осмысленной и увеличивает мотивацию обучения. Разбивка учебного материала на модули, блоки, учебные элементы позволяет быстро и легко изменять содержание и формы обучения при изменении требований и целей обучения, т.е. обеспечивает динамичность программы. Проблемно-модульная технология развивает у студентов навыки самостоятельной работы, необходимые им в их дальнейшей профессиональной деятельности. Для формирования технолого-юридической культуры пооперационный (модульный) подход, несомненно, может оказаться полезным.
Новым в интерактивной методике обучения считается метод обучения в сотрудничестве (cooperative learning), или обучение в малых группах, рассматриваемый мировой педагогикой как наиболее успешная альтернатива традиционным методам15. Применяется этот метод в нескольких разновидностях, что способствует обучению технологиям решения разного рода задач как самостоятельно, так и солидарно с другими участниками группы. Кроме собственно технологических навыков и умений, он способствует развитию коммуникативных навыков в профессиональной деятельности.
В последнее время в новейшей педагогической литературе в качестве едва ли не новой методологии обучения, базирующейся на использовании информационно-коммуникативных ресурсов, стали выделять технологию дистанционного (производное от англ. distance — расстояние, удаление) обучения, или, по версии иных авторов, телеобучения|6. Несмотря на то,
13 Головкин Р.Б. Указ. соч. С. 147, 148.
14 ХуторскойА.А. Современная дидактика. Учеб. пособие; 2-е изд., перераб. М., 2007.
15 Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат; 2-е изд., стер. М., 2009. С. 25.
16 Телеобучение: моногр. / под ред. М.П. Карпенко. М., 2008.
Используемый авторами объемный и интересный труд для обозначения технологии дистанционного обучения термин «телеобучение» имеет свое объяснение. Известно, что первоначально такую методологию обучения обозначали дистантной (как производное от прилагательного «distant»): при этом использовались термины «открытое образование», «гибкое обучение»; большое распространение тогда получил термин «электронное обучение» (elearning). Очевидно, что термину «теле» (греческого происхождения) обычно применяемому для обозначения расстояния между субъектом и объектом (телевидение, телефония, телеметрия, телемеханика, телемедицина и др.), авторы издания и отдали свое предпочтение.
что педагогикой не выработана единая концепция дистанционного обучения, ее достоинства очевидны17. Как отмечается в педагогической литературе, «все дистанционные занятия — технологичны»: в их основу положено индивидуальное обучение.
Суть технологии в том, что обучаемый и педагог отделены, дистанцированы друг от друга; юридическое обучение осуществляется как бы «на дому». Формы дистанционного обучения различны; студенты могут использовать доступные телекомуника-ционные ресурсы обучения, в частности такой формы, как интернет-обучение. Это также консуль-тативно-тренинговые занятия, проводимые педагогом непосредственно через телекоммуникационное взаимодействие посредством обучающих коммуникативных программ; в перспективе это возможность вхождения в федеральную информационно-образовательную среду на основе учрежденной системы федерального образовательного портала; это также создание телекоммуникационной двухуровневой библиотеки, а равно обучение через корпоративную библиотечную сеть — созданный образовательный портал или сетевой узел подключения к Интернету на высокоскоростном канале, обеспечивающим доступ к широкому спектру информационных продуктов, ориентированных на образовательное сообщество, и др.18. Следовательно, применение дистанционного обучения, несомненно, важно для овладения как информационными, так и иными технологиями в правовой сфере.
Отдавая должное дистанционному обучению, не следует все же переоценивать и даже абсолютизировать его возможности, как это характерно для авторов монографии «Телеобучение», подготовленной коллективом авторов Современной гуманитарной академии под редакцией профессора В.П. Карпенко, ректора академии. Дистанционное обучение — всего лишь один из множества других методов обучения. Возводить его в ранг «новой методологии», которая якобы «пришла на смену» традиционному образовательному процессу, ошибочно. Такой подход расходится с общей ориентацией на модернизацию
образовательного процесса в стране, повышение ответственности вуза за качество подготовки специалистов, равно как и не отвечает европейским и мировым стандартам образования19.
Важно внедрять в учебный процесс апробированный и оправдавший себя в ряде зарубежных странах опыт обучения технологическому знанию. Так, в практике юридических вузов США широко применяется та или иная разновидность «прецедентного метода» (case method), изобретенного в начале 1970-х гг. ХХ в. профессором и деканом Гарвардской юридической школы К.К. Лэнгделлом. Главное новшество, которое внес «прецедентный метод» Лэнгделла, — акцент на первоисточники права, методы анализа судебного права и на юридическую аргументацию в соответствии с принципами прецедентного права20.
Занятия посвящены преимущественно коллективному обсуждению основных прецедентов, с которыми студенты должны были самостоятельно ознакомиться. Для этого каждый из студентов был снабжен хрестоматией судебных прецедентов (cfse-book) в соответствующей отрасли права (иногда именуемой сборником «прецедентов и материалов» (cases and materials), в которой помещены решения судов по конкретным делам и применимые по делам статуты. Главная цель коллективных обсуждений — установить действующие нормы права, применимые к рассматриваемым судебным делам. Затем анализируются разные варианты применения этих норм к гипотетическим фактам, сходным с обстоятельствами изучаемого дела. Вторичная цель — обучение методике работы с прецедентным правом. Таким образом формируются необходимые навыки юриста. По мнению специалистов, использование коллективного обсуждения, а не лекций, в качестве предпочтительного метода обучения объясняется тем, что студенты усваивают больше знаний, если работают активно (самостоятельно проводя требуемый анализ дела и его критический разбор), а не пассивно слушают лекцию преподавателя о том, как это следует делать. Кроме того, устный анализ и обсуждение юридических проблем — необходимые навыки для юриста.
17 Педагогические технологии дистанционного обучения: учеб. пособие / под ред. Е.С. Полат. М., 2006.
18 Телеобучение: моногр. / Под ред. М.П. Карпенко. С. 528, 530, 580, 622.
19 Гретченко А.И., Гретченко A.A. Болонский процесс: интеграция России в европейское и мировое образовательное пространство. М., 2009.
20 Берман У Правовая система США. Вып. 3. М., 2007. С. 238—240.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Наряду с «прецедентным методом» для вовлечения студентов в обсуждение изученных ими прецедентов применяется «сократовский» метод обучения (Socratic method). Для закрепления умений и практических навыков применяется методика преподавания предмета на основе «подхода к проблеме» (problem approach): перед студентами ставятся реальные правовые проблемы, изложенные в письменной форме, а студенты должны подготовить ответы и представить их группе, а затем провести коллективное обсуждение ответов21.
Широко практикуется обучение технологиям составления юридических документов, применяемое по всем отраслевым юридическим дисциплинам на первом курсе обучения в юридическом вузе.
В зарубежных вузах, в частности в США, практической направленности обучения способствует привлечение практикующих юристов к учебному процессу22. В
современных условиях отдельные российские вузы используют этот опыт. Проблема заключается в обосновании педагогических технологий реализации этой формы обучения. Ценность такого привлечения заключается прежде всего в привитии будущим юристам «вкуса» к профессии, понимания ее истинного предназначения, желания получить в вузе не только знания, но и готовность их применять на практике. Следующая задача, практическая, — передача профессионального знания и опыта, касающихся применяемых в практической деятельности технологий, доказательства их преимущества, возможных издержек и пр. Следовательно, место привлекаемых в учебный процесс «практиков» видится в практических формах учебных занятий, тренингах, ролевых играх и т.п.
21 Там же. С. 238.
22 Исследовательские университеты США: механизм интеграции науки и образования / под ред. В.В. Суняна. М., 2009. С. 156.
ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА» Адрес редакции: 123298, Москва, ул. Ирины Левченко, д. 1. Тел./факс: 8-499-740-60-14, 8-499-740-60-15 E-mail: [email protected], www.unity-dana.ru
Предупреждение преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел. Учебник; 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. В.Я. Кикотя, С.Я. Лебедева, Н.В. Румянцева. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 487 с.
ISBN 978-5-238-01843-0
Раскрыты основные теоретические и практические положения организации и осуществления деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений и административных правонарушений. Показаны ее правовые, организационные и тактические основы, вопросы предотвращения, профилактики и пресечения противоправных деяний, входящие в предупредительную компетенцию органов внутренних дел. Определены милицейская специфика общей, индивидуальной и виктимологиче-ской профилактики правонарушений. Особое внимание уделено предупреждению милицией преступлений и административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними; против личности; в сфере экономики; террористической и экстремистской направленности; связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ; с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ; в сфере экологической безопасности; безопасности дорожного движения и др.
Для курсантов, слушателей, адъюнктов и преподавателей высших и средних специальных учебных заведений системы МВД России, студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов, практических работников правоохранительных органов.