УДК 371
М. П. Тырина
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА
Представлен анализ содержания понятия «дидактическая подготовка», рассматриваются принципы, функции и структура дидактической подготовки как фактора развития дидактической культуры педагога.
Ключевые слова: дидактическая подготовка, дидактическая культура, профессионально-педагогическое образование.
Дидактическая подготовка педагога выступает составной частью процесса профессионального становления специалиста. Анализ 20 диссертационных исследований дидактической подготовки и 50 менее крупных работ, затрагивающих ее в контексте решения других исследовательских задач, показал, что данное направление является достаточно разработанным аспектом отечественной и зарубежной теории и практики педагогического образования. Широкое педагогическое сообщество признает совершенствование дидактической подготовки актуальной проблемой профессионального развития педагогов различных специальностей всех звеньев системы непрерывного образования.
Совершенствование дидактической подготовки рассматривается Л. С. Подымовой как одно из решающих условий научно обоснованного построения учебно-воспитательного процесса, повышения производительности педагогического труда [1].
Н. А. Шайденко анализирует дидактическую подготовку в качестве фактора успешного формирования обучающей функции учителя [2]. Р. П. Скуль-ский называет дидактическую подготовку одним из основных направлений профессионального обучения и воспитания будущих учителей [3]. В. Г. Подзолков пишет о дидактической подготовке как о системообразующем компоненте в становлении учителя [4]. А. И. Уман считает совершенствование дидактической подготовки одной из важнейших задач педагогического образования [5]. Т. А. Спирина характеризует дидактическую подготовку как стержневую в системе общепедагогической подготовки [6]. Однако исследователи, за исключением украинских коллег Р. П. Скульского [3] и В. И. Гринева [7], не ставят и не решают проблему развития дидактической культуры педагога в процессе его дидактической подготовки.
Анализ понятийно-категориального аппарата теории дидактической подготовки показал, что нередки попытки ввести в оборот термин «дидактическое образование», который отражает теоретическое укрупнение, повышение статуса, возрастание значимости дидактической подготовки в современных условиях. Однако целям развития, систематизации, «вторичной интеграции» [5] теории
дидактической подготовки более соответствовал бы ее поворот в русло обоснования процесса развития дидактической культуры педагога.
Прослеживается разнообразие терминологии. Отдельные авторы используют словоформу «общедидактическая», следуя распространенному в педагогике делению дидактики на общую и частную. Некоторые исследователи, подчеркивая необходимость интеграции с другими направлениями профессиональной подготовки, применяют термины «дидактико-методическая», «психолого-дидакти-
ческая», «информационно-дидактическая», «логико-дидактическая» и т. п. Имеют хождение термины «профессиональная», «теоретическая» и «практическая» дидактическая подготовка.
Понятие «дидактическая подготовка», являясь, на наш взгляд, достаточным, обозначает изучение общих основ обучения, профессиональную подготовку учителя к организации процесса обучения, учебно-воспитательной работе в условиях дидактической системы школы, организации и руководству коллективной познавательной деятельностью учащихся. Термином «дидактическая подготовка» называется целенаправленный процесс формирования дидактической готовности специалиста. Однако существующие определения не содержат в своей основе феномена дидактической культуры. Культуроориентированный вектор анализа позволяет отразить, что дидактическая подготовка специалиста в системе непрерывного педагогического образования представляет собой преемственный педагогический процесс, направленный на развитие дидактической культуры и компетентности педагога, обеспечивающих овладение им дидактической деятельностью, готовность личности к продуктивному дидактическому взаимодействию и развитию процесса обучения.
Установлена слабость культурологических позиций в методологических основах проведенных исследований дидактической подготовки. Она и ведет к нереализованности потенциальных возможностей дидактической подготовки как фактора развития дидактической культуры педагога. Куль -турологический подход пока реализован лишь в единичных исследованиях. Среди продуктивных
методологических оснований обозначились также системный, компетентностный, личностный, аксиологический, деятельностный, технологический, контекстный подходы. Ведущая роль в системе методологических ориентиров должна быть, на наш взгляд, отдана культурологическому подходу. При этом важно не противопоставлять его другим (например, компетентностному), а напротив, следует искать точки их соприкосновения и взаимного развития.
Анализ формулировок принципов дидактической подготовки указал на неоправданную слабость принципа культуросообразности. Принципы дидактической подготовки выступают малоизученным аспектом проблемы. Среди принципов комплексности и системности, индивидуально-творческого подхода к дидактической подготовке студентов, профессионально-педагогической направленности вузовского обучения, профильной и уровневой дифференциации, связи профессионального обучения с практикой, организации учебного процесса в школе и т. п. ведущую роль должен играть принцип культуросообразности. Он должен дополнить, систематизировать, наполнить новым звучанием принципы связи теории и практики, последовательного моделирования в учебной деятельности студентов целостного содержания и условий дидактической деятельности педагога, активности личности в овладении ею, принципы проблемности содержания дидактической подготовки и процесса его развертывания на занятиях в вузе, совместной деятельности и диалогичности дидактического взаимодействия субъектов образовательного процесса, единства обучения и воспитания будущих специалистов и др., выделенные нами [8] на основе концепции и технологии знаково-контекстного обучения. Данные принципы определят содержательное наполнение структурных элементов дидактической подготовки, нацеленной на развитие дидактической культуры педагога.
Установление структуры дидактической подготовки признается одним из основных условий эффективности ее комплексного исследования и совершенствования. При анализе данной структуры рядом авторов осуществлен системный подход. Справедливо акцентируется необходимое единство ее содержательного и процессуального (организационного) компонентов. Однако нередко структура дидактической подготовки сводится к структуре дидактической готовности. Наиболее распространенным, но ошибочным подходом является редукция ее компонентов к элементам содержания. Сведение структуры дидактической подготовки к этапам обучающей деятельности также представляется неперспективным. При этом дидактическая культура не описывается авторами при исследовании этой структуры.
Структура дидактической подготовки по-прежнему нуждается в обосновании. Моделирование исследуемого процесса мы предлагаем осуществлять с учетом того, что основными структурными элементами дидактической подготовки, взаимодействие которых обеспечивает ее функционирование и целостность, выступают целевой, содержательный, технологический и результативный компоненты, их наполнение определяется целью развития дидактической культуры и спецификой формируемой дидактической деятельности.
Анализ психолого-педагогических представлений о содержательном наполнении структурных элементов дидактической подготовки показал, что комплексные постановка и решение ее задач составляют редкое явление. Иерархия целей и задач соблюдена далеко не всеми авторами. В ряде работ содержание целевого компонента дидактической подготовки не раскрывается. Нередко приводятся формулировки целей и задач, препятствующие диагностике их достижения. Большинство авторов акцентирует необходимость формирования системы дидактических знаний и умений будущего педагога. Проблемы усвоения студентами опыта творческой дидактической деятельности и системы ценностно-эмоциональных отношений, обусловливающих ее эффективность, остаются слабо разработанными, хотя всеми авторами признается их актуальность. Исследователи в подавляющем большинстве не ориентированы на развитие дидактической культуры педагога. Исключение составляют рекомендации Р. П. Скульского [3]. Однако ориентирующая роль дидактической культуры лишь косвенно просматривается в работе этого автора. Некоторые исследователи связывают цели дидактической подготовки с профессионально-педагогической культурой, но акцентируют значение не дидактической культуры, а других ее видов.
Определение целей дидактической подготовки с учетом потребностей образовательной практики и перспектив ее развития по-прежнему является первоочередной необходимостью. Не отрицая значимость формирования системы дидактических знаний, умений, навыков, ценностно-эмоциональных отношений, опыта творческой дидактической деятельности, дидактического мышления, мы считаем дидактическую культуру педагога стратегической целью, интегральным образованием, способным поднять все ее составляющие на более высокий уровень. Система тактических задач дидактической подготовки должна выстраиваться в соответствии со структурой дидактической культуры. Ориентированность дидактической подготовки на формирование и развитие дидактической культуры является принципиальным отличием на-
шего исследования от аналогичных, проводившихся ранее.
Выявлению сущности дидактической подготовки препятствует отсутствие четких представлений о ее функциях. Функциональное назначение дидактической подготовки также описано авторами вне нацеленности на развитие дидактической культуры. Найдена полифункциональность дидактической подготовки, выражающаяся во взаимозависимости и взаимообусловленности ее образовательной, воспитательной, развивающей, координирующей и интегрирующей функций [9]. При этом общепринятое в педагогике звучание образовательной, воспитательной и развивающей функций должно быть наполнено ориентиром на развитие дидактической культуры. Интегрирующая функция дидактической подготовки как фактора развития дидактической культуры состоит, в частности, на наш взгляд, в том, что относительно разрозненные дидактические знания, умения, навыки, ценностно-эмоциональные отношения, дидактические способности, инновационное дидактическое мышление, компоненты опыта творческой дидактической деятельности объединяются (интегрируются) в качественно новое образование - дидактическую культуру, поднимающую каждый свой компонент на качественно новый, более высокий продуктивный уровень развития. Координирующая функция дидактической подготовки как фактора развития дидактической культуры среди прочего заключается в том, что развивающаяся дидактическая культура закладывает основу в виде дидактических знаний для развития дидактических умений и навыков, которые, в свою очередь, выступают базой формирования опыта творческой дидактической деятельности и инновационного дидактического мышления, а также дидактических способностей и ценностно-эмоциональных отношений.
Исследователи единодушны в стремлении определить требования к содержанию дидактической подготовки. Установлено нормативное единство содержательного и процессуального аспектов дидактической подготовки. Научно обоснованный отбор содержания дидактической подготовки рассматривается в педагогической литературе как условие продуктивности поисков путей ее оптимизации. Но по-прежнему актуальна задача определения современной системы дидактических знаний, умений и навыков, обеспечивающих специалисту способность к продуктивному дидактическому взаимодействию. Необходим анализ структуры содержания дидактической подготовки и механизмов включения в него наряду с дидактическими знаниями и умениями, опытом творческой дидактической деятельности и ценностно-эмоциональных отношений к дидактике и подготовки к ней. Проек-
тирование содержания дидактической подготовки ведется авторами в соответствии с предметом дидактики, структурой дидактической деятельности, требованиями потребителей и практики, ведущими дидактическими категориями. В качестве механизма осуществления системного подхода в дидактической подготовке рассматривается интеграция. Итак, содержательный компонент дидактической подготовки предстает как относительно самостоятельная область содержания педагогического образования, усвоение которого создает условия для овладения личностью дидактическими аспектами педагогической деятельности. Содержанием дидактической подготовки в самом общем виде выступает педагогически адаптированная система дидактических знаний, способов дидактической деятельности, опыта ее творческого осуществления и ценностно-эмоциональных отношений, усвоение которой будущим специалистом обеспечивает развитие его дидактической культуры.
Изменение целей и содержания дидактической подготовки требует модернизации действующих принципов и используемых форм, методов и средств обучения студентов, инициирует поиск новых педагогических технологий, обеспечивающих воссоздание в учебном процессе предметного и социального содержания предстоящей студенту профессиональной деятельности. Технологический компонент дидактической подготовки составляет синтез используемых преподавателем педагогических технологий, регламентирующих формы организации, методы и средства обучения и воспитания будущих специалистов. Проектирование технологического компонента потребует определения как этапов процесса развития дидактической культуры в целом, так и этапов ее формирования в учебных заведениях разных звеньев системы непрерывного педагогического образования, а также будет предполагать выбор соответствующих форм деятельности обучающихся и их трансформацию. В педагогическом вузе этот процесс может быть представлен последовательностью пропедевтического, ориентационно-теоретического, формирующего и преобразующего этапов, каждый из которых сопровождается целесообразным воздействием на мотивационно-потребностную сферу личности будущего специалиста.
Достаточно разработанным аспектом проблемы являются условия совершенствования дидактической подготовки педагога. Такими условиями считаются: подготовка студентов к обмену деятельностями, становление способов деятельности объектом усвоения, нацеленность на подготовку к разрешению противоречий педагогического процесса, использование творческих заданий в самостоятельной работе студентов, программированное и
проблемное обучение, эвристический и исследовательский методы, усиление теоретических обобщений, межпредметные связи, дидактическая направленность практики при обеспечении единства требований, повышение роли и ответственности кафедр педагогики за ее конечные результаты. Ус -ловиями совершенствования дидактической подготовки также признаются: ориентация на объект деятельности учителя; учет общего, особенного и единичного в содержании профессиональной подготовки каждой категории предметников; ориентация содержания обучения на наиболее продвинутые образцы педагогической деятельности; поэтапная отработка студентами отдельных дидактических умений и их синтез; оптимальное сочетание репродуктивных и проблемно-творческих методов обучения; единство личностно-деятельностного, индивидуально-творческого и системного подходов к обучению; интеграция дидактической и предметно-методической подготовки студентов; единство и взаимосвязь теоретического обучения, педагогической практики и учебно-исследовательской работы студентов. Дидактическая подготовка студентов существенно улучшается, если осуществляется как целостно организованный процесс с учетом специфики выделяемых в нем этапов и компонентов. Наиболее эффективно дидактическая подготовка будущего педагога осуществляется в целенаправленно моделируемой профессиональной среде на протяжении всего обучения в вузе. При общей разработанности условий совершенствования дидактической подготовки укажем на отсутствие в их комплексе условий, связанных с ориентацией на дидактическую культуру педагога.
Относительно самостоятельным направлением нашей деятельности стал поиск проблемы развития дидактической культуры в перспективах исследований дидактической подготовки педагога. Анализируя исследования дидактической подготовки, мы надеялись, что авторы, если и не решают проблему развития дидактической культуры, то хотя бы выделяют ее в качестве перспектив дальнейших научных поисков. Выяснилось, что, по мнению исследователей, разработки ждут проблемы дидактической подготовки учителей различных специальностей к выявлению особенностей организации коллективной познавательной деятельности учащихся, вопросы дидактической подготовки учителя к развитию творческих способностей школьников в коллективе, влияния внеучебной деятельно-
сти студентов на дидактическую подготовку. Перспективными для исследования считаются вопросы совершенствования подготовки учителя на основе развития межпредметных связей различных циклов дисциплин с учетом сущности педагогической деятельности и создание интегративных курсов дисциплин. Решения требуют также следующие проблемы: характеристика оптимальной методики общего и профессионального развития студентов; формирование положительной мотивации учения будущего педагога; определение способов достижения единства содержательной и операционной сторон деятельности студентов; поиск путей достижения единства учебно-познавательных, самообразовательных, научно-исследовательских, профессиональных элементов в деятельности студентов. Перспективы связываются с включением вопросов педагогического мастерства и педагогической техники в контекст дидактической подготовки; расширением круга дидактических категорий, включаемых в технологический процесс; разработкой методики преподавания дидактики с использованием потенциала педагогической технологии; созданием нового поколения учебников и учебных пособий по дидактике. Установлено, что авторы не ставят проблему развития дидактической культуры как перспективу научных поисков. К данной проблеме ближе всех подошел А. И. Уман, обращая внимание на педагогическое мастерство и педагогическую технику в контексте дидактической подготовки [5]. Рассматриваются особенности дидактической подготовки педагогов разных специальностей [10]. Установлено, что в теории педагогического образования подавляющим большинством авторов дидактическая подготовка не рассматривается в качестве фактора развития дидактической культуры педагога, более того, подобная тенденция совершенствования дидактической подготовки не обозначается. Между тем намеченные в диссертациях перспективы способны расширить проблемное поле.
В целом исследования дидактической подготовки содержат необходимые теоретико-методологические предпосылки для ее анализа в качестве фактора развития дидактической культуры субъектов образовательного процесса в системе непрерывного профессионально-педагогического образования, однако теоретические основы дидактической подготовки нуждаются в дальнейшем своем развитии, отвечающем современным социокультурным тенденциям.
Список литературы
1. Подымова Л. С. Дидактическая подготовка учителя начальных классов в системе высшего педагогического образования: дис. ... канд. пед. наук. М., 1983. 183 с.
2. Шайденко Н. А. Дидактическая подготовка студентов в учебном процессе педвуза (на примере индустриально-педагогического факультета): дис. ... д-ра пед. наук. Тула, 1994. 454 с.
3. Повышение эффективности дидактической подготовки будущего учителя: методические рекомендации. Киев: Вища школа, 1987. 33 с.
4. Подзолков В. Г. Дидактическая подготовка как фактор профессионально-педагогического становления учителя. Тула, 1997. 54 с.
5. Уман А. И. Теоретические основы технологического подхода в дидактической подготовке учителя: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 1996. 32 с.
6. Спирина Т. А. Совершенствование дидактической подготовки будущего учителя на основе индивидуализации обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2003. 23 с.
7. Гринев В. И. Формирование дидактической культуры будущего учителя: дис. ... канд. пед. наук. Харьков, 2003. 179 с.
8. Боброва М. П. Дидактическая подготовка педагогических кадров дошкольных учреждений в контексте профессиональной деятельности: дис. ... канд. пед. наук. Барнаул, 1997. 290 с.
9. Абдуллина О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Просвещение, 1990. 141 с.
10. Записных О. В. Особенности содержания дидактической подготовки будущих учителей иностранного языка в лингвистическом институте // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. 2009. Вып. 11 (89). С. 44-47.
Тырина М. П., кандидат педагогических наук, доцент.
Алтайская государственная педагогическая академия.
Ул. Молодежная, 55, г. Барнаул, Алтайский край, Россия, 656031.
Е-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 25.08.2010.
М. Р. Tyrina
DIDACTIC PREPARATION AS А FACTOR OF DEVELOPING TEACHERS’ DIDACTIC CULTURE
The content of the concept “didactic preparation” is analysed in the article; principles, functions and the structure of didactic preparation as a factor of the developing of teachers’ didactic culture are also considered.
Key words: didactic preparation, didactic culture, professional and pedagogical education.
Altai State Pedagogical Academia.
Ul. Molodezhnaya, 55, Barnaul, Altai territory, Russia, 656031.
Е-mail: [email protected]