Научная статья на тему 'Формирование базы данных многоуровневых профессионально ориентированных задач как средства развития компетенций студентов IT-направления'

Формирование базы данных многоуровневых профессионально ориентированных задач как средства развития компетенций студентов IT-направления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
241
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МНОГОУРОВНЕВЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАЧИ / COMPETENCE / PROFESSIONAL COMPETENCE / MULTILEVEL PROFESSIONALLY ORIENTED TASKS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шалкина Т. Н., Николаева Д. Р.

В статье описывается формирование базы данных многоуровневых профессионально ориентированных задач как средства развития общекультурных и профессиональных компетенций студентов на примере направления 230100 Информатика и вычислительная техника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATING A DATABASE OF MULTILEVEL PROFESSIONALLY ORIENTED TASKS AS A MEANS OF DEVELOPMENT OF COMPETENCES OF STUDENTS IT-DIRECTIONS

The article describes the development of a database of multilevel professionally-oriented tasks as a means of development common cultural and professional competences of students (in the direction 230100 Computer Science and Engineering).

Текст научной работы на тему «Формирование базы данных многоуровневых профессионально ориентированных задач как средства развития компетенций студентов IT-направления»

ют ощущение ясности, четкости, уверенности, силы, твердости, а слабые производят мягкое и неопределенное впечатление. При этом светло-тонные контрасты визуально сглаживают границы. Они вялы и невыразительны. В области восприятия рекламы, необходимо согласится с автором учебника «Психология рекламы» А.С. Карминым, разрешившим цветовую зависимость: «Выбор цветов, обеспечивающих максимальный контраст, с границей перехода, осуществляется из шести цветов: красного, желтого, резкой зеленого, синего, белого и черного, с учетом их особенностей, таких как: на уровне физиологического восприятия цвета человеком. Например, на многих дорогах мира можно увидеть трейлеры красного цвета, на бортах которых написано «Кока-Кола». Красный цвет на трейлере точно повторяет цвет этикетки «Кока-Кола», то же относится и к цвету букв. К наружной рекламе относятся и другие виды наружной рекламы: разнообразные шары, аэростаты, витрины магазинов, красочно оформленные, в соответствии всех правил колористики наружной рекламы. Относительно создания баннерной рекламы, остается только подчеркнуть о том, что для неё предпочтительны желтый, оранжевый, голубой, но не красный, черный, коричневый цвета» [7, с. 117].

Создание рекламы никогда не превратиться в точную науку наподобие математики. Формы воздействия рекламы на по-

Библиографический список

требителя многообразны, это невероятно гибкое и сложное явление - по сути, как и сама человеческая натура. Человеческий фактор играет слишком большую роль в механизмах создания рекламы, поэтому ее трудно свести к точным теориям и формулам.

Это совсем не означает, что реклама несопоставима с наукой. Например, у психологии, есть свои законы и общие правила. Их можно и нужно понимать, придерживаться, потому что, любая, разная научная позиция рекламы занимает близкую к психологии. Она обустраивается относительно восприятия цветовой гаммы и ее воздействия на человека. Многие ученые видят и относят рекламу к искусству. Сегодня очень мало тех, кто с этим утверждением не согласен, что весьма необходимо, актуально и важно в современном обустройстве мира. При этом хочется подчеркнуть то, что, сам фактор современной рекламы выводится на новые правила и закономерности, в системе которых необходимо быстро научиться просчитывать рекламную эффективность, для формирования непреложных истин в позиционировании, дабы не совершать ошибок гениев и самим ковать успех в продвижении идей, товаров, имиджа, услуг.

Таким образом, эмоции людей при восприятии рекламы неоднозначны, как и сам процесс изучения эмоций потребителей.

1. Философский словарь / под общ. ред. В.А. Малинина. - М., 2003.

2. Дюпон, Люк. Реклама. 1001 совет. - Минск, 2008.

3. Цойгнер, Г. Учение о цвете. - М., 1971.

4. Джулер, А. Дж. Креативные стратегии в рекламе / А. Дж. Джулер, Б.Л. Дрюниани. - СПб., 2002.

5. Психология и психоанализ рекламы / ред.-сост. Д.Я. Райгородский. - Самара, 2007.

6. Демидов, В.Е. Сущность рекламы и психология ее восприятия. - М.,1984.

7. Кармин, А.С. Психология рекламы. - СПб., 2004.

8. Гуревич, П.С. Приключение имиджа. - М., 1991.

9. Деян, А. Реклама. - М., 1993.

10. Люшер, М. Цвет вашего характера. - М., 2002.

11. Мегенетти, А. Система и личность. - М., 1996.

Bibliography

1. Filosofskiyj slovarj / pod obth. red. V.A. Malinina. - M., 2003.

2. Dyupon, Lyuk. Reklama. 1001 sovet. - Minsk, 2008.

3. Coyjgner, G. Uchenie o cvete. - M., 1971.

4. Dzhuler, A. Dzh. Kreativnihe strategii v reklame / A. Dzh. Dzhuler, B.L. Dryuniani. - SPb., 2002.

5. Psikhologiya i psikhoanaliz reklamih / red.-sost. D.Ya. Rayjgorodskiyj. - Samara, 2007.

6. Demidov, V.E. Suthnostj reklamih i psikhologiya ee vospriyatiya. - M.,1984.

7. Karmin, A.S. Psikhologiya reklamih. - SPb., 2004.

8. Gurevich, P.S. Priklyuchenie imidzha. - M., 1991.

9. Deyan, A. Reklama. - M., 1993.

10. Lyusher, M. Cvet vashego kharaktera. - M., 2002.

11. Megenetti, A. Sistema i lichnostj. - M., 1996.

Статья поступила в редакцию 08.10.13

УДК 378.1

Shalkina T.N., Nikolaeva D.R. CREATING A DATABASE OF MULTILEVEL PROFESSIONALLY ORIENTED TASKS AS A MEANS OF DEVELOPMENT OF COMPETENCES OF STUDENTS IT-DIRECTIONS. The article describes the development of a database of multilevel professionally-oriented tasks as a means of development common cultural and professional competences of students (in the direction 230100 - Computer Science and Engineering).

Key words: competence, professional competence, multilevel professionally oriented tasks.

Т.Н. Шалкина, канд. пед. наук, доц. каф. автоматизации и вычислительной техники, Тюменский гос. нефтегазовый университет, г. Тюмень, E-mail: shalkina-tn@yandex.ru; Д.Р. Николаева, ассистент каф. автоматизации и вычислительной техники,

Тюменский гос. нефтегазовый университет, г. Тюмень, E-mail: nikolaeva-d@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ БАЗЫ ДАННЫХ МНОГОУРОВНЕВЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ IT-НАПРАВЛЕНИЯ

В статье описывается формирование базы данных многоуровневых профессионально ориентированных задач как средства развития общекультурных и профессиональных компетенций студентов на примере направления 230100 - Информатика и вычислительная техника.

Ключевые слова: компетенция, профессиональная компетентность, многоуровневые профессионально ориентированные задачи.

Рис. 1. Схема формирования компетенций студентов ПК - профессиональные компетенции, Д - дисциплины основной образовательной программы, З - профессионально ориентированные задачи

Потребность общества в высококвалифицированных специалистах, способных решать задачи различной сложности, адаптироваться к изменяющимся условиям, готовых к саморазвитию и самообучению, повлекла за собой изменения в образовательной системе. Образовательные стандарты третьего поколения предполагают формирование компетенций обучающихся взамен традиционным знаниям, умениям, навыкам. Как следствие, возникает необходимость определения содержания компетенций, разработки новых методик обучения и оценки качества подготовки, а также совершенствования существующих обучающих систем и электронных учебных курсов.

В современных требованиях работодателей к специалистам акцент делается на их способность к практическому решению задач, возникающих в процессе профессиональной деятельности, умению принимать нестандартные решения, работать в команде, что нашло отражение в компетентностной модели выпускника, положенной в основу проектирования новых образовательных стандартов. Модель выпускника представляет собой описание того, каким набором компетенций должен обладать будущий специалист, к выполнению каких профессиональных функций он должен быть подготовлен и какова должна быть степень его подготовленности к их выполнению. Анализ требований работодателей, проведенный авторами в процессе разработки компетентностно-ориентированной образовательной программы по направлению 230100 «Информатика и вычислительная техника» показал, что на первое место работодатели (представители ИТ-компаний г. Тюмени) ставят такие профессионально значимые личностные качества как: «умение работать в команде», «умение анализировать», «умение принимать решения в нестандартной ситуации». Таким образом, задача выявления профессионально личностных, особенностей, своеобразия профессионализации на этапе обучения в вузе становится все более актуальной. Как отмечает Деркач А.А., необходимо изучение индивидуальных стратегий развития профессионала, выявление наличия у человека необходимых для профессии качеств, признание приоритетов интересов человека, возможностей его развития [1, с. 247].

1. Особенности построения учебного процесса в вузе в условиях компетентностного подхода

Концепцией Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) предусматривается формирование у выпускников профессиональных и общекультурных компетенций, необходимых для решения задач в соответствующих областях деятельности. В этой связи актуальным является планирование на стадии проектирования образовательных программ не только самих компетенций выпускников и содержания основной образовательной программы, но и технологий достижения и оценки качества результатов обучения [2].

В формировании компетенций решающую роль играет не только содержание образования, но также и образовательная среда вузов, организация образовательного процесса, образовательные технологии, включая самостоятельную работу студентов, проектное обучение и т.д. Освоение компетенций происходит как при изучении отдельных учебных дисциплин, циклов, модулей, так и тех дидактических единиц, которые интегрируются в общепрофессиональные и специальные дисциплины.

Особенность этапа профессионального обучения заключается в том, что участие студента в специально организуемой профессионально ориентированной деятельности, с одной стороны, способствует формированию у студентов адекватных представлений о профессии, с другой стороны - формированию системы профессиональных знаний, умений, навыков, профессионального мышления и памяти [3].

На рис. 1 изображена схема формирования компетенций студентов, отражающая взаимосвязь элементов и требований компетентностного подхода к подготовке студентов.

Фундаментализация, как одна из основных тенденций развития образования, предполагает углубление общетеоретической подготовки студентов, расширение их профессионального профиля, подготовку специалистов способных к самостоятельному расширению своих профессиональных знаний, способному строить свою профессиональную карьеру. С другой стороны, широкий спектр возможных профессионально ориентиро-

ЭУМК специальности/ направления

тг

ЭУМК дисциплин ►

И

ЭУМК производственных практик

Учебные профессионалы! о ориентированные 1 /| задачи '■ '■ Профессиональные задачи

I]

Выпускная квалификационная работа

Выбор места работы, направления дальнейшего профессионального становления

Рис. 2. Формирование базы данных многоуровневых профессионально ориентированных задач

ванных задач не всегда находит в полной мере отражение в структуре учебного процесса, как правило, преподаватели выделяют «жесткий» перечень задач, минимум, который должен выполнить студент для получения итоговой оценки. Такой механизм приводит к следующим отрицательным моментам:

- студенты из года в год решают однотипные задачи, ответы на которые иногда передаются от старшего курса младшим;

- нет возможности выбрать задание студентом самостоятельно, учитывая собственные предпочтения;

- множество задач «ускользает» из поля зрения студента, не развивает его кругозор.

Не только дидактическая проблема возникает перед преподавателем в современных условиях обучения, стоит отметить психологическую неготовность студентов к применению полученных знаний. Опыт работы в вузе показывает, что, как правило, самые способные студенты менее всего уверены в своих знаниях, умениях применять их на практике; многие студенты не задумываются над своей профессиональной карьерой до того

Таблица 1

Характеристика степени самостоятельной работы студента в зависимости от уровня выполняемого задания

Уровень Характеристика уровня Степень самостоятельной работы Контроль

I Студент знает основные теоретические положения дисциплины, ориентируется в ключевых терминах Самостоятельная работа практически не предполагается в традиционном обучении, в случае использования дистанционных образовательных технологий студенту необходимо ознакомится с учебнометодическим материалом, представленным в разделе электронного учебного курса Для организации самоконтроля студентов удобнее использовать тестовые задания, сгруппированные по основным разделам дисциплины

II Студент может использовать готовые решения для выполнения поставленной задачи Уровень предполагает использование подробных инструкций, представленных в методическом обеспечении, поэтому уровень самостоятельной работы невысок, тем не менее, студент должен выбрать адекватные способы решения поставленной задачи. Для контроля необходимо разработать систему заданий, предполагающих применение готовых решений: разработка простейших программ на основе известных готовых алгоритмов, настройка несложных аппаратнопрограммных комплексов

III Студент способен проанализировать задачу, выявить ее основные характеристики, оценить уровень возможных решений проблемы, сделать выводы Уровень предполагает разработку преподавателем только постановки задачи для исследования, студент в рамках самостоятельной работы исследует проблему, составляет тезисы и оформляет презентацию для защиты Задания, требующие умений проведения аналитического анализа и синтеза, например, анализ принципов реализации различных атак и способов их предотвращения

IV Студент способен создавать собственные решения для решения указанной задачи: алгоритмическое и программное обеспечение На основании поставленной задачи студент изучает существующие решения, разрабатывает свои проектные решения Задания, требующие дополнительных знаний и носящие междисциплинарный характер

V Студент способен оценить свой вклад в решении поставленной задачи, оформить свои идеи в виде тезисов Практически полностью самостоятельная работа студента, курируемая преподавателем Выступление на различного уровня конференциях

Рис. 3. Условия для формирования базы данных профессионально ориентированных заданий

1991-5497. МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ. № 6 (43) 2013

Таблица 2

Фрагмент рабочей программы

Обозначение Перечень компетенций Название Профес- сиональное направление Описание Вид работы и контроля

Ц Цель изучения дисциплины М1, М2, М3

Модуль 1. Терминология. Основные атаки

СР1 ОК-1 Самостоятельная М1 СР1.1: Атака типа “SQL - оформление

ОК-2 работа: детальное Injection” презентации;

ОК-11 ознакомление с одной М2 СР1.2: Атака типа “Buffer - выступление на

ОК-13 из предлагаемых overflow” практическом

ПК-7 информационных атак СР1.2: Атака типа “format string” занятии

М3 СР1.3: Dos, DDos атаки

СР1.3: Атака типа “Directory traversal”

Модуль 2. Криптографические средства защиты информации

ЛР1 ОК-12 ПК-2 Лабораторная работа: изучение криптографических алгоритмов М1 ЛР1.1: Использование готового программного пакета для изучения работы криптоалгоритмов - защита лабораторной работы;

ОК-12 М2 ЛР1.2: Разработка

ПК-3 приложения, реализующего криптографическую защиту данных (разработка собственного алгоритма либо использование Сгур^АР! (по варианту, предложенному преподавателем)

ОК-12 ПК-11 М3 ЛР1.3: Изучение принципов работы и настройка шифрующей файловой системы EFS

момента, как им приходится устраиваться на работу, считая, что будет работа, тогда и возникнет необходимость в более пристальном изучении возникших задач.

К положительному опыту можно отнести совмещение учебы и работы у студентов старших курсов, как правило, такие студенты, имеющие опыт профессиональной деятельности, четко ставят цели и достигают их в процессе обучения, более творчески подходят к выполнению учебных задач, находят нестандартные решения, стараются, в хорошем понимании, минимизировать свои трудозатраты на выполнение задач. Таким студентам требуются четкие формулировки целей, четкое понимание местоположения получаемых знаний в структуре их профессиональной деятельности.

2. Формирование базы данных многоуровневых профессионально ориентированных задач

Важным дидактическим средством формирования профессиональной компетентности студентов в процессе обучения, на наш взгляд, является специальным образом сформированная база данных задач, удовлетворяющая следующим требованиям (рис. 2):

- компетентностно-ориентированный характер: каждому заданию может быть поставлена в соответствие одна или более компетенций, на формирование которых оно направлено согласно компетентностной модели;

- преемственности и междисциплинарности: для формирования одной компетенции, как правило, студенту необходимо выполнить несколько различных заданий во время всего процесса профессионального обучения в вузе. Формулировка задачи должна отражать ее взаимосвязь с другими дисциплинами, отражать вклад в развитие профессиональной компетентности;

- уровневой дифференциации: разбиение заданий на типы, каждый из которых имеет отдельные цели в подготовке студентов (текущие задания, итоговые задачи по дисциплинам, ВКР);

- актуальности и соответствия современным профессиональным требованиям: формулировка задания должна строиться в соответствии с аналогичными решаемыми профес-

сиональными задачами на основе опроса работодателей, руководителей производственных практик и т.п.;

- учет профессиональных и личностных интересов студентов: предполагает определение способностей, склонностей и интересов студентов к будущей профессиональной деятельности и их учет при выборе набора задач.

Как видно из таблицы 1, чем выше уровень задачи, тем большее время студент затрачивает на самостоятельную работу в процессе решения задачи, задания высших уровней вовлекают студентов в научно-исследовательскую деятельность.

Модульная структура учебного материала, возможности сетевой информационной системы поддержки учебного процесса и бально-рейтинговая система оценки знаний позволяют создать условия для формирования базы данных профессионально ориентированных заданий и разработки методики ее использования в учебном процессе (рис. 3).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выделим уровни заданий, с которыми студенты сталкиваются во время обучения в университете (таблица 1).

Будущим специалистам направления 230100 - «Информатика и вычислительная техника» необходимо иметь соответствующую подготовку в области знания и применения информационных технологий в быстро изменяющихся условиях информационного общества; владеть основами необходимых знаний и накопить личный опыт практического использования компьютерных технологий в своей профессиональной деятельности. К тому же, стремительный рост быстродействия компьютерных систем, уменьшение цен на вычислительную технику, появление качественных и мощных систем программирования значительно увеличивает возможность специалистам получить профессиональные компетенции, востребованные на рынке труда.

Направление подготовки бакалавров по направлению 230100 ориентировано на достаточно большое количество профилей подготовки, что, с одной стороны, дает образовательному учреждению большую самостоятельность в построении образовательной программы, с другой, накладывает дополнительную ответственность за результаты обучения. Решением данной проблемы может стать выделение нескольких образовательных маршрутов, ориентированных на достижение общекультурных и профессиональных компетенций.

Анализ ФГОС ВПО, различных сайтов трудоустройств, беседы с работодателями и студентами, опыт работы позволили выявить три основных направления профессионального применения полученных во время обучения в вузе знаний и умений в процессе трудоустройства [3]:

М1 - проектирование и поддержка информационного обеспечения автоматизированных систем;

М2 - разработка и поддержка программного обеспечения;

М3 - администрирование сетевой инфраструктуры.

В таблице 2 представлен фрагмент рабочей программы изучения курса, где для каждого профессионального направления определены: тематика и содержание учебных заданий, формы занятий, виды контроля, компетенции, на развитие которых направлено задание.

Процесс формирования каждой компетенции предполагает выполнение хотя бы одного задания, а каждое задание направлено на формирование какой-либо компетенции. В рамках изучения одной дисциплины, студент выполняет задания и накапливает баллы. Необходимым условием завершения курса является формирование всех необходимых компетенций (или их частей, если компетенция формируется в нескольких курсах). Существует несколько уровней владения компетенцией, однако есть пороговый (минимальный) уровень, которым должен вла-

Библиографический список

деть каждый студент, закончивший изучаемый курс. Если уровень владения компетенциями ниже определенного порога, то студент не может продолжить обучение Результатом изучения дисциплины является освоение новых и развитие имеющихся общекультурных и профессиональных компетенций, которые детализированы для каждого маршрута. Итоговая оценка по дисциплине в конце семестра выставляется исходя из накопленных баллов.

Заключение

Отметим, что рассмотренные в работе средства информационных технологий позволяют организовать специальным образом сформированную базу данных профессионально ориентированных многоуровневых заданий, которая оказывает комплексное воздействие на студентов в процессе их обучения в вузе:

- студент имеет возможность получить необходимую информацию о будущей профессиональной деятельности, решаемых задачах в понятной для своего возраста и уровня профессионального и личностного развития форме;

- наличие междисциплинарных связей не только в когнитивном, но и операциональном компонентах, позволяет построить логические связи между полученными знаниями и их дальнейшим применением, определить уровень своей профессиональной компетентности.

1. Деркач, А.А. Акмеологические основы развития профессионала. - М., 2004.

2. Чучалин, А. Формирование компетенций выпускников основных образовательных программ // Высшее образование в России. - 2008. -№ 12.

3. Болучевская, В.В. Профессиональное самоопределение будущих специалистов помогающих профессий: монография. - Волгоград, 2010.

4. Шалкина, Т.Н. Реализация компетентностного подхода при проектировании электронного учебного курса (на примере направления «Информатика и вычислительная техника») / Т.Н. Шалкина, Д.Р Николаева // Проблемы реализации компетентностного подхода в российском профессиональном образовании. - Тюмень, 2010.

Bibliography

1. Derkach, A.A. Akmeologicheskie osnovih razvitiya professionala. - M., 2004.

2. Chuchalin, A. Formirovanie kompetenciyj vihpusknikov osnovnihkh obrazovateljnihkh programm // Vihsshee obrazovanie v Rossii. - 2008. -№ 12.

3. Boluchevskaya, V.V. Professionaljnoe samoopredelenie buduthikh specialistov pomogayuthikh professiyj: monografiya. - Volgograd, 2010.

4. Shalkina, T.N. Realizaciya kompetentnostnogo podkhoda pri proektirovanii ehlektronnogo uchebnogo kursa (na primere napravleniya «Informatika i vihchisliteljnaya tekhnika») / T.N. Shalkina, D.R. Nikolaeva // Problemih realizacii kompetentnostnogo podkhoda v rossiyjskom professionaljnom obrazovanii. - Tyumenj, 2010.

Статья поступила в редакцию 03.10.13

УДК 796.093 (571.513)

Shvalyova T.A. PEDAGOGICAL SIGNIFICANCE OF THE BORROWED GAMES IN THE PRESERVATION OF THE CULTURAL VALUES IN THE SIBERIAN REGION. Many research games & physical exercises of the nations of the South Siberia have general history & reach cultural heritage. The problem of cultural interactions of the nations of Siberia, Asia & East is investigated in various aspects: historical, cultural, philosophical & so on. These work & own investigations gave the author a foundation to come to the conclusion that these nations were developed on the common cultural foundation including physical culture. These facts proved interaction of these nations in the preservation of the cultural values that are not detailed investigated in scientific literature.

Key words: fight, national culture, single combat, bow shooting, horse racing, tug-of-war, speed & strength abilities, physical qualities.

Т.А. Швалева, канд. пед. наук, доц., зав. каф. физической культуры и спорта Хакасского

гос. университета им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан, E-mail: shvaleva-t@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЗАИМСТВОВАННЫХ ИГР В СОХРАНЕНИИ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В СИБИРСКОМ РЕГИОНЕ

Многие исследуемые игры и физические упражнения народов Южной Сибири имеют общую древнюю историю и богатое культурное наследие. Вопрос о культурных взаимодействиях народов Сибири, Азии и Востока изучается в различных аспектах: историческом культурологическом, философском и др. Именно эти труды и собственные исследования дали автору основание прийти к выводу о том, что народы сформировались на единой культурной основе, в том числе и на физической. Эти факты подтверждают взаимосвязь этих народов сохранении культурных ценностей, которые в научной литературе еще мало изучены.

Ключевые слова: борьба, национальная культура, единоборства, рукоборье, стрельба из лука, игра, конные скачки, перетягивание, игровые корни, скоростно-силовые способности, физические качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.