Научная статья на тему 'Дидактические аспекты обучения бухгалтерскому учету в высшей школе'

Дидактические аспекты обучения бухгалтерскому учету в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
317
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / ДИДАКТИКА / ОБУЧЕНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД / РАСЧЕТНАЯ ЗАДАЧА / БУХГАЛТЕРСКАЯ ПРОВОДКА / ТЕСТ / СИТУАЦИОННОЕ ЗАДАНИЕ / КОММУНИКАЦИЯ / ACCOUNTING / DIDACTICS / TEACHING / COMPETENCE-BASED APPROACH / INTERDISCIPLINARY APPROACH / PROBLEM-SOLVING CONNECTED WITH CALCULATIONS / DOUBLE-ENTRY / TEST / CASE-STUDY / COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воронова Екатерина Юрьевна

В статье рассматриваются дидактические особенности компетентностного и междисциплинарного подходов к обучению бухгалтерскому учету студентов высших учебных заведений: обосновывается необходимость совершенствования отечественного бухгалтерского образования, направленного на уменьшение разрыва между теорией и практикой, производство новых знаний, их распространение и использование через инновационную деятельность; критикуется традиционное решение однотипных задач, связанных с расчетами и направленных на запоминание бухгалтерских проводок, которые ограничивают студентов в возможности развивать аналитические навыки; предлагается активное использование кейсов (с целью привития студентам знаний и умений профессионально решать реальные проблемные ситуации, с которыми они могут столкнуться на практике) и проведение семинарского занятия с позиции организации коммуникации по обсуждаемому вопросу (в целях ознакомления студентов с инновационными теоретическими концепциями в области бухгалтерского учета); уделяется внимание изменениям, которые претерпевает роль преподавателя по бухгалтерскому учету, а также формы и методы обучения студентов данной дисциплине вследствие доступа к новейшим компьютерным и телекоммуникационным технологиям; подчеркивается рост автономии и самостоятельности студента, значение профессиональной литературы как важнейшего информационного ресурса бухгалтерского учета. Наконец, следует сказать, что важнейшим преимуществом компетентностного и междисциплинарного подходов к обучению бухгалтерскому учету является то, что знания, умения и навыки, полученные студентами в ходе обучения, активно применяются ими в практической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воронова Екатерина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIDACTIC ASPECTS OF TEACHING ACCOUNTING IN HIGHER SCHOOL

The article considers didactic aspects of competence-based and interdisciplinary approaches to teaching accounting for university students. The author proves the necessity to improve the national accounting education aimed at cohesion of theory and practice, production of new knowledge, its spread and usage via innovation activities. The article criticizes traditional approach to typical problem-solving connected with calculations and memorizing double-entries for failing to develop student''s analytical skills. It also promotes case-studies to infuse knowledge and skills enabling students to professionally solve real life like problems which they are likely to face. The article also considers seminars in the light of communication and its frame to inform students of innovation theoretical concepts of accounting. In addition the author looks into changes in the role of the lecture teaching accounting as well as forms and methods of teaching accounting as well as forms and methods of teaching accounting due to access to IT. The article underlines the importance of increased autonomy and self-reliance of students. It also describes professional literature as a key information resource in accounting.

Текст научной работы на тему «Дидактические аспекты обучения бухгалтерскому учету в высшей школе»

ПЕДАГОГИКА

ДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Е.Ю. Воронова

Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России. Россия, 119454, Москва, пр. Вернадского, 76.

В статье рассматриваются дидактические особенности компетент-ностного и междисциплинарного подходов к обучению бухгалтерскому учету студентов высших учебных заведений:

- обосновывается необходимость совершенствования отечественного бухгалтерского образования, направленного на уменьшение разрыва между теорией и практикой, производство новых знаний, их распространение и использование через инновационную деятельность;

- критикуется традиционное решение однотипных задач, связанных с расчетами и направленных на запоминание бухгалтерских проводок, которые ограничивают студентов в возможности развивать аналитические навыки;

- предлагается активное использование кейсов (с целью привития студентам знаний и умений профессионально решать реальные проблемные ситуации, с которыми они могут столкнуться на практике) и проведение семинарского занятия с позиции организации коммуникации по обсуждаемому вопросу

(в целях ознакомления студентов с инновационными теоретическими концепциями в области бухгалтерского учета);

- уделяется внимание изменениям, которые претерпевает роль преподавателя по бухгалтерскому учету, а также формы и методы обучения студентов данной дисциплине вследствие доступа к новейшим компьютерным и телекоммуникационным технологиям;

- подчеркивается рост автономии и самостоятельности студента, значение профессиональной литературы как важнейшего информационного ресурса бухгалтерского учета.

Наконец, следует сказать, что важнейшим преимуществом компетентностного и междисциплинарного подходов к обучению бухгалтерскому учету является то, что знания, умения и навыки, полученные студентами в ходе обучения, активно применяются ими в практической дебятельности.

Ключевые слова: бухгалтерский учет, дидактика, обучение, компетентност-ный подход, междисциплинарный подход, расчетная задача, бухгалтерская проводка, тест, ситуационное задание, коммуникация.

Высшее образование в настоящее время переживает период, когда происходит качественное изменение образовательного пространства, меняются содержание и методы обучения и преподавания. Это находит свое отражение и в развитии дидактических принципов обучения в высшем профессиональном обучении, которые кроме общедидактических принципов, традиционных для высшей школы (включающих наглядность, самостоятельность, доступность, научность и др.), включают психодидактические принципы (сознательность, активность, единство внутренней и внешней деятельности, разностороннее развитие познавательных сил), а также акмедидактические принципы (активность как условие развития личности, развитие личности как субъекта деятельности, личностно-профессиональное развитие и др.) [4, с. 178-182]. Такие более широкие теоретические основания дидактики приводят к новым тенденциям в преподавании отдельных дисциплин, в первую очередь составляющих профессиональное содержание обучения.

В Концепции развития научно-исследовательской и инновационной деятельности в учреждениях высшего профессионального образования Российской Федерации на период до 2015 г. (Письмо Минобрнауки РФ от 22.02.2011 № 13-91) сказано, что «университеты становятся активными игроками не только в производстве новых знаний, но и в их распространении и использовании через инновационную деятельность». В том же документе отмечается, что «на протяжении последних двух десятилетий связи вузов с реальной экономикой в основном разрушились, не замещались новыми механизмами, адекватными системе рыночной экономики, основанной на знаниях».

В указанном ключе необходимо совершенствование отечественного образования, в том числе и бухгалтерского образования. В Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (Приказ Минфина от 01.07.2004 № 180) сказано: «С одной стороны, задача заключается в подготовке достаточного количества квалифицированных бухгалтеров и аудиторов, понимающих концепции и конкретные правила формирования информации в бухгалтерском учете и отчетности, владеющих современными навыками ведения бухгалтерского учета, подготовки и аудита бухгалтерской отчетности. С другой стороны, качественная система бухгалтерского учета и отчетности предполагает наличие достаточного числа пользователей, нуждающейся в информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, имеющих потребность и навыки ее использования при принятии экономических решений».

Обучение бухгалтерскому учету важно не только для тех студентов, которые в дальнейшем выберут профессию бухгалтера, аудитора или финансового аналитика, но и для студентов, которым необходимо стать грамотными пользователями бухгалтерской информации для успешной работы в бизнесе, государственных структурах. Исполь-

зование бухгалтерской информации полезно и для личных целей, например при оценке инвестиционных проектов и связанных с ними рисков.

В настоящей статье исследуются дидактические особенности компетентностного и междисциплинарного подходов к обучению бухгалтерскому учету студентов высших учебных заведений. Основная цель исследования состоит в определении наиболее перспективных и эффективных с позиции сокращения разрыва между теорией и практикой способов обучения бухгалтерскому учету. Для решения поставленной цели была применена совокупность методов наблюдения и опроса. Метод наблюдения был выбран для того, чтобы проследить ход процесса обучения бухгалтерскому учету в высшей школе, понять его реальное состояние в новых и постоянно изменяющихся условиях, выявить слабые и сильные стороны. Метод опроса был применен в качестве универсального средства обратной связи со студентами, а также получения различного рода данных об учебном процессе. Опросы проводились как в форме беседы, так и в форме письменного анкетирования. Ожидаемые результаты данного исследования внесут вклад в современную дидактическую концепцию (В.А. Давыдов, Д.Ю. Элько-нин, В.В. Краевский, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, А.В. Хуторский, М.Н. Скаткин, В.А. Сластенин), которая предполагает системный подход к процессу обучения бухгалтерскому учету, акцент на самостоятельное обучение и инициативу студентов, сочетание традиционных и инновационных подходов к обучению.

В ходе реализации указанных методов в исследовании процесса обучения бухгалтерскому учету в высшей школе были получены следующие данные. Прежде всего, следует констатировать, что значительно изменились формы и методы обучения бухгалтерскому учету вследствие доступа к новейшим компьютерным и телекоммуникационным технологиям. Возникло и непрерывно расширяется обучение через Интернет, и, прежде всего, онлайн-обучение. В настоящее время многие российские университеты, как минимум, предлагают онлайн-тестирование по бухгалтерскому учету, а также позволяют студентам отрабатывать различные аспекты предмета самостоятельно. Интернет-обучение и дистанционное обучение позволяют сделать обучение бухгалтерскому учету доступным из любого местоположения и обойти ограничение по времени.

С другой стороны, было выявлено, что, несмотря на появившиеся возможности применения компьютерных и телекоммуникационных технологий, сохраняется традиционный подход к обучению бухгалтерскому учету, включающий чтение лекций и проведение семинаров. На лекциях преподаватель старается охватить как можно больше материала по соответствующей теме, что не стимулирует студента к самостоятельному поиску и чтению профессиональной литературы. Семинарские занятия в большей степени основываются на решении однотипных задач, связанных

с расчетами и направленных на запоминание бухгалтерских проводок. Такие задания важны, но их одних уже становится недостаточно.

Безусловно, любая программа обучения направлена на то, чтобы студенты овладели теоретическими положениями дисциплины, набором методов, техник, практических приемов, и, возможно, другими навыками, которые могут помочь им в профессиональной карьере. Однако при традиционном подходе к обучению бухгалтерскому учету разрыв между теорией и практикой может оказаться весьма существенным. Опросы показали, что студенты, прослушав курс бухгалтерского учета и сдав экзамены, считают, что обучение бухгалтерскому учету сводится к работе с цифрами и знанию бухгалтерских проводок. Таким образом, студенты нередко оказываются ограниченными в возможности развивать аналитические навыки, часто не понимают, как соотносятся новые концепции и идеи с ранее приобретенными сведениями и как применять их на практике.

В настоящее время становится популярным оценивать работу студентов путем проведение тестирования (в том числе и компьютерного), содержащего вопросы с множественным выбором ответа. Проведение опросов выявило, что такое тестирование легче для студентов по сравнению с ответом на вопросы, требующие развернутого изложения. По мнению самих студентов, оценка, которую они получают за такое тестирование, далеко не всегда соответствует их реальным знаниям, поскольку при подобном тестировании присутствует элемент везения, когда студент, не зная ответа на вопрос, может дать правильный ответ наугад. Проверка знаний студентов в виде вопросов с множественным выбором ответа легче и для преподавателей в части проверки теста.

Применение совокупности методов наблюдения и опроса показало, что в большинстве учебников (учебных пособиях) по бухгалтерскому учету часто рассматриваются лишь собственно методы и техники бухгалтерского учета, без которых, безусловно, обучение бухгалтерскому учету невозможно. В то же время причинам использования конкретных профессиональных приемов в определенных ситуациях, и обстоятельствам, при которых они могут быть эффективно применены, должного внимания не уделяется. Бухгалтерский учет не рассматривается в более широком контексте управления организацией, деятельность которой изменяется в контексте изменений в законодательстве, социально-экономической ситуации, что приводит к изменениям в учетном процессе, который принимает новые формы и использует новые методики и инструменты. Российские организации сталкиваются со структурными изменениями в экономике и вынуждены адаптироваться к новым условиям; их бухгалтерам во многом приходится пересматривать свои первоначальные знания [3, с. 100].

При обучении бухгалтерскому учету следует учитывать, что на практике бывшие студенты столкнутся с различными проблемами и с необ-

ходимостью принятия собственных решений. Им потребуются знания законодательства в области бухгалтерского учета и ряда смежный областей, умение определять целесообразность и эффективность применения конкретных методов и техник метода бухгалтерского учета в той или иной ситуации, осознавать целесообразность и эффективность их применения и наоборот. Поэтому то, в чем нуждаются студенты, - это процедуры решения проблем. Студенты должны быть готовы к работе бухгалтера в любых условиях, которые могут измениться с тех пор, когда они обучались бухгалтерскому учету, и к которым их готовили в высшей школе.

В результате исследования данного вопроса можно констатировать, что для решения проблемы наблюдаемого разрыва между теорией и практикой необходимо развивать обучение бухгалтерскому учету, основанное на компетенциях, которое прежде всего нацелено на то, чтобы привить студентам знание и умение профессионально решать реальные проблемные ситуации, которые могут возникнуть в их дальнейшей практической деятельности. Компетенции можно определить как способность применять знания, навыки, умения и интуицию для решения конкретных проблемных ситуаций. Следует отметить, что в рамках рассматриваемой нами дисциплины еще предстоит выявить и систематизировать новые компетенции, необходимые как для успешного освоения бухгалтерского учета, как и для других профессионально значимых дисциплин в новых образовательных и социальных условиях [7, с. 9].

Проведенное исследование также показало, что в обучении бухгалтерскому учету компетент-ностный подход должен сочетаться с междисциплинарным подходом. Подобный подход означает, что бухгалтерский учет должен рассматриваться не как исключительно техническая дисциплина, а воспринимается как предмет, который связан с политическими, экономическими, социальными, юридическими, культурными и этическими областями знаний. Система бухгалтерского учета не изолирована - напротив, она является частью институциональной среды, которая определяет общие условия, в которых компании должны функционировать и, следовательно, формировать свою систему бухгалтерского учета. Представление методов и техник бухгалтерского учета в надлежащем контексте - один из ключевых моментов, положенных в основу компетентностного и междисциплинарного подходов.

Помимо того, важно понимать, что проблемы из реальной жизни никогда не могут быть отнесены к какой-нибудь одной дисциплине. Деятельность организации зависит от выбранной концепции управления, от организационной структуры, системы оценки деятельности, качества учетной информационной системы и др. [2, с. 9]. При ведении бухгалтерского учета все эти факторы необходимо принимать в расчет, оценивать их важность и отслеживать взаимодействие. Бухгалтер должен уметь формулировать проблему, оценивать об-

стоятельства проблемы, идентифицировать все задействованные стороны, находить возможные решения и, наконец, принимать правильное решение. Таким образом, бухгалтерский учет становится все более междисциплинарный по своей природе. Обучение данной дисциплине должно строиться таким образом, чтобы студенты, прослушавшие курс, могли успешно применять знания, умения и навыки не только бухгалтерского учета, но и ряда других смежных областей при решении профессиональных проблем, с которыми сталкиваются бухгалтеры.

Курс бухгалтерского учета содержит пересечения с различными дисциплинами, например со статистикой. Учебные планы целесообразно составлять таким образом, чтобы курс статистики, представляющий собой учет на макроуровне, предшествовал курсу бухгалтерского учета, который ведется на уровне организации. Студенты должны знать, какая именно информация требуется от бухгалтера для представления в статистические органы и как эта информация будет использоваться. Например, в МГИМО(У) курсу «Бухгалтерский учет внешнеэкономической деятельности и отчетность» предшествует курс «Статистика внешнеэкономических связей». Это важно, поскольку все фактические данные, характеризующие развитие внешней торговли страны, собираются и обрабатываются в относительно обособленной системе учета и статистики, эти виды учета представляют собой взаимосвязанные уровни сбора, накопления и обобщения фактических данных о внешнеэкономических операциях [5, с. 9] .

В результате исследования по рассматриваемой проблеме было выявлено, что большое значение в приобретении студентами различных навыков, ознакомлении с инновационными идеями в области бухгалтерского учета, понимании взаимодействия теории и практики бухгалтерского учета, имеют следующие виды заданий. Во-первых, это - решение ситуационных заданий (кейсов), моделирующих возможные практические ситуации, с которыми выпускники могут столкнуться на работе, во-вторых - организация семинарского занятия с позиции коммуникации по обсуждаемому вопросу.

Курс бухгалтерского учета должен включать решение различных ситуационных заданий. Сочетание компетентностного и междисциплинарного подходов основывается на понимании того, что ведение бухгалтерского учета может быть подвержено влиянию нескольких взаимозависимых факторов. Ситуационные задания должны составляться по темам, поэтому в их решении задействованы как конкретные методы и техники бухгалтерского учета (умение), так и внутренние убеждения студентов (точка зрения). Это является хорошей проверкой знаний студентов, изучающих бухгалтерский учет, определения, какого уровня развития компетенций они достигли. В ситуационных заданиях должны присутствовать образовательные цели и ожидаемые результаты,

чтобы студенты знали, в каком направлении следует прикладывать полученные умения и какие знания они должны приобрести, решая ситуационное задание.

При решении ситуационных заданий студентам необходимо использовать профессиональную литературу. При компетентностном и междисциплинарном подходах к обучению бухгалтерскому учету роль литературных источников значительно возрастает. Следует учитывать, что реформирование российского бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) сопровождается изданием большого количества учебников, статей и научных трудов, переведенных с иностранных языков. Происходит принятие не только новых правил, вводящих в обращение новые термины, но и новых знаний, ценностей, убеждений. Литературные источники играют важную роль поддержки процесса обучения (знание), выполняя функцию важнейшего информационного ресурса бухгалтерского учета.

Но не только прочтение профессиональной литературы оказывает помощь студентам в обучении бухгалтерскому учету. Гораздо важнее представляется проведение семинарского занятия с позиции организации коммуникации по обсуждаемому вопросу, позволяющее ознакомить студентов с инновационными концепциями в области бухгалтерского учета. Подобная работа нацелена на демонстрацию того, как получить необходимые знания, что о них написано в периодических изданиях и учебниках и как они входят в повседневную практику бухгалтерского учета.

Преподаватель, ведущий семинарское занятие, выступает в роли «модератора». Он рекомендует студентам литературу по обсуждаемой тематике, в том числе оригинальную литературу на иностранном языке. Такую литературу студенты могут найти в интернет-изданиях и онлайновых электронных ресурсах, включающих зарубежные периодические издания по различным отраслям знаний, книги, статистические данные, обзоры рынков, потребителей и т.д.

Преподаватель должен четко представлять цель семинара, например расширение возможностей традиционного подхода к изучению бухгалтерского учета, позволяющее кардинально изменить понимание природы бухгалтерского учета. Преподаватель приводит дискуссию к ожидаемому результату, например, к тому, что студенты должны прийти к выводу, что бухгалтерский учет следует рассматривать не только как совокупность нейтральных калькуляционных методов и техник, но и осознать, что его роль значительно расширилась, и бухгалтерский учет стал неотъемлемой частью социальной и экономической жизни общества.

Из числа студентов преподаватель выбирает «автора», которому дает задание на основе подобранной преподавателем литературы сделать доклад на 7-10 минут. Доклад должен отражать новую научную идею. Преподаватель также го-

товит «критика» - студента, который представляет на семинаре традиционную точку зрения на бухгалтерский учет, оперируя законодательными и нормативными документами. Оставшиеся студенты группы играют роль «понимающих», они принимают участие в дискуссии, задавая уточняющие и развивающие тему вопросы «автору» и «критику».

Несомненно, при сочетании компетент-ностного и междисциплинарного подходов роль преподавателя по бухгалтерскому учету претерпевает существенные изменения. Преподаватель все больше «удаляется» от студента. Во-первых, преподавателям больше нет необходимости читать полный курс лекций, рекомендуя для изучения некоторое количество глав учебника к каждой теме. Лекции становятся установочными. Студенты должны научиться находить свой метод изучения учебной и научной литературы, поскольку им придется этим заниматься на практике. Во-вторых, студентам рекомендуется активное использование веб-сайта, которым

сопровождается курс бухгалтерского учета. На сайте должны размещаться презентации лекций, практические задания, предлагаемые решения к заданиям для самопроверки, ссылки на нормативные документы, другие сайты по бухгалтерскому учету. Это означает, что роль преподавателя в традиционном смысле этого слова меняется на роль научного руководителя, который поощряет студентов работать с изучаемым материалом, выражать собственные мысли и выдвигать новые идеи. Для студента это означает большую автономию, рост самостоятельности [1, с. 119-127]. Указанные аспекты ведут к росту общей профессиональной мотивации студентов [6, с. 207-212].

Подводя итог, следует сказать, что важнейшим преимуществом компетентностного и междисциплинарного подходов к обучению бухгалтерскому учету является то, что знания, умения, навыки, полученные студентами в ходе обучения, активно применяются ими в практической деятельности.

Список литературы

1. Воевода Е.В. Социокультурные компетенции в профессиональной подготовке специалиста-международ-ника // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: Современные лингвистические и методико-дидактические исследования. 2007. № 8. С. 119-127.

2. Воронова Е.Ю. Управленческий учет: учебник. М.: ЮРАЙТ, 2012. 551 с.

3. Воронова Е.Ю. Формы и способы институционализации управленческого учета в России // Вестник МГИМО-Университета. 2012. № 3. С. 100-107.

4. Гагарин А.В., Раицкая Л.К. Образование и развитие личности в информационно-коммуникационной деятельности // Вестник МГИМО-Университета. 2013. № 2. С. 178-182.

5. Григорук Н.Е. Статистический учет внешнеторговых операций: международный опыт и российская практика: учебное пособие. М.: ООО Анкил, 2001. 112 с.

6. Раицкая Л.К. Мотивация познавательной деятельности в Интернете // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2011. № 7. С. 207-212.

7. Торкунов А.В. Создание университетов мирового уровня: новые тенденции в российском высшем образовании // Вестник МГИМО-Университета. 2013. № 2. С. 7-11.

Об авторе

Воронова Екатерина Юрьевна - д.э.н., профессор кафедры учета, статистики и аудита МГИМО(У) МИД России, научная специализация: бухгалтерский и управленческий учет. E-mail: voronovaeu@gmail.com

DIDACTIC ASPECTS OF TEACHING ACCOUNTING IN HIGHER SCHOOL

E.Y. Voronova

Moscow State Institute of International Relations (University), 76, Prospect Vernadskogo, Moscow, 119454, Russia.

Abstract: The article considers didactic aspects of competence-based and interdisciplinary approaches to teaching accounting for university students. The author proves the necessity to improve the national accounting education aimed at cohesion of theory and practice, production of new knowledge, its spread and usage via innovation activities. The article criticizes traditional approach to typical problem-solving connected with calculations and memorizing double-entries for failing to develop student's analytical skills. It also promotes case-studies to infuse knowledge and skills enabling students to professionally solve real life like problems which they are likely to face. The article also considers seminars in the light of communication and its frame to inform students of innovation theoretical concepts of accounting. In addition the author looks into changes in the role of the lecture teaching accounting as well as forms and methods of teaching accounting as well as forms and methods of teaching accounting due to access to IT. The article underlines the importance of increased autonomy and self-reliance of students. It also describes professional literature as a key information resource in accounting.

Key words: accounting, didactics, teaching, competence-based approach, interdisciplinary approach, problem-solving connected with calculations, double-entry, test, case-study, communication.

References

1. Voevoda E.V. Sociokul'turnye kompetencii v professional'noj podgotovke specialist-mezhdunarodnika [Social and Cultural Competences in Professional Training of Specialists in International Relations] // Nauchnyj vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo architecturno-stroitel'nogo universiteta. Serija: Sovremennye lingvisticheskie issledovanija. 2007. № 8. S. 119-127.

2. Voronova E.Yu. Upravlencheskij uchet: uchebnik. [Management Accounting: textbook.] - M.: URAJT, 2011. - 551 s.

3. Voronova E.Yu. Formi i sposibi institutsionalizatsii upravlencheskogo ucheta v Rossii [Forms and Methods of Institutionalization of Management Accounting in Russia] // Vestnik MGIMO-Universiteta. 2012. № 3. S. 100-107.

4. Gagarin A.V., Raitskaya L.K. Obrasovanie I razvitie lichnosti v informacionno-kommunikacionnoj dejatel'nosti [Education and Development of Personality in Information and Communication Activity] // Vestnik MGIMO-Universiteta. 2013. № 2. S. 178-182.

5. Grigoruk N.E. Statisticheskij uchet vneschnetorgovih operatsij: mezhdunarodnij opit i rossijskaja praktika: uchebnoe posobie. [ Statistics of Foreign Trade Transactions: International Experience and Russian Practice: textbook.] - M.: ООО Ankil. 2001. 112 s.

6. Raitskaya L.K. Motivacija poznavatel'noj dejatel'nosti v Internete [Motivation of Cognitive Activity in the Internet // Actual Problems of Humanities and Natural Sciences.] // Aktual'nye problem gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2011. № 7. S. 207-212.

7. Torkunov A.V. Sozdanie universitetov mirovogo urovnja: novye tendencii v rossijskom vysshem obrazovavii [Setting up World Class Universities: New Trends in Russian Higher Education] // Vestnik MGIMO-Universiteta. 2013 № 2. S. 7-11.

About the author

Ekaterina Y. Voronova - Doctor of Economics, Professor at Departament of Accounting, Statistics and Audit of MGIMO-University. Academic specialization: financial and management accounting. E-mail: voronovaeu@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.