ББК 74.560
М.П. Тырина
Дидактическая компетентность педагога и ее развитие
M.P. Tyrina
Didactic Competence of a Teacher and its Development
Анализируется дидактическая компетентность педагога: определение, потенциальные субъекты, функции, связи, виды, структура, а также этапы, направления, условия и средства развития.
Ключевые слова: дидактическая компетентность, дидактическая культура, дидактическая подготовка.
The article analyzes the didactic competence of a teacher: determination, its potential subjects, functions, connections, kinds, structure and also stages, directions, terms and facilities of its development.
Key words: didactic competence, didactic culture, didactic preparation.
Термин «дидактическая компетентность» созвучен современным компетентностно-ориентированным тенденциям развития российского образования. Дидактическая компетентность педагога как относительно новое социально-психологическое явление выступает предметом обсуждения научно-практических конференций разного уровня. Дидактическая компетентность учителей становится характеристикой образовательных учреждений, часто встречающейся в программах их развития, публичных отчетах, конкурсных заявках, на сайтах и т.п. Дидактическая компетентность является требованием к претендентам на вакантные должности, причем не только в учреждениях образования, но и в бизнес-организациях. Дидактическая компетентность выступает критерием оценки деятельности преподавателей и студентов вузов.
В определениях содержания этого понятия прослеживаются самые разные варианты. По мнению
B.И. Гринева, дидактическая компетентность личности - это интегрированное ее качество, которое проявляется в теоретической и практической готовности к дидактико-профессиональной деятельности, направленной на решение различных дидактических задач самореализации в творческом учебном процессе
[1]. Т.И. Березина считает, что дидактическая компетентность руководителя учреждения образования -это интегративное свойство личности, выражающееся в совокупности компетенций в педагогической и психолого-дидактической областях знаний, способности оказывать активное влияние на постановку и развитие учебно-воспитательного процесса учреждения образования, позволяющие гарантировать высокое качество образования [2]. Дидактическая компетентность трактуется как свойство (Т.И. Березина [2]), качество личности (В.И. Гринев [1],
C.А. Демченко [3]), совокупность компетенций (Т.И. Березина [2]) и компетентностей (М.А. Ва-
леева [4]), умение (Д.В. Смирнов [5], Ю.А. Савинков [6]), готовность к деятельности (В.И. Гринев [1],
С.В. Кораблева [7], О.Н. Крылова [8]), способность (Ю.В. Махова [9], Т.И. Березина [2], О.Н. Крылова [8]), система знаний, умений и навыков (В.В. Ильин [10]), владение деятельностью (Л.З. Тархан [11]). Разнообразие позиций объясняется, на наш взгляд, относительной новизной и становящимся характером компетентностного подхода в отечественном образовании.
В приведенных выше определениях просматривается сущность дидактической компетентности. М.А. Чошанов, разработав курс «Дидактика и инженерия», его целью считает «формирование у студентов профессионально-дидактической компетентности, предполагающей мобильное знание современных теорий обучения, гибкое владение методами обучения и развитое критическое мышление» [12]. Сущность дидактической компетентности определяется И.Г. Шамсутдиновой «возможностью оперативно, обоснованно, взвешенно и безошибочно принимать дидактические решения, находить кратчайший путь решения дидактической задачи, выбирать адекватные для тех или иных условий методы, приемы и средства обучения» [13, с. 222]. В.Б. Лебединцев сущность дидактической компетентности видит в «выстраивании индивидуальных образовательных стратегий в отношении разных учеников» [14, с. 37].
Субъектом дидактической компетентности называются самые разные категории педагогических работников. В.И. Гринев включает ее в дидактико-компетентностный модуль дидактической культуры будущего учителя [1]. Исследование Т.В. Штыковой посвящено формированию коммуникативнодидактической компетентности будущих учителей [15]. П.Г. Постников рассматривает дидактическую компетентность учителя истории [16]. О необходи-
мости формирования дидактической компетентности учителя физической культуры пишет Ю.Д. Железняк [17, с. 3]. Л.А. Муслова выделяет дидактическую компетентность в ряду наиболее профессиональнозначимых индивидуально-личностных качеств преподавателя иностранного языка [18, с. 11]. По мнению Б.Т. Барсай, профессионально-дидактическая компетентность является главной составляющей профессионализма учителей начальных классов [19]. В.С. Лазарев субъектом дидактической компетентности называет преподавателя вуза [20, с. 31]. Д.В. Смирнов коснулся проблемы дидактической компетентности педагога дополнительного образования [21]. Ю.Н. Ванеева предметом исследований также сделала дидактическую компетентность педагога дополнительного образования [21]. А.П. Панфилова и Т.П. Андреева анализируют дидактическую компетентность преподавателя-игротехника [22]. Т.И. Березина изучает дидактическую компетентность руководителя современного учреждения образования
[2]. М.А. Валеева включает дидактическую компетентность в состав профессионализма педагога дополнительного образования как связанную с организацией обучения по профилю [4]. Л.З. Тархан анализирует дидактическую компетентность инженера-педагога [11].
Некоторые теоретики и практики используют понятие «дидактическая компетентность» не в отношении педагога, а в отношении других субъектов образовательного процесса. Так, дидактическая компетентность дошкольника как познание ребенком окружающего мира и самого себя относится О.В. Александровой и Л.П. Угловой к числу новообразований дошкольного возраста [23]. Т.Л. Савустьянен-ко субъектом дидактической компетентности называет слушателя системы повышения квалификации [24]. Нередко субъектом дидактической компетентности называют студента. В.А. Баландин, К.Ю. Чернышенко, Т.А. Эфендиев преследуют цель повышения уровня дидактической и методической компетентности родителей [25].
Исследователи дидактической компетентности подчеркивают ее значение. По мнению О.А. Митрохо-вич, «дидактическая составляющая - это основа основ профессиональной компетентности учителя» [26]. Опережающее развитие дидактической компетентности основных субъектов образовательных отношений В.И. Митрохин считает условием модернизации отечественного высшего образования [27]. В.И. Подобед и М.Д. Махлин значение дидактической компетентности видят в том, что она «проявляется не в статике, а в динамике учебного процесса» [28, с. 70]. О. Донецкая расценивает дидактическую компетентность преподавателя как необходимый фактор эффективности электронных курсов [29]. Е.В. Дьяченко признает дидактическую компетентность субъективным условием эффективности профессионально-педагогической
деятельности [30, с. 91]. Авторы видят «в дидактической компетентности, непрерывно совершенствуемой и обогащаемой, ресурсы развития педагогического профессионализма» [30, с. 92].
Некоторые исследователи, говоря о значении дидактической компетентности педагога для его профессионализма, описывают ее конкретные функции. Л.З. Тархан считает, что дидактическая компетентность выполняет познавательно-гносеологическую, регулятивную, инвариантную и интегративную функции. Познавательно-гносеологическая функция, по мнению автора, заключается в том, что дидактическая компетентность позволяет исследовать, системно описывать и пояснять возникающие проблемы образования с позиций современной науки, обеспечивает привлечение современного знания для эффективного формирования и приобщения творческого потенциала человека в интересах профессии и удовлетворения комплекса его потребностей. Регулятивная функция состоит в том, что она выполняет роль внутренней детерминанты субъекта, обусловливающей системный, упорядоченный и целенаправленный характер формирования, развития и оптимального привлечения его потенциала; инвариантная функция обозначает продвижение человека к личным вершинам развития и самореализации; интегративная функция обеспечивает целостность процесса развития и использования человеком инновационно-акмеологической культуры [11].
Для выявления сущности дидактической компетентности важны представления не только о ее функциях, но и о связях с другими подобными феноменами. М.В. Отто, по данным Н.Л. Винниченко, поставлена задача развития рефлексивно-дидактической компетентности учителя [31, с. 167]. Коммуникативно-дидактическая компетентность описана Т.В. Штыковой [15]. О.М. Бобиенко противопоставляет дидактическую компетентность управленческой [32]. Часто дидактическую компетентность дифференцируют от специально-предметной (А.П. Зайцева [33] и др.). Выявление связей дидактической компетентности с другими подобными феноменами позволяет выявить ее виды, среди которых выделяют рефлексивно-дидактическую, коммуникативно-дидактическую, лингводидактическую, психо-лого-дидактическую, информационно-дидактическую и др. Результаты анализа вышеперечисленных работ исследователей убедительно доказывают доминирующую роль интегративной тенденции в профессиональной подготовке педагога.
Иногда под термином «дидактическая компетентность» понимается «методическая компетентность», так же как, например, под содержанием термина «дидактика истории» (П.Г. Постников [34] и др.) подразумевается содержание понятия «методика преподавания истории». Иными словами, деление дидактики на общую и частную приводит к смешению понятий
«дидактическая» и «методическая», в некоторых случаях эти термины неоправданно используются как синонимичные. Подобные ошибки все же свидетельствуют о тесной связи дидактической и методической компетентностей педагога.
Принципиально важным и правильным считаем мнение Ю.В. Маховой, которая дифференцирует индивидуальную дидактическую компетентность педагога и корпоративную дидактическую компетентность персонала образовательного учреждения [9].
Результаты сопоставления мнений авторов о структуре дидактической компетентности позволили составить представление о ее компонентах. Л.З. Тархан выделяет следующие элементы дидактической компетентности как интегративного качества личности инженера-педагога: деятельностный (практический опыт); когнитивный (совокупность знаний предметной сферы, на основе которых формируется компетентность); операционно-технологический (совокупность умений и навыков практического решения задач); личностный (совокупность важных для данной профессиональной деятельности индивидуальнопсихологических качеств и способностей, направленность личности); ценностно-мотивационный (совокупность ценностных ориентаций, мотивов, адекватных целям и задачам деятельности, мировоззренческая позиция); рефлексивный (способность осмысливать, оценивать, прогнозировать деятельность и ее результаты, креативность) [11].
М.Е. Акмамбетова считает, что дидактическая компетентность имеет теоретическую, технологическую и оценочную подструктуры, поскольку является системным качеством педагога [35, с. 245]. Л.М. Чернова и С.Н. Горычева представляют дидактическую компетентность как интеграцию трех ее структурообразующих компонентов: профессионально-определенной концепции «Я - педагог», информационно-инструментальной готовности к организации дидактического процесса и профессионально-деятельностного сознания [36]. В.В. Ильиным, Н.В. Деминой и Л.В. Сабановой в дидактико-методической компетентности учителя информатики выделены когнитивный, мотивационноценностный, операционно-деятельностный, рефлексивно-оценочный, индивидуально-творческий компоненты [37]. Т.В. Штыкова выделила в составе коммуникативно-дидактической компетентности будущего учителя коммуникативно-личностный, дидактический и гностический компоненты [15].
При всем разнообразии подходов авторов к анализу структуры дидактической компетентности обращает на себя внимание тот факт, что исследователи едины в стремлении рассматривать этот феномен как целостное интегративное системное образование, объединяющее когнитивные (теоретические, гностические), профессионально-
деятельностные (операционно-технологические), информационно-инструментальные, личностные, ценностно-мотивационные, рефлексивные (оценочные), креативные (творческие) компоненты. Однако в связи со становящимся характером относительно молодого компетентностного подхода структура дидактической компетентности педагога находится в стадии изучения.
Особое внимание теоретиков и практиков привлекает процесс формирования дидактической компетентности, его этапы, направления, условия и средства. Закономерен интерес к процессу развития дидактической компетентности педагога со стороны учреждений повышения квалификации. Так, А.Г. Кузнецова считает, что «задача институтов повышения квалификации и педагогических вузов в том, каким образом эту дидактическую компетентность выстраивать, каким образом провоцировать актуализацию дидактического знания» [33, с. 110]. Именно на развитие дидактической компетентности направлены многие программы повышения квалификации педагогических работников образовательных учреждений.
Под формированием дидактико-методической компетентности В.В. Ильин, Н.В. Демина и Л.В. Са-банова понимают создание в учебной деятельности педагогических условий, способствующих процессу самосовершенствования и самореализации, образующих систему, находящуюся в динамике и состоящую из этапов, объединенных целью обретения студентами профессиональной компетентности [37].
Принципиально важным представляется вопрос о последовательности возникновения в деятельности педагога новообразований, связанных с дидактической компетентностью. Н.В. Петрова по этому поводу пишет: «При самостоятельном анализе профессиональной деятельности как раз и возникают затруднения, обусловленные дефицитом компетентности в области дидактических знаний и умений. Оптимальный путь преодоления подобных затруднений - последовательное восхождение педагога дополнительного образования по общеизвестным ступеням теоретического знания: от дидактической грамотности, через дидактическую компетентность к высшему уровню -дидактическому мастерству» [38, с. 26].
Исследователи предлагают разнообразные средства развития дидактической компетентности педагога. В качестве таковых В.О. Рябова называет модульные технологии обучения в общеобразовательных школах. Х.М. Курданова и З.М. Сарбашева полагают, что совершенствование дидактической подготовки связано с технологией проблемного обучения [39]. Для снятия дидактических затруднений М.Л. Журавлева предлагает использовать возможности педагогической практики и наставничества [40]. Инструментом развития дидактической компетентности педагога Ю.В. Махова
определяет дидактическое консультирование [9]. Т.Л. Савустьяненко средством формирования дидактической компетентности считает методический менеджмент, понимая под ним определенное структурное и содержательное наполнение учебно-методического комплекса дисциплины [24]. С.В. Кораблева относит дидактическую компетентность к результатам индивидуализации дидактической подготовки будущего учителя к профессиональной деятельности [7].
Очень немногие авторы выделяют специфичные принципы развития дидактической компетентности педагога. Так, Т.В. Штыкова в основу модели развития данного вида профессиональной компетентности педагога положила принципы полисубъектности, интеграции разнохарактерного содержания профессиональной подготовки, интерактивности, прогно-стичности, уровневости и динамичности [15].
При исследовании дидактической подготовки авторы выделяют и основные условия ее формирования. Т.В. Штыкова предлагает следующие условия формирования коммуникативно-дидактической компетентности будущего учителя: реализация личностно-праксиологического подхода; личностное включение студента в процесс коммуникативно-дидактической деятельности; коммуникативно-дидактическое взаимодействие преподавателя и студентов на основе сотворчества [15].
Важным аспектом исследования выступало сопоставление мнений об уровнях, критериях и показателях дидактической компетентности. М.Н. Певзнер, О.М. Зайченко и С.Н. Горычева выделяют три уровня дидактической компетентности (репродуктивный, эвристический, креативный) и описывают их характерные особенности [41]. В.В. Ильин, Н.В. Демина и Л.В. Сабанова рассматривают три уровня сформи-рованности дидактико-методической компетентности будущих учителей информатики (начальный, средний и высокий) [37]. В некоторых образовательных учреждениях в целях самоаттестации предприняты попытки сформулировать критерии оценки обучающимися дидактической компетентности педагога. Дидактической компетентности учителя и путям ее диагностики посвящена глава учебного пособия В.В. Серикова [42]. Конкретные действенные формы диагностики дидактической компетентности учителя предложены
О.А. Митрохович [26].
Таким образом, дидактическая компетентность педагога представляет собой сложноструктурированный, полифункциональный, разноуровневый, динамичный социально-психологический феномен, требующий своего развития в системе непрерывного профессионально-педагогического образования.
Библиографический список
1. Гринев В.И. Формирование дидактической культуры будущего учителя : дис. ... канд. пед. наук.- Харьков, 2003.
2. Инновационные ресурсы современного урока [Электронный ресурс]. - иКЬ: http://www.berdsk-edu.ru/ press-reliz_15.htm.
3. Демченко С.А. Развитие профессионально-педагогической компетентности преподавателей специальных дисциплин высших технических учебных заведений : дис. ... канд. пед. наук. - Кировоград, 2005.
4. Валеева М.А. Сущность и особенности понятия «профессионализм педагога дополнительного образования» [Электронный ресурс]. - ЦКЬ: http://www.rusnauka.com/ ESPR_2006/Pedagogica/6_valeeva%20m.a..doc.h1m.
5. Смирнов Д.В. Педагогические компетентность и компетенции педагога дополнительного образования -руководителя туристско-краеведческого похода // Казанский педагогический журнал. - 2008. - №4 (58).
6. Савинков Ю.А. Специфические педагогические компетенции многопрофильного педагога сельской малочисленной школы // Вестник ВГУ [Электронный ресурс]. - ЦКЪ: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=104419.
7. Кораблева С.В. Индивидуализация дидактической подготовки будущего учителя к профессиональной деятельности : дис. ... канд. пед. наук. - М., 1997.
8. Крылова О.Н. Развитие знаниевой традиции в современном содержании отечественного школьного образования : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - СПб., 2010.
9. Махова Ю.В. Использование группового консультирования при формировании дидактической компетентности педагогов // Среднее профессиональное образование. -2009. - №5.
10. Ильин В.В., Демина Н.В., Сабанова Л.В. Условия формирования дидактико-методической компетентности у будущего учителя информатики при изучении программирования [Электронный ресурс]. - иКЬ: Ы1р://%'%гмг^агГ гиЛ4-8-2009^р.
11. Тархан Л.З. Дидактическая компетентность инженера-педагога: теоретические и методические аспекты : монография. - Симферополь, 2008.
12. Чошанов М.А. Дидактическая инженерия: анализ и проектирование обучающих технологий. - Блумингтон ; Индиана, 2009.
13. Шамсутдинова И.Г. Дидактическая компетентность учителя // Высшее педагогическое образование в России : материалы международ. науч.-практ. конф. : в 2 ч. - М., 1997. - Ч. 1.
14. Лебединцев В.Б. Коллективные учебные занятия как средство обеспечения индивидуальных учебных траекторий учащихся малочисленных сельских школ : дис. ... канд. пед. наук. - Красноярск, 2008.
15. Штыкова Т.В. Формирование коммуникативно-дидактической компетентности у будущих учителей : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск,
2003.
16. Постников П.И. Дидактика истории (на пути к профессиональному мастерству) // Образование: исследовано в мире [Электронный ресурс]. - URL: http://www.oim.ru/ reader.asp?whichpage=1&mytip=1&word=&pagesize=15& Nomer=409].
17. Железняк Ю.Д., Минбулатов В.М. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура». - М., 2004.
18. Муслова Л.А. Педагогические условия повышения качества иноязычной подготовки слушателей вузов МВД Республики Казахстан : автореф. дис. ... канд. пед. наук. -Караганды, 2009.
19. Барсай Б.Т. Научно-педагогические основы формирования профессионально-дидактической компетентности будущих учителей начальных классов : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Усть-Каменогорск, 2008.
20. Лазарев В.С., Ставринова Н.Н. Концепция построения системы подготовки будущих педагогов к исследовательской деятельности // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2009. - №4(7).
21. Ванеева Ю.Н. Дидактические аспекты совершенствования системы повышения квалификации педагогов дополнительного образования детей // Теоретические и практические основы профильного и профессионального самоопределения учащейся молодежи в условиях реформирования общего и профессионального образования РФ : материалы международ. науч.-практ. конф. - Кемерово, 2009. - Ч. 1.
22. Панфилова А.П., Андреева Т.П. Определение образовательной результативности игровых технологий профессионального обучения // Качество 21 век : Инновационный портал [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.quaHty21.ru/mdex.php?module=subjects_tezis&fimc= viewpage&pageid=297].
23. Александрова О.В. К проблеме развивающей программы «Хочу, могу, умею» для детей дошкольного возраста // Психологическая наука: современные тенденции : материалы I Всерос. науч.-практ. конф. - Красноярск, 2007.
24. Савустьяненко Т.Л. Развитие дидактической компетентности слушателя через методический менеджмент [Электронный ресурс]. - URL: http://www.academy.edu.by/ conf_2008/tezisy/Savusjianenko.doc.
25. Баландин В.А., Чернышенко К.Ю., Эфендиев Т.А. Инновационные программы физического воспитания детей дошкольного возраста // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2009. - №3.
26. Митрохович О. А. Диагностика и управление развитием дидактической компетентности учителя [Электронный ресурс]. - URL: http://planetashkol.ru/edu/msk/shkola1270/ about/press/5pr.php.
27. Митрохин В.И. Модернизация отечественного высшего образования: семь заблуждений и иллюзий // Alma mater. Вестник высшей школы. - 2008. - №3.
28. Подобед В.И., Махлин М.Д. Системные проблемы формирования образования взрослых: образова-
тельные услуги, функции, технологии обучения. - СПб., 2000.
29. Донецкая О., Зорге А., Иванова Т., Квирин Р., Макаров В. Интернет-технологии в обучении иностранным языкам : обзор // Интернет-технологии в обучении иностранным языкам. - Казань, 2009.
30. Дьяченко Е.В. Психологическое сопровождение педагога системы подготовки ремесленников: эмпирические предпосылки // Становление и развитие ремесленного профессионального образования в России : тез. докл. междунар. науч.-практ. конф. / под ред. ГМ. Романцева. - Екатеринбург, 2002.
31. Винниченко Н. Л. Современный учитель: подготовка, опыт, компетенции // Вестник ТГПУ - 2005. - Вып. 2 (46).
32. Бобиенко О.М. Современный преподаватель высшей школы: «ментор» или «тьютор» // Вестник ТИСБИ. -
2004. - №2.
33. Зайцева А.П. Непрерывная профессиональная подготовка педагогов для учреждений дополнительного образования [Электронный ресурс]. - ЦКЪ: www.vestnik. adygnet.rU/72007.4.
34. Постников П.И. Дидактика истории (на пути к профессиональному мастерству) // Образование: исследовано в мире [Электронный ресурс]. - ЦКЪ: http://www.oim.ru/ reader.asp?whichpage=1&mytip=1&word=&pagesize=15& №этег=409].
35. Акмамбекова М.Е. Компетентность как деятельностная характеристика специалиста // Южно-Российский вестник геологии, географии и глобальной энергии. - 2006. -№6 (19).
36. Чернова Л.М., Горычева С.Н. Организационноуправленческое сопровождение процесса развития школы // Ментор. - 2007. - №3.
37. Ильин В.В., Демина И.В., Сабанова Л.В. Условия формирования дидактико-методической компетентности у будущего учителя информатики при изучении программирования [Электронный ресурс]. - URL: http://wwwbgarf гаЛ4-8-2009^р.
38. Петрова Н.В. От дидактической грамотности к дидактическому мастерству // Воспитание и дополнительное образование. - 2001. - №2.
39. Курданова Х.М., Сарбашева З.М. Роль дидактического аспекта в профессиональной подготовке студентов вуза // Фундаментальные исследования. - 2008. - №9.
40. Журавлева М.Л. Наставничество как условие повышения качества педагогической подготовки молодых учителей и начинающих специалистов // Образование и саморазвитие. - 2008. - №4 (10).
41. Певзнер М.Н., Зайченко О.М., Букетов В.О. и др. Научно-методическое сопровождение персонала школы: педагогическое консультирование и супервизия. - Великий Новгород, 2002.
42. Сериков В.В. Обучение как вид педагогической деятельности / под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. - М., 2008.