Научная статья на тему 'ДИДАКТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ В ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ'

ДИДАКТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ В ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ / САМООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / МОДЕЛЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ / ДОРОЖНАЯ КАРТА САМООБРАЗОВАНИЯ / САМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / MANAGEMENT OF SELF-EDUCATIONAL ACTIVITY / SELF-EDUCATIONAL COMPLEX / MODEL OF IMPROVING OF SELF-EDUCATIONAL ACTIVITIES / SELF-EDUCATION ROADMAP / SELF-EDUCATIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Большакова З. М., Медведев И. Ф.

Введение. Социальный запрос на самообразование в педагогической науке представлен самообразовательной парадигмой, которая нуждается в разработке дидактической системы организации самообразовательной деятельности. Существенным дополнением ранее опубликованных исследований на эту тему должно стать раскрытие операциональной структуры и механизма совершенствования самообразовательной деятельности при подготовке инженерных кадров. Материалы и методы. Для решения вышеназванной задачи в статье описаны изученные возможности реализации системы самообразования в техническом университете. В ходе исследования использованы теоретико-методологический анализ государственных образовательных стандартов специальностей железнодорожного транспорта, моделирование содержания и процесса самообразовательной деятельности с использованием платформы электронного обучения Blackboard. Результаты . Авторами представлены элементы системы самообразования в техническом университете. Формулируется стратегия развития самообразовательной деятельности с опорой на средства ее педагогического сопровождения. Обсуждение. Обсуждаются результаты верификации разработанной системы с использованием методик определения уровней самообразовательной компетенции и поэтапного исследования самообразовательной деятельности. Заключение. Делается вывод об эффективности рассмотренных педагогических средств в отношении динамики развития самообразовательной деятельности и роста уровня самообразовательной компетенции. Основные положения: - определены нормативно-правовые средства, регламентирующие самообразование студентов; - представлена организационная модель совершенствования самообразовательной деятельности в университете; - обозначены средства информационного и технического сопровождения самообразования студентов; - сформулирована стратегия развития самообразовательной деятельности студентов в техническом университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIDACTIC SYSTEM OF SELF-EDUCATION IN TECHNICAL UNIVERSITY

Introduction. The social demand for self-education in pedagogical science is represented by the self-educational paradigm, which needs to develop a didactic system of organization of self-educational activity. A significant addition to the previously published research on this topic should be the disclosure of the operational structure and mechanism of improving self-educational activities in the training of engineers. Materials and methods. To solve the above problem, the article examines the possibilities of implementing a system of self-education in a technical University. The study used theoretical and methodological analysis of state educational standards of railway transport specialties, modeling of the content and process of self-educational activities using the e-learning platform Blackboard. Results. The author presents elements of self-educational system in a technical University. The strategy of development of self-educational activity based on the means of its pedagogical support is formulated. Discussion. The results of verification of the developed system with the use of methods for determining the levels of self-educational competence and stepwise research of self-educational activity are discussed. Conclusion. The conclusion is made about the effectiveness of the considered pedagogical means in relation to the dynamics of the development of self-educational activity and the growth of the level of self-educational competence. Highlights: The normative-legal means regulating self-education of students are defined; The organizational model of improvement of self-educational activity at the University is presented; Means of information and technical support of student's self-education are designated; The strategy of development of student's self-educational activity at the technical University is formulated.

Текст научной работы на тему «ДИДАКТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ В ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ»

DOI 10.25588/CSPU.2019.76.16.002

УДК 374.1 ББК 74.4

З. М. Большакова1, И. Ф. Медведев2

1ORCID № 0000-0002-3232-4777 Профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: zmb25@mail.ru

2ORCID № 0000-0003-0748-0062 Доцент, кандидат педагогических наук, декан факультета высшего образования, Челябинский институт путей сообщения, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: Medvedev_if@mail.ru

ДИДАКТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ В ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Аннотация

Введение. Социальный запрос на самообразование в педагогической науке представлен самообразовательной парадигмой, которая нуждается в разработке дидактической системы организации самообразовательной деятельности. Существенным дополнением ранее опубликованных исследований на эту тему должно стать раскрытие операциональной структуры и механизма совершенствования самообразовательной деятельности при подготовке инженерных кадров. Материалы и методы. Для решения вышеназванной задачи

«о

в статье описаны изученные возможности реализации системы само-

50

^ образования в техническом университете. В ходе исследования ис-О пользованы теоретико-методологический анализ государственных

¡S

образовательных стандартов специальностей железнодорожного транспорта, моделирование содержания и процесса самообразовательной деятельности с использованием платформы электронного обучения Blackboard. с^ Результаты. Авторами представлены элементы системы са-

I

мообразования в техническом университете. Формулируется стратегия развития самообразовательной деятельности с опорой на средства ее педагогического сопровождения.

Обсуждение. Обсуждаются результаты верификации разработанной системы с использованием методик определения уровней самообразовательной компетенции и поэтапного исследования самообразовательной деятельности.

Заключение. Делается вывод об эффективности рассмотренных педагогических средств в отношении динамики развития самообразовательной деятельности и роста уровня самообразовательной компетенции.

Ключевые слова: управление самообразовательной деятельностью, самообразовательный комплекс, модель совершенствования, дорожная карта самообразования, самообразовательная компетенция.

Основные положения:

- определены нормативно-правовые средства, регламентиру- и

а

ющие самообразование студентов; |

ч

представлена организационная модель совершенствования С самообразовательной деятельности в университете; 1

и

- обозначены средства информационного и технического соп- с ровождения самообразования студентов;

- сформулирована стратегия развития самообразовательной | деятельности студентов в техническом университете.

нальное, так и глобальное значение:

- непрерывный рост воздействия научно-технической информации как главного ресурса последующего развития производительных сил, сочетающийся с отсутствием оптимальных способов целенаправленного избирательного и своевременного усвоения профес-

о

о о

8 о № а ж

1 Введение (Introduction)

Последние полвека развития цивилизации сопровождаются g усилением социального запроса на самостоятельную образователь-

ж

ную деятельность, что вызвано рядом причин, имеющих как регио- I

л о

о

ж

к

№ 3

о к

«о

-"О

«О

-"О

«О §

а

I

сиональных сведений, что предполагает актуализацию самообразовательной деятельности в течение всего периода активной жизни человека [1];

- совершенствование производственных технологий резко повышает роль каждого сотрудника в достижении успеха предприятия, что диктует увеличение ответственности в овладении компетенциями с помощью самообразования и важность разрабатываемых методических материалов;

- объединение поставщиков, смежников и потребителей продукции в единую технологическую цепочку требует от работников полипрофессиональных компетенций, что возможно лишь при условии постоянного автономного самообразования, повышения квалификации [2];

- высокотехнологичные и наукоемкие отрасли производства вследствие их бурного развития испытывают нехватку кадров, которая в отсутствии подготовки соответствующих специальностей в вузах и техникумах может быть преодолена в ходе самостоятельной образовательной деятельности [3];

- социальная стратификация и профессиональная самореализация имеют важнейшим основанием синхронную самостоятельную информационно-познавательную деятельность, которая обеспечивает трансформацию и интеграцию субъективных знаний и общественно-значимых компетенций.

Свидетельством тому, что в системе образования пробивает себе дорогу парадигма самообразования, ставящая в центр педагогического процесса самостоятельную образовательную деятельность

© человека, служит сокращение аудиторных часов и выделение в рабочих учебных программах разделов и тем, предусматривающих их самостоятельное изучение. Это стимулирует педагогов к разработке дидактической системы организации самообразовательной деятельности как квазипрофессиональной учебно-познавательной деятельности, направленной на профессиональное саморазвитие и профес-

С-0

сиональную самореализацию личности, которая имеет внутренние источники и в основе которой лежит механизм самоуправления. Докторские диссертации Г. Н. Серикова, В. А. Корвякова и О. Л. Карповой посвящены основам совершенствования управления самообразованием студентов, формированию и развитию самообразовательной деятельности в условиях многоуровневого высшего образования и в системе опережающего обучения на основе интегративно-разви-вающего подхода [4-6]. Вместе с тем в указанных работах не раскрыта операциональная структура самообразовательной деятельности и механизм ее совершенствования. Владение этим механизмом в полной мере означает наличие у будущего инженера самообразовательной компетенции [7]. Поэтому формирование самообразовательной компетенции должно стать приоритетной задачей базовой подготовки инженерных кадров на самых первых ступенях обучения. 2 Материалы и методы (Materials and methods) Система самообразования в техническом университете пред- и

да

полагает организационное, пропедевтическое, содержательное и к

и

ч е

ск

рального уровня отсутствуют документы, регламентирующие само- | образовательную деятельность студентов [8; 9]. с

Для восполнения регламентной базы управления самообразовательной деятельностью студентов нами разработаны положения об ее организации в техническом университете. В них прописаны такие разделы, как цель и задачи, планирование самообразовательной деятельности студентов, ее организация, материально-информационное и методическое обеспечение, способы самообразователь-

техническое обеспечение. К сожалению, в нормативной базе феде-

Кроме того, в государственные образовательные стандарты специальностей железнодорожного вуза предлагается включить самообразовательный компонент, в котором были бы прописаны объекты и операциональные звенья самообразовательной деятельности, содержание самообразовательной компетенции, знания о самообразовании и самообразовательные умения.

о

амо о

о р

3 о

в а н и

So

ной деятельности студентов, мониторинг ее самой и ее результатов. g

н

и ч е с

ко

ун и

в е р с и

Для управления самообразовательной деятельностью студентов мы используем организационно-функциональную модель, которую составляют целевой, содержательно-исполнительный и проверочно-коррекционный компоненты. Целевой компонент по отношению к управленческой системе включает социальный заказ, представленный педагогическими задачами, идеями и планами; по отношению к системе самоуправления он выражен интересами и свойствами личности, а также ее целями.

Содержательно-исполнительный компонент в управленческом аспекте представлен условиями обучения: оптимизацией обучающей среды с учетом самообразовательной направленности студентов и пропедевтикой самообразовательной деятельности. При этом педагогическая деятельность состоит в проектировании содержания и процесса самообразования на ступенях общего теоретического представления, учебной дисциплины и учебного материала. В аспекте самоуправления данный компонент обусловлен мотивацией студентов к овладению научным знанием и достаточным уровнем самообразовательной компетенции. При этом деятельность студентов постепенно заменяет педагогическую деятельность в проектировании содержания и процесса самообразовательной деятельности на эмпирическом, теоретическом и практическом этапах, тогда как функция преподавателя все больше становится корректирующей и консультативной. Обязательными элементами педагогического взаимодействия являются выбор формы управления и способа самообразовательной деятельности, технологии управления и автодидактической технологии. ^ Проверочно-коррекционный компонент организационно-функ-

^ циональной модели проявляется в педагогическом контроле и самоконтроле формирования профессиональной компетентности и, в частности, определенного уровня самообразовательной компетенции.

Информационное обеспечение развития самообразовательной деятельности студентов составляют самообразовательные комплексы £>-5 дисциплин, которые включают учебный план, рабочую программу,

теоретический материал и методические рекомендации для его изучения, задачники и методические рекомендации для самостоятельной работы.

Важным документом названного самообразовательного комплекса является дорожная карта самообразования по дисциплине. Дорожная карта включает название тем, выносимых на самостоятельное изучение, методические указания к усвоению учебного материала и оценку приобретенного уровня самообразовательной компетенции.

При организации самообразовательной деятельности студентов используется платформа электронного обучения Blackboard. В ней размещены все документы УМК для организации самообразования студентов. Она помогает обеспечивать удаленный доступ к образовательным ресурсам, осуществлять контроль самообразовательного процесса, накапливать, структурировать, управлять доступом, пополнять образовательную базу.

и

3 Результаты (Results) Ц

Рассмотренные элементы системы самообразования в техни- т ческом университете были объединены единой стратегией самоуправления, которая «предусматривает постепенное продвижение от эпизодических самообразовательных проб до устойчивой системы самообразовательной деятельности» [10, с. 161].

На первой ступени применяемой стратегии определялся уровень самообразовательной компетенции студентов в компонентах ра опыта самообразовательной деятельности и направленности на ее

На второй ступени общая ориентировка в материале сопровождалась выявлением самообразовательных средств, которыми располагают студенты; совместно с педагогом формулировались ближайшие и перспективные задачи самообразования в профессиональной области; составлялись планы самостоятельного изучения отдельных тем учебного курса с опорой на содержание рабочих программ и с учетом индивидуальных возможностей каждого студента; проходило

3 о

в а н

осуществление. |

ун и

в е р с и

ознакомление с методическими рекомендациями по выполнению намеченных планов.

На третьей ступени осваивалась методика реализации самообразовательных средств, уточнялись последовательность, способы и временной лаг их применения при освоении отдельных дидактических единиц. Сопровождающая педагогическая деятельность сводилась к использованию элементов алгоритмической, проблемной и опережающей технологий в обеспечении фундаментализации и профессионализации самообразовательной деятельности студентов. Важно, чтобы предлагаемый материал отличался новизной и разнообразием, а планы дальнейшей работы корректировались после анализа возникших затруднений и предложений самих студентов.

На четвертой ступени овладения самообразовательным материалом деятельность студентов приобретала квазипрофессиональный характер за счет специально разработанных практикоориенти-рованных задач, апробированных на междисциплинарных и тематических семинарах; широко применялись автодидактические технологии и оценивалась их эффективность в той или иной производственной ситуации, что обеспечивало персонализацию приобретенных знаний.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Предлагаемая система самообразования была апробирована на базе Челябинского института путей сообщения Уральского государственного университета путей сообщения при подготовке студентов очной и заочной форм обучения по специальностям «Эксплуатация железных дорог», «Системы обеспечения движения ^ поездов», «Подвижной состав железных дорог», «Строительство О железных дорог, мостов и транспортных тоннелей».

4 Обсуждение (Discussion)

Положительный эффект педагогических мероприятий был выявлен с помощью методик верификации эффективности управления самообразованием студентов в техническом вузе, критериями и пока-с^ зателями оценки которой стали сформированная самообразовательная

компетенция студентов, формы познавательной деятельности, уровни знания и методы познания. С этой целью были использованы специально подготовленные тесты, уточняющие вопросы и задания. Проверялись знания учебной, научно-методической и научно-исследовательской направленности, а также наличие организационных, информационно-поисковых, познавательных, контролирующих и коммуникативных умений.

Разработана методика определения уровней самообразовательной компетенции, позволившая выявить корреляционную связь ее компонентов: обученности и обучаемости самообразованию, опыта самообразовательной деятельности и направленности на самообразование.

Уровню воспроизведения знаний соответствует самообразовательная деятельность, осуществляемая только при условии педагогического сопровождения. Регистрируется фрагментарность и фактоло-гичность приобретенных сведений при отсутствии устойчивого инте- а реса к самостоятельной образовательной деятельности с ориентацией 3 только на предлагаемый учебный материал в рабочих программах.

Уровню применения знаний соответствует самообразовательная деятельность, реализуемая без непосредственного руководства со стороны преподавателя. Готовность самостоятельно приобретать профессиональные знания и умения не обеспечена систематичностью самообразовательной деятельности и ее навыками, что в конеч- а ном итоге ведет к недостаточной глубине и прочности усвоения учебного материала.

Уровню преобразования знаний соответствует самообразовательная деятельность, характеризуемая критичностью оценок, функ-

ных и общепрофессиональных компетенций. Заинтересованность в профессиональном самосовершенствовании проявляется в поиске решений познавательных задач, опирающихся на методологические, общенаучные и специальные знания.

8

ж

Л

циональностью и систематичностью с использованием универсаль- |

ж

№ 3

№ 8

Уровню создания нового знания соответствует самообразовательная деятельность, имеющая отчетливо выраженный методологический характер. Нацеленность на профессиональное самосовершенствование, получение вспомогательной научно-технической информации подкреплена сформированными основными качествами мышления и приобретенным опытом самообразования. В результате самообразовательная деятельность становится интегральной составляющей профессиональной деятельности молодого специалиста — выпускника технического университета.

Значительное опережение студентами экспериментальных групп их сокурсников по уровню самообразовательной компетенции регистрируется уже в первый год обучения. Учет корреляционной связи компонентов самообразовательной компетенции и взаимообусловленность эмпирического, теоретического и практического этапов самообразовательной деятельности в экспериментальной методике позволили повысить уровень самообразовательной компетенции студентов примерно на 25 %.

В дополнение к определению уровней самообразовательной компетенции использовалась методика поэтапного исследования самообразовательной деятельности с целью уточнения слабых звеньев и корректировки ее механизма. Исследовались, прежде всего, три основных этапа овладения учебным материалом. Первый этап определяет переход от конкретно-чувственного восприятия предмета или явления с помощью первой сигнальной системы к абстрактно-рациональному его осмыслению в виде понятийных терминов и величин. Второй этап представляет переход от абстрактно-рационального к

© конкретно-рациональному способу освоения окружающей действиях

тельности с помощью второй сигнальной системы, когда устанавливается функциональная связь выделенного понятия с имеющимся у студента понятийным аппаратом в форме логических и математических закономерностей. Третий этап подразумевает переход от конк-оо ретно-рационального к конкретно-чувственному исследованию объ-

I

екта самообразовательной деятельности, что предполагает активизацию обеих сигнальных систем. Возвращение к, казалось бы, начальному состоянию знания формальное. Если на начальном этапе речь идет о созерцательном восприятии изучаемого объекта, то на последнем этапе происходит его практическое освоение и использование в производственной сфере.

Как оказалось, отставание в овладении теорией ведет к затруднениям в практическом применении полученных знаний и в конечном итоге к сужению области диверсификации образовательных компетенций в профессиональной сфере, что было устранено специальным подбором познавательных проблем и задач, сориентированных в первую очередь на второй этап познания.

Преимущества дидактической системы самообразования были выявлены при исследовании операционального состава деятельности студентов контрольных и экспериментальных учебных групп. В самообразовательной деятельности последних наблюдается взаимоза- S

а

висимость анализа и синтеза, дедукции и индукции при решении поз- §

навательных задач творческого характера. §

§

5 Заключение (Conclusion) |

Предлагаемая система самообразования в техническом универ- к ситете способствует динамичному развитию самообразовательной деятельности студентов. За два года обучения у студентов экспериментальных групп сформирован преимущественно третий и четвертый уровни самообразовательной компетенции, тогда как студенты контрольных групп в подавляющей массе обладали ею на первом и втором уровнях. Эффективность рассмотренных педагогических

тами методов познания на основных этапах овладения учебным материалом в ходе самостоятельной образовательной деятельности.

6 Благодарности (Acknowledgments)

Статья выполнена в рамках научного проекта «Теоретические основы разработки методов и способов реализации образовательных программ в условиях внедрения образовательных стандартов и опе-

о §

о

о р

8 о № а ж S

So

средств подтверждается положительной динамикой освоения сту ден- g

ж

S

Л

§

к

о

S

№ §

к S

режающеи подготовки педагогических кадров для модернизации непрерывного образования (дошкольного, общего, профессионального и дополнительного)» Комплексной программы и плана научно-иссле-довательскоИ, проектной и научно-организационной деятельности Научного Центра Российской Академии Образования на базе ЮжноУральского государственного гуманитарно-педагогического университета на 2018-2020 годы. Авторы выражают признательность коллегам за помощь.

Библиографический список

1. Можаева Г. В., Краснова Г. А., Полушкина Е. А. Развитие непрерывного профессионального образования за рубежом. Томск : Издательский дом Томского гос. ун-та, 2017. - 238 с.

2. Самоделкин Е. Ю. Противоречия профессиональной мобильности // Профессиональное образование. Столица. 2015. № 5. С. 37-38.

3. Гуремина Н. В., Дроздов И. Н. Условия и методы формирования профессиональной успешности выпускников высших учебных заведений // European Social Science Journal. 2014. № 1. Т. 1. С. 103-109.

4. Сериков Г. Н. Педагогические основы совершенствования управления самообразованием студентов : дис. ... д-ра пед. наук. Челябинск, 1988. - 360 с.

5. Корвяков В. А. Научно-практические основы формирования самообразовательной деятельности студента в условиях многоуровневого высшего образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Оренбург, 2008. - 43 с.

6. Карпова О. Л. Педагогическая концепция содействия развитию самообразовательной деятельности студентов вуза : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Челябинск, 2009. - 43 с.

7. Cuenca L., Gordo M-L, Alemany M.M.E., Fernández-Diego M., Ruiz L. & Bas A.O. Measuring Competencies in Higher Education. The Case of Innovation Competence. Sustainable Learning in Higher Education. Switzerland, Springler International Publishing, 2015. P. 131-142.

8. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ : принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21 дек. 2012 г. : одобрен Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 26 дек. 2012 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

9. Ткаченко Е. В. Методология педагогики и нормативно-правовое регулирование в сфере образования // Педагогический журнал Башкортостана. 2014.

£ № 4. С. 15-19.

10. Медведев И. Ф. Стратегия управления самообразованием в высшей ^ школе // Вестник ЧГПУ. 2013. № 10. С. 159-165.

Z. M. Bol'shakova1, I. F. Medvedev2

о 1ORCID No. 0000-0002-3232-4777

-s: Professor, Doctor of Pedagogic Sciences, Professor of the Department of Pedagogy

сц

and Psychology, South-Ural State Humanities-Pedagogical University, ^ Chelyabinsk, Russia.

N E-mail: zmb25@mail.ru

2ORCID No. 0000-0003-0748-0062 Associate Professor, Candidate of Sciences (Education), dean of the faculty of higher education, Chelyabinsk Institute of communications, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: medvedev_if@mail.ru

DIDACTIC SYSTEM OF SELF-EDUCATION IN TECHNICAL UNIVERSITY

Abstract

Introduction. The social demand for self-education in pedagogical science is represented by the self-educational paradigm, which needs to develop a didactic system of organization of self-educational activity. A significant addition to the previously published research on this topic should be the disclosure of the operational structure and mechanism of improving self-educational activities in the training of engineers.

Materials and methods. To solve the above problem, the article examines the possibilities of implementing a system of self-education in a technical University. The study used theoretical and methodological analysis of state educational standards of railway transport specialties, modeling of the content and process of self-educational activities using the e-learning platform Blackboard.

Results. The author presents elements of self-educational system in a technical University. The strategy of development of self-educational activity based on the means of its pedagogical support is formulated.

Discussion. The results of verification of the developed system with the use of methods for determining the levels of self-educational competence and stepwise research of self-educational activity are dis- — cussed. U

a

Conclusion. The conclusion is made about the effectiveness of -the considered pedagogical means in relation to the dynamics of the development of self-educational activity and the growth of the level of self-educational competence.

Keywords: management of self-educational activity, self-educational complex, model of improving of self-educational activities, self-education roadmap, self-educational competence. 4'

0 o

4

f e

Highlights:

The normative-legal means regulating self-education of students are defined;

The organizational model of improvement of self-educational activity at the University is presented;

Means of information and technical support of student's self-education are designated;

The strategy of development of student's self-educational activity at the technical University is formulated.

References

1. Mozhaeva G.V., Krasnova G.A., Polushkina E.A. (2017) Razvitie nepre-ryvnogo professional'nogo obrazovanija za rubezhom [Development of continuing professional education abroad]. Tomsk, Izdatel'skiy dom Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 238 p. (In Russian).

2. Samodelkin E.Yu. (2015) Protivorechija professional'noy mobil'nosti [Contradictions of professional mobility]. Professional'noe obrazovanie. Stolitsa. 5. 37-38. (In Russian).

3. Guremina N.M. (2014) Uslovija i metody formirovanija professional'noy uspeshnosti vypusknikov vysshih uchebnyh zavedenij [Conditions and methods of formation of professional success among graduates of higher educational institutions]. European Social Science Journal. 1, 1, 103-109. (In Russian).

4. Serikov G.N. (1988) Pedagogicheskije osnovy sovershenstvovanija uprav-lenija samoobrazovanija studentov (Dissertatsiya na soiskaniye uchenoy stepeni doktora pedagogicheskikh nauk) [Pedagogical bases of management improvement of student's self-education (A dissertation for the degree of Doctor of Pedagogical Sciences)]. 360 p. (In Russian).

5. Korvjakov V.A. (2008) Nauchno-prakticheskie osnovy formirovanija sa-moobrazovateVnoy dejatelnosti studenta v uslovijah mnogourovnevogo vysshego obrazovaniya (Avtoreferat dissertatsii na so-iskaniye uchenoy stepeni doktora pedagogicheskikh nauk) [Scientific and practical bases of formation of student's self-educational activity in the conditions of multilevel higher education (An abstract of a dissertation for the degree of Doctor of Pedagogical Sciences)]. Orenburg. 43 p. (In Russian).

a 6. Karpova O.L. (2009) Pedagogicheskaja koncepciya sodejstvija samoobra-

K

zovatefnoy dejatelnosti studentov vuza (Avtoreferat dissertatsii na so-iskaniye

ah

uchenoy stepeni doktora pedagogicheskikh nauk) [Pedagogical concept of promoting the development of self-educational activities of University students (An abstract of a dissertation for the degree of Doctor of Pedagogical Sciences)]. Chelyabinsk. 43 p. (In N Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Cuenca L., Gordo M-L, Alemany M.M.E., Fernandez-Diego M., Ruiz L. & Bas A.O. Measuring Competencies in Higher Education. The Case of Innovation Competence. Sustainable Learning in Higher Education. Switzerland, Springler International Publishing, 2015. P. 131-142.

8. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii (Federal'nyy zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ) [On education in the Russian Federation (Federal Law of December 29, 2012 No. 273-®3)]. Prinyat Gosudarstvennoy Dumoy Federal'nogo Sobraniya Rossiyskoy Federatsii 21 dekabrya 2012 g. [Adopted by the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation on December 21, 2012]. Odobren Sovetom Federatsii Federal'nogo Sobraniya Rossiyskoy Federatsii 26 dekabrya 2012 g. [Approved by the Council of the Federation of the Federal Assembly of the Russian Federation on December 26, 2012.]. Spravochno-pravovaya sistema "Konsul'tantPlyus". (In Russian).

9. Tkachenko E.V. (2014) Metodologija pedagogiki i normativno-pravovoje regulirovanije v sfere obrazovanija [Methodology of pedagogy and normative-legal regulation in the field of education]. PedagogicheskiyzhurnalBashkortostana. 4, 1519. (In Russian).

10. Medvedev I.F. (2013) Strategija upravlenija samoobrazovaniem v vysshej shkole [Management strategy of self-education in higher education]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 10, 159-165. (In Russian).

ac c

y

f

Sel lf-

duc c

a

i o

n

e c

h

ni c

a

i

v

e

rsi ty

v e d e ved

e

Me

.F

a" v

vkoa

h 's

lo B M.

Z.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.