ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИНУКИ
ДИДАКТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА В ОБЛАСТИ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ
И. М. Агибова, З. М. Альбекова
DIDACTIC SYSTEM OF DEVELOPING PROFESSIONAL COMPETENCE OF SPECIALIST IN COMPUTER SCIENCE
Agibova I. M., Albekova Z. M.
The article describes a module-information educational model and didactic system of training a specialist-technician, which effectively mutually develop the professional competence of students trained for Qualification 230105 - Software of Computers and Automated Systems in Conditions of Secondary Professional Education.
В статье описана модульно-информа-ционная модель обучения и дидактическая система подготовки специалиста - техника, которые совместно эффективно формируют профессиональную компетентность у студентов специальности 230105 - Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем в условиях среднего профессионального образования.
Нлючевые слова: профессиональная компетентность, модульно-информационная технология обучения, дидактическая система, сетевое компьютерное тестирование, среднее профессиональное образование.
УДК 377.026:519.6
Правительственной программой модернизации российского образования до 2010 г. провозглашен личностно-ориенти-рованный подход к образованию, который приводит к необходимости пересмотра существующих или создания новых индивидуальных методических систем обучения. Реформа в среднем профессиональном образовании предлагает при подготовке специалистов в качестве приоритетного подхода -компетентностный, который также должен быть учтен при формировании индивидуальных методических систем.
Компетентностный подход предполагает не усвоение обучаемым отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим по иному определяется система методов обучения. В основе отбора и конструирования методов обучения лежит структура соответствующих компетенций и функций, которые они выполняют в образовании. Заметим еще, что данный подход обновления содержания образования направлен на развитие компетентностей учащихся на основе принципов фундаментальности, универсальности, интегративно-сти, вариативности, практической направленности.
В процессе разработки компетентно-стного подхода исследователи уточняют основные понятия: «компетенция», «компетентность».
Английский психолог Дж. Равен определяет компетентность, как специфическую способность эффективного выполнения конкретных действий в предметной области,
включая узкопредметные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, понимание ответственности за свои действия. Он выделяет высшие компетентности, которые предполагают наличие у человека высокого уровня инициативы, способности организовывать людей для выполнения поставленных целей, готовности оценивать и анализировать социальные последствия своих действий (1).
Зимняя И. А. трактует компетентность как основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека. В противопоставление, компетенция рассматривается как не пришедший в «употребление» резерв «скрытого», «потенциального» (2).
Хуторской А. В. рассматривает понятие компетенции как совокупность качеств, которые требуются для функционирования в конкретной области деятельности. Компетентность - уже состоявшееся личностное качество (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере, т. е. владение учеником соответствующей компетенцией (3).
Основной целью профессионального образования является подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
Отметим, что, на наш взгляд, под профессиональной компетентностью будущего специалиста в области вычислительной техники следует понимать интегративное лич-ностно-деятельностное свойство специалиста, которое представляет собой сбалансированное сочетание знаний, умений и сформированной профессиональной позиции, обеспечивающее выполнение им собственных профессиональных обязанностей. Оно достигается через содержание образования, которое включает в себя не только перечень учебных предметов, но и профессиональные
навыки и умения, которые формируются в процессе овладения предметом.
Выделим основные характеристики профессиональной компетентности специалиста в области вычислительной техники, формируемые на занятиях по дисциплине «Базы данных»:
- инновационность (готовность исследовать, ставить и решать принципиально новые проблемы и задачи программирования среды для работы с базами данных, в том числе и их проектирования);
- бизнес-эффективность (готовность к успешной управленческой и экономической деятельности, а также анализу материальных потоков в среде программного обеспечения вычислительной техники и автоматизированных систем);
- мобильность (готовность обновлять имеющийся опыт и знания, адаптироваться к изменяющимся условиям информационного мира, осваивать новый быстро перерождающийся опыт в деятельности разработчиков программных продуктов и различных систем управления базами данных);
- информационность (готовность к решению задач информатизации - автоматизированному хранению, обработке и поиску информации, ее анализу);
- перспективность (готовность к продолжению образования, самосовершенствованию, профессиональному и личностному росту, ориентация на успешность).
Проблема подготовки специалистов, владеющих методикой применения современных методов поиска, обработки и систематизации знаний для повышения квалификации на протяжении всей своей жизни приобретает все большую актуальность. Одним из вариантов решения сложившейся проблемы является использование смешанного (комбинированного) обучения. Концепция комбинированного обучения предполагает, что в современных условиях обучающийся должен оптимально и в различных сочетаниях использовать все возможности, предоставляемые как классическим обучением, так и с применением информационных технологий. При этом создаются условия для решения основной проблемы традиционного
обучения, заключающейся в ограниченности возможностей для реализации и развития потенциальных способностей каждого обучаемого.
Смешанная модель обучения - это модель использования распределенных информационно-образовательных ресурсов в очном обучении с применением модульного, сетевого, рейтингового обучения. Одним из вариантов реализации подобной модели является, созданная группой специалистов во главе с заместителем директора Михаилом Константиновичем Терехиным, внедренную
и активно применяемую в Государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования «Ставропольский колледж связи имени Героя Советского Союза В. А. Петрова» модульно-информа-ционную технологию обучения студентов. Проведем анализ данной технологии обучения применительно к дисциплине Базы данных, читаемой на третьем курсе первого семестра специальности 230105 - Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем (см. рис. 1).
Модульно-информационная модель обучения
Источники информации
Учебные пособия
Участники образовательного процесса
Моделирующее программное обеспечение
Базы данных предметной области
С прав очно-информационные системы
)-
Информационные серверы
stud.see, prep.see и др.
модули!
по \
'ДИСЦИПЛИНАМ1
Студент
Преподаватель
I
Сетевые лабораторные практикумы по дисциплинам Автоматизированные системы контроля знаний
Рис. 1. Схема модульно-информационной модели обучения для дисциплины «Базы данных».
Разработка дидактической системы формирования профессиональной компетентности будущего специалиста-техника в образовательном пространстве СПО осуще-
ствлялась нами с учетом всех факторов и важнейших задач, стоящих перед ссузом по подготовке специалиста - выпускника, как
техника, имеющего соответствующие профессиональные знания, умения и навыки.
Под дидактической системой при формировании профессиональной компетентности, согласно определению данному профессором В.П. Беспалько, мы представляем совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами (4).
Заметим, что свою образовательную деятельность любой ссуз осуществляет на основе системы планирования и организации учебного процесса, ориентированного на реализацию модели специалиста и конечный результат профессиональной подготовки.
Выделим два основных направления развития качественных характеристик модели процесса формирования профессиональной компетентности специалиста - техника:
1 - развитие интеллектуальных способностей:
• Иметь развитые познавательные мотивы в любой предметной области, так как проектирование базы данных возможно в любой информационной среде.
• Владеть навыками научно-исследовательской работы.
• Знать принципы сбора и анализа, сравнения и обобщения предлагаемой информации.
• Уметь прогнозировать различные явления, вытекающие как следствие в процессе работы в этой предметной области и т. д.
2 - развитие профессиональных знаний и умений:
• Овладеть полным объемом профессиональных знаний, включающих не только квалификационные умения по дисциплине «Базы данных», но и познания по смежным дисциплинам - «Компьютерные сети», «Программное обеспечение компьютерных сетей», «Математическое моделирование» и др.
• Выработать способность самостоятельно ставить и решать разнообразные задачи профессионального характера.
• Уметь выдвигать альтернативные решения и вырабатывать критерии для отбора наиболее эффективных способов решения.
• Выработать способность к самостоятельной деятельности в профессиональной сфере и т. д.
На основе модели будущего специалиста, а также модульно-информационной технологии обучения, нами была спроектирована дидактическая система успешной подготовки квалифицированного техника (см. рис. 2), основанная на требованиях государственного стандарта и учитывающая систему подготовки специалиста, описанную в исследовании Бочарова В. М. (5).
Отметим, что все описанные системы и модели, а также технология обучения направлены на создание комфортной информационно-образовательной среды для студентов и преподавателей. Под комфортной информационно-образовательной средой мы понимаем создание в учебном заведении таких условий и методики, при которых успешно происходит профессиональное становление и социальная адаптация личности, способной к самопознанию, самоконтролю и самореализации. В свою очередь, это способствует более совершенному формированию профессиональной компетентности, и помогает выпускникам легче реализовать себя в изменяющихся обстоятельствах, проявляя предприимчивость, оригинальность мышления, гибкость реагирования и способность принимать нестандартные решения.
Поставленная задача является весьма сложной и противоречивой. Заметим, что ее необходимо решать усилиями всех участников процесса обучения, направленного на развитие личностной психологической зрелости, умения проектировать собственную деятельность, оценивать свои профессиональные возможности, выявлять имеющиеся профессиональные способности и резервы, прогнозировать профессиональное будущее, соотносить стороны своей компетентности с меняющимися требованиями общества (5).
Рис. 2. Дидактическая система подготовки специалиста - техника.
Рассмотрим более подробно, реализованную и успешно применяемую модульно-информационную модель обучения в ГОУ СПО «Ставропольский колледж связи имени Героя Советского Союза В. А. Петрова» для дисциплины Базы данных и дидактическую систему подготовки специалиста - техника, которые создают наиболее выгодные и оптимально успешные условия для формирования профессиональной компетентности будущих специалистов.
Система модульно-информационного обучения студентов построена на органич-
ном сочетании традиционной, модульной, рейтинговой, информационной и сетевой моделей. Основными элементами данной модели будут участники образовательного процесса (студенты и преподаватели) и источники информации. Первые остаются неизменными в любой технологии обучения. Ко вторым в предлагаемой модульно-информационной модели обучения для дисциплины «Базы данных» отнесем:
1) электронные учебные пособия. В качестве образовательного модуля могут выступать как учебная дисциплина в целом,
так и отдельные блоки предмета, если они отвечают требованию завершенности (целостности) - модуль должен содержать законченный цикл деятельности обучающегося по освоению тематически завершенного отрезка учебного материала и развития заданного уровня компетентности. Повторяющийся от модуля к модулю цикл деятельности обучающихся закреплен в определенном наборе организационных форм совместной деятельности студента и преподавателя. Комплекс организационных форм обучения по модулям выстраивается на сочетаниях групповых и индивидуальных, реальных и виртуальных форм: лекции, самостоятельная работа с учебным теоретическим материалом, практические работы, профессиональные лабораторные работы, олимпиады, контрольная работа, работа в группах взаимопомощи, индивидуальные консультации (очные и дистанционные), самостоятельная работа над проектами, групповая работа над проектами, учебно-производственная практика по дисциплине, экзамены. Учебно-методический комплекс по дисциплине Базы данных представляет собой интегрированную и взаимодополняющую систему учебно-методических материалов, достаточных для обучения студентов специальности 230105 - Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем в соответствии с требованиями ГОСТ СПО;
2) моделирующее программное обеспечение. При формировании профессиональной компетентности студента на занятиях по дисциплине «Базы данных» необходимо не только знание и понимание теоретических основ построения логической структуры и проектирования баз данных, но и организация ее физической модели, а именно создание таблиц, ввод данных в них, создание основных объектов для упрощения работы и интерфейса пользователя с приложением базы данных. Для получения таких навыков и опыта при описании теоретического материала и заданий практических работ в учебно-методическом комплексе, а также при непосредственном выполнении практических работ, профессиональных лаборатор-
ных работ, олимпиад, контрольных работ используются соответствующие системы управления базами данных, в частности, MS Access 2003, MS Visual FoxPro;
3) базы данных предметной области. При проведении определенной практической или профессиональной лабораторной работы, самостоятельного практического задания студентам предоставляется готовая база данных, содержащая информацию из какой-либо определенной предметной области нашей жизни, что позволяет более эффективно и продуктивно проводить занятия. Например, при изучении темы «Объект - запрос в MS Access 2003» и выполнении практической работы 3 «Отбор и сортировка записей с помощью запросов», а также выполнении самостоятельной работы 6 «Запросы в MS Access 2003» студентам предлагаются уже готовые базы данных firma.mdb, lek.mdb, sport_sekciya.mdb, cvetmagazin. mdb;
4) справочно-информационные системы. К таковым отнесем электронные пособия по изучаемым СУБД, электронный глоссарий по дисциплине и пр.
Заметим, что в нашей модели все эти элементы расположены на информационных серверах образовательного учреждения prep.scc и stud.scc, доступ к которым открыт для участников образовательного процесса внутри локальной сети колледжа. Добавим, что в модульно-информационной модели обучения к основным средствам контроля знаний и анализа сформированных профессиональных компетентностей будущих специалистов-техников являются сетевое компьютерное тестирование и сетевые лабораторные практикумы по дисциплинам. Кратко опишем используемые элементы контроля в нашей модели обучения.
Сетевое компьютерное тестирование. В конце каждого лекционного занятия проводится автоматизированное тестирование всех обучающихся. Все студенты ГОУ СПО «Ставропольский колледж связи им. В. А. Петрова» имеют свои сетевые имена. Например, студент специальности «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем», обу-
чающийся в группе ПОВ 42 четвертого курса Алферов Андрей имеет сетевое имя «01pov42» - это условный идентификатор студента, складывающийся из порядкового номера (2 цифровых знакоместа), и условного обозначения группы.
Все студенты группы проходят тестирование одновременно. Тестовая система выдает случайную последовательность из заданного количества вопросов из возможного тестового задания, хранящегося на сервере по указанному предмету для конкретной специальности, что исключает совместное и взаимоподсказывающее проведение тестирования. Заметим, что время на обдумывание каждого ответа редактируется при формировании тестов преподавателем заранее. Чаще всего преподаватели используют следующую градацию выставления оценок: от 60% до 79% правильных ответов дает оценку «удовлетворительно», от 80% до 94% - «хорошо», от 95% до 100% - «отлично». При получении за правильные ответы менее 60% студент получает оценку «неудовлетворительно», при получении 0% - в журнал помещается «1». При отсутствии студента на занятии в рейтинге и электронном журнале выставляется «0».
После прохождения всех вопросов теста система высчитывает средний процент за ответы студента и по шаблону градации оценок, прописанному преподавателем в шапке тестового задания, выставляет соответствующую оценку в ведомость за занятие и электронный журнал группы. Из электронного журнала информацию об оценках можно анализировать разными способами (реализуется с помощью скриптов языка Perl), например, рейтинг группы по убыванию баллов, или десятка лучших по дисциплине, или информация об оценках по одному студенту по всем дисциплинам (см. рис. 3).
Оценка за тестирование автоматически просчитывается по описанным выше
критериям и выставляется тестовой системой в ведомость за занятие, электронный журнал группы по данной дисциплине за изученный лекционный материал с определенными кодами, которые в шапке тестового задания описывает преподаватель.
Оценки за практическую работу выставляются самим преподавателем в ведомость и в тестовую систему вручную.
Эта информация хранится в тестовой системе в каталоге преподавателя и вызывается из модульного сетевого учебно-методического комплекса по дисциплине «Базы данных» с сервера скриптами perl, и постоянно доступна в режиме чтения каждому студенту и преподавателю, аналогично хранится информация и ведомости по другим дисциплинам.
Учебно-производственная практика «Базы данных - Пакеты прикладных программ» (УПП «БД - ППП»). Сетевые лабораторные практикумы по дисциплинам представляются как УПП, в частности после изучения дисциплин «Базы данных» и «Пакеты прикладных программ» на третьем курсе во втором семестре студенты специальности 230105 - Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем, проходят учебно-производственную практику, рассчитанную на 108 часов аудиторных занятий. В течение 3 недель студенты создают web-сайт (дисциплина ППП), проектируют логическую модель базы данных определенной предметной области по варианту (например, отдел кадров молочного комбината, учебное заведение, автовокзал и др.) и строят непосредственно физическую модель базы данных, т. е. создают таблицы, запросы, отчеты, формы, макросы, интерфейс для пользователя, а также описание разработанного приложения.
Топ 10 лучших Студентов по группам ПОВ-9-35/3 ПОВ-9-Зб/З ПОВ-39/3
Студент
Средний балл
Кузнецова Виктории Вадимовна
Группа: ПОВ-9-Зб/З
482
Коныгнн Ащфен Николаевич
Группа: ПОВ-9-Зб/З
4 39
щ. * Якныенко Светлана Вячеславовна
Группа: ПОВ-9-35/3
4.50
Чесноков Ан^фен Олегович
Группа: ПОВ-9-Зб/З
4.41
Рис. 3. Рейтинг 10 лучших студентов по дисциплине Базы данных.
Анализ результатов реализации мо-дульно-информационной модели обучения для дисциплины Базы данных и дидактической системы подготовки специалиста -техника в ГОУ СПО «Ставропольский колледж связи им. Героя Советского Союза В. А. Петрова» позволяет сделать заключение об их эффективности в:
1) активизации познавательной деятельности студента на основе личностно ориентированного подхода к обучению;
2) инициировании самоорганизации обучающихся, их способности самостоятельно планировать, выполнять и контролировать свою работу, что составляет, на наш
взгляд, основу профессиональной самостоятельности будущего специалиста-техника;
3) создании основ формирования профессиональной компетентности и профессиональной мобильности для студентов специальности 230105 - Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем, построения индивидуальных траекторий для студентов в зависимости от их способностей, ранее полученных знаний и умений, познавательных интересов и мотивации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. - М, 2002.
2. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5.
3. Хуторской А. В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения - СПб.: Питер, 2004. - 541 с.
4. Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). - М.: Изд. Воронежского университета, 2002. - 224 с.
5. Бочаров В. М. Система формирования социальной компетентности специалиста органов внутренних дел в процессе профессио-
нальной подготовки: Дис... д-ра пед. наук. -Ставрополь, 2005.
Об авторах
Агибова Ирина Марковна, Ставропольский государственный университет, декан Физико-математического факультета, доктор педагогических наук, доцент. Сфера научных интересов -подготовка высококомпетентных специалистов профиля в условиях классического университета. ац1Ьоуа@уапёс\. гц
Альбекова Замира Мухамедалиевна, Ставропольский колледж связи им. В. А. Петрова, преподаватель. Сфера научных интересов - подготовка высококомпетентных специалистов в области вычислительной техники в условиях среднего профессионального образования. /ат. 81ау8сс@та11. гц