ДИДАКТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СОВРЕМЕННОГО ИННОВАЦИОННОГО ВУЗА
Грохольская О.Г.
В концепции модернизации российского образования сформулирована основная цель профессионального образования - подготовка квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
Высшая профессиональная школа претерпевает сегодня существенные изменения: повышаются требования общества к качеству профессионального образования, кардинально обновляются технологии обучения, быстро меняются организационные и экономические условия деятельности вузов, обостряется конкурентная борьба на рынке образовательных и научных услуг, постоянно меняется позиция государства по отношению к высшей школе.
Сегодня, в условиях изменяющейся реальности, успех невозможен без деятельности по улучшению качества образовательных, научных, информационных и других услуг. Качество этих услуг - краеугольный камень в стратегии управления современным вузом.
Что такое современный инновационный вуз? Это вуз, реализующий все возможности роста и развития, предоставленные ему образовательным сообществом:
• возможности реализации широкого спектра образовательных программ (специальностей, направлений подготовки);
• возможности эффективной стратегии руководства, сочетающей академические демократические начала и централизацию управления;
© Грохольская О.Г., 2011
• возможности координации и консолидации научного и педагогического потенциала в рамках деятельности кафедр;
• возможности продолжения образования по образовательным программам послевузовского и дополнительного профессионального образования;
• возможности активного внедрения новых информационных технологий;
• возможности координации деятельности всех структур университета.
Инновационные вузы - это вузы с развитой научно-исследовательской компонентой. Их задача - формирование высоких профессионалов, кадрового потенциала науки и активная научно-исследовательская деятельность профессорско-преподавательского состава, аспирантов, докторантов и студентов.
Основными направлениями научного поиска инновационного вуза должны быть следующие: удовлетворение потребностей страны в целом и отдельных регионов в специалистах высшей квалификации; преемственность между звеньями и ступенями образования; решение проблемы модернизации образования и вопросов образовательного менеджмента. Теоретическому осмыслению научно-образовательного сообщества такого высшего учебного заведения должны подвергаться связи между образованием и экономикой, между политикой, образованием и демографией, между образованием и социальной стратификацией, между образованием и правом и другие.
Важнейшей составляющей структуры инновационного вуза является тесное взаимодействие с отраслевыми научно-исследовательскими институтами, их базой и кадрами. В университете начинает эффективно работать генеральная линия студент - аспирант - преподаватель / научный сотрудник.
Концепция развития Университета Российской академии образования базируется на комплексной программе модернизации российского образования, принципиальных философско-методологических положениях и организационнопедагогических установках, определяющих стратегию развития университетского гуманитарного образования в начале XXI века. Концепция также предусматривает качественное обновление методологии, содержания и технологий подготовки и воспитания квалифицированных кадров на основе соединения процесса обучения с научно-исследовательской составляющей целостного педагогического процесса.
Главная задача университета как особого вида высшего учебного заведения и научного центра - предоставлять обучающимися возможность и необходимые условия для получения современного качественного образования (посредством интеграции различных отраслей знаний и их взаимного обогащения), для реализации на практике принципа единства обучения, воспитания и научного исследования, преподавания и развития науки как одного из видов духовного производства.
Решение этой задачи базируется на следующих основных концептуальных положениях развития Университета РАО:
• повышение качества образовательной и научной деятельности; динамичное развитие вуза, отвечающее требованиям времени; создание университета инновационного типа, реализующего процесс обучения во взаимодействии и исследовательской деятельностью студентов, при этом выпускников будет отличать высокая востребованность и конкурентоспособность на современном рынке труда;
• развитие и углубление фундаментальных и прикладных научных исследований, инновационной деятельности в рамках взаимодействия с отраслевыми научно-исследовательскими институтами, их научными кадрами;
• развитие и поддержка актуальных научных направлений и научных школ, основной целью которых является создание культурно-образовательной среды, обеспечивающей развитие интеллектуальных возможностей студентов и аспирантов, докторантов;
• обеспечение комплексной подготовки специалистов, бакалавров, магистров, аспирантов, докторантов, проведение научных исследований, оказание образовательных услуг, соответствующих мировым стандартам;
• создание в Университете РАО культурно-образовательной среды, отвечающей требованиям международного уровня и стимулирующей культ знания, свободное выражение мыслей, идей, творческих способностей, нацеливающей преподавателей и обучающихся на успех и творческий рост;
• внедрение инновационных проектов в научной деятельности, учебном процессе и управлении;
• укрепление в сознании студентов, аспирантов, преподавателей и сотрудников приоритета воспитания гармоничной и высоконравственной личности;
• дальнейшее развитие прочных и продуктивных связей с передовыми научными и образовательными организациями России и мира в целом.
Важнейшая задача инновационного вуза сегодня состоит в обеспечении конкурентоспособности его на рынке образовательных услуг, а значит, в необходимости готовить конкурентоспособных мобильных, востребованных в условиях рынка выпускников.
Ключевым моментом реализации данной задачи является решение проблемы индивидуализации процесса обучения в университете, которое позволит будущему специалисту получить наиболее востребованные им знания.
В Университете Российской академии образования направления и приоритеты развития научно-исследовательской деятельности сегодня связаны с актуальной формулой “обучение через научное исследование”, с развитием новых научных направлений и школ; с тем, как научные идеи и результаты исследований наших ведущих преподавателей, научных руководителей, аспирантов встраиваются в учебный процесс университета.
Реализация в образовательном процессе взаимосвязи и взаимодействия учебного и научно-исследовательского компонента тесно связана с широко обсуждаемым педагогической общественностью сегодня вопросом о роли индиви-
дуальных траекторий в образовании личности.
Исходя из доминирования определенной цели, систем задач, индивидуальные траектории развития личности студента могут иметь различную направленность:
• знания - адаптивный маршрут;
• творчество - развивающий маршрут;
• жизненное самоопределение и практика - созидающий маршрут и прочее.
В практике университетского образования мы столкнулись с некоторыми негативными моментами, касающимися построения дидактического процесса. Студенты, например, в большинстве своем не готовы выбрать свой образовательный маршрут, свое собственное направление развития, в большей степени в процессе обучения думают о том, как получить зачет, как сдать экзамен. Их чаще волнует проблема отметок, а не полученных реальных знаний. У большинства студентов не развиты навыки самостоятельности и нет потребности в самообразовании, преобладает инфантильное отношение к жизненной реальности. При этом многие из них понимают, что будущему профессионалу необходимо минимизировать объемы знаний, малопригодных для будущей его деятельности, и по максимуму расширить тот объем знаний, которые необходимы для реализации своей жизненной стратегии. Получить каждому студенту объем необходимых знаний в рамках выбранной траектории можно на пути внедрения индивидуального подхода к обучению.
Сегодня мы находимся в процессе перехода на уровневую систему подготовки. В университете на уровне бакалавра доминирует адаптивно-созидающий, прак-тико-ориентированный маршрут. На уровне магистра преобладает созидающе-творческий маршрут, при котором актуальным является решение развивающе-творческих задач в процессе обучения.
Выйти на уровень развивающе-творческого маршрута обучения студента - основная задача инновационного вуза. И здесь помощь оказывает совместная научно-исследовательская деятельность профессорско-преподавательского состава и студентов.
Именно линия маршрута творческого роста будущего специалиста, соединяет процесс обучения и научно-исследова-
тельский процесс, академическую науку и специальные знания.
Поэтому в Университете Российской академии образования сегодня достаточно эффективно реализуется задача подготовки студенческой молодежи к научноисследовательской деятельности. Опорной является идея создания и поддержания культурно-образовательной среды научной школы (в центре - основатель научного направления), обеспечивающей развитие интеллектуальных и творческих возможностей студентов и аспирантов.
В этом направлении Университетом РАО как структурным подразделением Российской академии образования широко используется потенциал научно-исследовательских институтов Российской академии образования: Института информатизации образования, Института теории и истории педагогики, Института инновационных исследований в образовании, Психологического института, Института образовательных технологий, Института коррекционной педагогики, Института содержания и методов обучения, Института педагогики и психологии профессионального образования и других.
Зарождающаяся научная школа - характеризуется следующими признаками:
• реализация и развитие интеллектуальных возможностей ППС, аспирантов и студентов;
• созидательные творческие, организационные и личностные отношения членов научно-образовательного сообщества;
• общность деятельности, целей исследователей;
• передача научно-исследовательского опыта.
Остановимся кратко на содержании направлений научных исследований, проводимых в Университете РАО.
В блоке фундаментальных исследований педагогической направленности доминируют теоретико-методологические аспекты. В результате исследований проанализированы основные концептуальные подходы к проблеме целеполагания в образовании; концептуальные подходы к разработке модели специалиста-профес-сионала в условиях изменяющейся России; показано влияние изменения целевых установок в образовании на профессиональную подготовку специалистов в соот-
ветствии с рыночной реальностью. Обоснован гуманистический подход в развитии образования сегодня. Обоснована новая мировоззренческая гуманистическая идея-цель, интегрированная через концептуальные идеи: полноценной жизненной самореализации личности; идею формирования культуры безопасности личности и идею созидания и толерантности подрастающих поколений.
Педагогами-исследователями Университета РАО поставлены также вопросы: как преодолеть сложившуюся ситуацию девальвации личности, реально нависшую над обществом, как минимизировать социальные, техногенные опасности, что нужно для того, чтобы формировать жизнеспособную личность. Сделан вывод о том, что важно становление такого образовательно-воспитательного пространства, которое формировало бы способность выживать в условиях нынешней реальности, не деградируя, развиваясь в созидательном направлении. Образование может изменить свой вектор, реализуя принцип безопасности, через формирование разумных потребностей обучающихся, их отношений к обстоятельствам, через развитие духовности, которая становится предпосылкой изменения, развития обстоятельств самим человеком. Кроме того, для выживания в кризисных условиях необходимо каждому человеку ориентироваться в опасных ситуациях, уметь практически защитить себя, своих близких, свое государство и не представлять опасности для окружающих людей, быть созидателем, а не разрушителем.
В результате выполнения спектра педагогических исследований, разрабатываются основные направления формирования профессионального стиля педагога, технологии обеспечения его мобильности в условиях изменяющейся реальности, новые аспекты постановки цели, особенности содержания и технологий подготовки специалиста начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в условиях рыночной реальности.
В блоке исследований психологической направленности значительное место заняли разработки по совершенствованию подготовки практических психологов на основе социально-нормативного под-
хода; фундаментальные проблемы социальной адаптации детей, находящихся в трудных жизненных ситуациях, вопросы оказания социально-психологической помощи детям группы риска, детям, перенесшим психологическую травму, а также их семьям; разработки по ранней диагностики резервов развития ребенка, включая детей с ограниченными возможностями здоровья; проблемы развития установок толерантности, социального доверия и ксенофобии у молодежи; психологические вопросы работы с мигрантами, беженцами и переселенцами; вопросы работы со службой быстрого реагирования, их психологическая подготовка к участию в военных действиях; вопросы формирования гражданской и этнической идентичности личности.
В блоке фундаментальных исследований историко-философской направленности большое место уделялось исследованиям, связанным с переходом к новым моделям преподавания философии в университете, которые позволяет восстановить связи философского (методологического и мировоззренческого) образования с задачами и целями профессионального и личностного становления будущих специалистов. В результате предложены модели философского образования в классическом университете, отличные от стандартных (“дисциплинарных”) моделей, но базирующиеся на них, а именно: “многоуровневая” и “междисциплинарная” модели. Разработаны концепции историко-культурных воззрений постсоветского окружения исторического развития России и сопредельных постсоветских государств. Определены методологические основы, способствующие объективному освещению проблем исторического и культурного развития России и бывших советских республик. Показано, что в выявлении существенных моментов проблемы следует опираться не только на собственную принятую в государстве историческую концепцию, но на диаметральные трактовки исторического прошлого и настоящего.
В блоке фундаментальных исследований лингводидактической направленности разрабатывается модель обучения деловому общению студентов языковых вузов. Показано, что основой обучения является коммуникативно-деятельностный подход,
являющийся ведущим в обучении иностранным языкам. Доказано, что обучение деловому общению на английском языке следует проводить на старших курсах языкового вуза на базе навыков и умений, сформированных на занятиях английским языком. Определены цели, содержание и требования к подготовке специалистов в области лингвистики и межкультурной коммуникации
В блоке фундаментальных исследований информационно-коммуникационной направленности значительное место уделялось содержательным аспектам подготовки будущих специалистов начального профессионального, среднего и высшего профессионального звена. Отмечено, что содержание базовой подготовки будущих специалистов гуманитарного профиля обеспечивает освещение общефилософских проблем информатики, информации и информатизации в познании и освоении мира человеком, в приобретении и накоплении знания, в интеграции областей знания, в формировании понятийного аппарата профессиональной области; общие представления о процессах информатизации современного общества вообще.
В блоке фундаментальных исследований экономической направленности значительное место в Университете РАО уделяется вопросам развития единого экономического пространства и его влияния на развитие региональной системы предпринимательской деятельности; проблеме инвестиций в человеческий капитал в современной индустриальной экономике; экономико-математическим исследованиям современных экономических вопросов развивающейся России; вопросам экономического роста и проблемам развития рынка труда; путям совершенствования налогового законодательства и планирования на предприятиях; совершенствованию деятельности органов финансового контроля как необходимому условию повышения эффективного использования бюджетных средств; вопросам исследования региональных аспектов экономической безопасности России; вопросам состояния и перспектив развития современной энергетической отрасли России.
В блоке фундаментальных исследований юридической направленности значительное место занимают исследования
вопросов истории государства и права России; развития политической и правовой мысли в России; русской средневековой политической и правовой мысли; уголовного права и криминологии; уголовноисполнительного права; криминалистики и судебной экспертизы; оперативно-розыскной деятельности; прокурорского надзора и правоохранительных органов; терроризма в современном глобализирующемся мире.
Идеи профессорско-преподавательского состава нашего университета используются в учебном процессе. Так, на кафедрах педагогики и психологии, общей психологии психологического факультета, на художественном факультете используется ресурс научных достижений ППС для адаптации студентов и последующей самореализации как профессионалов - подготовка программы профессионального и личностного становления будущего специалиста, что способствует индивидуализации процесса обучения.
На кафедрах факультета экономики и бизнеса достаточно широко применяются проектные методы (творческие проекты) в контексте исследований профессорско-преподавательского состава, связанных с инвестициями в человеческий капитал в экономике, вопросами развития единого экономического пространства и его влияния на развитие региональной системы предпринимательской деятельности и другие; на факультете иностранных языков -ролевые игры с целью обучения деловому общению и прочее.
Широко внедряются идеи руководителей научных направлений и школ: духовность и нравственность через пространство социализации (Н.Д. Никандров); идея гуманизации образования (М.Н. Берулава); идея безопасности государства и общества, через культуру безопасности жизнедеятельности (О.Г. Грохольская); идея профессионализма и занятости молодых специалистов в экономическом пространстве России (А.Б. Ярощук); идея развития установок толерантности, социального доверия у молодежи (Т.П. Скрипкина); идеи обучения деловому общению на английском языке на базе навыков и умений (З.Н. Волкова) и многие другие.
Возникает вопрос, как с использованием опыта соединения и взаимодействия
учебного и научно-исследовательского компонентов образовательного процесса, индивидуализировать обучение в рамках конкретных предметов вузовской программы. Нужны системные дидактические исследования процесса вузовского обучения.
В части методологического обеспечения это должны быть, на наш взгляд, исследования проблемы построения инновационной дидактической системы, которую можно использовать в качестве алгоритма построения любого образовательного маршрута (простого, средней сложности, усложненного).
В части научно-методического обеспечения учебного процесса видится необходимым разработка многообразных программ для обеспечения индивидуальных траекторий обучения. Цель - предоставить студентам богатый выбор таких индивидуализированных программ, которые предположительно будут востребованы в ближайшие годы.
В основу построения дидактической системы инновационного вуза сегодня должна быть положена идея возможно большей ее эффективности для образования и развития каждой личности обучающегося. Речь идет о дидактической модели образовательного процесса как конструкции образа определенного типа обучения, характеризующегося определенной иерархией его компонентов: цель, содержание, дидактические процессы, принципы, методы и организационные формы обучения.
Решение проблемы построения дидактической системы инновационного вуза видится на путях определения интегрирующей интересы общества (государства, личности) цели, то есть через построение нового целевого поля, а также определения содержательного пространства, реализующего заданную цель.
В настоящее время, с позиций постановки целей образования, существуют два основных подхода к построению дидактических систем: авторитарный - сориентирован на формирование подрастающей личности в интересах государства; гуманистический - проистекает из идеи организации процесса обучения с позиций интересов личности.
Несмотря на то, что широкая педагогическая общественность отдает предпочте-
ние реализации в образовании второго подхода, базирующегося на идее гуманизации обучения, по нашему мнению, развитие теории обучения должно обеспечиваться не отрицанием различных подходов, а их взаимодополнением. Эффективное развитие инновационных дидактических систем возможно только на пути конвергенции различных подходов.
С позиции постановки цели, нами обосновывается необходимость построения универсальной дидактической системы, эффективно используемой как в концептуальном поле проективного (формирующего) целеполагания, так и свободного целе-полагания.
Цель предлагается интегрировать через следующие концептуальные идеи:
• толерантности и миротворческой созидательной направленности развития личности;
• полноценной жизненной самореализации личности;
• формирования культуры безопасности жизнедеятельности личности.
Эти идеи “работают” на конвергенцию авторитарного и гуманистического подходов.
К практико-ориентированной идее жизненной самореализации через определение индивидуальной образовательной траектории добавляется идея формирования культуры безопасности жизнедеятельности, которая в опасных условиях и в условиях девальвации ценностных ориентиров личности будет поддержана всеми субъектами образовательного процесса. Именно предложенная идея сможет соединить на пути ее реализации интересы государства, общества, личности.
С позиции содержания дидактической системы, предлагается новый подход к определению и построению содержания обучения на основе соединения формализации знания и поэлементного структурирования учебного материала. В рамках реализации содержания с позиции заданной цели (полноценной жизненной самореализации личности через формирование личности безопасного типа), каждый факт, любая учебная информация рассматриваются как существенные для выживания человека, нации, общества факты, а связи между ними - как необходимое условие формирования свободного цельного не-
предвзятого взгляда личности на мир, то есть мировоззрения.
Поэлементное же структурирование и формализация учебного материала позволят сделать шаг на пути трансформации знания в единую целостную познавательную конструкцию (отбор содержания, диагностика знания, маршруты), которая даст возможность реализовать в такой дидактической системе:
• во-первых - как идею проективного целеполагания (формирование по заданной модели), так и идею свободного целе-полагания (обучение по свободному маршруту);
• во-вторых - эффективно осуществлять мониторинг систем обучения любых уровней и типов;
• в-третьих - продвигать по пути самообразования личности, что поможет ей реализовать свои интересы, свою самость.
Концептуально же формализация (как аппарат стандартизации через системное построение содержания учебного материала на основе поэлементного структурирования) обусловит возникновение новых качеств дидактической системы, которые обеспечат ее эффективность и целостность (интеграционный эффект). В результате соединения двух концептуальных подходов к построению инновационной дидактической системы (новое в постановке цели, в определении и структурировании содержания) возникает новое качество дидактической системы - универсальность.
Таким образом, дидактика должна решить, как индивидуализировать обучение как вызов времени - создать возможность учащемуся, студенту индивидуально учиться в рамках конкретного предмета, а также на пути обеспечения индивидуализации обучения осуществить эффективное взаимодействие учебного и научно-исследовательского компонентов образовательного процесса.
С позиций содержания обучения - это многомаршрутные дидактические системы в рамках одного предмета, позволяющие реализовать запросы любого субъекта образования (заниженные, углубленные); с позиций технологии и методики обучения - поэлементное структурирование материала, позволяющее дать структуру предполагаемого содержания через мел-
кие, средние и крупные блоки. Педагог, в зависимости от подготовленности группы, осуществляет индивидуализированное обучение по маршрутам: от крупных блоков содержания - к мелким; от простейших единиц структуры - к сложным крупным построениям и так далее.
Данная идея нашла отражение в монографиях О.Г Грохольской “Основы теории обучения” (Иркутск, 2007), “Проблемы современной дидактики” (М., 2004), “Дидактические системы: история, проблемы, перспективы” (М., 2003). В реализации данного замысла авторским коллективом широко апробированного и дважды переизданного учебника “Общие основы педагогики” (В.В. Анисимов, О.Г. Грохольская,
Н.Д. Никандров [2006, 2007, 2009]) предпринята достаточно удачная попытка реализовать идею построения такой инновационной дидактической системы. Учебник сориентирован на тех студентов, которые в дальнейшем продолжат свое обучение в магистратуре, в аспирантуре. Как базовый учебник по педагогике он может быть полезен бакалаврам, специалистам и учите-лям-практикам.
В ходе решения проблемы индивидуализации образовательного процесса в университете, авторским коллективом учитывались ведущие тенденции и принципы развития университетского образования в целом, среди них:
• фундаментализации и гуманизации образования;
• интеграции в развитую мировую образовательную систему;
• усиления научно-исследовательской составляющей.
В результате дидактический процесс в Университете РАО в условиях обновления строится на основе обновленного содержания образовательных программ с использованием научно-исследовательских результатов профессорско-преподавательского состава, информационных и коммуникационных технологий, современных учебников, учебных и методических пособий. Большое внимание было уделено повышению профессионального уровня будущих специалистов и формированию профессорско-преподавательского состава, соответствующего требованиям современности. Фундаментальные исследования направлены на моделирование
социальных процессов и природных явлений, позволяющих максимально адаптировать выпускника вуза к запросам современного общества, на создание условий его востребованности в различных сферах профессиональной деятельности.
Литературе
1. Анисимов В.В., Грохольская О.Г. Ни-
кандров Н.Д. Общие основы педагогики: Учебник. М., 2006.
2. Берулава М.Н. Теория и практика гуманизации образования. М., 2000.
3. Грохольская О.Г. Основы теории обучения: Монография. Иркутск, 2007.
4. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (от 13 мая 2009 года). М., 2009.
КОНТЕКСТЫ ЛИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ Сергеева В.В. (Казахстан)
Образование является сферой социальной практики общества, основная функция которой - наследование и расширенное воспроизводство общей и профессиональной культуры. Расширенное воспроизводство, по мнению А.А. Вербицкого, означает, что каждый человек не только “потребляет”, но и обогащает культуру уже тем, что “возвращается” в нее как творческая личность [1 ]. Одним из источников такого обогащения являются разнообразные виды культур, носителем которых является каждый обучающийся, так как с момента рождения он погружен в разные внешние культурные контексты, находящиеся в синергетической взаимосвязи и обусловливающие становление внутреннего, кросс-культурного контекста, который, в свою очередь, влияет на формирование личной культуры субъекта.
Во многих исследованиях описаны фундаментальные закономерности познания мира субъектом, начиная с влияния разных аспектов общечеловеческой и национальной культуры на его становление и заканчивая психологическими механизмами присвоения социокультурного опыта субъектом, раскрытыми Л.С. Выготским и его последователями [2]. Под личной культурой мы понимаем обретаемые человеком в контексте разных культур непрерывно изменяющиеся, находящиеся в развитии образцы поведения и деятельности.
Человек “погружается” в культуру, усваивая разные жизненные контексты. По
определению А.А. Вербицкого, контекст -это система внутренних и внешних факторов, а также условий поведения и деятельности человека, влияющих на особенности восприятия, понимания и преобразования конкретной ситуации, определяющих смысл и значение этой ситуации, как в целом, так и входящих в него компонентов. При этом выделяются внутренний и внешний контексты [3].
Рассматривая внутренний контекст, подчеркнем, что это система уникальных для каждого человека психофизиологических и личностных особенностей и состояний, его установок, отношений, знаний и опыта. Внешний контекст включает в себя систему предметных, социальных, социокультурных и других характеристик действий и поступков [1]. Контексты взаимодействуют на всех уровнях психического отражения.
Анализ литературы дал возможность нам показать и использовать тот факт, что субъект, обладающий своим внутренним контекстом как результатом предшествующей жизнедеятельности и образовательного опыта, “погружен” в пять внешних социокультурных контекстов (слоев) одновременно, которые, с одной стороны, автономны, а с другой - в своей совокупности образуют принципиально иное, интегративное качество.
Первый контекст, обусловленный мировой образовательной средой, определяется разнообразными подходами в сфере образования. Существуют различные фи-
© Сергеева В.В., 2011